AL-IDRISI ON BASHKIRS AND THEIR LAND
I. V. Antonov
This is the analysis of the data on the Bashkirs and their land derived from the work of al-Idrisi, the most prominent Arabian geographer of the 17th century. He refers Bashkirs together with Pechenegs and Bulgars to Turcomans. According to al-Idrisi the Bashkirs land in its turn consists of the lands of internal and external Bashkirs who dwelt in South Priuralye and South Zauralye respectively. A generic term 'Bashkirs' was often used for internal Bashkirs who settled down by the Belaya river. Al-Idrisi presents Bashkirs in his works as a considerable force in medieval Eurasia.
Key words: al-Idrisi, Bashkirs, South Urals.
© 2010
В. В. Медведев
МОЛЕНИЕ УЧУК НЕКРЕЩЕНЫХ ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА (ПО ЭКСПЕДИЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ)
В статье рассматривается проблема сохранения традиционных дохристианских верований среди группы некрещеных чувашей Башкортостана. На материале чувашей деревни Юльтимировка Бакалинского р-на представлено описание ежегодного моления учук. Рассмотрен процесс моления, представлена его подробная характеристика, выявлены традиции и нововведения в обряде.
Ключевые слова: некрещеные чуваши, учук, моление, традиционные верования.
Чуваши являются одним из крупнейших тюркских этносов Российской Федерации. По переписи 2002 г. общее число указанного этноса составляет 1759 тыс. чел., причем 1700 тыс. чел. проживают в России1. Основная масса чувашей расселена непосредственно в Чувашии. Кроме того, значительные этнотерритори-альные группы расположены в Башкортостане, Татарстане, Самарской области, Ульяновской области, Красноярском крае и др. регионах государства. На территории Башкортостана по Всероссийской переписи 2002 г. чувашей проживает 117 317 чел.2
Основная доля чувашей по вероисповеданию является православной. Этно-конфессиональные группы данного этноса представлены некрещеными чувашами, мусульманами, христианами неортодоксальных течений3.
1 Пименов 2007, 683.
2 Янгузин 2007, 31.
3 Ягафова 2008, 114-127.
По мнению этнографа Е. А. Ягафовой, в Башкортостане некрещеные чуваши расселены в с. Ахманово и д. Юльтимировка Бакалинского района, с. Мраково Га-фурийского района, п. Дубровка Миякинского района, с. Зириклы Бижбулякского района4.
Стоит отметить, что в д. Юльтимировка Бакалинского района ежегодно проводится моление о благополучии деревни и её жителей — учук. О данном обряде А. К. Салмин пишет, что учук проводится сразу после массовых обрядовых мероприятий димёк, посвященных духам предков. Это — послепосевное время, подготовка к взмету пара. После учук наступало время динде, когда налагался строгий запрет на сельскохозяйственные и другие работы. Иными словами, учук организовывали сразу после весеннего сева до взмета пара в начале лета, т. е. в июне5. П. В. Денисов также пишет, что учук проходил перед полевыми работами во второй половине июня. В некоторых местностях, например, на терриитории Самарской и Симбирской губерний, моление совершалось во время динде либо уяв6. Ссылаясь на информаторов, отметим, что в д. Юльтимировка учук проходит во второе воскресенье июля7.
В последнее время происходит возрастание интереса к традиционным дохристианским и домусульманским верованиям, которые сохранились до настоящего момента. Конечно, многие элементы традиционной духовной культры беззвоз-вратно утерены, что объясняется нежеланием молодого поколения придерживаться обрядности предков и уменьшением численности представителей старшего поколения, которое является непосредственным носителем культуры. Также проблема передачи знаний (порядок проведения обрядов, чтение молитв, исполнение песен, к примеру поминальных, и т. д.) заключается в преемственности, поскольку старшее поколение зачастую активно не привлекает молодежь и не желает передавать им свои знания.
В связи с этим в июле-августе 2010 г. преподавателями и студентами Исторического факультета Магитогорского государственного университета была проведена этнографическая экспедиция в Бакалинский район Башкирии в д. Юльти-мировка и с. Ахманово. Цель экспедиции — познакомиться с бытом, системой жизнеобеспечения, системой питания, жилищем и духовной культурой некрещеных чувашей вышеуказанных поселений. Отметим, что основной объем работы проводился в д. Юльтимировка, поскольку здесь в наибольшей мере сохранилась традиционная духовная культура, которая отражается во всех сферах жизнедеятельности населения. К примеру, как уже отмечалось, это выражается в ежегодном проведении обряда учук.
Дословно значение слова учук переводится как уй — поле, полевой и чук — жертвоприношение8. Таким образом учук — "полевое жертвоприношение".
По мнению А. К. Салмина, обряд имеет несколько терминов-вариантов. Наиболее распространенным является учук, т. е. "чук, проводимый всем народом". Значение получено от слияния слов уй и чук, т. е. учук, учук либо асла
4 Ягафова 2008, 118.
5 Салмин 1994, 35.
6 Денисов 1959, 134.
7 ПМА 2010, РБ, Бакалинский р-н, д. Юльтимировка.
8 Андреев 2002, 65, 81.
учук — "великий учук". С полевыми работами был также связан варинат суха чук — "чук на пашне". Халах учук, т. е. "народный чук" подчеркивал его массовый характер. Итак, полученный путем слияния двух слов уй — "поле" и чук — "жертвоприношение духу, сопровождаемое молитвой", т. е. уй чук "полевое моление" — учук означает "полевое моление, совершаемое народом", обращенное к Тура (Богу) с целью рождения хорошего урожая9.
Обряд учук неоднократно описывался различными авторами, причем описание представлено как в источниках, так и в настоящее время. Е. А. Ягафова описала учук некрещеных чувашей Самарской области10. Этнографы И. Г. Петров и Р. Р. Садиков зафиксировали обряд непосредственно среди указанной нами группы чувашей д. Юльтимировка11.
В настоящей статье речь пойдет об обряде учук, который был проведен некрещеными чувашами вышеуказанного поселения 11 июля 2010. Наша цель — показать традиции и современность данного обряда, проследить трансформацию, выявить нововведения и предоставить наиболее полную, в какой-то мере даже поэтапную, характеристику, постаравшись привлечь для этого новые материалы и источники.
Отметим, что д. Юльтимировка является поселением, возникшим в начале XX в. Е. А. Ягафова датой основания считает 1921 г. и объясняет это последствиями столыпинских реформ12. Данный факт нашел подтверждение среди информаторов. Поселение возникло в ходе переселения из с. Ахманово ряда семей. Наиболее многочисленным являлся род Юльтимировых, в честь которых поселение стало именоваться13. Причиной переселения считается то, что данные семьи попадали в список на раскулачивание и наиболее молодые члены семей были вынуждены отделяться от родителей. Мы, в свою очередь, смеем предположить, что одной из возможных причин переселения явилась попытка сохранения традиционных дохристианских верований, поскольку в с. Ахманово помимо некрещеных чувашей проживали крещеные чуваши, крещеные татары (кряшены), татары-мусульмане. В настоящее время здесь проживают кряшены, татары-мусульмане, башкиры-мусульмане, крещеные чуваши, русские, незначительная доля некрещеных чувашей. Также в пользу этой версии говорит то, что среди переселенцев были представители старшей возрастной группы — непосредственные хранители обычаев и традиций.
Интересным фактом является то, что первоначально с 1921 по 1924 гг. переселенцы принимали участие в обряде учук совместно с чувашами с. Ахманово, т. е. сельчане ходили в указанный день на поляну, расположенную в окрестностях данного села и проводили общее моление14.
С 1925 г. по словам информаторов, в частности по рассказам Владимира Георгиевича Измайлова, который является старостой д. Юльтимировка и непосредственным организатором ежегодных молений, старики избрали поляну
9 Салмин 1994, 35.
10 Ягафова 1998, 199-235.
11 Садиков, Петров 2005, 191-204.
12 Ягафова 2007, 204.
13 ПМА 2010.
14 ПМА 2010.
поблизости от деревни, на которой начали проводить учук. Поляна расположена у родника, примерно на середине пути между поселением и сельским кладбищем. В центре растёт священное дерево — в настоящее время это две молодые березки, выросшие на месте старой березы, которую в своё время избрали старожилы. Отметим, что стволы и ветви берез перевязаны кусками светлой ткани, причем после окончания моления на одной из берез появился новый кусок ткани и на ветвях была прикреплена доска, на которой происходила рубка мяса жертвенных животных15.
Поляна носит название учук, родник определенного названия не имеет. К примеру, Юльтимирова (Иванова) Сайра Тимуховна 1925 года рождения, рассказывая, подчеркнула, что родник именуется русскими словами родник, ключ либо татарским словом чишмз, что объясняется полилингвизмом, характерным для жителей деревни. Так, чуваши д. Юльтимировка свободно владеют чувашским, русским, татарским, башкирским языками. Разговорным является смешанный чувашско-татарский язык.
На поляне запрещен выпас домашнего скота, особенно строго запрета придерживались первоначально. В наши дни, т. к. поляна не имеет ограды, скот свободно пасется, но жители прогоняют его и следят за состоянием священного места. Например, накануне обряда молодежь под руководством старосты провела уборку поляны, был расчищен родник, подремонтированы дорога и мосты, после окончания обряда также была проведена уборка.
Незримым центром поляны является священное дерево, перед которым происходит чтение молитв, обливание жертвенных животных, вокруг дерева располагают казаны для приготовления обрядовой пищи. Как отмечалось, священное дерево — береза, которая является священным также у закамских удмуртов, марийцев и др. этносов.
Р. Р. Садиков, описывая пространственную организацию священных рощ — кереметов, лудов — закамских удмуртов, в числе деревьев перечисляет березы16. В роли одного из наиболее сакральных предметов жертвенных мест данной группы удмуртов автор указывает перекладины из стволов молодых берез либо елей, устанавливаемые перед жрецами, которые развешивают на них платки и обращаются в их сторону при прочтении молитв17.
Марийцы при проведении молений также обращаются к лиственным породам деревьев, в число которых входит и береза. Это происходит как при семейных молениях, так и при обращении к главным богам18.
Моление учук по своему названию — "полевое жертвоприношение", предполагает, что обряд будет происходить вне поселения, в поле. К примеру, П. В. Денисов пишет: "В назначенный день почти всем селением выходили в поле справлять моление уй чук (учук — В.М.), которое совершалось ежегодно в одном и том же месте, непременно у воды"19. Е. А. Ягафова отмечает, что смысл обряда учук как главного общесельского моления года заключаетя в обеспечении
15 ПМА 2010.
16 Садиков 2001, 119.
17 Там же, 124.
18 Минц 1, 1996, 32-42.
19 Денисов 1959, 135.
благополучного проведения сенокоса и жатвы. По её мнению, учук сопоставим с обрядом корбан гаите среди татар. Чепецкие татары проводили обряд в ржаном поле, также как и закамские чуваши провожали на ржаном поле уяв20. Таким образом, отметим, что священные деревья в поле должны отсутствовать. Можно предположить, что поляна и священное дерево некрещеных чувашей д. Юльтимировка являются синтезом между молением в поле и наличием священных рощ — киреметей.
Киреметь в традиционной религии чувашей — "злое божество из культа предков и одновременно место жертвоприношений в языческой религии"21.
О наличие киреметей А. А. Фукс писала: "Моление их (чувашей — В.М.) в кереметях совершается не так часто, — не более раза в год и тогда бывает большая церемония. Кереметь у Чувашей то же, что у нас приход; несколько деревень имеют одну кереметь... В день моления собираются из всех этих деревень в ке-реметь, и близь нее в долине ставят стол, на который кладут хлеб, соль и ножи колют скот, ведро с водою, и ковшик"22.
На обряд учук собралось много гостей и выходцев из д. Юльтимировка, живущих в различных районах и регионах России. К примеру, несколько семей прибыло из Шаранского района, г. Уфы, соседнего Татарстана, много гостей было из близлежащих поселений. Можно предположить, что учук выполняет объединяющую роль, поскольку происходят встречи родных, друзей, односельчан. По словам информаторов, раз в 3-5 лет проводится большое моление, куда собираются все бывшие односельчане. Видимо, это является так называемым обрядом ман чук — "большое жертвоприношение", проведение которого всегда требовало наибольших затрат и более сложного ритуала жертвоприношения23.
В источниках не всегда точно трактовался период проведения обряда учук и его название. Так, И.-Г. Георги сообщает: "Праздник Имен Байран бывает у них (чувашей — В.М.) весной, и они (чуваши — В.М.) молятся в сей день об изобилии земном в наступающее лето. Уйчук есть благодарственная в керемете за собранные с полей плоды приносимая жертва; причем мелких только животных закалывают"24. Возможно под Имен Байран И.-Г. Георги подразумевал учук, поскольку это моление первоначально было посвящено будущему урожаю, и лишь в XIX — начале XX вв. обряду стали приписывать дополнительные свойства, т. е. проводили в связи с неурожаем, болезнями25.
Чуваши д. Юльтимировка во время моления обращаются к Тура (Богу), которого именуют Турй-бабай либо Тур-бабай, с просьбой о благополучии деревни, хорошем урожае, росте числа скота. Помимо этого нововведением являются просьбы о поступлении в ВУЗ, легкой службе в армии, окончании школы либо о начале обучения в школе, рождении ребенка и т. д. Кроме того, некоторые семьи поминают усопших, к примеру, Сазонова (Юльтимирова) Антонина Викторовна, 1946 года рождения, при проведении прошлогоднего моления жертвовала барана
20 Ягафова 2007, 106.
21 Михайлов 1972, 365.
22 Фукс 1840, 76-77.
23 Сироткин 1970, 159.
24 Георги 2005, 84.
25 Салмин 1994, 35.
в связи со смертью мужа, несмотря на то что он был русским по национальности и исповедовал православие26.
Стоит отметить, что на вопросы: "Во сколько начинается учук? Как проводится? Кто будет совершать обряд и читать молитвы?" — информаторы не давали точных, однозначных ответов, сохраняя при этом таинственность. Как правило, отвечали, что начало будет в 11-12 часов дня, сам праздник в 5-6 часов дня, при этом учитывалась не сакральная часть (обращение к Тура-бабай, обливание и жертвоприношение животных, приготовление обрядовой пищи), а театрализованное мероприятие, проводимое Отделом Культуры в д. Юльтимировка и праздничная торговля. Однако в ходе дополнительных расспросов было выявлено, что учук начнется ранним утром и продолжится до позднего вечера, когда односельчане разделятся на родственные группы и покинут поляну. По окончании часть участников возвратилась в поселение, часть расположилась на близлежащих полянах, моление перешло в праздник, который отмечался до поздней ночи.
Поскольку была поставлена цель поэтапно зафиксировать указанный обряд и попытаться не пропустить какие-либо моменты, то с раннего утра часть участников экспедиции находилась на месте проведения моления. Примерно в 9 часов староста осмотрел поляну, были распределены места, установлены казаны для варки мяса и каши, привезены дрова. К 10 часам появились первые участники обряда, поскольку помимо двух общественных казанов, предназначенных для приготовления мяса животных, купленных на собранные средства с жителей деревни (каждая семья сдавала по 100-150 руб.), устанавливались и личные котлы, которые предназначались для варки мяса животных, избранных для жертвоприношения за благополучие какой-либо группы родственников27.
Сбор денежных средств для покупки жертвенного животного является данью традиции. А. К. Салмин отмечает, что учук чувашей начинался общим собранием стариков, на котором утверждался день проведения, назначались сборщики денег, как правило, это были старик и мальчик. Средства собирали по принципу "кто сколько даст"28. Данный принцип существует и сейчас, т.к. информаторы говорили о том, что более состоятельные сельчане выделяют большее количество денег, а сумма 100-150 руб. со двора приблизительная.
К 12 часам дня представители практиче ски всех родственных групп установили свои казаны, причем ставилось по два казана: большой для варки мяса, малый — для внутренних органов. Женщины носят воду, готовят разделочные доски, мужчины в это время точат ножи для закалывания животных и ведут неспешную беседу. Всего было установлено 22 казана, расположенных полукругом перед священным деревом. Каждая родственная группа заранее распределила за собой место, как правило, расположение казана переходит из поколения в поколение и не изменяется, в то время как место разделывания животного не имеет особого значения29.
Существует определенное место, где проводится закалывание жертвы, оно расположено в противоположной стороне от родника с правой стороны
26 ПМА 2010.
27 Там же.
28 Салмин 1993, 32; 1994, 35.
29 ПМА 2010.
от священного дерева, здесь туши развешиваются на близлежащих деревьях, в основном это березы. За родом не закреплено определенное дерево, где происходит ежегодное разделывание жертвенного животного.
Информаторы сообщили, что животные, приносимые в жертву — мелкий рогатый скот, т. е. овцы и бараны возрастом до года, как правило, осенние либо зимние. Предпочтений в цвете животного нет, к примеру, перед нами были заколоты 14 жервенных овец, из них 3 были черной и 11 — белой масти. Кроме того, также была принесена заранее зарубленная и ощипанная тушка утки, которая в ходе обливания водой жертвенных животных была полита и использовалась при приготовлении пищи.
Отметим, что учук даже в наиболее неблагополучные годы, особенно в период ВОВ, строго проводился в срок, с жертвоприношениями животных. Старожилы сообщили, что во время войны, когда был голод, вместо овец жертвовали птицу — курицу, утку, гуся, но обряд выполнялся в соответствии с традицией, т. е. также обливание жертвы холодной водой, чтение молитв, приготовление мяса и каши30.
А. К. Салмин в качестве жертвенных животных перечисляет лошадь, быка, которые как жертвы являлись наиболее предпочтительными. Также допускалось чередование быка и телки. Овец, баранов и птицу приносили в жертву менее влиятельным божествам, духам, причем этих животных могли покупать на собранные деньги односельчан, либо их жертвовали отдельные родственные группы31.
Основное действие обряда учук начинается в полдень. К этому времени на поляне собрались хранительницы традиций чувашей д. Юльтимировка в лице трех пожилых женщин.
Молением руководила Ванюкова (Горбатова) Юлия Федоровна 1937 года рождения. Причем родилась она в с. Аксаково Шенталинского района Самарской области и, переселившись сюда, право на проведение обрядов и статус хранительницы традиционных этнических верований получила от своей предшественницы Ивановой Тохтаби Туйдуловны (1894-1983 гг.), занимавшейся при жизни заговорами и целительством.
Проводивший моление человек именуется мулла, молла32. Отметим, что руководитель моления мог именоваться чук пудё — "главарь моления"33.
Перед священным деревом молла, повернувшись на восток и подняв руки к небу, читает непродолжительную молитву. Одновременно одна из её помощниц начинает обливать родниковой водой жертвенных животных, что продолжается до тех пор, пока животное не встрепенётся, т.к. считается, что в этом случае жертва принята. По порядку 14 жертвенных овец подвергаются испытанию, после чего их закалывают в специально отведенном месте. После прочтения молитвы молла следит за ходом обряда34.
Обливание жертвенных животных водой характерно для различных этносов. К примеру, В. И. Филоненко в отчете о командировке в Бирский уезд описывает
30 ПМА 2010.
31 Салмин 1993, 32.
32 ПМА 2010.
33 Воробьев 1970, 159.
34 ПМА 2010.
марийское моление, которое проводилось совместно 25 деревнями в окрестностях д. Курманаева Чураевской волости: "После этой молитвы мулла берет деревянную чашку с водой и липовый веник. Воду он льет на голову и спину животного, закрывая уши веником. Обязательно нужно чтобы животное встрепенулось. Если этого не случится с первого раза, то животное обливают до 7 раз, умоляя всякий раз бога о принятии жертвы"35.
После закалывания жертвы — спускают кровь, разделывают тушу, мясо рубят крупными кусками и запускают в казан. Одновременно женщины и девушки у родника начинают промывать органы. Как отмечалось, мясо варится в одном казане, внутренности — в другом. Голова животного также используется в процессе приготовления, причем наиболее предпочтительным является употребление глаз, уши отрезаются.
По окончании моления рога, копыта, уши сжигают, шкуры животных укладывают полукругом перед березой, затем их забирают и сдают в пункты приёма, что является нарушением традиций. По этому поводу А. А. Фукс писала: "По окончании жертвенного пира Чуваши опять помолились, и пошли гурьбой к месту, где лежали головы и внутренности животных и птиц. Все кости, после еды, собрали на рогожу и вывалили к головам. Потом развели пребольшой огонь; все головы, потроха, шкурки и кости положили на костер, и до тех пор подкладывали дрова, пока сжигаемое превратилось в пепел"36. Традиция характерна и для марийцев, которые после окончания молений сжигают столы, кости, еловые лапы37.
Итак, приготовление головы жертвенного животного, использование шкуры в дальнейшем является отступлением от традиции.
Употребление голов животных является элементом, восходящим к древне-тюркской традиции. Данный факт характерен для различных тюркско-монголь-ских этносов. По мнению И. Р. Атнагулова, поедание каши на мясном бульоне, заправленном жиром и кусками мяса встречается у различных групп поволжско-татарского населения и характерно для тюркских этносов38.
По словам информаторов, мясо разрешается уносить с поляны только в готовом виде, сырое — брать домой запрещено. Не менее важным элементом жертвоприношения является пища растительного происхождения. При входе на поляну расстилается большая скатерть, на которую ставят пиалу с медом и в кучу складывают лепешки — юсман, пашалу. Помимо них были принесены куски домашнего хлеба. Юсман и пашалу представляют собой пшеничные лепешки различной формы и размеров. На некоторых были сделаны ямки ножом, пальцами, причем количество их различное. Так, на части лепешек было по три ямки, на части по пять. Отдельного внимания заслуживает часть лепешек с рисунком. На таких лепешках был нанесен крестообразный узор, разделивший пространство на четыре равных части, в центре расположен круг, охватывающий пространство всех частей, в каждой их которых также была нанесена фигура круга. Еще на нескольких жертвенных лепешках был нанесен крестообразный рисунок, но без кругов. По словам старожилов, число юсман и пашалу чередуется, т. е. в один год при-
35 Филоненко 1914, 16.
36 Фукс 1840, 22.
37 Минц 1996, 32-42.
38 Атнагулов 2007, 150.
39
носят три юсман и пять пашалу, на следующий год пять юсман и три пашалу^. Традиция нанесения на обрядовые лепешки глазков и ямок прослеживается также среди марийцев, которые перед жертвоприношением глазки вырезают ножом40.
В период приготовления мяса и внутренних органов животных на другой стороне поляны проходят спортивные состязания, характерные для современных сабантуев, в том числе и борьба — куреш. Здесь, в отличие от приготовления обрядовой пищи, которым занимается старшее поколение, основными участниками являются дети, молодежь. Информаторы сообщили, что данное нововведение появилось около 10 лет назад. Старожилы указали, что раньше такого не было, запрещалась громкая речь, ругань при молении. В целом они негативно относятся к развлекательной части. Отметим, что все участники состязаний награждались призами, которые были принесены жителями деревни. Каждая вновь приходящая семья, группа родственников приносила подарки, в роли которых выступали куриные яйца, пачки мыла, женские головные платки. На поляне были укреплены два шеста, на которые привязывали платки. Шесты находились под охраной двух молодых людей, которые потом отвязывали и дарили подарки участникам состязаний.
Большое число участников моления в это время посетило сельское кладбище с целью поминания усопших. На могилы была возложена еда. Отметим, что среди жителей д. Юльтимировка сильно развит культ предков, поминание покойных. Это выразилось в том, что после приготовления мяса, каши на мясном бульоне молла и её помощники собрали с каждого казана по несколько ложек каши, куску мяса и после окончания моления отправились на приграничное место между деревней и сельским кладбищем. Поскольку оно обладает сакральным значением, нам отказали в присутствии во время чтения молитвы и поминания усопших, когда им были принесены указанные жертвы. Данное место нам также не было показано. Большинство информаторов знают о наличии такого места, но не знают его расположения.
По мнению И. Г. Петрова, для похоронно-поминальной обрядности чувашей характерно двойственное отношение к усопшим. С одной стороны, страх перед умершим, с другой — это стремление умилостивить покойного и обеспечить благополучный переход в потусторонний мир41. Ритуальное поминание умерших проводится осенью (юпа, кёрхи хывни, автан сари), весной (манкун) и летом (димёк)42. Посещение сельского кладбища именно во время учук в д. Юльтими-ровка вероятно объяснятся тем, что собираются все представители различных родственных групп и появляется возможность совместно поминуть усопших родственников43.
Для приготовление ритуальной каши (пата) использовались различные крупы — гречневая, просяная, пшеничная, иногда крупы перемешивали и готовили в казане совместно. Сваренное мясо разделывалось на небольшие куски, склыды-валось на общие блюда, жир мелко нарезали и добавляли в казаны с кашей. От-
39 ПМА 2010.
40 Минц 1996, 32-42.
41 Петров 1994, 52.
42 Там же, 54.
43 ПМА 2010.
метим, что каши как ритуальная пища имеют древнее происхождение и являются среди чувашей обязательным блюдом во время различных обрядов, к примеру, ака пйтти, карта пйтти, никес пйтти, думйр чукё, учук и другие44.
Все участники моления обязаны были принести с собой ложки, тарелки и посуду для каши и мяса, в которой могли бы унести пищу. По сообщению Измайлова Владимира Георгиевича, "вкус каши, сваренной во время учук, во рту держится целый год до следующего моления". Отметим, что участники в большом количестве брали кашу и мясо, причем вечером и на следующий день с охотой угощали друг друга и желающих отведать ритуального блюда.
Интересным моментом моления был проливной дождь, прошедший после закалывания животных и их разделки. Дело в том, что месяцы июнь и июль теку-шего года выдались очень засушливыми, несмотря на проведения жителями д. Юльтимировка ежегодного обряда вызывания дождя — думйр чукё. Информаторы поочередно заявляли, что после молитвы должен пройти дождь и смена погоды в ближайши дни. Действительно, во второй половине дня прошел проливной дождь, причем жители деревни восприняли это как знак принятия жертвы, а в последующие дни произошло изменение погоды.
Отметим, что на всех участниках моления отсутствовала традиционная чувашская одежда, украшения либо отдельные элементы костюма, даже на людях, проводивших обряд.
Кульминационным событием моления стала раздача ритуальной каши и мяса участикам обряда. После приготовления каши, разделки мяса все казаны были полукругом установлены перед священным деревом. У каждого казана была уложена шкура жертвенного животного, за ним расположились представители родственных групп. Напротив казанов выстроились дети и молодежь, им первым подали угощение, подчеркивая их роль и статус, как будущих носителей традиций. Отметим, что в обряде учук особая роль всегда отводилась только старшему поколению, которые его и проводили45.
Перед началом обрядовой трапезы, как отмечалось, молла и её помощники добавили в каждый казан топленое масло для вкуса и собрали кашу и мясо для поминания усопших. После этого, обратившись на восток, моллой была произнесена непродолжительная молитва. Сельский староста в центре образованного круга поздравил жителей деревни и гостей с удачным проведением моления, перечислил принесенных в жертву животных, озвучил общее количество животных и причины, по которым их принесли в дар Турй-бабай. Отметим, что каждому животному перед закалыванием давалось имя, под которым оно приносилось в жертву Турй-бабай, к сожалению, нам эти имена не были названы. По словам информаторов, имена присваивала молла, причем значительное число имен было личными женскими именами46.
После молитвы и выступления старосты, несколько казанов с кашей и блюд с мясом были отданы детям, началась ритуальная трапеза.
Молла после пробы каши и мяса удалилась для приношения жертвы усопшим. По окончании трапезы кости, рога, ноги животных были преданы огню, на
44 Петров 1994, 29.
45 Сироткин 1970, 159; Салмин 1993, 33; 1994, 37.
46 ПМА 2010.
поляне произведена уборка. Затем, как уже отмечалось, участники обряда, разделившись на группы, покинули место проведения моления учук.
Итак, подводя итоги описания моления учук чувашей д. Юльтимировка Бакалинского района Башкортостана, необходимо выделить следующее:
во-первых, группа некрещеных чувашей вышеуказанного поселения является уникальной, поскольку сохранила традиционные дохристианские верования, проявляющиеся и в проведении обряда учук;
во-вторых, учук стал основным молением чувашей д. Юльтимировка, поскольку здесь происходит сбор представителей всех родственных групп;
в-третьих, несмотря на видоизменение обряда, к примеру, спортивные состязания и обращение к Турй, не только с просьбой о будущем урожае, но и о благополучии деревни, избавлении от болезней и бед, поступлении в ВУЗ, рождении ребенка, хорошей службе в армии и т. д., основные обрядовые действия не подверглись изменениям, т. е. обливание жертвенных животных водой, чтение молитв, обратившись взором на восток и воздев к небу руки, закалывание животного после принятия его души Турй-бабай, приготовление обрядовой каши.
Таким образом, моление учук некрещеных чувашей д. Юльтимировка, несмотря на видоизменение и некоторую трансформацию, сохранило своё главное предназначание, а именно: обращение через жертноприношение к Турй с просьбой хорошего будущего урожая и защиты от нечистой силы.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев И. А. 2002: Чавашла-вырасла словарь. Чувашско-русский словарь. Чебокса-
Атнагулов И. Р. 2007: Нагайбаки: опыт комплексного историко-этнографического исследования хозяйства и материальной культуры второй половины XIX — начала XX века. Магнитогорск.
Георги И.-Г. 2005: Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб.
Денисов П. В. 1959: Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки. Чебоксары.
Минц Л. 1996: Священные рощи мари // Вокруг Света.1, 32-42.
Михайлов С. М. 1972: Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары.
Пименов В. В. (ред.) 2007: Основы этнологии. М.
Петров И. Г. 1994: Чуваши Башкортостана (Популярный очерк этнической истории и традиционной культуры). Уфа.
Садиков Р. Р. 2001: Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты). Уфа.
Садиков Р. Р., Петров И. Г. 2005: Полевое моление учук некрещеных чувашей д. Юльтимировка Республики Башкортостан // Н. В. Никольский и чувашская гуманитарная наука XX века: Материалы конференции, посвященной 125-летию ученого. Чебоксары, 191-204.
Салмин А. К. 1993: Религиозно-обрядовая система чувашей. Чебоксары.
Салмин А. К. 1994: Народная обрядность чувашей. Чебоксары.
Филоненко В. И. 1914: У язычников-инородцев Уфимской губернии. Уфа.
Фукс А. А. 1840: Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань.
Сироткин М. Я. (ред.) 1970: Чуваши: этнографическое исследование. Ч. 2. Чебоксары.
Ягафова Е. А. 2007: Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура эт-нотерриториальных групп (XVII — начало XX вв.). Чебоксары.
Ягафова Е. А. 1998: Самарские чуваши (историко-этнографические очерки). Конец XVII — начало XX. Самара.
Ягафова Е. А. 2008: Этноконфессиональные меньшинства чувашей // ЭО. 4, 114-127.
Янгузин Р. З. 2007: Этнический состав населения Башкортостана (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.). Уфа.
UCHUK — PRAYING OF BASHKORTOSTAN NON-BAPTIZED CHUVASHI (BASED ON EXPEDITION MATERIAL)
V. V. Medvyedev
The article deals with preserving traditional pre-Christian beliefs among non-baptized Chuvashi of Bashkortostan. The description of uchuk, annual praying, is based on the material obtained from Chuvashi living in Ultimirivka village, Bakalink district. The article presents a study of the praying procedure, gives its detailes characterization, reveals traditional and novel features of the rite.
Key words: non-baptized Chuvashi, uchuk, praying, traditional beliefs.
© 2010
А. В. Александров ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ПОЯСНОЙ БОРЬБЫ В СИБИРИ
Русская борьба на поясах имеет общие корни происхождения с единоборствами индоевропейских и индоиранских народов. Этот вид состязания родился из тактики внезапного нападения на противника со спины и его пленения. В Сибирь поясная борьба пришла с русскими переселенцами, под её влиянием появилась борьба на опоясках, одетых через плечо, а затем борьба на опоясках, одетых на груди крестом. Русские единоборства рассматриваются в статье как часть традиционной игровой культуры русских Западной Сибири.
Ключевые слова: Западная Сибирь, воинская культура, русская борьба, борьба на поясах, традиционная игровая культура, староверы.
Разнообразные виды состязаний, характерные для всех без исключения народов, возникли в глубокой древности как элемент физической подготовки для успешной охо-