Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития
Кржижевский М. В.
В статье рассматриваются особенности традиционной культуры народов Самарской области, потенциал и перспективы развития этнического туризма в данной области.
Ключевые слова: этнический туризм, этнос, национально-культурное объединение, народный самодеятельный коллектив.
The article is concerned with specifics of traditional culture of Samara Region nations, potential and development prospects of ethnic tourism in this region.
Keywords: ethnic tourism, ethnos, national-cultural community, national amateur collective.
В настоящее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к традиционной этнокультуре. Интерес этот выражается во многих формах: проводятся этнографические исследования в разных регионах планеты, ученые активно сотрудничают с национальными общественными объединениями, выходят в свет книги об особенностях традиционной культуры тех или иных этносов, организуются конференции и семинары по этнонациональным вопросам. Интерес к этнической культуре находит выражение не только в научной сфере, но и на бытовом уровне: все большее распространение получают мебель и музыка в стиле «этно», традиционная кухня тех или иных народов. Приобретают популярность различные национальные
праздники, фестивали, обряды, традиционные игровые формы.
Данную тенденцию можно назвать модой на этническое. Не обошел этот процесс стороной и индустрию туризма и гостиничного бизнеса. Этнокультурные особенности самым непосредственным образом влияют на развитие туризма во всем мире. Многие туристы при посещении определенной дестинации стремятся познакомиться с местными жителями, с их традициями и бытом. Указанное обстоятельство учитывается туроператорами при разработке турпродуктов. Некоторые современные гостиницы строятся по образу традиционных жилищ населяющих данный регион народов, этнические элементы присутствуют в оформлении интерьера отелей, аниматоры предлагают клиентам гостиниц принять участие в национальных играх. Таким образом, все большую популярность в последнее время приобретает этнический туризм. В отечественной туристской литературе существуют различные определения этнического туризма. Так, некоторые авторы отождествляют его с ностальгическим и определяют как туризм, преследующий цель посещения туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких [6. С. 36].
Автор данной работы под этническим понимает туризм, целью которого является ознакомление с особенностями традиционной культуры и быта различных народов (этносов). Его можно также назвать и этнографическим, поскольку этнография («народоведение») — это
Приволжская мозаика
21
ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА
наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, а в данном случае турист в определенной степени также занимается изучением этих особенностей.
Понятие «этнический туризм» (ethnic tourism) присутствует также в зарубежной литературе, где его часто определяют как туризм, предусматривающий посещение изолированных сообществ аборигенов с целью знакомства с их уникальными культурными особенностями, сохраняющимися на протяжении многих тысячелетий. В связи с этим уместно вспомнить, что сама этнография возникла и длительное время развивалась как наука, изучающая именно такие изолированные сообщества, не тронутые влиянием современной цивилизации и сохранившие в первозданном виде образ жизни и культурные особенности. Так, австралийская исследовательница Г. Москардо (G. Moscardo) рассматривает этнический туризм как предусматривающий посещение небольших, часто изолированных сообществ аборигенов, дающий возможность туристам познакомиться с другой культурой «из первых рук». К таким сообществам можно отнести, например, индейцев Канады и США, аборигенов Австралии, маори Новой Зеландии, бушменов Южной Африки, племена Индонезии [9]. В данном случае прослеживается тесная взаимосвязь этнического и экзотического туризма.
На наш взгляд, этнический туризм предполагает знакомство с культурой самых разных народов, а не только небольших изолированных сообществ — ведь каждый народ обладает своей интересной культурой. Ресурсами этнического туризма являются самые разные элементы традиционной материальной и духовной культуры народов: жилые и хозяйственные постройки, ремесла, одежда, кухня, фольклор и т. д. Этнический (этнографический) туризм предусматривает, в частности, посещение поселений различных народов, сохранивших особенности традиционной культуры и быта. Такие населен-
Национальный праздник
ные пункты можно назвать демонстрационными или показательными. Демонстрационные поселения обычно мало отличаются от других традиционных населенных пунктов, но именно их в силу определенных факторов (удобное расположение, наличие поблизости природных и культурных достопримечательностей и др.) туристы осматривают в первую очередь. Предполагаются и поездки в этнографические деревни, созданные специально для привлечения туристов. Этнический туризм включает и осмотр этнографических музеев, пребывание на национальных праздниках и фестивалях.
Таким образом, этнический туризм предоставляет возможность соприкоснуться с традиционной культурой и бытом населения различных регионов: попробовать блюда национальной кухни, увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, приобрести в качестве сувенира изделия народных
22
№ 2/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития
ремесленников, принять участие в проведении национальных праздников и фестивалей. При этом происходит непосредственное общение туристов и местных жителей — носителей определенной культуры. Последние также могут проявить большой интерес к туристам: к их родной стране (региону), национальности, языку, религии и т. д. Все это способствует выстраиванию диалога культур. Таким образом, не только туристы соприкасаются с культурой народов посещаемой территории, но и местные жители, в свою очередь, получают определенное представление о культуре гостей. Это обогащает кругозор, расширяет культурные связи, способствует развитию толерантности. Последняя подразумевает не только терпимость, но и уважительное отношение к другим народам, культурам, религиям.
Этнический туризм к тому же тесно связан с другими видами туризма — деревенским, религиозным, событийным, экологическим и т. д.
В настоящее время туристские маршруты с этнической направленностью получили распространение в различных странах мира. Особенно перспективно развивать этнический туризм в многонациональных регионах. К числу наиболее полиэтничных субъектов Российской Федерации относится Самарская область, расположенная в Среднем Поволжье. На ее территории проживают более 100 этносов: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, башкиры, казахи, народы Закавказья, Средней Азии и многие другие. Каждый муниципальный район является многонациональным [7].
В области работают десятки национально-культурных объединений, основной целью которых является сохранение и поддержание традиционной культуры своего народа. Наибольшей известностью среди них пользуются: Самарская региональная общественная организация «Русский национальный центр», Самарское областное татарское общество «Туган тел» («Родной язык»), Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» («Благословение»), Самарская региональная общественная организация «Мордовский национально-куль-
турный центр Масторава» («Земля-мать»), Самарская областная общественная организация «Лига азербайджанцев Самарской области», общественная организация «Курултай (конгресс) башкир Самарской области и г. Самары», казахская национально-культурная автономия самарской области «Ак жол» («Светлый путь»), Самарский региональный центр немецкой культуры «Hoffnung» («Надежда») и др. [8].
Ежегодно в Самаре и в области проводятся национальные праздники и фестивали: «День славянской письменности и культуры», фестиваль русской песни «Русская березка», «Масленица», татарские праздники «Сабантуй» и «Сембеле», чувашские «Акатуй» и «Уяв», башкирские «Йыйын» и «Каргатуй», мордовский «Масторава», казахский «Наурыз» и ряд других. Здесь выступают творческие коллективы разных народов, одетые в национальную одежду. Звучат традиционные песни, исполняются танцы, демонстрируются блюда национальной кухни и традиционные ремесленные изделия. К сожалению, такие мероприятия обычно посещают только жители нашей области.
Многие национальные творческие коллективы Самарской области известны далеко за ее пределами. Ряд из них отмечен наградами на различных фестивалях и конкурсах, имеет почетное звание «Народный самодеятельный коллектив». Одним из самых известных является чувашский фольклорный ансамбль «Улах» («Посиделки») из села Туарма Шенталинского района. Его участники исполняют старинные чувашские песни, воспроизводят традиционные обряды и национальные игры [5. С. 48]. В отличие от большинства подобных коллективов, выступающих в стилизованной современной одежде фабричного производства, члены ансамбля «Улах» используют подлинную традиционную одежду, сшитую в конце XIX — начале XX в. Этот коллектив выступал с гастролями в Швейцарии, Германии, Голландии и др.
На территории Самарской области есть сельские поселения разных народов, сохранившие традиционные культурно-бытовые особенности, например, немало колоритных
Приволжская мозаика
23
ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА
Традиционное жилише
чувашских населенных пунктов, основанных в XVII—XVIII вв. Они в основном расположены в северных и восточных районах Самарской области: Шенталинском, Похвистневском, Иса-клинском, Клявлинском, Челно-Вершинском и др. В них можно увидеть традиционные постройки и дома, в которых хранятся старинные предметы быта. У некоторых самарских чувашей сохранилась национальная одежда конца позапрошлого, начала прошлого столетий: длинные рубахи и платья, украшенные геометрическим орнаментом, обильно украшенные монетами женские шлемовидные головные уборы хушпу с цилиндрическим верхом, а также традиционная чувашская обувь — лапти прямого плетения.
Еще в ХУШ в. большинство чувашей приняло христианство, но и сегодня в некоторых населенных пунктах области (Афонькино, Рысайкино, Старое Ганькино, Чувашское Ур-метьево и др.) проживают чуваши-язычники. Их часто называют некрещеными чувашами, а сами себя они называют «истинными чувашами». Главным богом в языческом пантеоне чувашей является Тура (Сюльти-Тура). Другие
божества: Пигам-
бар — покровитель скота, Хевель — божество Солнца и др. Главным отрицательным персонажем языческого пантеона является Шуйтан — предводитель злых сил. Другое отрицательное существо — Киреметь, которому необходимо периодически совершать моления, чтобы умилостивить. И по сей день некрещеными чувашами совершаются моления, посвященные божествам, сопровождаемые старинными обрядами. Чуваши-язычники обычно имеют свои кладбища, где на могилах устанавливаются деревянные столбы — юпа: дубовые — для мужчин, липовые — для женщин. Культ предков играет большую роль в обрядовой культуре чувашей.
Одним из наиболее колоритных татарских поселений области является село Алькино По-хвистневского района. Здесь можно увидеть старинную утварь, вышивку ручной работы, регулярно проводятся национальные праздники. Неслучайно именно в Алькино в мае 2010 г. проходил Первый Всероссийский сельский Сабантуй.
Из русских поселений области следует отметить села, расположенные на Самарской Луке: Рождествено, Выползово, Подгоры, Ширяево. В каждом из них много деревянных домов, богато украшенных резьбой и имеющих красивые веранды. Кроме того, в Ширяево находится филиал Самарского художественного музея, который включает в себя дом-музей знаменитого художника И.Е. Репина, музей местного поэта А.В. Ширяевца (Абрамова), где представлен интерьер XIX в., а также этногра-
24
№ 2/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития
фическая экспозиция: подворье, орудия труда и предметы быта, традиционные костюмы жителей Самарской Луки [4]. Там проводятся фестивали, посвященные дню рождения И.Е. Репина, который жил и занимался творчеством в этом селе, а также другие мероприятия.
С традиционным русским деревянным зодчеством можно познакомиться и на юговостоке области — в селе Августовка Большечерниговского района, где расположен Большечерниговский районный историкокраеведческий музей. На его территории находится русская изба, в которой проводятся праздничные мероприятия: свадьбы, встреча Нового года и др. Рядом туристы встречают колодец и амбар, где выставлены традиционные предметы быта, различные экспозиции. Этот комплекс построек также называют музеем под открытым небом.
В Кинельском районе есть поселение Аул Казахский, где недавно открыт для посетителей этнографический музей — юрта «Мурагер» («Наследие»). Это единственный в области музей со стационарной юртой — традиционным жилищем казахов, которые в прошлом вели кочевой образ жизни. Юрта находится в специальном помещении, и посетить ее можно в любое время года. Участники местных творческих коллективов всегда рады выступить перед гостями. В юрте можно ознакомиться с предметами традиционного быта казахов (например, бараньи косточки асык, в которые и сегодня любят играть казахские дети; торсык — кожаную флягу для хранения воды или кумыса), увидеть национальные костюмы (мужские и женские), попробовать горячий чай.
Наиболее ранними из современных народов жителями края следует считать башкир. В прошлом башкирские племена вели полукочевой образ жизни на обширной территории Урало-Поволжья. Первые достоверные сведения о пребывании башкир в Самарском крае относятся к Х в. В 922 г. через эти земли проходило посольство, направленное халифом Багдада аль-Муктадиром к правителю волжских булгар Алмушу. Секретарем посольства был Ахмед
Ибн-Фадлан, подробно описавший все путешествие в своей книге, представляющей большую ценность как исторический источник. В частности, он пишет, что переправившись через реку Кондурчу («Кюнджюлю»), посольство вступило в страну башкир [2. С. 130]. О давности пребывания башкир в этих местах свидетельствуют и легенды, а также их генеалогические летописи самих башкир — шежере. Конечно, в те далекие времена на территории современной Самарской области жили не только башкиры. По археологическим данным, здесь обитали волжские булгары, печенеги и т. д., но этих народов сейчас уже нет. Постоянные поселения башкир появились в крае в XVIII в., а ныне территорией их компактного проживания является юговосток области — Большеглушицкий и Большечерниговский районы. Там, на берегах реки Большой Иргиз и ее притоков, расположено несколько башкирских поселений — Муратшино, Таш-Кустьяново, Имелеево, Денгизбаево, Коч-киновка и др., в соседних башкиры живут вместе с представителями других народов. Находясь в стороне от Республики Башкортостан, они сохранили этническое самосознание и различные особенности традиционной культуры.
Так, в башкирских селах области и в настоящее время встречаются дома и хозяйственные постройки, сложенные из саманных кирпичей, которые изготавливаются путем смешения глиняного раствора с соломой. В летних кухнях сохранились также деревянные нары, которые в прошлом выполняли универсальную функцию: на них жители дома спали, ели и принимали гостей. И сегодня некоторые пожилые люди нары предпочитают кроватям. В углу нар, как в старые времена, складывается горкой постель — иногда просто, а иногда на сундуке [3]. У некоторых пожилых женщин сохранилась старинная традиционная одежда, которую носили еще их бабушки — платья, камзолы, а также женские головные уборы кашмау, представляющие собой чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами и с длинной лопастью, спускающейся по спине и расшитой бисером и раковинами-каури.
Приволжская мозаика
25
ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА
В некоторых хозяйствах готовят кумыс, которым когда-то лечился у местных башкир великий русский писатель Л.Н. Толстой.
Башкиры в течение многих веков исповедуют ислам, но в их современном фольклоре отчетливо прослеживаются реликты древних верований. Многие фольклорные сюжеты характерны только для Самарской области, в частности, рассказы о фантастических существах, якобы обитавших в этих местах в прошлом.
На весь мир известно расположенное в Шотландии озеро Лохнесс благодаря рассказам о чудовище, которое якобы обитает в темных водах этого озера. Похожие чудовища — ажда-ха — обитали, согласно поверьям, и в водоемах около башкирских поселений Самарской области. По рассказам, они похожи на огромных змей (некоторые люди, хорошо знакомые с различными современными телефильмами, утверждают, что аждаха похожи на динозавров). Аждаха живут в водоемах и проглатывают приходящих к воде людей и животных. Приходит время, и по небу приплывают два облака, которые выхватывают чудовище из воды и уносят его на гору Каф Тау, расположенную на краю света. Аждаха, пытаясь вырваться, дико вращает хвостом, отчего происходит ураган, но все его попытки освободиться оказываются безуспешными. Если облака по какой-то причине не приплывают, то аждаха со временем превращается в еще более опасное существо — юха, которое способно принимать человеческий облик. Но, к счастью, как говорят старики, такое случается крайне редко — обычно облака все же уносят ужасных аждаха.
По рассказам местных жителей, в водоемах около поселений Муратшино и Денгизбаево раньше обитали аждаха, поэтому люди боялись подходить к воде и не пускали туда домашних животных. Затем чудовищ унесли облака. К настоящему времени эти водоемы полностью высохли. Рассказывают также об одном аждаха, который жил в дупле дерева недалеко от Имелеево, но затем куда-то исчез. Аналогичный персонаж встречается в фольклоре ряда других народов мусульманского Востока и восходит к дракону
Дахаке, упоминаемому в священной книге зо-роастрийцев «Авесте» [1. С. 127].
Рассказывают также об албасты — похожем на женщину существе с длинными волосами и гипертрофированной грудью, которое вредит людям. Особенно этот персонаж опасен для рожениц и новорожденных. Народные представления связывают албасты с водной стихией — именно в воде указанное существо прячется в случае опасности. Мяскяй — еще одни фантастический персонаж башкирских сказаний, который напоминает огненный шар и летает по небу, высекая многочисленные искры. Различные поверья рассказывают в башкирских селах о шурале — похожем на человека существе, которое любит пугать одиноких путников, но может и породниться с людьми. Так, согласно народным легендам, в селе Кинзягуло-во Большечерниговского района когда-то жил пастух, который полюбил девушку-шурале, женился на ней, и от них пошел род Шурале.
Отличается своеобразием и песенный фольклор местных башкир. В селе Кочкиновка Большечерниговского района есть музыканты, играющие на традиционных башкирских инструментах: курае — флейте, которую делают из тростника, и кубызе — щипковом инструменте.
Итак, самарские башкиры сохранили богатый пласт традиционной культуры, который можно и нужно использовать для развития этнического туризма. К сожалению, туристы не посещают башкирские поселения. Причина, вероятно, в том, что в турбизнесе не сформирован запрос на использование этнокультурного потенциала региона и на развитие внутреннего туризма как первостепенной задачи. Практически нет взаимосвязи между туристскими учреждениями и национальными центрами — они даже не всегда знают о существовании друг друга!
В целях активного привлечения в нашу область туристов из других регионов России и зарубежных стран необходимо объединить усилия органов государственного и муниципального управления, занимающихся этнонациональны-ми вопросами и туризмом, национально-куль-
26
№ 2/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Этнический туризм в Самарской области: особенности и перспективы развития
турных объединений и туристских организаций. Национально-культурные объединения должны своевременно информировать о проведении праздников, а турфирмы — организовывать автобусные поездки из Самары к местам их проведения, активизировать рекламную деятельность (выпустить красочные рекламные проспекты, подготовить небольшие видеофильмы о праздничной культуре народов области и т. д.).
Целесообразно также организовать поездки туристов в традиционные поселения различных народов области в обычные дни. Жители этих поселений во время посещения их туристами должны быть одеты в традиционные костюмы, исполнять национальные песни и танцы, заниматься традиционным ремеслом, произведения которого туристы могут купить в любое время. Связующим звеном между турфирмами и жителями таких сел опять же необходимо быть национально-культурным объединениям. Благодаря таким поездкам туристы получат возможность не только в праздничные, но и в обычные дни увидеть своим глазами особенности богатой традиционной культуры народов нашей области.
Кроме того, большую помощь в организации туристских маршрутов с этнической направленностью могут оказать высшие учебные заведения, готовящие специалистов в области
Литература:
1. Авеста: избранные гимны. Из Видевдата / Пер. с авест., предисл., примеч. и словарь И. Сте-блин-Каменского. — М., 1992. — 207 с.
2. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. — Харьков, 1956. — 347 с.
3. Кржижевский М.В. Особенности сельского жилища башкир Самарской области в прошлом
и настоящем // Жилище и одежда как феномен этнической культуры: Материалы Седьмых Санкт — Петербургских этнографических чтений. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — С. 84—87.
4. Кржижевский М. В. Туризм и этнография: связь на региональном уровне // Самарская область: этнос и культура. Информационный вестник. 2009. № 2. — С. 32—33.
туризма и сервиса. Так, Российский государственный университет туризма и сервиса имеет филиалы в разных городах нашей страны, в том числе в Самаре (директор Заболотни Г.И.). В этом филиале ведется большая работа по изучению традиционной культуры народов области. На кафедре туризма и гостеприимства (заведующий Зуева О.В.) изданы учебные пособия по этническому туризму: «Ресурсы этнического туризма» (Кржижевский М.В.), «Ресурсы этнического туризма в Самарской области» (Зубов С.Э., Кржижевский М.В.). Некоторые студенты пишут курсовые и дипломные работы по этническому туризму.
Итак, потенциал этнотуризма в Самарском Поволжье весьма значителен и разнообразен, однако реальная практика местных представителей туристического бизнеса все еще ориентирована на стереотипные виды услуг и направления организации поездок жителей области. Крайне мало внимания уделяется развитию внутреннего туризма, а также въездного, в том числе между странами СНГ. Для активного привлечения туристов и экскурсантов необходим ряд комплексных мер, включающих специальную подготовку кадров туристической отрасли, системные организационно-финансовые вложения органов управления и самоуправления, общественная инициатива и др.
5. Народные самодеятельные коллективы Самарской области. История и творческий путь / Гл. ред. А.В. Свиязова. — Самара,
2008. — 76 с.
6. Организация туризма: учебное пособие /
А. П. Дурович, Г. А. Бондаренко, Т. М. Сергеева и др.; под общ. ред. А.П. Дуровича. — 2-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2005. — 640 с.
7. Расселение национальностей по муниципалитетам Самарской области (по результатам переписи населения 2002 года) / Сост. Жидкова С.К., Свиязова А.В. — Самара, 2007. — 60 с.
8. Этнические общественные объединения Самарской области. — Самара, 2008. — 48 с.
9. Moscardo G. Understanding Ethnic Tourists — the Tjapukai experience/ http: www.rainforest-crc.jcu.edu.au (дата обращения: 21.11.2010).
Приволжская мозаика
27