ВЕСТНИК Михалева А. В.
КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА _
политические, социологические и экономические науки Этнический ресурс в конструировании
оригинальная статья
Этнический ресурс в конструировании региональной идентичности президентом Республики Татарстан в социальных сетях
Михалева Альбина Викторовна
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской Академии наук, Институт гуманитарных исследований Уральского отделения Российской Академии наук, Россия, Пермь
https://orcid.org/0000-0003-0075-9714
Поступила в редакцию 02.06.2022. Принята после рецензирования 11.07.2022. Принята в печать 11.07.2022.
Аннотация: Социальные сети стали важнейшей частью современных политических процессов. Они помогают выстраивать ментальные модели и контролировать официальный публичный дискурс. В статье раскрывается роль этнического ресурса в конструировании региональной идентичности президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым в социальной сети Instagram с учетом субъектной и региональной презентации. Представлен результат анализа публикаций личной страницы в социальной сети Instagram за период с 1 января 2020 г. по 13 марта 2022 г. и публикации СМИ по проблематике этнокультурного позиционирования. С помощью качественного и количественного контент-анализа, статистических и сравнительных методов проанализированы визуальные и содержательные контексты презентаций. Социальные сети президента Республики Татарстан являются информативным источником выявления приоритетных установок этнокультурной проблематики региона в официальном дискурсе. Этнокультурный ресурс играет определяющую роль в процессе личной самопрезентации главы региона. В региональном позиционировании предпочтение отдается поддержанию полиэтничной татарстанской идентичности, в которой важную роль играет этнический ресурс. При этом речь не идет о реальном паритете представленных этнокультурных традиций. В ближайшие годы этнокультурный ресурс будет по-прежнему определять социо-политический климат в регионе.
Ключевые слова: этническая идентичность, институционализация, политика идентичности, полиэтничный регион, социальные сети, Инстаграм, Р. Минниханов
Цитирование: Михалева А. В. Этнический ресурс в конструировании региональной идентичности президентом Республики Татарстан в социальных сетях. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 4. С. 425-434. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-4-425-434
full article °
c
Ethnic Resource in the Construction of Regional Identity K
by the President of the Republic of Tatarstan in Social Networks y
Albina V Mikhaleva 0
Perm Federal Research Center, Ural Branch, Russian Academy of Science, Russia, Perm U
https://orcid.org/0000-0003-0075-9714 0
T
s
Received 2 Jun 2022. Accepted after peer review 11 Jul 2022. Accepted for publication 11 Jul 2022. a
Abstract: Social networks are an essential part of various political processes. They help to build mental models and control p
official public discourse. The article features the ethnic resource as part of the regional identity constructed by the President £
of the Republic of Tatarstan on his Instagram. The analysis relied on both the subjective and regional presentation, as well S
as visual and content contexts. The author analyzed Instagram posts published in 2020-2022, as well as media publications 0
on the issue of ethno-cultural positioning. The analysis included qualitative and quantitative content analyses, as well as static J?
and comparative methods. Rustam Minnikhanov's Instagram proved to be an informative source that made it possible q
to identify the priority attitudes to the local ethno-cultural issues in the official discourse. The ethno-cultural resource a
© 2022. Автор(ы). &атья распространяется на условиях CC BY 4.0 International License 425
Ethnic Resource in the Construction
was especially important for the personal self-presentation. The regional positioning maintained a multi-ethnic Tatarstan identity, where the ethnic resource played an important role, which does not mean the real parity of the corresponding ethno-cultural traditions. The author believes that the ethno-cultural resource will continue to determine the socio-political climate in the region.
Keywords: ethnic identity, institutionalization, identity politics, polyethnic region, social networks, Instagram, R. Minnikhanov
Citation: Mikhaleva A. V. Ethnic Resource in the Construction of Regional Identity by the President of the Republic of Tatarstan in Social Networks. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2022, 7(4): 425-434. (In Russ.) https://doi.org/1Q.21603/25QQ-3372-2Q22-7-4-425-434
-c
с
Введение
Социальные сети стали важнейшей частью современных политических процессов. Они помогают выстраивать ментальные модели и контролировать «публичный дискурс во всех его семиотических измерениях» [1, с. 32]. Это уникальная возможность не только для осуществления коммуникативной интеракции, но и для самопрезентации в индивидуальном и региональном контексте с целью формирования доминирующего дискурса и нейтрализации неблагоприятных тенденций развития.
Республика Татарстан (РТ) - один из ярких примеров устойчивого и успешного развития российских регионов, в т. ч. с точки зрения межнационального взаимодействия и согласования интересов титульной нации и многонационального народа РТ. Поддержание межнационального согласия и консолидация регионального сообщества остаются одними из главных задач внутренней политики республиканской власти.
Этнические аспекты презентации на личных страницах президента РТ в соцсетях пока не стали предметом самостоятельного политического анализа. В мировой науке имя Р. Минниханова вызывает интерес в контексте взаимоотношений центр-регионы [2-5], террористических атак и радикального ислама1 [6], тюркской солидарности [7], языковой политики и вопросов идентичности [8]. Крайне редко кейс Р. Минниханова рассматривается в общем контексте диджитализации политической коммуникации в России [9-10]. Наибольший интерес к фигуре Р. Минниханова проявляют татар-станские социологи [11-15]. В предметном отношении они сосредоточены на вопросах официального дискурса, анализа политической коммуникации республиканской элиты, реже - этнокультурного брендирования РТ. Отдельным блоком можно выделить работы по политике идентичности РТ, в которых рассматривается влияние региональной элиты на общественно-политические процессы в республике [16-22]. Между тем проблематика этнокультурного брендирования РТ требует более глубокой проработки сюжетов этнического характера,
с выделением структурных компонентов этого дискурса, расширением базы источников и обновлением темпоральных рамок исследования для фиксации актуальных процессов современности.
Методологические рамки исследования обусловлены логикой новой социальной морфологии пространства М. Кастельса [23], пониманием политической коммуникации в духе Т. ван Дейка [1], теорией социального конструктивизма с представлением о «предопределенности человека к конструированию мира», в том числе касательно идентичности и этничности [24, с. 86]. С помощью качественного и количественного контент-анализа, статических и сравнительных методов проанализированы визуальные и содержательные контексты презентаций. В качестве объекта анализа использованы публикации с личной страницы президента РТ Р. Минниханова в социальной сети Instagram2 за 1 января 2020 г. -13 марта 2022 г. включительно. В качестве дополнительных источников привлекались статьи и интервью в СМИ по проблематике этнокультурного позиционирования. Как показал предварительный анализ личных страниц Р. Минниханова (число публикаций, число подписчиков, ежедневная публикационная активность), глава республики регулярно посещал страницы в Instagram и ВКон-такте. Поскольку содержание и даты опубликования материалов в этих сетях чаще всего дублируют друг друга, для анализа была выбрана страница Р. Минниханова в Instagram, т. к. на этой странице число подписчиков больше (на 12.01.2022 почти в 3 раза: 571 тыс. в Instagram и около 207 тыс. ВКонтакте). В результате многоступенчатой выборки в общей сложности было выбрано и проанализировано 2880 единиц: 1339 сообщений, сопровождавших 316 видеороликов и 1225 фотоматериалов.
Этнокультурный контекст презентации на странице президента республики анализировался по следующим направлениям: этническая самопрезентация лидера; его представление о татарской идентичности; этнокультурные аспекты позиционирования региона.
и
1 Devlet N. The tension at Russia's center: radical Islam in Tatarstan. German Marshall Fund of the United States, 2012. URL: http://www.jstor.org/stable/ resrepl8653 (accessed 23 Feb 2022).
2 Компания Meta Platforms, владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ. Meta Platforms, the parent company of Facebook and Instagram, is banned in the Russian Federation as an extremist organization.
политические, социологические и экономические науки Этнический ресурс в конструировании
Результаты
Статистические характеристики проанализированного объема данных
Статистический анализ данных фиксирует равномерное распределение публикаций президента РТ, а также ежедневную и ежемесячную публикационную активность на его странице Instagram: 2020 г. - 633 публикации за год, около 52,75 в месяц, 1,7 в день; 2021 г. - 619; 51,58 и 1,7 соответственно.
С помощью статистических методов проанализирована тематическая направленность Instagram-страницы Р. Мин-ниханова за указанный период. Приоритетными темами стали сообщения приветственного характера, вопросы культуры, личного и поздравительного контекста (2020 г. -285, 98, 34, 34 публикаций; 2021 г. - 249, 93, 54, 35).
Ежегодно по количеству лидируют приветственные публикации. Приветственный блок президента РТ имеет свою этнокультурную специфику и коррелирует с политической повесткой дня. Привычную фразу «Доброе утро! Хэерле иртэ!», произносимую им почти ежедневно на протяжении многих лет, Р. Минниханов последний раз использовал 24.02.2022. После многочисленных замечаний читателей насчет доброты в ситуации спецоперации на Украине и беспрецедентного молчания в сети он заменил свое привычное обращение на «Исэнмесез! / Здравствуйте!»3.
Второй блок тематических вопросов формируют отдельные сюжеты из спортивной жизни, сферы промышленности, информационных технологий и образования (2020 г. - 27, 22, 17, 11 публикаций; 2021 г. -36, 26, 11, 18). Этнокультурная тематика на странице Р. Минниханова, как правило, реализуется в сообщениях культурной и образовательной направленности, реже - общественной сферы и информационных технологий. В публикациях очень часто присутствуют этнические символы и коды. В 2020 г. их можно увидеть в 67,6 % сообщений, в 2021 г. - в 67,2 % всех сообщений на его странице. К этнической символике можно отнести фразы на национальном языке, элементы национальной одежды, и национальные блюда и т. д. Эти символы и образы фиксируются как в текстовом, так и в визуальном контенте и могут носить осознанный и неосознанный характер. На странице Р. Минниханова чаще всего этническая
символика соотносится с наследием татарской культуры. Но в его постах присутствуют ссылки и на иные этнокультурные традиции: русские, удмуртские, чувашские и т. д.
В подавляющем большинстве сообщений с этнической символикой преобладает полиэтнический контекст (татарская и русская символика одновременно). В 2020 г. доля таких сообщений составила 89,5 % всех сообщений с этнической символикой. В 2020 г. было опубликовано 7,7 % сообщений с исключительно татарскими символами и 2,8 % с русским контекстом, что может свидетельствовать о том, что Р. Минниханову удалось сохранить паритет в презентации полиэтничного контекста на своей странице в Instagram.
Этническая самопрезентация лидера
О своей этнической идентичности Р. Минниханов охотнее говорит в СМИ, используя косвенные формулировки или прием допущения. Например, в 2014 г. на пленарном заседании всемирного форума «Деловые партнеры Татарстана» в Казани во время встречи татарских бизнесменов из российских регионов он в своей речи подчеркнул: «Сегодня мы вторая титульная нация в России. Сегодня не стыдно сказать, что ты татарин»4. Тезис «не стыдно, что ты татарин» он неоднократно использовал и позже5. В 2015 г., рассуждая о настроениях крымских татар после вхождения в Россию, Р. Минниханов затронул тему собственной этнической идентичности в категории допущения: «Допустим, вот вы татарин, я татарин, мы полноценные граждане российского государства»6. Примеры прямой этнической самопрезентации в его случае встречаются реже: «Я татарин, кто-то мариец, кто-то чуваш, и знать русский язык - это твоя конкурентность»'.
Однако в ходе дискуссий о двойной идентичности и по мере приближения Всероссийской переписи населения Р. Минниханов был вынужден четче озвучить свою позицию по этому вопросу на заседании медиаклуба при полномочном представительстве РТ в РФ в Москве: «Я так считаю и с гордостью запишу себя татарином»8. Подобную откровенность и убежденность в высказывании можно объяснить реакцией на внешние обстоятельства, связанные с возрастающим трендом на унификацию статусов и прав этнических групп, а также угрозой сокращения прежнего количественного состава татарского сообщества в РФ.
3 Минниханов Р. Н. Исэнмесез! Instagram. 07.03.2022. URL: https://www.instagram.com/p/CayYzwLoK7f/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 07.03.2022).
4 Камалова Л. Рустам Минниханов: Сегодня не стыдно сказать, что ты татарин. Татар-информ. 06.12.2014. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/ rustam-minnihanov-segodnya-ne-stydno-skazat-chto-ty-tatarin-433545 (дата обращения: 13.01.2022).
5 Гарифуллина Г. Рустам Минниханов: Сегодня никто уже не стыдится называть себя татарином. Татар-информ. 02.04.2021. URL: https://www. tatar-inform.ru/news/rustam-minnihanov-segodnya-nikto-uzhe-ne-styditsya-nazyvat-sebya-tatarinom (дата обращения: 17.01.2022).
6 РИА Новости. Рустам Минниханов: буду работать, пока полезен, а должность - не главное. Ислам Сегодня. 27.05.2015. URL: https://islam-today.ru/ islam_v_rossii/tatarstan/rustam-minnihanov-budu-rabotat-poka-polezen-a-dolznost-ne-glavnoe/ (дата обращения: 17.01.2022).
7 Самигуллина Э. Я татарин, кто-то мариец, кто-то чуваш, и знать русский язык - это твоя конкурентность. ДУСЛЫК. 08.06.2015. URL: https://tatar-duslyk.ru/ya-tatarin-kto-to-mariec-kto-to-chuvash-i-znat-russkij-yazyk-eto-tvoya-konkurentnost/ (дата обращения: 17.01.2022).
8 Петрова П. Рустам Минниханов: Татарстан не намерен «ссориться» с Башкирией в связи переписью населения. Коммерсантъ. 17.02.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4694238 (дата обращения: 12.01.2022).
с
s о
"о X о
Ethnic Resource in the Construction
В большинстве случаев этническая самопрезентация Р. Минниханова в СМИ осуществлялась через групповую форму позиционирования: «Мы, татары, должны сохранить единство»9; «Мы с гордостью запишем себя татарами»10; «Мы - патриоты своей нации, поэтому каждый татарин должен записаться как татарин!»11. Своеобразной квинтэссенцией презентации татарской проблематики в СМИ можно считать распространенную в СМИ предвыборную публикацию Р. Минниханова 2020 г. о прошлом, настоящем и будущем татарского народа, которую
региональные эксперты восприняли в качестве про-
12
граммного документа дальнейшего развития нации12.
В Instagram Р. Минниханов придерживается тех же тактических приемов, что и на страницах СМИ. Комментируя совместную фотографию с боксером Н. Валуевым, он написал: «Наш! тоже татарин!»13. Рассуждая о своей субъектной этнической идентичности, он прибегает к опосредованным формулировкам без Я-откровений. Совсем иначе обстоят дела с этническим позиционированием в групповом Мы-измерении. Комментируя победу татарского вяленого гуся в номинации вкусное рядом на конкурсе «Вкусы России» 2020 г., Р. Минниханов пошутил: «Есть у нас, татар, традиция с гусем в гости ходить. А тут он еще и с призом вернулся!»14. Еще более откровенно он высказался на татарском в день празднования родного языка 21 февраля 2021 г.: «Где бы мы ни жили и ни работали, давайте не забывать, что мы татары, и сохранять родной язык»15.
Представления о татарской идентичности
Детализация, структурирование и наполнение конструкта татарской идентичности в трактовке Р. Минниханова позволит понять значимые для него маркеры и стратегии конструирования этнической идентичности. Показательными можно считать дебаты накануне последней Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг., когда особенно остро встал вопрос об этнической идентичности
и ее двойном проявлении. Татарское сообщество было обеспокоено технологией переписи и дроблением целостной группы на региональные подгруппы, что грозило потерей их численного ресурса. Президент республики не разделил идею о двойной идентичности, а высказался в пользу необходимого выбора16 и активно продавливал идею этнического самоопределения в пользу одной из этнических групп. Рассуждая о принадлежности к татарскому сообществу, он подчеркивал: «Важно то, кем себя человек считает - башкиром или татарином. Наверное, те татары, кто уехал, уже язык не знают. Но это не значит, что ты стал другой национальности: есть твои
17
предки, корни»1'.
Последнее высказывание свидетельствует о номинальном понимании идентичности (кем себя называют / считают) и в то же время подчеркивании его историко-генетических особенностей. Однако по мере приближения Всероссийской переписи населения он более четко формулирует свою позицию в СМИ и актуализирует дополнительные маркеры идентичности: «Если мы потеряем язык, веру, у нашей нации не будет будущего. Эти ценности не нужны никому, кроме нас, у нации не будет будущего! Поэтому надо донести нашу историю до будущих поколений»18. В результате номинальная трактовка идентичности редуцируется, а более значимыми оказываются этнические традиции семьи и примордиалист-ский контекст, семейная преемственность даже в случае утраты отдельных ее компонентов. Разницу приведенных трактовок можно объяснить ситуативными контекстами высказывания. В первом случае президент использовал инструменталистский подход и настаивал на расширении численного преимущества сообщества за счет отдельных технических моментов. Второе высказывание скорее отражает стратегическое видение вопроса.
Итак, понимание этничности у Р. Минниханова строится в примордиалистском контексте на таких маркерах как язык, вера, история, корни, предки. Сюда же можно добавить «обычаи и культурные жемчужины нашего
9 Мухетдинов Д. Где стоят мечети и медресе, там живут мусульмане. Медина. Ал-Ислам. 2010. № 10. С. 3. URL: http://idmedina.ru/medina/files/
medina109.pdf (дата обращения: 13.01.2022). ^ 10 Колебакина-Усманова Е., Сабиров Р. Рустам Минниханов: «Наполовину татарин, наполовину башкир - быть не может!». Бизнес Online. 17.12.2019. ^ URL: https://www.business-gazeta.ru/article/450395 (дата обращения: 13.01.2022).
J3 11 Серова И. Минтимер Шаймиев - делегатам форума: «В истории мы оставили глубокий след». Реальное время. 04.06.2021. URL: https://realnoevremya. > ru/news/214869-rustam-minnihanov-prizval-zapisatsya-tatarami (дата обращения: 17.01.2022).
Q 12 Минниханов Р. Рустам Минниханов: «Кем мы себя точно не видим, так это "сувенирным народом". Бизнес Online. 25.07.2020. URL: https://www. ^ business-gazeta.ru/article/475894 (дата обращения: 14.01.2022).
13 Минниханов Р. Безнеке! Тоже татарин! Instagram. 08.09.2021. URL: https://www.instagram.com/p/CTjcW6kMne9/?utm_source=ig_web_copy_link ^ (13.01.2022); здесь и далее по тексту все публикации Р. Минниханова на татарском языке в переводе автора.
14 Минниханов Р. Есть у нас, татар, традиция с гусем в гости ходить. Instagram. 10.12.2020. URL: https://www.instagram.com/p/CInMnTvlZeM/?utm_ source=ig_web_copy_link (дата обращения: 13.01.2022).
^ 15 Минниханов Р. Туган тел. Сегодня международный день родного языка, важный праздник для многонациональной России! Instagram. 21.02.2021. ^ URL: https://www.instagram.com/tv/CLixMB-qrKa/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 14.01.2022).
^ 16 Колебакина-Усманова Е., Сабиров Р. Рустам Минниханов: «Наполовину татарин, наполовину башкир - быть не может!». Бизнес Online. 17.12.2019. ^ URL: https://www.business-gazeta.ru/article/450395 (дата обращения: 13.01.2022).
17 Там же.
и 18 Серова И. Минтимер Шаймиев...
политические, социологические и экономические науки Этнический ресурс в конструировании
народа», о которых он упоминает на своей странице, освещая сюжет о публикации новой книги о татарском народе -«Татар деньясы» («Татарский мир»)19.
Р. Минниханов в публичном пространстве активно использует татарский язык не только в качестве языка деловой коммуникации, но и в личном поле для передачи наиболее ярких эмоциональных моментов своей жизни. Пост об отце и фотографию с ним он сопровождает комментарием на татарском «Я мечтал быть таким как он!»20. Восторженный отклик после экскурсии по новой Национальной библиотеке он писал на татарском21. На родном языке Р. Минниханов публикует сюжеты и цитаты национальных героев. В мае 2021 г. в сообщении он процитировал жителя башкирского села И. Минникеева: «Не знал, что лошадь так будет бежать»22. И. Минникеев прославился после того, как на вопрос журналиста, заданный на русском, ответил на родном татарском языке23. В соцсе-тях он прослыл героем и настоящим татарином, примером для тех, кто стесняется говорить на родном языке.
В деловой сфере Р. Минниханов часто адресует послания главам других субъектов РФ на татарском языке (например, главе Республики Тыва24), поздравляет с днем рождения президента РФ25, размещает анонсы предстоящих этнокультурных и образовательных мероприятий, в том числе проведение всеобщего диктанта на татарском языке26. По поводу владения родным языком он высказывается предельно категорично: «Если человек плохо
27
знает свой язык, он не сможет понять другой язык!»27. К сообщению от 21.02.2022 он прикрепляет видео, в котором подчеркивается: «Но те самые слова, исходящие из души, мы всегда произносим на родном языке»28.
Важный для Р. Минниханова маркер татарской идентичности - вера (ислам): «Принятие ислама в качестве официальной религии на добровольной основе стало одним из важных факторов формирования национальной идентичности татар и ряда других народов России. Для нас это не просто юбилейная дата, а дань уважения нашим предкам, определившим жизненный путь народа. Ислам в России стал одной из важных составных частей уникальной поликонфессиональной и многонациональной культуры»29.
Также, по мнению Р. Минниханова, татарина определяет татарская душа: «У татар есть пословица "Если не говоришь по-татарски - ты не татарин", но я уверен, что главное в другом - душа должна быть татарской!»30. На встрече с татарской диаспорой во Франции он подметил еще одну особенность татарского народа - высокую адаптивность к внешним условиям: «татары, приезжая в любую страну, показали, что могут адаптироваться, оказаться полезными на той земле, в той стране, куда приехали»31.
Следующим маркером, по мнению главы республики, являются гастрономические предпочтения - татарские национальные блюда и чай. О татарских блюдах он отзывается очень эмоционально: «Татарская кухня. Если бабушки еще и приготовят - язык проглотит!»32.
19 Минниханов Р. Вышла уникальная книга о татарском народе - «Татар деньясы». Instagram. 15.07.2020. URL: https://www.instagram.com/p/CCqZ-Y7Fz9x/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 12.02.2022).
20 Минниханов Р. Эти белэн. Instagram. 29.04.2020. URL: https://www.instagram.com/p/B_jc7hRFeA5/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 10.02.2022).
21 Минниханов Р. Яцарган милли китапханэгэ экскурсиягэ язылыгыз! Instagram. 04.09.2020. URL: https://www.instagram.com/p/CEtYUSLIpMO/?utm_ source=ig_web_copy_link (дата обращения: 14.02.2022).
22 Минниханов Р. «Атны белмэгэн идем болай чабыр диеп». Instagram. 31.05.2021. URL: https://www.instagram.com/p/CPi6VM_l9OO/?utm_ source=ig_web_copy_link (дата обращения: 14.02.2022).
23 Каюмов Р. Минниханов в Instagram процитировал жителя Башкирии, который прославился вирусным видео. Татар-информ. 01.06.2021. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/minnixanov-v-instagram-procitiroval-zitelya-baskirii-kotoryi-proslavilsya-virusnym-video-5824669 (дата обращения: 13.02.2022). О
24 Минниханов Р. Сине туган кенец белэн тэбрик итэм, Шолбан Валерьевич, с Днём рождения! Instagram. 18.07.2020. URL: https://www.instagram. U com/p/CCxkY1ml2Ez/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 09.02.2022).
у
25 Минниханов Р. От себя лично, от всех жителей многонационального Татарстана поздравляю нашего лидера - Президента Российской Федерации ь Владимира Владимировича Путина с днем рождения! Instagram. 07.10.2021. URL: https://www.instagram.com/p/CUtz3X6oZo4/?utm_source=ig_web_ у copy_link (дата обращения: 10.02.2022). Н
26 Минниханов Р. Татарча диктант яз! Instagram. 24.09.2020. URL: https://www.instagram.com/tv/CFhQHa3q1D6/?utm_source=ig_web_copy_link
(дата обращения: 11.02.2022). s
а
27 Минниханов Р. Кеше узенец телен яхшы белмэсэ, башка телгэ тешенэ алмас! Instagram. 21.02.2020. URL: https://www.instagram.com/p/ л B80F2TQoFRo/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 21.02.2022).
28 Минниханов Р. Язык - наше достояние и наше богатство. С Международным днем родного языка! Instagram. 21.02.2022. URL: https://www.instagram. ч com/tv/CaOneGOD4jK/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 23.02.2022).
29 Угаров А. Рустам Минниханов: Ислам стал одной из важных частей поликонфессиональной культуры России. Татар-информ. 26.07.2021. URL: е https://www.tatar-inform.ru/news/rustam-minnixanov-islam-stal-odnoi-iz-vaznyx-castei-polikonfessionalnoi-kultury-rossii-5830861 (дата обращения: р 19.02.2022). 3
И
30 Минниханов встретился с живущими во Франции татарами. Inkazan.ru. 30.11.2016. URL: https://inkazan.ru/news/society/30-11-2016/minnihanov- ^ vstretilsya-s-zhivuschimi-vo-frantsii-tatarami; Бритвина Е. Рустам Минниханов встретился в Париже с представителями татарской общины Франции. е Правительство Республики Татарстан. 29.11.2016. URL: //https://prav.tatarstan.ru/index.htm/news/789691.htm (дата обращения: 17.01.2022). о
31 Бритвина Е. Рустам Минниханов встретился в Париже с представителями татарской общины Франции... е
32 Минниханов Р. Татарская кухня. Instagram. 01.08.2021. URL: https://www.instagram.com/tv/CSCS5MYo6k5/?utm_source=ig_web_copy_link (дата н обращения: 20.02.2022). а
о
Ethnic Resource in the Construction
А любовь к чаю в его интерпретации становится одним из ключевых признаков татарина: «Кто не любит чай, татары его не понимают! Если пьешь чай - лето в душе»33.
Не менее важную роль для этнического самоопределения играет музыкальная составляющая - национальная музыка и татарская эстрада. Певца, народного артиста РТ С. Фатхутдинова он называет «мой друг Салават»34 и очень эмоционально откликается на его творчество, сопровождая сообщение эмодзи с поднятым большим пальцем35. Как показывает анализ контекста личной страницы главы республики, эмодзи он использует в исключительных случаях при сильном эмоциональном отклике и определенной степени восторга или одобрения. Р. Минниханов является поклонником молодой певицы С. Мухаметзяновой, исполнительницы народных песен и мунаджатов - исламских песнопений на татарском языке. Ее пение вызывает у него восхищение, о чем он открыто пишет на своей странице36. Достаточно часто он обращается к произведениям татарских поэтов-классиков. Так, его публикацию о зиме сопровождает видео со стихами татарского поэта Х. Такташа «Ак Чэчэклэр»37.
Представления о традициях татарского народа Р. Минниханов транслирует через национальные праздники38 и укоренившиеся в сообществе нормы социального поведения (уважение родителей и старших, ценность семьи и детей). Примером постоянной потребности маркирования своего этнического пространства в случае Р. Мин-ниханова является упомянутый сюжет с фотографией Н. Валуева39, когда устанавливаются границы этнического сообщества и демонстрируется этническая солидарность.
Этнический ресурс регионального позиционирования
Президент республики эмоционально и с большой любовью высказывается о своей родине Татарстане и прекрасной Казани40. Он охотно использует термин татарстанцы применительно к региональному сообществу41. Однако такой термин обычно используется в контексте темы ВОВ или террористической угрозы, т. е. в специфических условиях угрозы общественной стабильности и безопасности. Заметно чаще встречается отсылка групповой принадлежности Татарстану: жители многонационального Татарстана, молодежь Татарстана, предприниматели Татарстана, мужчины Татарстана, дети Татарстана и т. д. Наиболее ярким примером такой формы региональной принадлежности становится выражение «команда Татарстана», использованное Р. Миннихановым в видеопоздравлении с Днем республики. Неотъемлемыми качествами этой команды были провозглашены профессионализм, труд, самодостаточность, многообразие, мечтательность, целеустремленность, память, забота о близких, верность род-
42
ной земле, уважение традиций и поиск нового42.
В этнокультурном измерении для характеристики регионального сообщества и позиционирования региона в целом Р. Минниханов обычно использует модель межнационального и межконфессионального согласия. При этом он отмечает, что это не просто исторически сложившаяся традиция, а «предмет постоянной работы государственных органов власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, академического и экспертного сообществ»43.
33 Минниханов Р. С Днём чая! Instagram. 15.12.2020. URL: https://www.instagram.com/p/CI0pNBNFcZf/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 20.02.2022).
34 Минниханов Р. Дустым Салават. Instagram. 29.04.2020. URL: https://www.instagram.com/p/B_kN4yKIy-n/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 19.02.2022).
35 Минниханов Р. Шэп булган бу. Instagram. 25.03.2020. URL: https://www.instagram.com/p/B-JxdIVlLkv/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 19.02.2022).
36 Минниханов Р. «Татарстан». Instagram. 03.05.2020. URL: https://www.instagram.com/tv/B_uGuunlrAr/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 21.02.2022).
37 Минниханов Р. Зима прекрасна! Instagram. 19.12.2021. URL: https://www.instagram.com/tv/CXqrjs6oe8E/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 23.02.2022).
38 Минниханов Р. Авыл Сабантуйлары куцелле утэ! Instagram. 13.06.2021. URL: https://www.instagram.com/p/CQDddF_lvAg/?utm_source=ig_web_ copy_link (дата обращения: 15.02.2022).
39 Минниханов Р. Безнеке! Тоже татарин! Instagram. 08.09.2021. URL: https://www.instagram.com/p/CTjcW6kMne9/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 15.02.2022).
40 Минниханов Р. Мин яратам сине, Татарстан! Алга, «Ак Барс»! Instagram. 31.08.2020. URL: https://www.instagram.com/p/CEjc5Y7F1QT/?utm_ source=ig_web_copy_link; Минниханов Р. Прекрасный Татарстан. Instagram. 02.09.2021. URL: https://www.instagram.com/tv/CTUn61DBSR5/?utm_ source=ig_web_copy_link; Минниханов Р. Иц матур республика! Instagram. 03.08.2021. URL: https://www.instagram.com/p/CSGuZe2j_5p/?utm_ source=ig_web_copy_link; Минниханов Р. Туган ^ирем - Татарстан, торган ^ирем - гузэл Казан. Instagram. 23.12.2020. URL: https://www.instagram. com/tv/CJI_231K1eQ/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 22.02.2022).
41 Минниханов Р. Президент России В. В. Путин присвоил столице нашей республики почетное звание «Город трудовой доблести». Instagram. 02.07.2020. URL: https://www.instagram.com/p/CCJSoqUlbBk/?utm_source=ig_web_copy_link; Минниханов Р. Никита Фадеевич Кайманов. Instagram. 23.06.2020. URL: https://www.instagram.com/tv/CByMydbqA0m/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 17.01.2022).
5 42 Минниханов Р. День Республики! Республика кене белэн! Instagram. 30.08.2021. URL: https://www.instagram.com/tv/CTL51Juovie/?utm_source=ig_
web_copy_link (дата обращения: 22.02.2022). ^ 43 Низамеев Б. Рустам Минниханов: Татарстан реализует совместные гуманитарные и экономические проекты с государствами Центральной Азии. щ Официальный Татарстан. 20.05.2021. URL: https://tatarstan.ru/index.htm/news/1977112.htm; Никитин Е. Интеграция и развитие: клуб «Валдай» и обсудил в Казани партнерство РФ и Центральной Азии. Татар-информ. 20.05.2021. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/integraciya-dlya-razvitiya-и klub-valdai-v-kazani-obsudil-partnerstvo-rf-i-centralnoi-azii-5823352 (дата обращения: 15.01.2022).
-с
с
политичЕскиЕ, социологичЕскиЕ и экономичЕскиЕ нАуки Этнический ресурс в конструировании
Установка на межэтничность и гармонию прослеживается и в поздравительном дискурсе общероссийских праздников. Поздравляя с Днем народного единства, глава республики добавил на татарском языке: «Давайте дружить, давайте быть красивыми!»44. В следующем году он подчеркнул: «Сегодня в России отмечается День народного единства - важный праздник укрепления мира между нациями и религиями!»45. Особую роль в декларируемой полиэт-ничной модели региональной идентичности играет татарский ресурс. Поздравляя первого президента РТ и своего остаза - учителя и наставника46 - М. Шаймиева, Р. Минни-ханов написал на татарском языке: «Сегодня день рождения Минтимера Шариповича, друзья! Его вклад в развитие Татарстана и татарского народа неоценим»47.
Другим критерием региональной идентичности в РТ является история развития региональной государственности. С особым размахом развернулась подготовка к празднованию 100-летия Татарской АССР, что инициировало ряд региональных проектов по брендированию местной продукции, таких как «100 легендарных брендов РТ». По задумке Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, прошлое республики может успешно работать на ее будущее: «Это замечательный повод связать прошлое, современно и будущее Республики»48. За 2020 г. президент республики оставил 8 публикаций на тему юбилея. Они были связаны с туристическими, культурными мероприятиями (разработкой видеогида по Татарстану, выставкой картин по истории Татарстана); награждением медалью «100-лет образования ТАССР» фигур, внесших «существенный вклад в развитие государственности Республики Татарстан, укрепление ее социально-экономического
потенциала, межнационального и межконфессионального мира и согласия, сохранение и преумножение культурно-духовного наследия»49. Первым награду получил государственный советник РТ М. Шаймиев50. Позже ею были награждены ветераны ВОВ и работники тыла, главы российских регионов, министр иностранных дел РФ С. Лавров, руководители федеральных медицинских учреждений, духовные лидеры республики и др.
Празднование юбилея образования ТАССР неизбежно акцентировало внимание на татарской составляющей и достигнутом «расцвете национальной культуры»51. Публикуя на своей странице очередной пост под лозунгом «Год 100-летия ТАССР - время создавать новые традиции!», Р. Минниханов предлагает казанцам в День Республики Татарстан ежегодно воссоздавать на набережной озера Кабан атмосферу столетней давности и прогуливаться по набережной в национальной
52
татарской одежде52.
Позиционируя Татарстан как межэтнический регион с крепкими мирными традициями сосуществования разных народов, Р. Минниханов уделяет пристальное внимание праздничному календарю этнических сообществ. В этом контексте особенно сильно звучит лингвистическая тематика. Ежегодно Р. Минниханов поздравляет своих читателей как с днем русского языка, так и с днем родного языка, в том числе и татарского53.
Еще один акцент регионального позиционирования - поздравления с народными праздниками54. Русский народный праздник Каравон, ранее известный как престольный праздник - День святителя и чудотворца Николая, с 2003 г. проводится на общереспубликанском
47
44 Минниханов Р. С Днем народного единства! Instagram. 04.11.2020. URL: https://www.instagram.com/tv/CHJ2QMgKDrg/?utm_source=ig_web_ copy_link (дата обращения: 18.01.2022).
45 Минниханов Р. Сегодня в России отмечается День народного единства - важный праздник укрепления мира между нациями и религиями! Instagram. 04.11.2021. URL: https://www.instagram.com/tv/CV19dEWI136/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 19.01.2022).
46 Минниханов Р. Укытучылар кенендэ остазым Минтимер Шэймиев белэн Адымнар мэктэбендэ! Instagram. 05.10.2020. URL: https://www.instagram. ^ com/p/CF9HlFolr85/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 22.01.2022).
Минниханов Р. Буген Минтимер Шариповичнын туган коне, дуслар! Instagram. 20.01.2020. URL: https://www.instagram.com/p/B7h9ntMo0Dr/?utm_ source=ig_web_copy_link (дата обращения: 18.01.2022). у
48 1 00-летие образования ТАССР. О реализации проекта народного интернет-голосования «100 легендарных брендов Республики Татарстан» т за 100 лет. Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан. URL: https://minstroy.tatarstan.ru/100-letie-obrazovaniya-tassr. р htm (дата обращения: 26.02.2022); орфография оригинала сохранена. о
49 О государственных наградах Республики Татарстан. Закон Республики Татарстан от 10.10. 2011 № 74-ЗРТ, ст. 11.1 п. 1 (с изм. на 27.12.2021). URL: а https://docs.cntd.ru/document/917046312 (дата обращения: 26.02.2022).
50
s
Стал известен первый лауреат медали «100 лет образования ТАССР» - новой госнаграды Татарстана. Бизнес Online. 19.12.2019 г. URL: https://www. л business-gazeta.ru/news/450870 (дата обращения: 27.02.2022).
51 Минниханов Р. 100 лет ТАССР. Instagram. 27.05.2020. URL: https://www.instagram.com/tv/CArnWu8ICVv/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 19.02.2022).
52 Минниханов Р. Год 100-летия ТАССР - время создавать новые традиции! Instagram. 20.08.2020. URL: https://www.instagram.eom/p/ CEGvz0QINq0/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 19.02.2022).
53 Минниханов Р. С днем русского языка! Instagram. 06.06.2020. URL: https://www.instagram.com/p/CBFTCmPICgD/?utm_source=ig_web_ copy_link; Минниханов Р. Кеше узенец телен яхшы белмэсэ, башка телгэ тешенэ алмас! Instagram. 21.02.2020. URL: https://www.instagram.com/p/ B80F2TQoFRo/?utm_source=ig_web_copy_link; Минниханов Р. Дуслар, барыгызны да Габдулла Тукайныц туган кене hэм Туган тел кене белэн! Instagram. 26.04.2020. URL: https://www.instagram.com/p/B_bnx08FZNJ/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 20.02.2022).
54 Минниханов Р. Все краски русской культуры объединяет Каравон. С праздником! Instagram. 23.05.2020. URL: https://www.instagram.com/p/ CAhIgqQoED6/?utm_source=ig_web_copy_link; Минниханов Р. Куцелле уза да соц безнец Сабан туйлары! Instagram. 04.07.2020. URL: https://www. instagram.com/p/CCNWAYnoTHT/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 19.02.2022).
Ethnic Resource in the Construction
уровне и считается одним из государственных праздников республики. Таким же статусом пользуется и татарский народный праздник Сабантуй. Р. Минниханов охотно принимает участие в культурных мероприятиях разных национальных общин республики. 10 июля 2021 г. глава республики выложил видеоролик с праздника чувашской культуры «Уяв» в с. Аксубаево, на котором он в чувашском костюме принимает участие в круговом обрядовом танце55. Последние 9 лет в День народного единства проводится республиканский этнокультурный фестиваль «Наш дом - Татарстан», в котором принимают участие десятки народных коллективов Татарстана56.
Еще одно направление регионального позиционирования - тема региональных и национальных героев и известных людей. Сообщения подобного рода присутствуют на странице президента РТ, например посты в день рождения татарского «патриотического и героического поэта» М. Джалиля57 с призывом повторять его стихи в память о его подвиге. Пантеон региональных героев формируют национальные поэты, композиторы (авторы национального гимна РТ Р. Яхин58 и С. Сайдашев), деятели искусства, герои ВОВ («сын татарского народа» Г. К. Загитов59) и др.
Еще одной темой, которая поднималась на странице Р. Минниханова в исследуемый период, стал проект нового здания национального театра им. Г. Камала. В видеоролике новый проект театра презентуется следующим образом: «он выстоял, стал символом татар и центром, куда ежегодно съезжаются все тюркские театры мира. Многие спектакли стали частью нашей идентичности, культурным кодом нации____ Театр - это сердце
татарского народа. И то, в каком теле оно будет биться, решается прямо сейчас»60.
Позиционирование республики проявляется также в продвижении этнокультурных традиций в официальном дресс-коде региональной элиты. По утверждению региональных СМИ, в декабре 2019 г. президент республики впервые появился на публике во френче, т. н. «татарском деловом костюме»61. По словам дизайнера и соучредителя фирмы «BURO BANU» Э. Шайхи, идея пошива национальных костюмов для татарстанских делегаций, представляющих республику за рубежом, возникла после встречи с президентом РТ в здании казанского ателье, восстановленном в 2016 г.
Свой выбор костюма Р. Минниханов объясняет так: «Это очень удобно. Галстуки настолько надоедают. А это традиционный наш татарский стиль, какой он был. Мы должны поддерживать свои традиции»62. В зарубежных поездках он презентует свой костюм как «современное исполнение национального стиля»63 и призывает руководителей республики и всех желающих по возможности переходить на такую форму одежды (рис.64). Эксперты моды и региональное сообщество достаточно скептически смотрят на форму его исполнения и видят в презентуемом френче элементы китайского костюма мандарин65, татарские традиции казакина66 и вольные интерпретации на эту тему.
По мнению экспертов, традиционный татарский костюм отличают некоторые особенности планки, которая закрывает пуговицы, длина изделия ниже колена и запáх справа налево, что воспроизводит положение рук молящегося мусульманина. По словам руководителя пресс-службы президента Л. Галимовой, Р. Минниханов надевает френч по субботам и на культурные мероприятия. Как показал анализ, сфера применения национального костюма в 2020-2021 гг. постепенно расширяется,
55 Минниханов Р. На празднике чувашской культуры «Уяв» в Аксубаево. Instagram. 10.07.2021. URL: https://www.instagram.com/p/CRJIIhXIizP/?utm_ source=ig_web_copy_link (дата обращения: 19.02.2022).
56 Минниханов Р. На гала-концерте этнокультурного фестиваля «Наш дом - Татарстан»! Instagram. 04.11.2020. URL: https://www.instagram.com/p/ CHLE3skleW7/?utm_source=ig_web_copy_link; Минниханов Р. Безнец Татарстан эбилэре Халыклар бердэмлеге кененэ гыйбрэтле видео яздырган. Instagram. 04.11.2021. URL: https://www.instagram.com/tv/CV2ffLwItQn/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 19.02.2022).
57 Минниханов Р. Буген патриот hэм герой шагыйрь Муса ^элилнец туган кене! Instagram. 15.02.2020. URL: https://www.instagram.com/p/ B8k6IhuIsxA/?utm_source=ig_web_copy_link; Минниханов Р. Муса ^элил. Instagram. 15.02.2021. URL: https://www.instagram.com/tv/CLTUg-hq18R/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 24.02.2022).
^ 58 Минниханов Р. Буген танылган композитор, республика гимны авторы Рестэм Яхинныц тууына 100 ел. Instagram. 16.08.2021. URL: https://www. щ instagram.com/p/B8k6IhuIsxA/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 24.02.2022).
а 59 Минниханов Р. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Знаменосца Победы, сына татарского народа - Гази Казыхановича Загитова. Instagram. J3 20.08.2021. URL: https://www.instagram.com/p/CSyGrECo0ff/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 23.02.2022).
^ 60 Минниханов Р. Сегодня жюри выберет проект нового здания театра им. Г. Камала! 16.02.2022. URL: https://www.instagram.com/tv/ Q CaCQSS0j8h0/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения: 24.02.2022).
и 61 Как глава Башкирии перенял дореволюционный костюм Минниханова. ТНВ-Татарстан. 01.04.2020. URL: https://tnv.ru/news/policy/92001-kak-glava-bashkirii-perenyal-dorevolyutsionnyy-kostyum-minnikhanova-/ (дата обращения: 25.03.2022).
о
си 62 Там же. "О
с 63 У Минниханова в Турции спросили о его костюме в национальном стиле. Бизнес Online. 24.06.2021. URL: https://www.business-gazeta.ru/ „ news/513707 (д
ата обращения: 25.03.2022).
Л
я 64 Рабочий визит Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова в Турецкую Республику (г. Анкара), 24.06.2021. URL: https://president.
tatarstan.ru/pressa/photoreports/photoreport/7430959.htm (дата обращения: 25.03.2022). ^ 65 Фархутдинов Л., Самигуллина Э. Между френчем Мао и сюртуком Тукая: что возрождают как «татарский» костюм? Бизнес Online. 18.07.2021. URL: i? https://www.business-gazeta.ru/article/516175 (дата обращения: 25.03.2022).
и 66 Как глава Башкирии перенял дореволюционный костюм Минниханова. ТНВ-Татарстан. 01.04.2020. URL: https://tnv.ru/news/policy/92001-kak-оо glava-bashkirii-perenyal-dorevolyutsionnyy-kostyum-minnikhanova-/ (дата обращения: 25.03.2022).
политические, социологические и экономические науки Этнический ресурс в конструировании
Президент появляется в нем регулярно не только на этнокультурных мероприятиях, но и на открытии медицинских учреждений, во время зарубежных визитов, на мероприятиях для многодетных семей, в т. ч. и в рабочие дни.
Сегодня в Казани работает 5-6 ателье по пошиву национальной мужской одежды (BURO BANU, Sheffield и др.), которые одевают политическую элиту республики и представителей хоккейного клуба «Ак Барс». По словам директора компании Sheffield Р. Риянова, спрос на национальный френч «сейчас очень большой, так как данный костюм набирает тренд и президент лично показывает пример67.
Заключение
Анализ медиа-активности лидеров регионов в социальных сетях дополняет картину дискурсивного конструирования идентичности на элитном уровне. Как показали результаты исследования, социальные сети президента РТ являются информативным источником для выявления приоритетных установок этнокультурной проблематики региона в официальном дискурсе.
Этнокультурный ресурс играет очень важную роль в процессе личной самопрезентации главы региона, что подтверждают частота обращения к этнической проблематике, эмоциональная включенность в тему и пристрастные суждения по этническим вопросам. Р. Минниханов является ярким представителем своего культурного поля.
Глава республики демонстрирует сформировавшиеся убеждения о своем этническом сообществе. Эти взгляды формулируются им в примордиалистском ключе. Он активно позиционирует себя в групповом этнокультурном измерении, демонстрирует высокую озабоченность перспективами развития татарского сообщества в мировом масштабе и сохранением традиционных ценностей.
Рис. Президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов (слева), Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган (справа) Fig. President of the Republic of Tatarstan Minnikhanov R. N. (left), President of the Republic of Turkey Erdogan R. T. (right)
В региональном позиционировании предпочтение отдается поддержанию межкультурной / татар станской идентичности. Важную роль играет этнический ресурс, при этом речь не идет о реальном паритете представленных этнокультурных традиций. Перспективы маргинализации этнокультурного ресурса представляются весьма сомнительными, поэтому в ближайшие годы он по-прежнему будет определять социо-политический климат в регионе.
Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The author declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.
Литература / References
1. Ван Дейк Т. А. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 344 с. [Van Dijk T. A. Discourse and power. Moscow: LIBROKOM, 2013, 344. (In Russ.)]
2. Blakkisrud H. Medvedev's new governors. Europe-Asia Studies, 2011, 63(3): 367-395. https://doi.org/10.1080/096681 36.2011.557531
Sharafutdinova G. Gestalt switch in Russian federalism: the decline in regional power under Putin. Comparative Politics, 2013, 45(3): 357-376. https://doi.org/10.5129/001041512X13815255435013
Orttung R. Center-periphery relations. Russia in 2020: scenarios for the future, eds. Lipman M., Petrov N. Washington: Carnegie Endowment for International Peace, 2011, 329-348. https://doi.org/10.2307/j.ctt6wpj1s.21 Hartley J. M. Non-Russians on the Volga: autonomy and identity. The Volga: A history of Russia's greatest river. Yale University Press, 2021, 286-305. https://doi.org/10.2307/jxtv1b0fw6v.25
Keenan R. Tatarstan: the battle over Islam in Russia's heartland. World Policy Journal, 2013, 30(2): 70-79. https://doi. org/10.1177/0740277513494068
Bassin M. The patron of the Turkic peoples. The GumilevMystique: Biopolitics, Eurasianism, and the Construction of Community in Modern Russia. Cornell University Press, 2016, 273-305. https://doi.org/10.7591/9781501703393-013 Braun A., Wingender M. Kazakhstan and Tatarstan - building identities in Russian-Turkic speech communities. Kazakh in Post-Soviet Kazakhstan: Proc. Internat. Symposium on Kazakh, 30 Nov - 2 Dec 2011, ed. Muhamedowa R. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2015, 69-94. https://doi.org/10.2307/j.ctvc2rkbb.8
3.
4.
5.
6.
7.
8.
с
s о
"О X о
Фархутдинов Л., Самигуллина Э. Между френчем...
Ethnic Resource in the Construction
9. Renz B., Sullivan J. Electronic resources and the study of political elites in Russia. Europe-Asia Studies, 2013, 65(10): 1898— 1911. https://doi.org/10.1080/09668136.2013.848646
10. Renz B., Sullivan J. Making a connection in the provinces? Russia's tweeting governors. East European Politics, 2013, 29(2): 135-151. https://doi.org/10.1080/21599165.2013.779258
11. Akhmetshina I. F., Akhmetshina E. G. The culture ofpolitical communication in social networks in the Republic of Tatarstan. Revista San Gregorio, 2017, (20): 162-169.
12. Иликова Л. Э. Межкультурный диалог и межконфессиональное согласие как основная ценность в официальном дискурсе власти Республики Татарстан. Российские исследования. 2020. Т. 1. № 1. C. 7-17. [Ilikova L. E. Intercultural dialogue and interconfessional consent as a basic value in the official government discourse of the Republic of Tatarstan. Journal of Russian Studies, 2020, 1(1): 7-17. (In Russ.)] EDN: ZDKMQN
13. Иликова Л. Э. Репрезентация имиджа межконфессионального согласия в официальном дискурсе власти (на примере Республики Татарстан). Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 6-7 сентября 2018 г.) Казань: ИИ им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. С. 41-46. [Ilikova L. E. Representation of the image of interfaith harmony in the official discourse of the authorities in the Republic of Tatarstan. Positive experience in regulating ethno-social and ethno-cultural processes in the regions of the Russian Federation: Proc. III All-Rus. Sci.-Prac. Conf., Kazan, 6-7 Sep 2018. Kazan: Sh. Marjani Institute of History, 2018, 41-46. (In Russ.)] EDN: YLUNYD
14. Габдрахманова Г. Ф. Дискурсивное конструирование идентичности в посланиях региональному парламенту. Кейс Республики Татарстан. Полис. Политические исследования. 2021. № 5. С. 146-160. [Gabdrakhmanova G. F. Discursive identity construction in messages to the regional parliament. Case of the Republic of Tatarstan. Polis. Political Studies, 2021, (5): 146-160.] (In Russ.)] https://doi.org/10.17976/jpps/2021.05.10
15. Иванова Т. К., Аржанцева Н. В., Шигин Л. Б. Лица Татарстана на просторах Интернета. Российские исследования. 2021. Т. 2. № 4. С. 52-64. [Ivanova T. K., Arzhantseva N. V., Shigin L. B. Blogs of tivil servants of the Republic on the Internet web-sites. Journal of Russian Studies, 2021, 2(4): 52-64. (In Russ.)] EDN: FHHOAD
16. Дробижева Л. М., Рыжова С. В., Титова Т. А. Российская, республиканская, этническая идентичность в Татарстане. Позитивные межнациональные отношения и предупреждение нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте, ред. Л. М. Дробижева, С. В. Рыжова. СПб.: Нестор-История, 2016. С. 33-41. [Drobizheva L. M., Ryzhova S. V., Titova T. A. Russian, Republican, ethnic identity in Tatarstan. Positive interethnic relations and prevention of intolerance: Tatarstans experience in the All-Russian context, eds. Drobizheva L. M., Ryzhova S. V. St. Petersburg: Nestor-Istoriia, 2016, 33-41. (In Russ.)] EDN: YIICJX
17. Сагитова Л. В. Политика идентичности и ее акторы. Казань: ИИ им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. 359 с. [Sagitova L. V. Identity politics and its actors. Kazan: Sh. Marjani Institute ofHistory, 2018, 359. (In Russ.)] EDN: OXMFSH
18. Сагитова Л. В. Динамика этнического фактора в политике идентичности современного Татарстана. Вестник российской нации. 2018. № 4. С. 59-70. [Sagitova L. V. Dynamics of the ethnic factor in the identity policy of modern Tatarstan. Vestnik rossiiskoi natsii, 2018, (4): 59-70. (In Russ.)] EDN: YPCZZR
19. Ямалнеев И. М. Этнорегиональная идентичность как политический проект (на примере республики Татарстан). дис. ... канд. полит. наук. Казань, 2005. 190 c. [Yamalneev I. M. Ethnoregional identity as a political project in the Republic of Tatarstan. Cand. Pol. Sci. Diss. Kazan, 2005, 190. (In Russ.)]
20. Ильина О. В., Каблуков Е. В. Практики конструирования региональной идентичности в медиадискурсе Татарстана. Научный диалог. 2020. № 3. С. 52-66. [Ilyina O. V., Kablukov E. V. Practices of constructing regional identity in the media discourse of Tatarstan. Nauchnyi dialog, 2020, (3): 52-66. (In Russ.)] https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-3-52-66
S 21. Псянчин А. В., Мигранова Э. В., Зарипов А. Я. К вопросу об этнической и общероссийской идентичности в респу-
а бликах Башкортостан и Татарстан. Oriental Studies. 2021. Т. 14. № 4. С. 743-757. [Psyanchin A. V., Migranova E. V.,
"3 Zaripov A. Ya. The issue of ethnic and all-Russian identity in the Republics of Bashkortostan and Tatarstan revisited.
| Oriental Studies, 2021, 14(4): 743-757. (In Russ.)] https://doi.org/10.22162/2619-0990-2021-56-4-743-757
Я 22. Макарова Г. И. Этнокультурные политики федерального центра и регионов России (на примере Республики Татарстан): стратегии формирования идентичностей. Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 2. С. 195-
5 203. [Makarova G. I. Ethnocultural policies of the federal center and regions of Russia (on the example of the Republic of Tatarstan): identity formation strategies. Etnosotsium and international culture, 2009, (2): 195-203. (In Russ.)]
л
•3 23. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе, ред.
В. Л. Иноземцев. М.: Academia, 1999. C. 492-505. [Castells M. The formation of a society of network structures. A new post-industrial wave in the West, ed. Inozemtsev V. L. Moscow: Academia, 1999, 492-505. (In Russ.)]
jt 24. Бергер П. Л., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с. [Berger P. L., Luckmann T. The social construction of reality. A treatise on sociology of knowledge. Moscow:
6 Medium, 1995, 323. (In Russ.)]