Научная статья на тему 'Классификация и типология женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая конца XIX -начала XX в'

Классификация и типология женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая конца XIX -начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1305
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ / САЯНО-АЛТАЙ / ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ / FEMALE JEWELRY / SAYAN-ALTAY / TURKIC PEOPLE / CLASSIFICATION / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Москвина Маргарита Васильевна

Статья посвящена проблеме классификации и типологии традиционных женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая алтайцев, хакасов, шорцев, тувинцев. с привлечением широкого комплекса материалов центральных и региональных музеев, а также ранних публикаций по теме исследования выделен комплекс украшений, состоящий из следующих групп: головных, нашейных, нагрудных, наручных и поясных украшений. Группы подразделены на типы, виды и подвиды. Общий объем вещественных источников, привлеченных для выполнения работы, составляет более 500 ед. хр., что определяет обоснованность классификации и типологии традиционных женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая конца XIX начала XX в. Комплекс, представленный у большинства тюрков региона, включает: кольцеобразные серьги, накосники в виде кистей у девушек и парные накосники, соединяющие концы кос у женщин, кольца и перстни, а также поясные украшения. в пределах тюркского сообщества в целом комплекс женских украшений варьируется. Наиболее сложным является комплект женских украшений хакасов в его составе, кроме общетюркского комплекса, присутствуют также височные подвески, нагрудники и браслеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Москвина Маргарита Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification and Typology the Sayan-Altai Turkic Peoples Females Jewelry in the Late 19thEarly 20 th Centuries

The article is devoted to the topic of Sayan-Altai Turkic peoples female jewelry classification and typology. Special studies of this topic have not yet been conducted. Having involved a wide range of materials from national and regional museums, as well as earlier publications on the topic of the research highlighted the jewelry complex, consisting of the head, neck, breast, waist and wrist jewelry. These groups are divided into several types, classes and subclasses. The article is based on more than 500 depository items, which determines the appropriate classification and typology of the Sayan-Altai Turkic peoples traditional female jewelry. The framework set of the Turkic peoples of the area includes ring-shaped earrings, girls plait decoration in the form of brushes, women paired plait decoration connecting the ends of the plait, rings and belt ornaments. At the same time, within the region, the complex of female jewelry among the Turkic peoples varies. The most replete set is collection of the Khakass female jewelry that includes temple pendants, bracelets and breastplates in addition to items common to other Turkic peoples.

Текст научной работы на тему «Классификация и типология женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая конца XIX -начала XX в»

история

УДК 903.2

ББК 63.48(2Рос-4Алт-6Г)-417

Классификация и типология женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая конца XIX -начала XX в.*

М.В. Москвина1

1 Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия)

Classification and Typology the Sayan-Altai Turkic Peoples Females Jewelry in the Late 19th- Early 20th Centuries

M. V. Moskvina1

1 Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia)

Статья посвящена проблеме классификации и типологии традиционных женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая - алтайцев, хакасов, шорцев, тувинцев. с привлечением широкого комплекса материалов центральных и региональных музеев, а также ранних публикаций по теме исследования выделен комплекс украшений, состоящий из следующих групп: головных, нашейных, нагрудных, наручных и поясных украшений. Группы подразделены на типы, виды и подвиды. Общий объем вещественных источников, привлеченных для выполнения работы, составляет более 500 ед. хр., что определяет обоснованность классификации и типологии традиционных женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая конца XIX

- начала XX в. Комплекс, представленный у большинства тюрков региона, включает: кольцеобразные серьги, накосники в виде кистей у девушек и парные накосники, соединяющие концы кос у женщин, кольца и перстни, а также поясные украшения. в пределах тюркского сообщества в целом комплекс женских украшений варьируется. Наиболее сложным является комплект женских украшений хакасов - в его составе, кроме общетюркского комплекса, присутствуют также височные подвески, нагрудники и браслеты.

Ключевые слова: женские украшения, Саяно-Алтай,

тюркские народы, классификация, типология.

БО! 10.14258/ігуа8и(2014)4.1-24

The article is devoted to the topic of Sayan-Altai Turkic peoples female jewelry classification and typology. Special studies of this topic have not yet been conducted. Having involved a wide range of materials from national and regional museums, as well as earlier publications on the topic of the research highlighted the jewelry complex, consisting of the head, neck, breast, waist and wrist jewelry. These groups are divided into several types, classes and subclasses. The article is based on more than 500 depository items, which determines the appropriate classification and typology of the Sayan-Altai Turkic peoples traditional female jewelry. The framework set of the Turkic peoples of the area includes

- ring-shaped earrings, girls plait decoration in the form of brushes, women paired plait decoration connecting the ends of the plait, rings and belt ornaments. At the same time, within the region, the complex of female jewelry among the Turkic peoples varies. The most replete set is collection of the Khakass female jewelry that includes temple pendants, bracelets and breastplates in addition to items common to other Turkic peoples.

Key words: female jewelry, Sayan-Altay, Turkic people, classification, typology

Комплекс украшений тюрков Саяно-Алтая - это этнографический феномен, в котором в полной мере отражены судьбы народов, их этно-генетические и социокультурные связи. Многообразие видов украшений,

широкий спектр материалов их изготовления и способов декоративной отделки определяют необходимость их классификации. Специальных работ, посвященных классификации и типологии женских украшений тюркских

* по проекту РГНФ №13-31-01258 а2 «Ювелирные промыслы Южной Сибири: традиции и современность».

народов Саяно-Алтая, крайне мало, исследования проводились на более широком, сибирском материале [1-3].

Основу работы составили коллекции украшений и аксессуаров тюркских народов Саяно-Алтая из Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера - МАЭ РАН) - 162 ед. хр., Музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета (КМАЭЭ) - 170 ед. хр., Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова (ХНКМ) -64 ед. хр., Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова (МРКМ) - 57 ед. хр.. Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН (Музей ИАЭТ) - 31 ед. хр., Новокузнецкого городского краеведческого музея (НГКМ) - 32 ед. хр., Бийского краеведческого музея (БКМ) - 13 ед. хр. Также использовались: каталоги Музея археологии и этнографии Омского государственного университета (МАЭ ОмГУ)

- 14 ед. хр. [4]; Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (МАЭСТУ)

- 4 ед.хр. [5]; сводный каталог по шорским коллекциям в музеях России, содержащий в том числе сведения о коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея (в 1980-1994 гг. - Омский государственный объединенный историко-литературный музей (ОГОИЛМ)) [6]. Общий объем вещественных источников составил более 500 ед. хр., что определяет обоснованность классификации и типологии традиционных женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая.

При анализе и обобщении музейных материалов была составлена классификация и типология женских украшений тюрков Саяно-Алтая.

Группа 1. Головные украшения - А. Ушные украшения - серьги. Тип 1. Кольцеобразные серьги из изогнутой серебряной, медной или железной проволоки, бытовавшие у алтайцев, шорцев [2, с. 83].

Вид 1. Серьги в виде незамкнутого кольца без подвесок, иногда с нанизанными прямо на кольцо бусинами, каменными дисками, распространены у всех народов Саяно-Алтая (алтайцы - МАЭ №5065-107, 3974-23, 3974-25; шорцы-«ызырга» - МАЭ №5072382, МАЭСТУ №6024-15). Шорцы дополнительно на проволоку надевали 1-2 бусины, сушеные ягоды, низку из 20-30 мелких бусин, объединенных в кольцо [7, с. 310].

Вид 2. Кольцеобразные серьги с подвесками. Подвид

1. Разнообразные подвески из низок бисера с монетами, жетонами, пуговицами на концах (алтайцы - МАЭ №5650-73, 3720-293, 3720-294; МАЭ ОмГУ №5-25; кумандинцы - МАЭ №5063-51; шорцы - ОГОИЛМ №2370, с кусочком меха). Кроме сережек, у шорцев бытовали ушные подвески из железного проволочного кольца с нитями бисера разных цветов или шнурков, сплетенных из шерстяных нитей с кисточками, пуговицами и бусинами на концах (МАЭСТУ 5979-97;

ОГОИЛМ №2221). Подвид 2. Подвески в виде тонкой металлической пластины разных форм, иногда составной, обычно с мелкими подвесками в нижней части из металла и бисера. (алтай-кижи, телеуты [7, с. 354]; кумандин-цы - МАЭ №2334-118-2334-210, 2334-125, 2334- 211; БКМ №2771/1,2; шорцы - МАЭСТУ №5979-16; тувинцы [2, с. 83]. Подвид 3. Подвески литые лирообразной формы из металла с маленькими подвесками из коротких низок мелкого бисера. Иногда со вставкой из коралла или камня (телеуты - «салманчык» - МАЭ №2242-13, 2242-19, 2334-123, Музей ИАЭТ №275/1, 275/2, 275/3, 275/4,1115, 1116, 1117; МАЭ ОмГУ №5-41, 5-42; КМАЭЭ №136-17К/8, БКМ № 6047, 9842/2); кумандинцы -БКМ №2239, 2769; теленгиты [2, с. 83]; шорцы - МАЭ №5072-380); хакасы - Музей ИАЭТ №4480.

Вид 3. Кольцеобразные серьги с отогнутым книзу стержнем, на который нанизаны бусины. Подвид 1. Серьги с круглым кольцом для вдевания в ухо. Отогнутый книзу стержень с нанизанными на него бусинами и подвеской (алтайцы, шорцы - ОГОИЛМ №2354); хакасы - «хос ызырга» - ХНКМ №3973/4/13, 4838/17 и др.; МРКМ №ОФ. 2769; тувинцы [2, с. 83]. Подвид 2. Серьги с круглым или закругленным треугольным кольцом для вдевания в ухо и отогнутым стержнем с одной бусиной (алтайцы - «сырга» - МАЭ №2334-126, 365072, 5063-51а, в, 5063-106, и др.; хакасы - «ахча ызырга» -МАЭ №5060-122а; ХНКМ №4262/1/8; тувинцы [2, с. 83].

Б. Височные украшения. Тип 1. Парные кольцеобразные височные подвески. Их основу составляет незамкнутое (или замкнутое) кольцо из металлической проволоки с отогнутым книзу стержнем, на который нанизаны бусины (камень, коралл). Зафиксированы только у хакасов. При тяжелых подвесках их дополнительно крепили к волосам при помощи матерчатых петель - к небольшим косичкам, специально сплетенным на висках или головному убору [7, с. 354].

Вид 1. Без нагрудных подвесок (хакасы - «улуг ызырга» - ХНКМ №4488/8/15, 4043/1/9; КМАЭЭ № 19а/14).

Вид 2. С нагрудными подвесками, соединяющими нижнюю часть стержней (хакасы - «улуг ызырга» с цепочкой «самзылга» - ХНКМ №6638/2/33; Музей ИАЭТ № 1473).

В. Накосные украшения

Тип 1. Украшение верхним концом вплетается в косу, а нижний конец, оформленный в виде кисти, висит ниже кончика косы.

Вид 1. Кисти из витых волосяных шнурков с бисеринами или раковинами каури на концах (алтайцы - «чач пууш» - МАЭ №2242-20, 3649-4, 3928-92; Музей ИАЭТ №184/1; КМАЭЭ № 136 17К-15; шорцы

- «чач пббш»/«чынча» - МАЭ №5071-64 - 66; хакасы

- «поос» - МАЭ №5060-98, 5060-104, 5060-105, 5060109). в день свадьбы алтайцы к одному из шнурков привязывали украшение «тана» - кружок в 1,5-3 см в диаметре из кости, рога, перламутра или фаянса с отверстием в центре (МАЭ №3728-91; Музей ИАЭТ

история

№184/2 - украшение «чач пууш» с «тана»). После свадьбы «чач пууш» не носили, а «тана» подвешивалось к соединенным косам [1, с. 120].

Вид 2. Кисть из жильных или других нитей, на которые нанизаны бусины, бисер, подвески (теленгиты -МАЭ №3720-282, 3720-283, 3720-285; хакасы - «чачах поос»/«нинчи поос» - МАЭ №5060-97; МРКМ №784, 6950; шорцы [1, с. 122].

Вид 3. Кисти из шерстяных и шелковых нитей (алтайцы - МАЭ №5065-111, 5065-112, 3720-284; хакасы

- «чапрах» из кисточек с серебряной монетой, или «сас поос» из овечьей шерсти, украшенные на концах жемчужной пуговицей [8, с. 97]).

Тип 2. Украшение вплетается или прикрепляется с помощью пуговиц, петелек к нижним концам кос, соединяя их.

Вид 1. Украшение в виде бахромы, свисающей с нижнего края перемычки. Число креплений к волосам соответствует числу косичек. Подвид 1. Перемычка из ткани, украшенной бисером (куман-динцы «чаачыш»/«чинче» [1, с. 10]; шорцы-«топчы» [9, с. 120]). Подвид 2. Перемычка из узкой полосы кожи. с бахромой из узких кожаных ремешков с нашитыми на них раковинами. Ремешки соединяются медными кольцами. Возможны модификации бахромы из соединенных между собой по вертикали пластин с твердым основанием (кумандинцы - МАЭ №5063-52; тубалары [10, с. 45], алтай-кижи - «шан-кы» - МАЭ №2334-164).

Вид 2. За ремешки вплетается в концы кос и свободно свисает дугой, их соединяя (челканцы, куман-динцы - «керетарткыч» - МАЭ №2334-81, 2334-91, 5063-52).

Вид 3. Парный накосник для двух женских кос -«тулун» (алтай-кижи - МАЭ №5068-270, 5065-110, 3720-280; Музей ИАЭТ №434). Вместе с накосника-ми «тулун» носили украшение «тана» как непосредственный атрибут комплекса украшений замужней женщины. Украшение «тана» имеет 4 вида: вид 1. Перламутровый диск с отверстием в центре, с продетой тесьмой (сшитой), на концах которой наглухо пришиты маленькие перламутровые пуговицы (Музей ИАЭТ №1491); вид 2. Металлический ажурный ромб, инкрустированный в центре круглым стеклом (КМАЭЭ №136-17К/1) - повторяет татарские и казахские украшения для кос «чолпы»; вид 3. Из серебряной монеты дореволюционного или советского времени с припаянным ушком для подвешивания за тесемку к косе (КМАЭЭ №17а/18); вид 4. «Тана» - брошь из перламутра в форме цветка на основании из металлической пластинки прямоугольной формы [11, с. 35-36])

Тип 3. Украшение прикрепляется поверх кос/косы при помощи расположенных на тыльной стороне украшения ремешков.

Вид 1. На жесткой основе с прикрепленными к ней деталями.

Подвид 1. Четырехугольный кусок кожи или другого плотного материала, обтянутый тканью и плотно зашитый крупными или мелкими перламутровыми пуговицами, бисером, кораллами (хакасы

- «нанчи»/«тана поос» - МАЭ №5060-100).

Подвид 2. Серебряная или посеребренная металлическая пластина подтреугольной или трапециевидной формы надета на основу из куска толстой кожи, украшена чеканным или гравированным орнаментом, нередко со вставками из камней, эмалью. Верхний край полукруглый. Нижний украшен подвесками из низок бус, крученой проволоки, кистей из черных шелковых нитей (тувинцы - «чавага»). Археологический материал XIX в. свидетельствует о связи «чавага» с украшением алтайцев «тана». У тувинцев это плоская, овальной формы перламутровая пластинка с двумя дырочками по краям [12, с. 39].

Вид 2. Кисти из черных шелковых нитей, к основанию прикреплена небольшая металлическая или кожаная прямоугольная пластина со вставками из камней или нашитыми коралловыми бусинами (тувинцы

- «чалаа-кара») [13, с. 86].

Группа 2. Шейные. Тип 1. Ожерелья

Вид 1. Без подвесок. Самодельные ожерелья из «природных» материалов - сухие ягоды, кости рыб, раковины каури, а также из граненых стеклянных бусин (кумандинцы - «чинчьи», «]ылым» - МАЭ 506358 - 5063-60, БКМ №2240, 2767, 2770). Шорцы носили бусы по нескольку низок [9, с. 121; 14, с. 130].

Вид 2. С подвесками (хакасы - нательные кресты «падырбас» /«симискелиг кирос». Позднего происхождения, связаны с процессом христианизации коренного населения Сибири (МРКМ №ОФ.788/ ХАК.198, ОФ.2745, ОФ.2747, 0Ф.3069/3; ХНКМ №411/6, 5519/26, 5519/92, 5294/91).

Группа 3. Нагрудные. Группа состоит из съемных (самостоятельный элемент костюма) и несъемных (пришивались к платью) украшений.

Тип 1. Нагрудники разной формы. Вид 1. Серповидной формы на разной текстильной основе (хакасы - «пого» - МАЭ №264-5, 335-4, 2214-8, 23803 и др.; КМАЭЭ №19а/2, 19а/13; Музей ИАЭТ №129, 1471, 1472; МРКМ №1857, 2000, 2002, 3293, 6660, 6757; ХКМН №3833/1, 3839, 3938/5, 3957/1, 5545/1, 5858/33, 5858/34, 5858/35,5858/36, 5858/37, шорцы «мунчук» - МАЭСТУ №6025-31).

Отсутствие самостоятельных съемных нагрудных украшений в костюме телеутских женщин компенсируется украшенными воротниками - «яка» и пришивным нагрудником - «тбштбк» (МАЭ ОмГУ №535; КМАЭЭ №136-17К/75; Музей ИАЭТ №130, 1489). Воротник из сукна по краям украшали узким кантом, зигзагообразно прошитым металлической ниткой. По краям пришивались поставленные на угол берестяные или картонные квадратики (акча) от 5 до 9 с каждой стороны; плотно обшитые золотыми, се-

ребряными или шерстяными нитками; иногда их заменяли бисером, бусинами, пуговицами [9, с. 116]. «Тбштбк» украшал разрез женской телеутской рубахи. Прямоугольный с заостренным низом, из красного сукна, декорировался парчой, кружевом, жемчужными, коралловыми или металлическими пуговицами на ножке, петлями для застегивания из черного шнура и «акча» [10, с. 27].

К несъемным нагрудным украшениям можно относить разнообразные пуговицы: шорские из бусин с серебряной пронизкой, укрепленной круглыми, иногда ажурными накладками [9]; телеутские «подермеш» -ажурные, серебряные, иногда с позолотой (КМАЭЭ №136 17К/93), «куйка» - китайские граненые пуговицы из смолистого вещества красного цвета (МАЭ ОмГУ №5-26; Музей ИАЭТ №1488) и «топчу» - пустотелые металлические или из бусин на проволочном ушке (Музей ИАЭТ №1487) [15, с. 149], тувинские пустотелые шаровидные пуговицы с припаянным ушком и гравированным рисунком [13, с. 94].

Группа 4. Наручные. А. Кольца

Тип 1. Простые кольца из металла (все народы Саяно-Алтая, в том числе хакасы - «пурба» - МАЭ №3650-9, 3650-10, 3650-12, 3720-296, 3720-298; МРКМ №3187, ХНКМ № 44/88/14).

Тип 2. Сложные кольца (перстни).

Вид 1. Перстни со вставками из стекла, камней, коралла (алтайцы - <уустукгер» - МАЭ №3650-11, 22144; КМАЭЭ №136-17К/55, 136 17К/71; Музей ИАЭТ №96); хакасы - «чустук» - МАЭ №267-82, 5060117, 2214-2; МРКМ №2728, 2751, 2752, 2753 (2 шт.), 2755,2756,7188/5, 7433; ХНКМ №28/2/3, 4152/1/1, 4152/2/2, 4160/4/4 и др.; тувинцы - МАЭ №1340-251).

Вид 2. Перстни без вставок, перстни-печатки и именные перстни. Алтайцы, шорцы - МАЭ №3728110, 3974-27, 5072-372, хакасы - «чустук» - МРКМ №2731, 2754-1, 2754-2, ХНКМ №25/13, 3923/12, 4362/2/11, 4370/5/11 и др.).

Б. Браслеты. Распространены у хакасов и тувинцев. Д.А. Функ упоминает, что телеуты носили «серебряные, иногда - с позолотой, браслеты - «пилее-рик» [15, с. 160].

Тип 1. Браслеты из бусин и бисера, нанизанных на нить (ремешок), иногда в виде бисерной сетки, на-

шитых на полосу ткани (ровдуги, кожи). Замкнутые или застегивающиеся на пуговицу (хакасы [16, с. 82]).

Тип 2. Браслеты из полоски бересты с орнаментом. с застежкой на пуговицу (хакасы [2, с. 93]).

Тип 3. Металлические браслеты из серебра, меди, бронзы, железа - вытянутые четырехугольные пластины с сомкнутыми концами. Гладкие или украшенные гравировкой, чеканкой, вставками из камней (тувинцы - «билектээш» [2, с. 73]).

Группа 5. Поясные.

Тип 1. Металлические пряжки, прикрепляемые к поясу ремнями. (алтайцы - «бельдуш» - Музей ИАЭТ №1474а, 1474б; тувинцы - «терги» [13]).

Тип 2. Тканевые сумочки-кошельки, декорированные вышивкой (хакасы - «нанчых» - ХНКМ №2700, сумочки «штш>, игольники «шелщрш>, все эти предметы привешивались на бока к шубе [8, с. 96-97]).

Классификация женских украшений тюрков Южной Сибири Х1Х - первой половиной XX в. демонстрирует их разнообразие. На основании осуществленной классификации и типологии выделяется общий комплекс украшений, характерный для всех тюркских народов на территории Саяно-Алтая. Он включает: кольцеобразные серьги, накосники в виде кистей у девушек и парные накосники, соединяющие концы кос у женщин, кольца и перстни, а также поясные украшения. Целостность комплекса является еще одним доказательством правомерности выделения региона в отдельную Саяно-Алтайскую историко-этнографическую общность [17, с. 81].

В пределах тюркского сообщества в целом комплекс женских украшений варьируется. Наиболее сложным является комплект женских украшений хакасов - в его составе, кроме общетюркского комплекса, присутствуют также височные подвески, нагрудники и браслеты. Наличие многочисленных местных вариантов украшений, характерных для отдельных этнографических и локальных групп, является основанием для изучения характера варьирования украшений в пределах единой историко-этнографической области. Этническое своеобразие комплексов украшений народов Саяно-Алтая состоит в особом неповторимом сочетании различных типов изделий, только часть которых имеет аналогии в наборах других народов.

Библиографический список

1. Клюева Н.И., Михайлова Е.А. Накосные украшения у сибирских народов // Материальная и духовная культура народов Сибири. МАЭ. - Т. XLП. - Л., 1988.

2. Михайлова Е.А. Съемные украшения народов Сибири // Украшения народов Сибири. МАЭ. - Т. К!. - СПб., 2005.

3. Яковлева К.М. Сравнительно-сопоставительная характеристика украшений тюрко-монгольских народов алтайской языковой семьи Сибири конца XIX - начала XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. -№134.

история

4. Ахметова Ш.К. и др. Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. - Новосибирск, 2006.

5. Каталог этнографических коллекций музея археологии и этнографии Сибири ТГУ / сост. Д.П. Славнин, Н.А. Томилов. - Томск, 1979. - Ч. 1.

6. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России: Одежда и украшения / сост. Т.И. Кимеева. - Кемерово, 1999. - Ч. 4.

7. Тюркские народы Сибири. - М., 2006.

8. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов : пособие для учителей. - Абакан, 1996.

9. Кимеева Т.И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия (конец ХІХ - начало ХХ в.). - Кемерово, 2007.

10. Потапов Л.П. Одежда алтайцев // МАЭ. - Т. 13. -М. ; Л., 1951.

11. Кацюба Д.В. Материальная культура бачатских те-леутов. - Кемерово. 1991.

12. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как этнографический источник. - Л., 1975.

13. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М., 1973.

14. Назаров И.И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура. - Барнаул, 2013.

15. Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII - первой четверти XX века : историко-этнографическое исследование.

- М., 1993.

16. Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. - Абакан, 1982.

17. Томилов Н.А. Этнические процессы и историкокультурные обшцости тюркоязычного населения ЗападноСибирской равнины в XVI - начале XX в. // Археологические, этнографические и исторические источники по истории Сибири. - Омск, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.