Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕСУРС ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM'

РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕСУРС ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ / МИННИХАНОВ / ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михалева Альбина Викторовна

Актуальность исследования определяется все возрастающей ролью интернет-коммуникаций в качестве маркера политических изменений и острой потребностью в осмыслении места новой формы политического взаимодействия на элитарном уровне. В статье рассматривается религиозный аспект позиционирования президента Республики Татарстан (РТ) в социальной сети Instagram, исходя из субъектной и региональной презентации. Исследование строится на сетевом анализе - бесконтактном методе цифровой социологии - с учетом визуального и содержательного аспектов презентации изучаемых объектов. Для анализа взяты публикации с личной страницы президента Республики Татарстан Рустама Минниханова в социальной сети Instagram за период с 1 января 2020 г. по 13 марта 2022 г. включительно, а также данные СМИ. Результаты исследования позволяют говорить о значимости религиозного ресурса для регионального позиционирования РТ. Президент РТ старается демонстрировать паритетное отношение к основным конфессиональным сообществам республики, что не отменяет наблюдаемой исламизации разных сфер общественно-политической жизни. В ближайшем будущем религиозный (в т. ч. исламский) ресурс позиционирования республики вряд ли потеряет свое значение. Перспективы дальнейшего развития ситуации обусловлены внутриполитическими процессами в регионе, сменяемостью регионального руководства и общемировыми политическими трендами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Михалева Альбина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS RESOURCE OF POSITIONING OF THE PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN ON INSTAGRAM SOCIAL MEDIA PLATFORM

The relevance of the research is determined by the increasing role of Internet communication as a marker of political change and the urgent need to understand the place of a new form of political interaction at the elementary level. The article examines the religious aspect of the positioning of the President of the Republic of Tatarstan (RT) on Instagram social media platform, taking into account the subject and regional presentation. The research is based on network analysis - a contactless method of digital sociology - taking into account the visual and content aspects of the presentation of objects under study. For the analysis, publications from the personal page of Rustam Minnikhanov, President of the Republic of Tatarstan, on Instagram social media platform for the period from January 1, 2020 to March 13, 2022 inclusive, as well as media data were taken. The results of the study demonstrate the importance of a religious resource for the regional positioning of the Republic of Tatarstan. The President of the Republic of Tatarstan aspires to demonstrate the same attitude towards the main confessional communities of the republic, which does not negate the observed Islamization of various spheres of socio-political life. In the near future, religious (including Islamic) positioning resource of the republic is unlikely to lose its significance. The prospects for further development of the situation are determined by internal political processes in the region, the alternation of regional power and global political trends.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕСУРС ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM»

СОЦИОЛОГИЯ ИСЛАМА Ответственный за рубрику: Мчедлова М.М. © Исламоведение. 2022. Т. 13, № 2 (52)

SOCIOLOGY OF ISLAM Person in charge of the section: Mchedlova M.M. © Islamic Studies (Islamovedenie). 2022. Vol. no. 2 (52)_

13,

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-2-30-50

УДК 323 (297) А.В. Михалева1

Содержание статьи

Введение

Статистические характеристики проанализированного объема

данных

Религиозная самопрезентация

президента РТ

Поведенческий компонент

религиозной идентичности Ислам в интерпретации Р. Минниханова

Религиозный ресурс в

позиционировании региона

президентом РТ Заключение

Информация о статье

Поступила в редакцию: 20.04.2022 Передана на рецензию: 22.04.2022 Получена рецензия: 15.05.2022 Принята в номер: 10.06.2022

Религиозный ресурс позиционирования президента Республики Татарстан

в социальной сети Instagram

Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН; Институт гуманитарных исследований УрО РАН; [email protected]

Актуальность исследования определяется все возрастающей ролью интернет-коммуникаций в качестве маркера политических изменений и острой потребностью в осмыслении места новой формы политического взаимодействия на элитарном уровне. В статье рассматривается религиозный аспект позиционирования президента Республики Татарстан (РТ) в социальной сети Instagram, исходя из субъектной и региональной презентации. Исследование строится на сетевом анализе - бесконтактном методе цифровой социологии - с учетом визуального и содержательного аспектов презентации изучаемых объектов. Для анализа взяты публикации с личной страницы президента Республики Татарстан Рустама Минниханова в социальной сети Instagram за период с 1 января 2020 г. по 13 марта 2022 г. включительно, а также данные СМИ. Результаты исследования позволяют говорить о значимости религиозного ресурса для регионального позиционирования РТ. Президент РТ старается демонстрировать паритетное отношение к основным конфессиональным сообществам республики, что не отменяет наблюдаемой исламизации разных сфер общественно-политической жизни. В ближайшем будущем религиозный (в т. ч. исламский) ресурс позиционирования республики вряд ли потеряет свое значение. Перспективы дальнейшего развития ситуации обусловлены внутриполитическими процессами в регионе, сменяемостью регионального руководства и общемировыми политическими трендами.

Ключевые слова: ислам, исламская идентичность, политика идентичности, Минниханов, Татарстан.

1 Альбина Викторовна Михалева - старший научный сотрудник, кандидат политических наук, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Институт гуманитарных исследований УрО РАН.

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-2-30-50

UDC 323 (297)

Content of the article

Information about the article

A. V. Mikhaleva 2 Introduction.

Received: 20.04.2022 Submitted for review: 22.04.2022 Review received: 15.05.2022 Accepted for publication: 10.06.2022

Statistical characteristics of analyzed data. Religious self-presentation of the President of the Republic of Tatarstan. Behavioral component of religious identity.

Islam as interpreted by R. Minnikhanov. Religious resource in the positioning of the region by the President of the Republic of Tatarstan. Conclusion.

Religious Resource of Positioning of the President of the Republic of Tatarstan on Instagram Social Media Platform

Perm Federal Research Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; [email protected]

The relevance of the research is determined by the increasing role of Internet communication as a marker of political change and the urgent need to understand the place of a new form of political interaction at the elementary level. The article examines the religious aspect of the positioning of the President of the Republic of Tatarstan (RT) on Instagram social media platform, taking into account the subject and regional presentation. The research is based on network analysis - a contactless method of digital sociology - taking into account the visual and content aspects of the presentation of objects under study. For the analysis, publications from the personal page of Rustam Minnikhanov, President of the Republic of Tatarstan, on Instagram social media platform for the period from January 1, 2020 to March 13, 2022 inclusive, as well as media data were taken. The results of the study demonstrate the importance of a religious resource for the regional positioning of the Republic of Tatarstan. The President of the Republic of Tatarstan aspires to demonstrate the same attitude towards the main confessional communities of the republic, which does not negate the observed Islamization of various spheres of socio-political life. In the near future, religious (including Islamic) positioning resource of the republic is unlikely to lose its significance. The prospects for further development of the situation are determined by internal political processes in the region, the alternation of regional power and global political trends.

Keywords: Islam, Islamic identity, identity politics, Minnikhanov, Tatarstan.

Медиа-активность президента РТ Рустама Минниханова в социальных сетях пока не получила должного политологического освещения. В мировой науке руководитель республики вызывает интерес в основном в контексте взаимоотношений центр-регионы [28], террористических атак радикального ислама [30; 32], тюркской солидарности [26], языковой политики и вопросов идентичности [29]. Крайне редко кейс Р. Минниханова рассматривается в общем контексте диджитализации политической коммуникации в России. Например, в двух работах

2 Albina Viktorovna Mikhaleva - Cand. Sc. (Politics), senior researcher at Perm Federal Research Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.

Введение

британских исследователей Б. Ренц и Дж. Салливана за 2013 г. [34; 35] особое внимание уделяется онлайн-текстам российской политической элиты на федеральном и региональном уровнях, а также использованию соцсети Twitter российской политической элитой (759 должностных лиц России, в т. ч. 83 губернатора). В последней работе делается оговорка о выпадении кейса Р. Минниханова из дальнейшего анализа по причине «запоздалого установления его учетной записи». В российской науке наибольший интерес к фигуре Р. Минниханова проявляют региональные исследователи РТ, в основном социологического профиля [5; 8; 9; 10; 25], которые фокусируются на вопросах официального дискурса, анализа политической коммуникации республиканской элиты, реже этнокультурного брендирования РТ. В более узкой интерпретации вопросы религиозного позиционирования главы республики в социальных сетях по-прежнему остаются вне поля зрения академического анализа.

Методологические рамки исследования обусловлены логикой «новой социальной морфологии пространства» М. Кастельса [11], возможностями дискурс-аналитического подхода Т. ван Дейка с пониманием власти как «контроля над публичным дискурсом во всех его семиотических измерениях» [19, с. 32], а также теорией социального конструктивизма и интерпретации религии как одного из устойчивых оснований формирования социальной реальности [27, с. 32-54].

Исследование строилось с учетом нормативного, визуального и содержательного аспектов презентации изучаемых объектов. В качестве аналитических приемов использовались возможности статистического подхода, дискурс-анализа и контент-анализа. Для исследования были взяты публикации с личной страницы президента РТ Р. Минниханова в социальной сети Instagram за период с 1 января 2020 г. по 13 марта 2022 г. включительно3, а также данные СМИ. Как показал предварительный анализ его личных страниц (число публикаций, число подписчиков, ежедневная публикационная активность), глава республики регулярно посещал страницы в Instagram и Вконтакте. Поскольку содержание и даты опубликования материалов в указанных соцсетях чаще всего дублируют друг друга, для анализа была взята страница Р. Минниханова в Instagram с большим число подписчиков (по состоянию на 12.01.2022 г. более чем в 2 раза - 571 тыс. и ок. 207 тыс. подписчиков). В результате многоступенчатой выборки проанализированы 1339 сообщений, которые сопровождали 316 видеороликов и 1225 фотоматериалов, в общей сложности 2880 единицы анализа. Для определения роли и значимости религиозного компонента в дискурсе президента республики исследование строилось с учетом следующих тематических разделов: 1) религиозная самопрезентация лидера; 2) образ транслируемого ислама; 3) религиозный ресурс в позиционировании региона.

Статистические характеристики проанализированного объема данных

Глава республики освоился в медиа-пространстве и понимает всю его значимость для современной политики: «Я считаю, что это очень положительная новация, которую нужно использовать... Социальные сети будут развиваться, нравится это кому-то или не нравится. Власть для того и существует, чтобы уметь реагировать на вопросы, которые возникают в обществе» [14]. По его мнению, ситуация с Covid-19 позволила оценить возможности и преимущества новых форм

3 До фактического ограничения доступа в Instagram по решению Роскомнадзора с 14.03.2022 г. и перехода пользователей на иные интернет-площадки. По состоянию на 15.04.2022 г. последнее сообщение на странице Р. Минниханова в Instagram датировалось 13.03.2022 г.

коммуникации4. Профессионализм политика он ставит выше личных обид на критику в свой адрес в соцсетях5 и требует внимательного рассмотрения любой информации, поступающей от граждан.

Ежегодное количество публикаций главы республики на своей странице в Instagram достаточно равномерно распределяется по годам (2020 - 633; 2021 - 619). Исключение составляют данные 2022 г. (до 13.03.2022 г. включительно - 87), в которых отмечается снижение количества опубликованных постов в месячном и дневном измерении. Публикационная активность Р. Минниханова на странице Instagram в 2020-2021 гг. практически не менялась (2020 - 1,7 публикаций в день, ок. 52,75 в месяц; 2021 - 1,7 и 51,58 соответственно), однако за небольшой период 2022 г. фиксируется снижение данных показателей (1,2 и 36,75 соответственно). Первые позиции часто затрагиваемых тем заняли сообщения приветственного характера, сферы культуры, личного и поздравительного контекста (за 2020 г. - 285, 98, 34, 34 публикации соответственно; за 2021 г. - 249, 93, 54, 35 соответственно). Этот набор остается относительно стабильным на протяжении всего исследуемого периода и формирует приоритетный тематический блок. В нем с большим отрывом каждый год лидируют приветственные публикации Р. Минниханова из своего кабинета с ежедневными кадрами площади Свободы. Второй блок тематических вопросов формируют отдельные сюжеты из спортивной жизни, сферы промышленности, информационных технологий и образования. Несмотря на то, что страница Р. Минниханова используется в первую очередь для публикаций общего формального, личного характера и культурно-спортивной направленности, она вполне информативно отражает его деятельность и по остальным направлениям, а также позволяет судить о смене внутриполитических акцентов главой республики в течение нескольких лет.

Удельный вес сообщений с религиозной проблематикой на странице Р. Минниханова в 2020-2022 г. не сильно изменился (2020 - 2,37 %: 2021 - 2,75 %; 2022 - 2,3 %). Эти сообщения, как правило, относятся к сфере культуры, реже благотворительности, праздничной и поздравительной тематике. Если судить по конфессиям, то в 2020-2021 гг. публикации с религиозной тематикой немного чаще касались вопросов исламской жизни (66,7 % в 2020 г., 56,25 % в 2021 г.). Остальная часть публикаций была посвящена православию. В сообщениях Р. Минниханова присутствуют религиозные коды и символы (7,0 - 9,5 % всех опубликованных сообщений в 2020-2022 гг.). Сюда были отнесены повторяемые религиозные формулы/цитаты из Корана, религиозные символы, религиозный дресс-код и т. д. Все эти символы встречаются в различных единицах анализа (текстовом, фото- и видеоряде). Больше половины сообщений с религиозными символами (60-61 % в 2020-2021 гг) касаются ислама, 18-27 % - православной традиции, и от 11 до 20 % приходилось на сообщения с биконфессиональной (исламской и православной) символикой. Конфессиональная рамка публикаций все же чаще склоняется к исламской презентации региона.

4 Минниханов об общении с жителями в соцсетях: «Конечно, не все, что пишут, нам нравится». 19.12.2020. - Режим доступа: //https://www.business-gazeta.ru/news/548858 (дата обращения 24.02.2022).

5 Рустам Минниханов: Критика в соцсетях может быть неприятной, но это - мощная обратная связь с людьми. 22.09.2018. - Режим доступа: //https://sntat.ru/news/rustam-minnihanov-kritika-v-sotssetyah-mozhet-byt-nepriyatnoy-no-eto-moschnaya-obratnaya-svyaz-s-lyudmi-5642489 (дата обращения 24.02.2022).

Религиозная самопрезентация президента РТ

О своей религиозной идентичности Р. Минниханов после вступления в должность президента РТ заявил: «Я мусульманин и не скрываю этого»6. В этом же году, рассуждая о межнациональной и межрелигиозной политике в республике, он подтвердил, что является мусульманином [6]. В 2019 г. на одной из дискуссий в рамках Всемирного экономического форума в Давосе Р. Минниханов на вопрос модератора об отношениях с другими мусульманскими странами подчеркнул: «Скажем, я мусульманин - и это открывает очень много дверей в арабском мире, в Средней Азии» [2]. Случай неудачной коммуникации с исламскими странами он прокомментировал следующим образом: «Надо все-таки все время искать, нельзя молиться только в одно место». После хохота, раздавшегося в аудитории, и возникших ассоциаций с киблой в Мекке, поправил: «Молиться надо в одно место, а ориентироваться - в другое» [2]. Приверженность определенной религиозной традиции в его интерпретации не отменяет предприимчивости и экономической целесообразности.

В отличие от публичных выступлений, на своей странице в Instagram за исследуемый период Р. Минниханов ни разу не высказался по поводу своей религиозной идентичности в открытой форме (Я-концепция). Однако его религиозная идентичность раскрывается через использование религиозных формул. Так, 11 ноября 2020 г., комментируя выставку в Казанском Эрмитаже «Екатерина Великая. Золотой век Российской империи», он пишет: «Даст Аллах, успеем съездить. Главное -берегите себя и своих близких!»7 (Все публикации Р. Минниханова в Instagram на татарском языке далее по тексту приведены в переводе автора). В июле 2020 г. в период празднования Курбан-Байрам он сам апеллирует к Аллаху: «С праздником Курбан-Байрам! Да будут приняты ваши жертвы и молитвы! Да не оставит нас всех Аллах и Его помощь!»8. За 2020 г. на личной странице Р. Минниханова в Instagram опубликовано 4 поста с упоминанием имени Аллаха и возлагаемых надежд на его помощь. За весь 2021 г. встречается одна такая ссылка: «Да не оставит Аллах нас и

I 9

нашу страну!»9.

В соцсетях глава РТ упоминает имя Бога (Аллаха) в высказываниях на татарском языке. За исследуемый период на своей странице в Instagram Р. Минниханов ни разу не прибегал к упоминанию Бога в русскоязычной версии. Очевидно, область религиозного осмысливается им на привычном родном языке. На своей странице в соцсетях глава республики крайне редко демонстрирует свои личные религиозные убеждения и субъектную религиозную идентичность, но иногда встречаются публикации с групповым ее измерением. «Мы-концепция» религиозной идентичности Р. Минниханова прочно ассоциируется с мусульманским сообществом.

6 Р. Минниханов: "Необходимо сохранить межнациональное согласие". 20.09.2011. -Режим доступа: // https://dumrt.ru/ru/artides/society/society_4584.html?curPos=16 (дата обращения 10.01.2022).

7 Минниханов Р. В Казанском Эрмитаже выставка "Екатерина Великая. Золотой век Российской империи" 11.11.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CHc1ayMl5I7/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 03.01.2022)

8 Минниханов Р. Корбан бэйрэме мебарэк булсын! 31.07.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/tv/CDSp58CIDhA/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 03.01.2022)

9 Минниханов Р. Сегодня мы отмечаем день официального принятия ислама Волжской Булгарией. 21.05.2021. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CPH8WZHlL-A/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 04.01.2022)

В мае 2020 г. на своей странице он оставил следующее поздравление с Ураза-Байрам: «Соотечественники и братья-сестры по вере, поздравляю вас всех с праздником Ураза-Байрам. Счастливых праздников! Да будут приняты ваши посты и молитвы!»10. 17 октября 2021 г. он публикует поздравление на татарском языке: «Маулид. Дорогие братья по вере! С Маулидом! Давайте все жить в мире, безопасности, достатке! Счастливого Маулида! Счастливого Маулида!»11

В современной науке выделяют различные типы религиозных личностей в зависимости от глубины и интенсивности их веры, степени культовой активности (частота посещения храма, соблюдение норм религиозного поведения в домашней обстановке, молитвы, посты и т. п.). Субъектные различия религиозности определяются личностным смыслом религии для отдельно взятого индивида. Религиозное в личном измерении может проявляться как через речевой акт в процессе говорения/рассуждения, так и в процессе делания или религиозной практики. Первая часть включает упоминание имени Бога, наполнение его смыслом и ценностным рядом, а также формирование образа ислама и единоверцев. Второй блок подразумевает собственно выполнение религиозных предписаний (намаз, пост, закят, хадж), дресс-код, формирование внешней среды с религиозной атрибутикой (макеты мечети, четки и т. д.).

Поведенческий компонент религиозной идентичности

Глава республики старается придерживаться ритуальных исламских предписаний. На своей странице в Instagram он желает читателям «счастливых пятниц», подразумевая коллективную молитву в мечети12. Несмотря на то, что свои фотографии с участием в намазе он не выставляет в сети, однако их легко можно найти в СМИ. Так, 19 августа 2012 г. ИА «Татар-информ» сообщило о том, что президент РТ Р. Минниханов принял участие в чтении праздничного намаза в честь одного из главных праздников ислама - Ураза-Байрам [12]. В июне 2021 г. в Международном выставочном центре «Казань Экспо» в рамках работы XI Всероссийского форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия» Р. Минниханов перед началом выступления прочитал молитву и только потом обратился к делегатам [17]. В октябре 2021 г. он приехал совершить первый пятничный намаз после реставрации старейшей в республике деревянной мечети деревни Большая Елга Рыбно-Слободского района [23]. На этом же мероприятии имам центральной мечети Рыбной Слободы Хамит Идрисов заметил: «Это еще раз доказывает, какой вклад вносит Минниханов в сохранение нашего наследия и религии. Пусть и дальше все так же продолжается» [23]. В январе 2022 г. в интервью ИА «Татар-информ» председатель Духовного управления мусульман РТ Камиль Самигуллин также подчеркнул: «Ежегодно президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов разделяет вместе с мусульманами Татарстана радость наших любимых праздников. Он вместе с

10 Минниханов Р. Ватандашлар hэм дин кардэшлэр, барыгызны да Ураза гаете белэн котлыйм. 24.05.2020. - Режим доступа: // https: //www .instagram.com/p/CAj pMJ1IBAT/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 12.01.2022).

11 Минниханов Р. МэYлид. 17.10.2021. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/tv/CVIr9UdoR-c/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 24.01.2022)

12 Минниханов Р. ТYбэн Бэрэскэнец 1769 елгы мэчете яцадан ачылды. ^омгалар мебарэк булсын! 11.12.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CIpu_nuFtAr/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 11.01.2022).

народом совершает праздничную молитву. И это желание на самом деле обоюдно: верующие в свою очередь стремятся попасть именно в ту мечеть, куда приходит наш национальный лидер. В этом смысле мечеть играет очень важную роль в единении народа» [3]. В интернет-пространстве достаточно много видеозаписей с участием Р. Минниханова в коллективных намазах13.

Помимо намаза глава республики не раз участвовал в совершении мусульманского паломничества - хаджа. По данным СМИ, он неоднократно был замечен в момент совершения умры - малого паломничества14. Фотографии в ихраме - одежде паломника - Р. Минниханов выкладывает и на своей странице в Instagram15. Там же в своих комментариях он периодически упоминает имя Аллаха и взывает к нему. В мае 2020 г. при формировании ифтар-наборов16 он написал на своей странице на татарском: «Да будут приняты ваши посты! Да поможет Аллах организаторам и участникам!»17. Неделю спустя на этой же странице он оставил комментарий: «Да пребудет милость и благословение Аллаха над всеми, кто поддерживает и организует ифтар, и да благословит Он всех вас»18. Своим подписчикам и читателям он дает наставления религиозного характера. Ко Дню отца 17 октября 2021 г. Р. Минниханов на странице в Instagram дал следующее напутствие: «С днем отца! Цените и уважайте своих дорогих отцов, поминайте усопших в своих молитвах»19. Это же наставление

13 Бизнес Online. Рустам Минниханов совершил праздничный намаз в Галеевской мечети. 25.06.2017 - Режим доступа: // https://www.youtube.com/watch?v=_c7Fp-Q5Sag (19.01.2022); Бизнес Online. Рустам Минниханов принял участие в намазе праздника Ураза-Байрам. 15.06.2018. - Режим доступа: // https://www.youtube.com/watch?v=e3roa7jnBYc (дата обращения 19.01.2022); Бизнес Online. Рустам Минниханов посетил праздничный намаз Курбан-Байрама. 31.07.2020. - Режим доступа //https://www.youtube.com/wateh?v=WBFgCoqm&ab_channel=%D0%91%D0%98%D0%97% D0%9D%D0%95%D0%A1Online (дата обращения 19.01.2022).

14 Правительство Республики Татарстан. Президент Татарстана посетил Мекку. 16.03.2013. - Режим доступа: // https://prav.tatarstan.ru/index.htm/news/187501.htm (20.01.2022); Правительство Республики Татарстан. Визит Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в Королевство Саудовская Аравия. 16.03.2013. - Режим доступа: // https://prav.tatarstan.ru/pressa/photo.htm/photoreport/528951.htm (20.01.2022); Рустам Минниханов в одежде паломника посетил Каабу. 02.10.2014. - Режим доступа: // https://rn.busmess-gazeta.ru/news/115893 (дата обращения 11.02.2022); Рустам Минниханов совершил малый хадж - умру. 08.02.2017. - Режим доступа: //https://www.tatar-inform.ru/news/rustam-minnihanov-sovershil-malyy-hadzh-umru (16.01.2022); NURTV PLUS. Рустам Минниханов совершил намаз в Аль-Хараме. 27.11.2021. - Режим доступа: //https://www.youtube.com/watch?v=WN1zLMmBwVQ&ab_channel=NURTVPLUS (дата обращения 22.01.2022).

15 Минниханов Р. Умра. На выходе из Каабы. 08.02.2017. - Режим доступа: //https://www.instagram.com/p/BQOb_OAhBSr/?utm_source=ig_web_copy_link (11.02.2022).

16 Благотворительная акция для нуждающегося мусульманского населения в виде продуктового набора для вечернего приёма пищи во время месяца Рамадан. Проводятся в РТ ежегодно, начиная с 2011 г. // ДУМ РТ. Первый Республиканский ифтар «РАМАЗАН 2011». 12.08.2011. - Режим доступа: //http://dumrt.ru/ru/news/news_4283.html (21.03.2022).

17 Минниханов Р. В Центре формирования ифтар-наборов. 15.05.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CANu2K1lJ_I/?utm_source=ig_web_copy_link (18.02.2022).

18 Минниханов Р. Ифтар. 23.05.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/tv/CAicwxJo0SK/?utm_source=ig_web_copy_link (18.02.2022).

19 Минниханов Р. Этилэр кене белэн! 17.10.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CVHmr2boi6F/?utm_source=ig_web_copy_link (24.01.2022).

повторилось через год20. Нередко из его уст можно слышать требования почитать старших, не забывать о регулярном посещении родных.

Президент Республики также демонстрирует определенные познания в исламе и информированность об основных положениях вероучения. В ноябре 2020 г. в День матери на своей странице в соцсети он оставил сообщение: «Сегодня День Мамы. Давайте обнимем самого родного человека. Рай под ногами матерей!»21 Здесь он упомянул известный хадис со словами Пророка Мухаммеда22. 28 октября 2020 г. он оставил чуть более пространное сообщение о значении праздника Маулида (день рождения Пророка Мухаммеда)23. Страница Р. Минниханова в Instagram также позволяет визуально оценить обстановку в его «премьерском» кабинете в Доме правительства на площади Свободы, где с удочкой соседствуют предметы религиозного характера - макет мечети и Коран24. Периодически Р. Минниханов размещает на своей странице фотографии мечетей25. В отличие от главы Чеченской Республики, за весь исследуемый период никаких религиозных символов на деловом костюме Минниханова или в его руках замечено не было.

Ислам в интерпретации Р. Минниханова

Образ ислама для главы республики складывается из нескольких характеристик, которые присутствуют в его публикациях. Во-первых, это вера предков, традиционный генетический код. Далее это определенный аксиологический ряд: «Ислам, религию которая призывает нас миру, человечности и милости Всевышнего» (сохранена орфография и пунктуация оригинала)26. В-третьих, для Минниханова немаловажен политический статус ислама в Волжской Булгарии в качестве государственной религии: «Это событие оказало определяющее влияние на выбор пути цивилизационного развития, формирование государственности и национальной идентичности нашего народа»27. Помимо этого ислам рассматривается как неотъемлемый смыслообразующий компонент татарской идентичности. По мнению Р. Минниханова, не меньшее значение он имеет и в общероссийском измерении: его принятие предопределило формирование российской цивилизации

[15].

20 Минниханов Р. Этилэр кене белэн! 17.01.2021. - Режим доступа: //https://www.instagram.com/p/CVHmr2boi6F/?utm_source=ig_web_copy_link (24.01.2022).

21 Минниханов Р. Сегодня День Мамы. 29.11.2020. - Режим доступа: // https: //www .instagram.com/p/CIKfHj RKI5Q/?utm_source=ig_web_copy_link (25.01.2022).

22 Хадис от Анаса; св. х. аль-Хатыба // Ас-суюты Дж. Аль-джами ас-сагыр. - С. 221, хадис № 3642,"хасан".

23 Минниханов Р. МэYлид кене белэн котлыйм! 28.10.2020. - Режим доступа: //https://www.instagram.com/tv/CG30vj7qLRB/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 03.02.2022).

24 Минниханов Р. Эх... Балык кап, яр буенда ялтырап ят! 12.07.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CChurx4Kycy/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 27.01.2022).

25 Минниханов Р. Б/н (фото Кул-Шариф). 05.05.2020. - Режим доступа: //https://www.instagram.com/p/B_0QVumluTI/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 27.01.2022).

26 Минниханов Р. День принятия ислама. 21.05.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/tv/CAcQgSQo5Ch/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 14.01.2022).

27 Рустам Минниханов поздравил татарстанцев с Днем принятия ислама. 21.05.2020. -Режим доступа: //https://kazanfirst.ru/news/518785 (дата обращения 09.03.2022).

В публикациях президента республики подчеркивается мирная сущность религии. Вся «сила» в контексте Р. Минниханова сводится к «силе в единстве», «силе воли, труду и упорству»28. Более развернутую информацию о его представлениях в религиозной сфере дают выступления и высказывания в СМИ. О мирной сущности ислама он говорил в 2012 г. во время дискуссий о ваххабизме и терроризме: «Когда ислам или православие призывало убивать людей, взрывать кого-то? Это вообще религиям чуждо. Это бандиты, которые примазались к исламу, а ислам нельзя называть террористической религией. Вообще, терроризм и ислам - это разные вещи»29. Тогда же он затронул проблему мазхаба и отметил, что традиционный для Татарстана ханафитский мазхаб ориентирован на мир, а татарин ханафитского мазхаба всегда настроен на диалог30.

Наряду с вопросами терроризма тема оружия актуализировалась в СМИ с привязкой к имени Р. Минниханова после печальных событий мая 2021 г., когда 19-летний молодой человек устроил стрельбу в казанской гимназии № 175. После трагических событий на правительственном уровне в Татарстане разгорелись дискуссии в отношении существующего законодательства о хранении оружия, и глава республики пояснил: «Я не против оружия, оно должно быть, оно всегда было. Я не против охоты, но она должна быть цивилизованной. В том порядке, как это существует сегодня, это неправильно. И мы видим, что проблемы есть не только у нас в Татарстане, это ведь не первый случай» [20]. По итогу депутаты Госсовета РТ приняли обращение в Госдуму РФ с предложением скорректировать федеральное законодательство об оружии (Законопроект «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об оружии»), где увеличивается возрастной ценз для приобретения оружия. При этом Р. Минниханов отметил наличие серьезного оружейного лобби в стране и предупредил, что «некий антураж» без серьезной

31

подготовки в решении данного вопроса ничего не даст31.

Президент РТ с высокой озабоченностью реагирует и на вопросы насилия и терроризма в привязке к исламской тематике и активно противодействует любому проявлению исламского радикализма. Анализ личной страницы Р. Минниханова в Instagram показал, что тема оружия не является значимой в его личном пространстве. Он воспринимает ее исключительно в ключе общественной безопасности. Упоминание об оружии, насилии, терроре, ваххабитах на его личной странице в социальных сетях не встречается за исследуемый период ни разу. В отличие от чеченского коллеги, он не презентует на своей странице отдельные виды оружия, не призывает к владению оружием с детских лет, не затрагивает эту тему в юмористическом контексте. «Оружейная» и «силовая» тематика на личной странице Р. Минниханова в Instagram почти не встречается.

28МиннихановР. Бурятиядэге татарлар безне бик ^ылы каршы алды. 04.03.2021. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CL_0tgmFY4x/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 15.02.2022); Минниханов Р. Горжусь нашими победителями Абилимпикс! - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CKBxm2RFtzD/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 15.02.2022).

29 Информационно-аналитический канал «Ансар^и». В Казани всё спокойно. 24.12.2012. - Режим доступа: // http://ansar.ru/society/2012/12/24/35982 (дата обращения 15.01.2022).

30 Там же.

31 Казанский репортер. Минниханов об ужесточении оборота оружия. 11.06.2021. -Режим доступа: //https://www.youtube.com/watch?v=q6Y4KvUSYM0&ab_channel=%D0%9A%D0%B0%D0%B 7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0 %BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80 (дата обращения 27.02.2022).

Ислам в Татарстане и России, по мнению Р. Минниханова, это особое, уникальное явление, которое он маркирует как «российский традиционный ислам». 19 июля 2012 г. после теракта и гибели заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова и покушения на главу ДУМ РТ Илдуса Файзова Р. Минниханов заявил: «Руководители нашего ДУМ проводили политику традиционного ислама. Понятно, что появились и другие течения. Я считаю, это явный вызов. Наша позиция должна быть более жесткой, потому что с этим мы никогда согласиться не сможем. Традиционный ислам никогда не позволял такие вещи, тем более посягать на жизнь людей, которые служат исламу и другим людям. Это очень чревато»32. Эта формулировка «традиционного ислама» используется им и до сегодняшнего дня. В 2021 г. он конкретизировал свое понимание местного ислама: «Он - ислам, но российский. Более толерантный» [1]. По случаю организации юбилея по поводу 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией он еще раз подчеркнул, что «российский традиционный ислам» - достояние России, и свою задачу он видит в сохранении этих традиций [15]. Его представление о модели регионального ислама на протяжении последних десятилетий не претерпело заметных изменений.

Религиозный ресурс в позиционировании региона президентом РТ

Глава республики не стесняется говорить о своих чувствах к региону, демонстрируя повышенную эмоциональность в этом вопросе: «Я люблю тебя, Татарстан! Вперед, Ак Барс!»33 Презентуя Балтасинский район в проекте «Прекрасный Татарстан», который запустили татарстанские блогеры, он добавляет: «Хочу еще раз сказать о красоте и многообразии нашей республики - прекрасного Татарстана»34. Это восхищение достигает превосходной степени: «Иц матур республика! / Самая красивая республика!»35. Также эмоционально глава республики отреагировал на песню «Казань» Рината Галилуллина «Моя родина Татарстан, моя родина прекрасная Казань»36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пожалуй, самый яркий пример позиционирования региона содержится в видеопоздравлении с Днем республики, размещенном на странице Р. Минниханова 30 августа 2021 г. В нем региональное сообщество называется «командой Татарстана», а в качестве маркеров региональной идентичности перечисляются профессионализм, труд, самодостаточность, многообразие, мечтательность, целеустремленность,

32 Покушение на муфтия в Казани квалифицировали как теракт. 19.07.2012. - Режим доступа: // https://www.bbc.com/russian/russia/2012/07/120719_tatarstan_mufti_attack (дата обращения 24.01.2022).

33 Минниханов Р. Мин яратам сине, Татарстан! Алга, "Ак Барс"! 31.08.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CEjc5Y7F1QT/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 21.02.2022).

34 Минниханов Р. Прекрасный Татарстан. 02.09.2021. - Режим доступа: //https://www.instagram.com/tv/CTUn61DBSR5/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 21.02.2022).

35 Минниханов Р. Иц матур республика! 03.08.2021. - Режим доступа: //https://www.instagram.com/p/CSGuZe2j _5p/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 21.02.2022).

36 Минниханов Р. Туган ^ирем - Татарстан, торган ^ирем - ^зэл Казан. 23.12.2020. -Режим доступа: // https://www.instagram.com/tv/CJI_231K1eQ/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 22.02.2022).

память, забота о близких, верность родной земле, «...здесь чтят традиции, но всегда

37

находятся в поиске нового.»3'.

На практике официальное позиционирование региона и взгляды его главы по этому вопросу могут несколько отличаться. Официально декларируемой моделью регионального позиционирования РТ является ориентир на сохранение межнационального и межконфессионального мира и согласия38. Мирное сосуществование представителей разных конфессий президент республики иллюстрирует освящением 21 июля 2021 г. воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери в г. Казани и поздравлением Святейшим Патриархом Кириллом мусульман с прошедшим накануне праздником Курбан-Байрам [21]. Об этом уникальном опыте Татарстана в построении многонационального и многоконфессионального мира говорил Р. Минниханов и на упомянутом заседании стратегической группы «Россия - Исламский мир» в ноябре 2021 г. По его словам, «татарстанская модель гармоничного совместного проживания и взаимодействия народов и религий транслируется сегодня как образец разумного цивилизационного подхода в вопросах национальной безопасности и стратегии дальнейшего развития РФ» [13].

Этот ориентир на межконфессиональность, открытость и толерантность также прослеживается в публикациях Р. Минниханова на личной странице в Instagram. Демонстрация многоконфессиональности региона в социальных сетях президента республики достигается совокупностью методов в визуальных и текстовых сообщениях: 1) последовательностью визуального ряда религиозных объектов; 2) презентацией фотоснимков, сделанных на официальных мероприятиях с участием религиозных лидеров (в т. ч. их награждения); 3) демонстрацией открытых доброжелательных личных отношений с религиозными лидерами разных конфессий (поздравления, соболезнования, проведение досуга); 4) поздравительный дискурс накануне религиозных праздников и др.

Визуальный образ Казани и Татарстана, транслируемый через фото- и видеосообщения на странице Р. Минниханова, регулярно демонстрирует многоконфессиональные традиции региона, когда кадры с минаретами Кул-Шарифа сменяют купола православного собора. Объекты разной конфессиональной

39

направленности чередуются и в видеосюжетах районного значения39.

В январе 2020 г. президент РТ наградил митрополита Казанского и Татарстанского Феофана медалью «100 лет образования ТАССР» за вклад в укрепление межнационального и межконфессионального согласия, а также выложил совместную фотографию с митрополитом и бывшим президентом республики М. Шаймиевым на своей странице в Instagram40. Относительно демонстрации открытых

37МиннихановР. День Республики! Республика кене белэн! 30.08.2021. - Режим доступа: //https://www.instagram.com/tv/CTL51Juovie/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 22.02.2022).

38 Указ Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 г. № УП-695 "О Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан". - Режим доступа: // https://docs.cntd.ru/document/463304054 (дата обращения 23.02.2022).

39 Минниханов Р. Безнец кояшлы Татарстан! 25.08.2020. - Режим доступа: // https: //www .instagram.com/tv/CEUJbcSIpKM/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 12.02.2022); Минниханов Р. С днем рождения, любимая республика! 30.08.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/tv/CEf87hvo5LD/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 12.02.2022).

40 Минниханов Р. Вручили медаль "100-лет образования ТАССР" митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану! 13.01.2020. - Режим доступа: //

доброжелательных отношений с религиозными лидерами разных конфессий можно вспомнить поздравление с днем рождения на странице Р. Минниханов от 14 марта 2020 г., адресованное Ицхаку Горелику - главному раввину Казани и Республики Татарстан41. В феврале 2022 г. в Казани прошел Второй турнир «Кубок дружбы -Дуслык», который ставит своей целью «пропаганду спорта и дружбы между народами и представителями разных религиозных конфессий» [4]. Соответственно 19 февраля 2022 г. на личной странице Р. Минниханова появилось фото с религиозными лидерами на трибунах хоккейной арены, где президент республики сидит рядом с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом, в то время как муфтий Татарстана Камиль Самигуллин находится на некотором удалении. Лучшим игроком матча открытия был признан клирик Духосошенственского храма (Храм Сошествия Святого духа в г. Казань) иерей Сергий Подопрелов, который получил награду из рук президента республики.

Еще одним доказательством ориентации на межконфессиональность в регионе может служить праздничный поздравительный дискурс. На своей странице в Instagram Р. Минниханов регулярно поздравлял жителей республики с исламскими праздниками (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, начало поста в месяц Рамадан, День принятия ислама в Волжской Булгарии, Маулид)42. Диапазон упоминаемых им исламских праздников заметно шире, чем у его башкирского коллеги, однако заметно скромнее, чем у главы Чеченской Республики (Ночь аль-Кадр, Ночь Бараат). Вместе с тем в сравнении с Р. Кадыровым поздравительные посты религиозного содержания на странице Р. Минниханова, как правило, более лаконичны и публикуются на татарском языке. Исключение составляют поздравления с Днем принятия ислама Волжской Булгарией, когда часть поздравительного текста приводится на русском языке. Таким образом, поздравительный исламский дискурс ориентирован на мусульман республики, владеющих татарским языком.

Р. Минниханов также оставляет на своей странице поздравления по случаю праздников и памятных дат иных конфессий, в основном православных. Он регулярно поздравляет православных жителей республики с Рождеством, Пасхой, началом

https://www.instagram.com/p/B7Qqg8_o8V0/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 18.01.2022).

41 Минниханов Р. С днём рождения! 14.03.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/B9tx5nVo_vI/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 19.01.2022).

42 Минниханов Р. Ватандашлар hэм дин кардэшлэр, барыгызны да Ураза гаете белэн котлыйм. 24.05.2020. - Режим доступа: // https: //www .instagram.com/p/CAj pMJ1IBAT/?utm_source=ig_web_copy_link (24.02.2022); Минниханов Р. Корбан бэйрэме мебарэк булсын! 31.07.2020. - Режим доступа: //https://www.instagram.com/tv/CDSp58CIDhA/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 24.02.2022); Минниханов Р. Барыгызны да Ураза гаете белэн котлыйм. 13.05.2021. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/COzATpElb92/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 24.02.2022); Минниханов Р. Корбан бэйрэм! 20.07.2021. - Режим доступа //https://www.instagram.com/tv/CRh9cXEoW0b/?utm_source=ig_web_copy_link (24.02.2022); Минниханов Р. Изге Рамазан ае мебэрэк булсын! 13.04.2021. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CNl4nrZIxol/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 24.02.2022); Минниханов Р. МэYлид. 17.10.2021. - Режим доступа //https: //www.instagram .com/tv/CVIr9UdoR-c/?utm_source=ig_web_copy_link (24.02.2022); Минниханов Р. Сегодня мы отмечаем день официального принятия Ислама Волжской Булгарией. 21.05.2021. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CPH8WZHlL-A/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 04.01.2022).

поста43 и делает это в основном на русском языке. Что касается содержательной части поздравлений, то все они написаны достаточно однообразно, без особой креативности, от поздравления к поздравлению используются повторы. В то же время в поздравлениях с исламскими праздниками прослеживается личная сопричастность автора, повышенная эмоциональность («Да не оставит нас всех Аллах.»)44.

Как показывает проведенный анализ поздравительного религиозного дискурса, выдерживать паритет в равноправном обращении с верующими разных конфессий главе республики не вполне удается. Это проявляется как в количестве упоминаемых праздничных дат, так и в развернутости поздравительных постов. Примечательно, что Р. Минниханов четко маркирует языковую принадлежность представителей религиозных общин республики: русский для православных, татарский для мусульман. Если сравнивать размер поздравительных сообщений, то, например, по данным 2020 г. обнаруживаем, что поздравление Р. Минниханова с Ураза-Байрам составило 20 слов (131 знак без пробелов), с Курбан-Байрам - 16 слов (116 знаков без пробелов), в то время как в поздравлении с Пасхой использовано 7 слов (51 знак без пробелов), с Рождеством - 8 слов (58 знаков без пробелов). Для сравнения в этом же 2020 г. поздравление Р. Кадырова, размещенное на его странице Вконтакте в связи с празднованием Ураза-Байрам, состояло из 164 слов (900 знаков без пробелов) при отсутствии поздравлений православным с их основными праздниками. Таким образом, Р. Минниханов в своих поздравлениях, адресованных мусульманской общине, выглядит менее многословным и эмоционально более сдержанным по сравнению с чеченским коллегой. Однако поздравления с исламскими праздниками в его исполнении несколько пространнее, чем в адрес православных верующих, что вполне объяснимо с точки зрения личных предпочтений и знания предмета.

Несмотря на программную установку в отношении межконфессиональности и равноправия религий, президент республики периодически подчеркивает особый статус ислама в регионе. В день годовщины принятия ислама в Волжской Булгарии Р. Минниханов написал в соцсетях: «Мы всегда будем помнить, что древний Булгар был источником духовной силы для нашего народа и источником вдохновения для нас»45. В видеообращении к поздравлению он добавил: «Это событие оказало определяющее влияние на выбор пути цивилизационного развития, формирование государственности и национальной идентичности нашего народа»46. И хотя регион маркируется как традиционно исламский, однако терминология у главы республики про «определяющее влияние» ислама на регион - крайне осторожная. Эта же позиция

43 Минниханов Р. Сегодня важный день для наших православных братьев, начинается Великий Пост. 07.03.2022. - Режим доступа: // https: //www .instagram.com/p/CaynmZ_scsq/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 24.02.2022); Минниханов Р. Поздравляю всех православных со светлым праздником! С Рождеством! 07.01.2020. - Режим доступа: //https://www.instagram.com/p/B7AfDKSIiZo/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 24.02.2022); Минниханов Р. Всех православных с началом Великого поста! 15.03.2021. -Режим доступа: //https: //www .instagram.com/p/CMbUMralfGM/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 24.02.2022).

44 Минниханов Р. Корбан бэйрэме мебарэк булсын! 31.07.2020. - Режим доступа: //https: //www.instagram .com/tv/CD Sp58CIDhA/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 24.02.2022)

45 Минниханов Р. День принятия ислама. 21.05.2020. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/tv/CAcQgSQo5Ch/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 20.01.2022).

46 Там же.

подтверждается высказываниями Р. Минниханова в СМИ. На заседании группы стратегического видения «Россия - Исламский мир» в 2016 г. в Казани на вопрос журналистов о перспективах признания за Казанью статуса исламской столицы России он скромно заметил: «Я думаю, что Казань есть Казань, мы не претендуем, потому что у нас еще есть и другие города России, где проживают наши братья-мусульмане» [16].

Еще одним ярким примером дистанцирования от исламской тематики является подача материала об официальной атрибутике РТ. 29 ноября 2021 г. в честь Дня флага РТ Р. Минниханов разместил на своей странице видео на русском и татарском языках с описанием татарстанского флага, где зеленый цвет трактуется как «возрождение всего живого» без религиозной привязки47. Избегая громких амбициозных заявлений на протяжении последних нескольких лет, в конце 2021 г. Р. Минниханов все же решился заговорить об особом статусе региона в исламском контексте и провозгласить Казань «городом первого печатного Корана в мусульманском мире»48, где в 1803 г. впервые в мусульманской типографии состоялось массовое издание священной книги. Свои намерения в отношении Казани президент республики озвучил в Джидде (Саудовская Аравия) на очередном заседании стратегической группы «Россия - Исламский мир» в ноябре 2021 г. [13].

В последние годы РТ отводится особая роль в практической реализации стратегического партнерства между Российской Федерацией и мусульманским миром и выработке совместных мер по борьбе с международным терроризмом. С 2014 г. президент РТ выполняет обязанности председателя группы стратегического видения «Россия - Исламский мир», возложенные на него В.В. Путиным, и соответственно проводит ежегодные ее заседания. На последнем заседании группы, которое состоялось 24-25 ноября 2021 г. в Джидде под эгидой Министерства иностранных дел Королевства Саудовская Аравия, Р. Минниханов подчеркнул: «.. .наш регион является пилотным в стране по реализации проектов исламского банкинга, так что готов сотрудничать и в этом направлении» [13].

Попытки продемонстрировать активную роль РТ в выстраивании рабочих отношений с исламскими странами находят отражение и на личной странице Президента РТ. С 28 по 30 июля 2021 г. на территории международного выставочного центра «Казань Экспо» прошел XII Международный экономический саммит «Россия - Исламский мир: Kazan Summit 2021», о чем Р. Минниханов своевременно разместил пост на своей странице с видеороликом о первом рабочем дне и участвующих в саммите исламских лидерах49. Kazan Summit презентуется в качестве «главной площадки экономического взаимодействия России и стран исламского мира»50, на которой обсуждаются вопросы укрепления торгово-экономических, научно-

47 Минниханов Р. Б/н. 29.11.2021. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/tv/CW2VmJyoXc0/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 12.01.2022).

48 Минниханов предложил провозгласить Казань городом первого печатного Корана. 24.11.2021. - Режим доступа: // https://ria.ru/20211124/kazan-1760494151.html (дата обращения 08.02.2022).

49 Минниханов Р. #KazanSummit Day 1. 28.07.2021. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/reel/CR4Pq_zInTo/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 19.01.2022).

50 Kazan Summit - главная площадка экономического взаимодействия России и стран исламского мира! 05.08.2021. - Режим доступа: //https://kazansummit.ru/news/kazansummit-glavnaya-ploshchadka-ekonomicheskogo-vzaimodeystviya-rossii-i-stran-islamskogo-mira/ (дата обращения 25.01.2022).

технических, социальных и культурных связей России и стран ОИС. О подобных мероприятиях в рамках работы группы стратегического видения «Россия - Исламский мир» он регулярно сообщает в социальных сетях51.

Еще один сюжет в презентации на странице Р. Минниханова - это подготовка к празднованию 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарией. 5 июня 2021 г. он разместил на странице в Instagram фотоснимок сидящих рядом в тюбетейках М. Шаймиева, вице-премьера РФ Марата Хуснуллина и себя и оставил комментарий: «Святое Болгарское Собрание!»52. В этот день в Болгарской исламской академии проходило совещание по вопросам организации юбилейных мероприятий с участием вышеперечисленных персон и было объявлено о создании республиканского комитета по организации празднования, который возглавил сам Р. Минниханов [7]. Празднование «исламского юбилея» должно было способствовать сохранению традиций предков53. В более широком контексте создание региональных оргкомитетов празднования и общие усилия по подготовке, по мнению Р. Минниханова, имеют еще одну цель - единение российской уммы и российского народа в целом [21]. В данном случае справедливо замечание Р. Сулейманова: «И на федеральном уровне, и в самой Республике Татарстан стараются представить как российское «окно» в исламский мир, через которое сам исламский мир может заглянуть в Россию» [18].

Заключение

Президент РТ достаточно хорошо освоился в медиа-пространстве и сам акцентирует внимание на дополнительных возможностях соцсетей для персонального и регионального позиционирования в современном цифровом обществе. Он презентует себя в соцсетях и публичном пространстве в качестве мусульманина. При это он старается минимизировать демонстрацию своей религиозности и ее проявлений, а также крайне редко прибегает к назиданиям религиозного характера и громким заявлениям по исламской тематике. Р. Минниханов демонстрирует традиционную включенность в исламскую среду, обладает определенными познаниями в вероучении ислама, старается придерживаться ритуальных предписаний, в повседневной речи использует религиозные формулы. При этом его религиозность имеет достаточно спокойные формы проявления, без нарочитой внешней демонстративности и излишнего рвения в религиозной практике. На своей странице в социальных сетях и СМИ президент РТ демонстрирует предельно осторожное отношение к лидерству в исламском контексте. Р. Минниханов не претендует на статус регионального/российского лидера исламской уммы, скорее он продолжает «светскую линию» М. Шаймиева. В классификации российских религиоведов такого поведения придерживаются верующие, для которых религиозная ориентация является важной, но не определяющей [22; 24]. Исходя из полученных данных, можно предположить, что конфессиональная традиция имеет заметно большее значение для Р. Минниханова, чем для башкортостанского лидера, но

51 Минниханов Р. Сегодня работаем в Москве. 09.06.2021. - Режим доступа: // https://www.instagram.com/p/CP5rTojlV49/?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 24.01.2022).

52 Минниханов Р. Изге Болгар ^ыены! 05.06.2021. - Режим доступа: //https: //www.instagram .com/p/CPvRTCElUoj /?utm_source=ig_web_copy_link (дата обращения 26.01.2022).

53 Минниханов заявил, что Владимир Путин уделяет огромное внимание исламскому миру. 12.01.2022. - Режим доступа: // https://trt-tv.ru/news/minnixanov-zayavil-chto-vladimir-putin-udelyaet-ogromnoe-vnimanie-islamskomu-miru/ (дата обращения 17.01.2022)

меньшее, чем для Р. Кадырова. В этом ключе можно не согласиться с точкой зрения российского исламоведа Р. Сулейманова о существовании двух моделей регионов с мусульманским титульным населением [18]. Политическая реальность предлагает большую вариативность в отношении роли и значимости исламского фактора на местах.

Главный акцент в вопросе регионального позиционирования президент РТ делает на модели межконфессионального взаимодействия и согласия. Хотя он не берет на себя роль лидера региональной уммы, не занимается артикулированием ее внутренних проблем, в то же время выполняет роль медиатора во внешнеполитических отношениях России с исламским миром. Обычно его поздравления с религиозными праздниками предельно краткие и однообразные, но при этом президент РТ старается демонстрировать паритетное отношение к основным конфессиональным сообществам республики, что не отменяет наблюдаемой исламизации разных сфер общественно-политической жизни. В ближайшем будущем религиозный (в т. ч. исламский) ресурс позиционирования республики вряд ли потеряет свое значение, а вот перспективы дальнейшего развития ситуации обусловлены внутриполитическими процессами в регионе, сменяемостью регионального руководства и общемировыми политическими трендами.

Литература

1. Аблаева Е. Рустам Минниханов: «Кто-то говорит, что татары за счет российского бюджета жируют - извините.». 28.05.2021. - Режим доступа: https://sntat.ru/news/rustam-minnihanov-kto-to-govorit-chto-tatary-za-schet-rossiyskogo-byudzheta-zhiruyut-izvinite-5824973 (дата обращения: 22.01.2022).

2. Береснев В. Рустам Минниханов в Давосе: «Я мусульманин - и это открывает очень много дверей». 23.01.2019. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/410641 (дата обращения: 17.01.2022).

3. Билалов Р., Рахматуллин Т. Камиль Самигуллин: «Любая дезинформация может нарушить мир между целыми народами». 21.01.2022. - Режим доступа: /https://www.tatar-inform.ru/news/muftii-kamil-samigullin-kto-to-xocet-razdut-skandal-iz-kakoi-to-sorinki-5851085 (дата обращения: 25.01.2022).

4. Бритвина Е. Рустам Минниханов посетил II Всероссийский турнир по хоккею с шайбой «Кубок Дружбы - Дуслык». 19.02.2022. - Режим доступа: https://tatarstan.ru/index.htm/news/2058408.htm (дата обращения: 24.02.2022).

5. Габдрахманова Г.Ф. Дискурсивное конструирование идентичности в Посланиях региональному парламенту. Кейс Республики Татарстан // Полис. Политические исследования. 2021. № 5. - С. 146-160.

6. Долгополов Н., Кондрева О., Фронин В. KAZAN по-английски. Президент Татарстана Рустам Минниханов - о том, зачем казанским чиновникам иностранный язык, почему гранты студентам в республике в 5 раз выше стипендий и как праздновать Ураза-Байрам. 15.09.2011. - Режим доступа: https://rg.ru/2011/09/15/minnihanov-dz.html (дата обращения: 17.01.2022).

7. Ибрагимова Г. Минниханов возглавил оргкомитет РТ по празднованию 1100-летия принятия ислама Булгарией. 05.06.2021. - Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/minnixanov-vozglavil-respublikanskii-orgkomitet-1100-letiya-prinyatiya-islama-v-tatarstane-5825250 (дата обращения: 26.01.2022).

8. Иванова Т.К., Аржанцева Н.В., Шигин Л.Б. Лица Татарстана в блогах: общественно-политическая сфера между частной и публичной жизнью // Российские исследования. 2021. Т. 2, № 4. - С. 52-64.

9. ИликоваЛ.Э. Межкультурный диалог и межконфессиональное согласие как основная ценность в официальном дискурсе власти Республики Татарстан // Российские исследования. 2020. № 1 (1). - C. 7-17.

10. Иликова Л.Э. Репрезентация имиджа межконфессионального согласия в официальном дискурсе власти (на примере Республики Татарстан) // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию первого этносоциологического исследования в СССР / под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой. - Казань: Институт истории им. Шигабутдина Марджани АН Республики Татарстан, 2018.

11. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - 494 с.

12. Мухамедшина Г. Рустам Минниханов принял участие в праздничном намазе. 19.08.2012. - Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/rustam-minnihanov-prinyal-uchastie-v-prazdnichnom-namaze (дата обращения: 12.02.2022).

13. Панченко А. Рустам Минниханов: «Исторически Россия является наиболее близкой к исламской цивилизации». 25.11.2021. - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/232922-tatarstan-gotov-k-sotrudnichestvu-s-saudovskoy-aravie-v-islamskom-bankinge (дата обращения: 20.01.2022).

14. Прокопьева Д. Минниханов: Власть должна использовать соцсети для прямого контакта с обществом. 10.09.2020. - Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/minnihanov-vlast-dolzhna-ispolzovat-sotsseti-dlya-pryamogo-kontakta-s-obschestvom-5770146 (дата обращения: 24.02.2022).

15. Рощупкина Е. Минниханов: «Где бы мусульманин ни был, он должен прочувствовать: это большое событие». 12.01.2022. - Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/rustam-minnixanov-1100-letie-prinyatiya-islama-volzskoi-bulgariei-federalnyi-prazdnik-5850220 (дата обращения: 18.01.2022).

16. Саримова Л. Рустам Минниханов: «Исламская столица России? Я думаю, что мы не претендуем...» 27.05.2016. - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/32593 (дата обращения: 19.02.2022).

17. Серова И. Минтимер Шаймиев - делегатам форума: «В истории мы оставили глубокий след». 04.06.2021. - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/news/214869-rustam-minnihanov-prizval-zapisatsya-tatarami (дата обращения: 13.02.2022).

18. Сулейманов Р. Кого считать исламским лидером России - Минниханова или Кадырова: мнение. 11.04.2016. - Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2016/04/11/kogo-schitat-islamskim-liderom-rossii-minnihanova-ili-kadyrova-mnenie (дата обращения: 14.01.2022).

19. Тён А. ван Дейк. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации; пер. с анг. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 344 с.

20. Угаров А. Минниханов: «Я не против оружия и охоты, но в таком виде, как сегодня, это неправильно». 11.06.2021. - Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/minnixanov-ya-ne-protiv-oruziya-i-oxoty-no-v-takom-vide-kak-segodnya-eto-nepravilno-5825896 (дата обращения: 17.02.2022).

21. Угаров А. Рустам Минниханов: Ислам стал одной из важных частей поликонфессиональной культуры России. 26.07.2021. - Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/rustam-minnixanov-islam-stal-odnoi-iz-vaznyx-castei-polikonfessionalnoi-kultury-rossii-5830861 (дата обращения: 19.02.2022).

22. Угринович Д.М. Психология религии. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

23. Фархутдинов Л., Колесников Р. «Если в такую не будут ходить, это уж совсем грех!»: Минниханов открыл древнюю мечеть в Большой Елге. 29.10.2021. -Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/527549 (дата обращения: 21.01.2022).

24. ЯблоковИ.Н. Социология религии. - М.: Мысль, 1979. - 182 с.

25. Akhmetshina I.F., Akhmetshina E.G. The culture of political communication in social networks in the Republic of Tatarstan // Revista San Gregorio. 2017. № 20. S. 162169.

26. Bassin M. The Patron of the Turkic Peoples // The Gumilev Mystique: Biopolitics, Eurasianism, and the Construction of Community in Modern Russia. - 1st ed. Cornell University Press, 2016. - Pp. 273-305.

27. Berger P. The Heretical Imperative: Contemporary Possibilities of Religious Affirmation. - N.Y.: Anchor Press, 1979. - 220 p.

28. BlakkisrudH. Medvedev's New Governors // Europe-Asia Studies. 2011. Vol. 63, Issue 3. - Pp. 367-395.

29. Braun A., Wingender M. Kazakhstan and Tatarstan - building identities in Russian-Turkic speech communities // Kazakh in Post-Soviet Kazakhstan: Proceedings of the International Symposium on Kazakh, November 30 - December 2, 2011, 1st ed., Muhamedowa R. (Ed.). - Giessen: Harrassowitz Verlag, 2015. - Pp.69-94.

30. Devlet N. The Tension at Russia's Center: Radical Islam in Tatarstan. German Marshall Fund of the United States, 2012. - Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/resrep18653 (accessed 23.02.2022).

31. Hartley J.M. Non-Russians on the Volga: аutonomy and identity in the Volga: A History of Russia's Greatest River. Yale University Press, 2021. - Pp. 286-305.

32. Keenan R. Tatarstan: The Battle Over Islam in Russia's Heartland // World Policy Journal. 2013. Vol. 30, issue 2. - Pp. 70-79.

33. Orttung R. Center-Periphery Relations. Russia in 2020: Scenarios for the Future. Carnegie Endowment for International Peace, M. LIPMAN & N. PETROV (Eds.), 2011, pp. 329-348.

34. Renz B., Sullivan J. Electronic Resources and the Study of Political Elites in Russia // Europe-Asia Studies. 2013. Vol. 65, issue 10. - Pp.1898-1911.

35. Renz B., Sullivan J. Making a connection in the provinces? Russia's tweeting governors // East European Politics. 2013. Vol. 29, issue 2. - Pp. 135-151.

36. Sharafutdinova G. Gestalt Switch in Russian Federalism: The Decline in Regional Power under Putin // Comparative Politics. 2013. Vol. 45, no. 3. - Pp. 357-376.

References

1. Ablaeva E. Rustam Minnikhanov: "Someone says that the Tatars are fattening at the expense of the Russian budget - sorry ...". 05.28.2021. - Access mode: https://sntat.ru/news/rustam-minnihanov-kto-to-govorit-chto-tatary-za-schet-rossiyskogo-byudzheta-zhiruyut-izvinite-5824973 (date of access: 01/22/2022). (in Russian)

2. Beresnev V. Rustam Minnikhanov in Davos: "I am a Muslim - and this opens a lot of doors." 01.23.2019. - Access mode: https://www.business-gazeta.ru/article/410641 (date of access: 01.17.2022). (in Russian)

3. Bilalov R., Rakhmatullin T. Kamil Samigullin: "Any disinformation can break the peace between entire nations" 01.21.2022. - Access mode: /https://www.tatar-inform.ru/news/muftii-kamil-samigullin-kto-to-xocet-razdut-skandal-iz-kakoi-to-sorinki-5851085 (date of access: 25.01. 2022). (in Russian)

4. Britvina E. Rustam Minnikhanov visited the II All-Russian Ice Hockey Tournament "Friendship Cup - Duslyk". 02.19.2022. - Access mode: https://tatarstan.ru/index.htm/news/2058408.htm (date of access: 24.02.2022). (in Russian)

5. Gabdrakhmanova G.F. Discursive Construction of Identity in the Messages to the Regional Parliament. Case of the Republic of Tatarstan. Polis. Political studies. 2021, no. 5. P. 146-160. (in Russian)

6. Dolgopolov N., Kondreva O., Fronin V. KAZAN in English. President of Tatarstan Rustam Minnikhanov - about why Kazan officials need a foreign language, why grants to students in the republic are 5 times higher than scholarships and how to celebrate Eidal-Fitr. 09.15.2011. - Access mode: https://rg.ru/2011/09/15/minnihanov-dz.html (date of access: 01.17.2022). (in Russian)

7. Ibragimova G. Minnikhanov headed the organizing committee of the Republic of Tatarstan for the celebration of the 1100th anniversary of the adoption of Islam by Bulgaria. 06/05/2021. - Access mode: https://www.tatar-inform.ru/news/minnixanov-vozglavil-respublikanskii-orgkomitet-1100-letiya-prinyatiya-islama-v-tatarstane-5825250 (date of access: 01.26.2022). (in Russian)

8. Ivanova T.K., Arzhantseva N.V., Shigin L.B. Faces of Tatarstan in blogs: the socio-political sphere between private and public life. Russian Studies. 2021. Vol. 2, no. 4. P. 52-64. (in Russian)

9. Ilikova L.E. Intercultural dialogue and interfaith harmony as the main value in the official discourse of power in the Republic of Tatarstan. Russian Studies. 2020. no. 1 (1). -Pp. 7-17. (in Russian)

10. Ilikova L.E. Representation of the image of interfaith harmony in the official discourse of power (on the example of the Republic of Tatarstan). Positive experience in regulating ethno-social and ethno-cultural processes in the regions of the Russian Federation. Materials of the III All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 50th anniversary of the first ethno-sociological research in the USSR / Edited by G.F. Gabdrakhmanova, G.I. Makarova, L.V. Sagitova. - Kazan: Publisher: Shigabutdin Marjani Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 2018. (in Russian)

11. Castells M. Formation of a society of network structures. New post-industrial wave in the West. Anthology ed. V.L. Inozemtseva. - Moscow. Academia, 1999. - 494 p. (in Russian)

12. Mukhamedshina G. Rustam Minnikhanov took part in the festive prayer. 08.19.2012. - Access mode: https://www.tatar-inform.ru/news/rustam-minnihanov-prinyal-uchastie-v-prazdnichnom-namaze (date of access: 12.02.2022). (in Russian)

13. Panchenko A. Rustam Minnikhanov: "Historically, Russia is the closest to the Islamic civilization." 25.11.2021. - Access mode: https://realnoevremya.ru/articles/232922-tatarstan-gotov-k-sotrudnichestvu-s-saudovskoy-aravie-v-islamskom-bankinge (date of access: 20.01.2022). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Prokopyeva D. Minnikhanov: The authorities should use social networks for direct contact with society. 09.10.2020. - Access mode: https://www.tatar-inform.ru/news/minnihanov-vlast-dolzhna-ispolzovat-sotsseti-dlya-pryamogo-kontakta-s-obschestvom-5770146 (date of access: 02.24.2022). (in Russian)

15. Roshchupkina E. Minnikhanov: "Wherever a Muslim is, he must feel: this is a great event." 01.12.2022. - Access mode: https://www.tatar-inform.ru/news/rustam-minnixanov-1100-letie-prinyatiya-islama-volzskoi-bulgariei-federalnyi-prazdnik-5850220 (date of access: 01.18.2022). (in Russian)

16. Sarimova L. Rustam Minnikhanov: "Islamic capital of Russia? I think that we do not apply..." 05.27.2016. - Access mode: https://realnoevremya.ru/articles/32593 (date of access: 02.19.2022). (in Russian)

17. Serova I. Mintimer Shaimiev to forum delegates: "We have left a deep mark on history." 06.04.2021. - Access mode: https://realnoevremya.ru/news/214869-rustam-minnihanov-prizval-zapisatsya-tatarami (date of access: 02.13.2022). (in Russian)

18. Suleimanov R. Who is considered the Islamic leader of Russia - Minnikhanov or Kadyrov: opinion. 04.11.2016. - Access mode: https://eadaily.com/ru/news/2016/04/11/kogo-schitat-islamskim-liderom-rossii-minnihanova-ili-kadyrova-mnenie (accessed: 01.14.2022). (in Russian)

19. Tön A. van Dyck. Discourse and power: Representation of dominance in language and communication. Per. from English. - Moscow: Book house "LIBROKOM", 2013. - 344 p.

20. Ugarov A. Minnikhanov: "I am not against weapons and hunting, but in the form it is today, this is wrong." 06.11.2021. - Access mode: https://www.tatar-inform.ru/news/minnixanov-ya-ne-protiv-oruziya-i-oxoty-no-v-takom-vide-kak-segodnya-eto-nepravilno- 5825896 (date of access: 02.17.2022). (in Russian)

21. Ugarov A. Rustam Minnikhanov: Islam has become one of the important parts of the multi-confessional culture of Russia. 07.26.2021. - Access mode: https://www.tatar-inform.ru/news/rustam-minnixanov-islam-stal-odnoi-iz-vaznyx-castei-polikonfessionalnoi-kultury-rossii-5830861 (date of access: 02.19.2022). (in Russian)

22. Ugrinovich D.M. Psychology of religion. Moscow. Politizdat, 1986. - 352 p. (in Russian)

23. Farkhutdinov L., Kolesnikov R. "If they don't go to such a place, it's completely a sin!": Minnikhanov opened an ancient mosque in Bolshaya Elga. 10.29.2021. - Access mode: https://www.business-gazeta.ru/article/527549 (date of access: 01.21.2022). (in Russian)

24. Yablokov I.N. Sociology of religion. Moscow. Thought, 1979. - 182 p. (in Russian)

25. Akhmetshina I.F., Akhmetshina E. G. The culture of political communication in social networks in the Republic of Tatarstan // Revista San Gregorio. 2017. no. 20. - Pp. 162-169.

26. Bassin M. "The Patron of the Turkic Peoples". The Gumilev Mystique: Biopolitics, Eurasianism, and the Construction of Community in Modern Russia. - 1st ed. Cornell University Press, 2016. - Pp. 273-305.

27. Berger P. The Heretical Imperative: Contemporary Possibilities of Religious Affirmation. - N.Y.: Anchor Press, 1979. - 220 p.

28. Blakkisrud H. Medvedev's New Governors. Europe-Asia Studies. 2011. Vol. 63, issue 3. - Pp. 367-395.

29. Braun A., Wingender M. Kazakhstan and Tatarstan - building identities in Russian-Turkic speech communities. Kazakh in Post-Soviet Kazakhstan: Proceedings of the International Symposium on Kazakh, November 30 - December 2, 2011, 1st ed., MuhamedowaR. (Ed.). - Harrassowitz Verlag, 2015. - Pp. 69-94.

30. Devlet N. The Tension at Russia's Center: Radical Islam in Tatarstan. German Marshall Fund of the United States, 2012. - URL: http://www.jstor.org/stable/resrep18653 (reference date: 23.02.2022).

31. Hartley J. M. Non-Russians on the Volga: Autonomy and identity. The Volga: A History of Russia's Greatest River. Yale University Press, 2021. P. 286-305. DOI: https://doi.org/10.2307Zj.ctv1b0fw6v.25

32. Keenan R. Tatarstan: The Battle Over Islam in Russia's Heartland // World Policy Journal. 2013. Vol. 30, Issue 2. - Pp. 70-79.

33. Orttung R. Center-Periphery Relations. Russia in 2020: Scenarios for the Future // Carnegie Endowment for International Peace, M. LIPMAN & N. PETROV (Eds.), 2011. - P. 329-348.

34. Renz B., Sullivan J. Electronic Resources and the Study of Political Elites in Russia // Europe-Asia Studies. 2013. Vol. 65, Issue 10. - P. 1898-1911.

35. Renz B., Sullivan J. Making a connection in the provinces? Russia's tweeting governors // East European Politics. 2013. Vol. 29, Issue 2. - Pp. 135-151.

36. Sharafutdinova G. Gestalt Switch in Russian Federalism: The Decline in Regional Power under Putin // Comparative Politics. 2013. Vol. 45, no. 3. - P. 357-376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.