УДК 008
ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ, ТРАДИЦИОННО ПРОЖИВАЮЩИХ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
© 2015 И.Н.Клюяшкина, Т.П.Ерошкина
Самарский институт управления
Статья поступила в редакцию 25.09.2015
В статье рассматривается проблема духовного единства в условиях культурного многообразия на примере народов, традиционно проживающих в Самарской области.
Ключевые слова: народ, духовное единство, культурное многообразие, национальная культура, Самарская область.
В настоящее время проблема духовного единства народов в условиях культурного многообразия становится особенно актуальной. В контексте экономических, политических и социокультурных изменений происходит рост значимости культурной идентификации общества, отдельных культурных групп, личности. По-новому решается задача сохранения и развития национальной самобытности каждого народа России. Возрастает интерес к защите традиционных духовных ценностей и нравственных норм, обычаев. Распространенным считается мнение, что рост культурной самостоятельности народов благотворно влияет на расширение взаимодействия между разными культурами и их духовное сближение. С этой точки зрения уточним понятийно-категориальный аппарат, характеризующий данное явление. Термины «духовность», «народ», «этнос» в настоящее время представляются дискуссионными.
«Духовность» определяется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными»1.
Понятие «народ» трактуется в широком смысле слова как все население определенной страны; в узком - употребляется для обозначения различных форм этнических общностей (племя, народность, нация)2.
0
Клюяшкина Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарнъх и естественнонаучных дисциплин. E-mail: [email protected]
Ерошкина Татьяна Петровна, кандидат философских наук, доцент. E-mail: [email protected]
1 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. -М: ООО «АТЕМП». - 945 с.
2 Новая философская энциклопедия: в 4 томах / Ин-т
философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; предс.
Дефиниция «этнос» (перевод. с греч. - народ, племя) обосновывается как исторически сложившаяся устойчивая группа людей, говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов3.
Трудность понимания этих определений состоит в их неоднозначности, так как значения слов «этнос», «народ» пересекаются, а в некоторых контекстах оказываются практически тождественными. Однако предложенные дефиниции, на наш взгляд, могут быть использованы в целях осмысления тенденции развития духовного единства народов в условиях культурного многообразия.
Под духовным единством понимается целостность существования этнических общностей в составе единого региона, высокую степень их самоидентификации с существующей системой ценностей и идеалов народов в целом, населяющий данный регион. Культурное многообразие можно рассматривать, с одной стороны, как источник творческих идей, а значит, и развития народа, с другой, - как явление духовного взаимообогащения и развития всех этнических общностей, так как невозможно понять природу любой культуры без её сопоставления с другими.
Самарская область, как и все Поволжье, по составу населения является регионом многонациональным. В ней проживают 157 национальностей, и находится более 400 религиозных организаций, представляющих 23 вероисповедания различной религиозной подчиненности.
научно-ред. совета В.С.Степин. - М: Мысль, 2010. -Т.1. - 744 с.
3 Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии. ЮНЕСКО, Франция, 2002. - 30 с.
В составе области исторически соединены множество народов, различающихся по языку, традициям и вероисповеданию. Разные этнические культуры и языки свободно сосуществуют, активно взаимодействуют и влияют друг на друга, что придает устойчивость и открытость общему культурному потенциалу области.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, население Самарской области составляет более 3,2 млн. человек. Наиболее многочисленными народами, численность которых превышает 10 тыс. человек, являются: русские - 2645,1 тыс. человек (85,6 %), татары -126,1 тыс. человек (4,1 %), чуваши - 84,1 тыс. человек (2,7 %), мордва - 65,4 тыс. человек (2,1 %), украинцы - 42,2 тыс. человек (1,4 %), армяне - 23 тыс. человек (0,7 %), казахи - 15,6 тыс. человек (0,5 %), азербайджанцы - 14,1 тыс. человек (0,5 %), узбеки - 11,2 тыс. человек (0,4 %) и др.4
В 2013 году в Самарской области принята государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области (2014 - 2020 годы)»5.
Одним из институтов реализации этой программы является «Дом дружбы народов» Самарской области, как проводник реализации национальной политики Российской Федерации и развития институтов гражданского общества на территории региона.
Полиэтническая среда области представляется достаточно благоприятной для развития самосознания народов, традиционно проживающих на ее территории, формирования ориента-ций на сохранение национальных ценностей и воспитания уважительного отношения к традициям и культурам других народов.
Рассуждая о духовном единстве народов Самарской области в условиях их многообразия, необходимо отметить, что в целом сформировалась культура, хранящая многовековые традиции проживающих в этом регионе народов -русских, татар, чувашей, мордвы и др.
Наибольшей самобытностью характеризуется культура татар, чувашей и мордвы, традиционно проживающих в Самарской области.
4 Национальный состав, владение языками, гражданство населения Самарской области: (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://samarastat.gks.ru
5 Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области (2014 -2020 годы): государственная программа Самарской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/464006961
Татары являются вторым по численности этносом региона и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации. Татарский народ имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Поволжья. В этнографическом отношении татары Самарской области принадлежат к двум группам - казанским татарам и татарам-мишарям. Формирование татарского этноса на данной территории происходило в результате миграций и сложных этнических процессов в течение XVIII - XIX веков. Главной причиной переселения татар в Самарское Заволжье в этот период считалось малоземелье крестьян в районах их выхода и наличие свободных земель за Волгой. Это переселение происходило одновременно с движением на территорию области мордвы, русских и чувашей.
Традиционной хозяйственной деятельностью самарских татар являлось пашенное земледелие в сочетании с животноводством. Наряду с сельским хозяйством получили развитие ремесла: ювелирное, кожевенное, войлочное.
Жилище раньше в основном строилось из дерева, сегодня при строительстве часто используется кирпич. Внутри жилища были встроенные лавки, полки, стулья. Широкие нары у передней стены являлись в прошлом универсальной мебелью - они использовались как кровати и сиденья. Постельные принадлежности складывались в шкафы или сундуки.
И сегодня внутреннее убранство татарского дома сохранило многие этнические черты. Яркая раскраска обшивки, ажурная резьба наличников окон, цветные ткани разных тонов - все это создает неповторимый облик татарского жилища. Стены нередко украшаются вышитыми скатертями, молитвенными ковриками, домоткаными полотенцами, а под стеклом на передней стене вешается красочно оформленное изречение из Корана.
В наибольшей степени татарскую культуру представляет праздник плуга в честь окончания сева яровых - сабантуй, который не имел точной календарной даты, а праздновался в зависимости от готовности земли к севу. Сейчас сабантуй обычно празднуется в июне в Самаре, Тольятти и в некоторых других населенных пунктах области. Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность, по своему характеру однородна. Народно-разговорный татарский язык является в основе единым. С XVIII - по начало XX вв. сложилась общенациональная культура с развитым литературным языком.
Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилиза-
ции. Следы ее встречаются в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других). Культура татарского народа (являясь частью восточной и мусульманской), сильна воспитательным влиянием, ощущаемым с раннего детства и татарским менталитетом - естественным и неосознанным взглядом на жизнь.
Чуваши являются третьим по численности народом Самарской области. Они относятся к народу тюркского происхождения. После вхождения в состав Русского государства чуваши северо-восточной и центральной части края в XVI - XVII вв. стали переселяться на «дикое поле». В результате сложилась новая этнографическая группа, к которой в настоящее время относятся почти все чуваши, в том числе Самарской области. На их язык и культуру заметное влияние оказали татары. Материальная и духовная культура чувашского народа обогащалась и развивалась под влиянием русской культуры. Присоединение Чувашского края к Русскому государству в XVI в. и принятие чувашами христианства явились решающими факторами, открывшими перспективу социально-экономического и культурного развития чувашского народа, оказавшими значительное влияние на его духовную культуру.
Особенности народного творчества чувашей, его ярко выраженный синкретический характер складывались в процессе длительного межэтнического и культурного взаимодействия с другими народами на протяжении многих столетий. Основу народного искусства чувашей составляют резьба по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых центров высокого уровня развития. Ювелирное искусство — чеканка, инкрустация и др. было развито значительно слабее. Резьбой по дереву чуваши обильно украшали домашнюю утварь (чашки, ковши для пива, солонки, кадушки для хранения белья, деревянные емкости для продуктов), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие хозяйственные постройки. Орнамент резьбы в основном был геометрическим и включал отдельные линии, которые составляли различного типа четырехугольники. Распространены были у чувашей, в основном уже под влиянием русских, глухая барельефная резьба с растительным орнаментом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чувашская народная культура имеет развитые виды и формы.
Мордва - многочисленный народ финно-угорской языковой группы, находящийся в составе Самарской области. Эрзяне и мокшане укоренились в Самарской области во второй половине XVII в. - середине XVIII в. Сохраняя свои традиции, мордва селилась обычно отдельно от русских, татар, чувашей. В хозяйстве самарской мордвы большое значение имели домашние промыслы, которые во многом определяли социально-экономические отношения в обществе, влияли на традиционные формы общения и нормы поведения. Широкое распространение имела обработка сельскохозяйственной продукции, изготовление орудий труда, предметов одежды, домашней утвари, предметов обихода и др. Исключительно женским занятием являлось ткачество.
В повседневной культуре самарской мордвы огромная роль принадлежала религиозному фактору. К концу XIX столетия основная масса этноса идентифицировала себя с православием. Вера влияла на все сферы жизнедеятельности самарской мордвы.
Одним из важнейших элементов духовной культуры мордвы являются народные праздники и связанные с ними обычаи и обряды. От одного поколения к другому передаются культурные традиции, происходит приобщение к ним молодежи. С утверждением христианства народные праздники и обряды приурочивались к православному календарю. Особенностью мордовских праздников являлось участие в них представителей других этносов: чувашей, русских, татар, что способствовало культурному диалогу, взаимовлиянию и взаимообогащению обычаев и традиций. Во второй половине ХХ в. происходят изменения в празднично-обрядовой культуре. Однако отдельные элементы народных праздников, игр, забав не исчезли и продолжали оказывать влияние на мировоззрение мордвы, празднично-обрядовую культуру. Они органично вошли в практику проведения праздников села, проводов зимы и др.
Рамки нашей статьи не позволяют более полно отразить культурное своеобразие и единство народов, проживающих в регионе. Самарская область - это особая территория, объединенная общей исторической судьбой и культурой множества народов. Здесь накоплен уникальный опыт формирования духовного единства народов в условиях культурного многообразия.
Самарцы гордятся мирной историей и добрососедством своих народов на протяжении веков совместного проживания. Главным фактором успешности самарской модели межэтнического взаимодействия выступает сохранение баланса
интересов населяющих область народов, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других народов. В области существуют и активно взаимодействуют десятки национально-культурных центров, издаются газеты и книги на языках народов, населяющих регион, проводятся традиционный фес-
тиваль народного творчества «Рожденные в сердце России», этнофестивали, национальные праздники, выставки народных промыслов и ремесел. Показателем высоко уровня духовного единения поликультурного населения региона является идеология «Мы - Самарский народ» и многое другое.
SPIRITUAL UNITY IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT (EXEMPLIFIED BY PEOPLES TRADITIONALLY LIVING IN SAMARA REGION)
© 2015 I.N.Klyuyashkina, T.P.Eroshkina"
Samara Institute of Management
The problem of spiritual unity in a multicultural environment exemplified by the peoples who traditionally live in Samara region is considered.
Keywords: people, spiritual unity, cultural diversity, national culture, Samara region.
Irina Nikolaevna Klyuyashkina, Candidate of pedagogy, Associate professor. Head of tDepartment of social and humanitarian and natural sciences. E-mail: bibkin@inbox. ru
Tatiana Petrovna Eroshkina, Candidate of philosophy, Associate professor. E-mail: [email protected]