Научная статья на тему 'История появления и формирования этнических общин, традиционно проживающих в Самарской области'

История появления и формирования этнических общин, традиционно проживающих в Самарской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2397
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ МИР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесникова Любовь Александровна

Статья посвящена истории развития этнических общин на территории Самарского края. Автор рассматривает исторические этапы заселения этносов, причины их появления на Самарской земле. В статье особое внимание уделено современному состоянию этнических общин, которое проанализировано на основе данных переписи населения 2002 года по Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Колесникова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История появления и формирования этнических общин, традиционно проживающих в Самарской области»

УДК 908(470.43)

Л. А. Колесникова *

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩИН, ТРАДИЦИОННО ПРОЖИВАЮЩИХ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена истории развития этнических общин на территории Самарского края. Автор рассматривает исторические этапы заселения этносов, причины их появления на Самарской земле. В статье особое внимание уделено современному состоянию этнических общин, которое проанализировано на основе данных переписи населения 2002 года по Самарской области.

Ключевые слова: этнические общины, Самарская область, межэтнический мир.

Национально-культурные объединения Самарской области работают в многонациональном поле — из 800 национальностей, этнических групп и различных самоназваний, выявленных переписью населения 2002 года, 225 представлены на территории Самарской области. Результаты переписи легли в основу последовательности описания этнических общин Самарской области в соответствии с их численностью и долей в этническом составе населения территории. После отмены графы «национальность» в основном документе личности (паспорте) перепись населения остается единственным источником информации о состоянии этнического самосознания общества. Помимо сегодняшних количественных характеристик, каждая из этнических общин имеет свою историю появления и формирования на территории области.

Русские. Общая численность 2 708 549 человек (83,6 %) [7]. Расселены во всех городах (10) и сельских районах (27) области. За время между двумя последними переписями численность русского населения в Самарской области сократилась на 11,7 тыс. человек. В настоящее время 79,5 % русского населения области проживает в городах, в том числе более 1 млн человек в Самаре, 595,0 тыс. в Тольятти, 165,1 тыс. в Сызрани.

Первые группы русского населения на территории исследуемого региона появились в эпоху Золотой Орды, однако формирование основного ядра русского населения Самарского края происходило в XVI—XIX веках за счет переселения русских из других мест. Первые постоянные селения в Заволжье появились после строительства на левом берегу Волги крепости Самара. Среднее Поволжье явилось также районом формирования большого субэтноса — волжского вольного казачества. Массовый приток русского населения в Самарское Поволжье стал возможным только после строительства городов-кре-

* © Колесникова Л.А., 2009

Колесникова Любовь Александровна (niign@list.ru), научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 430000, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 3.

132

Вестник СамГУ. 2009. № 7 (73)

постей и оборонительных линий: Закамской (1652—1656), Сызранской (1683), Новозакамской (1732—1734), Оренбургской (1736—1743). В заселении края участвовали также выходцы из территорий, располагавшихся в центре страны. Переселенцы оттуда селились, как правило, в степной части Самарского Заволжья — Бузулукском, Николаевском, Новоузенском уездах. Таким образом, переселившееся в Самарское Поволжье русское население состояло из представителей трех этнографических групп: северо-, средне- и южнорусской. Этнографическая неоднородность русских в Самарском крае выражалась как в самоназваниях отдельных групп в XIX веке: «москвичи», «куряки», «пензя-ки», «симбирцы», так и в названии многих селений: Питерка, Московка, Новотулка, Курская, Пензенка, Можайка, Калуга, Валуйка [11, с. 4].

Татары. Общая численность 12 7931 человек (3,9 %) [7]. Расселены во всех городах (10) и сельских районах (27) области [7]. За время между двумя последними переписями численность татарского населения в Самарской области увеличилась на 12,6 тыс. человек. В настоящее время 67,8 % татарского населения Самарской области проживает в городах: 40,3 тыс. в Самаре, 26,9 тыс. в Тольятти, 9,3 тыс. человек в Сызрани и других городах.

Предки современных татар проживали на территории Самарской области еще в XI веке (южная окраина Волжской Болгарии). В окрестностях сегодняшней Камышлы компактное проживание татар зафиксировано в XVI веке [1, с. 28]. Татары при переселении на новые места жительства были вынуждены селиться на башкирских родовых территориях и нередко переходили в статус тептярей. После разрешения в 1736 году покупки башкирских земель произошло значительное увеличение татарского населения края. Ко времени Генерального межевания в 1798 году в Бугульминском уезде насчитывалось уже 97, в Бугурусланском — 30 татарских и смешанных татаро-башкирских селений. Южные районы Самарского Заволжья — Николаевский и Новоузен-ский — были заселены с середины XIX века татарами-мишарями с правобережья Волги. К концу XIX века сложилась современная картина размещения татар: основная масса татарских поселений расположена на северо-западе и северо-востоке области [11, с. 112—118]. Сельское татарское население практически не смешивается с соседями других национальностей, образуя мононациональные села.

Чуваши. Общая численность 101 358 человек (3,1 %) [7]. Расселены во всех городах (10) и сельских районах (27) области [7]. За время между двумя последними переписями численность чувашского населения в Самарской области сократилась на 16,5 тыс. человек. Исторически чуваши представляют сельское население. До настоящего времени только 37,4 % чувашей проживают в городах области, в том числе 15,3 тыс. человек в Самаре, 12,5 тыс. в Тольятти, 1,5 тыс. в Сызрани.

Первые поселения чувашей в нашем крае возникли на Самарской Луке во второй четверти XVII века. Во второй половине XVII века служилыми чувашами были основаны селения Байдеряково и Малячкино, находящиеся на территории нынешнего Шигонского района. В Заволжье чуваши появились в конце XVII века. [12, с. 33]. В первой половине XVIII века значительную часть переселенцев составили выходцы из северо-западных и северных районов Чувашии, то есть преимущественно верховые чуваши (вирьялы). Во вто-

рой половине столетия большой поток миграции наблюдался из Свияжско-го, Казанского и Симбирского уездов, из мест проживания низовых чувашей (анатри). Общая численность чувашей в XIX веке — 92 тыс. человек. В XX веке численность чувашей постоянно росла и к переписи 1989 года достигла 117,8 тыс. человек. За последние полтора десятилетия численность чувашей в Самарской области сократилась на 16,5 тыс. человек. Подавляющее большинство чувашского населения проживает в северных и северо-восточных районах области, где составляет от 25 % до 40 % населения районов. Во многих селах чуваши издавна проживают совместно с представителями других национальностей: в начале XX века треть сел с чувашским населением приходится на чувашско-русские селения, а половина — на чувашско-русско-мордовские [11, с. 40—45].

Мордва. Общая численность 86 000 человек (2,7 %). Расселены во всех городах (10) и сельских районах (27) области [7]. За время между двумя последними переписями численность мордовского населения в Самарской области сократилась на 30,4 тыс. человек. В настоящее время 52,7 % мордовского населения области проживают в городах, в том числе 17,8 тыс. человек в Самаре, 14,6 тыс. в Тольятти, 2,1 тыс. в Сызрани.

Первые группы мордовского населения появились на территории Самарского Поволжья в эпоху Золотой Орды. После распада Золотой Орды можно предположить уход основной части мордвы на свои исконные или сопредельные с ними территории. К концу XVI века общая численность мордвы была в пределах 100 тыс. человек. Второй период проникновения мордовского населения на территорию Самарского Поволжья начинается с середины

XVI века. Первые поселения мордвы в Самарском Поволжье появляются на волжском правобережье во второй половине XVII века практически одновременно с русскими. На левобережье Волги первые поселения мордвы появились во второй половине XVII века после строительства Закамской сторожевой линии. Колонисты двигались с севера и северо-запада — из Нижегородского, Арзамасского, Алатырского и Казанского уездов, заселенных в основном мордвой-эрзей. Со второй половины XVII века в заселении южных лесостепных районов Заволжья приняла участие мордва Пензенско-Саратовского края [11, с. 82—83].

Украинцы. Общая численность 60 727 человек (1,9 %). Расселены во всех городах (10) и сельских районах (27) области [7]. За время между двумя последними переписями численность украинского населения в Самарской области сократилась на 20,9 тыс. человек. В настоящее время 80,5 % украинского населения области является городскими жителями, в том числе 19,1 тыс. человек в Самаре, 19,7 тыс. в Тольятти, 3,0 тыс. в Сызрани.

История появления первых украинцев на самарской земле восходит к

XVII веку: в 1670 году жители самарской крепости открыли ворота отрядам Степана Разина, в войске которого было много украинцев. Официальной датой появления украинцев принято считать 1744 год, когда была построена Черкасская слобода (ныне самое большое село в России — Кинель-Черкас-сы). В те же годы правительство пригласило на Волгу для транспортировки соли с озера Эльтон украинских чумаков, занимавшихся торгово-перевозным ремеслом, которые основали несколько поселений. К 1816 году в Поволжье

нacчитывaлocь 17 cлoбoд coлeвoзoв, гдe пpoживaлo бoлee 26 тык. чeлoвeк. В XIX вeкe пpoиcxoдилo интeнcивнoe пepeceлeниe yкpaинцeв в Cpeднee вoлжьe. В этo вpeмя в Caмapcкoй oблacти нacчитывaлocь oкoлo 120 тыc. y^a-инцeв. В нaчaлe XX вeкa oни пpoживaли в 275 ceлax. Cлeдyющaя вoлнa ^pe-ceлeния yкpaинцeв в Caмapcкyю oблacть cвязaнa c Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйнoй: в Kyйбышeв были эвaкyиpoвaны Пepвoмaйcкий, Чepкaccкий и Oдec-cxtó caxapo-пecoчныe зaвoды, Oчaкoвcкий киpпичный зaвoд, в Cызpaнь — Днeпpoпeтpoвcкий зaвoд xимплacтмacc [2, c. 43].

KasaxH. Oбщaя чиcлeннocть 14 918 чeлoвeк (0,5 %). Pacceлeны вo вcex гopoдax (10) и ceльcкиx parömx (27) oблacти [7]. Зa вpeмя мeждy двумя ^ctte-дними пepeпиcями чиcлeннocть кaзaxcкoгo нaceлeния в Caмapcкoй oблacти пpaктичecки нe измeнилacь: 14,2 тьгс. чeлoвeк в 1989 году и 14,9 тьгс. чeлoвeк в 2002 году. Kaзaxи Caмapcкoй oблacти дo cиx пop ocтaютcя пpeимyщecтвeн-нo ceльcкими житeлями, тoлькo 19,7 % кaзaxcкoгo нaceлeния пpoживaют в гopoдax, в тoм чиcлe 1,7 тыгс. чeлoвeк в Caмape, 0,6 тыгс. в Toльятти, 0,08 тыгс. в Cызpaни.

Coвpeмeннoe нaceлeниe oблacти пpeдcтaвлeнo пepeceлeнцaми 20-x гoдoв XX вeкa, pacceлившимиcя пpeимyщecтвeннo в южный и вocтoчныx paйoнax. Пepeceлялиcь om из Kaзaxcтaнa кaк в yœe oбжитыe pyccкoязычным нaceлe-ниeм ceлa (Haтaльинo, Kaлинoвкa), тaк и вo внoвь ocвaивaeмыe (Пoтyлoвкa). Kpyпнeйшee кaзaxcкoe ceлeниe Аул Kaзaxcкий пoявилocь в гон^ 30 — нaчaлe 40-x гoдoв XX вeкa и pacпoлoжeнo в Kинeльcкoм paйoнe [11, c. 237].

Бeлopycы. Oбщaя чиcлeннocть 14 082 чeлoвeкa (0,4 %). Pacceлeны вo вcex гopoдax (10) и ceльcкиx paйoнax (27) oблacти [7]. Зa вpeмя мeждy двумя пocлeдними пepeпиcями чиcлeннocть бeлopyccкoгo нaceлeния в Caмapcкoй oблacти yмeньшилacь нa 5,8 тыгс. чeлoвeк: c 19,9 тык. чeлoвeк в 1989 гoдy дo 14,0 тыc. чeлoвeк в 2002 году. Бeлopycы Caмapcкoй oблacти m 83,4 % явля-ютcя гopoдcкими житeлями, в тoм чиcлe 4,8 тыгс. чeлoвeк в Caмape, 4,4 тыгс. в Toльятти, 0,7 тыгс. в Cызpaни.

Maccoвoe пepeceлeниe бeлopycoв в Пoвoлжьe нaчaлocь пocлe oтмeны ^e-пocтнoгo пpaвa в 1861 году. П дaнным пepeпиcи 1920 гoдa, в Caмapcкoй гyбepнии пpoживaлo пoчти 10 тыc. бeлopycoв, из ню мeнee 1 тыc. чeлoвeк являлиcь житeлям гopoдoв. Дoля бeлopycoв в oбщeй чиcлeннocти нaceлeния гyбepнии cocтaвлялa 0,35 %. В cвязи c вoзвpaщeниeм пocлe oкoнчaния rpaœ-дaнcкoй вoйны чacти бeлopycoв m иcтopичecкyю poдинy этoт пoкaзaтeль нecкoлькo cнизилcя и в 1926 году cocтaвил 0,28 %. Знaчитeльныe ^уппы бeлopycoв жили нa тaк нaзывaeмыx пepeceлeнчecкиx yчacткax и xyтopax Бoль-шeглyшицкoгo paйoнa. Бeлopyccкoe нaceлeниe Caмapcкoй oблacти, нe имeю-щee кoмпaктныx пoceлeний, в знaчитeльнoй cтeпeни пoдвepглocь accимиля-ции [11, c. 152-154].

Бaшкиpы. Oбщaя чиcлeннocть 7 885 чeлoвeк (0,2 %). Pacceлeны вo вcex гopoдax (10) и ceльcкиx paйoнax (27) oблacти [7]. Зa вpeмя мeждy двумя ^ctte-дними пepeпиcями чиcлeннocть бaшкиpcкoгo нaceлeния в Caмapcкoй oблac-ти вoзpocлa m 0,3 тыc. чeлoвeк: c 7,4 тык. чeлoвeк в 1989 году дo 7,8 тыc. чeлoвeк в 2002 году. Бaшкиpы Caмapcкoй oблacти нa 49,0 % являютcя гopoд-cкими житeлями, в тoм чиоге 1,8 тыc. чeлoвeк в Caмape, 1,5 тыc. в Toльятти, 0,1 тыгс. в Cызpaни.

Первыми исторически достоверными сведениями о пребывании башкир в степях современного Самарского Заволжья можно считать записки путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии в Волжскую Болгарию в составе Багдадского посольства халифа Муктадира в 921—922 годах. Монгольское нашествие на Восточную Европу в 30-х годах XIII века нарушило кочевые маршруты древних башкир между Волгой и Уралом и привело к их резкому сокращению. Окончательное сокращение башкирских кочевий произошло после походов Тимура на Золотую Орду и разгрома войск Тохтамы-ша в 1391 году на реке Кондурче. С середины XVI века башкиры вновь начали осваивать степи Самарского края. Во второй половине XVIII века началось постепенное оседание башкир в степях Самарского края. В Самарской области башкиры в основном живут на юго-востоке в девяти населенных пунктах: Муратшино и Таш-Кустьяново — в Большеглушицком районе; Имелеевка, Кочкиновка, Утекаево, Денгизбаево, Кинзягулово, Хасьяново, Ир-гизский — в Большечерниговском районе. Башкиры Самарской и Саратовской областей получили в историко-этнографической литературе название иргизо-камеликских — по названиям рек Большой Иргиз и Камелик [9, с. 269—270].

Немцы. Общая численность 9 569 человек (0,3 %). Расселены во всех городах (10) и сельских районах (27) области [7]. За время между двумя последними переписями численность немецкого населения в Самарской области сократилась на 1,0 тыс. человек: с 10,5 тыс. человек в 1989 году до 9,5 тыс. человек в 2002 году. 75,1 % немцев Самарской области живут в городах, в том числе 1,5 тыс. в Самаре, 2,7 тыс. в Тольятти, 0,5 тыс. человек в Сызрани.

Исходным моментом массового появления немцев в России, в том числе и в Самарском крае, послужили указы Екатерины II от 1762 и 1763 годов. Из разоренной Северной войной Германии в 1764—1767 годах в Россию стали прибывать первые группы переселенцев. Они были расселены в южных Николаевском и Новоузенском уездах Самарской губернии. В конце 80-х годов немецкое население составило здесь 180 тыс. человек, а в 1910 году уже 300 тыс. человек. Самой малочисленной была третья волна переселенцев в начале 50-х годов XIX века — около 3 тыс. человек. В советское время среди немецких колонистов стала популярной идея самоуправления на началах автономии. Указ Правительства СССР от 28 августа 1941 года в один миг превратил российских немцев в предателей и врагов советского народа. Вплоть до 1955 года российские немцы были на положении спецпоселенцев, что лишало их права покидать места проживания без специального разрешения. Указом от 28 августа 1964 года советские немцы формально реабилитированы. 8 июля 1997 года принята Федеральная целевая программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев, рассчитанная на срок до 2006 года. В соответствии с этой программой в заброшенных деревнях Хворостянского и Безенчукского районов Самарской области построено жилье, создана инфраструктура для переезжавших сюда немецких семей из Казахстана и Средней Азии [11, с. 178—186]. Однако реализация российско-немецкой программы не остановила поток мигрантов из России и стран бывшего Советского Союза в Германию.

Евреи. Общая численность 6 384 человек (0,2 %). Расселены во всех городах (10) и 21 сельском районе области [7]. За время между двумя последними пе-

peпиcями чиcлeннocть eвpeйcкoгo нaceлeния в Caмapcкoй oблacти co^ara-лacь бoлee чeм в 2 paзa: c 13,5 тыc. чeлoвeк в 1989 году дo 6,3 тыгс. чeлoвeк в 2002 гoдy. ^asi^ec™ вce eвpeйcкoe нaceлeниe Caмapcкoй oблacти (98,1 %) живeт в гopoдax, в том чиcлe 5,2 тыгс. в Caмape, 0,6 тыгс. чeлoвeк в Toльятти, 0,2 тыc. в ^rapaM.

Пepвыe пpeдcтaвитeли eвpeйcкoгo этнoca в Caмape пoявилиcь в cepeдинe XIX вeкa. В 1854 году в Caмape пpoживaлo 78 мужчин и 14 жeнщин eвpeй-cкoй нaциoнaльнocти. Знaчитeльный pod чиcлeннocти eвpeйcкoгo нaceлe-ния Caмapы oтмeчeн вo втopoй пoлoвинe XIX вeкa. K 1900 году eвpeйcкoe нaceлeниe Caмapы нacчитывaлo 1 574 чeл., что cocтaвлялo 1,8 % нaceлeния гopoдa [11, c. 123-126]. В Caмape cфopмиpoвaлacь oднa из caмыx бoльшиx eвpeйcкиx диacпop Poccии. В coвeтcкoe вpeмя чиcлeннocть eвpeйcкoгo mce-лeния гopoдa Caмapы и oблacти пocтoяннo yвeличивaлacь вплoть дo rope-cтpoeчнoгo вpeмeни, кoгдa нaчaлcя пpoцecc вoзвpaщeния eвpeeв нa иcтopи-чecкyю poдинy.

Пpeждe вceгo, пoявлeниe пpeдcтaвитeлeй дpyгиx этничecкиx гpyпп нa тep-pитopии Caмapcкoй oблacти cвязaнo c внyтpeннeй мигpaциeй в coвeтcкoe вpeмя. Bтopaя вoлнa пepeceлeнцeв cвязaнa c тpyдoвoй мигpaциeй и cocтoит из paбoчиx cтpoитeльныx cпeциaльнocтeй, тopгoвцeв и бизнecмeнoв.

Дeмoкpaтизaция пpoцecca пepeпиcи нaceлeния, те oгpaничивaющeгo те-peчeнь нaциoнaльнocтeй oпpeдeлeнным cпиcкoм, пoзвoлилa выявить нeизвe-стнык пpeждe этничecкиe гpyппы нaceлeния (нaпpимep, eзиды).

Пepeчeнь дpyгиx нaциoнaльнocтeй включaeт бoлee 80 нaимeнoвaний, го-личecтвeнный cocтaв кoтopыx включaeт oт oднoгo дo coтни чeлoвeк и бoлee. Бoлee 22,4 тыc. чeлoвeк те yкaзaли нaциoнaльнocть в пepeпиcнoм лие^ [7].

Aнaлиз coвpeмeннoгo этничecкoгo cocтaвa нaceлeния Caмapcкoй oблacти пoзвoляeт выделить 26 ^уп^ш и зaмeтныx го чиcлeннocти этничecкиx o6ú-eдинeний, кoтopыe имeют paзнyю иcтopию пpoиcxoждeния m тeppитopии oблacти. Шecть из ню (19, 22, 23, 24, 25, 26) oбpaзoвaны фopмaльнo, тaк гак нe имeют eдинoгo этничecкoгo caмocoзнaния, нo пoтeнциaльнo oблaдaют пpeдcтaвлeниeм o языкoвoм poдcтвe (19 — финнo-yгopcкиe нapoды: yдмypты, кoми, кoми-пepмяки, кapeлы; 23 — тюpкcкиe нapoды: к^г^ы, тypки, тypк-мeны), oбщнocти этничecкoй тeppитopии (22 — выxoдцы c Ceвepнoгo Kaвкaзa и из Дaгecтaнa: aвapцы, дapгинцы, ингуши, кaбapдинцы, лeзгины, oceтины, чeчeнцы; 26 — вытодцы из Пpибaлтики — литовцы, лaтыши, эcтoнцы) или peлигиoзнoй oбщнocти (25 — eзиды, 26 — пpaвocлaвныe: бoлгapы, гpeки).

Kaк пoкaзывaeт aнaлиз пpoиcxoждeния yкaзaнныx этничecкиx oбщин m тeppитopии Caмapcкoй oблacти, нeт ни oднoй этничecкoй гpyппы, для гото-poй этa тeppитopия быта бы этничecкoй тeppитopиeй — вce пepeчиcлeнныe этнocы cфopмиpoвaлиcь зa ee пpeдeлaми и cюдa пpишли co cлoжившимcя этничecким caмocoзнaниeм. Это oбcтoятeльcтвo пoзвoляeт yтвepждaть, что cpeди нaceлeния Caмapcкoй oблacти нeт тaк нaзывaeмыx «кopeнныx» mpo-дoв, вce этничecкиe ^уппы являютcя мигpaнтaми paзнoгo вpeмeни. В то œe вpeмя пpeдcтaвитeли pyc^oro нaceлeния и pядa пoвoлжcкиx нapoдoв пpeтeн-дуют нa дaннoe нaимeнoвaниe, o чeм cвидeтeльcтвyют peзyльтaты rarnnx го-лeвыx иccлeдoвaний. Пoэтoмy го peзyльтaтaм диcкyccии Kpyглoгo cтoлa <^з-ныe, нo нe чyжиe», пpoшeдшeгo в paмкax V Meждyнapoднoй нayчнo-пpaк-

тической конференции «Самарский край в контексте мировой культуры [4, с. 37], принято решение, что многовековая продолжительность проживания на этой территории позволяет одним этническим группам считать себя «местными» (традиционными), а других — «пришлыми» (мигрантскими). В соответствии с этим тезисом «традиционными» для Самарской области являются: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, казахи, белорусы, башкиры, немцы, евреи, марийцы, цыгане (?), молдаване (?), удмурты (?), коми (?), коми-пермяки (?), карелы (?), корейцы (?), поляки, болгары (?), греки (?), литовцы (?), латыши (?), эстонцы (?); «пришлыми» — мигранты последнего времени — армяне, азербайджанцы, узбеки, таджики, грузины, аварцы, даргинцы, ингуши, кабардинцы, лезгины, осетины, чеченцы, киргизы, турки, туркмены, езиды и др.

Деление населения Самарской области на две неравные группы в зависимости от продолжительности проживания на этой территории отражается на деятельности общественных объединений, представляющих интересы разных этнических общин.

Межэтнические отношения в Самарской области характеризуются традиционной толерантностью, понятие которой определено исходя из позиций международных документов [3] и мнения ряда российских исследователей [8], когда толерантность не отождествляется с русским понятием терпимость, а напротив, означает восприятие культурного, этнического и религиозного разнообразия как ценности. Состояние межэтнических отношений исследовалось группой авторов в течение ряда лет [5; 6]. Характер межэтнического взаимодействия можно описать с применением двух критериев; толерантности и нетерпимости. Различные параметры исследований позволили ученым выявить потенциал межэтнических взаимодействий в Самарской области. Позитивный потенциал межэтнических отношений составляет около 50 %, негативный примерно пятая часть населения области — 21,9 % (следует отметить, что 26,8 % из них русские), примерно четвертая часть населения области (26,9 %) не имеет четких позиций в межэтнических отношениях. И от того, какую позицию в межэтнических коммуникациях займут люди, образующие эту последнюю группу, в значительной степени зависит судьба межэтнического мира в Самарской области в настоящее время.

Библиографический список

1. Ведерникова Т.И. Формирование этнически смешанного населения степного Заволжья (Самарской губернии) в середине XVII — середине XIX веков: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1981.

2. Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991.

3. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. 1995.

4. Миграция населения Самарской области в 2004 году: сб. Самара, 2005.

5. Мухаметшина Н.С., Жидкова С.К., Кандауров С.П. Отчет социологического исследования «Межэтнические отношения в Самарской области». Самара, 2002.

6. Мухаметшина Н.С., Жидкова С.К., Кандауров С.П. Отчет социологического исследования «Межэтнические отношения в Самарской области». Самара, 2004.

138

Вестник СамГУ. 2009. № 7 (73)

7. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Самарской области. Самара, 2005.

8. Осипов А. Концептуальные подходы к этнической политике и перспективы противодействия дискриминации. иКЬ:.кир;//Ьго/ас1тп8/па11/2004/01/16-1/ рИрр1т1у=1.

9. Самарская область в цифрах — 2004 год. Самара, 2005.

10. Самарская область в Российской Федерации (бюллетень). Самара, 2005.

11. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.

12. Ягафова Е.А. Самарские чуваши (историко-этнографические очерки). Конец XVII - начало XX вв. Самара, 1998.

L.A. Kolesnikova*

THE HISTORY OF APPEARANCE AND DEVELOPMENT OF ETHNIC COMMUNITIES OF THE SAMARA REGION

The article is devoted to the history of development of ethnic communities on the territory of the Samara region. The author studies historic stages of ethnic groups settling, the reasons of their appearance on Samara land. The article gives special attention to the modern condition of ethnic communities, which is analyzed on the data of 2002 census of the population in the Samara Region.

Key words: ethnic societies, Samara Region, ethnic peace.

*Kolesnikova Lyubov Alexandrovna (niign@list.ru), Research Institute of Humanitarian Sciences under the Government of Mordovia, Saransk, 430000, Republic of Mordovia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.