8. Киселев А. Разнообразие проявлений социального служения религиозных общин Украины // Религиозная панорама. - 2007. - № 12. -С. 52-56.
9. Колодний А. Християнство на порозi нового тисячолггтя // РелЫйна панорама. - 2009. - N° 11. - С. 35-46.
10. Кукушкина Г. А. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук. -М., 2003.- 152 с.
Сведения об авторе
Любчук Валентина Васильевна, заведующая лабораторией социологических исследований, Институт социальных наук, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Украина, г. Луцк, e-mail: Veraveran@ukr.net
Luybchuk V. V., head of the laboratory of sociological studies, the Institute of Social Sciences, Eastern European National University named after Lesya Ukrainka, the town of Lutsk, Ukraine, e-mail: Veraveran@ukr.net
УДК 394 (512.145)
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАР КАЗАХСТАНА)
ETHNIC STEREOTYPES AS AN INDICATOR OF ETHNIC AND INTERETHNIC PROCESSES (ON THE EXAMPLE OF KAZAKHSTAN TATARS)
З. А. Махмутов
Z. A. Makhmutov
Ключевые слова: татары Казахстана; этнические стереотипы; этнические и межэтнические процессы;
русские и казахи Казахстана Key words: tatars of Kazakhstan; ethnic stereotypes; ethnic and interethnic processes; Russians and Kazakhs of Kazakhstan
Статья посвящена изучению этнических стереотипов татар Казахстана. В статье рассматриваются этнические и межэтнические процессы в исследуемой группе. Изучаются факторы, оказывающие влияние на формирование этнических образов и их трансформацию.
The article is devoted to the study of ethnic stereotypes of Kazakhstan Tatars. The ethnic and interethnic processes in the studied group are reviewed through the analysis of ethnic stereotypes. The factors that influence upon the formation and transformation of ethnic stereotypes were investigated.
Основополагающим конструктом межэтничеких отношений является оппозиция «мы — они», которая формируется в форме определенных устойчивых образов. Составляющей частью образа является стереотип. Под стереотипом понимается упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений [1]. Этноинтегри-рующие совокупность атрибутивных признаков о действительных или воображаемых специфических чертах собственной этнической группы принято называть «автостереотипом», а совокупность атрибутивных признаков о других этнических группах — «гетеростереотипом» [2].
По мнению Г. У. Солдатовой, этнические образы формируются на основе трех взаимосвязанных процессов: отождествление личности с этнической группой и ее самоопределение через этническую группу (самоидентификация), дифференциация собственной и других этнических групп и осознание межэтнических различий (этническая идентификация и межэтническая дифференциация), осознание отношения к собственной и другим этническим группам [2]. Однако, как справедливо замечает Т. Г. Стефаненко, стереотипы могут «усваиваться и в раннем детстве — обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта — и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат» [1].
Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер (например, могут быть стереотипы восхищения, презрения, зависти и патернализма [3]), устойчивости, согласованности [4], неточности [5].
Если раньше основная функция стереотипов рассматривалась как «упрощение и систематизация обильной и сложной информации» [1], то в настоящее время стереотипизация изучается как объяснение, оправдание и сохранение существующих отношений между группами, а также защитный механизм позитивной этнической идентичности [4]. В современном научном дискурсе не важно насколько истинными являются стереотипы: они могут отражать те или иные реальности, а могут быть вымышленными [6],
№ 4, 2015. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.
важным представляется изучения их с точки зрения регуляторов межэтнического взаимодействия изучаемой этнической группы.
С целью изучения стереотипов татарского населения Казахстана в период с 2008 по 2013 год было опрошено 920 татар в разных регионах Казахстана, и проведено 98 глубинных интервью с активными членами этнической общины.
Из семи положительных атрибуций татары считают себя в наибольшей степени чистоплотными, гостеприимными и деловитыми, русских — чистоплотными, деловитыми и добрыми, казахов — гостеприимными, сплоченными и патриотичными.
Из интервью:
«В мире, наверное, нет народа гостеприимнее казахов. Когда я приехал в Тобольск к родственникам мне сказали, не удивляйся, если тебе чай не подадут и за стол не позовут. Среди казахов невозможно такое представить. Это будет ЧП, если такое произойдет» (жен. 1967 г. р., г. Алматы).
«Яработаю в строительной фирме, начальник у нас казах. Все рабочие у нас из его родного аула. Всем своим родственникам он дал возможность заработать себе на хлеб. У русских же такого нет. И мы, татары, свою сплоченность, к сожалению, постепенно начинаем утрачивать. В наше сложное время очень важно друг друга поддерживать и помогать друг другу. » (жен. 1947 г. р., г. Петропавловск).
Мы можем наблюдать, что автостереотип татар Казахстана в наибольшей степени схож с гетеросте-отипом русского населения: русские также, по мнению татар, как и они, отличаются чистоплотностью и деловитостью, в то же время психологическим мостиком с казахским населением является гостеприимство. Различия между автостереотипом и гетеростереотипом отражают уровень взаимопонимания между народами и степень их психологической тождественности. Таким образом, схожесть доминирующих стереотипов как с русскими, так и с казахами, свидетельствует о низкой возможности роста этнической нетерпимости и психологической близости с группами этнического большинства. Обращает на себя внимание и полюсное восприятие казахов и русских татарским населением Казахстана. Так, например, русские в глазах татар в наименьшей степени выглядят гостеприимными и сплоченными, в то время как казахи в противопоставление русским — чистоплотными. На наш взгляд это свидетельствует о высокой культурной и социальной дистанции, а также о четких этнических границах, которые существуют между двумя группами этнического большинства, с точки зрения татарского населения.
В континууме «этническое большинство — этническое большинство» татары продолжают отводить себе историческую сложившуюся роль своеобразных посредников, которые сближают две этнические группы. Отметим, что эта роль имеет глубокие исторические корни, связанные с присоединением казахской степи к Российской империи, тогда татары выступали важнейшими агентами внутренней колонизации.
Своеобразной линией разграничения гетеростререотипа русских от гетеростереотипов казахов и автостереотипа татар является такая атрибуция, как доброта. По мнению С. В. Рыжовой, использование нравственных категорий в стереотипе может свидетельствовать о некоторой ущемленности этнической группы в стремлении соответствовать модернизирующимся общественным условиям.
Рассмотрим бытование стереотипов в разных возрастных категориях татарского населения (табл.).
Место отдельных атрибуций в матрице автостереотипов среди разных возрастных групп татар Казахстана
Нравственная категория Татары
Старше 60 лет От 30 до 60 лет От 18 до 30 лет
Доброта 4 4 6
Гостеприимство 2 2 2
Чистоплотность 1 1 1
Деловитость 3 3 3
Одаренность 5 5 4
Сплоченность 6 6 5
Патриотизм 7 7 7
Как видим в представленной выше таблице, автостереотип татар разных возрастных категорий достаточно устойчив. Татары, несмотря на разный возраст, воспринимают себя в первую очередь, чистоплотными, гостеприимными и деловитыми. Молодые татары в меньшей степени, чем представители старшего поколения, считают доброту своей отличительной чертой.
Гетеростереотип татар оказался менее устойчивой структурой, чем автостереотип. Если пожилые татары воспринимают русских главным образом как деловитых, чистоплотных и патриотичных, а казахов как гостеприимных, сплоченных и добрых, то молодежь начинает видеть русское население в большей степени добрыми, чем патриотичными, а титульное население — наоборот. Наблюдается и определенная динамика атрибуции деловитость в разных возрастных группах татар. Деловитость усиливает свои позиции в иерархии гетеростереотипа казахов у татарской молодежи, в то же время в гетеростереотипе русских это качество незначительно теряет свою значимость. Данные явления, на наш взгляд, обусловлены тем, что стереотипы старшего поколения, очевидно, сложились еще в советскую эпоху и относительно устойчивы. На стереотипах младшего поколения в больше степени отразились социально-экономические и политические трансформации. В новых условиях татарская молодежь наделяет казахов значительно большим социальным статусом, чем старшее поколение, воспринимая казахское население как «титульное». Русские незначительно теряют в глазах молодежи статусность. Однако, несмотря на актуализацию атрибуции «доброта», «деловитость» продолжает играть важнейшую роль в иерархии гетеростереотипов русских.
Известно, что автостереотипы, как правило, более позитивны, чем гетеростереотипы [6], поскольку выполняют функцию защиты позитивной идентичности. Как показало наше исследование, татары Казахстана считают себя, в сравнении с группами этнического большинства, самыми добрыми, чистоплотными, гостеприимными, одаренными, деловитыми, и только в таких атрибуциях, как сплоченность и патриотизм, было признано превосходство казахского населения. Из общего количества упоминаний позитивных качеств татары в 50 % случаях указывали на себя. Данный показатель аналогичен в разных возрастных группах.
Итак, схожесть автостереотипа и гетеростереотипов татарского населения отражает, с одной стороны, психологическую близость этнической группы с группами этнического большинства, с другой — полярное восприятие русских и казахов. В возрастной трансформации гетеростереотипов татар прослеживается влияние политического и социально-экономического фактора. Устойчивость автостереотипа свидетельствует о позитивном образе «мы» татарского населения, успешно продолжающем передаваться из поколения в поколение.
Список литературы
1. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - М: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
2. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М: Смысл, 1998. - 389 с.
3. Fiske S. T. Stereotyping, prejudice and discrimination at the seam between the centuries: evolution, culture, mind and brain / S.T. Fiske// European Journal of Social Psychology. -2000. -Vol. 30. - P. 299-322.
4. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behavior. Oxford, 1981. P. 144-167.
5. Fishman J. A. An examination of the process and function of social stereotyping // Journal of Social Psychology. - 1956. № 43. - P.
27-64
6. Арутюнян Ю. В; Дробижевой Л. М.; Сусоколова А. А. Этносоциология. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с
7. Рыжова С. В. Этническая идентичность в контексте толерантности. - М: Альфа, 2011. - 280 с.
Сведения об авторе
Махмутов Зуфар Александрович, к. и. н. старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани, г. Казань, тел. 8(843)2928199, e-mail: zufar@inbox.ru
Makhmutov Z. A., Candidate of Science in History, senior scientific worker of the Institute of History named after Sh. Mard-jani (Kazan), phone: 8(843)2928199, e-mail: zufar@inbox.ru
УДК 81.2
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
INTERTEXTUALITY AS A MODERN SOCIOCULTURAL PROBLEM IN THE ERA
OF GLOBALIZATION
Л. А. Машкова, Х. Н. Садыкова
L. A. Mashkova, Kh. N. Sadykova
Ключевые слова: интертекстуальность; характеристика; межтекстовые связи; языковая личность; глобализация Key words: intertextuality; characterization; intertextual communication; language identity; globalization