ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ
Малышев Константин Борисович,
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и педагогики, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Российская Федерация, 160002, г. Вологда,
ул. Щетинина, д. 2 E-mail: [email protected]
ORCID 0000-0003-2985-3341
Зайырбекова Айчурок Акжолтоевна,
кандидат психологических наук, преподаватель, Академия МВД Кыргызской Республики имени генерал-майора милиции Э. А. Алиева, Киргизия, 720083, Бишкек, ул. Чокана Валиханова, д. 1а/1
Павлова Мария Васильевна,
начальник психологической службы, УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Российская Федерация, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 14
Ермолов Павел Сергеевич,
старший преподаватель кафедры организации огневой и физической подготовки, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Konstantin Borisovich Malyshev,
Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor at the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Russian Federation, 160002, Vologda, Shchetinina St., 2 E-mail: [email protected]
ORCID 0000-0003-2985-3341
Ajchurok Akzholtoevna Zajyrbekova,
Candidate of Psychology, Teacher,
Academy of the Ministry of Internal Affairs
of the Kyrgyz Republic named
after Major General of the Militia E. A. Aliyev,
Kyrgyzstan, 720083, Bishkek,
Chokana Valikhanova St., la/1
Mariya Vasil'evna Pavlova,
Head of the Psychological Service,
Federal Penitentiary Service of Russia
for Saint Petersburg and the Leningrad Region,
Russian Federation, 191123,
Saint Petersburg, Zakharyevskaya St., 14
Pavel Sergeevich Ermolov,
Senior Lecturer at the Department of Organization of Fire and Physical Training, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психологии
УДК 159.9
Scientific specialty:
5.3.5. Social psychology, political
and economic psychology
Дата поступления: 15 августа 2023 г.
Дата принятия статьи в печать: 23 октября 2023 г.
Этническая толерантность как детерминанта развития адаптационного потенциала личности осужденного
Ethnic Tolerance as a Determinant of the Development of the Adaptive Potential of a Convicted Person's Personality
Аннотация
Актуальность: в жизни современного общества по-прежнему актуальны этнопсихологические аспекты. На фоне глобального кризиса и неустойчивой политической сферы, детерминированных пандемией, отмечается преобразование и происходит трансформация и импрегнация стилей и ценностей жизни различных культур. Как результат, идет образование тесной связи между этносами и этническими группами, переход к сакраментальным этническим ценностям и образам мысли, идентификации самобытности. Данные течения ведут к накаливанию межнациональной напряженности и образованию противоречий на национальной почве. Такого рода течения в обществе создают цепочку этнопсихологических сложностей на различных ступенях отношений: социальных, внутриличностных и межличностных.
Постановка проблемы: недостаточность исследования формирования межэтнической толерантности осужденного для адаптации жизни в условиях заключения создает объективные трудности для конструктивного психологического сопровождения данного контенгента со стороны психологов.
Цель исследования: анализ понятия «этническая толерантность осужденных».
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы.
Результаты исследования: рассмотрены принципы, методы, а также современные программы развития адаптационного потенциала осужденных. Автор характеризует этническую толерантность как детерминанту развития адаптационного потенциала личности осужденного.
Выводы: под этнической толерантностью развития адаптационного потенциала личности осужденного понимают длительный процесс, сформированный из координационных и психолого-педагогических мероприятий комплекс, адресованный на образование у осужденного потенциала и стремления к включению в условия жизни полиэтнического общества для отбывания наказания.
Abstract
Relevance: ethnopsychological aspects are still relevant in the life of modern society. Against the background of the global crisis and the unstable political sphere determined by the pandemic, there is a transformation and transformation and impregnation of the styles and values of life of various cultures. As a result, there is a formation of a close connection between ethnic groups and ethnic groups, a transition to sacramental ethnic values and ways of thinking, identification of identity. These trends lead to the escalation of interethnic tensions and the formation of contradictions on national grounds. Such trends in society create a chain of ethnopsychological difficulties at various levels of relations: social, intrapersonal and interpersonal.
Problem statement: the insufficiency of research on the formation of interethnic tolerance of a convict for adapting life in prison conditions creates objective difficulties for constructive psychological support of this content by psychologists.
The purpose of the study is to analyze the concept of "ethnic tolerance of convicts".
Research methods: theoretical and methodological analysis of scientific literature.
Research results: principles, methods, as well as modern programs for the development of the adaptive potential of convicts are considered. The author characterizes ethnic tolerance as a determinant of the development of the adaptive potential of the convict's personality.
Conclusions: the ethnic tolerance of the development of the adaptive potential of the convict's personality is understood as a long-term process formed from coordination and psychological and pedagogical measures, a complex aimed at educating the convict's potential and striving to be included in the living conditions of a multiethnic society for serving a sentence.
Ключевые слова: этническая толерантность осужденных; принципы адаптации; психологические факторы адаптации; психологические особенности осужденных.
Keywords: ethnic tolerance of convicts; principles of adaptation; psychological factors of adaptation; psychological characteristics of convicts.
Вглобализованном современном мире происходят социальные изменения, затрагивающие разные сферы и условия общественной жизни. Такие динамичные изменения приводят к трансформации социальных норм, регулирующих человеческие отношения: этот факт особенно ярко проявляется в сфере национального и международного общения, связанного с восприятием и формированием отношения людей к кому-то или чему-то «иному». Эта ситуация требует не только современного средства общения людей разных национальностей, но и новые формы их социализации [6, с. 50]. В этом контексте очень важно изучать толерантность как социальное явление, механизмы ее развития, установки и адекватное поведение в среде осужденных. Сегодня проблема этнической толерантности, ее становления и развития, особенно среди разных социальных групп, выступает одной из важнейших проблем, что делает ее особенно интересной для социально-психологических исследований [3].
Своеобразие демонстрации этнопсихологических свойств населения мира воссоздается через спектр ряда факторов: природы национальности, культуры, обычаев, модели традиционного воспитания, коммуникабельности, положения государства в мировой среде. Этнос — это стабильный конгломерат людей, относящийся к определенному народу, пребывающий в регионе или в числе другого народа, при этом хранящий свою культуру, особенности быта, специфику языкового общения и психологические манеры. Отдельные представители в сумме не формируют характеристику всего этноса [5]. Это, скорее, констатация типичных черт, свойственных в равной мере многим индивидам данной эгногруппы. Этнические и национальные проблемы в тюрьмах являются одними из ведущих в сложной палитре общественно-политических отношений. К этому добавляется еще одна важная составляющая — язык. С его помощью люди общаются друг с другом, благодаря ему начинается общение между осужденными.
Этнопсихология как отрасль психологической науки, изучающая психологические особенности разных народов и культур, вызывает особый интерес криминальных исследователей. Во многих научных работах отмечается, что преодоление языкового барьера становится возможным именно при изучении и освоении этнопсихологических особенностей личности. Однако формирование межэтнической толерантности осужденного для адаптации жизни в условиях заключения исследованы недостаточно.
Учитывая вышеизложенное, целью статьи является анализ этнической толерантности как
детерминанты развития адаптационного потенциала личности осужденного.
Многообразие проблемы толерантности предполагает ее изучение в различных науках: психологии, философии, культурологии, этике, медицине, педагогике. Сущность толерантности в качестве каждой личности, независимо от пола, возраста, этнической и конфессиональной принадлежности. Исследователи признают различные виды толерантности, среди которых выделяют межэтническую толерантность, основанную на уважении к другой личности, учете ее прав и свобод, что имеет характер неагрессивной защиты собственных этнических культурных образцов поведения, традиций, верований, обычаев [1, с. 2].
У отбывающих наказание межнациональное общение сопровождается преодолением многочисленных трудностей, поскольку в процесе этого взаимодействия появляются разногласия, касающиеся различных культурных традиций, ценностных установок. Конфронтация диаметральных точек зрения, взглядов, убеждений, идеалов порождают условия для возникновения противостояний по причине потери природы своего этнического характера, образовавшегося в результате самозознания. Таким способом разрешения этой проблемной ситуации может стать межэтническая терпимость и снисхождение. Этническую толерантность необходимо исследовать в комплексе таких составляющих, как: психологически стабильное восприятие этнических различий; ориентация на переговорные процессы, сотрудничество, благосклонное отношение к существованию иных рас; признание наличия других культур, исторических фактов других национальностей; высокий уровень культуры межнационального взаимодействия; развитие такого рода ценностей, как: выдержанность, терпимость и снисходительность, широкий кругозор. Алгоритм педагогической стратегии следует выводить в аналогии с принципами толерантности, соблюдением основ правового статуса личности, уважением культуры и ценностей человека. Для решения всего комплекса задач сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний потребуются: глубокие познания национальных психологических особенностей личности, умение различать межэтнические явления и давать им оценку, понимание влияния этих явлений на процессы взаимодействия между различными этносами.
Основываясь на обзоре научной литературы, можно смело сказать, что наиболее актуальными вопросами для системы исполнения наказаний являются: проблема приспособления осужденных в местах лишения свободы; тендерные проблемы отбывания наказания; этнические противостояния в заведениях Фе-
деральной службы исполнения наказаний. Заключенные, длительно лишенные свободы, приспосабливаются к этнокультуре заключенных, принимают их идеалы и нормы тюремной среды, и этот фактор необходимо учитывать при работе с указанным контингентом. Но стоит также учитывать, что существуют отличия у осужденных в степени адаптации и привыкания к этнокультуре мест заключения. Вызывает внимание тот факт, что интересы руководства тюремного учреждения могут быть созвучны с запросами лидеров места заключения в поддержании контроля над основной долей отбывающих наказание. Большое влияние на адаптацию и поведение осужденных в тюрьме предоставляет компонент моти-вационной сферы.
В России активность преступных организаций, сформировавшихся по этническому признаку, растет. По данным Следственного комитета МВД России, специализация этнических организованных преступных групп выглядит следующим образом:
— «чеченские» — специализируются на насильственных преступлениях (разбои, грабежи, вымогательства), на преступлениях в кредитно-финансовой сфере, наркобизнесе в нефтедобывающих районах Крайнего Севера, контролируют экспорт сырья и импорт потребительских товаров;
— «ингушские» — специализируются на преступлениях в топливно-энергетическом комплексе, на сбыте драгоценных металлов, изготовлении и сбыте фальшивых долларов США и акцизных марок;
— «дагестанские» — специализируются на незаконном обороте оружия, разбоях, вымогательствах;
— «осетинские» — специализируются на поставках контрабандного спирта и безлицензионном производстве фальсифицированной алкогольной продукции;
— «азербайджанские» — специализируются на грабежах, кражах, мошенничестве, изготовлении и распространении фальсифицированных спиртных напитков, на вымогательстве;
— «армянские» — специализируются на криминальном автомобильном бизнесе, на незаконном обороте наркотиков и оружия, на махинациях с драгоценными металлами и камнями и на экономических преступлениях;
— «грузинские» — основные сферы деятельности — вымогательство, грабежи, разбои, квартирные кражи, незаконный оборот наркотиков;
— «таджикские» — специализируются на наркобизнесе, на изготовлении и сбыте фальшивых денежных купюр, на торговле оружием;
— «узбекские» — специализируются на незаконном обороте наркотических веществ,
на кражах, грабежах, разбойных нападениях, на преступлениях в сфере экономики;
— «казахские», «киргизские», «туркменские» криминальные формирования малочисленны и заметного воздействия на криминальную обстановку в Московской области не оказывают;
— «китайские» — совершают грабежи и рэкет в отношении соотечественников;
— «вьетнамские» — занимаются обменом валюты, а также скупкой золотосодержащих электронных плат;
— «африканцы» — привозят контрабанду, наркотики и проституток.
Приведенная выше специализация преступной активности ЭПГ является нестабильной и изменяется под воздействием различных факторов:
— конкуренции;
— активизации деятельности правоохранительных органов в данном направлении;
— экономических показателей в регионе.
Признаками позитивной или негативной
адаптации считается вхождение в этническую группу. Уже во время первого знакомства показываются нравы, которые являются обычными в среде таких заключенных. Это очень хорошо видно для заключенных, старающихся иметь определенный статус (манеры держаться, блатной жаргон, нецензурная речь, татуировки, своеобразные жесты) [2, с. 63]. В качестве базовых признаков этнической адаптации могут быть: уровень отношения к нему этнической группы; уровень оценки заключенным новых сотоварищей; уровень удовлетворенности отношений и своим местом в системе этих отношений; уровень интенсивности общения с другими заключенными. Имеются два пути проявления адаптации у заключенных: автопластический (приспособление имеющихся условий к себе) и аллопластический (подчинение определенному поведению в группе). Для учреждений служб исполнения наказаний больше характерен второй путь.
В структуре этнической толерантности выделяют следующие компоненты: когнитивный (представление о других этнических товариществах, их культурных особенностях, межэтнических отношениях, знание о правах осужденных вне зависимости от этнической принадлежности); эмоциональный (позиция в отношении к другим этническим товариществам); поведенческий (определенные акты толерантного/ интолерантного реагирования, которые проявляются в стремлении к демонстрации агрессии по отношению к приверженцам других этнических товариществ).
Исходя из того, что в структуре этнической толерантности три доминирующих компонента (когнитивный, эмоциональный и поведен-
ческий), мы считаем целесообразным распределить все возможные методы изучения этого социально-психологического феномена на три группы соответственно.
На основании анализа когнитивной составляющей этническая толерантность контингента мест лишения свободы представляет единое многосоставляющее устройство. Компоненты этой структуры включают в себя взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы: благоприятную этническую идентификацию, этнические стереотипы, вызывающие одобрение (автостереотипы, гетеро-стереотипы), а помимо этого, еще и личностные понятия осужденных о дистанцировании по социально-психологическим признакам в отношении к субъектам своей и других этнических общин. Таким образом, структура этнической толерантности имеет важное значение соответствующего информирования осужденных о сформировавшихся возле них условиях жизни и обеспечивает плодотворные предпосылки для координирования их межэтнических отношений в тюремной обстановке. Этническая толерантность является одним из социальных понятий и широко используется в криминологии, социологии, психологии и других гуманитарных науках. Оно объективно связано с понятием «социализация», о чем свидетельствует непосредственный анализ этих явлений и, прежде всего, грамматическая интерпретация. Этническая толерантность фигуры осужденного определяется как процесс интеграции личности в окружающие условия пребывания, приобретения навыков и умений практического и теоретического функционирования, реконструкции фактических жизненных отношений как индивидуума. Это всесторонний процесс освоения практики общественной жизни и социальных отношений. В процессе осужденные учатся жить вместе и взаимодействовать друг с другом.
Условия лишения свободы деструктивно действуют на личность, длительная изоляция затрудняет ее адаптацию к нормальной социальной среде. Это нередко усугубляется неправильным отношением осужденных друг к другу, что приводит к перевозбуждению или затор-
моженности нервных процессов и к нервным срывам. Заключенный начинает недооценивать собственное поведение и действия других людей и, как следствие, действовать неправильно, теряя социальные навыки. Соответственно, под этнической толерантностью осужденных следует понимать повторное усвоение культуры межнациональных отношений, формирование определенных норм, ролей и функций, достижение навыков, необходимых для их успешной реализации [4, с. 52]. Это, по сути, перестройка личности в связи с изменением обстоятельств.
Еще одной актуальной проблемой системы ФСИН является проблема этнической адаптации женщин в тюрьме. В общей сложности женские этнические сообщества в местах заключения характеризуются большей гармонией, в меньшей степени проявлением насилия, менее деструктивной формой эгнокультуры и межэтническими коллизиями, по сравнению с тюремной этнической средой мужчин. По нашему мнению, можно говорить, что, в отличие от мужского сообщества, в женских тюрьмах преобладает большая этническая толерантность, что надо учитывать, и это подтверждается данными различных исследований.
Выводы. Под этнической толерантностью развития адаптационного потенциала личности осужденного понимают длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению в условия жизни многонационального общества для отбывания наказания. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в последнее время этническая толерантность является предметом изучения в различных сферах, в их числе — в учреждениях исполнения наказаний. Исходя из структуры этнической толерантности (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты), изучать ее следует по трем группам методов в соответствии с каждым компонентом. Дальнейшего более детального исследования требует разработка универсальной методики воспитания этнической толерантности у осужденных.
Список литературы:
References:
1. Васильева И. В., Булатова О. В. Особенности 1. ресурсной субъектности студентов в связи
с самоидентификацией по национальному признаку // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7. № 3. С. 1-10.
2. Зайырбекова А. А. Этнопсихологические осо- 2. бенности защитных механизмов личности сотрудников органов внутренних дел стран
Vasil'eva I. V., Bulatova O. V. Features of the resource subjectivity of students in connection with self-identification on a national basis 11 Applied Psychology and Pedagogy. 2022. V. 7. № 3. P. 1-10.
Zajyrbekova A. A. Etnopsihologicheskie oso-bennosti zashchitnyh mekhanizmov lichnosti sotrudnikov organov vnutrennih del stran sod-
содружества независимых государств : дис.... канд. психол. наук. Москва, 2022.220 с.
3. Мальцева Т. В., Зайырбекова A.A. Форми- 3. рование межкультурной компетентности научно-педагогических кадров в системе органов внутренних дел стран СНГ : учеб. пособие. Москва: Академия управления МВД России, 2022. 56 с.
4. Мальцева Т. В., Сепиашвили E.H. Этно- 4. психологические знания в образовательной среде юридического вуза // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Юриспруденция. 2015. № 5. С. 20-22. 5.
5. Мальцева Т. В., Сепиашвили E.H. Этносы России. Антропологический, психологический и педагогический подходы : учеб.-практ. пособие. Руза: Московский обл. фил. Московского ун-та МВД России 6. имени В. Я. Кикотя, 2015. 70 с.
6. Ооржак JI.H. Профессионализм в межнациональных отношениях в органах внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6. № 4. С. 43-51.
ruzhestva nezavisimyh gosudarstv : dis.... kand. psihol. nauk. Moskva, 2022. 220 s. Mal'ceva T. V., Zajyrbekova A. A. Formiro-vanie mezhkul'turnoj kompetentnosti nauch-no-pedagogicheskih kadrov v sisteme organov vnutrennih del stran SNG : ucheb. posobie. Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2022. 56 s.
Mal'ceva T. V., Sepiashvili E.N. Etnopsiholog-icheskie znaniya v obrazovatel'noj srede yuridi-cheskogo vuza // Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij universitet. Seriya: Yurisprudenciya. 2015. № 5. S. 20-22. Mal'ceva T. V., Sepiashvili E.N. Etnosy Rossii. Antropologicheskij, psihologicheskij i peda-gogicheskij podhody : ucheb.-prakt. posobie. Ruza: Moskovskij obi. fil. Moskovskogo un-ta MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya, 2015.70 s. Oorzhak L. N. Professionalism in interethnic relations in the internal affairs bodies 11 Applied Psychology and Pedagogy. 2021. V. 6. №4. P. 43-51.
Для цитирования:
For citation:
Малышев Константин Борисович, Зайырбекова Айчурок Акжолтоевна, Павлова Мария Васильевна, Ермолов Павел Сергеевич. Этническая толерантность как детерминанта развития адаптационного потенциала личности осужденного // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 3 (3). С. 53-58.
Malyshev Konstantin Borisovich, Zajyrbekova Ajchurok Akzholtoevna, Pavlova Many a Vasil'evna, Ermolov Pavel Sergeevich. Ethnic Tolerance as a Determinant of the Development of the Adaptive Potential of a Convicted Person's Personality // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 3 (3). P. 53-58.
58