Научная статья на тему 'Этнофункциональный фактор в родительских установках'

Этнофункциональный фактор в родительских установках Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ETHNIC FUNCTIONAL APPROACH / CULTURAL DEVELOPMENT MECHANISMS / ETHNIC FUNCTION OF PEDAGOGIC INTERVENTIONS / PARENTAL ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимохин Владимир Владимирович, Сальникова Юлия Павловна

Представлено экспериментально-психологическое исследование, в ходе которого выявлена роль этнофункционального развития в формировании у женщин 20-40 лет родительских установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnofunctional factor in parental attitudes

This artical presents the results of experimental psychological study which explored the role of ethnofunctional development in parental attitudes formation of 20-40 years old women.

Текст научной работы на тему «Этнофункциональный фактор в родительских установках»

Общие вопросы психологии

ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВКАХ

В. В. Тимохин, Ю. П. Сальникова

Культура сохраняется в том случае, если обеспечено воспроизводство населения, преемственность поколений и социализация детей. Эти важнейшие человеческие функции осуществляются посредством родительства, по поводу которого каждый народ создаёт собственную однородную систему ценностей, норм и механизмов социального регулирования.

С середины XX в. во многих странах мира в условиях взаимопроникновения различных культур и унификации образа жизни начала складываться ситуация, характеризуемая исследователями как кризис идентичности. В этнопсихологическом плане он связан с тем, что стандарты, стереотипы поведения и духовные ценности различных национальных групп приходят в противоречие. В семье он проявляется в разрушении традиционных моделей, рассогласовании супружеских ролей, ослаблении внутренних связей, изменении ценностных ориентаций и жизненных приоритетов, репродуктивных установок и родительского поведения. Н. Пезешкиан1 отмечает, что сегодня «почти не сохранилось чёткой системы оценок применительно к такой области, как “правильное воспитание”. В прежние времена различия и мораль обеспечивали критерии, “стандарты” и цели обучения и социального поведения...». Автор пишет: «Плюралистическое сосуществование во многих семьях и группах, где каждый придерживается различных философских, этических и религиозных взглядов и живёт согласно специфическим производственным отношениям и правилам человеческого поведения, становится нормой воспитательной ситуации внутри отдельной семьи»2. Наличие противоречий в воспитании, разрыва между жизнью взрослых и детей, кризиса детства, отсутствие понимания «куда вести» ребёнка отмечается и современными отечественными авторами3.

Кризис культуры в современном мире можно описывать как кризис этнической идентичности по культурно-психологическому (в том числе религиозномировоззренческому), расово-биологическому и климато-географическому «водоразделам» этнических признаков, так как сама этничность человека характеризуется именно этими тремя группами признаков4.

Этническую функцию элементов системы отношений личности в плане её гармоничности и целостности учитывает этнофункциональный подход в психологии. Одним из основных в этом подходе является понятие этнофункционального рассогласования элементов психики, которое наблюдается, когда эти элементы рассогласованы с точки зрения их этнической функции5. Примером таких рассогласований могут служить случаи, когда психика человека в той или иной мере этнически маргинализирована. В частности, человек может не иметь определённого религиоз-

ного мировоззрения, но придерживаться разнородных норм и правил, относящихся к таким разным конфессиям, как буддизм и христианство (рассогласование по отношению к социокультурным признакам), одновременно предпочитать в питании такие разнородные продукты, как ржаной хлеб и бананы (рассогласованность отношения к биологическому взаимодействию с внешней средой), или мечтать о том, чтобы постоянно жить в тропическом климате, несмотря на то что сам родился и вырос в северных широтах (рассогласование отношений к климато-географическим этническим признакам) и т.д.

Этнофункциональные рассогласования определяют нарушение этноида как системы отношений человека к внешним и внутренним этническим признакам (т. е. этносреде), к содержанию и последовательности стадий этногенеза собственного народа. Соответственно, этноид имеет два измерения — пространственное и историческое (временное). Принадлежность к тому или иному этносу и (или) этнической системе определяется местом рождения и проживания данного человека.

Этноид вовсе не обязательно соответствует какому-либо реальному историческому этносу. Например, мы часто сталкивались со случаями, когда человек предпочитал для постоянного места жительства среднерусский ландшафт при условии, «чтобы зимы вообще не было», и т.д. Часто встречаются случаи, когда человек, любящий родную, например среднерусскую, природу, предпочитает в питании такие экзотические продукты, как киви, бананы и т.п.

С позиций психологического этнофункционального подхода воспитание — это деятельность по передаче содержания (ценностей, духовно-нравственных ориентиров, исторических традиций и пр.) конкретной культуры, а не абстрактного «культурно-исторического опыта», учитывается этническая относительность культур и последовательная смена стадий развития конкретных исторически различных этнокультурных форм. Такая позиция соответствует взглядам Л. Н. Гумилёва6 и

Н. Я. Данилевского7, А. Тойнби8, О. Шпенглера9 и др., которые, наряду с общностью законов и цикличностью культурного развития, подчёркивали определённую содержательную этнокультурную независимость человеческих сообществ, в развитии которых осуществляется последовательная трансформация от синкретического язычески-природного мировоззрения и мироощущения к преобладанию монотеистического компонента и выраженному единству и определённости религиозноэтической концепции в обществе и, наконец, до просвещённого «цивилизованного» и «технологического» мировоззрения.

Базовым в этнофункциональном подходе является понятие об этнофункцио-нальной архегении личности, как идеальном прообразе естественного развития личности в конкретной этносреде. Под этносредой понимается внутренняя и внешняя среда человека10 (психика, антропо-биологические характеристики, климат, ландшафт, животный и растительный мир, социокультурное окружение и др.) как система этнических признаков — климато-географических, расово-биологических и культурно-психологических (включая конфессиональные).

Предполагается, что в своём развитии личность должна пройти ряд последовательных стадий, повторяющих общий план развития этносреды её рождения

и проживания. Причём каждая из стадий характеризуется оптимальным для развития личности возрастным периодом, хотя этнофункциональное развитие личности характеризует в первую очередь психологический возраст личности. Этнофункцио-нальными критериями соответствия развития личности стадиям её этнофункцио-нального развития являются экспертные оценки и данные наук — биологии, географии, этнологии, истории, фольклористики, а также специалистов в таких областях, как литература, музыка и пр.

В рамках, ограниченных задачами нашего исследования, для русской этно-среды можно выделить 3 стадии:

1. Сказочно-мифологическая. Соответствует «языческому» этапу развития русской этносреды (оптимальный возрастной интервал от 2 до 5 лет).

2. Религиозно-этическая. Соответствует «христианскому» этапу развития русской этносреды и (оптимальный возрастной интервал от 5 до 8 лет).

3. Научно-познавательная. Соответствует этапу «просвещения» в развитии русской этносреды (этап просвещения). Оптимальный период для начала стадии — примерно с 7-8 лет11.

В данной работе изучали связи этнофункциональных особенностей развития и содержания этноида с содержанием родительских установок у женщин. В исследовании в качестве испытуемых участвовали 40 замужних женщин, как имеющие. так и не имеющие детей. Возраст — от 20 до 40 лет. Все женщины проживают в г. Москве, имеют высшее или неполное высшее образование. Участие в исследовании осуществлялось на добровольной основе.

Для выявления отношений испытуемых к элементам этносреды и этнофунк-циональных особенностей психического развития использовался метод структурированного этнофункционального интервью12. Родительские установки выявлялись при помощи методики изучения родительских установок PARI (parental attitude research instrument). Эта методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет. Опросник направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания и не связан с установками на воспитание конкретного ребёнка. Данная методика была выбрана в связи с возможностью её использования как у женщин, имеющих детей, так и у не имеющих. Для статистической обработки данных использовался статистический модуль в MS Excel. С целью установления связей между особенностями этнофункционального развития и родительскими установками использовался коэффициент корреляции Пирсона (уровень значимости r < -0,30 или r > 0,30 в соответствии с классификацией корреляционных связей.

Данное исследование выявило у испытуемых ряд связей между нарушениями этнофункционального психического развития и наличием аспектов-признаков неблагоприятных родительских установок. Большое количество рассогласований в отношении к расово-биологической группе этнических параметров (предпочтительный тип питания и отношение к морфотипическим особенностям) связано с

низкими показателями по параметрам «Вербализация» (r = -0,35) и «Партнёрские отношения» (r = -0,44). Это говорит о проблемах в установлении оптимального эмоционального контакта с ребёнком при наличии данных рассогласований, стремление занять по отношению к ребёнку доминирующую позицию и сложности в вербальном взаимодействии. И по этой причине вероятна возможность применения физической силы при решении каких-либо вопросов.

Чем больше рассогласований в содержании климато-географической части этноида, тем выше показатели по параметрам «Чрезмерная забота» (r = 0,30), «Исключение внесемейных влияний» (r = 0,39), «Доминирование матери» (r = 0,32), «Чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка» и ниже показатель по параметру «Стремление ускорить развитие ребёнка» (r = -0,37). В данном случае низкие значения аспекта-признака «Стремление ускорить развитие ребёнка» говорит об обратном стремлении — замедлить развитие, создать условия зависимости. То же наблюдается и при нарушении содержания сказочно-мифологической стадии этнофунк-ционального развития. Данные связи показывают склонность к гиперопекающей, сверхтревожной родительской позиции испытуемых, имеющих рассогласования по отношению к данной группе этнических признаков. Матерям с такими рассогласованиями внешний по отношению к семье мир представляется опасным, ненадёжным, что приводит к стремлению оградить от него ребёнка, «закуклить» его в семье,

и, как следствие, его инфантилизации.

Кроме того, большое количество рассогласований в климато-географиче-ской части этноида дают низкие показатели по параметру «Излишняя строгость» (r = -0,33). Рассогласования именно в этой группе этнических признаков имеют значительное влияние на энергетический психический потенциал человека, обеспечивающий его более или менее успешную адаптацию к собственной внешней и внутренней среде. При понижении этого потенциала общая слабость личности и несклонность к твёрдости имеет результатом сниженную вероятность проявления строгости, а возможно, даже страх проявления строгости, опасения обидеть ребёнка и таким образом отдалить его.

Нарушение возрастных рамок религиозно-этической и сказочно-мифологической стадий этнофункционального развития связаны с высокими показателями по параметру «Чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка» (r = 0,40 и r = 0,42, соответственно), что говорит о нарушении эмоционально-мотивационного развития, а также контроля над своими эмоциями. В данном случае речь идёт о неспособности к эмпании, неумении понимать и сочувствовать, а также о повышенной тревожности, вследствие чего возникает склонность к гиперопекающей установке.

Рассогласования в самоидентификации испытуемых дают низкие показатели по параметру «Чрезмерная забота» (r = -0,40). Согласно теории психосоциального развития Э. Эриксона, самотождественность (самоидентичности) облегчает созревающей личности развитие способности к близости, обеспечивает умение выйти за пределы эгоизма и личных интересов и заботиться о других. Поэтому нарушение идентичности и имеет своим следствием неумение заботиться о других.

Нарушения в прохождении религиозно-этической стадии этнофункциональ-ного психического онтогенеза и рассогласования в области социокультурных этнических параметров коррелируют с низкими показателями по параметрам «Подавление воли ребёнка» (г = -0,33) и «Подавление сексуальности» (г = -0,41). Эти связи обусловлены этнокультурными особенностями русского народа. Православие, являясь традиционной верой данного этноса, всегда имело прямое влияние на воспитание детей. В традиционном православии не принято акцентировать внимание на сексуальных аспектах. Кроме того, в русской православной традиции принято почитание старших и послушание им. Этим и объясняется наличие низких показателей по аспектам-признакам «подавление воли ребёнка» и «подавление сексуальности». Испытуемые с нарушенным религиозным мировоззрением и отсутствием представлений о культурных традициях своего народа в большей степени склонны нарушать иерархию в отношениях и стимулировать развитие сексуальности своего ребёнка.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что этнофункцио-нальные рассогласования в психике женщины связаны с выраженной тенденцией к гиперопекающим родительским установкам, при нарушении иерархичности отношений и неспособности наладить эмоциональные отношения с ребёнком.

1 Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993. С. 28.

2 Там же.

3 Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 20-29.

4 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990; Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М., 2008.

5 Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2004.

6 Гумилев Л. Н. Указ. соч.

7 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

8 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

9 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. Т. 1.

10 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

11 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.; Тимохин В. В. Возрастные границы стадий этнофункционального психического онтогенеза и влияние типа их прохождения на степень адаптации/дезадаптации // Журнал прикладной психологии. 2003. № 4-5. С. 58-67.

12 Тимохин В. В. Методика выявления этнофункциональных рассогласований и нарушений психического онтогенеза // Журнал прикладной психологии. 2002. № 3. С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.