Научная статья на тему 'Этнофольклорное наследие регионов Северо-Запада и Центра России и возможности создания туробъектов на его основе'

Этнофольклорное наследие регионов Северо-Запада и Центра России и возможности создания туробъектов на его основе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнофольклорное наследие регионов Северо-Запада и Центра России и возможности создания туробъектов на его основе»

Н. К. Теренина, К. В. Шустелев, В. В. Ильин

ЭТНОФОЛЬКЛОРНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-ЗАПАДА И ЦЕНТРА РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ТУРОБЪЕКТОВ НА ЕГО ОСНОВЕ

Фольклорный туризм - если подразумевать под ним посещение территорий и отдельных объектов, тем или иным образом связанных с легендарными (сказочными) персонажами, попутно изучая древние обычаи, ремесла и уклад жизни местного населения - чрезвычайно популярен сейчас как в России, так и в других странах. Достаточно вспомнить толпы русских туристов, едущих в Великий Устюг посмотреть резиденцию Дедушки Мороза, и еще большие толпы со всех частей света - в Рованиеми взглянуть на "настоящего" Санту

Развитие туризма в Псковской области всегда признавалось весьма перспективным в экономическом отношении направлением хозяйственной деятельности, даже специализации, региона. Однако реализации реальных проектов в сфере туриндустрии препятствовали и низкая инвестиционная привлекательность региона (при условии, что туризм - весьма капиталоемкая отрасль), и его транспортная разобщенность, и длительная окупаемость проектов. В связи с целым рядом экономических проблем подобного плана, которые не под силу региону преодолеть самостоятельно, без привлечения инвестиционных средств, развитие туризма в Псковской области носит декларативный характер.

Однако в других регионах Северо-Запада и Центра РФ, со сходным историко-культурным, природным потенциалом, туриндустрия развивается значительно более успешно. В разработке успешных региональных стратегий развития туризма в целом ряде субъектов РФ в качестве одного из наименее капиталоемких, но достаточно эффективных направлений выступает так называемый "фольклорный туризм", подразумевающий использование в качестве базового ресурса этнокультурное наследие территории. Фольклорное наследие этнически однородных территорий Северо-Запада и Центра России нельзя недооценивать: именно эти территории особенно богаты историко-культурными объектами, живописны-

ми ландшафтами и уникальными фольклорными традициями населения.

Для развития туризма в Псковской области обращение к фольклору, как кажется на первый взгляд, может стать очень неплохим решением. Ведь просто так, без рекламного популистского обрамления "просто-сами-по-себе-красоты" природы Псковщины вряд ли найдут и свою целевую туристическую аудиторию и своих инвесторов. Вполне обоснованной представляется идея о том, что Псковская область сумеет занять должное место на рынке туристических услуг в случае, если будет сформирован удачный, легко узнаваемый и популярный среди разных возрастных групп населения образ территории "в связке" с фольклорно-приключенческим обрамлением.

Для того, чтобы определиться с перспективами разработки подобной концепции в конкретном регионе, необходимо продумать два ключевых ее аспекта - теоретический и практический [2]:

- Теоретическая часть необходимой проектной работы опирается, с одной стороны, на определение специфики фольклорно-приключенческого туризма как вида турпродукта, а с другой - на оценку уже сложившейся системы подобных услуг в России. По результатам сбора материалов удалось получить достаточно полный список "фольклорно-сказочных" географических объектов, на основе которого можно представить интересный потребителям туристических услуг разных возрастов и весьма познавательный экскурс в "географию русских сказочных персонажей и территорий.

- Практическая составляющая работы должна быть основана на экономической оценке перспектив реализации конкретных проектов в области фольклорного туризма.

Русские фольклорные сказки интересны современному человеку отнюдь не только как литературные произведения. Слишком глубоко уходят созданные ими образы в национальное сознание, формируя и стереотипы пове-

дения, и критерии успеха и неуспеха, добра и зла, справедливости и воздаяния. Истинная ценность сказки для русской культуры и искусства во многом определяется ее происхождением из мифов и ритуалов и органической связью с ними. Основные сказочные мотивы и сюжеты непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же, что и на заре человечества. Это позволяет сказке не терять привлекательность и актуальность и в наши дни. Такая преемственность позволяет сказке, вытекая из прошлого, находится в настоящем и перебрасывать мост в будущее [1].

Яркие сказочные образы, рожденные и "ограненные" поколениями сказочников, а потому несущие предельно конкретную нравственную и художественно-эстетическую нагрузку, являются органичной частью и современной культуры тоже. Их образы широко используются в литературных обработках (авторских сказках), массовых развлекательных мероприятиях, рекламе и даже для анализа моделей поведения в исследованиях психологов [3].

Именно поэтому стратегии развития фольклорного туризма, реализованные в нескольких регионах Северо-Запада и Центра России, оказались востребованными и в целом ряде случаев весьма экономически успешными.

Систематизация литературных источников, как самих текстов русских народных сказок, так и научных монографий, посвященных их изучению, позволила определить круг фольклорных персонажей, чей легендарный "жизненный путь" связан или мог бы быть связан с теми или иными территориями Северо-Запада и Центра России. В этот список попали как вымышленные фольклорные персонажи, так и те, которые, возможно, имели реальных исторических прототипов.

Действительно, довольно часто фольклорные герои являются "сказочной трансформацией" реальных исторических персонажей [1; 4]. Склонные к гиперболизации подвигов предков сказки постепенно "усилили" значимые их черты и сформировали уже не реальный, а безусловно мифологический их облик. К таким персонажам, вероятно, относятся Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Всеслав Чародей и т.п. [5]. Но далеко не

все фольклорные персонажи имеют хотя бы отдаленно напоминающие их прототипы. К таковым относятся Дед Мороз со Снегурочкой, Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и т.п. Однако в любом случае рассмотрение этнофольклорных истоков формирования того или иного образа весьма интересно, но не очень существенно для разработки концепции успешного турпродукта: "историческое правдоподобие" практически не оказывает влияния на популярность и востребованность конкретного образа в качестве "туристического бренда" территории.

Конечно, ни один из персонажей русского фольклора (за небольшим исключением) не имеет определенного географически конкретного ареала, связанного с какими-либо вехами его "жизни". Однако, оценив популярность фольклорных персонажей у людей разного возраста и уровня образования, нетрудно предположить, что подобную "географическую привязку" сказочных героев стоит придумать хотя бы потому, что это может стать весьма прибыльным.

О значении туризма в Псковской области сказано очень много, сделано же очень мало. Наиболее широко распространенным заблуждением является следующее: "У нас есть достопримечательности, к нам поедут их смотреть". Но при этом как-то упускается, что люди ездят в основном не смотреть на некие архитектурные памятники, а попросту отдыхать и развлекаться. А для отдыха и развлечений нужна соответствующая инфраструктура, нужны инвестиции в строительство гостиниц, развлекательных комплексов. Как тут не вспомнить о чрезвычайно привлекательных для семейного (между прочим, очень прибыльного) туризма объектах - "порождениях" векового сказочного фольклорного творчества русского народа? Весьма популярны, например, туры в Вологду с посещением Великого Устюга - города прекрасной храмовой архитектуры, более известного теперь как родина Дедушки Мороза. Псковской области есть "у кого поучиться", однако пока пассивно "учились", все главные "сказочные бренды" оказались уже поделенными между другими областями. В нашей стране, например, оказалось целых четыре "родины Бабы-Яги", две резиденции Деда Мороза и т.п.

К интересным проектам в области фольклорного туризма в регионах Северо-Запада и Центра России можно отнести следующие:

- Проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" существует и развивается с ноября 1998 г. За эти годы он прошел путь от фантастической идеи до общероссийского национального бренда. Сотни тысяч детей и взрослых или приезжали в гости, или писали письма Деду Морозу. Развлекательный центр "Вотчина Деда Мороза" включает в себя комплекс услуг: питание, быт, прокат маскарадного и спортивного инвентаря, катание на лошадях, снежных мотоциклах, лыжах, коньках, санях -зимой, прогулочных лодках, водных велосипедах - летом. Объекты парка разместятся на открытом воздухе, гармонично сливаясь с природными ландшафтами, и в закрытых помещениях. В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. В самом городе Великий Устюг находится "Почта Деда Мороза", специализированное почтовое отделение, принимающее и отправляющее всю переписку Деда Мороза.

- Лапландский биосферный заповедник -это 20 тысяч гектаров тундр. Уникальный птичий резерват в эти новогодние дни становится местом паломничества туристов и школьников. Именно здесь располагается жилище самого северного в мире лапландского Деда Мороза. Лапландская резиденция по-своему примечательна - она совсем рядом от знаменитой деревушки Рованиеми, где живет Санта Клаус. Гора Корватунтури, на вершине которой, по преданию, живет Йоулупукки - финский Дед Мороз,

- почти целиком расположена на суверенной территории Российской Федерации, в Ковдорс-ком районе Мурманской области.

- Кострома - родина Снегурочки. Именно здесь была написана пьеса А. Н. Островского "Снегурочка". Отец драматурга коренной костромич Николай Федорович Островский в 1847 г. приобрел в Кинешемском уезде Костромской губернии имение Щелыко-во. Оно стало главным творческим пристанищем Александра Николаевича и готовой декорацией для трогательного рассказа о дочери Весны-Красны и Деда-Мороза.

- Тверская область - родина Кощея Бессмертного. Согласно легенде, сказочный пер-

сонаж обитал в Старицких пещерах. Стариц-кие пещеры планируется открыть для посещения туристов. Это бывшие каменоломни, где добывался известняк, из которого построены многие древние храмы Белокаменной, а также Тверской, Московской и ряда других областей. Протяженность пещер составляет более 30 км. Они известны постоянным микроклиматом и целебными свойствами,

- В Ярославской области не так давно отметили 480-летие села Кукобой. Празднование проходит ежегодно в последнюю субботу июня - в день рождения "коренной жительницы" села - Бабы-Яги. Согласно легенде, в дремучих Кукобойских лесах в незапамятные времена жила старушка-затворенка, настоящая древнеславянская Баба-Яга - символ домовитости, хранительница обычаев и традиций рода. За год в музее Бабы-Яги бывает более пяти тысяч туристов.

- В Ивановской области (г. Фурманов) -еще ода "родина" Бабы-Яги. Хотя в программе по развитию туризма в области этот маршрут не значится, однако, уже сейчас проводятся экскурсии "тропою Бабы-Яги" и даже построена резиденция - знаменитая избушка. Нынешний город Фурманов и его округа - вполне колоритная родина русской Бабы-яги. Где-то здесь еще в XVII в. можно было увидеть славянские капища и идолища. Глухой угол на границе Ивановской и Костромской области до последнего времени был центром языческих верований. Старое название Фурманова - Се-реда-Упино, роднее края для легендарной злодейки русских сказок - Бабы-Яги действительно трудно представить.

- Город Старица Тверской области - еще одна родина Бабы-Яги. По легенде, после нашествия Орды в поселении, которое было на месте Старицы, выжила единственная старушка, которая спряталась в подвале. А старушка -это и есть старица, она же - Баба Яга. Теперь герб Старицы украшает ее стилизованный портрет (старушка с клюкой), а на главной площади города стоит памятник. Поселение Бабы-Яги в Старице удобно еще и близостью к "месту проживания" Кощея Бессмертного.

- Архангельская область также претендует на звание родины Бабы-Яги. Инициатива разработки данного проекта Бабы-Яги принадлежит Центру развития информационных тех-

нологий (ЦРИТ) "Поморье". Планируется в одном из уголков Поморья построить избушку на курьих ножках. Кроме того, рассматривается производство сувениров, устроен конкурс на лучшую Бабу-Ягу. В отдаленной перспективе предполагается организация знаменитого НИИЧАВО (по знаменитому произведению братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу") - Научно-исследовательского института чародейства и волшебства, что, скорее всего, привлечет значительное количество туристов. Существует и "официальная гипотеза" происхождения Бабы-Яги именно из этих мест: Баба-Яга - воспоминание о женских божествах финно-угорских народов (чуди), населявших северные края до прихода славян. Верховной богиней чуди была Иомала (Юмала), чьи идолы в древности возвышались на опушках лесов Поморья.

- В Кирмском районе Тверской области есть деревня Гадово, где довольно успешно реализуется проекта "Гадово - родина Змея Горыныча". Нынешняя деревня Гадово находится в низине по берегу реки Хотча. Испокон века здесь водилось великое множество ужей, медянок и гадюк. Местным жителям запомнилось, что когда в начале ХХ в. здесь стали строить железную дорогу, то колеса вагонов были красными от змеиной крови. Из разрядных книг известно, что сельце Гадово существовало еще в XVII в. Его владельцами в разное время были Костомаровы, Дохтуровы и другие дворяне. А последний владелец - купец Зызы-гин - построил в Гадове спиртзавод. Так сплелись воедино три реалии - змеиное место, старинное село и спиртзавод. В Доме ремесел уже открылся целый музей змей ("гадов").

- С 1991 г. на Верхней Волге в городе Мышкин существует Музей Мыши. В городе Мышкине в 1996 и 2008 гг. (годы Мыши по восточному календарю) был организован международный Фестиваль Мыши.

- Город Дмитров - место реализации проекта "Путешествие к Царевне-лягушке". Туристам здесь предлагается экскурсия по историческому центру города с посещением терема Царевны-лягушки, где экспозиция описывает, как лягушка-квакушка превратилась в "Царев-ну-лягушку" в городе Дмитрове, который и стал ее родиной. Сам Дмитров - один из самых древних и красивых городов Подмосковья, осно-

ванный Юрием Долгоруким в 1154 г. Князь Юрий Долгорукий воздвиг крепость не на холме, как это было принято в те времена, а на болотах, полагая, что непролазные топи лучше всего защитят его детище. Именно этому стратегическому замыслу князя Дмитров и обязан своим историческим прозвищем - лягушачье царство. В городе есть фонтан-памятник лягушке ("Ожидание").

Выбор стратегии и реализация конкретных проектов в сфере фольклорного туризма связано с принятием нескольких важнейших, базовых, решений. Например, важным является решение о широте предлагаемых услуг. Желательным является предложение широкого ассортимента. Однако в условиях рынка предприятие на основании маркетинговых исследований должны определить, каким количеством ассортимента заниматься, и отобрать из них наиболее выгодные для себя. Следует помнить и о сезонности многих потенциальных фольклорных развлечений (зима с Дедом Морозом и Снегурочкой, лето - с Лелем, осень

- с Гусями-Лебедями, например).

Решив прибегнуть к стимулированию сбыта фольклорных турпродуктов, туристские предприятия должны определить его задачи, отобрать необходимые средства стимулирования, с опорой на менталитет россиян и туристов из других стран [2].

Необходимо последовательно продумать следующие ключевые аспекты:

- выявление целевых групп потребителей

- скорее всего, в данном случае это будут семьи с детьми (установление рынка сбыта);

- выбор форм и методов подачи на рынок и сбыта товаров;

- организация оказания услуг клиентам;

- рекламно-информационная деятельность туристского предприятия.

Ностальгический тур ("в детство") на места исторического проживания сказочных и вообще - литературных персонажей (nostaligie tour) широко распространен в странах Европы. Долина Мумми-Троллей близ Тампере, музей персонажей сказок Астрид Линдгрен в Стокгольме, посещение деревни д'Артаньяна близ Оша во Франции и, наконец, известная во всем мире деревушка Рованиеми

- резиденция знаменитого Санта-Клауса.

В "связке" с фольклорным сюжетом очень неплохо демонстрировать и природноэкологические объекты. Эти природные туристические ресурсы сами по себе продвигать на туристическом рынке сложно, а вот если подвести под них "волшебно-увлекательное" основание - получится интересно: родничок, из которого пила Снегурочка; древний дуб, где в сундуке хранится смерть Кощея, река Волхов

- в контексте легенды о Садко и т.п. Нечто подобное предлагается туристам, посещающим Пушкинские горы: многие из них искренне верят в то, что только здесь, да разве что еще в Болдино, осень - действительно Золотая! Они пытаются увидеть красоту "глазами Пушкина"

- и потому пейзажи кажутся еще красивее и романтичнее. Подобным образом "оживить" можно что угодно, а уж красивых мест на Псковщине хватает. Например, чудный вид от деревни Литово Новоржевского района на гору Судому. А что, если именно тут сошел с коня легендарный князь-колдун Всеслав-Чаро-

дей и, пронзив взором дали, узрел, как со стороны Новгорода к Судоме подходит войско Ярослава Мудрого. А ведь именно на Судоме таинственный Всеслав победил Ярослава (по легенде, в бою Чародей обернулся туром (зубром) с золотыми рогами и тем привел противника в мистический трепет) [6].

Иногда говорят, что "туризм - последний шанс отсталых регионов", но нужно ли понимать это буквально? С одной стороны - да, Псковская область является крайне проблемным, действительно отсталым по сравнению с соседними субъектами РФ регионом. Но с другой - не это ли дополнительный шанс, особый стимул к развитию: ведь это территория с богатой, чрезвычайно колоритной историей, уникальной природой, выгодным географическим положением с точки зрения развития, к примеру, все того же туризма. Для староосвоенных территорий Северо-Запада и Центра России, а к ним относится и Псковщина, развитие фольклорного туризма может стать весьма успешным.

Литература

1. Адоньева С. Б., Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. - Л.: ЛГУ, 1989.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский Торговый Дом "Герда", 2001. - 320 с.

3. Георгиева ТС. Русская культура: история и современность: учебное пособие. - М.: Юрайт, 1998. - 576 с.

4. Народные русские сказки. Под ред. А. Н. Афанасьева. В 3 т. - М., 1985-1986.

5. Пропп В. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1998.

6. Семенова М. Мы - славяне. - СПб.: "Азбука - Терра", 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.