Научная статья на тему 'Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития'

Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1273
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭТНОС / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / НАРОДНЫЙ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ETHNIC TOURISM / ETHNOS / NATIONAL-CULTURAL COMMUNITY / NATIONAL AMATEUR COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кржижевский Михаил Владиславович

В статье рассматриваются особенности традиционной культуры народов Самарской области, потенциал и перспективы развития этнического туризма в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is concerned with specifi cs of traditional culture of Samara Region nations, potential and development prospects of ethnic tourism in this region.

Текст научной работы на тему «Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития»

Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития

Кржижевский М. В.

В статье рассматриваются особенности традиционной культуры народов Самарской области, потенциал и перспективы развития этнического туризма в данной области.

Ключевые слова: этнический туризм, этнос, национально-культурное объединение, народный самодеятельный коллектив.

The article is concerned with specifics of traditional culture of Samara Region nations, potential and development prospects of ethnic tourism in this region.

Keywords: ethnic tourism, ethnos, national-cultural community, national amateur collective.

В настоящее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к традиционной этнокультуре. Интерес этот выражается во многих формах: проводятся этнографические исследования в разных регионах планеты, ученые активно сотрудничают с национальными общественными объединениями, выходят в свет книги об особенностях традиционной культуры тех или иных этносов, организуются конференции и семинары по этнонациональным вопросам. Интерес к этнической культуре находит выражение не только в научной сфере, но и на бытовом уровне: все большее распространение получают мебель и музыка в стиле «этно», традиционная кухня тех или иных народов. Приобретают популярность различные национальные

праздники, фестивали, обряды, традиционные игровые формы.

Данную тенденцию можно назвать модой на этническое. Не обошел этот процесс стороной и индустрию туризма и гостиничного бизнеса. Этнокультурные особенности самым непосредственным образом влияют на развитие туризма во всем мире. Многие туристы при посещении определенной дестинации стремятся познакомиться с местными жителями, с их традициями и бытом. Указанное обстоятельство учитывается туроператорами при разработке турпродуктов. Некоторые современные гостиницы строятся по образу традиционных жилищ населяющих данный регион народов, этнические элементы присутствуют в оформлении интерьера отелей, аниматоры предлагают клиентам гостиниц принять участие в национальных играх. Таким образом, все большую популярность в последнее время приобретает этнический туризм. В отечественной туристской литературе существуют различные определения этнического туризма. Так, некоторые авторы отождествляют его с ностальгическим и определяют как туризм, преследующий цель посещения туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких [6. С. 36].

Автор данной работы под этническим понимает туризм, целью которого является ознакомление с особенностями традиционной культуры и быта различных народов (этносов). Его можно также назвать и этнографическим, поскольку этнография («народоведение») — это

Приволжская мозаика

21

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, а в данном случае турист в определенной степени также занимается изучением этих особенностей.

Понятие «этнический туризм» (ethnic tourism) присутствует также в зарубежной литературе, где его часто определяют как туризм, предусматривающий посещение изолированных сообществ аборигенов с целью знакомства с их уникальными культурными особенностями, сохраняющимися на протяжении многих тысячелетий. В связи с этим уместно вспомнить, что сама этнография возникла и длительное время развивалась как наука, изучающая именно такие изолированные сообщества, не тронутые влиянием современной цивилизации и сохранившие в первозданном виде образ жизни и культурные особенности. Так, австралийская исследовательница Г. Москардо (G. Moscardo) рассматривает этнический туризм как предусматривающий посещение небольших, часто изолированных сообществ аборигенов, дающий возможность туристам познакомиться с другой культурой «из первых рук». К таким сообществам можно отнести, например, индейцев Канады и США, аборигенов Австралии, маори Новой Зеландии, бушменов Южной Африки, племена Индонезии [9]. В данном случае прослеживается тесная взаимосвязь этнического и экзотического туризма.

На наш взгляд, этнический туризм предполагает знакомство с культурой самых разных народов, а не только небольших изолированных сообществ — ведь каждый народ обладает своей интересной культурой. Ресурсами этнического туризма являются самые разные элементы традиционной материальной и духовной культуры народов: жилые и хозяйственные постройки, ремесла, одежда, кухня, фольклор и т. д. Этнический (этнографический) туризм предусматривает, в частности, посещение поселений различных народов, сохранивших особенности традиционной культуры и быта. Такие населен-

Национальный праздник

ные пункты можно назвать демонстрационными или показательными. Демонстрационные поселения обычно мало отличаются от других традиционных населенных пунктов, но именно их в силу определенных факторов (удобное расположение, наличие поблизости природных и культурных достопримечательностей и др.) туристы осматривают в первую очередь. Предполагаются и поездки в этнографические деревни, созданные специально для привлечения туристов. Этнический туризм включает и осмотр этнографических музеев, пребывание на национальных праздниках и фестивалях.

Таким образом, этнический туризм предоставляет возможность соприкоснуться с традиционной культурой и бытом населения различных регионов: попробовать блюда национальной кухни, увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, приобрести в качестве сувенира изделия народных

22

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития

ремесленников, принять участие в проведении национальных праздников и фестивалей. При этом происходит непосредственное общение туристов и местных жителей — носителей определенной культуры. Последние также могут проявить большой интерес к туристам: к их родной стране (региону), национальности, языку, религии и т. д. Все это способствует выстраиванию диалога культур. Таким образом, не только туристы соприкасаются с культурой народов посещаемой территории, но и местные жители, в свою очередь, получают определенное представление о культуре гостей. Это обогащает кругозор, расширяет культурные связи, способствует развитию толерантности. Последняя подразумевает не только терпимость, но и уважительное отношение к другим народам, культурам, религиям.

Этнический туризм к тому же тесно связан с другими видами туризма — деревенским, религиозным, событийным, экологическим и т. д.

В настоящее время туристские маршруты с этнической направленностью получили распространение в различных странах мира. Особенно перспективно развивать этнический туризм в многонациональных регионах. К числу наиболее полиэтничных субъектов Российской Федерации относится Самарская область, расположенная в Среднем Поволжье. На ее территории проживают более 100 этносов: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, башкиры, казахи, народы Закавказья, Средней Азии и многие другие. Каждый муниципальный район является многонациональным [7].

В области работают десятки национально-культурных объединений, основной целью которых является сохранение и поддержание традиционной культуры своего народа. Наибольшей известностью среди них пользуются: Самарская региональная общественная организация «Русский национальный центр», Самарское областное татарское общество «Туган тел» («Родной язык»), Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» («Благословение»), Самарская региональная общественная организация «Мордовский национально-куль-

турный центр Масторава» («Земля-мать»), Самарская областная общественная организация «Лига азербайджанцев Самарской области», общественная организация «Курултай (конгресс) башкир Самарской области и г. Самары», казахская национально-культурная автономия самарской области «Ак жол» («Светлый путь»), Самарский региональный центр немецкой культуры «Hoffnung» («Надежда») и др. [8].

Ежегодно в Самаре и в области проводятся национальные праздники и фестивали: «День славянской письменности и культуры», фестиваль русской песни «Русская березка», «Масленица», татарские праздники «Сабантуй» и «Сембеле», чувашские «Акатуй» и «Уяв», башкирские «Йыйын» и «Каргатуй», мордовский «Масторава», казахский «Наурыз» и ряд других. Здесь выступают творческие коллективы разных народов, одетые в национальную одежду. Звучат традиционные песни, исполняются танцы, демонстрируются блюда национальной кухни и традиционные ремесленные изделия. К сожалению, такие мероприятия обычно посещают только жители нашей области.

Многие национальные творческие коллективы Самарской области известны далеко за ее пределами. Ряд из них отмечен наградами на различных фестивалях и конкурсах, имеет почетное звание «Народный самодеятельный коллектив». Одним из самых известных является чувашский фольклорный ансамбль «Улах» («Посиделки») из села Туарма Шенталинского района. Его участники исполняют старинные чувашские песни, воспроизводят традиционные обряды и национальные игры [5. С. 48]. В отличие от большинства подобных коллективов, выступающих в стилизованной современной одежде фабричного производства, члены ансамбля «Улах» используют подлинную традиционную одежду, сшитую в конце XIX — начале XX в. Этот коллектив выступал с гастролями в Швейцарии, Германии, Голландии и др.

На территории Самарской области есть сельские поселения разных народов, сохранившие традиционные культурно-бытовые особенности, например, немало колоритных

Приволжская мозаика

23

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

Традиционное жилише

чувашских населенных пунктов, основанных в XVII—XVIII вв. Они в основном расположены в северных и восточных районах Самарской области: Шенталинском, Похвистневском, Иса-клинском, Клявлинском, Челно-Вершинском и др. В них можно увидеть традиционные постройки и дома, в которых хранятся старинные предметы быта. У некоторых самарских чувашей сохранилась национальная одежда конца позапрошлого, начала прошлого столетий: длинные рубахи и платья, украшенные геометрическим орнаментом, обильно украшенные монетами женские шлемовидные головные уборы хушпу с цилиндрическим верхом, а также традиционная чувашская обувь — лапти прямого плетения.

Еще в ХУШ в. большинство чувашей приняло христианство, но и сегодня в некоторых населенных пунктах области (Афонькино, Рысайкино, Старое Ганькино, Чувашское Ур-метьево и др.) проживают чуваши-язычники. Их часто называют некрещеными чувашами, а сами себя они называют «истинными чувашами». Главным богом в языческом пантеоне чувашей является Тура (Сюльти-Тура). Другие

божества: Пигам-

бар — покровитель скота, Хевель — божество Солнца и др. Главным отрицательным персонажем языческого пантеона является Шуйтан — предводитель злых сил. Другое отрицательное существо — Киреметь, которому необходимо периодически совершать моления, чтобы умилостивить. И по сей день некрещеными чувашами совершаются моления, посвященные божествам, сопровождаемые старинными обрядами. Чуваши-язычники обычно имеют свои кладбища, где на могилах устанавливаются деревянные столбы — юпа: дубовые — для мужчин, липовые — для женщин. Культ предков играет большую роль в обрядовой культуре чувашей.

Одним из наиболее колоритных татарских поселений области является село Алькино По-хвистневского района. Здесь можно увидеть старинную утварь, вышивку ручной работы, регулярно проводятся национальные праздники. Неслучайно именно в Алькино в мае 2010 г. проходил Первый Всероссийский сельский Сабантуй.

Из русских поселений области следует отметить села, расположенные на Самарской Луке: Рождествено, Выползово, Подгоры, Ширяево. В каждом из них много деревянных домов, богато украшенных резьбой и имеющих красивые веранды. Кроме того, в Ширяево находится филиал Самарского художественного музея, который включает в себя дом-музей знаменитого художника И.Е. Репина, музей местного поэта А.В. Ширяевца (Абрамова), где представлен интерьер XIX в., а также этногра-

24

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития

фическая экспозиция: подворье, орудия труда и предметы быта, традиционные костюмы жителей Самарской Луки [4]. Там проводятся фестивали, посвященные дню рождения И.Е. Репина, который жил и занимался творчеством в этом селе, а также другие мероприятия.

С традиционным русским деревянным зодчеством можно познакомиться и на юговостоке области — в селе Августовка Большечерниговского района, где расположен Большечерниговский районный историкокраеведческий музей. На его территории находится русская изба, в которой проводятся праздничные мероприятия: свадьбы, встреча Нового года и др. Рядом туристы встречают колодец и амбар, где выставлены традиционные предметы быта, различные экспозиции. Этот комплекс построек также называют музеем под открытым небом.

В Кинельском районе есть поселение Аул Казахский, где недавно открыт для посетителей этнографический музей — юрта «Мурагер» («Наследие»). Это единственный в области музей со стационарной юртой — традиционным жилищем казахов, которые в прошлом вели кочевой образ жизни. Юрта находится в специальном помещении, и посетить ее можно в любое время года. Участники местных творческих коллективов всегда рады выступить перед гостями. В юрте можно ознакомиться с предметами традиционного быта казахов (например, бараньи косточки асык, в которые и сегодня любят играть казахские дети; торсык — кожаную флягу для хранения воды или кумыса), увидеть национальные костюмы (мужские и женские), попробовать горячий чай.

Наиболее ранними из современных народов жителями края следует считать башкир. В прошлом башкирские племена вели полукочевой образ жизни на обширной территории Урало-Поволжья. Первые достоверные сведения о пребывании башкир в Самарском крае относятся к Х в. В 922 г. через эти земли проходило посольство, направленное халифом Багдада аль-Муктадиром к правителю волжских булгар Алмушу. Секретарем посольства был Ахмед

Ибн-Фадлан, подробно описавший все путешествие в своей книге, представляющей большую ценность как исторический источник. В частности, он пишет, что переправившись через реку Кондурчу («Кюнджюлю»), посольство вступило в страну башкир [2. С. 130]. О давности пребывания башкир в этих местах свидетельствуют и легенды, а также их генеалогические летописи самих башкир — шежере. Конечно, в те далекие времена на территории современной Самарской области жили не только башкиры. По археологическим данным, здесь обитали волжские булгары, печенеги и т. д., но этих народов сейчас уже нет. Постоянные поселения башкир появились в крае в XVIII в., а ныне территорией их компактного проживания является юговосток области — Большеглушицкий и Большечерниговский районы. Там, на берегах реки Большой Иргиз и ее притоков, расположено несколько башкирских поселений — Муратшино, Таш-Кустьяново, Имелеево, Денгизбаево, Коч-киновка и др., в соседних башкиры живут вместе с представителями других народов. Находясь в стороне от Республики Башкортостан, они сохранили этническое самосознание и различные особенности традиционной культуры.

Так, в башкирских селах области и в настоящее время встречаются дома и хозяйственные постройки, сложенные из саманных кирпичей, которые изготавливаются путем смешения глиняного раствора с соломой. В летних кухнях сохранились также деревянные нары, которые в прошлом выполняли универсальную функцию: на них жители дома спали, ели и принимали гостей. И сегодня некоторые пожилые люди нары предпочитают кроватям. В углу нар, как в старые времена, складывается горкой постель — иногда просто, а иногда на сундуке [3]. У некоторых пожилых женщин сохранилась старинная традиционная одежда, которую носили еще их бабушки — платья, камзолы, а также женские головные уборы кашмау, представляющие собой чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами и с длинной лопастью, спускающейся по спине и расшитой бисером и раковинами-каури.

Приволжская мозаика

25

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

В некоторых хозяйствах готовят кумыс, которым когда-то лечился у местных башкир великий русский писатель Л.Н. Толстой.

Башкиры в течение многих веков исповедуют ислам, но в их современном фольклоре отчетливо прослеживаются реликты древних верований. Многие фольклорные сюжеты характерны только для Самарской области, в частности, рассказы о фантастических существах, якобы обитавших в этих местах в прошлом.

На весь мир известно расположенное в Шотландии озеро Лохнесс благодаря рассказам о чудовище, которое якобы обитает в темных водах этого озера. Похожие чудовища — ажда-ха — обитали, согласно поверьям, и в водоемах около башкирских поселений Самарской области. По рассказам, они похожи на огромных змей (некоторые люди, хорошо знакомые с различными современными телефильмами, утверждают, что аждаха похожи на динозавров). Аждаха живут в водоемах и проглатывают приходящих к воде людей и животных. Приходит время, и по небу приплывают два облака, которые выхватывают чудовище из воды и уносят его на гору Каф Тау, расположенную на краю света. Аждаха, пытаясь вырваться, дико вращает хвостом, отчего происходит ураган, но все его попытки освободиться оказываются безуспешными. Если облака по какой-то причине не приплывают, то аждаха со временем превращается в еще более опасное существо — юха, которое способно принимать человеческий облик. Но, к счастью, как говорят старики, такое случается крайне редко — обычно облака все же уносят ужасных аждаха.

По рассказам местных жителей, в водоемах около поселений Муратшино и Денгизбаево раньше обитали аждаха, поэтому люди боялись подходить к воде и не пускали туда домашних животных. Затем чудовищ унесли облака. К настоящему времени эти водоемы полностью высохли. Рассказывают также об одном аждаха, который жил в дупле дерева недалеко от Имелеево, но затем куда-то исчез. Аналогичный персонаж встречается в фольклоре ряда других народов мусульманского Востока и восходит к дракону

Дахаке, упоминаемому в священной книге зо-роастрийцев «Авесте» [1. С. 127].

Рассказывают также об албасты — похожем на женщину существе с длинными волосами и гипертрофированной грудью, которое вредит людям. Особенно этот персонаж опасен для рожениц и новорожденных. Народные представления связывают албасты с водной стихией — именно в воде указанное существо прячется в случае опасности. Мяскяй — еще одни фантастический персонаж башкирских сказаний, который напоминает огненный шар и летает по небу, высекая многочисленные искры. Различные поверья рассказывают в башкирских селах о шурале — похожем на человека существе, которое любит пугать одиноких путников, но может и породниться с людьми. Так, согласно народным легендам, в селе Кинзягуло-во Большечерниговского района когда-то жил пастух, который полюбил девушку-шурале, женился на ней, и от них пошел род Шурале.

Отличается своеобразием и песенный фольклор местных башкир. В селе Кочкиновка Большечерниговского района есть музыканты, играющие на традиционных башкирских инструментах: курае — флейте, которую делают из тростника, и кубызе — щипковом инструменте.

Итак, самарские башкиры сохранили богатый пласт традиционной культуры, который можно и нужно использовать для развития этнического туризма. К сожалению, туристы не посещают башкирские поселения. Причина, вероятно, в том, что в турбизнесе не сформирован запрос на использование этнокультурного потенциала региона и на развитие внутреннего туризма как первостепенной задачи. Практически нет взаимосвязи между туристскими учреждениями и национальными центрами — они даже не всегда знают о существовании друг друга!

В целях активного привлечения в нашу область туристов из других регионов России и зарубежных стран необходимо объединить усилия органов государственного и муниципального управления, занимающихся этнонациональны-ми вопросами и туризмом, национально-куль-

26

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития

турных объединений и туристских организаций. Национально-культурные объединения должны своевременно информировать о проведении праздников, а турфирмы — организовывать автобусные поездки из Самары к местам их проведения, активизировать рекламную деятельность (выпустить красочные рекламные проспекты, подготовить небольшие видеофильмы о праздничной культуре народов области и т. д.).

Целесообразно также организовать поездки туристов в традиционные поселения различных народов области в обычные дни. Жители этих поселений во время посещения их туристами должны быть одеты в традиционные костюмы, исполнять национальные песни и танцы, заниматься традиционным ремеслом, произведения которого туристы могут купить в любое время. Связующим звеном между турфирмами и жителями таких сел опять же необходимо быть национально-культурным объединениям. Благодаря таким поездкам туристы получат возможность не только в праздничные, но и в обычные дни увидеть своим глазами особенности богатой традиционной культуры народов нашей области.

Кроме того, большую помощь в организации туристских маршрутов с этнической направленностью могут оказать высшие учебные заведения, готовящие специалистов в области

Литература:

1. Авеста: избранные гимны. Из Видевдата / Пер. с авест., предисл., примеч. и словарь И. Сте-блин-Каменского. — М., 1992. — 207 с.

2. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. — Харьков, 1956. — 347 с.

3. Кржижевский М.В. Особенности сельского жилища башкир Самарской области в прошлом

и настоящем // Жилище и одежда как феномен этнической культуры: Материалы Седьмых Санкт — Петербургских этнографических чтений. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — С. 84—87.

4. Кржижевский М. В. Туризм и этнография: связь на региональном уровне // Самарская область: этнос и культура. Информационный вестник. 2009. № 2. — С. 32—33.

туризма и сервиса. Так, Российский государственный университет туризма и сервиса имеет филиалы в разных городах нашей страны, в том числе в Самаре (директор Заболотни Г.И.). В этом филиале ведется большая работа по изучению традиционной культуры народов области. На кафедре туризма и гостеприимства (заведующий Зуева О.В.) изданы учебные пособия по этническому туризму: «Ресурсы этнического туризма» (Кржижевский М.В.), «Ресурсы этнического туризма в Самарской области» (Зубов С.Э., Кржижевский М.В.). Некоторые студенты пишут курсовые и дипломные работы по этническому туризму.

Итак, потенциал этнотуризма в Самарском Поволжье весьма значителен и разнообразен, однако реальная практика местных представителей туристического бизнеса все еще ориентирована на стереотипные виды услуг и направления организации поездок жителей области. Крайне мало внимания уделяется развитию внутреннего туризма, а также въездного, в том числе между странами СНГ. Для активного привлечения туристов и экскурсантов необходим ряд комплексных мер, включающих специальную подготовку кадров туристической отрасли, системные организационно-финансовые вложения органов управления и самоуправления, общественная инициатива и др.

5. Народные самодеятельные коллективы Самарской области. История и творческий путь / Гл. ред. А.В. Свиязова. — Самара,

2008. — 76 с.

6. Организация туризма: учебное пособие /

А. П. Дурович, Г. А. Бондаренко, Т. М. Сергеева и др.; под общ. ред. А.П. Дуровича. — 2-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2005. — 640 с.

7. Расселение национальностей по муниципалитетам Самарской области (по результатам переписи населения 2002 года) / Сост. Жидкова С.К., Свиязова А.В. — Самара, 2007. — 60 с.

8. Этнические общественные объединения Самарской области. — Самара, 2008. — 48 с.

9. Moscardo G. Understanding Ethnic Tourists — the Tjapukai experience/ http: www.rainforest-crc.jcu.edu.au (дата обращения: 21.11.2010).

Приволжская мозаика

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.