Научная статья на тему 'Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге'

Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1380
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ БОГАТСТВО / "НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ" / "NATIONAL VILLAGE" / MULTINATIONALITY / ETHNOCULTURAL DIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алимбаева Биганша Беркимбаевна

Автор знакомит нас с культурным комплексом «Национальная деревня» в г. Оренбурге крупнейшим пограничным центром Приволжского федерального округа, отличающимся уникальным этнокультурным разнообразием. Власти города и области накопили хороший опыт межкультурной интеграции народов и диаспор, в т. ч. в деятельности «национальной деревни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author introduces us to culture complex «National village » in Orenburg as the largest frontier centre of Volga Federal District with unique ethnocultural diversity. Municipal and regional authorities accumulated positive experience in intercultural integration of nations and expat communities including «National village» project.

Текст научной работы на тему «Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге»

Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге

Алимбаева Б. Б.

Автор знакомит нас с культурным комплексом «Национальная деревня» в г. Оренбурге — крупнейшим пограничным центром Приволжского федерального округа, отличающимся уникальным этнокультурным разнообразием. Власти города и области накопили хороший опыт межкультурной интеграции народов и диаспор, в т. ч. в деятельности «национальной деревни».

Ключевые слова: многонациональность, этнокультурное богатство, «Национальная деревня»

Author introduces us to culture complex «National village» in Orenburg as the largest frontier centre of Volga Federal District with unique ethnocultural diversity. Municipal and regional authorities accumulated positive experience in intercultural integration of nations and expat communities including «National village» project.

Keywords: multinationality, ethnocultural diversity, «National village».

Оренбургская область — один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа РФ. Ее территория составляет 124 тыс. кв. км, население — 2112,9 тыс. чел. Область расположена на стыке Европы и Азии, на севере она граничит с Татарстаном, Башкортостаном и Челябинской областью, на востоке и юге — с Казахстаном, на западе — с Самарской областью, и исторически формировалась как многонациональный и поликонфессиональный регион. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия между тюркскими, славянскими, финно-угорскими народа-

ми складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости.

Сегодня здесь проживают представители более 100 национальностей: 6 этнических общностей имеют в своем составе свыше 50 тыс. человек каждая: русские (73,9% от общей численности населения области), татары (7,6%), казахи (5,8%), украинцы (3,5%), башкиры (2,4%), мордва (2,4%). Представители этих национальностей составляют основную массу населения области (95,6%). Еще три национальные группы — немцы, чуваши и армяне имеют в составе своей диаспоры свыше десяти тысяч человек. Белорусы, азербайджанцы, узбеки и таджики составляют от 0,5% до 0,1% в общей численности населения области. 17 национальных групп, проживающих в Оренбуржье, имеют удельный вес в общей численности населения в пределах от 0,1% до 0,01% каждая. Менее 0,01% в общей численности населения области имеют представители 71 национальности (Оренбург основан в 1743 г. Граничил с казахской степью, вел торговлю с азиатскими странами).

В регионе зарегистрированы и действуют 350 религиозных организаций, которые относятся к 20 конфессиям. Самыми крупными из них являются Оренбургская епархия Русской православной церкви и три муфтията, представляющих ислам. Жизнь подтверждает необходимость этноконфессионального диалога, поиска путей достижения толерантности общественного сознания. Это нашло отражение в подписании документов между областным правительством и Оренбургской епархией РПЦ, и областным Духовным управлением мусульман.

28

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге

Оренбург с момента основания был приграничным, торговым, многонациональным городом. Правительство Оренбургской области (в прошлом, администрация) последовательно осуществляет политику гармонизации межэтнических отношений, развитие принципов толерантности и уважения к самобытным национальным культурам всех этнических групп, населяющих область. Впервые Программа реализации модели региональной национальной политики была принята в 1994 г., она периодически обновляется с учетом новых требований и возможностей.

Важную конструктивную роль в развитии межэтнических отношений играют национально-культурные центры, научные общества, межнациональные объединения и другие общественные организации, которых насчитывается более полутора сотен. Между ними и властными структурами налажено тесное взаимодействие, при этом координирующие функции исполняет совет по делам национальностей, созданный при губернаторе области. Правительство области выступило соучредителем ряда нацио-

нальных газет — татарской «Яна вакыт», казахской «Айкап», немецкой «Оренбургерцайтунг», башкирской «Караван-Сарай». Ежеквартально издаются информационный бюллетень «Этнокультурная мозаика Оренбуржья» и научнопублицистический журнал «Этнопанорама». В рамках проекта «Многонациональный мир Оренбуржья» выпущено свыше двадцати сборников материалов научно-практических конференций, проведенных по инициативе правительства области.

Результатом последовательной политики правительства Оренбургской области стало создание культурного комплекса «Национальная деревня». Были выработаны общие подходы к осуществлению проекта строительства культурного комплекса и принято решение о создании обществ с ограниченной ответственностью «Национальное подворье», в состав которых на долевой основе вошли национальные общества и инвесторы строительства. Исходя из доли каждой из этнических групп в общей численности населения области было определено десять национально-культурных объединений, уча-

Приволжская мозаика

29

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

ствующих в строительстве комплекса: русское (73,9 %), татарское (7,6 %), казахское (5,8 %), украинское (3,5%), башкирское (2,4%), мордовское (2,4%), немецкое (0,8%), чувашское (0,8%), белорусское (0,4%) и армянское (0,5%). Каждому из обществ был выделен участок земли — 0,2 га.

Летом 2005 г. началось строительство национальных подворий. Спустя два года, в 2007 г., состоялось торжественное открытие украинского, башкирского и казахского подворий, затем в 2008 г. открылись русское, белорусское, мордовское и немецкое подворья, в 2009 г. — татарское, армянское и чувашское подворья.

Как и планировалось, в подворьях размещаются этнографический музей, библиотека национальной литературы, кафе национальных блюд, а также редакции национальных газет, офисы национальных общественных организаций.

Украинское подворье

Открытие украинского подворья 26 июля 2007 г.

Этапы заселения украинцев на оренбургскую землю были сложными и трудными. Первые украинцы и украинские селения в крае возникли в 1737—1742 гг. Первые поселенцы основали Илекский городок в 1737 г. на левом берегу Яика (Урала) при устье реки Илек. В нем поселились украинские казаки — «черкасы» численностью 60 человек во главе с атаманом Иваном Изюмским и есаулом Андреем Черкасовым. В конце XIX в. их было уже около 40 тыс. человек.

Украинцы сыграли исключительную роль в хозяйственном освоении богатейшего Оренбургского края. Они принесли с собой высокую культуру земледелия, а также стали развивать в оренбургских степях свиноводство, огородничество, бахчеводство и различные народные промыслы: гончарное, кузнечное и др. Неповторимым обликом отличались украинские поселения.

30

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге

Украинский поэт Т.Г. Шевченко, проведший десять лет в оренбургской ссылке (1847—1857), так описал впечатления от встречи с украинским селом: «Подъезжая ближе к селу, представилась малороссийская слобода: те же вербы зеленые, те же беленькие в зелени хаты и та же девочка в плахте и полевых цветах гонит корову». В оренбургских степях зазвучали задушевные, мелодичные украинские песни, звуки скрипок и бандур. На культуру многонационального Оренбургского края оказало влияние творчество и деятельность многих великих украинских людей: поэт Т.Г. Шевченко, члены ученой архивной комиссии И.И. Евфимов-ский-Мировицкий и Н.Е. Макаренко, ученый-историк П.Е. Матвиевский и др. По данным переписи 2002 г., украинцев в Оренбуржье насчитывается 76 тыс. 921 человек. В городах проживает 41 тыс. 507 чел., в сельской местности — 35 тыс. 414 чел.

С 1992 года в области создана и действует украинская культурно-просветительская общественная организация им. Т.Г. Шевченко, которая является инициатором многих меропри-

ятий, направленных на развитие украинского языка и культуры. Возглавляет ее Науменко Николай Петрович. Он же явился инициатором создания украинского подворья. На территории национального подворья находится этнографический музей.

Башкирское подворье Открытие башкирского подворья состоялось 28 июля 2007 г.

До присоединения к России основным занятием башкир было кочевое скотоводство. Разводили главным образом лошадей и овец, в меньшей мере — крупный рогатый скот и верблюдов. Каждая родовая группа имела свои пастбища и традиционные пути передвижения стад. На всей территории проживания башкир была распространена охота. Большинство башкирских промыслов в начале XX в. и ранее не выходило за рамки домашнего производства.

Ткачеством, вязанием, шитьем обуви и одежды, обработкой шкур, выделкой кож, шерсти, изготовлением кожаной и деревянной посуды занимались чуть ли не в каждом хозяйстве. Одежду и обувь шили только женщи-

Приволжская мозаика

31

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

ны. Выработка кож и деревянной посуды была делом мужчин. Возникновение постоянных башкирских поселений связано главным образом с переходом к полуоседлой и оседлой жизни. Если в северо-западных земледельческих районах большинство деревень возникло еще до присоединения к России, то в южных и восточных частях Башкирии и на территории Оренбургского края, где даже в XIX в. господствовало полукочевое скотоводство, постоянные поселения появились только в конце XVIII — начале XIX в. Первые башкирские деревни, как и кочевые аулы, располагались у водных источников, по берегам рек и озер, и сохраняли кочевую планировку. Каждая деревня включала одно родовое подразделение и насчитывала не более 25—30 дворов. В 1820 гг. царская администрация для удобства управления краем начала перепланировку башкирских аулов по типу русских деревень. Основным видом летнего жилья у башкир степных и предгорных районов была покрытая войлоком и кошмами решетчатая юрта или кибитка. На северо-востоке были распространены юрты с конусообразным верхом,

на юге — с полусферическим верхом. В центре юрты находился очаг, дым от которого выходил через отверстие в куполе. Справа от двери была женская половина, здесь размещалась хозяйственная утварь; слева — мужская.

У башкир, как и у других скотоводческих народов, была разнообразная молочно-мясная кухня. Традиционным мясным блюдом была разрезанная на кусочки вареная конина или баранина с бульоном и лапшой (бешбармак, кулдама). Вместе с этим блюдом подавали кусочки вяленой колбасы (казы). Собранные с топленого молока густые сливки употреблялись в качестве приправы к кашам, похлебкам и чаю. Из сметаны (каймак) сбивали масло (май). Заквашивая молоко, делали творог (эрем-сек), кислое молоко (катык) и другие продукты. Высушенная на медленном огне сладкая творожная масса (эжекэй) заготовлялась впрок: в качестве лакомства она часто подается к чаю. В южных районах из кислого молока готовят (путем длительного кипячения и отжима полученной массы) кисло-соленые сырки (корот); их употребляют свежими или, высушив, запа-

32

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге

сают на зиму. В Зауралье и некоторых южных районах из ячменной и полбенной круп варили похлебки, каши, из пшеничной муки готовили лапшу (халма). В летний зной башкиры пьют разбавленное водой кислое молоко (айран), также кумыс, приготовленный из кобыльего молока. В большом количестве употребляют чай, в основном зеленый.

Казахское подворье Открытие казахского подворья состоялось 24 августа 2007 г.

На территории Оренбургской области казахи компактно проживают в Адамовском, Ак-булакском, Домбаровском, Ясненском и других районах Оренбуржья. Самоназвание — казак, до 1925 года их называли киргизами, киргиз-кайсаками. Казахский язык относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Верующие казахи — мусульмане-сунниты. В начале XVI в. образовалось Казахское ханство. В его рамках и завершилось формирование казахской народности, каждая группа которой имела свои особенности этнической истории. В начале XVIII в. казахи были разделены на три Жуза: Старший, Средний и Младший. В 1731 г. казахи Младшего жуза приняли российское подданство.

Основным видом жилища казахов в XVIII— XIX в. была юрта (кииз уй). По устройству она близка к юртам народов Средней Азии и отличалась только некоторыми деталями. Она состоит из деревянного остова и войлочного покрова. Основой стен служит решетка из тальника. Число звеньев решетки определяют размеры юрты: большая имеет их до 8—10, маленькая состоит из 4—5. Между двумя из них привязывают дверную раму с двустворчатой деревянной дверью. Купольную часть юрты образуют обод, связанный из двух гнутых березовых стволов, и жерди, сделанные из тала и выгнутые в нижней части. Жерди вставляют в отверстия обода, а внизу привязывают к верхним развилкам деревянной решетки. Посреди юрты — место для очага. Весь пол, за исключением очага и небольшой площадки у двери, застилали войлоками. Напротив двери, за очагом около стены находились сложенные один на другой сунду-

ки, войлочные чехлы и тюки с домашними вещами, запасные войлоки. Часть юрты справа от входа считалась женской половиной. Ближе к входу держали хозяйственные припасы и посуду, мешок для кумыса, шкафчик для самых ценных продуктов. Обычно эту часть отделяли ширмой. Далее находилось место хозяина и хозяйки дома. Здесь на ночь устраивали постель из войлоков, одеял и подушек, которую днем убирали на жюк; нередко тут стояла деревянная кровать, которая к концу XIX — началу XX в. получила уже довольно широкое распространение. Налево от входа было место младших членов семьи. Слева от двери вешали сбрую, клали седло, охотники помещали здесь беркута или сокола. В холода сюда заводили больных и слабых животных.

При перекочевках юрту разбирали на составные части. Вся работа по разборке юрты, погрузке ее и всей утвари была женским делом, так же как и установка юрты на новом месте. Первоначальной формой оседлого жилища казахов в южной части Оренбургской губернии было оригинальное юртообразное сооружение шошала, или то-шала, хорошо известное у народов Западной Сибири. Оно имело цилиндрическую форму и коническую кровлю. Стены складывались из дерна, плетня, дерева, камыша. Наверху делали круглое или квадратное дымовое отверстие в деревянной раме, которую изнутри поддерживали три-четыре столба. От рамы к стенам шли жерди, кровлю засыпали землей или обкладывали дерном. Полы преобладали земляные, только в богатых домах настилали деревянные полы. В домашних промыслах существовало разделение труда. Переработка шерсти и изготовление из нее различных изделий целиком лежали на женщине. Обрабатывать кожи и шкуры могли как женщины, так и мужчины. Изделия из металла и дерева изготовляли исключительно мужчины.

Преобладающим видом сырья в хозяйстве скотовода была шерсть овец и верблюдов. Основная масса овечьей шерсти шла на изготовление войлоков, имевших в домашнем быту широкое применение. Из шерсти овец и вер-

Приволжская мозаика

33

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

блюдов пряли нитки, из которых затем ткали на простейшем станке. Казахи использовали молоко всех домашних животных. Характерным для кочевого быта было то, что молоко не употребляли в свежем виде. Овечье и коровье молоко сразу же кипятили и заквашивали. Кислое молоко (айран) служило основной пищей летом. Из сливок (каймак) сбивали масло (сыер май), сохраняя его до зимы в сосуде из бычьего желудка. На зиму заготавливали также кислый сыр (курт). Для приготовления сладкого сыра (иримшик) заквашивали молоко специальной закваской. Излюбленным напитком казахов и поныне является кумыс из заквашенного кобыльего молока, шубат из верблюжьего молока. С середины XIX в. стал распространяться чай. Его пили со сливками или с молоком. Из пшеничной муки пекли пресные лепешки (нан) или бауырсаки. Мясо вялили, позднее стали солить. Изготовляли одно из любимых блюд казахов — копченую конскую колбасу (казы), ее делали из жирного мяса, которым начиняли кишки. Лакомым блюдом было вареное мясо (ет) без приправ. В конце XIX — начале XX в. в мясо

стали добавлять куски раскатанного теста (кул-шетай). Для приготовления другого блюда — бешбармак — варят баранье мясо. Вынув его, в котел опускают полоски тонко раскатанного теста. После того как тесто готово, его вынимают и накладывают в деревянное блюдо. Сюда же крошат вареное мясо, добавляют бульон и, размешав, подают. Из легких, печени, сердца приготовляют жаркое (куырдак) на бараньем сале.

Среди казахов издавна были широко распространены массовые развлечения и спортивные состязания. Как правило, они приурочивались к свадьбам, рождению ребенка, Новому году (наурыз, год у казахов начинался 21 марта). Большая часть развлечений и игр была связана с конным спортом. Наиболее популярными были скачки (байга). Большое число зрителей привлекало единоборство двух всадников, которые пытались сбросить друг друга с седла. Другой вид верховой борьбы — кокпар. Участники стремились вырвать друг у друга тушу козленка и доставить ее судьям. Большим почетом пользовались силачи (палуан), состязавшиеся в борьбе (курес).

34

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге

Оренбург — первая столица Казахстана (Киргизской АССР) — с 1920 по 1925 гг. С Оренбуржьем тесно связана творческая деятельность известных казахских поэтов, писателей, публицистов, просветителей, музыкантов и государственных деятелей. Среди них — Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Жыенгали Талапбирганов, Бе-имбет Майлин, Сабит Муканов, Ахмет Байтур-сынов, Ибрай Алтынсарин, Маймбет Майлин, Сакен Сейфуллин, Миржакып Дулатов, Абдрах-ман Айсарин, Таир Жароков, Алиби Джангиль-дин и др.

В одной из юрт расположился музей. В нем представлены национальные наряды.

Дом-музей истории, культуры и быта казахского народа

Казахское подворье расположено в культурном комплексе «Национальная деревня», где особое внимание привлекает чудо-юрта, в обширных помещениях которой и расположился музей истории и быта казахов. Судя по отделке и убранству, роскоши покоев, это юрта предводителя одного из родов. Такую замечательную юрту, соединенную между собой еще несколькими, мог позволить себе человек, имеющий имущественное положение. В музее установле-

ны и оформлены такие экспонаты, как камша, жебе, садак, шокпар, айболта, kалkан, найза, кылыш, бесш, сандык, улттык айел кшм! Каждый предмет состоит из натуральной кожи, драгоценных металлов, натуральной шерсти. Из войлока казахи изготавливали внешнее покрытие юрты, ее внутреннее убранство, разнообразные элементы одежды, предметы, необходимые в обиходе. Все узорчатые кошмы были настенные (тускийиз, сырмак), или постилочные (те-кемет). В некоторых случаях по своим функциям первые становились вторыми по причине ветхости, либо особо замечательное настенное войлочное покрывало можно было снять со стены и постелить на пол для почетного гостя или из-за знаменательного события в семье. Здесь можно увидеть портреты Абая Кунанбаева великого поэта, акына, композитора, философа; старейшин Толе Би, Айтеке Би, Казыбек Би; историков IX — Х веков Дулати Мухаммед Хайер, Ахмед Ясса-уи и других деятелей казахского народа. Выставка литературы привлекает взор многих писателей, поэтов, философов на казахском и на русском языках М. Ауэзова, А. Кунанбаева, Г. Муканова. С. Мусрепова и других. Гостеприимством казахи всегда отличались от других народов. Встречали с радостью, угощали чаем, казахскими сладостями, а для гостей, которые оставались с ночевкой резали барана. В музее представлена экспозиция чайного сервиза (шай сервиз!), емкость с пиалами для кумыса (а!аш ыдыс аяктар), блюдо с пиалами для бешбармака (бешбармак). Удивительно бросалось в глаза одеяла (курпе), на которых сидят, они сшиты из разноцветных лоскутков

Приволжская мозаика

35

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

материала с разными фигурами и орнаментами. Для кухонных принадлежностей специально отведен сундук. В музее выдержан стиль позапрошлого века, а наверху, где находится шаныра^ повешены великолепные электрические лю-

стры, а на стенах кондиционеры в современном стиле, но лишь для удобства посетителей. Белорусское подворье Открытие белорусского подворья 28 июня 2008 г.

36

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге

Мордовское подворье

Открытие мордовского подворья состоялось 21 июня 2008 г.

21 июня 2008 г. состоялось торжественное открытие мордовского подворья в культурном комплексе «Национальная деревня». Основное здание построено из самых современных строительных материалов, а по виду повторяет старинный мордовский женский головной убор — панго. Здание музея — бревенчатый сруб, украшенный традиционной резьбой. В таком доме и гостей не стыдно принять!

В мордовском подворье есть все самое необходимое для жизни — от печи и младенческой люльки в доме до телеги и колодца во дворе. Кропотливо собраны экспонаты для историкоэтнографического музея — старинная утварь, орудия для сельскохозяйственных работ, традиционный текстиль и многое другое. Около 70% экспонатов переданы в дар музею жителями Северного и Пономаревского районов Оренбургской области, мест компактного проживания мордвы.

Первые мордовские переселенцы с территории Среднего Поволжья появились в Оренбуржье еще в XVIII веке. Мордва активно расселялась, обживалась на новых местах, селились

в основном вблизи лесов и даже в них, где помимо земледелия и разведения домашнего скота занимались бортничеством, охотой. Переселенцы с большим упорством преодолевали трудности, вызванные климатическими условиями, перенимали у русских соседей опыт и культуру земледелия в новом для них регионе. К 60 годам XIX века в Оренбургской губернии сформировался целый ряд мордовских населенных пунктов. Раньше других стал заселяться мордвой Бугурусланский район. Старинными мордовскими селами являются Мордовский Бугурус-лан, Коровино, Старое Тюрино, Мордово-До-брино, Узели, Нойкино, Сапожкино и многие другие.

В советское время в Оренбуржье существовал Мордово-Боклинский район, который располагался между райцентром Северным и г. Бугурусланом. Сегодня местами компактного проживания мордовского населения на территории Оренбургской области являются Абдулинский, Бугурусланский, Северный, По-номаревский, Матвеевский, Новосергиевский, Бузулукский и другие районы.

Видные представители мордовского народа внесли достойный вклад в развитие культуры, литературы и искусства. Писатели и поэты Дмитрий Морской (Малышев), Ксения Петрова, Петр Кириллов, Тимофей Раптанов, Алексей Дуняшин и др.

Немецкое подворье

Открытие немецкого подворья 16 сентября 2008 г.

В Оренбургской области проживают свыше 18 тыс. немцев. По этому показателю Оренбуржье занимает первое место в Приволжском федеральном округе и десятое — в России.

Приволжская мозаика

37

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

В рамках Программы реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области совместно с областным немецким обществом проводится большая работа по удовлетворению национально-культурных запросов немцев.

В регионе издается областная газета «Орен-бургер цайтунг», одним из учредителей которой является Правительство области. Проводятся Дни немецкой культуры, День немецкой семьи. Торжественно отмечаются Пасха, День благодарения, Рождественские праздники. Ежегодно открывается межрегиональный летний лингвистический лагерь для детей. Работают курсы по изучению немецкого языка. На базе лицея № 48 и училища № 50 (Кичкасс) обучаются дети российских немцев. Оказывается гуманитарная помощь престарелым и малообеспеченным людям. В селах Кичкасс Переволоцкого района и Подольск Красногвардейского района работают краеведческие музеи, в них собраны уникальные экспонаты немецкой культуры и быта. В области действуют 8 немецких обществ. Объединяет их деятельность областная общественная организация немцев «Видергебурт» (руководитель Райзих Леонид Леонидович). При районных, городских и областных обществах работают 9 Центров немецкой культуры, кото-

рые проводят большую работу по сохранению и приумножению национальных традиций. Татарское подворье Открытие татарского подворья 02 июня 2009 г.

Этническую основу татар Среднего Поволжья и Приуралья составили тюрко-язычные племена. Во второй половине XVIII в. часть казанских татар и мишарей переселилась в оренбургские степи.

Традиционные занятия татар: пашенное земледелие и скотоводство. У оренбургских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лен и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Для татар характерна особая любовь к лошади (наследие кочевого прошлого). Разводили домашнюю птицу. Огородничество играло второстепенную роль. В Южном При-уралье важное значение имело бахчеводство. Промысловое значение у оренбургских татар имело рыболовство. Традиционными были различные ремесла: рогожно-кулеткацкое, бондарное, экипажное, плотницкое, столярное и др. Обладали высоким мастерством в обработке кожи, овчины, шерсти. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы. Исконным занятием для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность.

Оренбургские татары отмечают почти все те же праздники, что и многие другие татары (мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам). Из народных праздников отмечают Сабантуй — праздник плуга, который сохранил лучшие древнейшие традиции булгар и праславян. Состязания во время этого праздника включают скачки на лошадях; бег наперегонки с зажатой в зубах лож-

38

№ 2/2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные проблемы сервиса и туризма

Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге

кой с яйцом; национальную борьбу (керэш); проход по качающемуся бревну для девушек, которые держат две чашки, наполненные до краев водой, и др.

Армянское подворье Открытие армянского подворья 3 августа 2009 г.

Привлек армян к переселению в Оренбург основатель Оренбургской губернии И.И. Не-плюев. В проекте монопольной торговли со Средней Азией и восточными странами, разработанном И.И. Неплюевым и А.И. Тевкеле-вым, предложено организовать купеческую компанию для отправления торговых караванов. По представлению И.И. Неплюева в 1751 году правительствующий Сенат утвердил компанию купцов, которой давалась привилегия на 15 лет на посылку караванов в Бакх, Бодокшан и Кабул. В компанию входили торговавшие в Оренбурге московский купец Гаврила Журавлев, армянин Василий Макаров, из греков — Иван Михайлов сын Мавродий.

П.И. Рычков тоже писал об армянских купцах. В своей «Топографии Оренбургской губернии», описывая занятия оренбуржцев, он сообщал, что наиболее прибыльным промыслом для них являлся торг с азиатскими купцами.

Считая, что для роста благосостояния города и его жителей этот торг необходимо расширять, привлекая в город купцов со значительными капиталами, он обратил внимание на живших в Астрахани армянских купцов, выходцев из Персии. Хорошо знакомые с азиатской торговлей, знающие тамошние языки, имевшие в Бухаре, куда съезжались купцы со всех концов, своих единородцев, армянские купцы, по мнению П.И. Рычкова, могли бы более успешно вести торговлю из Оренбурга со среднеазиатскими ханствами, чем российские. Купцы из городов России, не имея в Азии никаких связей, интересовались только торговлей в Оренбурге, причем сами и не приезжали сюда, а только присылали своих приказчиков.

Со времени основания и на протяжении почти двух веков Оренбургская губерния использовалась царскими властями в качестве местности, определенной для административной высылки лиц, признанных политически неблагонадежными. 18 ноября 1846 года кавказский областной начальник распорядился выслать сроком на 10 лет из Кизляра в города Оренбургской губернии десять армян и тезиков как лиц, «общающихся со злонамеренными людьми, участвующими в разных противозаконных поступках». Если во второй половине

XIX века ссылка армян в Оренбургскую губернию носила единичный характер, то в начале

XX века численность выдворенных на Южный Урал под гласный надзор полиции армян значительно возросла. Поднадзорных армян, вы-

Приволжская мозаика

39

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

сланных из пределов Кавказа, можно разделить на три группы: 1) представители армяно-григорианского духовенства; 2) иностранные граждане (в основном турецкие армяне), не принятые своим правительством, а также лица, не сумевшие доказать свою принадлежность к какому-либо государству; 3) лица, вредные для общественного порядка и государственного спокойствия. В Оренбург в 1903—1904 гг. были высланы семь армяно-григорианских священников, трое из которых — викарий Ереванской епархии, архиепископ Суакис Парзянц, елиза-ветопольский викарий, председатель Елизаве-топольского духовного армянского правления, архимандрит Беник; Александропольский викарий, председатель Александропольского духовного армянского правления, архимандрит Саак Багдасарян — являлись высокопоставленными сановниками Армяно-григорианской церкви.

В истории Оренбургского края оставил свой след армянский поэт-революционер, государственный деятель Ваан Терьян, в совершенстве владевшим русским, французским, немецким, латинским, греческим, арабским, грузинским, курдским и персидским языками.

В Оренбурге он оказался в конце 1919 года, выполняя ответственное поручение правительства молодой Советской республики. Здесь прервался его жизненный путь. Полководец времен гражданской войны Гай Дмитриевич Г ай-Бжишкян командовал Первой армией, которая освобождала Бугуруслан, Бузулук, Оренбург и Орск. Его именем назван город на востоке области.

С 2002 г. существует Оренбургский областной общественный фонд армянской культуры «Терьян» (председатель — Оганесян Самвел Бе-некович).

Фонд является одним из учредителей ООО «Армянский дом», которое возвело армянское подворье в культурном комплексе «Национальная деревня».

Чувашское подворье

Открытие чувашского подворья состоялось 29 августа 2009 г.

В целях сохранения и развития чувашской культуры и родного языка, традиций, обычаев и обрядов в области созданы и активно действуют шесть чувашских национально-культурных общественных объединений.

В январе 1998 г. была создана и зарегистрирована первая чувашская организация на территории области — оренбургская городская общественная чувашская национально-культурная организация «Шурам пусь» («Заря»), которую возглавил Ермолаев Юрий Михайлович. В декабре 2002 года была создана вторая чувашская организация — Оренбургская городская обще-

40

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Культурный комплекс «Национальная деревня» в Оренбурге

ственная организация «Чувашский культурный центр «Малал-ла» («Вперед»)

(руководитель Леонтьев Николай Матвеевич).

Традиционным стало проведение в Оренбуржье Дней чувашской культуры, посвященных дню рождения чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева.

Чувашский язык изучается в четырех школах Оренбуржья: Артемьевской и Исайкинской Абдулинского района, Самар-кинской Асекеевского района и Верхнеигнаш-кинской Горачевского района. В них изучают родной язык 104 ученика. В фондах библиотек области имеется 1865 книг на чувашском языке. Большое внимание уделяется изучению истории и различных аспектов этнической культуры чувашей Оренбуржья. В 1998 г. в г. Оренбурге прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Чуваши в Оренбургском крае». По итогам издан сборник материалов.

Своеобразным символом этнокультурного взаимодействия народов, проживающих в области, стал созданный в г. Оренбурге культурный комплекс «Национальная деревня», на террито-

Литература:

1. Ежегодный доклад «Региональная этнокультурная политика, межэтнические и этнокон-фессиональные отношения в Оренбуржье» 2006 г. Об областной целевой Программе реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2006—2010 гг. // http://www.mininform. orb.ru/org/progr. html (дата обращения:

29.04.2011).

рии которого закончено строительство чувашского подворья. Большая работа по созданию музейной экспозиции проделана Ю.М. Ермолаевым. На территории подворья располагаются экспозиции и предметы этнографии, отражающие быт и культуру этнических общностей. На территории подворья располагаются экспозиции и предметы этнографии, отражающие быт и культуру этнических общностей.

«Национальная деревня» — это уникальный культурный комплекс, демонстрирующий все многообразие, богатство и особый колорит культуры многонационального Оренбургского края. Музей-парк «Национальная деревня» стал любимым местом отдыха и проведения праздников для оренбуржцев и гостей города.

2. Источник фотографий: www.orenburgkazak.ru (дата обращения: 29.04.2011).

3. Национальная деревня в Оренбурге // http:// www.orenobl.ru/dostopr/nac_der. php (дата обращения: 29.04.2011).

4. Портал правительства Оренбургской области // http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/ regportal/Info/OrbRegion/Population/Country/ Mane. html (дата обращения: 29.04.2011).

Приволжская мозаика

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.