Научная статья на тему 'Этническая идентичность верховых чувашей Башкортостана в начале XXI в'

Этническая идентичность верховых чувашей Башкортостана в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
711
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЯ / АНАТРИ / ВИРЬЯЛ / ВЕРХОВЫЕ ЧУВАШИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNOLOGY / ANATRI / VIRYAL / THE UPPER-LAND CHUVASH / IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведев Владислав Валентинович

В статье рассматривается этнографическая группа верховых чувашей в пределах Башкортостана на примере с. Антоновка Гафурийского района. По результатам опроса предпринята попытка определения степени этнической идентичности вирьял от низовых чувашей в настоящее время. На примерах материальной культуры и религиозного состояния обозначено самосознание и принадлежность указанной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASHKORTOSTAN UPPER-LAND CHUVASH ETHNIC IDENTITY IN EARLY 21 st CENTURY

The article considers the ethnographic group of the upper-land Chuvash in Bashkortostan by the example of the village of Antonovka, Gafuriysky district. Results of public inquiry brought forth an attempt to determine the degree of viryal ethnic identity in relation to the lower-land Chuvash at present. Examples of material culture and religious status mark their self-awareness and belonging to the ethnic group.

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность верховых чувашей Башкортостана в начале XXI в»

КУЛЬТУРА

ЭТНОЛОГИЯ

© 2012

В. В. Медведев

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВЕРХОВЫХ ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА В НАЧАЛЕ XXI в.

Уже давно этнографы заметили эти особенности среди чуваш и разделили их на две группы: на виръял (вир-йал) или верховых,

и анатри или низовых.

Г. И. Комиссаров1

В статье рассматривается этнографическая группа верховых чувашей в пределах Башкортостана на примере с. Антоновка Гафурийского района . По результатам опроса предпринята попытка определения степени этнической идентичности вирьял от низовых чувашей в настоящее время. На примерах материальной культуры и религиозного состояния обозначено самосознание и принадлежность указанной группы.

Ключевые слова: этнология, анатри, вирьял, верховые чуваши, идентичность

Разделение этносов на субэтносы, или этнографические группы, — явление очень распространенное. Исключением не являются и народы Волго-Камья, Урало-Поволжья либо Волго-Уральской историко-этнографической области. Например, среди марийцев выделяют группы луговых (олык марий), горных (курык марий) и восточных2; мордва делится на два субэтноса — эрзя, мокша и этнографические группы (каратайская мордва — каратаи и теньгушевская мордва — шокша)3; разделяются на группы удмурты: северные, подвергшиеся влиянию со стороны русских, и южные, ощутившие тюркское воздействие4. Чувашей также разделяют на этнографические группы: верховные (вирьял), сложившиеся в ходе ассимиляции булгарами части финно-угорских племен, средненизовые (анат енчи) и низовые (анатри)5.

Медведев Владислав Валентинович — кандидат исторических наук, ассистент кафедры истории Древнего мира и средних веков Магнитогорского государственного университета. E-mail: vlad. etno@mail.ru

1 Комиссаров 1911, 200.

2 Сепеев 2001, 18.

3 Мокшин 2008, 31.

4 Владыкин, Христолюбова 1997, 16.

5 Иванов 2005, 168.

К настоящему времени общая численность чувашей в Башкортостане составляет 117 317 чел., в Гафурийском районе проживает 3013 чувашей6. По мнению И. Г. Петрова, основная доля чувашей Башкортостана принадлежит к группе анатри. Верховые чуваши являются потомками переселенцев второй половины XIX — начала XX в. и до сих пор проживают в дд. Новозириково, Ахметка, Антоновка Гафурийского, Никитинка Туймазинского, Павловка и Новомихайловка Куюргазинского, Косяковка Стерлитамакского районов7.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о противопоставлении этнографических групп чувашей относительно друг друга. С целью изучения современного состояния, самосознания и идентичности преподавателями и студентами исторического факультета Магнитогорского государственного университета в период проведения летней этнографической практики было посещено с. Антоновка Гафурийского района, в котором проживают потомки переселенцев из числа верховых чувашей. Для более глубокого погружения и рассмотрения поставленных задач были проведены беседы с информаторами и общий опрос населения в возрасте от 20 до 80 лет и выше. В процессе были опрошены 330 респондентов, среди которых мужчины составили 164 чел., женщины — 166 чел. Всего в селе проживает чуть более 700 чел.

Поселение было основано в 1848 г. переселенцами из Чебоксарского, Ядрин-ского и Цивильского уездов Казанской губернии. Земля находилась в собственности башкир, разрешивших расселиться чувашам. Часть мигрантов перешла в русское с. Табынское и татарскую д. Челаткан. Первопоселенцем был старик Антон, в честь которого будущее селение получило название. Он являлся доверенным лицом со стороны чувашей и к 1850 г. были выделены земли под крестьянские усадьбы и распределены пахотные земли. В 1905 г. в поселении насчитывалось 105 хозяйств8.

Существует иная точка зрения на проблему возникновения села. Наши информаторы сообщили, что селение появилось в 1842 г. Первыми жителями были выходцы из д. Едерне современной Ульяновской области. Кроме того, до 1906 г. Антоновка была известна как д. Землянкино9.

В настоящее время село заселено чувашами вирьял, немногочисленны ана-три, русские, татары и башкиры. Низовые чуваши, как и представители других этносов, в Антоновке появились благодаря заключению смешанных браков с ви-рьялами. Доля подобных браков незначительна, за исключением низовых чувашей, которые встречаются по настоящее время. С переездом из родного села в Антоновку женщины-анатри в скором времени переходили на диалект верховых чувашей, придерживались в быту и хозяйстве поучений со стороны вновь обретённых родственников, сохраняя только в памяти своё происхождение. Но до сих пор встречается противопоставление верховых и низовых чувашей, что нередко вспоминается в конфликтных ситуациях. Этот факт характерен не только для с. Антоновка и встречался нами ранее10.

6 Янгузин 2007, 74-75.

7 Петров 1994, 10-12.

8 НА ЧГИГН. Отд. IV. Ед. хр. 711. №1641. Л. 45-47.

9 ПМА 2011, РБ, Гафурийский р-н, с. Антоновка.

10 ПМА 2009, РБ, Зилаирский р-н, с. Ивано-Кувалат.

Исследователь В. П. Иванов так пишет о верховых чувашах Башкирии: «Приуральские вирьялы до недавнего времени — вплоть до 1960-1970 гг. — имели этногрупповое сознание, что выражалось, в частности, в относительно редком общении с анатри, прохладном отношении к брачно-семейным союзам с ними»11.

В ходе беседы с Р. С. Челаткановой (1929 г.р., с. Чувашские Карамалы), причисляющей себя к низовым чувашам, ею было рассказано следующее: «В 57 году переехали с мужем в Антоновку, потом всю синюю одежду продали и стали носить на белый манер»12. На наш взгляд, это небольшое воспоминание довольно точно говорит о самосознании и собственной идентификации.

Один из вопросов нашей анкеты был посвящен эндоэтнониму чувашей, и наряду с ожидаемыми ответами вирьял — анатри, кавак чавашсем — шура чавашсем, верховые — низовые, белые — синие, кунды либо кунти чавашсем — чебоксарские чуваши, было оговорено и ранее не встречавшееся — красные чуваши, что до сегодняшнего дня не зафиксировано исследователями. Смеем предположить, что подобное название, так же как и синие чуваши, относится к анатри и связано с ношением пестрядинной рубахи.

Собственно опросный лист состоял из 18 вопросов на различные темы: родной язык, пережитки традиционной материальной культуры, религиозное состояние, этническая идентичность. Во время подсчета результатов вопросы этнической принадлежности, пола и возраста учитывались при составлении таблиц. Полная расшифровка анкет представлена в виде 15 таблиц.

Одним из элементов, красноречиво говорящих о принадлежности к этносу, является традиционная материальная культура, которую «в наиболее широком смысле... можно понимать как совокупность всех созданных человеческим трудом материальных предметов конкретного общества в их функциональной взаимосвязи; в более узком смысле — как все материальные предметы и связанные с ними навыки, направленные на удовлетворение материальных потребностей общества; в наиболее узком, но традиционно чаще всего употребляемом смысле — как материальные формы культуры, направленные на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, т.е. на жизнеобеспечение. В последнем случае в материальную культуру включаются, прежде всего, жилище, пища и одежда, а также утварь, мебель и т.д., но не включаются орудия труда и средства транспорта, выделяемые в особую подсистему культуры»13.

Соглашаясь с таким определением, выделим две наиболее устойчивых составляющих материальной культуры — традиционный костюм и систему питания этноса. Выбор был обусловлен тем, что «одежда является одним из ярких и устойчивых компонентов» и «в ней находят отражение особенности хозяйственной деятельности и культурно-бытового уклада, этногенетические и историко-культурные контакты с другими народами, идеология и социальные отношения»14. Система питания — это тот элемент материальной культуры, в котором сохраняются традиционные черты, с ней более всего связаны представления народа о сво-

11 Иванов 2005, 175.

12 ПМА 2011, РБ, Гафурийский р-н, д. Дмитриевка.

13 Арутюнов 1989, 5-6.

14 Петров 2007, 3.

ей национальной специфике, и в то же время она легче и быстрее других поддаётся заимствованиям, вариациям, модификациям и новациям15.

Костюм чувашей с. Антоновка идентифицируется с одеждой вирьял, о чем свидетельствует этнограф Е. А. Ягафова. По её мнению, об этом говорят женская рубаха, сурпан, сходный по размерам и способу ношения у верховых и отчасти средненизовых чувашей, масмак, нагрудное украшение из монет, поясные украшения, состоящие из кистей и яркйч — две тесьмы, на концах которых пришиты пуговицы в виде звезды и квадрата, между фигурками нашиты ряды бисера. Украшение завершается пучками длинных пронизок бисера. От шеи на спину свешивается украшение ярапаллй яркйч, состоящее из лент и двух веревок с нанизанными на концах бисерными пронизками. Костюм дополнен передником, представляющим прямоугольное полотнище, присборенное у верхнего конца с лямкой. Подол вышивался, в нижнем краю пришивалось кружево16.

Информатор О. В. Трифонова (1916 г.р., с. Антоновка) сообщила, что «...наша одежда вся белая, украшалась вышивкой, особенно подол, рукава. У мужчин рубахи тоже были вышитые. На голове сурпан носили, а на свадьбу хушпу одевали. На ногах были белые чулки, на них черные носки и лапти. На Пасху всегда новые лапти давали, дед сам плёл и продавал»17. М. Д. Сидорова (1935 г.р., с. Антоновка) рассказала: «Сейчас в Антон яле (в с. Антоновка — В.М.) синие чуваши стали белые. У нас хушпу не носили, одевали сурпан и масмак. Ткань для рубах всегда была белая, вышивали красным и черным, у мужчин рубашки со стоячим воротником, вышивали низ и рукава. А ткали сами из конопли. Её в воду клали пока мягкая не будет, на станке дома ткали. Сейчас на свадьбы или праздники платье надевают, на сабантуй тоже»18.

Результаты работы с респондентами по вопросам, принадлежащим к блоку материальной культуры, отражены в следущих таблицах:

1. Степень применения традиционного костюма (элементов);

2. Степень наличия на столах традиционных чувашских блюд.

Материалы представлены по возрастным категориям и в процентном соотношении. Как оговаривалось выше, в опросе приняли участие 330 чел., из них 285 чел. чуваши вирьял с незначительной долей низовых, 45 чел. — представители других этносов (русские — 27, татары — 16, башкиры — 2).

Таблица 1. Степень применения традиционного костюма (элементов)

1.1 по возрастным группам

Возрастные ношу посто- ношу редко (на ме- не сохраняем, но Итого

группы янно роприятиях) ношу не используем

80 и старше 0 3 6 0 9

75-79 3 3 5 0 11

70-74 0 3 13 0 16

65-69 0 0 6 2 8

60-64 0 5 11 2 18

55-59 1 5 15 1 22

15 Арутюнов 2001, 11.

16 Ягафова 2007, 336-337.

17 ПМА 2011, РБ, Гафурийский р-н, с. Антоновка.

18 ПМА 2011, РБ, Гафурийский р-н, с. Антоновка.

Возрастные группы ношу постоянно ношу редко (на мероприятиях) не ношу сохраняем, но не используем Итого

50-54 1 6 24 3 34

45-49 0 7 35 1 43

40-44 0 7 43 3 53

35-39 0 4 32 0 36

30-34 0 0 27 0 27

25-29 0 1 32 0 33

20-24 0 2 18 0 20

1.2 в процентном соотношении

ношу постоянно ношу редко (на мероприятиях) не ношу сохраняем, но не используем Итого

1,5 13,93 80,90 3,67 100

Всего опрошено 330 чел.

Как отражено в таблице, традиционный костюм практически вышел из обихода чувашей, но используется во время праздников и на мероприятиях. Носят костюм в настоящее время лишь отдельные его элементы, всего 1,5 % опрошенных; 3,67 % — сохраняют его и передают из поколения в поколение, при этом лишь немногие уделяют этому процессу должное внимание; 13,93 % пользуются традиционной одеждой в период мероприятий, например, в ходе свадьбы. Большая часть респондентов указала, что костюм или его элементы не носит (80,90 %). Среди представителей старшего поколения сохраняются как полные костюмные комплексы, так и отдельные элементы, прежде всего рубахи, нагрудные и поясные украшения, сурпаны. Мужская одежда, видимо как наиболее ранее вышедшая из употребления, не сохранилась. В беседах информаторы неоднократно сообщали, что одежда верховых чувашей более красива, богато украшена вышивкой: «...антоновские чуваши шили лучше, по ткачеству от кунды отличались, у нас и ковров было больше»19.

Поскольку чуваши — народ с древней земледельческой культурой, то и система питания базировалась на продуктах растительного происхождения. Доля мясной пищи занимала сравнительно малое место20. Среди чувашских блюд были перечислены различные пироги (кукаль), с начинкой из картофеля и овощей, ягод, круглый большой пирог хуплу с начинкой из гуся, указали и курник. Особое внимание отведено домашнему пиву — сара, которое готовят и в настоящее время. От Н. В. Алексеевой (1941 г.р., с. Антоновка) получен был такой рецепт приготовления сара: «Можно взять рожь, квас, а иногда и варёную свёклу, затем толчить, если на хранение делать, то в печи дальше сушить. Если варить, воду кипятят и хмель добавляют, когда остынет то еще домашние дрожжи, но не магазинные, от них вкус неприятный". Информатор перечислила и набор блюд при поминании усопших. Среди напитков названы кисель (кёсел), медовая сыта (шерпет), из алкоголя подавалась водка. Блюда следовали в следующим порядке: гороховая каша, щи, лапша или суп, каша из пшена либо гречневой крупы, картофельное пюре. В заключение подавали компот, в течение трапезы выпивали

19 ПМА 2011, РБ, Гафурийский р-н, с. Антоновка.

20 Воробьев, Львова, Романов, Симонова 1956, 349.

по 2-3 рюмки водки. Как обязательное блюдо на свадьбах присутствовал картофель с курицей21. В целом наиболее часто среди информаторов упоминался именно картофель. Сезонной пищей служили дикорастущие травы, например, крапива. Молочные продукты были упомянуты в форме уйрана. Кроме того, среди блюд информаторы указали и шарттан — колбасу из овечьего желудка, начинённую мясом и жиром. В роли начинки служит мясо, лук, рис, а также специи.

Таблица 2. Степень наличия на столах традиционных чувашских блюд

1.1 по возрастным группам

Возрастные бывают довольно бывают редко не бывают Итого

группы часто

80 и старше 0 7 2 9

75-79 1 8 2 11

70-74 4 8 4 16

65-69 2 3 3 8

60-64 3 9 6 18

55-59 2 11 9 22

50-54 10 16 8 34

45-49 8 18 17 43

40-44 10 30 13 53

35-39 6 16 14 36

30-34 4 12 11 27

25-29 5 19 9 33

20-24 2 13 5 20

1.2 в процентном соотношении

бывают довольно часто бывают редко не бывают Итого

17,27 51,51 31,22 100

Всего опрошено 330 чел.

По результатам таблицы очевидно, что традиционная чувашская кухня сохранилась в наибольшей мере, чем костюм. Так, 17,27 % отметили, что они довольно часто готовят этнические блюда. Абсолютное большинство (51,51 %) респондентов указали, что используют рецепты кухни чувашей нечасто, и 31,22 % ответили, что на их столах вообще не бывает национальных блюд. В общем степень сохранности традиции в системе питания довольно высока, что подтверждают итоги опроса. Например, в категории 25-29 лет 5 чел. из 33 опрошенных указали, что готовят блюда чувашской кухни постоянно, а в категории 65-69 лет данный ответ дали 2 респондента из 8 чел. Суммарное число, отражающее долю бытования чувашской кухни, составляет 68,78 %.

Помимо вопросов материальной культуры мы были заинтересованы и религиозной ситуацией среди верховых чувашей Башкортостана в настоящее время. В конфессиональном отношении этнос можно разделить на группы — православные, мусульмане и приверженцы традиционных верований. Доля последних незначительна, но и они проживают в Башкирии — это с. Мраково Гафурийского, 21 ПМА 2011, РБ, Гафурийский р-н, с. Антоновка.

д. Юльтимировка и с. Ахманово Бакалинского, п. Дубровка Миякинского и с. Зи-риклы Бижбулякского районов22. Чуваши-мусульмане на территории Башкирии также проживают (с. Тятербашево Стерлибашевского, с. Мраково Гафурийского, д. Кантюковка Стерлитамакского, с. Зириклы Бижбулякского, п. Дубровка Миякинского районов и др.)23. Основная масса чувашей, в том числе и чуваши с. Антоновка, исповедуют православие.

Религиозное состояние верховых чувашей в поселении представлено в следующих таблицах:

1. Степень религиозности респондентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вероисповедание;

3. Соблюдение религиозных обрядов.

Таблица 1. Степень религиозности респондентов

1.1 по возрастным группам

Возрастные считают себя не считают себя затруднились Итого

группы верующими верующими ответить

80 и старше 9 0 0 9

75-79 11 0 0 11

70-74 16 0 0 16

65-69 8 0 0 8

60-64 16 0 2 18

55-59 21 1 0 22

50-54 33 1 0 34

45-49 40 1 2 43

40-44 49 2 2 53

35-39 33 1 2 36

30-34 23 2 2 27

25-29 31 1 1 33

20-24 18 1 1 20

1.2 в процентном соотношении

считают себя верующими не считают себя верующими затруднились ответить Итого

93,34 3,03 3,63 100

Всего опрошено 330 чел.

В религиозном отношении большинство респондентов считают себя верующими людьми (93,34 %). Практически равное количество опрошенных указало, что не являются верующими (3,03 %), и затруднились ответить 3,63 %. Таким образом, степень религиозности среди верховых чувашей и прочего населения с. Антоновка довольно велика. Представители старшей группы (от 65 до 80 лет и выше) единогласно заявили, что являются верующими.

Таблица 2. Вероисповедание

1.1 по возрастным группам

22 Ягафова, Данилко, Корнишина, Молотова, Садиков 2010, 42.

23 Ягафова 2009, 77-89.

Возрастные группы православие ислам традиционные этнические верования другое Итого

80 и старше 9 0 0 0 9

75-79 11 0 0 0 11

70-74 16 0 0 0 16

65-69 8 0 0 0 8

60-64 16 2 0 0 18

55-59 22 0 0 0 22

50-54 32 2 0 0 34

45-49 42 1 0 0 43

40-44 48 5 0 0 53

35-39 34 2 0 0 36

30-34 26 1 0 0 27

25-29 30 3 0 0 33

20-24 18 2 0 0 20

1.2 в процентном соотношении

православие ислам традиционные этнические верования другое Итого

94,55 5,45 0 0 100

Всего опрошено 330 чел.

В конфессиональном отношении вирьялы, анатри, русские исповедуют православие (94,55 %). Придерживаются ислама татары и башкиры, среди которых всего 18 чел., в процентном отношении — 5,45 %. Следует отметить, что среди верховых чувашей степень религиозности очень высокая, особое почитание отводится празднику Девятой Пятницы. В каждом доме в красном углу находится божница с иконами. Среди наиболее почитаемых праздников информаторы отметили Рождество (Раштав), Крещение (Кашарни), Пасху (Манкун), Масленицу (£аварни) и др. Информатор О. В. Трифонова (1916 г.р., с. Антоновка) рассказала о проведении праздников: «Зимой на Масленицу всегда лошадей наряжали и катались вокруг деревни. Летом, если праздник, если даже жатва, как колокола зазвонят на службу, то идем. Накануне в баню ходили. Когда родители в церкви, мы сидим ждем, без них не ели»24.

Исполнение религиозных обрядов отражено в таблице №3. Таблица 3. Соблюдение религиозных обрядов по возрастным группам

Возрастные всегда соблюдают стараются не соблюдают Итого

группы соблюдать

80 и старше 6 2 1 9

75-79 9 2 0 11

70-74 10 5 1 16

24 ПМА 2011, РБ, Гафурийский р-н, с. Антоновка.

Возрастные группы всегда соблюдают стараются соблюдать не соблюдают Итого

65-69 3 5 0 8

60-64 7 11 0 18

55-59 5 14 3 22

50-54 9 17 8 34

45-49 4 33 6 43

40-44 9 38 6 53

35-39 5 28 3 36

30-34 4 19 4 27

25-29 4 24 5 33

20-24 3 14 3 20

1.2 в процентном соотношении

всегда соблюдают стараются соблюдать не соблюдают Итого

23,64 64,24 12,12 100

Всего опрошено 330 чел.

Таким образом, респондентов, соблюдающих религиозные каноны, в поселении насчитывается 23,64 %. Большая доля опрошенных лишь частично придерживается религиозных норм — 64,24 %. Не соблюдают религиозные правила 12,12 %. В целом полное либо даже частичное соблюдение обрядов подтверждает высокое религиозное сознание среди респондентов.

Отметим, что, несмотря на православную веру, у населения бытовали и дохристианские традиционные верования. При отсутствии дождя проводился обряд думар чук (думар — дождь, чук — жертвоприношение, дар)25.

В с. Антоновка ритуал вызывания дождя утратил свой прежний образ, но цель, с которой он проводился, сохранилась. По рассказам информаторов, при долгом отсутствии дождя собирались старейшие жители села и решали привезти Табынскую икону Божьей Матери. Икону везли в поле со всходами. Если выбирали поле со стороны с. Табынское, то икону привозили из него, а если со стороны д. Ивановка, то из деревенской церкви. Обряд проводился старожилами, в поле устанавливали стол, обязательными продуктами были хлеб и соль. Затем служили молебен, который могли вести организаторы или приглашенный священник. За проведение службы выплачивали деньги26.

В заключение отметим, что современное состояние этнографической группы верховых чувашей в Башкирии обстоит следующим образом. До сих пор встречается взаимное противопоставление вирьял — анатри. Как правило, носит скрытый характер. Респонденты причисляют себя к группе вирьял, что, как показывает полевая практика, нечасто встречается в других деревнях и сёлах чувашей. Вероятно, иноэтничное окружение и близлежащие деревни низовых чувашей способствовали формированию единого самосознания. В быту

25 Салмин 2007, 116.

26 ПМА 2011, РБ, Гафурийский р-н, с. Антоновка.

сохраняются черты, присущие этнической культуре верховых чувашей, например, своеобразная система питания. Хранятся костюмные комплексы и их элементы, которые функционируют среди жителей с. Антоновка во время праздников и на различных мероприятиях. Среди опрошенных очень высокая степень религиозности, что выражается соблюдением православных обрядов.

Самосознание и причисление себя к одной из этнографических групп, говорит о степени этнической идентичности вирьял с. Антоновка. Прочные связи с иными поселениями верховых чувашей Башкортостана способствуют сохранению этнокультуры в целом и отдельных её черт.

ЛИТЕРАТУРА

Арутюнов С. А. (ред.) 1989: Материальная культура. М.

Арутюнов С. А. 2001: Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания / С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина (ред.). М., 10-17.

Воробьев Н.И., Львова А.Н., Романов Н. Р., Симонова А. Р. 1956: Чуваши: этнографическое исследование. Ч. 1. Чебоксары.

Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. 1997: Этнография удмуртов. Ижевск.

Иванов В. П. 2005: Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и региональные особенности расселения. Чебоксары.

Комиссаров Г. И. 1911: Чуваши Казанского Заволжья. Казань.

Мокшин Н. Ф. 2008: Мордва: мокша и эрзя. Саранск.

Петров И. Г. 1994: Чуваши Башкортостана (Популярный очерк этнической истории и традиционной культуры). Уфа.

Петров И. Г. 2007: Одежда чувашей Урало-Поволжья в обрядах жизненного цикла: историография проблемы. Уфа.

Салмин А. К. 2007: Система религии чувашей. СПб.

СепеевГ. А. (сост.) 2001: Этнография марийского народа. Йошкар-Ола.

Ягафова Е. А. 2007: Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура эт-нотерриториальных групп (XVII — XX вв.). Чебоксары.

Ягафова Е. А. 2009: Чуваши-мусульмане в XVIII — начале XXI вв. Самара.

Ягафова Е. А., Данилко Е. С., Корнишина Г. А., Молотова Т.Л., Садиков Р.Р. 2010: Эт-ноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара.

Янгузин Р. З. 2007: Этнический состав населения Башкортостана (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.). Уфа.

BASHKORTOSTAN UPPER-LAND CHUVASH ETHNIC IDENTITY IN EARLY

21st CENTURY

V. V. Medvedev

The article considers the ethnographic group of the upper-land Chuvash in Bashkortostan by the example of the village of Antonovka, Gafuriysky district. Results of public inquiry brought forth an attempt to determine the degree of viryal ethnic identity in relation to the lower-land Chuvash at present. Examples of material culture and religious status mark their self-awareness and belonging to the ethnic group.

Key words: ethnology, Anatri, Viryal, the upper-land Chuvash, identity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.