Научная статья на тему 'Развитие франчайзинга медицинских услуг в России'

Развитие франчайзинга медицинских услуг в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
325
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЙ РЫНОК / ФРАНШИЗА / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / FRANCHISING / FRANCHISING MARKET / FRANCHISE / FRANCHISOR / FRANCHISEE / CONSUMERS / HEALTHCARE / MEDICAL ENTERPRISES / PAID MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максимова Татьяна Геннадьевна, Иванов Егор Владимирович

Частная медицина в последнее десятилетие развивалась стремительно и является на сегодняшний день полноценным участником системы здравоохранения России. Тем не менее, для дальнейшего развития сектора платной медицины требуются новые подходы и способы ведения хозяйственных взаимоотношений. Авторами рассмотрен один из способов организации бизнеса медицинских услуг -франчайзинг, который, как показал мировой опыт, выступает одним из ключевых факторов развития малого предпринимательства и активно поддерживается правительством развитых стран. В статье проведено исследование современного положения франчайзинга на мировом и отечественном рынках, выделены основные отличия в их структуре. Основное внимание авторы уделили анализу структуры рынка франчайзинга медицинских услуг, выявили основные тенденции и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FRANCHISING OF MEDICAL SERVICES IN RUSSIA

The private medicine has developed rapidly in the recent decade and today it is a valuable member of the health care system in Russia. However, for the further development of the private healthcare sector the new approaches and methods of business operation are required. The authors consider such a method of medical services business as the franchising, which, as exemplified by the world experience, is one of the key factors in the development of small business actively supported by the governments in the developed countries. The article examines the current situation in the global and domestic franchising markets, identifies the main differences in their structure. Special attention is given to the analysis of the market structure of the medical services franchising, and the main trends and prospects of its development.

Текст научной работы на тему «Развитие франчайзинга медицинских услуг в России»

УДК 379.85 Панюков Александр Иванович

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой аграрного туризма Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева

Панюкова Юлия Геннадьевна

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева

БРЕНДЫ КАК ИННОВАЦИОННОЕ РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ АГРОТУРИЗМЕ

Panyukov Alexander Ivanovich

D.Phil. (Philosophy), Professor, Head of Rural Tourism Department, Russian State Agrarian University

Panyukova Yulia Gennadievna

D.Phil. in Psychology, Professor, Education Science and Psychology Department, Russian State Agrarian University

BRANDS AS AN INNOVATIVE RESOURCING IN THE DOMESTIC RURAL TOURISM

Аннотация:

Статья посвящена анализу агротуристских брендов современной России. Выделяются типы агротуристских брендов: сельский праздник, сельский фестиваль, сельский музей, сельский маршрут, сельский проект. Предпринята попытка описать различные варианты каждого типа агротурист-ких брендов и акцентировать внимание на инновационных ресурсах отечественного агротуризма.

Ключевые слова:

агротуризм, бренд, инновация, ресурсообеспече-ние, сельский праздник, сельский фестиваль, сельский музей, сельский маршрут, сельский проект.

Summary:

The article deals with brands of rural tourism in the modern Russia. The authors describe the main types of rural tourism brands, such as: rural holiday, rural festival, rural museum, rural route, and rural project. The authors discuss various options of each type of the rural tourism brands and focus on the innovative resources of the domestic rural tourism.

Keywords:

rural tourism, brand, innovation, resources, rural holiday, rural festival, rural museum, rural route, rural project.

По данным Федерального агентства по туризму РФ, экономический эффект от развития аграрного туризма в Российской Федерации в ближайшее время может составить более 30 млрд рублей [1]. Эксперты отмечают, что «...передовиками внутреннего туризма являются следующие регионы Российской Федерации: Алтайская республика (65 туристов на 100 местных жителей), Карелия (53 туриста на 100 местных жителей) и Краснодарский край (51 турист на 100 местных жителей)» [2]. Увеличение внутреннего турпотока стало возможным благодаря созданию инновационного агротурпродукта, а также появлению эффективных брендов аутентичной сельской среды.

Бренд (англ. brand - товарный знак, торговая марка) - термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге. М. Юренков, анализируя механизмы привлечения туристов в те или иные регионы или территории, подчеркивает, что, согласно Саймону Анхольту, одному из ведущих специалистов в области брендинга, выделяется специфический тип брендинга - это брендинг мест, или брендинг территории. По теории С. Анхольта существует шесть элементов бренда территории: туризм, экспортные бренды, политика, бизнес и инвестиции, культура и люди. Эксперт подчеркивает, что туризм остается на первом плане, поскольку люди сами привозят свои деньги в город [3]. Такие инновационные агротурпродукты, как «Русская глубинка - душа нашей Родины», «Кашин - сердце русской души», «Урюпинск -столица российской провинции», безусловно, отвечают всем признакам бренда. Они популярны, легко узнаваемы и юридически защищены.

Напомним, что термин «инновация» в его современном понимании впервые стал применяться известным экономистом Й. Шумпетером. Инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

Эксперты выделяют следующие типы брендов, которые можно рассматривать как варианты инновационного ресурсообеспечения в современном отечественном агротуризме:

- агротурпродукт «сельский праздник»;

- агротурпродукт «сельский фестиваль»;

- агротурпродукт «сельский музей»;

- агротурпродукт «сельский маршрут»;

- агротурпродукт «сельский проект».

Приведем некоторые примеры наиболее популярных брендов в современном отечественном агротуризме.

Агротурпродукт «сельский праздник». Праздник печки (январь, Марий Эл). Это традиционный праздник, где хозяйки готовят блюда национальной кухни, приглашают гостей на обильные застолья. Праздник лошади (август, Великий Устюг). На этот праздник собираются все, кто занимается коневодством, конным спортом и просто любит лошадей. Собираются для того, чтобы принять участие в традиционных скачках рысью, под седлом, в соревнованиях в верховой езде, испытать себя в преодолении препятствий. Зрительским голосованием подводится итог конкурса «Лошадь года». Праздник «Гусиные бои» (весна, Павлов). История гусиных боев насчитывает более 300 лет: «До революции гусаков "спускали" по всей России. После 1917 г. традиции мало где сохранились. Павловчане сумели сберечь бойцовых гусей даже в голодное военное время. Свою "охоту" гусятники не бросали и потом, когда их гоняла милиция». Сегодня это один из агро-туристских брендов, привлекающий в Павлов туристов. Праздник «Соль-Илецкий арбуз» (август, Оренбургская область, Соль-Илецк). В 2013 г. муниципальное образование Соль-Илецкий район получило свидетельство о регистрации товарного знака «Соль-Илецк - арбузная столица России». Проект праздника был представлен на международной ярмарке путешествий и туризма и был отмечен дипломом «За разработку идеи региональной уникальности». Праздник поля (Ростовская область) - это выставка-демонстрация достижений сельскохозяйственной науки и техники, яркий праздник, который проводится с 2004 г. Историко-культурный праздник «Русская закваска» (август, Елец), основанный на традициях национальной хозяйственной жизни: хлеба, кваса, пива и всего, что можно квасить. Как отмечают эксперты, «...широкая русская душа "развернется" на концертных площадках, в конкурсах и в "Богатырской слободе", где встретятся русские богатыри - древние и современные». Праздник косарей (август, Свердловская область, поселок Арти) представляет собой одновременно и захватывающее соревнование, где любители и профессионалы могут померяться силами в искусстве косьбы, и ярмарку, включающую мастер-классы, продажу различных атрибутов, необходимых для косьбы, и эксклюзивных сувенирных кос с уральскими пейзажами.

Агротурпродукт «Сельский фестиваль». Фестиваль «Белый гриб» (сентябрь, Ленинградская область, Ладейное Поле) проходит в разгар грибного сезона, поскольку этот край славится богатейшими лесными дарами - грибами и ягодами. Гости фестиваля могут познакомиться с выставкой кулинарных изделий, отведать грибные блюда, а также узнать новые рецепты приготовления грибов. Фестиваль бани (июнь, Суздаль). Традиция открыта в сентябре 2011 г. в гости-нично-туристическом комплексе «Горячие ключи», который славится своими русскими банями. Гости праздника узнают много нового и интересного о секретах строительства бани, могут попариться в различных банях, сравнить разнообразные банные методики, просто хорошо отдохнуть и весело провести время. Фестиваль крапивы (июнь, Тульская область, село Крапивна). Ежегодно в начале лета в селе Крапивна Щекинского района Тульской области проводится Международный фестиваль крапивы. Туристов ждут крещение крапивой, крапивные бои, угощения из крапивы и т. д. В Крапивне растет особая крапива, и если ею обжечься, то вся сила «обыкновенной русской земли» будет с вами целый год.

Агротурпродукт «Сельский музей». Музей русской печи (Калужская область). Организатор музея предприниматель Руслан Байрамов считает, что «комфорт означает удобное, чистейшее белье, высокий уровень сервиса, но мне это уже не интересно. Мне интересна глубинка - деревенский дом со всеми его прелестями. Я жил в деревне староверов, где печка не была экзотикой. Мне это близко, понятно.». Музей чайников (Ярославская область, Переславский район). Основа экспозиции музея - медные, фарфоровые, мельхиоровые, заварочные и другие чайники различных форм и назначений, относящихся к концу XIX - началу XX в., а также все, что связано с традицией пития чая на Руси. Этнографический музей-мастерская «Лядинские узоры» (Карго-полье, Архангельская область), созданный в сельской начальной школе. Его экспонатом является коллекция символов Каргополя - воронов. Представлены разные технологии для изображения воронов, старинные и современные: ленточное декорирование, создание панно из природных материалов и т. д.

Агротурпродукт «Сельский маршрут». «Пречистая слобода - родина русской бани» (п. Пречистое Первомайского района Ярославской области). О. Филиппова пишет, что «.для этого местечка мы придумали новый бренд: "Пречистая слобода - родина русской бани". На территории в 20 га планируется размещение охраняемой автостоянки, конюшни и мест конных прогулок, овчарни, ветряной и водяной мельниц, часовни, бани "по-черному", "по-белому", бани в русской печи, гостиничного комплекса, отдельно стоящих гостевых домов, колодцев, цветников, беседок,

детских площадок, кафе, фруктовых садов, центра ремесел» [4]. «Мышкин - город русской души». В уютном маленьком городе находится множество мест, связанных с мышью: гостиница «Кошкин дом», ресторан «Мышеловка», дом мельника (там водятся живые мыши), дворец мыши и других. С 1998 г. в Великом Устюге реализуется программа «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Дед Мороз родился 18-19 ноября. В 15 км от города, в сосновом бору построен дворец сказочного дедушки, лавка, мастерская и почта Деда Мороза. Есть тропа Сказок, дом лесовичка, волшебный колодец, мост Михайло Потапыча, дерево здоровья, поляна Пня Ерофеича. Проводятся различные мастер-классы: «Волшебный лен» (обработка льна, старинные поверья и обряды, связанные со льном, изготовление кукол изо льна), «Берестяное чудо» (резьба и роспись по бересте). 23 декабря 2005 г. в Кошлаужском лесничестве (Чувашия) прошел первый республиканский конкурс «Слет чувашских Дедов Морозов». Это лесничество было анонсировано как родина чувашского Деда Мороза. Если Великий Устюг - родина Деда Мороза, то Кострома - родина Снегурочки. С Костромой неразрывно связаны судьба и творчество драматурга А.Н. Островского, чья поэтическая сказка и дала право Костроме называться «родиной Снегурочки». В апреле в Костроме ежегодно празднуется день рождения Снегурочки, на который приезжают сказочные персонажи и гости со всей России. Липин Бор - царство золотой рыбки (Вологодская область). Это край рек, множества больших и малых озер, уникальной красоты природы. Именно поэтому он и считается царством золотой рыбки. Здесь располагается Вашкинский музей - место для любителей охоты и рыбалки, семейного и корпоративного отдыха. Туристов приглашают посетить экспозиции дома рыбы и рыболовства, дома ремесел, научиться своими руками изготавливать сувениры. Город Гороховец Владимирской области. Встреча туристов на Гороховой заставе, где жених с дружками рассказывает о предстоящей борьбе за руку принцессы Горошины. В «граде царя Гороха» гостей встречают шуты гороховые, скоморохи, крестьяне с гармошкой, балалайкой и жалейкой. Царь Горох с царевной Гороховной устраивают смотрины женихов для дочери Горошины. В палатах царя Гороха царевна Гороховна угощает гороховым киселем и приглашает гостей на царский двор на гороховые игрища. Село Кукобой Первомайского района Ярославской области объявлено родиной Бабы-яги. Здесь соорудили избушку и устраивают костюмированные представления, пользующиеся популярностью как у детей, так и у взрослых. 10 га территории отданы во владение сказочной старушки. «Страна Ямщика» - несколько сел в Ярославской области (Гаврилов-Ям, Горе-Грязь, Чурилово, Шопша и других), названия и история которых привлекают туристов и делают эти места обязательными элементами любых туристских маршрутов. Село Чурилово Гаврило-Ямского района Ярославской области. В страшную годину чужеземных врагов привело в бегство невиданное диво: вслед за пронесшимся над головами возгласом «Чур! Ил!» под землю ушла церковь. Если повезет, в солнечную погоду увидите ее золоченый крест под голубой водой озера деревни Чурилово. «Народный календарь» - экологический тур по Владимирской области. Иван Купала - один из главных праздников народного календаря. На берегу реки гостей встречает Аграфена Купальница со своими помощниками. После преодоления веселой «полосы препятствий», участники тура попадают на поляну, где их ждут Водяной и Русалка, которые проводят забавы, потехи на воде. Мудрая Аграфена Купальница предлагает гостям поучаствовать в главных обрядах этого праздника - перепрыгивании через букеты зелени, пускании венков на воду и выслеживании ведьмы. После проведения всех обрядов сам Иван Купала проводит конкурс на купальского кладоискателя. В завершении каждого тура участников ждет трапеза в русских традициях в одном из храмов города. «В гости к Гадюке Васильевне» - нетрадиционный агроэкологический тур по Тверской области. «...Переезд на праздничный пир к Гадюке Васильевне. По дороге гостей встретит Нечисть с сюрпризом. В сопровождении фольклорного коллектива отъезд в юмористический музей Гадов на театрализованное представление - забавные сюжеты из жизни змей. Торжественный обед у Гадюки Васильевны в трактире «Змея Горыныча» с дегустацией «гадовских настоек» местного производства. Меню обеда: борщик «молодильный», холодец «хреновый», «гадючка на пенечке», капустка и огурчики, чай с печеньем «лапа Горыныча». «Змеиное озеро» (Ибресинский район, Чувашская республика). Туристическая база, которая находится на участке лесного массива, расположенного в Кошлаужском лесничестве. Экологическая тропа «В гости к лешему». В Калининградской области, в поселке Сосновка разработан экологический маршрут протяженностью 3 км, на котором туристов встречают сказочные персонажи леса: Лесовичок, Кикимора, Леший, Мудрая Сова. Предусмотрены развлекательные программы, творческие конкурсы, эковикторина «Каждая травинка - целый мир». Вологодская область, деревня Большое село представляет экоэтнотурист-ский маршрут «На родину кадки», где туристы знакомятся с историей бондарного дела, получают возможность самостоятельно изготовить изделия бондарного промысла.

Агротурпродукт «Сельский проект». Экоферма «Горчичная поляна» (Тульская область, Суворовский район) была основана бизнесменом Александром Бродовским вдали от промышленных центров в заповедной деревне Льва Толстого в лучших традициях ведения натурального хозяйства. Овощи здесь выращиваются в соответствии с основными принципами органического земледелия: минимальная обработка почвы, севооборот, только природные удобрения, полный отказ от искусственных методов улучшения почвы, генно-модифицированных семян и химической защиты растений. «Форстхаус» (Дом лесника, Калининградская область). Калининградская область - один из первых российских регионов, где стал развиваться агротуризм. Сегодня калининградские гостевые дома, работающие по программе сельского туризма, приглашают туристов из Германии, Польши и Прибалтики. Как правило, сельские гостевые дома носят немецкое название «Форстхаус» (в переводе с нем. - дом лесника). Конно-туристский комплекс в стиле этно-культуры «Заимка» (Чувашия, Чебоксарский район, деревня Мошкасы). На территории комплекса построена кузница. Проводятся конные походы. Туристы могут опробовать кузнечное мастерство, ознакомиться с любым этапом приготовления национального напитка из солода и хмеля -безалкогольным пивом. Этнофольклорный фестиваль «Саянское кольцо» (Красноярский край, село Шушенское). Традиционным стал международный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо», в котором принимают участие этномузыканты из России, США, Австрии, Франции, Украины, Германии и т. д. Фестиваль включает несколько мероприятий, среди которых наиболее популярны малая фестивальная площадка, где туристов обучают горловому пению, вовлекают в веселые народные игры, город мастеров, где торговцы устраивают мини-представления, рекламируя свой товар, а также мастер-классы для детей, где их учат валянию из шерсти, рисованию нитками, плетению из травы и другим декоративным ремеслам.

В целом, представив в небольшом обзоре агротуристских брендов наиболее популяризированные и известные, следует отметить, что современное состояние отечественного агроту-ризма свидетельствует о значительном потенциале инновационных вариантов использования традиционных природных, производственных и культурно-исторических ресурсов сельского образа жизни.

Ссылки:

1. Отдых в деревне. Развитие агротуризма в России // Агрокредит. 2014. № 2. С. 30-31.

2. Передовики внутреннего туризма // Бизнес-журнал. 2015. №4. С. 40-41.

3. Юренков М. В поисках образа // Уютное небо : офиц. бортовой журнал авиакомпании 11Та1г. 2014. Август. С. 57-62.

4. Филиппова О. Пречистый край земли Ярославской // Ваш сельский консультант. 2010. № 3. С. 29-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.