Научная статья на тему 'Особенности этнической идентичности виртуальных татарских сообществ в социальной сети ВКонтакте'

Особенности этнической идентичности виртуальных татарских сообществ в социальной сети ВКонтакте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
770
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ТАТАРЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ETHNIC IDENTITY / NATIONAL INTERNET / SOCIAL NETWORKS / TATARS / VIRTUAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Махмутов Зуфар Александрович, Габдрахманова Гульнара Фаатовна

Данная статья посвящена исследованию виртуальных татарских сообществ в социальной сети ВКонтакте. Они были типологизированы по основным консолидирующим социальным и этническим маркерам. Три крупнейших татарских сообщества «Иң шәп татарча җырлар | Татарстан | Казань | Челны», «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» «Татары и татарочки» изучались авторами при помощи методов статистического анализа и контент-анализа. Для изучения многочисленной аудитории сообществ использованы популярные приложения https://vk.com/compare_groups и http://allsocial.ru/communities, для выявления наиболее популярных публикаций http://popsters.ru. Категориями контент-анализа выступили: культура, новости, религия, политика, история, экономика, спорт, юмор, автостереотипы, браки и знакомства. В результате исследования была определена основная аудитория сообществ, тематический и лингвистический контент их публикаций, языковое поведение пользователей, установлены основные функции пабликов. Это позволило выявить особенности этнической идентичности татарских сообществ в исследуемой социальной сети представления о ней и средства ее презентации в виртуальной и реальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ETHNIC IDENTITY OF TATAR VIRTUAL COMMUNITIES in THE “Vkontakte” Social Network

This article is devoted to the study of virtual Tatar communities in the VKontakte social network typologized according to basic consolidating social and ethnic markers.The authors studied the three largest Tatar communities: “Iң shәp Tatarcha җyrlar” [The Coolest Tatar Songs], “Kyzyk-myzyk (Tatarcha yumor)” [Interesting Indeed (Тatar Humor)], and “Tatary i tatarochki” [Тatar males and females] using methods of statistical and content analysis. To investigate the various audiences of the communities and to identify the most popular publications, we used the following applications: https://vk.com/compare_ groups, http://allsocial.ru/communities, http://popsters.ru. The categories of content analysis were: culture, news, religion, politics, history, economics, sports, humor, self-stereotypes, marriage and dating. As a result of our research, the main audiences of the communities, the thematic and linguistic content of their publications, and the language behavior of users were revealed. The basic functions of the investigated communities were likewise detected. The study revealed the features of Tatar ethnic identity in these social networks (community members’ ideas about their identity, and how they present it in virtual and real life).

Текст научной работы на тему «Особенности этнической идентичности виртуальных татарских сообществ в социальной сети ВКонтакте»

УДК 316.45

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ ТАТАРСКИХ СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ

З.А. Махмутов, Г. Ф. Габдрахманова

Институт истории им. Ш.Марджани

Академии наук Республики Татарстан

Казань, Российская Федерация

[email protected], [email protected]

Данная статья посвящена исследованию виртуальных татарских сообществ в социальной сети ВКонтакте. Они были типологизированы по основным консолидирующим социальным и этническим маркерам. Три крупнейших татарских сообщества «Иц шэп татарча жырлар | Татарстан | Казань | Челны», «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» «Татары и татарочки» изучались авторами при помощи методов статистического анализа и контент-анализа. Для изучения многочисленной аудитории сообществ использованы популярные приложения https://vk.com/compare_groups и http://allsocial.ru/communities, для выявления наиболее популярных публикаций - http://popsters.ru. Категориями контент-анализа выступили: культура, новости, религия, политика, история, экономика, спорт, юмор, автостереотипы, браки и знакомства. В результате исследования была определена основная аудитория сообществ, тематический и лингвистический контент их публикаций, языковое поведение пользователей, установлены основные функции пабликов. Это позволило выявить особенности этнической идентичности татарских сообществ в исследуемой социальной сети - представления о ней и средства ее презентации в виртуальной и реальной жизни.

Ключевые слова: национальный Интернет, социальные сети, виртуальные сообщества, татары, этническая идентичность, коммуникация

Развитие новых коммуникационных технологий, в частности Интернета, кардинально меняет все традиционные представления об обществе и общественных связях. Процессы информатизации охватывают самые разные социальные группы. Происходят изменения в политической (различные политические организации получают большие возможности для донесения до публики своих позиций и инициатив), экономической (перераспределяются доходы и финансовые потоки), правовой (изменяются традиционные нормы поведения и законы), отраслевой и профессиональной (возникают новые профессии и сегменты приложения труда) сферах. Интернет начинает проникать и в этническую сферу: представители разных этнических групп образовывают виртуальные объединения (интернет-сообщества, онлайн-сообщества) и позиционируют свои этнические чув-

ства и интересы. В России такие сообщества имеют черкесы [3], буряты [10], удмурты [11]. Виртуальные татарские группы практически еще не становились объектом научных исследований. Исключением является работа Д.Р. Гимадеевой, которая на основе интервью с экспертами и мониторинга объединений изучила этнокультурные значения и практики сетевых татарских сообществ [4]. Некоторые татарские группы в социальной сети ВКонтакте попали в выборку исследовательского проекта Л.Я. За-дейльман [5].

Анализ накопленного зарубежного и отечественного опыта изучения виртуальных этнических сообществ показывает, что важно учитывать несколько моментов. Во-первых, для выделения этнически маркированного сегмента Интернета необходимо введение новой категории «национальный Интернет», под которым мы подразумеваем совокупность сетевых ресурсов, ориентированных в той или иной степени на аудиторию, абсолютную или значительную долю в которой составляют представители одной этнической группы [7, с.4]. Во-вторых, наши предыдущие исследования показывают, что национальный Интернет - это сумма разнообразных частей. Результаты анализа официальной части национального Интернета представлены в специальной работе [7]. Итоги изучения коммуникативного сегмента подводятся в данной статье. Под коммуникативным сегментом национального Интернета нами понимаются сетевые ресурсы, необходимые для разного рода социальных коммуникаций, а именно: он-лайн-контакты и общение среди пользователей - представителей одной этнической группы [7]. Виртуальное этническое сообщество выступает как сеть межличностных связей, обеспечивающая взаимодействие между представителями одной этнической группы, внутриэтническую поддержку, обмен информацией, поддержку чувства принадлежности к этническому сообществу. Наконец, важный вопрос - каким образом изучать этничность виртуальных сообществ? Для Л.Я. Задейльман главным маркером виртуального этнического сообщества является использование представителями национального языка [5], для Д.Р. Гимадеевой - позиционирование этнической идентичности [4]. В российской этносоциоло-гии одним из главных критериев изучения этнического поля является этническая идентичность, в структуру которой входит осознание принадлежности к этнической группе, «образ мы» и этнические интересы. «Образ мы» включает в себя автостереотипы, то есть представления о характерных чертах группы, а также представления о своем народе, его культуре, территории и т. д. [2, с.166]. Как показало исследование, данный подход весьма эффективен не только при изучении реальных, но и виртуальных этнических групп.

Исследовательским полем для нас стала социальная сеть ВКонтакте. Этот выбор связан с тем, что именно здесь сосредоточено самое большое количество виртуальных татарских сообществ (более 6 000; для сравнения: в социальной сети Одноклассники их около 4 000). Все сообщества

(не только этнические) в данной сети разделяются по функциям: «группы», «публичные страницы» и «мероприятия». «Группы» в большей степени предназначены для виртуальных дискуссий и обмена мнениями, «публичные страницы» - для распространения среди участников новостной информации, «мероприятия» - для организации какого-либо действия в реальной жизни. Хронологически «мероприятие» является кратковременным объединением, «группа» и «публичная страница» - постоянными. «Группы» и «мероприятия» могут быть открытыми (участниками паблика могут стать все желающие), закрытыми (в сообщество вступают по приглашению или подав заявку). Существуют и «частные группы», в которые можно попасть только по приглашению руководителей. Все эти сообщества имеют больше общего, чем различного. Каждый паблик имеет стену, на которой выставляются последние новости и различные заметки. Стены бывают нескольких видов: открытые (писать сообщения и оставлять комментарии могут все участники сообщества), ограниченные (пишут только от имени группы, но комментировать записи имеют возможность все участники) и закрытые (на них можно оставлять заметки только от имени группы, комментарии отключены). На любых стенах допускаются лайки и репосты, что позволяет сохранить интерактивность сообществ. По желанию администраторов групп, на «публичных страницах» и «мероприятиях» могут выкладываться фотоальбомы, видео- и аудиозаписи, обсуждения (аналог форума, на котором представлены различные темы для дискуссий), ссылки на другие паблики.

В ВКонтакте представлены татарские сообщества, которые делают акцент на общетатарской идентичности - «Мы - татары»: открытые группы -«Татары и татарочки» (113 603 участника), «Миндэ татар каны • во мне татарская кровь» (25 956), публичная страница «Типичный татарин» (77 157 подписчиков). Некоторые группы подчеркивают субэтнические особенности татар: «Мишари» (1 634 участника), «Сибирские татары *туган телтэ кэплэшэйек» (1 344), «Кряшены (крещеные татары)» (168). Количество участников сообществ, позиционирующих свою общетатарскую идентичность, в социальной сети ВКонтакте за последние годы существенно выросло: если в 2007 году самая многочисленная из них насчитывала около 2 000 человек, в 2012 - 33 000 [4, с.181], в 2016 - более 113 000. Таким образом, за 9 лет их аудитория увеличилась более чем в 50 раз.

Достаточно развиты в ВКонтакте татарские сообщества, которые объединяются по территориальному признаку. Одними из наиболее многочисленных из них являются «Татары и татарочки Москвы» (9 365 участников), « «Татары и татарочки» Ульяновска ЛЬ'» (6 098), *******ТАТАРЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ******* (4 296). Существуют виртуальные сообщества, ориентированные на татар, проживающих за пределами России: «Татары Узбекистана» (2 054 участника) «<<<<Татары в США>>>>» (1 252), «Татары, живущие в Казахстане» (614).

Третью и самую популярную группу представляют татарские сообщества, объединенные конкретной (нишевой) тематикой [8, с.96], имеющей этнокультурную основу. Из самых многочисленных, входящих в нее, необходимо отметить публичные страницы, связанные с татарской музыкой - «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны» (215 314 подписчиков), «Татар радиосы - тг 100.5 £т» (64 740), и с юмором - «КЫ-ЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» (122 999).

Для исследования были выбраны три наиболее крупных виртуальных объединения ВКонтакте: публичные страницы групп «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны», «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» и открытой - «Татары и татарочки». Все они, согласно данным приложения http://allsocial.ru/communities, демонстрируют увеличение численности аудитории. Например, за август 2016 года она выросла на 1%. Наибольший абсолютный прирост в этот период наблюдался на публичной странице «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны» (+2 623 подписчика), относительный - «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» (+1,8%).

Содержащаяся на страницах исследуемых групп информация была подвергнута количественному и качественному анализу. Для изучения многочисленной аудитории сообществ использованы популярные приложения: 1). https://vk.com/compare_groups, позволяющее установить пользователей, являющихся подписчиками сразу двух виртуальных сообществ, 2). http://allsocial.ru/communities, дающее возможность оценить динамику количества участников.

Мы также стремились понять, какие темы выставляются администраторами пабликов, какие из них вызывают наибольший отклик у подписчиков. Для решения этой задачи был использован ресурс popsters.ru (предоставляет данные о статистике лайков, комментариев, репостов по каждой публикации), а также метод контент-анализа. На первом этапе контент-анализа было осуществлено первичное обследование стен изучаемых сообществ, в ходе которого был составлен перечень всех обсуждаемых тем. Затем некоторые из них были объединены в более крупные категории. В результате, в качестве тематических категорий контент-анализа выступили: культура (в нее вошли сообщения, касающиеся татарской музыки, поэзии, фольклора, театра, кинематографа, а также аудио- и видеозаписи татарских песен), новости (события в разных сферах жизни общества), религия, политика, история, экономика, спорт, юмор, автостереотипы, браки и знакомства, другое (не имеющее прямого отношения ко всем представленным выше категориям). Как правило, каждое сообщение было отнесено к какой-то одной из данных тем. В некоторых случаях оказывалось так, что сообщения в связи с особенностями их содержания идентифицировались с несколькими категориями. Например, спортивные события были отнесены одновременно к новостной и к спортивной тематике. Отдельно от других рассматривалась категория «действие». К ней отнесены записи,

которые касаются организации, активности, мобилизации, участия. Это, например, приглашения на различные мероприятия - реальные (флешмо-бы) или виртуальные, просьбы о распространении информации различного характера.

На следующем этапе был составлен макет аналитической базы. В нее при помощи приложения popsters.ru были внесены все имеющиеся на момент исследования публикации (посты) трех изучаемых татарских групп ВКонтакте. В результате оказались зафиксированными в группе «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны» 11 309 постов, «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» - 17 687, «Татары и татарочки» - 20 224. Приложение popsters.ru позволило составить рейтинг наиболее популярных постов по количеству лайков, репостов и комментариев. Для количественного анализа была рассчитана необходимая выборка сообщений для каждого из исследованных сообществ с доверительной вероятностью в 95% и ошибкой выборки в 5%. Использовалась механическая (систематическая) выборка, когда первое сообщение отбиралось случайно, а в дальнейшем в аналитическую базу заносилось каждое последующее пятое. В соответствии с данными о генеральной совокупности публикаций было проанализировано 372 поста сообщества «Иц шэп татарча ж;ырлар | Татарстан | Казань | Челны»», 376 - сообщества «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань», 377 - сообщества «Татары и татарочки». Таким образом, количество единиц анализа составило 1 125.

Специально анализировались сообщения пользователей в блоке «обсуждения», имеющемся во всех трех сообществах. В базу вносился язык, на котором оставлялся комментарий (русский, татарский, другой), и основные данные о пользователе, которые он сам предпочел заполнить на своей странице (пол, возраст, регион проживания). Выборочная совокупность составила 300 комментариев (по 100 в каждом из сообществ), что отражает с доверительной вероятностью в 95% и ошибкой выборки в 10% искомый результат. Тема обсуждения и порядковый номер комментария отбирались случайным образом. На завершающем этапе при помощи программы SPSS 22.00 был произведен подсчет статистических данных.

Как показало исследование, более 60% членов сообществ - это молодежь в возрасте от 17 до 35 лет. Она живет в разных городах России (Казань, Москва, Уфа, Санкт-Петербург) и в других странах (Казахстан, Украина, Узбекистан, США). В каждой из аудиторий групп имеется своя специфика: юные участники (младше 17 лет) в большей степени сосредоточены на публичной странице «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань», представители старших возрастов (после 35 лет) - «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны». Аудитория группы «Татары и татарочки» отличается от двух других преобладанием мужчин, а также разнообразием дислокаций (местом проживания) пользователей. Среди участников виртуальных татарских сообществ есть известные представители татарской эстрады - Лия Шамсина, Радик Юльякшин (Elvin

Grey), Саида Мухаметзянова, Ильмира Нагимова, а также экс-Председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Ильдус Фаизов. Многие из них, как правило, состоят в одном или нескольких виртуальных татарских объединениях.

Тематика контента достаточно разнообразна и охватывает значительно большую аудиторию, чем число членов групп. Например, несмотря на то, что в паблике «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны» численность участников 200 000 человек, публикации в нем за один месяц просматривают около 400 000 пользователей. Особой популярностью пользуются ауди- и видеозаписи татарских песен (85% постов «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны»), новости, юмор, политика, браки и знакомства, религия. Последнее связано исключительно с исламом.

Культурная тематика сообществ, в основном, представлена записями татарских песен и видеоклипами. В группе «Татары и татарочки» по поводу значения данной формы вокальной музыки для татар приводятся слова певца Ильгама Шакирова: «Никто не может отнять песню у народа». На этой же площадке помимо аудиозаписей татарских песен публикуются татарские стихи, сказки, комиксы, пословицы, рекомендуются для просмотра театральные постановки и фильмы на татарском языке. Здесь предлагаются онлайн-уроки татарского языка, перечень утраченных татарских слов (например, месяцев и дней недели), заметки о близости татарского языка с другими тюркскими, статьи о проблемах преподавания татарского языка. Другой актуальной языковой темой являются татарские имена. Здесь встречаются не только перечни татарских имен и их значения, но и содержатся призывы давать детям их традиционные варианты: «Выбираете татарское имя для ребенка? Как узнать, татарское ли то или иное имя? Посмотрите на фамилию современных татар! Вряд ли вы найдете татар с фамилиями: Альбертов, Артуров или Марсельев»1. Дискуссии по поводу выбора имени ребенку получили развитие в блоке «обсуждения», собравшем более 1 300 сообщений.

Новостная тематика изучаемых объединений разнообразна. В сообществе «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны» освещаются события общественной жизни Татарстана: «Деньякулэм танылган галим КНИТУ-КХТИныц Мактаулы Доктор дипломына ия булды!!!» - [Всемирно известный ученый стал Почетным доктором КНИТУ-КХТИ]. Еще шире в информационном плане новостная лента представлена на публичной странице «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань». В выборку исследования попали сообщения, не имеющие прямого отношения к тематике сообщества или к событиям из жизни Татарстана. Например, это новость «Top Gear тапшыруыныц алыштыргыч алып баручысы Джереми Кларксонны ВВС каналыннан куачаклар» - [Незаменимого ведущего шоу

1 Здесь и далее сохраняется оригинальный текст: грамматика, пунктуация и стиль остаются в изложении пользователей страниц.

Top Gear Джереми Кларксона уволят с канала BBC]. Самое большое количество новостей представлено в группе «Татары и татарочки». Обращает на себя внимание тот факт, что в ней достаточно много информации, связанной с политической сферой Республики Татарстан и России в целом, а также посвященной символьным личностям - известным татарам, проживающим в разных странах. Например, сообщается о том, что ветеран национального общественного движения Рустам Садри стал кандидатом в сенаторы Австралии, певица Алсу посетила этно-ярмарку в Таллинне. Новостная лента данного сообщества сопровождается оценками выкладываемых событий. Например, информация о мероприятии «День русского гнева», проведенном в Набережных Челнах, публикуется с заголовком «Чаллыда урыслар юк?!! Чаллы - ТАТАР каласы!!!» («Русский гнев по-челнински»), с хэштегом «шовинизм» публикуется высказывание министра культуры России В.Р. Мединского, который назвал Казань самым русским городом и образцом русского мира. Администраторы данной группы выкладывают новости, связанные с религиозной тематикой: «В Урае (ХМАО) открылась новая Соборная мечеть», «Сабы как Саха: малая родина Рустама Минниханова загнала алкоголь на полки «Харама», «В Московской области открывается детский центр с духовно-нравственным воспитанием».

Юмористический контент, главным образом, представлен в паблике «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань», где он составляет более половины информации. Большинство юмористических публикаций не содержит этнически маркированной информации, за исключением языка текста, однако имеются записи, содержащие культурный и религиозный контент. В ряде случаев юмор раскрывает представления татар о самих себе. Это могут быть как положительные, так и отрицательные автостереотипы. «Образ мы» представлен в публикациях сообществ «КЫ-ЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» и «Татары и татарочки». К отрицательным относятся такие качества татар, как «нехватка национальной гордости», «отсутствие сплоченности», а также «злость». Значительно больше в «образе мы» положительных коннотаций: татары грамотные, целеустремленные и предприимчивые, сильные духом, хозяйственные, созидательные, трудолюбивые, экономные, хитрые, уважающие старших и ведущие трезвый образ жизни, а татарки - самые красивые, непьющие и некурящие. Активизация автостереотипов осуществляется через лозунги и призывы («Без булдырабыз!» - [«Мы можем»], автор М.Ш. Шаймиев; «Татары рулят!»), через содержание некоторых песен («Мец яшик»: «Бер булыйк! Бергэлэп мец яшик!» - [«Будем едины! Вместе будем жить еще тысячу лет!»]), а также через правила поведения, предназначенные для татарских девушек. Приведем один пример.

Правила поведения для обычной татарской девушки:

1. Одевайтесь у себя в будуаре, а не в присутствии мужчины. Будьте готовы к выходу в то время, на которое вы договорились.

2. Мужчин не слишком привлекают женщины, которые заимствуют носовые платки и оставляют на них пятна от помады. Наносите косметику, когда вас никто не видит.

3. Не будьте сентиментальны и не пытайтесь играть на мужских эмоциях. Мужчинам не нравятся слезы, особенно в публичном месте.

4. Не привлекайте внимание других мужчин, даже если у вас очень хорошее настроение. Иначе первое свидание может стать последним.

5. Не разговаривайте с мужчиной во время танца. Если он вас пригласил, значит, хочет потанцевать, а не поговорить.

6. Никогда не сидите в развязной позе, будто растекаясь по дивану, и не смотрите на собеседника потухшим взором, даже если вам на самом деле скучно. Сядьте так, будто вы в любой момент готовы встать, закройте рот, слушайте мужчину молча.

7. Зеркало заднего вида в автомобиле предназначено не для того, чтобы вы поправляли макияж. Оно нужно, чтобы обеспечить водителю обзор дороги.

8. Не любезничайте с официантом, делая заказ. Мужчина заслуживает того, чтобы ваше внимание принадлежало ему безраздельно.

9. Если у вас большой бюст, как можно больше прикройтесь. И не затягивайте свой корсет слишком туго.

10. Не ведите себя фамильярно на людях. Не делайте из своих отношений шоу - это признак дурного вкуса. Не вводите мужчину в замешательство и никогда не оскорбляйте его публично.

11. Не говорите с мужчиной об одежде и не пытайтесь описать ему свое новое платье. Обсуждайте то, что он готов обсудить.

12. И не употребляйте алкоголь, вашего мужчину это совсем не впечатлит!

Данное предписание, призывающее молодую татарку оказывать особое почтение мужчине, демонстрировать скромность, носить закрытую одежду, вести трезвый образ жизни проистекает из правил поведения мусульманки [1], что свидетельствует о существенном влиянии ислама на конструирование автостереотипов в виртуальных татарских сообществах.

Достаточно популярна в группе «Татары и татарочки» историческая тематика, связанная с этногенезом татар, Золотой Ордой. Особое внимание уделяется и таким трагическим событиям из истории казанских и крымских татар, как взятие Казани Иваном Грозным, голод 1920-1921 г., депортация из Крыма в 1944 году, которая получила название «Татарская «Катынь». Одним из исторических примеров успешного опыта построения собственного государства татарами в публикациях сообщества рассматривается Золотая Орда, которая «давала своим подданным защиту от иноземных нападений, собирала небольшие налоги и предоставляла все условия для развития торговли». Она является «символом единения многих тюркских народов, в том числе крымских и казанских татар». Образ Золотой Орды формируется и благодаря публикации придуманного одним из

администраторов сообщества ее флага. В контент входят и лозунги, связанные с важностью истории и других элементов этнического самосознания в сохранении татарской идентичности: «Религия и история, культура и язык должны объединять народ и поднять его достоинство!», «Килэчэккэ горур атлап барыр вчен, уз халкыцныц тарихын hэм уткэн-нэрен онытма!» - [Чтобы гордо шагать в будущее, помни прошлое и историю своего народа!]. Последняя цитата сопровождается фотографией, на которой запечатлены символы двух разных эпох: современной (спортивный грузовик российской автогоночной команды «КАМАЗ-мастер») и средневековой (всадник с копьем и стрелами, скачущий по степным просторам). Пользователи сообществ создают виртуальные библиотеки, в которых выкладывают электронные книги по истории татар.

Широко представлены в группе «Татары и татарочки» сообщения, связанные с современной политической сферой. Много времени уделяется обсуждению категорий «нация», «суверенитет», «Президент». На страницах представлены дискуссии о политическом статусе Республики Татарстан. Рассуждения строятся вокруг документов, принятых в регионе в начале 1990-х гг. - Декларации о Государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики и Договоре между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Достаточно много обсуждается статус Президента Республики Татарстана: «Президент» - это не просто название должности. Это - важный государственный институт, институт президентства. И таким образом пытаются отнять не название должности у нынешнего президента, а государственный институт и у всей республики, то есть - у нас, граждан республики, сегодняшнего и будущих поколений... Вопрос о наименовании высшей должности республики важен и в другом отношении. Это вопрос о том, сколько ещё полномочий будет отнято у нашей республики. Что отнимут у республики завтра? Нефтяную отрасль? Весь сколько-нибудь крупный бизнес? Сельскохозяйственный сектор? Но тогда нам надо быть готовыми к тому, что послезавтра наша столица будет иметь уровень не европейского города, а провинциального российского городка». В ряде сообщений проявляется отношение к Республике Татарстан как к особой, значимой для участников ценности: «Где бы я ни жил, меня всегда будет тянуть к этой Республике», «Защищайте свою Родину... Татарстан». Этот смысл вкладывается и в выставляемые участниками фотографии, демонстрирующие социально-экономические успехи республики.

Отдельным блоком среди публикаций сообществ можно выделить тему браков и знакомств. Ее актуальность вызвана традиционной ориентированностью татар на эндогамию [9, с.329], воспринимаемую в качестве механизма самосохранения, религии и национальной культуры. Публика-

ции, связанные с этой проблемой, можно условно разделить на три тематические группы. К первой относятся статьи, перечисляющие негативные последствия межэтнического брака.

1) Неясно, что проводить - Никах или венчание в церкви. Каждая сторона будет тянуть на себя, и пара может развалиться, так и не состоявшись.

2) Напряженность отношений между родственниками двух сторон, которая уже начнется на свадьбе. Банально, татарская сторона просит татарскую музыку, русская сторона хочет слушать русскую музыку. Угроза межнационального конфликта, драки и беспредела.

3) Русской стороне некомфортно, когда половина людей говорит на непонятном татарском языке. Итог: раздражение, дискомфорт, напряженная атмосфера.

4) Проблемы с выбором имени для ребенка. Татарское или русское имя выбрать?

5) Проблемы с выбором религиозного обряда для ребенка. Мулла исем кушсын или крещение?

6) В молодости кажется, что проблем нет, но с возрастом различия между Вами будут усиливаться. Ведь в большинстве случаев, чем старше становится человек, тем он больше тянется к своей религии и культуре.

7) К старости возникнет вопрос: а как будут похоронены муж и жена? Ведь мусульман хоронят на мусульманском кладбище, а христиан -на христианском.

8) Также много других бытовых неприятных моментов, связанных с различным менталитетом и воспитанием. От себя добавим, что татарский язык в смешанной семье сохранить почти невозможно.

Вторая группа публикаций содержит описание преимуществ и позитивного образа мононационального (татарского) брака. «От подписчика Ильназа: «У меня жена - татарка! У меня все просто и отлично!!! Дома всегда стол накрыт, убрано, ребенок на месте. В общем, выбирайте своих»». Лозунг «Выбирайте своих!» можно достаточно часто встретить в группе «Татары и татарочки». В основном, он отражается в надписях под фотографиями красивых молодоженов на фоне мечети Кул Шариф или молодой семейной пары, одетой в татарскую одежду. Образ красивого эндогамного союза передается не только при помощи визуальных средств, но и языковой игры, лаконичного переплетения татарских и русских слов: «Мы с тобой красивая парочка! Мин - татарин, а син - татарочка!».

Третья - это реклама и ссылки на площадки знакомств для татар, благодаря которым появляется дополнительная возможность создания эндогамных союзов. Даются ссылки на вечера живого общения (практикуются, в основном, в Москве), сайты знакомств, а также специальные альбомы в объединениях «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» и «Татары и татарочки».

Во всех сообществах представлена религиозная тематика. На публичной странице «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны» к данному контенту относятся преимущественно короткие поздравления с традиционными мусульманскими праздниками, в паблике «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» спектр тем существенно шире. Помимо поздравлений здесь размещены публикации под заголовком «ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗА ОДНУ МИНУТУ РАДИ СВОЕГО АХИРАТА???», цитаты их хадисов, а также юмор, связанный с позитивным образом мусульманина. Самый объемный мусульманский контент наблюдается в группе «Татары и татарочки»: это проповеди пророка Му-хаммада, суры из Корана, способы саадака, время намазов, сухура и ифта-ра в Казани, видеоописание порядка совершения намаза. Несмотря на то, что среди татар есть и христиане, вся религиозная тематика сообществ связана исключительно с исламом. Именно он является первым словом девиза группы «Татары и татарочки»: «islam. Millat. Watan». Ислам как часть «татарскости» подчеркивается и через различные изображения, иногда с юмористическими нотками. В одном из них показывается младенец, сопротивляющийся крещению.

Подавляющую часть подкатегории «другое» во всех группах составила реклама. Однако, если в нишевых публичных страницах реклама, в основном, внеэтническая, то в группе «Татары и татарочки» - этническая (татарская). Рекламируемыми продуктами в сообществах являются мусульманские платья, тюбетейки и свитера с национальной символикой, футболки, голосовые открытки на татарском языке, вечера знакомств, татарский караоке-клуб и дискотеки, а также сайты знакомств для татар «ANAEM.RU» и «Бигматур». В паблике «Татары и татарочки» размещен специальный блог, призывающий татар пользоваться услугами и оказывать их «среди своих». Таким образом, этничность конвертируется в экономический ресурс. Достаточно активно анонсируются в группе татарские культурные мероприятия, которые должны пройти в Москве. Например, это информация о юбилейном концерте ансамбля татарского танца «Ильдан».

Анализ сообщений в категории «действия» позволяет установить не только тематическое разнообразие сообщений, публикуемых в татарских сообществах, но и определить, насколько и как каждая из исследуемых групп ориентирована на влияние как в онлайн, так и в оффлайн-пространстве на собственную аудиторию, являются ли они генератором или механизмом коллективного действия. Одно из самых популярных коллективных мероприятий - публикация фотографий в рамках флешмоб «Доброе утро, Татарстан!», инициатором которого стал Президент РТ Р.Н. Минниханов. Он выложил в социальной сети фотографию из кабинета с подписью «Доброе утро, Татарстан!» [6]. Самые крупные татарские сообщества «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» и «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны» активно участвовали в популяризации данного проекта и призывали участников скидывать

администраторам снимки с хештэгом #доброе утро, Татарстан. В социальной сети, ориентированной на публикации фотографий Instagram, в настоящее время размещено более 60 000 снимков с ним. Паблик «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны» также поддержал одного из первых татарских блогеров на флешмобе, которому надо было спеть самую любимую песню на татарском языке и выложить ее в социальную сеть Instagram под хэштэгом #Яраткан Жырым. Интернет-пользователями было сделано около 2 000 видеороликов.

Действия участников группы «Татары и татарочки» связаны с политикой. В частности, они активно призвали виртуально поддержать сохранение института Президентства в Татарстане. Это предлагалось выразить в двух формах: разместив на главной фотографии своей личной страницы в социальной сети прикрепленный плакат с надписью: «Сохранить институт Президентства в Республике Татарстан», или сделать запись в комментариях на личной страничке Президента РТ Р.Н. Минниханова: «Хэерле иртэ, Президентыбыз!» - [«Доброе утро, наш Президент!»]. Данный виртуальный флешмоб поддержали и некоторые другие татарские паблики.

Другой сферой коллективного действия виртуальных татарских сообществ явилось коллективное голосование, например, за то, чтобы фотографии Казани были изображены на двухсотрублевой или двухтысячной купюре во время акции «Твоя Россия». Администрация группы «Татары и татарочки» активно призывала своих участников отдать свой голос в пользу певицы Джамалы на Евровидении, так как «есть такой небольшой, но сплоченный и сильный народ - крымские татары. Это родственный нам народ. Этот народ для нас как родной брат».

Отдельно стоит отметить действия в оффлайн-пространстве, которые были организованы силами изученных виртуальных татарских сообществ. Татарские паблики участвуют в распространении информации о молодежных мероприятиях Форума татарской молодежи: акции «Мин татарча сейлэшэм!» («Я говорю по-татарски»), «Печэн базары» («Сенной базар»), квест-игры «Татар-дозор». Интернет-площадку активно используют московские татары, с помощью которой организуются коллективные поездки в Казань на каникулы, игры в волейбол, вечера живого общения, фестивали татарской молодежи под открытым небом. Одной из акций, сгенерированных в социальных сетях, стал флешмоб памяти певицы Васили Фатта-ховой в Уфе, когда более 200 человек собрались на площади Салавата Юлаева и исполнили песню «Туган як».

Полученные данные свидетельствуют о том, что в этнонишевых объединениях - «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны» и «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань», доминирующим языком публикаций является татарский, в общеэтнической группе «Татары и татарочки» - русский. Татарский язык доминирует в культурном, религиозном и юмористическом контенте исследуемых групп. На русском языке написано большинство сообщений, связанных с рекламой, экономи-

кой, историей, политикой, спортом, браком и знакомствами. Приблизительно в равной степени - на русском языке (51%) и татарском языке (45%) - представлены новости, в 4% публикаций наблюдается билингвизм (одновременное использование двух языков в одном информационном сообщении).

Татарские виртуальные группы характеризируются высокой степенью вовлеченности, выражающейся в том, что сообщения пабликов активно читаются аудиторией и получают ответную реакцию в виде большого количества лайков, репостов и комментариев. Различные темы в блоке «обсуждения», игры, знакомства набирают по несколько тысяч сообщений пользователей. По комментариям можно судить о языковом поведении самих пользователей. Как правило, татарский язык употребляют пользователи, проживающие в Республике Татарстан и Башкортостан, русский - лица, проживающие за пределами данных регионов. Разная частотность использования татарского и русского языков подписчиками наблюдается и в исследованных объединениях. В этнонишевых сообществах «Иц шэп татарча ^ырлар | Татарстан | Казань | Челны» и «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор) | Татарстан | Казань» подписчики в дискуссиях предпочитают оставлять сообщения на татарском языке, а в общеэтнической «Татары и татарочки» - на русском. Если сравнивать языковые контенты публикаций и дискуссий, то обнаруживается, что администраторы сообществ значительно чаще используют татарский язык, чем подписчики.

Исследование виртуальных татарских сообществ в социальной сети ВКонтакте позволяет сделать следующие выводы.

1. Поскольку коммуникативный сегмент национального Интернета формируется вокруг этнической проблематики, само вовлечение в него пользователей, выражающееся в том, что сообщения пабликов активно читаются аудиторией и получают ответную реакцию в виде большого количества лайков, репостов и комментариев, является свидетельством актуализации у них этнической идентичности. Интерес к «татарскости», обсуждение ее сути (содержания), сопровождающийся фиксируемым ростом числа виртуальных групп и их участников, демонстрирует, что у современных татар этнические чувства являются значимой частью их повседневной жизни и приобретают новые (виртуальные) формы выражения. Носителями такой «новой» этнической идентичности у татар является молодежь.

2. Основным компонентом «татарскости», который обсуждают и позиционируют участники всех трех изученных виртуальных татарских сообществ, является культура. Это татарская музыка, стихотворения, сказки, комиксы, пословицы, театральные постановки и фильмы на татарском языке. Значимым является и татарский язык. На нем в некоторых группах пишется значительная часть информации, предлагаются онлайн-уроки татарского языка, обсуждаются утраченные татарские слова, имена и т.д.

3. Вторым значимым элементом позиционирования «татарскости» для виртуальных татарских сообществ является ислам. Их представители

поздравляют друг друга с мусульманскими праздниками, проводят на своих страницах цитаты хадисов, суры из Корана, способы саадака, время намазов, сухура и ифтара, видеоописание порядка совершения намаза, а также юмор, связанный с позитивным образом мусульманина.

4. Другие, используемые для демонстрации этнической идентичности, компоненты могут различаться в каждом конкретном виртуальном сообществе. Для одних - это юмор и представления татар о самих себе (особенности характера, поведения - реальные и желаемые). Для других -историческая тематика, связанная с этногенезом татар, Золотой Ордой. Наконец, третьи сосредоточены на политическом развитии татар, Республики Татарстан и на современных символьных событиях и личностях (статус РТ, институт Президентства в РТ, Р. Н. Минниханов, М. Ш. Шаймиев, поддержка Казани в акции по изображению городов РФ на двухсотрублевой или двухтысячной купюрах).

5. Особенностью этнической идентичности виртуальных татарских сообществ является и то, что, наряду с эмоциональным и когнитивным элементом, в ней присутствует и прагматическая составляющая. Некоторые группы занимаются рекламой и продажей этнокультурной (татарской) продукции - одежды, сувениров, дисков, занимаются организацией поездок в Казань и мероприятий для татар. Национальный Интернет позволяет сегодня знакомиться и заключать браки внутри этнической группы, договариваться, встречаться и проводить свободное время среди представителей своей этнической общности. Поводом могут быть не только национальные праздники и мероприятия. Часто это совместная игра в футбол, волейбол, посещение фитнес-клубов. Так расширяется круг общения и проведение досуга «среди своих».

6. Современный Интернет начинает выполнять функцию внутриэт-нической коммуникации и консолидации. Для дисперсно расселенных татар - это важный и востребованный механизм поддержания этнической идентичности. Об этом свидетельствует их большая в сравнении с другими этническими группами России вовлеченность в социальные сети. Устремленность к построению горизонтальных, не зависящих от управляющих структур, связей показывает, что некоторые черты номадической культуры у татар сохраняются до сих пор. Сегодня, несмотря на оседлый образ жизни современных татар, их пространственная подвижность вир-туализируется.

7. Большую роль в поддержании и конструировании этнической идентичности виртуальных сообществ играют администраторы групп. Именно они формируют информационный контент паблика, выступают модераторами в дискуссиях, задают правила проведения в сообществе и определяют его функциональные особенности. Их мотивация и стратегии работы - тема отдельного исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аляутдинов Ш. Нормы поведения мусульманки (Св. Коран, 33:6, 30-35, 53-55, 59). URL: http://umma.ru/fetvi/zhenshchiny/4838-zhenshhiny-normy-povedeniya-sv-koran-336-30-35-53-55-59 (дата обращения: 5.09.2016).

2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 1998. 272 с.

3. Виханская Е.В. «Черкесский» дискурс в Интернете. Поиски пути из прошлого в будущее // Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества. М.: РАН ИНИОН, 2013. С. 228-248.

4. Гимадеева Д.Р. Татарские сетевые сообщества // Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане. Казань: Казан. ун-т, 2013. С. 166188.

5. Задейльман Л.Я. Моделирование речевого поведения носителя миноритарного языка РФ в социальной сети. Выпускная квалификационная работа. М., 2016. 39 с.

6. К флешмобу #ДоброеУтроТатарстан присоединились участники «НеФорума блогеров». URL: http://www.business-gazeta.ru/news/312831 (дата обращения: 1.09.2016).

7. Махмутов З.А. Языковой ландшафт татарского Интернета. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Артифакт, 2015. 36 с.

8. Писаревский В.Г. Православные сообщества в пространстве интернет-ресурсов и их влияние на социальные сети: дисс. ... канд. соц. наук. М., 2016.

9. Татары. М.: Наука, 2001. 583 с.

10. Ханхунова М.Ю. Этнические традиции в коммуникативном пространстве // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 14. С.132-137.

11. Pischlöger С. Udmurtness in Web 2.0: Urban Udmurts Resisting Language Shift // Finnisch-Ugrische Mitteilungen. 2014. no. 38. pp. 143-162.

Сведения об авторах: Махмутов Зуфар Александрович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдел этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); [email protected]

Габдрахманова Гульнара Фаатовна - доктор социологических наук, доцент, заведующая отделом этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); [email protected]

FEATURES OF ETHNIC IDENTITY OF TATAR VIRTUAL COMMUNITIES IN THE "VKONTAKTE" SOCIAL NETWORK

Z.A. Makhmutov, G.F. Gabdrakhmanova

Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

[email protected], [email protected]

This article is devoted to the study of virtual Tatar communities in the VKontakte social network typologized according to basic consolidating social and ethnic markers.

The authors studied the three largest Tatar communities: "1ц shэp Tatarcha ^yrlar" [The Coolest Tatar Songs], "Kyzyk-myzyk (Tatarcha yumor)" [Interesting Indeed ^atar Humor)], and "Tatary i tatarochki" ^atar males and females] using methods of statistical and content analysis.

To investigate the various audiences of the communities and to identify the most popular publications, we used the following applications: https://vk.com/compare_ groups, http://allsocial.ru/communities, http://popsters.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The categories of content analysis were: culture, news, religion, politics, history, economics, sports, humor, self-stereotypes, marriage and dating. As a result of our research, the main audiences of the communities, the thematic and linguistic content of their publications, and the language behavior of users were revealed. The basic functions of the investigated communities were likewise detected.

The study revealed the features of Tatar ethnic identity in these social networks (community members' ideas about their identity, and how they present it in virtual and real life).

Kejwords: communication, ethnic identity, National Internet, social networks, Tatars, virtual communities

REFERENCES

1. Alyautdinov Sh. Normy povedeniya musul'manki (Sv. Koran, 33:6, 30-35, 5355, 59) [Standards of Conduct for Muslim Women (Holy Qur'an, 33: 6, 30-35, 53-55, 59.)]. (In Russian) Available at: http://umma.ru/fetvi/zhenshchiny/4838-zhenshhiny-normy-povedeniya-sv-koran-336-30-35-53-55-59 (accessed 5.09.2016).

2. Arutyunyan Yu.V., Drobizheva L.M., Susokolov A.A. Etnosotsiologiya. Uchebnoe posobie [Ethnosociology. A Textbook]. Moscow, Aspekt-Press Publ., 1998. 272 р. (In Russian)

3. Vikhanskaya E.V. «Cherkesskiy» diskurs v Internete. Poiski puti iz proshlogo v budushchee ["Circassian" Discourse on the Internet. The Search for a Path from the Past into the Future]. Sotsial'nye seti i virtual'nye setevye soobshchestva [Social Networks and Virtual Network Community]. Moscow, Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences Publ., 2013, pp. 228-248. (In Russian)

HcTopnnecKaa 3THoaorHa. 2016. TOM 1, № 2

4. Gimadeeva D.R. Tatarskie setevye soobshchestva [Tatar Online Communities]. Etnichnost', religioznost' i migratsii v sovremennom Tatarstane [Ethnicity, Religion and Migration in Contemporary Tatarstan]. Kazan, Kazan University Publ., 2013, pp. 166188. (In Russian)

5. Zadeyl'man L.Ya. Modelirovanie rechevogo povedeniya nositelya minoritarnogo yazyka RF v sotsial'noy seti. Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota [Modeling the Speech Behavior of a Native Speaker of a Minority Language of the Russian Federation in Social Networks. Final Qualifying Work]. Moscow, 2016. 39 p. (In Russian)

6. K fleshmobu #DobroeUtroTatarstan prisoedinilis' uchastniki «NeForuma blogerov» [Participants in "NeForuma Bloggers" Linked up with the #DobroeUtroTatarstan Flashmob]. (In Russian) Available at: http://www.business-gazeta.ru/news/312831 (accessed 1.09.2016).

7. Makhmutov Z.A. Yazykovoy landshaft tatarskogo Interneta [The Linguistic Landscape of the Tatar Internet]. Kazan, Sh. Maijani Institute of History of the TAS Publ.; Artifakt Publ., 2015. 36 p. (In Russian)

8. Pisarevskiy V.G. Pravoslavnye soobshchestva v prostranstve internet-resursov i ikh vliyanie na sotsial'nye seti. Diss. kand. sots. nauk [Orthodox Communities in the Area of Internet Resources and their Impact on Social Networks. Cand. Diss. in Soc. Sci.]. Moscow, 2016. (In Russian)

9. Tatary [Tatars]. Moscow, Nauka Publ., 2001. 583 p. (In Russian)

10. Khankhunova M.Yu. Etnicheskie traditsii v kommunikativnom prostranstve [Ethnic traditions in the Communicative Spaces]. Vestnik Buryatskogo gosudarst-vennogo universiteta - Bulletin of the Buryat State University. 2015, no. 14, pp. 132137. (In Russian).

11. Pischloger C. Udmurtness in Web 2.0: Urban Udmurts Resisting Language Shift. Finnisch-Ugrische Mitteilungen, 2014, no. 38, pp. 143-162. (In English)

About the authors: Zufar A. Makhmutov is a Candidate of Science (History), Senior Research Fellow, Department Ethnological Research, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (Entrance 5, Kremlin, Kazan 420014, Russian Federation); [email protected]

Gulnara F. Gabdrakhmanova is a Doctor of Science (Sociology), Head of the Department of Ethnological Research, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (Entrance 5, Kremlin, Kazan 420014, Russian Federation); [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.