УДК 81,23 (571.56) Т. М. Никаева
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В ОБРАЗЕ МИРА РУССКИХ, ЯКУТОВ, ЭВЕНКОВ И ЭВЕНОВ
Представлены результаты исследования этно-культурных особенностей авто- и гетеростереотипов в языковом сознании русских, якутов, эвенков и эвенов. Материалом для исследования послужили результаты направленного ассоциативного эксперимента. Автор моделирует фрагменты образа мира рассматриваемых этносов и выявляет в них общее и различное.
Ключевые слова: образ мира, языковое сознание, культура, этнические стереотипы, автостереотип, гетеростереотип, ассоциативный эксперимент, этнос, ассоциативное поле, этническая идентичность.
Т. М. Nikaeva
Ethnic stereotypes in the worldview of Russians, Yakuts, Evenks and Evens
The results of a research of ethno-cultural features of auto- and heterostereotypes in the language consciousness of Russians, Yakuts, Evenks and Evens are presented. The results of the directed associative experiment were used as a material for the research. The author models fragments of the observed ethnic groups, revealing the identical and different aspects.
Key words: worldview, language consciousness, culture, ethnic stereotypes, autostereotype, heterostereotype, associative experiment, ethnos, associative field, ethnic identity.
Термин «образ мира» является одним из фундаментальных понятий для описания психических, речемыслительных процессов в деятельности человека, особенностей его бытия и взаимоотношений с окружающим миром.
В отечественной психолингвистике принято считать, что особенности образа мира, присущего тому или иному этносу, можно вскрыть, изучая сознание человека, зафиксированное посредством языка. Сознание, по А. Н. Леонтьеву, это «открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» [1, с. 96].Образ мира дает возможность каждому члену общества адаптироваться в окружающем мире, присваивая определенную систему ценностей, способов деятельности, свойственных его этнической культуре.
Понятие «образа мира» психолингвистами сопоставляется с понятием «языковое сознание» [2, с. 268]. Языковое сознание рассматривается «как опосредованный языком образ мира, представляющий собой совокупность перцептивных, концептуальных и процедурных знаний носителя культуры об объектах реального мира» [3, с. 7]. Образы языкового сознания, по мнению Е. Ф. Тарасова, «интегрируют в себе языковые знания, формируемые самим субъектом,
НИКАЕВА Татьяна Михайловна - соискатель отдела психолингвистики Института языкознания РАН, старший преподаватель кафедры русского языка ФЛФ СВФУ E-mail: elizarovat@mail.ru
преимущественно в ходе речевого общения, и чувственные знания, возникающие в сознании в
результате переработки перцептивных данных, полученных от органов чувств в предметной
деятельности» [4, с. 260].
Н. В. Уфимцева считает, что «в деятельности и сознании конкретного индивида функционируют
значения, «производятся» они обществом и именно в них мы можем искать особенности мироощущения и самооценки представителя того или иного этноса» [5, с. 58]. Ключевым моментом для нашего исследования является то, что образ мира, зафиксированный в значении слова, всегда культурно обусловлен. Единицами анализа национально-культурной специфики языкового сознания считаются образы языкового сознания.
Общеизвестно, что «обязательным условием установления взаимопонимания между представителями
различных этносов является адекватное представление о наиболее значимых чертах и характеристиках окружающих людей и их поведении» [6, с. 3]. Насущная необходимость изучения стереотипов межнационального, межэтнического взаимовосприятия очевидна. При общении представителей разных этносов стереотипы выполняют роль проводников, они дают возможность прогнозировать варианты поведения представителей других культур. С. В. Гладких считает, что «с помощью этнических стереотипов культура аккумулирует в себе опыт, который сложился в процессе взаимодействия этносов в различных
сферах жизнедеятельности - материальной, духовной, политической» [7, с. 12].
Этнические стереотипы выполняют ряд важнейших функций: этноинтегрирующую, адаптационную, регулятивную, функцию сохранения и защиты этнической идентичности. Этнические стереотипы являются культурным барьером для защиты личности и выступают средством ее самоутверждения в «своей» и «чужой» этнической среде.
Авто- и гетеростереотипы как образы «своей» и «чужой» группы могут содержать как положительные, так и отрицательные характеристики. И. Н. Да-шибалова указывает на то, что «механизм стереотипизации «срабатывает», когда человек, давая оценку различным явлениям, разделяет их на «знакомое» и «незнакомое», при этом своя референтная группа оценивается обычно позитивно, чужая - враждебно. Стереотипы представляют собой своеобразное проецирование «своих» ценностей на «чужие» » [6, с. 26].
Этническим стереотипам, кроме таких свойств, как оценочность, эмоциональность, массовость, устойчивость во времени, упрощенность, конкретизация, часто приписывают неточность, а иногда и полное несоответствие реальной действительности. Но здесь важно вспомнить утверждение А. Н. Леонтьева, что «образ может быть более адекватным или менее адекватным, более или менее полным, иногда ложным, но мы всегда его «вычерпываем» из реальности» [8, с. 255].
Вслед за Н. В. Уфимцевой мы исходим из представления о стереотипе, при котором его «можно отнести к классу значений, с которыми соотнесены системы инвариантных “образов мира”, описывающие общие черты в видении мира представителями одного и того же этноса» [9, с. 91].
Одним из эффективных методов выявления образов языкового сознания является ассоциативный эксперимент. Е. И. Горошко считает, что «свободный ассоциативный эксперимент является одним из мощных «приборов», позволяющих опосредованно «взглянуть» на особенности формирования и функционирования языкового сознания человека, которое часто недоступно или «закрыто» для других интроспективных методов [10, с. 5]. В психолингвистических исследованиях применяется несколько вариантов ассоциативных методик, одним из них - направленным ассоциативным экспериментом - мы воспользовались в нашей работе. В направленном ассоциативном эксперименте исследователь значительно ограничивает свободу процесса ассоциирования испытуемых, как бы «направляя» ассоциации в нужное русло.
Для выявления образа «себя» и образа «другого» (авто- и гетеростереотипов) русских, якутов, эвенов и
эвенков мы воспользовались стимулами, разработанными О. А. Леонтович, которые она применяла при исследовании особенностей взаимовосприятия русских и американцев.
Важную роль в проведении эксперимента играют образовательный и возрастной уровни информантов. Чаще всего в качестве испытуемых привлекаются студенты. Считается, что к 17-25 годам «становление языковой личности в основном завершается, и значит, в ассоциациях находит отражение сформировавшаяся языковая способность участника эксперимента». Ю. Н. Караулов замечает, что «анализ социальных, этических, историко-культурных и прочих оценочных реакций испытуемых в эксперименте, позволяет исследователю прогнозировать некоторые характеристики состояния массового сознания в обществе на ближайшие 20-30 лет, то есть на период, когда нынешние испытуемые будут составлять активное ядро общества» [11, с. 193].
Испытуемыми в проводимом нами эксперименте выступили студенты якутских и московских вузов. Среди них: русские1, постоянно проживающие в Республике Саха (Якутия) (далее русские1); русские2, из Москвы и Подмосковья (далее русские2); якуты 1- билингвы, считающие родным языком якутский (далее якуты1); якуты 2 - не владеющие якутским языком, родной язык - русский (далее якуты2); эвенки
- владеющие русским, якутским и в разной степени эвенкийским языками; эвены - владеющие русским, якутским и в разной степени эвенским языками. Общее число испытуемых, участвовавших в ассоциативном эксперименте, составило 570 человек.
В данной статье приводятся результаты анализа экспериментальных данных, полученных на один из стимулов «Русские (Якуты, Эвены, Эвенки) любят. Кого? Что?». Фрагменты образа мира рассматриваемых этносов, которые были смоделированы на основе реакций испытуемых, полученных на данный стимул, можно представить в виде ассоциативных полей (АП), которые мы условно назвали «Ценности и пристрастия».
Для удобства анализа и сопоставления АП все реакции нами распределялись по следующим тематическим группам:
1) гастрономические пристрастия - слова-реакции, обозначающие предпочтения в еде, блюда национальной кухни, привычки питания, гастрономические традиции;
2) любимые виды деятельности - слова-реакции, обозначающие деятельность, процесс, действия, состояния, чувства, ассоциированные со стимулом;
3) реалии - слова-реакции, обозначающие предметы материальной культуры, конкретные и абстрактные понятия, животных, ассоциированных со стимулом;
4) персоналии - слова-реакции, обозначающие
персоналии, какие-либо лица (в том числе наименования членов семьи), ассоциированные со стимулом.
АП «Ценности и пристрастия русских».
Сопоставительный анализ образов сознания, раскрывающий автостереотипы двух групп русских, показал следующее:
Две самые частотные реакции русских1 на стимул «Русские любят» связаны с неравнодушным отношением русских к алкоголю: водку (13%); пить, выпивать (8,3%). Русские2 также чаще всего отвечали: водку (5,6%); выпить (пить) (9%); пиво (1,1%), алкоголь (0,5%).
Ю. С. Степанов в «Словаре русской культуры» замечает, что у русских водка находится в тесной смысловой связке с пьянством, поскольку «в России выпивают не для удовольствия вкуса, не для того, чтобы «отведать» той или иной водки, пьют, чтобы опьянеть, - просто «водку». И, конечно, помногу. Это приписывается русским, как их отличительная черта, как иностранцами, так и самими русскими» [12, с. 326].
Гастрономические пристрастия русских также характеризуют следующие реакции: пельмени, борщ, блины, селедку, картошку, черный хлеб, супы, мороженое, икру, соленые огурцы с капустой, рассол, самогон и т. д.
Русская пословица говорит о непременной сопричастности праздника и алкоголя «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти». Видимо, поэтому русские1, 2 часто называли следующие действия, которые были нами отнесены в тематическую подгруппу «Любимые виды деятельности»: любят
праздники, праздновать; веселье, веселиться; гулять, гулянья; развлекаться, вкусно поесть. Русские респонденты также указывали на то, любят быстро ездить, помогать другим. Респонденты указывали на то, что для них важно общение с близкими, родными, друзьями. Русские любят работать, но больше (судя
по количеству реакций) отдыхать, ничего не делать или, как вариант, меньше работать, но больше получать. Русские из Москвы, в большей степени, чем русские из Якутска отмечали стремление представителей собственной национальности к материальному благополучию, достатку, отвечая, что русские любят роскошь, хорошо зарабатывать, ездить по заграницам и т. д.
Фрагмент АП, содержащий «Реалии», позволяет утверждать, что русские считают себя достаточно патриотичными, они любят свою Родину, Россию, свою нацию, страну и русских. Реже указывают на любовь к семье и родным. В тематической подгруппе «Персоналии» у русских прослеживаются и гендерные отличия реагирования. Респонденты мужского пола отвечали, что русские любят женщин, девушек, противоположный пол. В число любимых персоналий русские включили Пушкина и Путина.
Якуты, эвены и эвенки также говорили о пристрастном отношении русских к алкогольным напиткам, веселью и праздникам и отмечали это чаще, чем сами русские (рис. 1), но трудолюбие русских оценили выше, кроме того, ни разу не указали на то, что русские не любят что-то не делать. В отличие от автостереотипных реакций русских, в гетеростерео-типных ответах якутов, эвенов и эвенков часто звучало, что русские любят баню (париться в бане). Разницу в авто- и гетеростереотипах можно обнаружить и в оценке коммуникативной активности русских. Якуты, эвенки и эвены утверждали, что русские любят: общаться, болтать, много говорить, разговаривать, посплетничать, грубить, шутить. Нужно отметить, что, судя по количеству реакций, якуты1 считают русских более разговорчивыми и общительными, чем другие респонденты. Кроме того, якуты1, 2 в отличие от русских, эвенов и эвенков, не указали на то, что русские любят материться. Якуты, эвены и
25,0%
20,0%
15,0%
10,0%
5,0%
0,0%
1
1 || 1 1
1 ш
о
0
1
т
га
с
I
о
0_
т
си
2
3
в
I
си
X
СЕ
ю
си
о
ю
3
2
3
о
0_
Русские1
Русские2
Якуты1
Якуты2
Рис. 1. Количественное соотношение частотных реакций на стимул «Русские любят»
Рис. 2. Количественное соотношение частотных реакций на стимул «Якуты любят»
эвенки также называли русских патриотичными, но реже, чем это делали сами русские. Они сообщили, что русские любят Родину, Россию, свой народ и свою страну.
АП «Ценности и пристрастия якутов».
На предложенный стимул самые частотные автостереотипные реакции якутові, 2 отражали их гастрономические пристрастия: мясо, строганину,
рыбу, кумыс, молочные продукты, строганину, жеребятину (конину), оладьи (якутские лепешки). Респонденты якуты1 отметили, что якуты любят здоровую пищу, настоящую еду: мясо, рыбу; якутские деликатесы. Обе группы испытуемых сообщали, что якуты любят свои национальные блюда. Но якуты2 чаще якутові называли алкогольные напитки, водку и пиво, а также то, что якуты любят пить и выпивать, гулять.
Фрагменты ассоциативного поля «Ценности и пристрастия», включающие любимые виды деятельности якутов, у респондентов обеих групп также имеют значительные сходства. Якуты1, 2 сообщили, что любят охоту, реже называли рыбалку, и также, как и представители других национальностей, сообщали, что любят вкусно поесть. Любовь к труду отметило незначительное количество испытуемых: у якутові - 3, в группе якуты2 один респондент подчеркнул, что якуты любят работать физически.
Тематическая подгруппа «Реалии», выделенная в ассоциативном поле «Ценности и пристрастия» якутов у обеих групп респондентов одна из самых многочисленных, но также имеет значительные количественные различия. Якуты1 чаще якутов2 (ср.: я1-7,3 %; я2-1,9 %) отмечали, что любят Ысыах (якутский национальный праздник, устраиваемый в начале лета и сопровождаемый хороводным танцем осуохаем, игрищами и кумысопитием [13, с. 98]). Якуты1 также указали на то, что любят якутские национальные праздники, петь олонхо и танцевать осуохай. Такое количественное расхождение
ответов «Ысыах» и наличие национально-культурно детерминированных реакций свидетельствуют о том, что для якутов с родным якутским языком сохранение культурных традиций, в том числе национальных праздников, имеет большее значение, чем для якутов с родным русским языком. Очевидно, с этим же связано следующее количественное расхождение ответов. Якуты1 чаще, чем якуты2 сообщали, что якуты любят природу, бывать на природе (ср.: я1 - 6,9 %, я2 - 2,8 %).
В автостереотипных реакциях якуты также демонстрировали свою патриотичность. По мнению якутові, они любят Родину (2,4 %); свой народ и землю; свою республику; Якутию; Якутск; свой родной язык; свое происхождение (0,4 %). Якуты2 также отметили любовь своего народа к Родине (2,8 %); Якутии; Якутску; своим традициям (0,9 %); республике; своей нации; землякам (0,4 %).
Тематическая подгруппа «Персоналии» у якутові представлена большим количеством реакций, чем у якутов2. Якуты 1 любимыми называли своих родных и близких (2 %); в отличие от всех других групп испытуемых якуты 1 сообщили, что якуты любят жен (1,2 %). Так же как и якуты2, якуты1 отметили, что любят своих детей и свою семью (0,4 %). То, что якуты назвали в числе любимых персоналий жен, детей, родных и близких, семью, подчеркивает значимость для якутов их семейных отношений. Как отмечает в своем исследовании, посвященном изучению этнокультурных факторов, влияющих на этику и по ведение народа саха, А. Б. Местникова, «по мнению якутов, человек силен родственниками и друзьями, поэтому родственные, земляческие связи всячески поддерживаются» [14, с. 109)].
Самые частотные реакции, которые были даны респондентами обеих групп на стимул «Якуты любят» представлены на рисунке 2.
Русские 1, 2 чаще всего реагировали на предложенный стимул, называя гастрономические пред-
почтения якутов. На стимул «Якуты любят» русские1 чаще всего давали реакцию кумыс (9,2 %), русские 2
- рыбу (17,4 %). Интересно отметить, что сами якуты на данный стимул реагировали иначе: якуты2 чаще всего отвечали мясо, а якуты1 сообщали, что якуты любят охотиться. У русских1 на втором по частотности месте оказали следующие ответы: - строганина, мясо, рыба (7,3 %). Значительное количество респондентов из группы русские2 посчитало, что якуты любят оленей (9,1 %) и оленину (3,6 %).Важно обратить внимание на то, что у русских1 реакция «оленей» отсутствует.
Вообще, русские1 чаще русских2 давали реакции, отражающие представления об элементах этнической культуры якутов: Олонхо, Ысыах, чорон, хомус, унты; играть на хомусе, танцевать и петь осуохай, водить хороводы, называли особенности национальной кухни, то, что якуты любят пить кумыс, молоко и другие молочные продукты; готовить из сырой рыбы, мяса - строганину; жарят особым образом карасей; употребляют в пищу жеребятину, конину, оленину; на праздничный стол якутов нередко подается вареный язык, кровяная колбаса, потроха. Русские2, естественно, не столь подробно осведомлены об особенностях этнической культуры якутов, но справедливо назвали в числе любимых якутами строганину, оленину, бруснику, кумыс и чай с молоком и ошибочно приписали им мясо тюленей и сало.
Русские1 отметили, что якуты любят Якутию (1,9 %); свою Родину (0,7 %); родной язык (0,7 %); свою культуру (0,7 %). Патриотизм якутов, по мнению русских1, также тесно связан с любовью к родной земле, природе (любят природу, бывать на природе, за городом), со стремлением возрождать и сохранять традиции (различные свои традиции (1,1 %), любят свою историю (0,3 %), Ысыах (3 %); национальные праздники (0,3 %)), традиционные верования (религию языческую (0,3 %), духов, предков, языческих богов (0,3 %)). Русские2 также утверждают, что якуты любят свою землю, свою Родину, Якутию, но не ограничиваются территорией республики и называют страну, Россию, мир. Русские2 ассоциируют якутов и их ценности с территориальными и природноклиматическими особенностями региона, студенты московских вузов сообщают, что якуты любят природу (3,6 %); тепло; холод; снег (1,8 %); снег и солнце, лес; море; холодное время года, сидеть в чуме (0,9 %). Кроме того, в отличие от других испытуемых русские2 утверждали, что якуты любят оленей, заниматься оленеводством, ездить на оленях, алмазы.
Обе группы испытуемых так же, как сами якуты, отметили особое отношение якутов к родным и семье, утверждая, что якуты любят своих детей, свою семью, родных, близких людей, предков, свой дом, домашний уют.
Мнение эвенов и эвенков относительно того, что любят якуты, во многом схожи, это: мясо, кумыс, рыбу, Ысыах, Родину, традиции, своих богов, свободу, природу, рыбалку, хорошо жить, гулять, в деревне заниматься скотоводством, якутские деликатесы, смотреть телевизор, подраться, грубить.
АП «Ценности и пристрастия эвенов и эвенков».
Автостереотипы эвенов и эвенков имеют некоторые отличия. Представления эвенков о себе содержат сведения о производственных традициях (оленеводстве) и материальной культуре, что у эвенов практически не встречается. Эвенки сообщали, что любят: оленей (4), природу (3), кочевать (3), мясо, рыбу, оленину, свою культуру, хорошо поесть (есть), работать, как якуты(2).Эвены, напротив, не считают себя оленеводами, в отличие от эвенков они не относят к числу «любимых» реалий оленей - основу их традиционного существования. Эти факты - результат утраты эвенами многих производственных традиций, они могут свидетельствовать о большем изменении в их образе мира, чем у эвенков. Эвены чаще всего сообщали, что любят мясо (5),оленье мясо, рыбу, много чего(1);как якуты, зиму, природу, зверей, кушать, петь, танцевать, готовить, работать(1).
Вообще, представления эвенов и эвенков о себе подвержены сильному влиянию «чужих» культур, в эксперименте они часто ассоциировали себя с якутами, чей язык для большинства эвенов и эвенков стал родным. Утрата эвенами и эвенками родных языков привела к утрате важнейшего этноинтегри-рующего признака и биэтнической идентичности, которая грозит перерасти в полную ассимиляцию.
Важно, на наш взгляд, обратить внимание на то, что ни эвены, ни эвенки ни на один из стимулов не упоминали Родину, родную землю и т.д. (В автостереотипах якутов и русских Родина - одно их центральных понятий: у русских1, 2 - Россия, у якутов1,2 уточняется как Республика Саха (Якутия), г. Якутск и родная земля, земля предков). А у эвенов и эвенков подобных топонимических номинаций нет. Гетеростереотипы также не содержат утверждений, что эти народности патриотичны и испытывают любовь к Родине (у русских1 и якутов2 в числе любимых реалий эвенов упоминается «родной край» и то среди единичных реакций). Эвенки и эвены - кочевые народы, с одной стороны, этим можно объяснить отсутствие привязанности к одному месту, с другой стороны
- самосознание народа всегда определяется самопониманием «чьей Родины ты сын», а такового респонденты (эвены и эвенки) не продемонстрировали.
Гетеростереотипные АП «Ценности и пристрастия эвенов и эвенков» в ядерной части оказались практически идентичными (рис. 3, 4) и поэтому рассматриваются нами вместе.
Реагируя на предложенный стимул и называя, что
||_ л
±5,0 //
10,0 / 5,0% 0 0% Мм. Русские 1
гнгп
рыбу оленей мясо охотиться, охоту эвенков эвенов оленина, мясо .. природу ловить рыбу оленеводство сырое мясо тепло кушать работать животных снег выпить холод юрту ■ ■ Я Я т: т: -■< ■< 1 Ч Ч 1 Е Е 14) м ■
Рис. 3. Количественное соотношение частотных реакций на стимул «Эвенки любят»
Рис. 4. Количественное соотношение частотных реакций на стимул «Эвены любят»
любят эвенки и эвены, все респонденты «других» национальностей чаще называли рыбу, реже мясо, оленину. Также испытуемые упоминали о существующей у многих северных народов традиции употреблять в пищу мясо и рыбу сырыми. Перечисляя любимые виды деятельности эвенов, участники эксперимента чаще всего называли охоту.
Итак, образ мира осуществляет важнейшую связь между разными сферами человеческой культуры и способствует интеграции людей в обществе. А изучение стереотипов, которые с одной стороны формируют сознание, а с другой представляют собой фрагменты образа мира, позволяет вскрыть особенности миропонимания и самооценки представителя того или иного этноса.
Автостереотипы якутов и русских демонстрируют сохранение этими этносами своей идентичности, а у эвенов и эвенков в результате языкового смещения произошли изменения в образах сознания и этнических стереотипах, что может свидетельствовать о биэтнической идентичности.
Гетеростереотипные представления русских1, якутов1, 2, эвенов и эвенков имеют больше общего,
чем различного. Образы эвенов и эвенков в сознании русских1 и якутов1, 2 в ядерной части практически полностью совпадают.
Этнические гетеростереотипы русских2 значительно отличаются от других, они чаще всего абстрактны, не точны, и даже далеки от реальности, что объясняется территориальной отдаленностью проживания этносов и отсутствием личных контактов.
Автостереотипы и гетеростереотипы во многом взаимообусловлены, как справедливо замечает О. В. Белова: «роль своей культуры в качестве средства познания чужой огромна, но также не менее значима и чужая культура для познания своей, поскольку нарисовать для себя портрет «чужого»
- соседа, чужеземца, или иноверца - это значит во многом осознать себя самого, свою уникальность и своеобразие» [16, с. 10].
Л и т е р а т у р а
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.
- М.: Смысл; изд. центр «Академия», 2004. - 352 с.
2. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - М.:
Н. А. Оросина. СОБИРАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТТИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПО ФОЛЬКЛОРУ В КОНЦЕ XIX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА АРХИВА РАН)
Смысл; Изд. центр «Академия», 2005. - 288 с.
3. Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение (МО) - новая онтология анализа языкового сознания/ Е. Ф. Тарасов // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. науч. тр. / РАН. Ин-т языкознания; отв. ред. Н. В. Уфимцева. - М., 1996.
- С. 7-22.
4. Тарасов Е. Ф. Исследование ассоциативных полей представителей разных культур // Ментальность россиян. - М.: Фирма «Имидж-контакт», 1997. - С.253-277.
5. Уфимцева Н. В. Этнические и культурные стереотипы: кросс-культурное исследование // Изв. РАН. Серия «Литература и язык». - Т. 54. - № 3. - 1995. - С. 55-62.
6. Дашибалова И. Н. Проблемы этнической стереотипизации бурят в ценностном аспекте. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 78 с.
7. Гладких С. В. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры.Дисс. ... канд. филос. н. - Ставрополь, 2001.
- 154 с.
8. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: в 2-х т. - М.: Наука, 1983. - Т.
2. - С. 251-261.
9. Уфимцева Н. В. Сопоставительный анализ языкового сознания: этические и культурные стереотипы // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания
иностранных языков. - М., - 1996. - С. 90-96.
10. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. - Харьков; М.: изд. группа «РА - Каравелла», 2001. - 320 с.
11. Русский Ассоциативный словарь. Книга 1. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть I / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. - М.: “Помовский и партнеры”, 1994. - 224 с.
12. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской
культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический
Проект, 2004. - 992 с.
13. Самсонов Н. Г. Словарь заимствованных слов. -Якутск: Бичик, 2012. - 112 с.
14. Местникова А. Б. Влияние этнокультурных факторов на формирование хозяйственной этики и экономического поведения народа саха // Проблемы гуманитарной науки в трудах молодых исследователей.: Сб. науч. ст. / Акад. НаукРесп. Саха (Якутия). Ин-т гуманит. исслед.: отв. Ред. В. Н. Иванов. - Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2004. - С.106-120.
15. Белова О. В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян (Этнолингвистическое исследование): Дисс. ... д-ра филол. н. - М., 2006. - 264 с.
УДК 398.22 (=512.157)
Н. А. Оросина
СОБИРАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТТИНСКОИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПО ФОЛЬКЛОРУ В КОНЦЕ XIX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА АРХИВА РАН)
На основании материалов Санкт-Петербургского филиала архива РАН впервые освещается деятельность таттинской интеллигенции под руководством Э. К. Пекарского по сбору фольклорных произведений. Выявлено, что в данном архиве хранятся двадцать пять текстов олонхо и песен, две тетради с загадками, собранные представителями интеллигенции Таттинского улуса, из которых шесть полных текстов, четыре сокращенных варианта олонхо и одна песня-поэма были изданы в академической серии «Образцы народной литературы якутов». Остальные произведения еще не опубликованы.
Ключевые слова: таттинская интеллигенция, дореволюционный период, собирательская деятельность по фольклору, фиксация устного поэтического творчества, фиксаторы-носители народных традиций, фиксаторы-ценители фольклорных произведений, информаторы, архивные материалы, рукописи собирателей, локальная традиция.
ОРОСИНА Надежда Анатольевна - аспирант сектора якутского фольклора ИГИиПМНС СО РАН.
Е-шаН: onadya88@mail.ru