Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ ДЕКОРАТИВНЫХ УКРАШЕНИЙ КИРГИЗСКОГО НАРОДА'

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ ДЕКОРАТИВНЫХ УКРАШЕНИЙ КИРГИЗСКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНЫЕ ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ / НАКОСНЫЕ УКРАШЕНИЯ / СЕРЕБРО / УКРАШЕНИЯ ИЗ КОРАЛЛА / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ВОЗРАСТ / КОЧЕВНИКИ / ДЕВИЧЬИ УКРАШЕНИЯ / ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асангулова Айдай Бектемировна, Сулайманова Айгуль Ишенаоиевна, Цыбов Николай Николаевич

Исследование особенностей древних традиционных женских украшений способствует реализации задач по сохранению культурного наследия Кыргызстана и изучению объектов народного искусства. Такие исследования расширят возможности изучения динамики эволюционной трансформации этнической культуры народа. Характер, функциональная значимость и дизайн традиционных украшений всегда был жестко взаимосвязан с обычаями и обрядами, свойственными кочевому образу жизни киргизов. Целью наших исследований является анализ и классификация этнических особенностей традиционных женских украшений и формирование современного взгляда на историю своего народа. Основными методами был метод исторического анализа, интервьюирование, анкетирование, а также метод объективного анализа историко-этнографических фактов. Вместе с тем данная сфера, остается малоисследованной, особенно не разработана проблема восприятия и осознания функциональной значимости декоративных украшений. Данные исследования основаны на полевых материалах авторов, проведенных в различных регионах Кыргызстана. В работе представлены результаты исследований особенностей древних женских декоративных украшений, отражающие самобытность киргизского народа и наличие собственных культурно-исторических корней. Подчеркивается, что сочетание элементов орнаментов, цветовая гамма, знаково-символическая природа различаются по возрастным особенностям и функциональному назначению. В работе представлена классификация традиционных женских украшений по функциональному назначению и по возрастам: до 5-6 лет, с 7 до 12 лет, с 13 до 17 лет, с 18 до 40 лет, с 41 до 60 лет и свыше 60 лет. Показана этно-педагогическая роль декоративных украшений в самопознании современной женщины в условиях оторванности от взаимодействия с природой. Данное исследование способствует обогащению истории, повышению эффективности воспитания как дополнительного механизма психологического воздействия на личностные особенности молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Асангулова Айдай Бектемировна, Сулайманова Айгуль Ишенаоиевна, Цыбов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC FEATURES AND TYPES OF TRADITIONAL WOMEN’S DECORATIVE JEWELRY OF THE KYRGYZ PEOPLE

The research on the features of ancient traditional women’s jewelry contributes to the implementation of the tasks devoted to preserving the cultural heritage of Kyrgyzstan and the study of folk-art objects. Such research will expand the possibilities of studying the dynamics of the evolutionary transformation of the ethnic culture of the Kyrgyz people. The nature, functional significance, and design of traditional jewelry have always been closely linked to the customs and rituals common to the nomadic way of life of the Kyrgyz. The purpose of our research is to analyze and classify the ethnic features of traditional women’s jewelry and forming of a modern view on own history. The method of historical analysis, interviewing, questioning, as well as the method of objective analysis of historical and ethnographic facts were the main methods of the research. At the same time, this sphere remains as less explored, especially the problem of perception and awareness of the functional significance of decorative ornaments is still not worked out. The research is based on the field materials of the authors conducted in various regions of Kyrgyzstan. The work presents the results of research on the features of ancient women’s decorative jewelry, reflecting the identity of the Kyrgyz people and the presence of their own cultural and historical roots. The combination of ornamental elements, colors, and symbolic nature differs in age characteristics and functional purposes. The work presents a classification of traditional women’s jewelry by functional purposes and by age: up to 5-6 years old, from 7 to 12 years old, from 13 to 17 years old, from 18 to 40 years old, from 41 to 60 years old and over 60 years old. The research shows the ethnic-pedagogical role of decorative ornaments in the self-knowledge of a modern woman in the conditions of isolation from interaction with nature. This research contributes to the enrichment of history, increasing the effectiveness of education as an additional tool of psychological impact on the personal features of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ ДЕКОРАТИВНЫХ УКРАШЕНИЙ КИРГИЗСКОГО НАРОДА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

УДК 391 https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/72

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЖЕНСКИХ ДЕКОРАТИВНЫХ УКРАШЕНИЙ КИРГИЗСКОГО НАРОДА

©Асангулова А. Б., ORCID: 0000-0002-2289-5226, SPIN-код: 9460-3668, Национальная академия наук Киргизской Республики, Институт истории, археологии и

этнологии им. Б. Джамгерчинова, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Сулайманова А. И., канд. психол. наук, Киргизско-Российская академия образования, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Цыбов Н. Н., ORCID: 0000-0003-3196-0496, SPIN-код: 7787-2869, канд. техн. наук, Киргизский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

ETHNIC FEATURES AND TYPES OF TRADITIONAL WOMEN'S DECORATIVE

JEWELRY OF THE KYRGYZ PEOPLE

©Asangulova A., ORCID: 0000-0002-2289-5226, SPIN-code: 9460-3668, National Academy of Sciences the Kyrgyz Republic, Institute of History, archaeology and ethnology namedB. Dzhamgerchinov, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Sulaimanova A., Ph.D., Kyrgyz Russian Academy of Education, Bishkek, Kyrgyzstan,

[email protected] ©Tsybov N., ORCID: 0000-0003-3196-0496, SPIN-code: 7787-2869, Ph.D., Kyrgyz State Technical University n. a. I. Razzakov, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Исследование особенностей древних традиционных женских украшений способствует реализации задач по сохранению культурного наследия Кыргызстана и изучению объектов народного искусства. Такие исследования расширят возможности изучения динамики эволюционной трансформации этнической культуры народа. Характер, функциональная значимость и дизайн традиционных украшений всегда был жестко взаимосвязан с обычаями и обрядами, свойственными кочевому образу жизни киргизов. Целью наших исследований является анализ и классификация этнических особенностей традиционных женских украшений и формирование современного взгляда на историю своего народа. Основными методами был метод исторического анализа, интервьюирование, анкетирование, а также метод объективного анализа историко-этнографических фактов. Вместе с тем данная сфера, остается малоисследованной, особенно не разработана проблема восприятия и осознания функциональной значимости декоративных украшений. Данные исследования основаны на полевых материалах авторов, проведенных в различных регионах Кыргызстана. В работе представлены результаты исследований особенностей древних женских декоративных украшений, отражающие самобытность киргизского народа и наличие собственных культурно-исторических корней. Подчеркивается, что сочетание элементов орнаментов, цветовая гамма, знаково-символическая природа различаются по возрастным особенностям и функциональному назначению. В работе представлена классификация традиционных женских украшений по функциональному назначению и по возрастам: до 5-6лет, с 7 до 12 лет, с 13 до 17 лет, с 18 до 40 лет, с 41 до 60 лет и свыше 60 лет. Показана этно-педагогическая роль декоративных украшений в самопознании современной женщины в условиях оторванности от взаимодействия с природой. Данное исследование способствует обогащению истории, повышению эффективности воспитания

как дополнительного механизма психологического воздействия на личностные особенности молодого поколения.

Abstract. The research on the features of ancient traditional women's jewelry contributes to the implementation of the tasks devoted to preserving the cultural heritage of Kyrgyzstan and the study of folk-art objects. Such research will expand the possibilities of studying the dynamics of the evolutionary transformation of the ethnic culture of the Kyrgyz people. The nature, functional significance, and design of traditional jewelry have always been closely linked to the customs and rituals common to the nomadic way of life of the Kyrgyz. The purpose of our research is to analyze and classify the ethnic features of traditional women's jewelry and forming of a modern view on own history. The method of historical analysis, interviewing, questioning, as well as the method of objective analysis of historical and ethnographic facts were the main methods of the research. At the same time, this sphere remains as less explored, especially the problem of perception and awareness of the functional significance of decorative ornaments is still not worked out. The research is based on the field materials of the authors conducted in various regions of Kyrgyzstan. The work presents the results of research on the features of ancient women's decorative jewelry, reflecting the identity of the Kyrgyz people and the presence of their own cultural and historical roots. The combination of ornamental elements, colors, and symbolic nature differs in age characteristics and functional purposes. The work presents a classification of traditional women's jewelry by functional purposes and by age: up to 5-6 years old, from 7 to 12 years old, from 13 to 17 years old, from 18 to 40 years old, from 41 to 60 years old and over 60 years old. The research shows the ethnic-pedagogical role of decorative ornaments in the self-knowledge of a modern woman in the conditions of isolation from interaction with nature. This research contributes to the enrichment of history, increasing the effectiveness of education as an additional tool of psychological impact on the personal features of the younger generation.

Ключевые слова: декоративные женские украшения, накосные украшения, серебро, украшения из коралла, культура, воспитание, возраст, кочевники, девичьи украшения, женские украшения.

Keywords: decorative women's jewelry, braids jewelry, silver, coral jewelry, culture, upbringing, age, nomads, girls' jewelry, women's jewelry.

Современной женщине в мире технологий и прогресса не всегда удается гармонично совмещать различные роли, чтобы реализовать себя в полной мере во всех сферах жизнедеятельности. Реалии жизни заключаются в том, что современный человек утратил ориентиры, какой должна быть жизнь и на какие закономерности можно опираться. Чтобы лучше понять природу человека, глубже понять многогранность женской натуры и научиться понимать стремления ее души, бережно к ней относиться, есть множество подсказок, скрытых в традиционных знаниях.

Изготовление традиционных женских декоративных украшений и культура ношения, являлась одним из многообразных средств передачи традиций, которая упорядочивала бытовую жизнь кочевников, служила инструментом воспитания детей, через которую воспитывались уважительные и бережные отношения между людьми, между человеком и окружающей средой.

Украшения киргизских кочевников были напрямую взаимосвязаны с традиционными знаниями и народными повериями, в соответствии с которыми ношение украшений, в

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

особенности из белого серебра, служило оберегом и способствовало обретению здоровья и благополучия. Многие украшения киргизских женщин декорировались различными рисунками и традиционным орнаментом.

Особенностью декорирования женских украшений времен кочевничества является применения любых имеющихся в наличии подручных материалов — для этих целей использованли семена финика, семена гвоздики, бусины сделанные из рябины, кораллы каури, бисер «суу мончок», который появился с приходом других народов, в более поздний период начали применять разнообразные пластиковые бусины. Мастера декорирования с особым творческим подходом искусно подбирали и совмещали разнохарактерные компоненты украшений. Такая тенденция декорирования свойственна всем видам женских украшений тех времен.

Во время номадизма традиционные украшения женщины носили постоянно, а к началу 20 века традиция повседневного ношения женских украшений утратила свою актуальность. Такому процессу способствовал ряд исторических событий 19 и начала 20 века, связанных с переходом на оседлый образ жизни. В этот период в связи со сложными социальными проблемами киргизы были вынуждены менять украшения на продукты питания. Продолжая борьбу с остатками феодализма и в период советской власти было запрещено ношение старинных украшений и девичьих причесок (40 косичек). Об этом свидетельствуют рассказы информантов. Так, информантка Ат-Башинского района вспоминая об этом тяжелом для кочевников периоде, рассказывала, что она росла со своей сестрой в зажиточной семье и родители для них заказали нагрудное украшение «сейке желбирееч» и полный комплект конского снаряжения, украшенного серебром. В конце 20 века годы раскулачивания коснулись и ее семьи, представители власти арестовали отца, а через некоторое время пришли в дом с обыском. Информантка рассказывала, что ее мать положила украшение в кипящую жарму (напиток) в казане, а комплект конского снаряжения, украшенного серебром положила под тяжело больную бабушку. Таким образом семья сохранила эти ценные и редкие украшения которые напоминали им о событиях семьи прошлых лет и о смерти отца. В годы Великой отечественной войны жители страны старались помочь фронту и отдавали последнее, в том числе и украшения (ПМА 1).

В довоенные и послевоенные годы многие семьи не носили украшения и держали их в сундуках и в соответствии с традицией после смерти владелицы раздаривались дочерям, внукам, снохам или просто родственникам.

В 90-е, в первые годы обретения страной независимости в быту еще присутствовало общественное мнение, что украшения времен кочевничества являются пережитками феодализма. Такое отношение к своему культурному наследию, в том числе и к декоративно прикладному искусству киргизов привело к тому, что в те тяжелые для страны годы скупщики из ближнего и дальнего зарубежья массово выменивали различные виды украшений, особенно украшения из кораллов на неравноценные товары: - выкупали коралловые бусы килограммами, а серебрянные украшения были расплавлены. Именно в тот период были вывезены в разные страны те остатки шедевров декоративно прикладного искусства киргизов, в том числе и украшения. Поэтому из огромного количества украшений до наших дней дошла лишь их малая часть благодаря тем ценителям, которые понимали ценность традиций.

Целью исследований является выявление этно-педагогического ресурса, анализ и классификация этнических особенностей традиционных женских украшений, а также формирование современного взгляда на историю своего народа.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

Методологической основой исследования являлся комплексный подход, включающий философскую и культурологическую составляющие, а также принцип объективного анализа историко-этнографических фактов.

В целях установления причинно-следственных связей традиционного менталитета народа, обрядов и функциональное назначение украшений применялся метод исторического анализа и метод устной истории. В целях подготовки к описанию украшений применялись методы интервьюирования и анкетирования. При анализе традиционных ценностей народа применялся аксиологический метод.

Определение отношения современных киргизских женщин к традиционным украшениям и выявление этно-педагогического ресурса производилось по авторской анкете. Авторская анкета, включала 6 вопросов, открытого характера. Выборку исследований составили участники культурно-этнического мероприятия «Жайлоо нукура кыргыз жайлоосу» (истинно киргизский уклад жизни в условиях летнего пастбища), организованного общественным фондом Кийиз Дуйне, в количестве 30 человек в возрасте от 33 до 74 лет.

Этнические особенности и классификация традиционных женских украшений

Классификация украшений по функциональному назначению.

По функциональному назначению на настоящий момент известны классификации К. И. Антипиной и В. У. Бекташевой. В соответствии с классификацией К. И. Антипиной традиционные женские украшения подразделены на пять видов [1]: накосные, нагрудные, шейные, ушные, ручные.

В соответствии с классификацией В. У. Бекташевой традиционные ювелирные женские украшения подразделены на семь видов [2]. При этом каждая из названных групп разделена между собой на подгруппы: украшения для головного убора, украшения для волос, украшения для ушей, нашейные украшения, нагрудные украшения для одежды, украшения для талии (пояса), украшения для пальцев и запястья.

Классификация украшений по возрастным группам

К существующим на сегодня классификациям К. И. Антипиной и В.У Бекташевой по функциональному назначению, нами предлагается класификация женских украшений по возрастным группам. Предлагаемая классификация составлена по результатам авторских полевых исследований (ПМА 1, 2, 3).

Предлагается по возрастам подразделить женские украшения на две основные возрастные группы — девичьи и женские. Первая группа — украшения девочек и девушек до замужества и вторая группа — украшение женщин после замужества. Более детальная классификация по возрастным группам и подгруппам представлена в Таблице.

В этих двух группах присутствуют, как похожие однотипные украшения, которые в некоторой части видоизменялись в зависимости от возраста, так и украшения свойственные только определенной возрастной группе. К однотипным украшениям, присутствующим в обеих группах можно отнести такие украшения, как коралловые бусы, пуговицы, браслеты, кольца. Каждая из основных групп подразделяется на составные подгруппы.

Таблица

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ УКРАШЕНИЙ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Девичьи украшения

1 подгруппа с рождения до 2 подргруппа 7-12 лет 3 подгруппа 13-17 лет

5-6 лет

1. Бусы от сглаза 1. Серьги 1. Серьги

2. Булавка 2. Амулет 2. Амулет/Амулетница

3. Амулет 3. Пуговицы 3. Пуговицы

4. Пуговицы 4. Монетки 4. Монетки

5. Монетки 5. Пуговицы <оуйме» 5. Пуговицы «оуйме»

6. Бусы ожерелье 6. Бусы-ожерелье 6. Коралловые бусы

7. Коралловые бусы 7. Коралловые бусы 7. Перламутровые бусы

8. Серьги 8. Декоративная пуговица 8. Декоративная пуговица «тана»

9. Шейное украшение «ала «тана» 9. Браслет

тамак» 9. Нагрудное украшение «ала 10. Кольцо

10. Браслет тамак» 11. Нагрудное украшение «ала

10. Браслет тамак»

11. Накосное украшение «кол 12. Нагрудное украшение «сейке

тырмач» желбирееч»

12. Накосное украшение 13. Накосное украшение «кол

«аркалык» тырмооч»

13. Перья совы 14. Накосное украшение «аркалык »

15. Туалетные принадлежности

16. Перья совы

Женские украшения

4 подгруппа 18-40 лет 5 подгруппа 41-60 лет 6 подгруппа свыше 60 лет

1. Серьги 1. Серьги 1. Серьги

2. Коралловые бусы 2. Коралловые бусы 2. Коралловые бусы

3. Перламутровые бусы 3. Перламутровые бусы «ак 3. Перламутровые бусы «ак

4. Перламутровые бусы «ак дана» дана» дана»

5. Пуговицы 4. Пуговицы 4. Пуговицы

6. Пуговицы «оуйме» 5. Пуговицы «оуйме» 5. Пуговицы «оуйме»

7. Наперсток 6. Наперсток 6. Наперсток

8. Нагрудное украшение «ала тамак» 7. Нагрудное украшение 7. Булавка/Брошка

9. Нагрудное украшение «сейке «сейке желбирееч» 8. Браслет

желбирееч» 8. Фибула 9. Кольцо

10. Фибула 9. Булавка/Брошка 10. Накосное украшение

11. Булавка/Брошка 10. Застежка «чач учтук»

12. Амулет/Амулетница 11. Браслет

13. Застежка 12. Кольцо

14. Браслет 13. Накосное украшение «чач

15. Кольцо учтук»

16. Накосное украшение «чач учтук» 14.Туалетные

17. Туалетные принадлежности принадлежности

18. Внутренняя шапочка «кеп такыя» 15. Декоративная повязка

19. Декоративная повязка «кыргак, «кыргак, тартма»

тартма» 16. Воротники «узун, жака,

20. Платок «дурия» ецYP»

21. Воротники «узун, жака, ецур» 17. Перья совы

22. Перья совы

1-подгруппа. Украшения с рождения до 5-6лет К первой возрастной группе украшений относятся бусинки «кез мончок», бусы от сглаза, которые надевали на запястье ребенка и прикрепляли на одежду простыми булавками,

амулеты «тумар», которые пришивались на одежду и подвешивались на колыбель (Рисунок 1) (ПМА 2).

Рисунок 1. Украшения девочек с рождения до 5-6-лет. Бусы от сглаза (а), булавка (б), монетки (в), пуговицы (г), бусы ожерелье (д), коралловые бусы (е), серьги (ж) шейное украшение «ала-тамак» (з), браслет (и)

Главным украшением девочек этого возраста были пуговицы, которые часто пришивали на головной убор и верхнюю одежду. Считалось хорошей приметой при первом посещении дома родственников подарить и пришить пуговицу на одежду ребенка. В качестве украшений традиционно использовали различные детали серебряных украшений и монеты, а также серебряные и перламутровые пуговицы, которые пришивали на головной убор и на верхнюю одежду. Особое значение придавали коралловым бусам, которые носили на протяжении всей жизни. Коралловые бусы не только подчеркивали красоту кыргызской женщины, но и по поверьям обладали целебными свойствами, способствовали появлению потомства.

Коралловые украшения были разного декорирования, объема и формы. Для удобства ношения серьги традиционно имели малые размеры. Одним из первых украшений для девочек от рождения до 5-6 лет традиционно изготавливалось шейное украшение «ала-тамак» (Рисунок 1 з). «Ала-тамак» изготавливали из прямоугольного кусочка хлопчатобумажной ткани, ситца или сатина, обычно красного цвета и украшали бисером и коралловыми бусами. Это украшение закрывало шею и выполняло роль основы каркаса воротника, поддерживающее шейные позвонки (ПМА 3).

2-подгруппа. Украшения с 7-12 лет

Для украшений девочек второй возрастной подгруппы характерно декорирование серебряными, перламутровыми пуговицами и разными деталями из серебра. Часто применяемым считалось использование объемных пуговиц «^йме». Пуговицы «^йме» изготавливали из крупных бусин, а также из серебра с использованием коралловых бус (Рисунок 2 в). В этом возрасте девочки начинают носить нагрудное украшение «ала-тамак», изготовленное из коралловых бус или жемчуга в виде сетки, размер шага которой зависел от региона проживания (Рисунок 2 ж). Украшения «ала-тамак» изгтовленные из жемчуга и монет упоминаются в записях Ч. Валиханов [3].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

Рисунок 2. Украшения девочек с 7-12-лет. Серьги (а), пуговицы (б), пуговицы «гуйме» (в), бусы ожерелье (г), коралловые бусы (д), декоративная пуговица «тана» (е), нагрудное украшение «ала-тамак» (ж), браслет (з), накосное украшение «кол тырмооч» (и), перья совы (к)

Особенностями украшения этого возраста можно считать накосное украшение двух видов «аркалык» и «кол тырмооч», которое начинали носит с 10 лет, когда волосы отрастали в длину. Косички заплетали из мелких прядей по определенному порядку, концы косичек закрепляли белой ватой. Белая вата крепко держала кончики волос и по рассказам информантов способствовала росту волос (ПМА 2, 3).

Основой для накосного украшения «аркалык» служила прямоугольная ткань черного или красного цвета, с пришитыми на нее коралловыми бусинами, бисером, которые назывались «суу мончок», перламутровыми пуговицами, серебряными монетками (ПМА 1). Детали такого украшения «аркалык», выполненного из посеребренной ажурной прямоугольной пластинки хранятся в историко-краеведческом музее города Каракол [1, 4-8]. Богато украшенный вид нокосного украшения «аркалык» можно увидеть на фотографиях немецкого картографа и географа Готфрида Мерцбахера (Тянь-Шаньская экспедиция 19021908 гг) (Рисунок 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй вид накосных украшений девочек «кол тырмооч» был распространен в Таласской области в племени кушчу. Этот вид накосных украшений изготавливали из ниток в виде свисающей к низу кисточек, на которые нанизывали бисер «суу мончок», коралловые бусы и серебренные монетки. Украшение «кол тырмооч» прикрепляли на передние и боковые пряди волос и через подмышки убирали за спину (Рисунок 4). При этом украшение помогало удерживать волосы на спине. В качестве защиты от сглаза на головной убор девочек пришивали перья совы (ПМА 3).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

Рисунок 3. Накосное украшения девочек «аркалык» и женское накосное украшение «чач учтук». Фотография Готфрида Мерцбахера 1902-1908 гг. SLUB Dresden / Deutsche Fotothek / Gottfried Merzbacher

Рисунок 4. Накосное украшение девочек «кол тырмооч».

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

3-подгруппа. Украшения с 13-17 лет

Девочки и девушки третьей возрастной группы могли позволить себе носить украшения всех девичьих подгрупп. В целях благотворного влияния на здоровье в этом возрастном периоде девушки впервые начинали носить серебряные колечки (Рисунок 5). Накосные украшения выполняли не только декоративную функцию, но и имели свое функциональное назначение. С помощью накосных украшений можно было собрать и аккуратно уложить волосы. Традиционно с возраста 13-17 лет в богатых семьях для своих дочерей родители заказывали нагрудное украшение «сейке желбирееч». Это украшение носили во время кочевок, на праздниках и когда провожали невесту в дом мужа, а в последующем девушка могла носить это украшение до тех пор пока не передаст его следующему поколению [1, 4, 9].

Рисунок 5. Украшения девушек с 13-17-лет. Серьги (а), амулет/амулетница (б), пуговицы (в), пуговицы «оуйме» (г), коралловые бусы (д), перламутровые бусы (е), декоративная пуговица «тана» (ж), браслет (з), кольцо (и), нагрудное украшение «ала-тамак» (к), нагрудное украшение «сейке желбирееч» (л), накосное украшение «кол тырмооч» (м), туалетные принадлежности (н)

4-подгруппа. Украшения с 18-40 лет

В четвертой возрастной группе молодые женщины продолжали носить девичьи украшения, - это коралловые бусы, браслеты, кольца, серьги, пуговицы серебряные и перламутровые, амулеты и амулетницы (Рисунок 6) [10]. Новыми для этой возрастной группы были накосные украшения которые надевали уже на две косы и украшения для головного убора элечек. Традиционное ношение нокосных украшений для девочек и женщин было обязательным. По виду накосных украшений можно было определить социальный статус женщины, ее семейный достаток, семейное положение, наличие детей (ПМА 1, 2). На юге страны замужние молодые женщины носили декорированную вышитую шапочку «кеп такыя», вышитый платок «дYрия», лицевую занавеску «бет жабуу» которая надевалась в комплексе с головным убором «элечек» и на шею надевали перламутровые бусы «ак дана». Декорирование головного убора замужней женищины «элечек» дополнялось повязкой ярких

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

цветов, обычно красных оттенков, с вышивкой, из серебра, кораллов и прикрепленными серебряными булавками совиными перьями. В случае дополнения платья съемным воротником «узун жака», декорированого серебряными деталями, в месте его крепления со стороны груди надевали фибулы круглой формы (Рисунок 6 и). В случае применения воротника «е^р», он завязывался завязками из ниток [9].

Верхняя легкая одежда декорировалась серебряными функциональными застежками состоящими из двух частей, которые называли «илмек» и «илме топчу». Такой вид украшения встречается очень редко. В качестве нагрудных украшений, в зависимости от региона, киргизки носили амулеты, амулетницы разной формы, туалетные принадлежности и наперсток (Рисунок 6).

Рисунок 6. Женские украшения с 18-40-лет. Серьги (а), коралловые бусы (б), перламутровые бусы «ак дана» (в), перламутровые бусы (г), пуговицы (д), пуговицы «туйме» (е), наперсток (ж), нагрудное украшение «сейке желбирееч» (з), фибула (и), булавка/брошка (к), амулет/амулетница (л), застежка (м), браслет (н), кольцо (о), накосное украшение «чач учтук» (п), туалетные принадлежности (р), внутренняя шапочка «кеп такыя» (с), декоративная повязка «кыргак» (т), платок «дурия» (у), воротник «узун жака» (ф), воротник «ецур» (х), перья совы (ц)

5 подгруппа. Украшения с 41-60 лет

Женщины в возрасте после сорока лет носили украшение более спокойных цветов и менее декорированные. В этой возрастной подгруппе носили накосные украшения, которые отличались по форме и объему от накосных украшений четвертой группы (см. рис.7).

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

Украшениями для повседневного ношения были браслеты, кольца, брошки, коралловые и перламутровые бусы, накосные украшения, фибула, а для торжественных случаев надевали нагрудное украшение «сейке желбирееч», декоративные повязки «кыргак» [1, 10], (ПМА 1, 2).

Рисунок 7. Женские украшения с 41-60-лет. Серьги (а), коралловые бусы (б), перламутровые бусы «ак дана» (в), пуговицы (г), пуговицы <оуйме» (д), наперсток (е), нагрудное украшение «сейке желбирееч» (ж), фибула (з), брошка (и), застежка (к), браслет (л), кольцо (м), накосное украшение «чач учтук» (н), декоративная повязка «кыргак» (о), воротник «ецур» (п)

6 подгруппа. Украшения женщин свыше 60 лет

В возрасте после шестидесяти киргизские женщины были предрасположены к простоте и удобству, поэтому носили минимально декорированные украшения. Объем накосных украшений уменьшался пропорционально уменьшению объема волос. Также как и женщины пятой возрастной группы женщины носили коралловые и перламутровые бусы «ак дана». Женщинам этой возрастной подгруппы использовали лишь некоторые элементы украшений, такие как перламутровые и серебряные пуговицы, декоративные пуговицы «^йме», пришитые вдоль горловины верхней одежды, наперсток, надетый на пуговицу и прикрепленный на левую сторону груди. В головном уборе применяли булавки с бусинами, обычные булавки и серебряные булавки в виде формы луны и овала. Серьги для этой возрастной группы изготавливались более тяжелыми и массивными. В связи сизготовлением массивных серег в народе бытовало поверье, что с годами тяжелые серьги должны увеличивать отверстие в ушах женщины вплоть до образования двойного отверстия. Киргизскые женщины верили, что после смерти в могилу приползет змея и проползет через это отверстие, тем самым облегчит ответственность женщины перед небесами за прожитую жизнь (Рисунок 7) [4, 10] (ПМА 2).

В целях определения отношения современных киргизских женщин к традиционным украшениям и выявления этно-педагогического ресурса нами проведены экспериментальные исследования. Определение фактических понятий носителей традиционных знаний о древнем накосном украшении, осуществлялось с помощью авторской анкеты. Авторская

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

анкета, включала 6 вопросов открытого характера, направленных на выявление этно-педагогического ресурса древнего женского накосного украшения.

° ^ - 1 I Р

Р 11

¿е

Рисунок 7. Женские украшения с 61 года и старше. Серьги (а), коралловые бусы (б), перламутровые бусы «ак дана» (в), пуговицы серебряные и перламутровые (г), пуговицы <оуйме» (д), наперсток (е), брошка (ж), браслеты (з), кольца (и), накосное украшение «чач учтук» (к)

В анкете было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Какие произошли у Вас изменения во внутреннем состоянии Души при ношении накосного украшения, какие чувства Вы испытали и о чем думали во время ношения накосных украшений?

2. Появилось ли у Вас желание проводить дочь или внучку замуж в накосном украшении и продолжить традиции предков?

3. Возникло ли у Вас желание посещать национальные торжества в таком украшении.

Как Вы считаете, какова будет реакция окружающих на ношение Вами этих украшений

в комплекте с национальной одеждой?

4. Хотелось ли Вам научиться самим изготавливать такие украшения и какой видите в этом смысл?

5. Опишите Ваши чувства и состояние Души, во время изготовления украшений?

6. Считаете ли Вы, что эти традиционные знания предков, культура ношения и технология изготовления накосных украшений должны возрождаться и передаваться последующему поколению?

Перед началом исследований испытуемые надели свою традиционную одежду с украшениями и были погружены в специально созданные условия древней исторической эпохи для активации чувств, способствующих поднятию патриотического духа у участниц.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

Участницам были даны наставления: сделать намерение, попытаться прочувствовать и осознать через украшение душу киргизского народа. Было предложено описывать свои ощущения до мелочей, например, было ли ощущение бодрости или уныния, радости или беспокойства.

Отвечая на первый вопрос участницами отмечены следующие изменения внутреннего состояния:

- участницы вспоминали детство, образы матерей и бабушек в традиционной одежде, вспоминали чувства восхищения при звоне серебра, исходящего от украшений матерей и бабушек;

- в то же время участницы отметили, что стала выпрямляться их осанка, поднималось настроение, пробудилась гордость причастия к древней традиции;

- участницы поделились размышлениями о мудрости киргизского народа.

Такого рода чувственные ощущения способствовали формированию и передачи традиционных знаний народа, которые передаются на основе таких поведенческих актов как наблюдение, подражание и имитация.

Отвечая на второй и третий вопрос, участницы отметили, что появилось желание и мечта проводить дочерей и внучек замуж в традиционной одежде, надеть на косы украшения. Появилось желание проводимый эксперимент превратить в современную традицию. Захотелось все семейные торжества проводить по-киргизски. При этом все участницы были уверены в позитивном и благожелательном восприятии традиций окружающими. Это говорит о том, что у участниц проснулось осознание необходимости с младенчества закладывать фундамент этнического самосознания, укреплять национальный дух и приобщать молодежь к общечеловеческим и традиционным ценностям.

Отвечая на четвертый вопрос, участницы выразили желание научиться изготавливать украшения, осознали важность продолжения традиций и почувствовали, что являются связующим звеном в передаче знаний молодому поколению.

Отвечая на пятый вопрос участницы отмечали:

- участвуя в декорировании накосного украшения «чач учтук» участницы ощущали чувство благодарности мастеру ювелиру, изготовившему серебренную часть этого украшения. Пришла подсказка, что такие навыки изготовления накосных украшений упорядочивают бытовую жизнь кочевников и служат инструментом в воспитании детей;

- появилось ощущение, что они (участницы) прикоснулись к чему-то сакральному, было ощущение того, что сами бусины оживали и вставали на свои места, по цветам и размерам. При этом не оставалось лишних бусин. При завершении декорирования участницы почувствовали душевную легкость, как будто скинули с себя тяжелый груз. При этом пришло состояние радости и понимание того, что вдохнули в украшения новую жизнь и появилось желание обучать этому традиционному искусству молодежь с детства. Сам процесс изготовления украшений для детей является игрой, изготовлением игрушек. По мнению Л.Г. Гребенщиковой, любое изготовление игрушки - это своего рода медитация, так как в процессе изготовления происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. Изготовление игрушки, приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Отвечая на шестой вопрос участницы отметили важность сохранения и передачи традиционных знаний по изготовлению и декорированию женских украшений, а также важность передачи духовного смысла ношения традиционных украшений.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

Эксперимент показал, что ношение накосных украшений в комплекте с национальной одеждой способствовало погружению сознания участниц в древнюю эпоху и помогало активировать природно-естественную суть женщины.

Пришло осознание, что традиционные ценности древних киргизов могут быть примером для современного общества.

Исходя из вышеизложенного, следует полагать, что женские декоративные украшения киргизского народа имели знаково-символическую природу. Система традиционных ценностей отвечает тем духовным потребностям, для подпитки которых мы не находим аналогов в современном технологическом мире. Традиционные ценности помогают нам осознать какое величайшее достояние оставлено нам в наследство. Человеку необходимо произвести осознанный поворот внимания, принимая существование необъяснимого высшего начала начал, истока всего сущего. Изучая традиции своего народа человек раскрывает и развивает свои способности, обогащает окружающий мир.

Источники:

ПМА 1. Полевые материалы автора. Экспедиция в Нарынскую, Иссык-Кульскую, Чуйскую, Джалал-Абадскую, Ошскую области и в Таджикскую республику Горно-Бадахшанской области 2013 г. (информанты: Д. Тукеева 1931 г.р.; С. Байтемирова 1944 г.р.; Б. Романова 1933 г.р.; Ж. Бектенова 1928 г.р.; С.Жумабаева 1924 г.р.; К. Дуйшобаева 1937 г.р.; М. Турганбаева 1946 г.р.).

ПМА 2. Полевые материалы автора. Экспедиция в Иссык-Кульскую, Баткенскую область 2018 г. (информанты: С. Кыдырбаева 1919 г.р.; Б. Сатылганова 1938 г.р.; Р. Каразакова 193 г.р;)

ПМА 3. Полевые материалы автора. Экспедиция в Токтогульский район Жалал-Абадская область, Таласская область 2017 г. (информанты: С. Ырысалиева 1934 г.р; Б. Сатыбалдиева 1934 г.р; К. Адиева 1965 г.р; С. Дуйшеева 1941 г.р; А. Эгембердиева 1941 г.р; м. Эмурзакова 1941 г.р)

Список литературы:

1. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе, 1962.

2. Бекташева В. У., Омурбеков Ч. К. Изготовления традиционных ювелирных украшений для кыргызских женщин способом ковки, наложением тонкого слоя серебра и натягиванием на колодку // Вестник Кыргызстана. 2018. №1. С. 3-8.

3. Турдалиева Ч. Д. Кыргызы в трудах Чокана Валиханова. Бишкек. 2015.

4. Махова Е. И. Материальная культура киргизов как источник изучения их этногенеза // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. 1959. Т. 3. С. 258.

5. Махова Е. И. Быт колхозников киргизских селений Дархан и Чичкан. М., 1958.

6. Рындин М. В. Кыргызский национальный узор // Общественное объединение «Центрально - Азиатская сеть по культуре и искусству». Бишкек, 2016. 120 с.

7. Мальчик А. История кыргызского народного прикладного искусства эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен. М., 2008.

8. Сухарева О. А. Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М., 1979. 248 с.

9. Иванов С. В., Антипина К. И. Народное декоративно-прикладное искусство киргизов // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции V. 1968. 160 с.

10. Акматалиев А. Кыргыздын кол енерчYЛYГY. Бишкек. Кыргызстан, 1996. 328 с.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №4. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/89

References:

1. Antipina, K. I. (1962). Osobennosti material'noi kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov. Frunze. (in Russian).

2. Bektasheva, V. U., & Omurbekov, Ch. K. (2018). Izgotovleniya traditsionnykh yuvelirnykh ukrashenii dlya kyrgyzskikh zhenshchin sposobom kovki, nalozheniem tonkogo sloya serebra i natyagivaniem na kolodku. VestnikKyrgyzstana, (1), 3-8. (in Russian).

3. Turdalieva, Ch. D. (2015). Kyrgyzy v trudakh Chokana Valikhanova. Bishkek. (in Russian).

4. Makhova, E. I. (1959). Material'naya kul'tura kirgizov kak istochnik izucheniya ikh etnogeneza. Trudy Kirgizskoi arkheologo-etnograficheskoi ekspeditsii, 3, 258. (in Russian).

5. Makhova, E. I. (1958). Byt kolkhoznikov kirgizskikh selenii Darkhan i Chichkan. Moscow.

6. Ryndin, M. V. (2016). Kyrgyzskii natsional'nyi uzor. In Obshchestvennoe ob'édinenie "Tsentral'no - Aziatskaya set'po kul'ture i iskusstvu", Bishkek. (in Russian).

7. Mal'chik, A. (2008). Istoriya kyrgyzskogo narodnogo prikladnogo iskusstva evolyutsiya kyrgyzskogo ornamenta s drevneishikh vremen. Moscow. (in Russian).

8. Sukhareva, O. A. (1979). Kostyum narodov Srednei Azii. Istoriko-etnograficheskie ocherki. Moscow. (in Russian).

9. Ivanov, S. V., & Antipina, K. I. (1968). Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo kirgizov. Trudy Kirgizskoi arkheologo-etnograficheskoi ekspeditsii V. (in Russian).

10. Akmataliev, A. (1996). Kyrgyzdyn kol enerchYlYgY. Bishkek. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 24.02.2023 г. 10.03.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Асангулова А. Б., Сулайманова А. И., Цыбов Н. Н. Этнические особенности и виды традиционных женских декоративных украшений киргизского народа // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №4. С. 559-573. https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/72

Cite as (APA):

Asangulova, A., Sulaimanova, A., & Tsybov, N. (2023). Ethnic Features and Types of Traditional Women's Decorative Jewelry of the Kyrgyz People. Bulletin of Science and Practice, 9(4), 559-573. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/89/72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.