Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ С РЕЦИДИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОСУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ К ДРУГИМ ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ'

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ С РЕЦИДИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОСУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ К ДРУГИМ ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ МИГРАНТЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЦИДИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джумабаев О. С., Ионцева М. В.

Уже к концу подросткового возраста у человека происходит формирование этнического самосознания, которое влияет на дальнейшую судьбу. Целью исследования является проведение анализа формирования особенностей этнической идентичности у осужденных мигрантов и выработки среди них толерантности. В процессе работы использовались теоретические методы исследования. Наличие личных установок определяет будущие поступки, которые могут быть преступными. Рост численности осужденных мигрантов, которые совершают преступления повторно, характеризуется наличием степени криминализации, а также личностных и поведенческих особенностей. Этническая идентичность при этом носит когнитивный компонент, который строится на установках криминогенного характера для получения определенной выгоды. К особенностям проявления рецидивов относится существование некоторых зависимостей, которые связывают возрастание тяжести совершаемых преступлений, их количества и числа судимостей, что приводит к увеличению рецидивов в результате повышения уровня преступности. Выработка толерантности среди осужденных мигрантов требует разработки и внедрения мероприятий, направленных на снижение агрессии и принятии многообразия культуры других этнических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Джумабаев О. С., Ионцева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC IDENTITY FEATURES IN CONVICTED MIGRANTS WITH RECIDIVIST BEHAVIOR: DEVELOPMENT OF TOLERANCE AMONG CONVICTED MIGRANTS TO OTHER ETHNIC GROUPS

By the end of adolescence, a person develops ethnic identity that affects their future destiny. The purpose of the study is to analyze formation of ethnic identity features in convicted migrants and development of tolerance among them. In the process of work theoretical research methods have been used. The presence of personal attitudes determines future actions that may be criminal. The increase in the number of convicted migrants who commit crimes repeatedly is characterized by criminalization degree presence, as well as personal and behavioral traits. Ethnic identity in this case has a cognitive component based on criminogenic for a certain benefit. The peculiarities of recidivism manifestation include existence of certain dependencies that link the increase in the severity and rate of crimes committed and increase in the number of convictions, which leads to an increase in recidivism as a result of an increase in crime. The development of tolerance among convicted migrants requires development and implementation of measures aimed at reducing aggression and accepting diversity of culture of other ethnic groups.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ С РЕЦИДИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОСУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ К ДРУГИМ ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

УДК 316.6 DOI 10.26425/1816-4277-2023-6-205-211

Особенности этнической идентичности осужденных мигрантов с рецидивным поведением: развитие толерантности у осужденных мигрантов к другим этническим группам

Джумабаев Отабек Сабирджанович

Аспирант

ORCID: 0000-0002-3920-6212, e-mail: [email protected] Ионцева Мария Владимировна

Д-р психол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории ORCID: 0000-0001-5229-5435, e-mail: [email protected]

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

Уже к концу подросткового возраста у человека происходит формирование этнического самосознания, которое влияет на дальнейшую судьбу. Целью исследования является проведение анализа формирования особенностей этнической идентичности у осужденных мигрантов и выработки среди них толерантности. В процессе работы использовались теоретические методы исследования. Наличие личных установок определяет будущие поступки, которые могут быть преступными. Рост численности осужденных мигрантов, которые совершают преступления повторно, характеризуется наличием степени криминализации, а также личностных и поведенческих особенностей. Этническая идентичность при этом носит когнитивный компонент, который строится на установках криминогенного характера для получения определенной выгоды. К особенностям проявления рецидивов относится существование некоторых зависимостей, которые связывают возрастание тяжести совершаемых преступлений, их количества и числа судимостей, что приводит к увеличению рецидивов в результате повышения уровня преступности. Выработка толерантности среди осужденных мигрантов требует разработки и внедрения мероприятий, направленных на снижение агрессии и принятии многообразия культуры других этнических групп.

Ключевые слова

Осужденные мигранты, этническая идентичность, рецидивное поведение, толерантность, адаптация

Для цитирования: Джумабаев О.С., Ионцева М.В. Особенности этнической идентичности осужденных мигрантов с рецидивным поведением: развитие толерантности у осужденных мигрантов к другим этническим группам// Вестник университета. 2023. № 6. С. 205—211.

© Джумабаев О.С., Ионцева М.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

CURRENT TRENDS IN PSYCHOLOGY

Ethnic identity features in convicted migrants with recidivist behavior: development of tolerance among convicted migrants to other ethnic groups

Otabek S. Dzhumabaev

Postgraduate student ORCID: 0000-0002-3920-6212, e-mail: [email protected]

Mariya V. Iontseva

Dr. Sci. (Psy.), Prof. at the Sociology, Management Psychology and History Department ORCID: 0000-0001-5229-5435, e-mail: [email protected]

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

By the end of adolescence, a person develops ethnic identity that affects their future destiny. The purpose of the study is to analyze formation of ethnic identity features in convicted migrants and development of tolerance among them. In the process of work theoretical research methods have been used. The presence of personal attitudes determines future actions that may be criminal. The increase in the number of convicted migrants who commit crimes repeatedly is characterized by criminalization degree presence, as well as personal and behavioral traits. Ethnic identity in this case has a cognitive component based on criminogenic for a certain benefit. The peculiarities of recidivism manifestation include existence of certain dependencies that link the increase in the severity and rate of crimes committed and increase in the number of convictions, which leads to an increase in recidivism as a result of an increase in crime. The development of tolerance among convicted migrants requires development and implementation of measures aimed at reducing aggression and accepting diversity of culture of other ethnic groups.

Keywords

Convicted migrants, ethnic identity, recidivism, tolerance, adaptation

For citation: Dzhumabaev O.S., Iontseva M.V (2023) Ethnic identity features in convicted migrants with recidivist behavior: development of tolerance among convicted migrants to other ethnic groups. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 205—211.

© Dzhumabaev O.S., Iontseva M.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Миграция населения представляет собой сложное многоаспектное явление, причины и последствия которого рассматриваются в контексте других процессов [1]. Данный процесс включает в себя некий адаптационный компонент, который ввиду своих особенностей предполагает активную деятельность индивида, включающую в себя изменение собственных стереотипов и поведенческого компонента личности [2]. Адаптация человека является важнейшей составляющей, обеспечивающей приспособление к новым условиям посредством разрешения психологических конфликтов [3]. В связи с этим мигранту прежде всего требуется помощь специалистов для выработки у него коммуникативных навыков с помощью проведения занятий, направленных на межличностное общение, а также на сплочение коллектива [4].

Этнокультурное разнообразие групп мигрантов делает необходимым использование политики дифференцированного подхода [5]. Изучение межэтнических отношений рассматривается как определенный стереотип, в котором больший акцент ставится на рассмотрение когнитивного компонента [6].

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ

Этническая идентичность является важным аспектом в жизни людей, особенно для тех, кто является мигрантом или имеет рецидивное поведение. Она может оказывать влияние на отношение к ним со стороны общества и на их взаимодействие с другими людьми. Осужденные мигранты с рецидивным поведением могут иметь различные этнические идентичности в зависимости от того, откуда они приехали и какие этнические группы являются основными в их сообществе. Некоторые из них могут считать себя частью определенной этнической группы, другие — наоборот.

Этническая идентичность — это ощущение принадлежности к определенной этнической группе, которое может проявляться в различных формах. У осужденных мигрантов с рецидивным поведением этническая идентичность может быть связана с их происхождением, культурой и традициями.

Этническая идентичность может влиять на поведение осужденных мигрантов с рецидивным поведением. Например, если они считают себя частью определенной этнической группы, то могут проявлять большую привязанность к своим традициям и обычаям, что может привести к нарушению закона. Также этническая идентичность может быть связана с отношением осужденных мигрантов к другим людям. Например, люди, которые считают себя членами определенной этнической группы, могут иметь более негативное отношение к другим этническим группам, что может приводить к конфликтам и насилию. В целом этническая идентичность имеет важное значение для осужденных мигрантов с рецидивным поведением, и ее необходимо учитывать при работе с ними.

В контексте миграции этническая идентичность является важным фактором для формирования социальной адаптации и интеграции в новой среде. Однако у осужденных мигрантов с рецидивным поведением этническая идентичность может стать препятствием для успешной адаптации и реинтеграции в общество.

Одним из основных факторов, влияющих на этническую идентичность осужденных мигрантов, является их социальный статус и положение в обществе. Многие мигранты с рецидивной историей сталкиваются с дискриминацией и стигматизацией со стороны общества, что может привести к снижению их самооценки и чувству принадлежности к своей этнической группе. Кроме того, у осужденных мигрантов может возникать чувство отчуждения от своей этнической группы из-за различий в культурных ценностях и нормах поведения. Это может привести к конфликтам внутри семьи и общины, а также к проблемам в общении с другими людьми.

Для того чтобы помочь осужденным мигрантам с рецидивной историей адаптироваться и интегрироваться в общество, необходимо учитывать их этническую идентичность и создавать условия для ее развития. Например, можно проводить культурные мероприятия, которые позволят осужденным мигрантам познакомиться с традициями и обычаями своей этнической группы, а также участвовать в социальных проектах, направленных на развитие межкультурного диалога и сотрудничества.

Также важно проводить работу с осужденными мигрантами по повышению их самооценки и чувства принадлежности к своей этнической группе. Это можно сделать через тренинги и семинары, где осужденные мигранты смогут узнать больше о своей культуре и традициях, а также научиться общаться с представителями других этнических групп.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Существуют методики для изучения межэтнических отношений, которые позволяют выполнить оценку степени предубежденности в отношении инокультурных и иноэтнических групп [6]. Типы этнических групп при этом отличаются разной степенью и качеством выраженности этнической толерантности и выделяются на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма. Такая шкала берет свое начало от «отрицания» идентичности с фиксацией негативизма и нетерпимости по отношению к собственной этнической группе и находит выражение в национальном фанатизме, выраженном в высшей степени нетерпимости и негативизме к другим этническим группам.

Этнонигилизм — отход от собственной этнической группы и поиск устойчивых социально-психологических ниш.

Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, основывающееся на состоянии неопределенности этнической принадлежности или ее неактуальности.

Норма — тип, сочетающий признаки позитивного отношения к собственному народу и другим народам и имеющий характер нормы, свойственный большинству. При этом имеет место баланс толерантности к собственной и другим этническим группам, позволяющий оценивать ее как условие стабильного и самостоятельного существования или как условие мирного межкультурного взаимодействия. Процесс усиливающейся деструктивности в межэтнических отношениях обусловлен трансформациями этнического самосознания по типам гиперидентичности, соответствующим следующим шкалам:

— этноэгоизм — форма вербального уровня, являющаяся результатом восприятия другой этнической идентичности на уровне своей собственной, однако он также может предполагать наличие признаков негативного отношения в общении с представителями других этнических групп;

— этноизоляционизм — признание необходимости изменения структуры национальной культуры путем «очищения», присутствует негативное отношение к межэтническим брачным союзам и ксенофобия;

— этнофанатизм — готовность во имя интересов собственной этнической группы совершать любые необходимые действия, даже предполагающие дискриминацию других этнических групп. Данная ситуация может проявляться как в отказе на право пользование ресурсами и привилегиями, так и в проведении этнических чисток, ставящих приоритет одной этнической группы выше прав других людей и оправдывающих наличие жертв для борьбы за права такой группы.

Осознание индивидом этнической идентичности определяется наличием высокой степени существующих общественных интересов или потребностей различного характера. В соответствии с этим функционирование этнической идентичности будет являться фактором развития отдельных процессов, происходящих в обществе.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЦИДИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ

Рецидив представляет собой совершение умышленного преступления лицом, которое ранее уже было судимо за преступление, совершенное в совершеннолетнем возрасте, если к моменту совершения нового судимость не была снята или погашена.

Рецидив выступает главным индикатором, который определяет эффективность уголовной политики по реализации уголовно-правовых отношений и социального оздоровления общества. Причинами, которые его вызывают, могут быть как негативная среда, включающая наличие криминогенного окружения, так и недостатки деятельности правоохранительных органов по несвоевременному реагированию на совершенное преступление и его низкую раскрываемость, а также иные причины [7].

Существование трудностей, возникающих в процессе адаптации лиц, освобожденных от наказания, обуславливает появление отдельной соответствующей группы условий и причин рецидивной преступности. Ее возникновение связано прежде всего с исключением бывшего осужденного из обычной жизни, ослаблением или разрушением связей с обществом, а также с наличием признаков и психических нарушений, возникших в результате длительного нахождения в местах лишения свободы. Распространение и навязывание обычаев и традиций преступной среды также негативно влияет на заключенных. Наличие высокого уровня рецидива может свидетельствовать о том, что наказание, которое применяется к осужденным, не всегда является эффективным и не оказывает исправительного воздействия.

Динамика рецидивной преступности зависит как от изменений в социальной сфере, так и от изменений законодательства. Ее структура подразделяется на три доли, из которых две — это доля повторного рецидива, а оставшаяся часть — многократного. Доля многократного рецидива составляет половину всех совершенных преступления, но она не одинакова. Примерно 20—30 статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — РФ) предполагают ответственность за преступную деятельность рецидивистов, включающую в себя 2/3 информации за кражи, разбой, хулиганство и грабежи. Увеличение числа рецидивов находится в прямой зависимости от роста количества судимостей. При этом рецидивисты, которые совершают преступление уже в пятый раз, будут совершать следующие преступления в полтора раза чаще, чем все остальные.

К особенностям проявления рецидивов относится постепенное возрастание тяжести совершаемых преступлений с увеличением их количества и возраста преступника. Кроме того, срок заключения также играет значительную роль — чем он выше, тем больше люди подвержены рецидиву. Однако при достижении верхней границы в 10 лет заключения, происходит снижение этого показателя, который теперь может находиться на более низком уровне.

Наибольшее число преступлений рецидивистами совершается, как правило, непосредственно в первый год после освобождения. В первые три года этот показатель снижается до 60%, а к 10 годам он может доходить до 90%.

Рецидив преступлений совершают в равной мере как мужчины, так и женщины. При этом особо частым явлением считается рецидив преступлений, связанный с незаконным оборотом наркотиков, а также преступления против собственности, жизни и здоровья граждан. Устойчивый рост рецидивной преступности у мужчин и женщин может свидетельствовать об актуальности поднятой темы и о необходимости разработки специальных мер, направленных на предупреждения распространения этой негативной тенденции среди рассматриваемой категории осужденных [8]. Подобные преступления склонны совершать лица, которые не всегда имеют или вообще не имеют постоянные источники дохода, следовательно, у них наблюдается отсутствие возможности полного удовлетворения своих первичных потребностей.

Рассматривая проблемы рецидивной преступности, нельзя забывать о том, что она в первую очередь может говорить об увеличении уровня общественной опасности и влиять на дальнейшую деформацию личности преступника. Данный факт также имеет свою специфику в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, поскольку они не имеют возможность пользоваться всеми правами граждан РФ, тем более при наличии судимости. Данное обстоятельство усложняет ресоциализацию рецидивистов иностранных граждан и лиц без гражданства после отбытия наказания на территории РФ и способствует дальнейшему асоциальному поведению.

В связи с этим встает вопрос о необходимости детального урегулирования правоотношений с иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории страны и возможности совершенствования предупреждения преступности среди вышеперечисленных лиц, имеющих рецидив преступлений, поскольку статус этих лиц расширяет возможность применения норм права на этот специфический субъект взаимоотношений. Данное условие позволяет применить разнообразные методы воздействия на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Наиболее эффективной мерой можно считать развитие института ресоциализации на основании более активной помощи путем решения жилищно-бытовых проблем и трудоустройства, а также оказания высококвалифицированной помощи отдельных специалистов [9]. Появление возможности получения легального источника доходов за выполняемую работу будет выступать как фактор, сдерживающий криминальное поведение личности. Однако существуют случаи, когда бывший осужденный имеет мотивацию к продолжению преступной деятельности, что во многом может быть связано с получением в местах лишения свободы невостребованной профессии или ущемлением работодателями их прав, а также ожиданиями. Также у бывших осужденных может отсутствовать желание получения легального дохода в связи с алиментными обязательствами, возникшими по решению суда за совершенные преступления. В случае, если содействие не будет оказано, то вероятность совершения первых и уже повторных преступлений многократно возрастает. В настоящее время в РФ сохраняется достаточно объемный теневой сектор рынка труда, поддерживающийся большинством предпринимателей. Можно сделать вывод о том, что отсутствие помощи в поиске места работы непосредственно после отбывания наказания риск повторного совершения преступления сохраняется.

Таким образом, проблема носит двойственный характер: с одной стороны, «этнический фанатизм» как крайняя степень отношения к другим этническим группам, а с другой — проявление рецидивного поведения [10]. И в том, и в другом случае, по мнению авторов, основным инструментом может быть то социальное окружение, в котором оказывается осужденный или бывший осужденный, оказавшийся на свободе. Для выработки толерантности у осужденных мигрантов к другим этническим группам необходимо принятие мероприятий, направленных на обеспечение их поддержки. Психологическое сопровождение необходимо направить на саморазвитие и многогранность человека для обеспечения его личностно-смыслового развития, опираясь на способность личности к самоизменению и саморазвитию. Развитие толерантности строится на выработке принципов уважения и признания равенства других этнических групп, признание их культурного многообразия, отказа от доминирования, а также преодоления ксенофобии и отчуждения.

Лучшим выходом для формирования толерантности является создание такого социального окружения, в котором присутствуют люди («члены группы») других национальностей, этнических групп, как это часто происходит, например, в армии. Худшим вариантом является ситуация, где существуют две этнических группы. Тогда с большой долей вероятности могут появиться две группировки, в которых будет формироваться стереотип «МЫ» и «ОНИ».

Столь же велика роль социального окружения при формировании когнитивной картины мира, норм и ценностей, которые приводят к рецидиву. Идеальным вариантом в данном случае была бы ситуация, когда вновь осужденные не находились бы в одной камере с рецидивистами, которые, как правило, и формируют характерную для них картину мира. Необходимо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности личности осужденных, что связано с процессом формирования этнической толерантности, зависимой от особенностей становления системы индивидуальной психологической защиты, характера трансформации и формирования социальной идентичности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, особенности этнической идентичности проявляются прежде всего в этнонигилиз-ме, этнической индифферентности или норме поведения, которая может быть классифицирована согласно разделению ее по типам гиперидентичности, соответствующим шкалам: этноэгоизма, этноизо-ляционизма и этнофанатизма.

К особенностям проявления рецидивов относится существование некоторых зависимостей, которые связывают возрастание тяжести совершаемых преступлений, их количества и числа судимостей, что приводит к увеличению рецидивов в результате повышения уровня преступности. Для выработки толерантности среди осужденных мигрантов необходимы разработка и внедрение мероприятий, направленных на снижение агрессии и принятии многообразия культуры других этнических групп.

Библиографический список

1. Баранов А.А., Кириллов С.И., Соломатина Е.А. К вопросу о криминологических аспектах совершения преступлений этническими преступными группировками и их предупреждение органами внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2018;6:114-121. DOI http://doi.org/10.24411/2073-0454-2018-10022

2. Халиман Ж.Н. Трансформация этнической идентичности вынужденных переселенцев в современной России: на примере Приморского края. https://www.dissercat.com/content/transformatsiya-etnicheskoi-identichnosti-vynuzhdennykh-pereselentsev-v-sovremennoi-rossii-n (дата обращения: 13.04.2023).

3. Ковалева Н.И. Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде. Молодой ученый. 2016;9(113):1027-1029.

4. Груздева О.В. Технологии сопровождения осужденных мигрантов с рецидивом преступления в исправительном учреждении. Теория и практика межкультурного взаимодействия в современном мире. 2015;14-19.

5. Красовская Н.Р. Кризис идентичности у беженцев и вынужденных переселенцев в современных условиях. Мир педагогики и психологии. 2020;1(42):1-5.

6. Спирина Т. А. Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи. Молодойученый. 2017;19(153):282-285.

7. Сухарев А.В., Сухарева А.П. Роль этнической функции образов природы в динамике нравственно-психологических особенностей личности (на примере осужденных за насильственные преступления). Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2016;1(13):1-77.

8. Коданева М.С., Коданев А.В. Социальная идентичность осужденных мужчин с различным статусом в пенитенциарной стратификации. Проблемы современного педагогического образования. 2021;72-1:359—363.

9. Степанова Г.С. Исследование этнической идентичности русских в современном и историко-психологическом контексте. Международный научно-исследовательский журнал. 3(45):75—77. DOI http://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.038

10. Studbooks.net. Изменения этнической идентичности при миграции. https://studbooks.net/690126/sotsiologiya/izmeneniya_ etnicheskoy_identichnosti_migratsii (дата обращения: 13.04.2023).

References

1. Baranov A.A., Kirillov S.I., Solomatina E.A. On the criminological aspects of the commission of crimes by ethnic criminal groups and their prevention by internal affairs bodies. Vestnik of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018;6:114-121. DOI http://doi.org/10.24411/2073-0454-2018-10022 (In Russian).

2. Haliman Zh.N. Transformation of the ethnic identity of internally displaced persons in modern Russia: the Primorsky Krai case. https://wwwdissercat.com/content/transformatsiya-etnicheskoi-identichnosti-vynuzhdennykh-pereselentsev-v-sovremen-noi-rossii-n (accessed 13.04.2023). (In Russian).

3. Kovaleva N.I. Ethnic identity as a problem of socialization of migrant children in the educational environment. Molodoi uchenyi. 2016;9(113):1027-1029. (In Russian).

4. Gruzdeva O.V Technologies for accompanying convicted migrants with a relapse of crime in a correctional institution. Theory andpractice of interculturalinteraction in modern world. 2015;14-19. (In Russian).

5. Krasovskaja N.R. Identity crisis among refugees and internally displaced persons in modern conditions. Mir pedagogiki i psikhologii. 2020;1(42):1-5. (In Russian).

6. Spirina T.A. Transformations of ethnic identity of student youth. Molodoi uchenyi. 2017;19(153):282-285. (In Russian).

7. Sukharev A.V., Sukhareva A.P. Role of the ethnic function of nature images in dynamics of moral and psychological features of personality (case study of violent convicts). Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time. 2016;1(13):1-77. (In Russian).

8. Kodaneva M.S., Kodanev A.V Social identity of convicted men with different status in penitentiary stratification. Problems of modern pedagogical education. 2021;72-1:359-363. (In Russian).

9. Stepanova G.S. Research of ethnic identity of the Russians in the modern and historico-psychological context. International Research Journal. 3(45):75-77. DOI http://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.038 (In Russian).

10. Studbooks. Changes in ethnic identity during migration. https://studbooks.net/690126/sotsiologiya/izmeneniya_etnicheskoy_iden-tichnosti_migratsii (accessed 13.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.