Научная статья на тему 'Своеобразие этнической культуры и пресса'

Своеобразие этнической культуры и пресса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Своеобразие этнической культуры и пресса»

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

обмд. — общемордовский язык ур. — уральский праязык ф.-в. — финно-волжский праязык ф.-п. — финно-пермский праязык ф.-у. — финно-угорский праязык

КЭСКЯ — Лыткин В. И. Краткий этимологический словарь коми языка / В. И. Лыткин, Е. И. Гуляев. М. : Наука, 1970. 386 с.

Мосин — Мосин М. В. Фонетическая структура финно-угорской основы слова в мордовских языках : учеб. пособие / М. В. Мосин. Саранск : Изд-во Сарат. ун-та. Саран, фил., 1989. 60 с. ОФЯ 1 — Основы финно-угорского языкознания. М. : Наука, 1974. 484 с.

ЭВ — Цыганкин Д. В. Этимологиянь валке / Д. В. Цыганкин, М. В. Мосин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998. 234 с.

Bartens — Bartens R. Mordvalaiskielten rakenne ja kehitus. Suomalais-ugrilaisen seuran toimituksia, 232 / R. Bartens. Helsinki, 1999. 183 s.

Поступила 20.12.04.

СВОЕОБРАЗИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕССА

П. Ф. ПОТАПОВ, доктор филологических наук

В настоящее время заметной тенденцией становится рекультурация — сохранение и развитие этнокультурных ценностей, возобновление традиций, как тех, которые уже на грани забвения, так и известных современному поколению только по литературе. Это непростая задача, требующая изучения многовекового народного опыта, являющегося национальным достоянием. Как и культура в целом , традиция представляет собой коллективную память. По мнению исследователей, память — категория не биологическая, а социальная [19, с. 147].

Но как определить приоритеты в ре-культу рации, что считать главным? Что можно предпринять, а от чего лучше отказаться? Как функционируют сегодня этнические ценности в материальной, духовной и соционормативной культуре? Ответить на эти вопросы стремятся не только ученые-этнографы, но и специалисты других областей — все, кому небезразлична проблема бережного отношения

к этнокультурному наследию. Смысл всех выступлений сводится к тому, что духовное богатство, безжалостно растрачивавшееся до наших дней, надо собирать и систематизировать.

Пресса отражает конкретные примеры такой работы, участвуя в переосмыслении многих явно устаревших подходов и стереотипов в изучении национальной культуры. В частности, с идеей увековечивания исторической памяти об обычаях и обрядах чувашского народа выступила в 1995 г. инициативная группа, куда входили ученые, фольклористы. Она обратилась в Правительство Чувашской Республики с предложением о создании музея-этнопарка традиционной чувашской культуры. Еще раньше в газете «Известия Татарстана» была помещена статья «Возродить традиции», в которой С. Суслова предлагала в целях активного использования ценностей культурного наследия татарского народа открыть республиканский научно-методический центр

© П. Ф. Потапов, 2005

для возрождения и пропаганды народного искусства и традиционно-бытовой культуры [2].

Общественность республик Поволжья отчетливо осознает огромное значение культуры в сохранении этнической сущности народов. В культуре особенно заметно национальное. Как писал в свое время Б. Поршнев, отличие одних народов от других и составляет факт национальной культуры [15, с. 8].

Разумеется, в данном случае неприемлемы самоизоляция, неприятие других ценностей. Вместе с тем для нации оптимален вариант, когда в основе национального возрождения лежат ценности этнокультурные, которые необходимы людям для удовлетворения их потребностей и интересов. Будут сильнее этнокультурные ценности — будет сильнее этнос. Будут жить эти ценности — будет жить этнос.

Нация и ее культура должны иметь свое лицо, какое бы давление внешнего мира они ни ощущали. Тем они и интересны остальному миру. Как отмечал А. Кибеч, «мы тоже — одни из бисеринок мировой культуры» [5, с. 64].

К сожалению, в нашей стране этническая культура утратила многие старые добрые традиции из-за негативного подхода к ней властей и государства. Приоритет отдавался единой интернациональной культуре, советской обрядности. Однако и тогда воздействие процесса деэтнизации было не абсолютным. Все дело в том, что на этапе индустриального развития общества своеобразие духовной и материальной культуры народов не утрачивается. В 1990-е гг. все чаще стали употребляться такие понятия, как «обычаи» и «традиции». Они наполняются конкретным содержанием. Приходит в целом осознание важности их возрождения. Например, 44,5 % студентов мордовской национальности считают, что национальные традиции отражаются на нравственной культуре людей, и только 3,9 % респондентов полагают, что они не оказывают никакого влияния [3, с. 5]. Согласно другому исследованию, проведенному лабораторией социологии морали при Мордовском государственном университете, «...больше половины опрошенных (51,44 % мордвы) считают целесооб-

разным возрождение и развитие национальных традиций мордвы, и никто из опрошенных не считает для себя унизительным и оскорбительным их соблюдение» [3, с. 5].

Публикации региональной прессы свидетельствуют, что, несмотря на заметную интернационализацию культуры и общества, этнос еще не перестал быть осознанным культурным единством. Происходит переосмысление форм или элементов традиционно-бытовой культуры, и в соответствии с изменениями функций наблюдается перестановка акцентов на их значимость. Утрата традиций — общий процесс, но проявляется он не в одинаковой мере у разных народов. В Мордовии, например, в наименьшей степени он затронул эрзянский субэтнос, в большей — русский. По сравнению с городским населением сельское наиболее устойчиво в сохранении традиций [20, с. 26]. Современное состояние этноса некоторые исследователи определяют как ситуационное, постоянно находящееся в процессе либо формирования, либо распада [1,

с. 62; И, с. 105-110].

Многие этнические ценности связаны с домом, жилищем. Его строительство, как правило, важное событие на селе. При этом соблюдаются свои обычаи и обряды: варится особая каша по поводу закладки фундамента, особые действия выполняются при установке матицы и т. д.

Непреходящая традиция у сельских жителей — взаимопомощь. У чувашей она называется ниме. При этом нуждающийся получает материальную поддержку и экономит время. Но главное — это сплачивающий фактор.

Национальный костюм также является ярким этническим символом и несет особую смысловую и духовную нагрузку. Республиканские печатные издания широко используют его в качестве одного из приемов пропаганды национальной материальной культуры. На их страницах открыты специальные рубрики «Из истории мордовской (мокшанской, эрзянской) одежды», «Простыеценности», «Обычаи». Материалы, публикуемые в них, иллюстрируются фотографиями. Газета «Мок-шень правда» за 15 июля 1997 г. знакомит читателей с богатством мордовской

народной одежды. Здесь же приводится высказывание академика Петербургской академии наук П. С. Па л ласа, который в своем труде «Путешествие по различным провинциям Российского государства» сумел передать своеобразие национальных костюмов эрзянки и мокшанки, отметил различия в элементах одежды и украшений девушек, женщин и престарелых.

Часто свое внимание работники прессы останавливают на образцах, наиболее интересных не только с исторической, но, прежде всего, с художественной точки зрения. Привлекает в первую очередь женский костюм: именно ему, в отличие от мужского, издавна более интернациональному, прйсуща специфическая выразительность, говорящая об этнокультурном своеобразии различных групп этноса. В одном из номеров газета «Советская Чувашия» рассказала о хушпу — драгоценном головном украшении чувашской женщины. Основная его ценность — старинные серебряные монеты. Кроме того, хушпу украшено множеством оловянных блестков и бисером в несколько рядов. В статье А. Салмина «Хушпу — наряд богатый» указывается также ареал его распространения: Чувашия, Башкортостан, Оренбургская, Самарская, Ульяновская области [17].

Не менее интересен и материал, подготовленный О. Мальцевой. Это репортаж с республиканской выставки «Чувашский национальный костюм», на которой были представлены экспонаты XVIII — XX вв.: одежда, сшитая по старинным образцам. Многие из них, пишет корреспондент, по-своему уникальны. Чего, например, стоит такой факт: в конце 1980-х гг. чувашская вышивка была удостоена диплома «Лучшая вышивка в мире» [9].

У каждого из народов Поволжья сформировался свой национальный костюм, который, несмотря на повсеместное распространение современной одежды, несет черты этничности. В газетах публикуются фотографии с изображением поясов, шапок, рубашек, платьев и даже полных национальных костюмов, которые говорят о богатстве народных традиций. В наши дни это имеет огромное значение для национальной жизни, национального

самосознания. Издания сообщают об использовании народами Поволжья отдельных элементов традиционной национальной одежды.

Татары до настоящего времени носят ситцевые и сатиновые рубахи традиционного покроя, шаровары, особо повязанный платок, шапочку тубэтей. Популярностью пользуется народная вышивка. Большое количество традиционных элементов обнаруживается у татар-кряшен, у которых во время праздников и различных торжеств можно еще наблюдать полный комплекс традиционного костюма с проявлениями региональных отличий.

Рекультурация затронула и чувашский национальный костюм, надеваемый либо на свадьбу, либо для участия в выступлении фольклорной или другой творческой группы. Сегодня, вероятно, найдется мало чувашских женщин, которые хотя бы раз не надевали традиционный костюм. Он состоит из платья с оборками, сшитого из однотонного шелка или атласа, белого или черного передника с нагрудником, украшенного вышитым растительным орнаментом, и платка. Многие чувашки-вирьялки (жительницы северо-западных районов республики) носят черный традиционный халат шупар, пожилые — белый шупар. Этнически более ярким является свадебный костюм, который дополняется широким самотканым поясом, старинным либо воссозданным хушпу или тухья, украшениями из монет. Мужская традиционная праздничная одежда (расшитая рубашка, тканый пояс с кисточками, халат) восстанавливается гораздо медленнее. Чувашский народный костюм — богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времен, племен, народов, культур разных географических регионов Азии и Европы.

У мордвы и по сей день широко используются рубахи панар, щам и каф-тоньгрдау платье пула, передник с нагрудником, черный закрытый запон без рукавов, повязка панго} украшения из бисера. В процессе создания одежды привлекаются богатейший народный опыт и традиции, новые элементы вносятся лишь в соответствии с общепринятыми нормами.

Например, у женщин-мордовок существовал неписанный свод правил — что, когда, как, почему нужно надевать. O.E. Поляков утверждает, что «древний мордовский костюм сохранил свою самобытность до настоящего времени» [14, с. 13]. В республике, как свидетельствует социологическое обследование, традиционный костюм в видоизмененных формах носят повседневно 29 % мордовок в сельской местности. Гораздо чаще он встречается в праздничной и обрядовой одежде, особенно у мокшанок и эрзянок старших возрастных групп. Молодые женщины надевают ее крайне редко. Отмечаются и переходные формы: городской костюм с элементами национального и национальный с элементами городского.

Как правило, национальная одежда и украшения сохраняются и обновляются там, где существуют фольклорные коллективы, участники которых стремятся возродить традиции изготовления народного костюма, обращаясь за помощью к своим односельчанам, а не на фабрики и комбинаты. В дни фестивалей народного творчества ансамбли в национальных костюмах выглядят особенно колоритно. «Народная одежда в селе становится символом Праздника. И никакой самый лучший и дорогой модный костюм оказывается не способным с ней конкурировать»

[12, с. 129].

Выступая за сохранение национальной самобытности, республиканские газеты призывают к возрождению народных традиций, обычаев и обрядов, которые являются достаточно значимым этническим признаком. Нет сомнения в том, что они способствуют укреплению групповой интеграции, их соблюдение ведет к достижению морального и психологического единства [7, с. 147]. Вместе с тем десятилетиями их именовали не иначе как вредным пережитком, нелепым суеверием. На самом же деле обычаи, обряды — символ, направленный на сохранение вечных общечеловеческих ценностей: мира в семье, любви к природе, заботы о доме и хозяйстве, мужской порядочности, девичьей чести, добра, чистоплотности, скромности, людской честности. Следование общепринятому образцу, то есть норме традиции, помогает утверждению в созна-

нии человека общественных идеалов и духовных ценностей. Само общество в процессе жизнедеятельности создает, накапливает и закрепляет оптимальные «технологии» взаимодействия с природой и общения между людьми.

Печать призывает перестать стесняться духовного достояния народа, начать законно гордиться его культурным богатством, вернуться к истокам. Материалы на эту тему особенно часто можно увидеть в газетах в дни проведения национальных праздников, которые, по выражению одного из исследователей, представляют «наиболее глубинный срез культуры и народного творчества, наиболее демократический способ массового самовыражения... феномен, способный удовлетворить широкие потребности личности» [4, с. 37]. Так, 14 июня 1994 г. республиканское движение «Салампи» и ассоциация «Чувашские дети» организовали чувашские вайа (хороводы), в которых вместе с ребятами участвовали ведущие народные ансамбли. Интересно также проходят в Чувашии праздничные, фольклорно-показательные выступления. Здесь можно увидеть немало мастеров национальной песни и танцев.

Праздники составляют аспект духовной памяти народа. Через них осуществляется ценностное восприятие времени, закрепляются определенные нормы поведения, формируются новые. Они нацеливают на сохранение, воспроизводство и развитие высших ценностей в человеческой жизни. «К сожалению, — пишет В. М. Капчеля, — наше нигилистическое отношение к народным праздникам, оценка их содержания и формы как проявления религиозных идей привели к почти полному их уничтожению, а это неминуемо повлекло к постепенному исчезновению многих традиций» [4, с. 37].

И все же, несмотря на усиливающееся давление «массовой культуры», традиционные культурные ценности еще живы. С их помощью каждый народ воспроизводит свою духовную культуру, характер, психологию. Благодаря этому новые поколения вбирают в себя уже готовые формы общественных отношений, избавляясь от необходимости еще раз создавать то, что создано в прошлом. Так, га-

зета «Советская Чувашия» рассказала о народном обряде учук, который пришел к нам через многие века [13]. Учук проводится в республике не реже одного раза в три года. В XIX в. и особенно в начале XX в. его устраивали в связи с неурожаем, с целью избавления от болезней.

В Татарстане и в настоящее время большой популярностью пользуется традиционный праздник сабантуй, который своими корнями уходит в глубокую древность. Газета «Советская Татария» назвала его «дорогой в тысячу лет» (1997. 14 апр.). На ее страницах под рубрикой «Наши традиции» была опубликована статья Ф. Нурутдинова «Сабантуй», в которой подробно рассказывается о происхождении праздника и его названии. Это праздник труда. Возникновение его восходит к культу земли. Об этом свидетельствует и название: «сабан» означает «яровые» или в другом значении — «плуг», а «туй» — «свадьба», «торжество» Таким образом, смысл слова «сабантуй» — торжество в честь сева яровых. Цель обряда — задобрить духов плодородия, чтобы те благоприятствовали хорошему урожаю в новом году.

С изменением, совершенствованием хозяйственного уклада магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения. Так случилось и с сабантуем. Сегодня он стал эмоционально более насыщенным, оставаясь по-прежнему популярным трудовым народным праздником. Готовятся к нему заранее: убирают и белят в доме, заготавливают продукты для угощения гостей. Как правило, в деревне в редкой семье в дни сабантуя не бывает приезжих.

Не остается без внимания газетной периодики и такой специфический вид художественного творчества, как декоративно-прикладное искусство. При этом используются разнообразные формы передачи информации: небольшие сообщения и заметки, корреспонденции и статьи, рассказывающие о выявлении и возрождении различных видов промыслов, в том числе художественных.

Каждый этнос, в зависимости от географических и исторических условий,

особенностей территории, занят преимущественно в той или иной отрасли хозяйства. В течение своей истории он приобретает определенные производственные навыки, методы труда, которые передаются посредством традиций.

Традиционные промыслы и производства, связанные с географическими и климатическими условиями, особенно точно передают национальные моменты. Они являются составной частью культуры народа, а их особенности, по выражению Н. В. Юхневой, — «естественными элементами этнической характеристики» [цит. по: 8, с. 62]. Например, по данным исследований 80-х гг. XIX в., в Казанской губернии насчитывалось около 40 тыс. семейств, занятых кустарным промыслом. Наиболее распространенными среди татар были ювелирный, кружево-плетение, ткачество, кожевенный и др.

[6, с. 25].

У мордовского народа этническая специфика в первую очередь проявлялась в промыслах, где шились женская одежда, отдельные виды обуви (женской и мужской), в бортничестве (здесь в значительной степени сказываются этнические элементы, в частности поклонение божеству — покровителю бортного пчеловодства), изготовлении кадушек и т.д. Известный путешественник и географ П. П. Семенов-Тян-Шанский во второй половине XIX в. писал о крестьянах Тем-никовского уезда, что их «хлебопашество далеко не удовлетворяет местные нужды, даже в урожайные годы» [16, с. 98]. Особенно же много, свидетельствует он, занимаются выделкой деревянной посуды и разной домашней утвари [16, с. 98]. Так, крестьяне-мастеровые села Виндрей в большом количестве изготавливали бондарные изделия и развозили их по селениям соседних уездов, тем самым добывая средства на существование. В XIX в. в крае насчитывалось около 100 видов кустарных промыслов. Причем этнич-ность проявлялась в ассортименте изделий, их функциональном назначении, форме и внешней отделке. Вряд ли стоит отрицать значение публикаций на эту тему для формирования национальных чувств.

Газета «Известия Мордовии» рассказала на своих страницах о республикан-

скои выставке народного творчества. В ее экспозиции были широко представлены все виды и жанры декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, живопись, графика, фотоискусство. Участниками стали умельцы из большинства районов Мордовии, много работ было представлено мастерами из Саранска. Рядом с вышивкой и картинами размещались и произведения художественных ремесел: резьба по дереву, плетение из лозы, керамика, поделки из бересты, яркие расписные разделочные доски и кухонные наборы [10]. Судя по материалам прессы, выставка явилась большим событием в культурной жизни республики, вызвала хорошие отклики. Это мероприятие еще раз показало: мордовская земля богата талантами и интерес к народному творчеству не угасает.

Газета «Советская Чувашия» в одном из своих номеров сообщала о проведении в республике Всероссийского фестиваля «Емерсен эрешесем» («Краса веков»), в

котором участвовали десятки коллективов. Это был смотр самобытной чувашской культуры. Состоялись сценические выступления, были показаны изумительные изделия мастеров ткачества, вышивания, вязания, ваяния [18]. Отрадно то, что сегодня в районных населенных пунктах Чувашии открываются ремесленные центры (в этом плане инициативно работают в Мариинско-Посадском, Яльчикском, Ядринском районах), отмечается день народных промыслов.

Поворот к народным традициям, к

тому устойчивому народному укладу жизни, который формировался столетиями, — путь к духовно-нравственному здоровью человека и каждого этноса. Эта тема является одной из приоритетных в работе журналистов региональных газет. Публикации демонстрируют богатство материальной и духовной культуры, различных форм искусства, способствуют формированию национальных чувств, сохранению многообразной этнической культуры народов Поволжья.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арутюнов С. А. К проблемам этничности и интерэтничности культуры /С. А. Арутюнов / / Сов. этнография. 1980. N° 3. С. 62.

2. Изв. Татарстана. 1994. 5 июля.

3. Итоги анкетного опроса по теме социологического исследования «Влияние национальных традиций на формирование духовно-нравственного мира личности в семье» // Отчет лаборатории социологии морали при кафедре этики Мордовского университета. Саранск, 1991. С. 3 — 16.

4. Капчеля В. М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития / В. М. Капчеля. Кишинев : Штиинца, 1991. 90 с.

5. Кибеч А. Чаваш пулма самал мар / А. Кибеч. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1996. 136 с.

6. Ключевская Е. Художественные промыслы Татарстана в прошлом / Е. Ключевская // Татарстан. 1997. № 3. С. 25.

7. Левкович В. П. Социально-психологические аспекты этнического сознания / В. П. Левкович, Н. Г. Панкова / / Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 146 — 150.

8. Лузгин А. С. В тесном соседстве / А. С. Лузгин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. 188 с.

9. Мальцева О. Костюмы всех времен / О. Мальцева // Сов. Чувашия. 1998. 12 авг.

10. Мартанова Е. От вековых корней / Е. Мартанова // Изв. Мордовии. 2004. 17 авг.

И. Мусина Р. Н. Некоторые особенности материального быта современной семьи сельских татар / Р. Н. Мусина // Новое в археологии и этнографии Татарии. Казань, 1982. С. 105 — 110.

12. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. М. : Изобраз. искусство, 1983. 343 с.

13. Николаев П. Чувашский обряд «учук» / П. Николаев // Сов. Чувашия. 2005. 20 янв.

14. Поляков О. Е. Мордовия многонациональная: взаимоотношения народов — взаимоотношения языков /О. Е. Поляков / НИИ регионологии. Саранск, 1993. 139 с.

15. Поршнев Б. Противопоставление как компонент этнического самосознани / Б. Поршнев. М. : Наука, 1973. 77 с.

16. Семенов-Тян-Шанский П. П. Географическо-статистический словарь Российской империи. Т. 5/ П. П. Семенов-Тян-Шанский. СПб., 1885.

17. Сов. Чувашия. 2004. 1 окт.

18. Тимофеев А. Беды сельских культработников / А. Тимофеев // Сов. Чувашия. 2000. 14 янв.

19. Успенский Б. А. О семантическом механизме культуры / Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. 5. С. 145 — 148.

20. Цивилизованное развитие нации и межнациональных отношений / НИИ регионологии при Мордов. ун-те. Саранск, 1992. 156 с.

Поступила 04.04.05.

ЮНОШЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА СТРАНИЦАХ ЖЕНСКОЙ ГАЗЕТЫ «СУДАРЫНЯ»

Ю. А. МИШАНИН, доктор филологических наук, С. А. СВЕРБИХИНА, аспирант

Молодежь — особая страта общества, нату. Адреналин в крови поправят крайне доступные алкоголь, наркотики.

Газета «Сударыня», издающаяся в Мордовии, в отличие от других региональных газет уделяет немало внимания проблемам молодежи. Хотя она предназначена для женщин, нередко «героями» публикаций являются юноши. В этих материалах переплетаются судьбы почти одинаковые, с похожими бедами и ошибками, потому что выросли подростки на одной ниве, удобренной безработицей, безденежьем, неровными отношениями в семье.

Сотрудников «Сударыни» волнуют вопросы преступности, возникающей на почве молодежной безработицы. Исследуются ставшие масштабными и многоликими проблемы проституции, наркомании и алкоголизма, засасывающих все более широкие массы. «Сударыня» много пишет о подростках-беспризорниках и делает попытку обратить внимание чита-

границы которой определены временем, необходимым для подготовки к принятию роли взрослого. Путь к этому очень непрост. Жизнь юношей и девушек сегодня тревожна и нестабильна. Не следует кивать в огорчении на молодость и ветрен-ность, легкомыслие наших юных современников, обвинять их в резком увеличении преступности, венерических болезней и ранней проституции, числа брошенных детей.

Печально, но приходится признать, что кому-то подобное положение вещей в России очень нужно. Идеологическая борьба не ослабляется. Пропаганда культа денег, аполитичность, анархизм, частнособственнические устремления создают характерные мотивы для антиобщественного, противоправного поведения.

Пропаганда «прелестей» так называемого свободного мира неотвратимо воз-

действует на неустойчивую часть молодежи. Растлевающее влияние органов СМИ стало одним из главных факторов, порождающих преступность. Все игры в компьютерной системе состоят из кирпичиков программы «убей», «попади», «взорви». Это своеобразный виртуальный мир, дающий подростку настрой на пренебре-

о

жительное отношение к труду, к чужой жизни. Все просто, если держишь в руках молоток, а лучше пистолет или гра-

телеи на них как на полноправных, только очень несправедливо брошенных страной граждан.

«Взрослые по-разному относятся к малолетним нарушителям» Так, корреспондент Е. Конкина (2001. № 44) в рубрике «Точка зрения» пытается раскрыть две различные оценки одного преступления и проникнуть вглубь проблемы российской действительности. Ночью маль-

© Ю. А. Мишанин, С. А. Свербихина, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.