HISTORICAL CONDITIONS FOR MORDOVIAN POPULATION FORMATION
IN THE SOUTH URALS
O. Yu. Trofimova
The author considers historical conditions for Mordovians settling down in the South Urals in the 17th — 19th centuries on the basis of documentary record. The author also presents the analysis of changes in Mordovian settlements that lost their uniformity becoming more mixed. Other ethnic groups' migration and that of Mordovians brought forth a considerable decrease of Mordovian population.
Key words: mordovians, migration, settlement.
© 2010
В. В. Медведев
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА В XIX — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
В представленной статье на основе опубликованных работ и полевых материалов автор затрагивает проблему формирования этнотерриториальной группы чувашей на территории современного Башкортостана в XIX — начале XX века. Подробно рассматриваются причины и ход миграции, приведен список и этнический состав образованных чувашами поселений. В некоторых случаях приведены примеры современного состояния поселений.
Ключевые слова: этнография, Башкортостан, этнотерриториальная группа.
Переселение чувашей в Башкортостан происходило в несколько этапов и связано с широкомасштабными миграциями в Приуралье. Данный процесс совпадает с этапами заселения региона различными этносами. Отметим, что миграции чувашей в Приуралье происходили практически одновременно с переселениями чувашей в Закамье и Заволжье. Ссылаясь на историка И.Г. Петрова, выделим три основных этапа заселения чувашами Башкортостана: 1. середина XVII — 3040 гг. XVIII вв.; 2. 30-40 гг. XVIII — начало XIX вв.; 3. XIX — начало ХХ вв.1
На заключительном этапе переселенческого процесса преобладают стихийные начала. Однако правительство, путем предоставления льгот и денежных пособий, регулирует ход крестьянских миграций2.
Границы земельных владений не всегда фиксировались в купчих и договорах аренды, что привело при межевании земель в конце XVIII — начале XIX вв. к земельным спорам между чувашами-переселенцами, башкирами-вотчинниками, в ряде случаев с русскими помещиками, которым башкиры нередко вторично про-
1 Петров 1989, 19-25.
2 Там же, 22-23.
давали уже арендованную землю. К примеру, чуваши д. Месели вели многолетнюю тяжбу с помещиком Аксаковым. В результате чувашам пришлось уступить, но взамен они получили землю в устье р. Таши. Жители д. Манеево, выкупив землю у башкир Бегеняшминской волости Стерлитамакского уезда, оспаривали свои права у коллежского советника Нейнова, которому башкиры-вотчинники в 1790 г. продали землю, а затем у чувашей д. Брюкмы, припущенных башкирами в 1795 г. на 60 лет3.
Запутанность поземельных взаимоотношений между вотчинниками и их припущенниками, земельные споры, нередко тянувшиеся десятилетиями, а также опасения полного обезземеливания коренного населения, привели к указу о переселениях от 27 июня 1817 г., по которому все движения крестьян становились возможными лишь с предварительного разрешения высшего начальства. В октябре 1818 г. вышел указ о запрещении продажи башкирами своих вотчинных земель4.
В 1832 г. действие указа 1818 г. было отменено правительством и принят новый закон, облегчавший условия покупки земельных участков5. Все государственные крестьяне получали по 15 дес. земли на 1 душу м.п. Припущенники наделялись землей на тех же условиях, что и государственные крестьяне. Исключение составляли те припущенники, земли которых при межевании отводились в отдельные от башкир дачи6.
На территории Чувашии происходил процесс ужесточения положения крестьян. По данным 1832-1834 гг. государственные крестьяне выплачивали по 14 руб. 23,5 коп. с ревизской души ежегодно. Удельные крестьяне платили по 10-11 руб. с души, кроме того, с них собирались деньги на содержание почтовых подвод, на снабжение рекрутов одеждой и т.д.7
И. Д. Кузнецов приводит сведения по сенаторской ревизии 1819-1820 гг. о жалобах чувашей на налоги и грабежи со стороны помещиков и коштанов (состоятельных крестьян). К примеру, по Козьмодемьянскому уезду — 3114 жалоб, по Чебоксарскому уезду — 2027, по Ядринскому — 2065, по Цивильскому — 37048.
Крестьянское хозяйство преобладающей части чувашей не в состоянии было расплатиться с налогами, что приводило к вынужденным переселениям на новые земли, в том числе в Башкортостан и более отдаленные регионы. Так, Д.Г. Коро-вушкин, рассматривая заселение чувашами Западной Сибири, отмечает, что, несмотря на первые упоминания о переселенцах в регионе уже в XVII в., говорить о формировании единого чувашского массива можно только с XIX в. Большая часть переселенцев приходится на вторую половину столетия, в пореформенный период9.
Продвижение чувашей в Сибирь (по рекам Тоболу, Иртышу, Енисею, Амуру) и даже на о. Сахалин активно происходило в указанный период. Так, в Тобольской и Томской губерниях в 1897 г. насчитывалось соответственно 640 и 2807 чувашей. По указу от 9 ноября 1906 г. в процессе проведения столыпинской реформы в За-
3 Ягафова 2007, 207.
4 Сухарева 2007, 81.
5 Там же; Акманов 7, 2001, 73-78.
6 Сухарева 2007, 82.
7 Сухарева 6, 2007, 147-163.
8 Кузнецов 1957, 220-221.
9 Коровушкин 1997, 10.
падную Сибирь было начато переселение крестьян. Переселенцам из Казанской губернии предоставлялись наделы в Тобольской, Томской, Иркутской и Енисейских губерниях. С 1907 г. поток чувашей-переселенцев увеличился10.
М.Я. Сироткин выявил в фольклоре чувашей ряд песен, посвященных переселенческим процессам, движению крестьян на неосвоенные земли: Атъйр, каяр Сёпёре! Поедемте-ка в Сибирь!
Акмасйр тырй пулатъ, тет. Хлеб родится, говорят, там без посева. Пулатъ-и те, пулмастъ-и, — Родится или нет, Атъйр, кайса курйпйр. поедемте — посмотрим. Ах, дук, дук, дук, пулас дук, Ах, нет, нет, нет, бытъ того не может Акмасйр тырй пулас дук, без посева хлебу не расти, Пирён телейсем давнашкал... наша доля, видно, такова...11. Правительство к миграциям крестьян относилось неоднозначно, несмотря на желание заселить неосвоенные территории переселенцами, оно опасалось стихийного движения и вводило запреты на переселения. Так, 17 августа 1832 г. объявлен запрет на переселения без разрешения казенных палат, в июле 1833 г. принято решение о приостановлении всех переселений в Оренбургскую губернию до 1835 г.12
Политика государства по предоставлению различных льгот мигрантам имела положительные результаты. Так, количество чувашей в Оренбургской губернии постоянно увеличивалось. К 1850 г. переселилось 58240 чувашей, всего в указанный хронологический период прибыло ок. 700 тыс. мигрантов. Удельный вес чувашей по отношению к другим этносам Южного Урала с I по X ревизии увеличился с 0,03 % до 1,7 %. В Уфимской губернии в 1870 г. чувашей насчитывалось 31919 чел., в 1897 г. — 60228 чел.13
В Приуралье чуваши-переселенцы оказывались в многонациональном окружении. В северной части р. Ик чувашские поселения располагались среди татарских, башкирских, марийских и удмуртских деревень. В центральной и южной Башкирии чуваши соседствовали с башкирами и татарами, в западной части соседями были башкиры, татары, мордва. Чуваши предпочитали селиться обособленно, поэтому полиэтничных поселений в XVIII-XIX вв. было немного (около 16 %). В середине XIX в. количество смешанных селений в прибельском бассейне возрастает до 23,3 % благодаря чувашско-мордовским и чувашско-мишарским деревням14.
И.Г. Петров считает, что к середине XIX в. воссоздается современная картина географии проживания чувашей в Башкортостане. Основные ареалы расселения охватывают западные, юго-западные и центральные части региона. Особенно активно на данном этапе заселялись территория Зауралья и юго-западный Башкортостан. Значительную долю мигрантов составляли выходцы из Центральной России15.
10 Иванов 29, 2003, 105-123.
11 Сироткин 1965, 114.
12 Сухарева 2007, 82-83.
13 Петров 1989, 23.
14 Ягафова 6, 2009, 120-133.
15 Петров 1989, 23-24.
К середине XIX в. правительство опубликовывает указы, по которым происходит изменение социального положения некоторых категорий крестьян. Так, тептяри и бобыли превратились в податное сословие, близкое к категории государственных крестьян. Собственно у государственных крестьян сократили земельные наделы и увеличили денежные и натуральные повинности. В 1850 г. с крестьянина взимались сборы в сумме 4 руб. 84,5 коп. серебром16.
К натуральным крестьянским повинностям принадлежали рекрутская служба, квартирная, дорожная, ремонт и содержание мостов, переправ. Так, с. Бердяш было основано чувашами при условии содержания определенного участка дороги Исетского тракта17.
Положение чувашей в Башкортостане, как и на исторической родине, являлось критическим, об этом свидетельствуют жалобы на чиновников. К примеру, чуваш Гаврила Григорьев из д. Чуюнчи Белебеевского уезда просил защиты от юртового старшины Бахтиара Каныбекова. Нередко крестьян, обращавшихся за помощью, самих обвиняли в «худом поведении», после чего заключали под стражу либо высылали в Сибирь18.
Миграции чувашей являлись пассивной формой борьбы. Проведение реформы Киселева, введение общественных запашек, наложение новых повинностей и поборов приводило к выступлениям против государства. Наиболее значимым стало восстание чувашских и марийских крестьян Казанской губернии в 1842 г., известное как «Акрамовская война» (Шурча варси)19. Выступление возглавили Василий Григорьев Илпеш, Александр Григорьев Саватька, Степан Ильин Иль-парс, Степан Сидоров Палаттай и Федот Федоров Михапар20.
Насильственная христианизация чувашей в указанный период также приводила к миграции. П.В. Денисов отмечает, что к концу XIX в. общее число некрещеных чувашей не превышало пятнадцати тысяч. Чуваши-язычники были анатри. Анат енчи и вирьялы составляли незначительную группу. Часть чувашей Уфимской губернии сохраняла традиционные дохристианские верования21. К середине XIX в. некрещеные чуваши проживали в Белебеевском, Мензелинском, Стерлита-макском и Уфимском уездах. К началу XX в. в Уфимской губернии их насчитывалось 2918 чел. По мнению Е.А. Ягафовой, в настоящее время в Башкортостане некрещеные чуваши проживают в д. Юльтимировка и с. Ахманово Бакалинского р-на, с. Мраково Гафурийского р-на, п. Дубровка Миякинского р-на, с. Зириклы Бижбулякского р-на, общей численностью более 500 чел.22
Во второй половине XIX в. условия, на которых переселенцы селились в Уфимской губернии, были различными и зависели от причин миграции либо от материального положения крестьян. Так, на казенных землях были расселены государственные и удельные крестьяне. Кроме того, на один участок в разное время могли быть определены одновременно несколько групп переселенцев. Прибывшие занимали лучшие участки, остальные были вынуждены довольствоваться
16 Сухарева 2007, 90-91.
17 Полевой материал автора (ПМА) — 2009 (РБ, Зилаирский р-н, с. Бердяш).
18 Сухарева 2007, 92-93.
19 Сухарева 6, 2007, 161.
20 Юхма 1998, 240.
21 Денисов 1959, 349.
22 Ягафова 4, 2008, 116-118.
малопригодной землей. Чуваши-переселенцы не получившие участков, обосновывались на арендованных землях23.
Многие переселенцы, укрепив свое хозяйство на арендованных землях, со временем выкупали ее в собственность24. Так, чуваши, поселившиеся в д. Алан-Елга Кичкиняшевской волости Белебеевского уезда, в 1883 г. совместно 40 дворами выкупили у муллы д. Турбеево 100 дес. земли по 10 руб. за десятину. Первоначально по 5 руб. за десятину был внесен задаток. Вскоре мулла умер, не оставив наследников, чуваши пользовались землей 10 лет, не выплачивая оставшиеся деньги. В 1896 г. в окружном суде было возбуждено дело о признании чувашей собственниками. Впоследствии землю выкупили 4 хозяйства по 25 дес., на которую припустили еще по 4 двора. Припущенники арендовали пахотную землю, проживая в чужих усадьбах25. В 1898 г. в деревне насчитывалось 41 д.о.п.26
Значительную роль в приобретении земли переселенцами играл Крестьянский Поземельный Банк, основанный в 1883 г. К примеру, с. Ивано-Кувалат современного Зилаирского района РБ было образовано в 1911 г. чувашами из Ци-вильского уезда благодаря денежным средствам, которые выделил Банк. Чуваши Иван Терентьевич Иванов и Петр Иванович Иванов заключили договор о покупке земельного участка с Оренбургским лесным, промышленным и торговым обществом, которое представлял его директор Арсений Моисеевич Пименов. Отметим, что чуваши внесли небольшой денежный задаток, а поскольку вскоре произошла смена государственной власти, то земля без выплат перешла к крестьянам27.
В.А. Абрютин в отчете за 1898 г. о переселенцах в Белебеевском уезде также отмечал роль Крестьянского Поземельного Банка «который дал заметный толчок движению, значительно увеличив число покупок частновладельческих и башкирских земель. В общем за этот период времени (1860-1898 гг. — В.М.) водворилось в уезде в новых поселениях 34600 д.о.п. Влияние Крестьянского Банка можно еще лучше проследить также и по количеству покупки (земли — В.М.) за все года. В 1884 г. оно увеличилось почти в 10 раз, в два последующие 1885 и 1886 гг. почти в 15 раз»28.
Современные этнографы и историки выделяют этнотерриториальную группу (ЭТГ) приуральских чувашей. Е.А. Ягафова считает, что чувашей Приуралья стоит подразделить на Приикскую ЭТГ и Прибельскую ЭТГ. Первая группа, по ее мнению, сформирована средненизовыми чувашами с небольшим участием выходцев из низовых и верховых. Вторая группа складывалась из тех же компонентов, но в ином соотношении. Так, около 40 % мигрантов составили средненизовые чуваши, значительно меньше низовые. Из контактной зоны вирьял и анат енчи переселилось около 5 %, всего 2 % составили переселенцы из числа верховых чувашей. В середине XIX в. вирьялы основали несколько поселений в Башкортостане. Традиции верховых чувашей сохраняются в говоре и этнической культуре до настоящего времени29.
23 Сухарева 2007, 93-95.
24 Там же, 97.
25 Переселенцы и переселенческое дело в Белебеевском уезде 1898, 75.
26 Там же, 68.
27 ПМА-2008 (РБ, Зилаирский район, с. Ивано-Кувалат).
28 Переселенцы и переселенческое дело в Белебеевском уезде 1898, 15-16.
29 Ягафова 29, 2003, 142-143.
В.П. Иванов, ссылаясь на материалы экспедиции 1987 г. Чувашского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики в Башкирию, отмечает селения вирьял в республике30.
Историк И.Г. Петров также пишет, что поселения верховых чувашей появились во второй половине XIX — начале XX вв. В настоящее время они проживают в деревнях Ахметка, Новозириково, Антоновка в Гафурийском, Косяковка в Стер-литамакском, Никитинка в Туймазинском, Новомихайловка и Павловка в Куюрга-зинском районах Башкортостана31.
Отметим существование других поселений верховых чувашей. Например, с. Ивано-Кувалат Зилаирского района основано также вирьялами. Впоследствии поселение было заселено низовыми чувашами и русскими. Принадлежность к различным этнографическим группам сохранилась до настоящего времени, прежде всего это прослеживается в семейных взаимоотношениях, особенно среди людей старшей возрастной категории. Так, Никитина М.Ф. (1927 г. р.) принадлежащая к вирьял, сравнивает низовых чувашей с удмуртами. По словам В.В. Степановой (1958 г. р.), также принадлежащей к группе верховых чувашей и вышедшей замуж в семью низовых чувашей, в семье первоначально наблюдался процесс взаимного противопоставления вирьял и анатри32. Г.Е. Корнилов отмечает, что основанное в XVIII в. с. Бердяш было заселено низовыми и верховыми чувашами. Ссылаясь на информаторов, он пишет, что первоначально вирьял и анатри жили раздельно на различных улицах33. В настоящее время на вопрос о принадлежности к этнографическим группам информаторы из указанного села затрудняются ответить34.
В.П. Иванов отмечает, что в Башкирию и другие отдаленные регионы мигрировали более или менее состоятельные крестьяне, имевшие средства для передвижения на дальние расстояния. Переселение на новые земли (дёнё дёр) осуществлялось несколькими семьями либо целым родом, поэтому селились переселенцы компактно. Впоследствии вновь прибывавшие чуваши-переселенцы старались заселиться по соседству с соплеменниками35.
На движение переселенцев сильно повлияло открытие железных дорог: Са-маро-Оренбургской (1877 г.), Самаро-Златоустовской (1888-1890 гг.), Казанской (1894 г.). Чуваши получили возможность без особых расходов перевезти сельскохозяйственный инвентарь, который ранее приходилось продавать на родине за бесценок36.
В.А. Абрютин приводит сведения о переселенцах Белебеевского уезда. Так, в 1884 г. число мигрантов составляло 1738 д.о.п., в 1892 г. — 5532 д.о.п., в 1897 г. — 5468 д.о.п. Среди причин, повлиявших на миграции крестьян, он отмечает функционирование железных дорог37.
Появление железнодорожных путей способствовало передвижению чувашей в отдаленные регионы. Отметим, что к концу XIX в. значительным фактором
30 Иванов 2, 1992, 71.
31 Петров 1994, 12.
32 ПМА-2009 (РБ, Зилаирский район, с. Ивано-Кувалат).
33 Корнилов 2, 1963, 133-161.
34 ПМА-2009 (РБ, Зилаирский район, с. Бердяш).
35 Иванов 9, 1998; Иванов 29, 2003, 115.
36 Сухарева 2007, 97; Иванов 29, 2003, 113-114.
37 Переселенцы и переселенческое дело в Белебеевском уезде 1898, 17.
переселений становится отходничество. В.П. Иванов приводит материалы о выдаче паспортов отходникам из селений Цивильского, Чебоксарского, Ядринского, Козьмодемьянского уездов Казанской губернии. Так, в 1858 г. было выдано 9,4 тыс. паспортов, в 1897 г. — 22,4 тыс., в 1913 г. — уже 37 тыс. Чуваши-отходники направлялись в Казань, Нижний Новгород, Донецкий бассейн, на Урал и др. регионы. Часть чувашей не возвращалась, оседая на новых землях38.
Значительная доля чувашей прибыла в Уфимскую губернию в связи с усиленной перепродажей в 1870-1880-х гг. земель, находившихся во владении чиновников на основании законов 1869 и 1871 гг.39 Миграции чувашей были также обусловлены неурожайными годами — 1867 г., 1877 г., 1880 г., 1883 г., 1891-1893 гг.40.
К середине XIX в. сложилась совершенно четкая картина расселения чувашей в Башкортостане. Поселения чувашей охватили в основном западную, юго-западную и центральную части Уфимской губернии. Чуваши расселились в Бе-лебеевском, Стерлитамакском и Уфимском уездах, поскольку данные земли были удобны для занятия хлебопашеством41. Заключительным всплеском переселенческой волны стали годы столыпинской аграрной реформы (1906-1916 гг.)42.
В XIX — начале ХХ вв. на территории Башкортостана возникает ряд новых чувашских поселений. Так, в начале XX в. в Аургазинском районе республики образованы д. Ивановка и д. Князевка. В 1920 г. в них числилось по 12 дворов43.
Почти одновременно основаны деревни Ново-Гуровка, Толмачево, Алексан-дровка, п. Ново-Троицкий. В 1896 г. в д. Ново-Гуровка в 28 дворах проживало 215 чел. В 1920 г. насчитывалось 45 дворов с населением в 330 чел. В д. Толмачево в этом же году числилось 140 чел., в д. Александровка — в 26 дворах 165 чел., в п. Ново-Троицкий — в 27 дворах 142 чел. Известен чувашский п. Тальник, в 1920 г. зафиксированный как хутор с 14 дворами44.
В Зилаирском районе в указанный период возникли с. Ивано-Кувалат и х. На-деждинский. Хутор был образован в 1912 г. чувашами-переселенцами из д. Биж-буляк (братья Емельяновы, Ильины и др.). Первоначально носил название Калмак (по названию р. Малый Калмак), но в 1914 г. староста Кананикольской волости К. А. Иванов в честь дочери переименовал хутор в Надеждинский. В 1920 г. насчитывалось более 30 домов. С 1922 г. на хутор стали переселяться русские крестьяне из с. Кананикольское45.
В середине XIX в. возник х. Павловский (Кемаев), впоследствии Ново-Аме-кескино. В 1866 г. насчитывалось 37 дворов, в которых проживали 205 чел.46 И.В. Сухарева считает, что на хуторе обосновались чуваши из д. Кривле-Илюш-кино и д. Уральское47.
38 Иванов 29, 2003, 113.
39 Сухарева 2007, 98.
40 Иванов 1992, 41.
41 Сухарева 2007, 127.
42 Петров 1989, 24.
43 Асфандияров 1997, 147.
44 Там же, 148-149.
45 Зилаирский район 2000, 98; ПМА-2009 (РБ, Зилаирский район, с. Ивано-Кувалат).
46 Асфандияров 1997, 215.
47 Сухарева 2007, 128.
В конце XIX в. образован х. Михайловский. Впоследствии несколько семей выехали, основав новое селение. В 1920 г. в х. Старомихайловский был 31 двор со 172 жителями, в х. Ново-Михайловский в 16 дворах проживало 84 чел. Возникший как поселение башкир-вотчинников х. Суракаево, в начале XX в. был заселен чувашами48.
В Архангельском районе возникли деревни Казанка, Успенка, Троицкое. Даты основания д. Казанка и д. Успенка — 1903-1919 гг. В 1920 г. в первой насчитывалось 62 двора и 338 жителей, во второй — 16 дворов с 48 жителями. Известно, что д. Троицкое возникла после 1920 г.49
В 60-х гг. XIX в. появилась д. Натальевка. К 1870 г. в деревне было учтено 22 двора, в которых проживали 155 чел. В 1920 г. в х. Любовка зафиксированы 19 чувашей. Как отмечалось, д. Косяковка была основана верховыми чувашами. Известно, что ранее поселение называлось Ермоло-Никольским поселком. После реформы 1861 г. крестьяне отказались от земельного надела, но в 1875 г. выкупили землю в собственность. В 1885 г. докупили у помещицы Ермоловой еще 1289 дес. земли. В 1896 г. в деревне учтено 360 жителей в 71 крестьянском хозяйстве. Чувашами из д. Бегеняш (Яранское) основана д. Карлыкулево. В 1811 г. в ней проживали 120 чел.50
Е.А. Ягафова отмечает, что в XIX — начале XX в. происходили незначительные миграционные потоки, при участии движений внутри региона. К примеру, были образованы деревни Чуваш-Улканово (1870 г.), Новопетровка (1880-е гг.). В годы столыпинских реформ и НЭПа число чувашских селений возросло в связи с образованием хуторов и выселков. Возникли, ставшие впоследствии крупными поселениями, д. Ермолкино (1921 г.), д. Чубукаран (1921 г.), д. Юльтимировка (1921 г.), д. Три Ключа (1922 г.) и др.51
Возникновение хуторов и выселков в 20-е годы прошлого столетия было характерной чертой многих этносов. Так, среди закамских удмуртов появились деревни Таныповка, Утар-Елга, Вязовка и др.52
В 1906-1919 гг. чуваши заселились в деревни Антоновка, Дмитриевка, Кузь-миновка и Матросовка. В 1920 г. в д. Антоновка проживал 101 чел. в 19 дворах, в д. Дмитриевка — 140 чел. в 29 дворах, в д. Кузьминовка — 85 чел. в 11 дворах, в д. Матросовка — 137 чел. в 25 крестьянских хозяйствах. Несколько позднее возникла д. Новоандреевка, в 1925 г. в ней насчитывалось 38 дворов, в которых совместно проживали чуваши и мордва53.
М.И. Роднов приводит статистические данные о плотности населения Уфимской губернии за 1897-1913 гг. В Уфимском уезде плотность увеличилась с 18,5 чел. на квадратную версту до 25,8, в Белебеевском уезде — с 21,9 чел. до 31,4, в Бирском — с 22,9 чел. до 30,3, в Стерлитамакском уезде — с 16,7 чел. до 23,9. В 1870 г. в Уфимском уезде на человека приходилось 7,3 дес. земли, в 1912 г. —
48 Асфандияров 1997, 215.
49 Асфандияров 1998, 119.
50 Асфандияров 1997, 159-160.
51 Ягафова 2007, 204.
52 Садиков 2001, 17.
53 Асфандияров 1993, 105.
3,2 дес., в Стерлитамакском — 9,8 и 3,9 дес., в Белебеевском — 5,5 и 3,2. Всего земельный запас в 1870-1912 гг. снизился с 7,2 дес. земли на человека до 3,5 дес.54 Е.А. Ягафова, анализируя расселение чувашей в Самарском Заволжье, отмечает случаи внутрирегиональной миграции. К примеру, переселения из д. Мак-симкино, д. Тенеево, д. Билярозеро в д. Аделяково, д. Девлезеркино и др. «Старопоселенные» деревни были источниками миграции во вновь образованные селения55. Отметим, что для чувашей было характерно наличие так называемых «материнских» и «дочерних» поселений, которые возникали из-за недостатка земли и увеличения населения. Группы общинников образовывали «дочерние» селения — выселки от «материнских» деревень, которые назывались околотками (кас-си, касы). Выселки числились при «материнском» селении. Так, в конце XVIII в. в Чебоксарском уезде насчитывалось 100 «материнских» и 176 «дочерних» селений, в Ядринском — 135 и 340 селений, в Козьмодемьянском — 65 и 143 селения, в Курмышском — 27 и 49 селений, в Цивильском — 72 и 102 поселения56.
В результате внутренних переселений появляются «дочерние» поселения. Возникновение обусловлено демографическими причинами (перенаселение) и наличием свободных земельных угодий. Кроме того, «дочерние» поселения образовывались в ходе разделения этнически смешанных населенных пунктов57. Так, д. Суккулово, возникшая в XVIII в., постепенно превратилась в полиэтничное поселение. В 1859 г. в деревне насчитывалось 58 башкир, 10 тептярей, 254 души м.п. из чувашей, ясачных татар. К началу XX в. возникли поселения — с. Суккулово 1-е (Чувашский Суккул), в котором в 1920 г. в 220 дворах проживали 1047 чувашей и татар, и д. Суккулово 2-е (Татарский Суккул), в котором насчитывалось 98 хозяйств с 553 жителями из башкир и татар58.
Примерно такая же ситуация произошла с д. Мраково. В 1870-1880 гг. произошло деление деревни. В 1896 г. д. 1-е Мраково состояла из 150 дворов с населением в 711 чел., в 1906 г. — 172 двора с 955 жителями, в 1920 г. — 805 жителей. Население было из башкир, тептярей, вышедших из безземельных татар, и башкир. Чуваши и татары проживали в д. 2-е Мраково. В 1896 г. в деревне насчитывалось 87 хозяйств с 535 жителями, в 1906 г. — 106 дворов с 636 жителями, в 1920 г. в 95 дворах проживали 593 чел.59
Как отмечалось, с. Ивано-Кувалат было основано переселенцами из Чувашии в 1911 г., постепенно село стало полиэтничным. Информаторы сообщили, что в формировании этнического состава участвовали выходцы из Цивильского уезда (Ивановы, Скуратовы, Корниловы), Белебеевского (Ивановы, Андреевы, Ивануш-кины, Красновы) и Стерлитамакского (Вавиловы, Горюновы, Ершовы, Корневы, Андреяновы, Пелагеины) уездов Уфимской губернии, г. Оренбурга (Петровы, Степановы), близлежащих поселений: х. Александрийск (Самохины, Цыбулько), с. Кананикольское (Баскаковы и др.), х. Оренбуркино (Бахорины и др.), д. Русский Бердяш60.
54 Роднов 2002, 78-79.
55 Ягафова 1998, 55.
56 Иванов 1992, 11.
57 Сухарева 2007, 127-128.
58 Там же, 128; Асфандияров 1993, 202.
59 Там же, 30.
60 ПМА-2009 (РБ, Зилаирский район, с. Ивано-Кувалат).
Опираясь на указанные факты, можно говорить, что помимо чувашей (Ивановы, Скуратовы и др.) в село прибыли русские (Баскаковы, Проломовы, Вавиловы и др.), украинцы (Цыбулько) и еврейская семья Бахориных, которая принадлежит к переселенцам более позднего периода. К настоящему времени в селе проживает незначительное число башкир и татар. Отметим существование большого количества браков между чувашами и русскими. Дети от смешанных браков называются шушминами, свою национальную принадлежность они определяют по материнской линии61.
Наличие полиэтничных поселений и, как результат указанного явления, интенсивные межнациональные взаимоотношения, по мнению этнографа Е.А. Яга-фовой, составляли специфику расселения как чувашей Самарского Заволжья, так и других этнотерриториальных групп чувашей62.
Отметим, что данный факт характерен и для чувашей Башкортостана, что подтверждает большое количество этнически смешанных поселений и наличие смешанных семей. Кроме того, в процессе работы с информаторами нами было выявлено наличие традиции заключения браков между жителями определенных деревень. Так, в с. Бердяш Зилаирского района отмечено значительное число мо-ноэтничных браков, заключенных мужчинами села с чувашками из соседних д. Пугачево и с. Яковлевка Хайбуллинского района. Для чувашей с. Ивано-Кувалат характерны этнически смешанные браки с русскими близлежащих селений63.
В Ермекеевском районе чувашами были образованы деревни Заряново, Ка-меневка, Князевка, Михайловка, Никитинка, принадлежащие, по словам А.З. Ас-фандиярова, к поселениям позднего происхождения, т.е. возникшие в конце XIX — начале XX вв. В д. Заряново в 1906 г. насчитывалось 50 хозяйств с 298 жителями, в 1920 г. — 17 дворов с проживавшими в них 113 жителями. В д. Князевка в 1920 г. было учтено 60 жителей из татар, в д. Михайловка в 1906 г. проживало 240 чел. чувашей и мордвы, в 1920 г. — 252 чуваша. Данные по д. Каменевка и д. Никитинка отсутствуют64. Указанные поселения являлись смешанными, к которым следует отнести и русскую д. Новоюзеево. В деревне по материалам 1870 г. было записано 38 дворов с 209 жителями, из которых 88 были чувашами65.
М.И. Роднов отмечает, что среди чувашей-переселенцев, проживающих в Уфимской губернии значительный период времени, сложилась высокая культура земледелия. Так, в Бегеняш-Абукановской волости многопосевные чувашские дворы составляли 44,4 %, в Менеузбашевской — 32,9 %, в Киргиз-Миякинской —
28.4 %, в Васильевской — 41,8 %, в Федоровской — 25,2 %, в Ишпарсовской —
24.5 %, в Дедовской — 22,9 %, в Семено-Макаровской — 30,6 %, в Бакалин-ской — 15,3 %. Многочисленная (свыше 15 %) зажиточная прослойка у чувашей сложилась в 9 волостях губернии. Группы чувашей, проживавшие в зоне традиционного ведения хозяйства, отличались преобладанием бедняцко-середняцких дворов66.
61 Там же.
62 Ягафова 1998, 97.
63 ПМА-2009 (РБ, Зилаирский район, с. Ивано-Кувалат).
64 Асфандияров 1993, 206.
65 Сухарева 2007, 129.
66 Родном 2002, 303.
И.В. Сухарева считает, что основная масса переселенцев представляла собой семьи с количеством от 2 до 10 чел., преобладали семьи из 4-5 чел. (около 50 %), семьи из 2-3 чел. составляли около 31 %. Семьи были как двупоколенными (родители с детьми), так и трехпоколенными (со старшим поколением, обычно с одним из родителей мужа). Долю переселенцев составили одиночки — молодые люди от 17 до 30 лет, переселявшиеся вместе с односельчанами в составе группы67.
Значительные территориальные перемещения чувашей происходили в первые послереволюционные годы, связанные с засухой 1921 г. и голодом. В этот период большое число беспризорных детей Чувашии были направлены в Москву и Подмосковье. Чувашские крестьяне мигрировали в Приуралье, Зауралье, Сибирь. Положение было ухудшено продолжавшейся гражданской войной68.
Приток чувашей-переселенцев в начале XX в. был незначительным. Механический прирост населения был заменен естественным. Крестьянская подворная перепись 1912-1913 гг. показала в Уфимской губернии 79338 чел.69. По переписи 1920 г. чувашей в Башкортостане проживало 77,1 тыс. чел., в 1926 г. — 84,9 тыс., в 1939 г. — 106,8 тыс., 1959 г. — 109,9 тыс., 1970 г. — 126,6 тыс., 1979 г. — 122,3 тыс., 1989 г. — 118,5 тыс.70.
Материалы переписи 2002 г. показали, что на территории республики насчитывается 117 317 чувашей. Значительная часть чувашей проживает в Аурга-зинском (11740 чел.), Белебеевском (3637 чел.), Бижбулякском (10004 чел.), Га-фурийском (3013 чел.), Давлеткановском (1191 чел.), Ермекеевском (2639 чел.), Иглинском (3432 чел.), Кармаскалинском (5238 чел.), Куюргазинском (1882 чел.), Миякинском (3090 чел.), Стерлитамакском (5190 чел.), Федоровском (2404 чел.), Шаранском (2510 чел.) районах Башкирии. Значительная масса чувашей-горожан сосредоточена в Белебее (10261 чел.), Кумертау (2781 чел.), Мелеузе (2689 чел.), Салавате (3481 чел.), Стерлитамаке (13997 чел.), Уфе (10586 чел.)71.
Итак, завершающим этапом переселения чувашей в Башкортостан является период XIX — начало ХХ вв. Значительную роль в возникновении новых селений играли Крестьянский Поземельный Банк, выдававший денежные ссуды, и железнодорожные пути, облегчавшие передвижение крестьян. Столыпинские реформы и период НЭПа привели к образованию новых населенных пунктов, появившихся путем выделения хуторов и выселков. Происходило разделение и этнически смешенных селений. Чуваши в указанный период активно осваивали территорию Зауралья и юго-западные районы Башкирии. Кроме того, вновь образованные чувашские поселения вскоре становились полиэтничными. В результате усиливались контакты и взаимоотношения, выражавшиеся и в заключении межэтнических браков.
ЛИТЕРАТУРА
Акманов И. Г. 2001: Основные этапы формирования многонационального населения Башкортостана (конец XVI — начало XX века) // Ватандаш.7, 73-78.
67 Сухарева 2007, 130.
68 Иванов 29, 2003, 116.
69 Петров 1989, 23.
70 Петров 1994, 10.
71 Янгузин 2007, 17-115.
Асфандияров А. З. 1997: История сёл и деревень Башкортостана. Кн. 1. Уфа.
Асфандияров А. З. 1998: История сёл и деревень Башкортостана. Кн. 2-3. Уфа.
Асфандияров А. З. 1993: История сёл и деревень Башкортостана. Кн. 3. Уфа.
Денисов П. В. 1959: Религиозные верования чувашей. Историко-этнографические очерки. Чебоксары.
Зилаирский район 2000: Энциклопедия. Уфа.
Иванов В. П. 1992: Этнокультурные процессы у приуральских чувашей (по материалам экспедиции 1987 года) // Этнос и его подразделения. Ч. 2. Этнические и этнографические группы в Волго-Уральском регионе. М., 70-79.
Иванов В. П. 1992: Расселение и численность чувашей. Чебоксары.
Иванов В. П. 1998: Чувашский этнос. Проблемы истории и этногеографии. Чебоксары.
Иванов В. П. 2003: Формирование чувашской диаспоры // Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы / А. Д. Коростелев (ред.). М., 105-123.
Коровушкин Д. Г. 1997: Чуваши Западной Сибири (этнодисперсная группа на современном этапе). Новосибирск.
Корнилов Г. Е. 1963: Некоторые особенности говора села Бердяш Зилаирского района Башкирской АССР // Материалы по чувашской диалектологии. Чебоксары, 133-161.
Кузнецов И. Д. 1957: Очерки по истории чувашского крестьянства. Ч. 1. Чебоксары.
Петров И. Г. 1994: Чуваши Башкортостана (Популярный очерк этнической истории и традиционной культуры). Уфа.
Петров И. Г. 1989: Этапы формирования этнической группы приуральских чувашей // Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы / В.П. Иванов (ред.). Чебоксары, 19-25.
Переселенцы и переселенческое дело в Белебеевском уезде Уфимской губернии 1898: Отчет о командировке Члена Уфимского Губернского Присутствия В. А. Абрютина. Уфа.
ПМА: 2008 г. (РБ, Зилаирский район, с. Ивано-Кувалат).
ПМА: 2009 г. (РБ, Зилаирский район, с. Бердяш, с. Ивано-Кувалат).
Роднов М. И. 2002: Крестьянство Уфимской губернии в начале XX века (19001917 гг.): социальная структура, социальные отношения. Уфа.
Садиков Р. Р. 2001: Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты). Уфа.
Сироткин М. Я. 1965: Чувашский фольклор. Очерк устно-поэтического народного творчества. Чебоксары.
Сухарева И. В. 2007: Чуваши Башкортостана в XVII — XIX вв.: Экономическое развитие и социальная структура. Уфа.
Сухарева И. В. 2007: Причины и характер массового переселения чувашей в Башкирию в XVII — начале XX веков // Ватандаш. 6, 147-163.
Юхма М. Н. 1998: Древние чуваши (Древняя и средневековая история чувашского народа). Чебоксары.
Ягафова Е.А. 1998: Самарские чуваши (историко-этнографические очерки). Конец XVII — начало XX. Самара.
Ягафова Е. А. 2003: Формирование этнотерриториальных групп чувашей в XVII — XIX веках (историко-культурный аспект) // Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы / А. Д. Коростелев (ред.). М., 124-148.
Ягафова Е. А. 2007: Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII — начало XX вв.). Чебоксары.
Ягафова Е. А. 2008: Этноконфессиональные меньшинства чувашей // ЭО. 4, 114-127.
Ягафова Е. А. 2009: Чуваши в межкультурном пограничье Урало -Поволжья // ЭО. 6, 120-133.