Научная статья на тему 'Этническая тематика в российском информационном пространстве'

Этническая тематика в российском информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3958
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧНЫЕ СООБЩЕСТВА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) / ЭТНИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МОБИЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА / МИГРАЦИОННЫЕ СООБЩЕСТВА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / MASS MEDIA (MEDIA) / MULTI-ETHNIC COMMUNITIES / ETHNICAL INFORMATION / MASS CONSCIOUSNESS / MOBILIZATION OF ETHNICITY / INTERETHNIC RELATIONS / CIVIL AND ETHNIC IDENTITY / ETHNIC MINORITIES / MIGRATORY COMMUNITIES / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малькова Вера Константиновна

В статье, на основе большого эмпирического материала, рассматриваются основные направления изучения этничности в современных российских средствах массовой информации. Автор показывает российские СМИ как важный фактор формирования гражданской и этнической идентичности, фактор интеграции полиэтничного населения в единую нацию. В статье выделяются основные узлы пересечения этничности и СМИ, рассматриваются маркеры и формы распространяемой в СМИ этнической информации, способы ее презентации в информационном пространстве, анализируется основная тематика публикаций с этнической окраской. Автор подчеркивает общественную опасность неоднозначного использования коммуникаторами этнической (и религиозной) информации, показывает, как современные политики порой манипулируют этой информацией для распространения своих взглядов и для формирования общественного мнения. В статье намечены пути и ракурсы дальнейшего изучения этнической информации в СМИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC THEMES IN THE RUSSIAN INFORMATON SPACE

The article, is based on a large empirical material, covers the basic directions of studying ethnicity in modern Russian media. The author shows the Russian media as an important factor of the formation of civil and ethnic identity, as a factor of integration of the polyethnic population into a single nation. The article deals with the main nodes of intersection of ethnicity and the media, highlights markers and forms of ethnic information, distributed in media, shows how it could be presented in the information space. She presents the main themes of publications with ethnic coloring and emphasizes the public danger of the ambiguous using of the conflict information with ethnic (and religion) coloring, shows how modern politicians sometimes manipulate by this information to spread their views and to form public opinion they desired. The article outlined the ways and perspectives for further study of ethnic information in the media

Текст научной работы на тему «Этническая тематика в российском информационном пространстве»

■ ■ ■ ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА

В РОССИЙСКОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ1

Автор: МАЛЬКОВА В.К.

МАЛЬКОВА Вера Константиновна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН.

Адрес: Москва, 119991, Ленинский проспект, 32-А.

Тел.: 8-499-617-82-44 (дом). E-mail: veramalk@mail.ru

Аннотация: в статье, на основе большого эмпирического материала, рассматриваются основные направления изучения этничности в современных российских средствах массовой информации. Автор показывает российские СМИ как важный фактор формирования гражданской и этнической идентичности, фактор интеграции полиэтничного населения в единую нацию. В статье выделяются основные узлы пересечения этничности и СМИ, рассматриваются маркеры и формы распространяемой в СМИ этнической информации, способы ее презентации в информационном пространстве, анализируется основная тематика публикаций с этнической окраской. Автор подчеркивает общественную опасность неоднозначного использования коммуникаторами этнической (и религиозной) информации, показывает, как современные политики порой манипулируют этой информацией для распространения своих взглядов и для формирования общественного мнения. В статье намечены пути и ракурсы дальнейшего изучения этнической информации в СМИ.

Ключевые слова: полиэтничные сообщества; средства массовой информации (СМИ); этнически окрашенная информация, массовое сознание, мобилизация этничности; межэтнические отношения; гражданская и этническая идентичность; этнические меньшинства; миграционные сообщества; толерантность.

Введение

Среди факторов, влияющих на состояние межэтнических отношений в современном полиэтничном обществе, заметно выделяется деятельность средств массовой информации (СМИ) - прессы, радио, телевидения. СМИ вместе со сравнительно недавно появившимся интернетом составляют значительную часть информационного пространства, включающего в себя еще ряд важных информационных источников - систему образования, литературу, кинематограф, обычное человеческое общение, и в целом - саму жизнь. С их помощью люди объединяются или разделяются на группы и сообщества. Естественно, каждый информационный канал имеет свои особенности и занимает в этом пространстве свою нишу, выполняя, кроме информирования, и другие общественные функции - просвещение, развлечение, организацию массового сознания и поведения людей. Информационное пространство как большая общественная система состоит из многих управляемых и менее управляемых элементов. И средства массовой информации, как один из важнейших на сегодняшний день управляемых элементов информационной системы, выполняют и функции идеологического инструмента, в том числе и в сфере межэтнического общения. С помощью СМИ в массовом

1 Статья подготовлена в рамках проекта РНФ «Измерение рисков межэтнических отношений в регионах Российской Федерации. Разработка теории и междисциплинарного подхода». № 14-18-03090.

lOl

сознании распространяются не только новости и сообщения о некоторых событиях в жизни народов-этносов, но и толерантные или конфликтные этнические ценности, образы, ориентиры и идеи, даются некоторые комментарии событий. Все это, безусловно, оказывает определенное воздействие на формирование общественной атмосферы, массовых взглядов и представлений людей. Это относится и к сфере межэтнических отношений. Более того, в последние десятилетия в поликультурных странах, к которым относится и Россия, информация об этнокультурных особенностях людей, об их этноконфессиональном разнообразии нередко намеренно актуализируется с помощью СМИ.

Современная российская этнология, как одно из миролюбивых и гуманных научных направлений, не может не обратить внимание на деятельность СМИ по освещению этничности и на факты ее актуализации в массовом сознании. В самом деле, ведь этнич-ность стала в последние десятилетия одним из ярких символов и мобилизаторов для определенной части общества. А средства массовой информации, активно использующие для привлечения массового внимания любые «горячие» темы - политику, криминал, деньги, секс, погоду, а теперь и этничность, нередко используют эти сюжеты в интересах определенных групп. И таким образом СМИ оказывают воздействие на формирование необходимых определенным группам ориентаций, взглядов и представлений людей.

Сама проблема освещения этничности в СМИ полиэтничных обществ многоаспектна, и она включает в себя ряд важных вопросов и направлений, связанных с реалиями современной жизни. Для российских информационных каналов это: освещение этнокультурного развития народов России и их межэтнического взаимодействия, это формирование гражданской и этнической идентичности и сохранение гражданского мира и единства в стране, это противостояние деструктивным настроениям в обществе, противодействие экстремизму и другим негативным проявлениям, защита и отстаивание гражданских прав этнических меньшинств, формирование этнических стереотипов народов, освещение миграционных процессов и их результатов, идеологические дискуссии и т.д. Представляется, что научно-обоснованное наблюдение за деятельностью российских СМИ, как управляемой обществом системы, необходимо, тем более в такой деликатной и болезненной сфере как освещение разных аспектов межэтнического взаимодействия. Это важно и для российского общества, переживающего трудные годы становления, и для оптимизации функционирования самих СМИ, поскольку от их деятельности, от состояния общественного сознания, а также от гражданского единения населения зависит не только межэтнический мир и спокойствие в стране и ее регионах, но и сама судьба России.

Учитывая то, что СМИ и мобилизованная этничность могут играть и играют в общественных отношениях как конструктивную, так и деструктивную роль, современные политики активно используют эту их манипуляционную способность для распространения своих взглядов и для формирования общественного мнения. Как многократно показывает мировой опыт, этничность, передаваемая особым образом через СМИ в массовое сознание, может по воле идеологов и стоящих за ними политиков и других спонсоров интегрировать, а может и дезинтегрировать полиэтничное населении. Это мы и наблюдаем во многих уголках не только России, но и всего мира. Опасность заключается в том, что СМИ и журналисты нередко используют простые этносоциальные или этно-конфессиональные особенности в жизни людей, их этнические ценности и чувства в

политических целях. Практика показывает, что СМИ могут ориентировать массовое сознание не только на толерантные идеи равенства всех этносов перед законом, но и на идеи приоритетов и льгот. Это порой ведет к непониманию, усилению межэтнической напряженности, к шовинизму, национал-экстремизму и межэтническим конфликтам.

Понятие "толерантность" активно используется в последние десятилетия политиками, учеными, журналистами во всем мире, хотя и вызывает немало споров. В данной связи эта нравственная категория предполагает признание людьми факта, что наш мир многомерен и многообразен, что в нем в разных странах живут разные люди - представители многих конфессий и национальностей (или этносов), с разными национальными или этническими культурами, нормами поведения, со своими ценностями и привычками. Человек, живущий по принципам толерантности и гражданского согласия, нормально воспринимает все это многообразие, уважая в рамках закона права и свободу других людей. Это - нормальная модель взаимоотношений людей, народов и стран. В новой России, где утверждаются гуманные идеи, защищается справедливость, общество стремится к тому, чтобы толерантность или межэтническое согласие стали обыденной моделью и нормой поведения. Именно от того, как создана и озвучена информация в прессе, во многом, хотя и не во всем, зависят представления, взгляды и установки людей на совместное мирное проживание или на межнациональные конфликты. От гражданской позиции и ответственности разных информационных каналов, их владельцев, спонсоров и конкретных авторов в большой мере зависит - будет ли в стране или регионе межнациональный мир или будет поддерживаться межнациональная напряженность, разжигаться межнациональная рознь. Поэтому деятельность СМИ по освещению и актуализации этничности можно рассматривать как один из серьезных факторов развития межэтнических отношений в стране и в целом - ее межнационального мира и спокойствия.

«Этничность и СМИ» - российская и общемировая проблема

Как известно, освещение этничности в СМИ и интернете - тема актуальная не только для нашей многонациональной страны. Своеобразными пионерами в изучении опыта освещения в СМИ межэтнических отношений еще во второй половине ХХ века стали исследователи США, Канады, Индии, Великобритании и ряда других полиэтничных стран, где эта проблема заметно обострилась.2 Причинами этого интереса в разных странах стало и само бурное развитие, и распространение СМИ, и растущая конкуренция разных каналов на информационном рынке, и, конечно, рост этнического многообразия, связанного как с миграцией, так и с развитием местных этнических сообществ. В настоящее время в мире работает целый ряд научно-исследовательских центров, где так или иначе изучаются проблемы, связанные с коммуникативными процессами, в том числе и с освещением в СМИ межэтнического и межконфессионального общения.

Среди близких к этой тематике проблем в западных научных центрах исследуются многие аспекты. Мы попытались их структурировать по направлениям: этничность и телевидение, этнические и расовые особенности аудитории СМИ; пересечение расовой и этнической принадлежности с социальным статусом специалистов, возможность

2 Назовем некоторые из центров: Факультет кинематографии в Университете Калифорнии (Санта-Барбара, США); Агентство Европейского союза по основным правам в Вене; Университет в Приштине (Косово); Европейский центр по изучению социально-культурных изменений (Вена); Университет Лондона, Норвежский университет науки и технологии (Трондхейм, Норвегия) и другие.

доступа молодежи из разных этнических и расовых групп к информационным технологиям, проявления расовой идентичности в общественной сфере, этничность и женский вопрос в журналистике, включая и этническую идентичность; освещение в СМИ этнических меньшинств европейских сообществ, грамотность этнических меньшинств в цифровых мультимедиа, СМИ и диаспорные сообщества; расизм и этничность в СМИ и кинематографе, СМИ и политическая безопасность, расизм и ксенофобия как исследовательская и политическая практика, практика «ненависти речи» в СМИ и другие. Актуальность темы заставляет исследователей во всем мире более подробно исследовать вопросы, связанные с освещением в СМИ этнических, расовых и религиозных аспектов жизни, обсуждать данные вопросы, делиться опытом и проводить международные научные конференции3.

Зарубежные аналитики в полиэтничных сообществах изучают в основном вопросы, связанные с этническими меньшинствами, с их жизнью и гражданскими правами. И чаще всего этнические проблемы в СМИ рассматриваются с точки зрения журналистской этики. Само журналистское сообщество, различные структуры гражданского общества, правозащитники и обычные люди озабочены не всегда лояльным соблюдением журналистами принципов профессиональной этики при освещении эт-ничности. Учитывая большую этнокультурную и политическую важность распространения в обществе этнической информации, во многих странах стали создавать отдельные ассоциации, гильдии и другие организации журналистов, освещающих этнические проблемы4. В этих корпоративных сообществах принимаются специальные стандарты по толерантному освещению этнических проблем, декларируются принципы и регулируются этические нормы деятельности журналистов. Международные организации принимают свои рамочные конвенции, декларации, уставы, хартии, рекомендации и кодексы5. Но, несмотря на многие принимаемые меры, острота тенденциозного освещения этничности в СМИ со временем не спадает, а напротив, обусловленная глобализационными и миграционными процессами, противостоянием этнонациональных элит и идеологий, их конкуренцией, заметно обостряется. Нельзя не замечать, что сегодня зарубежные ученые уделяют особое внимание уже не только проблемам в своих странах, но также и российскому медиапространству6.

С недавнего времени западные исследователи обратили внимание и на так называемые «этнические» СМИ, где тоже не все и не всегда бывает в порядке. Эти информационные каналы создаются этническими и этноконфессиональными диаспорами и сообществами, ко-

3 Например, конференция: «Этничность, раса и национализм в европейских СМИ и фильмах», Великобритания, Манчестер, 2013 г.

4 Например: Азиатско-американская ассоциация журналистов, Гильдия этнических журналистов РФ и многие др.

5 Декларация принципов поведения журналиста (Международная Федерация журналистов, 1954 г.); Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне (1978 г.); Декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе 4-й Европейской конвенции министров по политике в области средств массовой коммуникации (1994 г.); Хартия свободы печати... // Профессиональная этика журналиста. Документы и справочные материалы. ФЗГ. М., 2003.

6 Проект "Анализ представлений о межэтнических отношениях, создаваемых российским телевидением" (An Analysis of Russian Television Representations of Inter-Ethnic Cohesion Issues, 2010-2013) Стивена Хатчингса (Stephen Hutchings) и Веры Тольц (Vera Tolz) из университета Манчестера, Великобритания.

торые теперь разрастаются во многих странах. В России «этнические СМИ» нередко возникают и с помощью государства. Исследователи в США видят за подобными информационными каналами (испаноноязычными, итальяноязычными, русскоязычными и др.) большое будущее, ведь их потребители - читатели, слушатели, зрители составляют особый электорат, хорошее рекламное поле для бизнеса, и ими (потребителями) пока еще не так трудно манипулировать. Этот факт уже поняли политики и бизнесмены и в нашей стране и стали использовать этническую прессу в предвыборных кампаниях, в рекламном бизнесе, хотя у нас проблема поддержки и распространения таких изданий стоит довольно остро [9].

Важно подчеркнуть, что толерантное или конфликтное освещение этничности в СМИ

- проблема актуальная как для науки, так и для практики. От "правильной" деятельности СМИ в этой области зависит спокойствие, взаимотерпимость и взаимопонимание людей разных рас, национальностей и конфессий, живущих в многонациональной России. Но что считать правильным, а что неправильным и общественно вредным при освещении средствами массовой информации этнических особенностей человеческой жизни? Ответ на этот вопрос пытаются найти исследователи не только в России, но и во всем мире. Они приходят к мнению, что более-менее четкими ориентирами или рамками, в которых должна повсеместно осуществляться этническая деятельность СМИ, являются известные, в том числе и упомянутые выше, международные документы о стандартах и нормах поведения людей в демократических обществах, где соблюдаются гражданские права людей, включая и этнические. У нас есть стандарты Совета Европы, стандарты ЮНЕСКО, есть свои российские законы и нормы о том, как писать журналистам о расовых, национальных и других проблемах, но далеко не все они работают.

Российские исследователи межэтнических отношений не могут оставаться в стороне от решения этих вопросов. Для них не только важно получение новых научных знаний о тенденциях, направленности и способах распространения в обществе толерантной или конфликтной этнической информации, но и разработка специальных общественных механизмов, позволяющих предупреждать появление экстремистских и других деструктивных публикаций в информационном пространстве. И хотя изучение проблем освещения этничности в СМИ находится в России пока на начальной стадии, все же сделано уже немало. Изучение проблемы «Этничность и СМИ» в нашей стране с начала 90-х годов сосредоточено в основном на факультетах журналистики и у филологов в университетах страны (Московском, Петербургском, Нижегородском, Омском, Казанском и др.) и в некоторых научных центрах. Определенную аналитическую работу ведут журналистские и правозащитные организации в центре и в других регионах страны (например, информационно-аналитический центр «СОВА», МБПЧ, Фонд Защиты гласности, Центр экстремальной журналистики СЖ РФ и др.). Многие аналитики сосредоточивают свое внимание на выявлении в публикациях разного рода «языка вражды» или «языка агрессии», «образа врага» и прочих «экстремистских материалов», рассматриваются и способы манипуляции этнической информацией в деятельности СМИ7.

Своеобразным пионером в этой области стал Институт этнологии и антропологии (ИЭА) РАН. В нем подобные исследования начались еще с 70-х годов прошлого века. В

7 См., например: Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М., 2002; Макарова Л.С. «Язык вражды» и конструирование «образа врага» в центральных и нижегородских СМИ. // Язык современных СМИ. Проблемы языковой культуры. Отв. Ред. О.Н.Савинова. Нижегородский Госуниверситет. Н.Новгород, 2004;

эти годы в информации прессы важно было сохранять определенный баланс о жизни советских народов (национальностей) и о процессах их взаимодействия, т.е. необходимо было писать в основном об интернационализации общества, о дружбе и братстве народов. Начальные научные исследования регламентировались и определялись в то время формулой: «соотношение национального и интернационального в СМИ (с доминированием интернационального)» [4]. И в постсоветские десятилетия в ИЭА РАН ведется большая работа по изучению информационного пространства, проводятся сравнительные этносоциологические исследования центральной и региональной прессы с целью выяснения распространяемых ценностей и идей, разрабатываются методики сбора и анализа материалов, создаются базы данных этнически окрашенных публикаций, изучаются способы и формы распространения этнической информации. За это время в институте проводились и совместные исследования с кафедрами журналистики из ряда российских университетов (Московский, Санкт-Петербургский, Казанский), семинары и встречи с журналистами, с представителями этнических диаспор, издающими свои газеты, с представителями городских и региональных администраций. У нас выходит в свет множество статей, брошюр и других изданий по этим вопросам [5,6].

К настоящему времени уже накоплен определенный опыт изучения деятельности отдельных каналов СМИ по освещению этнических проблем. Казалось бы, эта тематика и ее научная и общественная ценность очевидны, но пока в стране нет серьезных координирующих центров и работ. А сами исследования в этом направлении проводятся в целом односторонне - в конкретных изданиях выявляются (в основном интуитивно) отдельные элементы информации - так называемый «язык вражды», рассматривается «образ врага», анализируются материалы, «разжигающие межнациональную рознь», показываются многочисленные примеры интолерантных публикаций. Однако большинство исследований проводится по разным методикам, трудно сравнимым и не всегда реально проверяемым. Авторы отмечают несопоставимость получаемых данных, неопределенность критериев их оценки, с помощью которых можно уловить «лишь самые общие черты языка вражды».

И все же, это важная работа в определенной мере помогает сдерживать распространение деструктивных публикаций и высказываний через информационные каналы. Но этого недостаточно в современной тревожной ситуации. К настоящему времени возникла необходимость обобщить и критически осмыслить уже проделанную исследователями и журналистами работу. Для экспертного сообщества также важно четко определить - почему конкретная информация деструктивна, конфликтна, и как она способствует разжиганию межнациональной или религиозной розни? Ведь и в самом деле

- четких критериев для этого нет. Даже в нормативных документах они не определены. И создать их действительно трудно. Работая в этой проблематике, мы отмечаем настоятельную необходимость создания в современной России специального научнопрактического координационного центра по проблемам толерантной и конфликтной деятельности СМИ.

Представляется, что основной целью научных исследований в этой области должно быть накопление новых научных знаний о направлениях и способах освещения этничности в СМИ, изучение толерантных и конфликтных способов освещения разных аспектов этничности, научный поиск наиболее оптимальных способов определения конфликтной информации, разработка методов распространения в массовом сознании

идей гуманизма, этнической толерантности и гражданского равенства, а также способов осуждения любых проявлений национал-экстремизма, национальных фобий и других форм этнической дискриминации. В основу деятельности СМИ по этим проблемам должна быть положена идея этнографического просвещения аудитории, основанного на толерантных принципах равенства этносов. Экспертное сообщество нуждается в обобщении накопленного опыта, в разработке специальных, проверяемых методик для анализа этнической информации, в серьезной доработке уже имеющихся отечественных и международных документов по толерантности, в уточнении спорных понятий, таких как «разжигание межнациональной розни», «ущемление национального достоинства», «экстремистских» высказываний и др. В связи с усилением общественной тревожности и напряженности в межэтнических отношениях в стране эта задача требует в настоящее время скорейшего научного и практического решения.

Основные точки соприкосновения этничности и СМИ.

Может возникнуть вопрос: где же конкретно находятся основные точки или узлы соприкосновения СМИ и этничности? На наш взгляд можно выделить несколько основных точек пересечения этих двух феноменов, которые важно иметь в виду исследователям межэтнических отношений:

1. Деятельность так называемых наднациональных каналов СМИ, работающих на русском языке (федеральных, региональных и местных), несущих в массовое сознание «рассеянную» этническую информацию. Здесь важно учесть соотношение общегражданских и этнических целей и интересов населения разных территорий, актуальность событий для общества, соблюдение баланса информации о разных этнических группах (включая меньшинства и миграционные сообщества);

2. Организация и функционирование собственно этнических каналов СМИ (как федеральных, так и региональных), они активно распространяют в массовом сознании «концентрированную» этническую информацию. В настоящее время в стране их немало, поэтому здесь важно изучать их этноязыковую ориентацию и объемы разноязычного вещания, тенденции в отображении этнокультурной и общественно-политической тематики и направленности, проблему журналистских (этнических) кадров, финансирования и т.д. Подчеркнем, что многообразие печатных этнических изданий и существующих в регионах этнических радио и телеканалов, конечно, позитивно для этнокультурного развития россиян. Но для серьезного научного подхода к изучению их деятельности необходима информация об их статистике (которую очень трудно собрать), важен анализ динамики их появления и исчезновения и их общественной направленности и востребованности. В настоящее время работа по систематизации "этнических СМИ" находится в самой начальной стадии, и ее нужно заметно активизировать.

3. Аудитория «наднациональных» и "этнических" СМИ. Важно рассматривать и изучать этнический состав многонациональной аудитории, на которую направляется информация из разных информационных каналов, ее гендерный и профессиональный состав, этнокультурные интересы и потребности разных групп населения в разных регионах России.

4. Собственно этническая (этнически окрашенная) информация, ее содержание и направленность, а также потенциальный эффект в обществе от распространения этой информации. Здесь требует изучения масса проблем, важных для регулирования межэтнических отношений в стране: направления и разнообразие этнически окрашен-

ной проблематики в федеральных, этно-республиканских, областных и др. СМИ; позиции и задачи федеральных и региональных идеологов при освещении этничности; представленность разных этносов в СМИ (русский - титульный, меньшинства, этнические мигранты, зарубежные этносы и страны); особенности этнокультурной проблематики, освещаемой федеральными и республиканскими СМИ; этнорегиональные особенности и акценты в подаче политической, экономической, культурной, спортивной и проч. этнической информации; распространение через СМИ этнических стереотипов (образы русских и россиян; образы титульных этносов и республик; образы этнических меньшинств, мигрантов); научно- экспертная оценка толерантной и этно-конфликтной направленности конкретных изданий, авторства позитивной и проблемной этнической информации и др.

5. Профессионально-этические и правовые аспекты и нормы этнической журналистики, т.е. роль и гражданские позиции журналистов и других авторов, освещающих этничность в СМИ и способствующих формированию этнотолерантных или этноконфликтных массовых представлений. Формирование реальных механизмов для регулирования толерантной деятельности журналистов. Здесь мы видим много возможностей не только в сфере этнокультурного образования и просвещения журналистов, но и в области дальнейшей разработки и совершенствования законодательной и другой нормативной базы для всех авторов, освещающих этничность.

Таким образом, мы видим, что точек соприкосновения СМИ и этничности, а также проблем для научно-практических исследований очень много. И все они очень важны для реального сохранения межэтнического мира в стране.

Этническая информация: что это такое?

Но основное внимание все же направляется на информацию, которую получает читатель, слушатель и зритель из прессы, радио и телевизионных приемников. Однако может встать вопрос: а как в огромном потоке сообщений и других публикаций определить, выявить и рассмотреть так называемую «этническую информацию»? - Многолетние исследования этого феномена, проводимые в ИЭА РАН, позволили нам сделать это, т.е. определить и структурировать информацию, так или иначе связанную с этническими и этноконфессиональными сюжетами. Мы уже писали в своих работах, что к «этнической» или «этнически окрашенной» информации мы относим: упоминания в публикациях о народах и странах, о национальных или этнических обычаях и ценностях, о разнообразном образе жизни народов. Этническая информация - это, конечно, и упоминания об этнической (этнонациональной) политике и межэтническом взаимодействии, об этнической экономике, об этнической специфике в культуре и искусстве, в истории, спорте и медицине, в педагогике, кинематографе, туризме. и практически во всех других сферах жизни. Но, кроме этого, этничность в СМИ - это еще и информация об очень трудноуловимых явлениях, связанных с этнической психологией людей - чувствами, эмоциями, представлениями, в том числе и в этнорелигиозной сфере... И это, пожалуй, одно из самых деликатных направлений, где в наше время с помощью СМИ легко могут быть задеты чувства и настроения людей, могут быть спровоцированы массовые этнические обиды, фобии и непонимание между представителями разных этносов.

Конкретными маркерами «этнической» или «этнически окрашенной» информации мы считаем: наличие в публикациях этнонимов или названий национальностей (и их производных), например - немецкий, английский, русский, узбекский, татарский и т.д., упо-

минание таких слов как: национальность, этнос и этничность, национализм, шовинизм, этническая и межконфессиональная толерантность (конфликтность), межнациональная рознь, дружба и братство народов и т.п. В некоторых случаях к этнической информации можно отнести и публикации, содержащие упоминания названий и общеузнаваемых символов конкретных регионов и стран или географических объектов (Париж, Лондон, Эйфелева башня, гора Фудзияма, Белый дом, Кремль, Третьяковская галерея, ...), известных имен и образов лидеров стран (Достоевский, Чехов, Толстой., Барак Обама, Берлускони, Кадыров...). Маркеры могут быть разными. И этническая информация разнообразна - спокойная или гневная, сочувствующая или осуждающая - может быть в СМИ позитивной и толерантной, нейтральной или конфликтной, и в зависимости от этого по-своему влиять на восприятие ее реципиентами. Важно подчеркнуть, что этническая информация, передаваемая СМИ, не только формирует массовые представления людей в области межнациональных отношений, но и воспитывает в людях отношение к своей этнической общности, к своему этническому или национальному достоинству, к своей стране. Таким образом, СМИ, освещающие этничность, могут способствовать формированию этнической и гражданской идентичности, интеграции полиэтничного населения или его разделению. Иногда одна публикация может сразу же вызвать нарастание напряженности и враждебности между проживающими вместе представителями разных этнических групп. И мы неоднократно это видели, также как и доминирование этнических фобий, направленных в разные периоды российской жизни на выходцев из стран и республик Кавказа, Средней Азии, на цыган, евреев и других.

И в самом деле, наблюдения показывают, что этничность, передаваемая в разных формах через СМИ, может мобилизовать народ, его общественные силы не только на добрые дела. Это происходит на наших глазах во многих уголках страны и мира. Поднятая или мобилизованная политиками и журналистами этничность может сплотить представителей одного этноса, например, на основе защиты их национальных ценностей - родной земли, родной страны, религии и других национальных святынь. Может возбудить национальное самосознание и на основе конкуренции с "другими", с "чужими", с теми, кто якобы пытается отнять "у нас" "наши" ценности. Читателю и журналисту не всегда просто увидеть и осознать, что специальное, массированное формирование общественного этнического сознания, мобилизация общественных этнических сил с помощью прессы направлены на распространение у населения установок нетерпимости: противостоять им как нашему противнику, защитить нашу ценность, отстоять ее, не отдать... Это нередко означает - не пустить, прогнать, выселить, убрать "чужих", "не наших", "этнически других", "не таких, как мы". Подобные примеры нетолерантной этнической журналистики мы фиксировали в 90-х годах в прессе бывших союзных и некоторых наших российских республик. И в настоящее время мы видим нередкие примеры выступлений российских СМИ, где не только сообщается, например, о пребывании в регионе инокуль-турных мигрантов, конструируются их негативные этнические стереотипы, но и муссируются интолерантные этнические идеи. Порой кажется, что именно журналисты, подталкиваемые политиками, в первую очередь участвуют в этих разъединяющих людей дискриминационных акциях, создавая в регионах этнопсихологическую напряженность, психологически "выдавливая" инокультурных жителей из данной местности. И это недалеко от истины. Такую картину мы видим сегодня практически во многих крупных городах и регионах страны, в том числе - и в федеральных СМИ. А теперь очень зримо наблюдаем ее в сообщениях о событиях на Украине и вокруг нее.

коммуникология - соммимсоюоу

Способы распространения этничности в современной прессе.

Материалы наших исследований фиксируют довольно большое и устойчивое внимание как центральных, так и республиканских СМИ к этническим аспектам современной общественной жизни. Информация об этом в прессе разнообразна. Это упоминание этнонимов, конструирование этнических идей и мифов, распространение позитивных и негативных этнических стереотипов, использование особых лексических форм, иллюстрации и др. Анализируя российскую прессу, мы, например, выявили, что в нескольких популярных федеральных изданиях, таких как "Московский комсомолец", "Аргументы и факты", "Независимая газета", в течение месяца упоминались от 260 ("АиФ") до 1907 ("НГ") раз национальные различия в российском обществе. Другое наше исследование показало, что в 9 российских изданиях (федеральных, московских и республиканских) в течение месяца было опубликовано более 130 этнических стереотипов (как позитивных, так и негативных). Важно подчеркнуть, что в последнее десятилетие этническое пространство в нашей журналистике разрастается. И это далеко не всегда оправдано. "Этническая информация" (не всегда позитивная) иногда без особой необходимости довольно широко распространяется в молодежных, профессиональных, спортивных, музыкальных, литературных изданиях.

В своих исследованиях этнической информации мы выделили основные способы распространения толерантной и конфликтной этничности в прессе. Напомним их.

Сообщение фактов (новостей) о жизни этносов, об их культуре, экономике, политике. Как правило, их отбирают специально. Например: Кадыров обратился к украинским чеченцам// Бурятские перегонщики автомобилей продают корейские машины в Якутию (МК. 2014, 11 марта). Фестиваль мусульманского кино пройдет в Казани в 10-й раз // Свое двадцатилетие отметила газета татарстанских чувашей «Сувар» (Республика Татарстан. 22.03.2014) // Тувинский сегмент Интернета активно пополняется медиапроектами (Тува онлайн. 2014, 25 марта. http://www.tuvaonline.ru/2012/12/06/); Завершился VI Съезд эвенков Якутии, включивший в себя «круглые столы», выставки, концерты, игры детей Арктики (Эвенки ждут перемен по итогам своего съезда. Газета ЯКУТИЯ, 2014, 25 марта. // http://gazetayakutia.ru/component/). Показ фильма башкирского режиссера в Каннах стал одним из «событий года» (Газета Башкортостан. 2014, 25 марта).

Создание и распространение этнических образов и стереотипов народов и стран, как позитивных, так и негативных. Эти стереотипы могут касаться культурных особенностей, политики, экономики, психологии и проч. Например: «Американцы - малообразованные, самодовольные люди", "французы легкомысленные", "русские люди ленивы и простодушны"; или: России поставлен диагноз: пьет, хулиганит и рано умирает (МК. 2014. 12 марта); или «шутка Маккейна»: «Россия? Это — бензоколонка, решившая, что она государство?» (Известия, 2014. 14 марта); или: «А Европа по-прежнему трясется в хвосте у дядюшки Сэма. Англия и Германия то и дело спотыкаются, а без них никакие экономические санкции против Москвы не могут быть действенными». (Мелор Стуруа. Крым и Колизей: как Белый дом реагирует на украинский кризис. //http://www.mk.ru/politics/article/2014/03/24/ )

Конструирование этнических идей, иногда подчеркивающих пользу или вред "нам" со стороны "других". Например: "Слишком много этнических мигрантов приезжают к нам, они нам мешают, их надо выселить". Иногда, наоборот, этническая идея может быть позитивной: "Кнам приезжают многие инокультурные мигранты из разных уголков страны и зарубежья, и они знакомят нас со своими обычаями, со своим образом

жизни, поэтому мы познаем жизнь во всем ее многообразии". Или: «Нельзя допустить противостояния между Россией и Украиной, а главное — между российским и украинским народами». Или: «Моральное право России на Крым бесспорно» (Известия, 2014, 19 марта). Еще одна идея, агрессивная: «На Земле больше нет субъекта международного права под названием «Россия». Есть только территория повышенной опасности, и эту опасность надо ликвидировать... От нее, огромной, непредсказуемой и опасной, будут шарахаться все» («Шутка» Маккейна, Известия, 2014.14 марта /http://izvestia.ru/news/). Понятно, что иногда идеи в СМИ могут быть представлены не только как шутки. Вот пример идеи призыва, лозунга, которая была тиражирована в СМИ во время российско-украинского кризиса в марте 2014г.: «Москаляку на гиляку!», что в переводе означает «Русского на ветку!». Так в одной из киевских школ молодые люди под украинскими флагами скандировали на школьной линейке (Т. Федоткина. Студенческий вальс «Москаляку на гиляку». http://www.mk.ru/zloba-dnya/article/2014/03/16/). Но мобилизационная идея может быть и иной: «В условиях жесточайшего давления на Россию нам предстоит духовная мобилизация. Нам предстоит работа, пусть запоздалая, но неизбежная, по преобразованию общества. Спасибо Крыму с его курортами и его севастопольской базой». (А.Проханов: «Путин Таврический» /Газета Завтра. 20 марта 2014. http://zavtra.ru/content/view/putin-tavricheskij).

Толерантная или конфликтная мифология о прошлом, настоящем и будущем. Мифология в информационном пространстве может относиться и к странам, и к народам, и к отдельным этническим сообществам. Она может касаться «нас» и «их», "наших" и "их" ценностей и интересов и их защиты: "Наш этнос издавна живет на этих землях, поэтому именно мы должны иметь здесь льготы и преимущества". Мифы-прогнозы: «Уже завтра в заголовках новостей будут обсуждать итоги не крымского, а других референдумов по отделению от нелюбимой родины-матери. Это и Шотландия (пока в составе Великобритании), и Каталония (ныне провинция Испании), и франкоязычный Квебек (всё ещё канадский). Из-под каблука английской королевы отчаливает Новая Зеландия, на очереди Австралия (Аргументы недели. 2014. 13 марта). Мифология конструируется по многим поводам, и, по большей части, она связана с историей стран или с территориальными конфликтами. Но большинство мифологем имеет все же политическую подоплеку. Например, по мнению Мадлен Олбрайт, Президент Путин думает, что «.ему необходим враг. А Крым и концентрация войск на украинской границе превращают Запад во врага России, и это в свою очередь льет, мол, воду на великодержавную мельницу России, укрепляет ее внутреннее единство и способствует разгрому либеральной оппозиции. Вот почему, мол, Крым

- находка для Путина», (Мелор Стуруа. Крым и Колизей: как Белый дом реагирует на украинский кризис// http://www.mk.ru/politics/article/2014/03/24/). Заметим, что не только журналисты, но и некоторые ученые, особенно гуманитарии, иногда участвуют в конструировании мифов для СМИ. Например, идеологами или политиками специально поднимается вопрос: кто из этносов раньше поселился на определенной территории? Пример такого рода - конфликт армян и азербайджанцев, отстаивающих свои права на спорную территорию в Нагорном Карабахе. Обе стороны утверждают, что эта земля принадлежит именно им, что они поселились здесь первыми. И журналисты, ссылаясь на непроверенные сведения, порой добавляют свои мифологизированные версии этнического прошлого народов, тогда как даже ученые иногда сомневаются в своих выводах.

Толерантная или конфликтная лексика (риторика), содержащаяся в этнической информации, это особый способ распространения этничности. Этнически окрашенные

лексемы встречаются и в заголовках публикаций, и в текстах, и в радио- и теле выступлениях. Это могут быть позитивные, нейтральные или конфликтные слова и выражения, могут быть лексемы -нелепости, лексемы- насмешки, лексемы-обвинения. Например, в заголовках публикаций, которые даются в газетах или в самих текстах, нередко этноним употребляется рядом с оценкой: "дружественные нам болгары". или наоборот - "афганские террористы", «исламские боевики», "дагестанские бандиты"...С помощью таких лексических приемов авторы передают реципиентам свою, уже готовую оценку событий и героев. Многие наши современники помнят и летучее выражение: "лица кавказской национальности". Отметим, что это нелепое выражение в последние годы стало реже употребляться в прессе. Но с некоторых пор, в СМИ стали звучать выражения: "лица славянской национальности", "лица мусульманской национальности". Недавно в одной из центральных газет было озвучено еще одно удивительное словообразование: "лица арабско-азиатской национальности"(!?). Журналисты не могут не знать, что нет национальности "арабско-мусульманской", нет национальности "кавказской", и "лиц кавказской национальности" тоже нет. Есть кавказцы. И на Кавказе очень много разных национальностей. В крайнем случае, можно сказать, что это "лица одной из кавказских национальностей".

Изобразительные средства - рисунки, фотографии, карикатуры с этнической тематикой - еще один способ распространения этнической информации в прессе и интернете. В последние годы, несмотря на неоднократные протесты представителей разных религий (чаще всего мусульман), эту форму информации стали использовать довольно активно. И мы неоднократно видели взрывы негодования представителей некоторых религиозных групп, возмущенных якобы неуважением автором к их святыням.

Таким образом, часть приведенных выше способов распространения этничности в СМИ может служить сплочению и взаимопониманию народов. А другая часть, которую условно можно назвать «речевой агрессией», наоборот - их разъединению и увеличению межэтнической напряженности. В любом случае, все эти способы передачи этнически окрашенной информации в общественное пространство являются важной формой манипулирования массовым сознанием.

Основные темы публикаций с этнической окраской

Рассматривая этническую информацию в российской прессе, нельзя не обратить внимание на то, в какой тематике чаще всего встречаются этнические мотивы. Иначе говоря, для каких сфер жизни, по мнению журналистов и других идеологов, этническая составляющая является в наши дни особенно актуальной?

Прежде всего, журналисты любят представлять, а читатели с интересом воспринимают информацию об этнокультурном развитии народов и стран. Если это не тревожная и не раздражающая информация, то она, безусловно, общественно полезна. Она просвещает людей, показывая этнокультурное многообразие и сложность современного мира. Подобная информация способствует формированию этнического и общегражданского сознания, миролюбия и толерантности. Порой в рамках этой тематики обсуждаются проблемы этногенеза того или иного народа, рассказывается о том, откуда и как он сложился. Но именно здесь возможны и ошибки, которые могут привести к непониманию, к протестам и к повышению межэтнической напряженности. Причина в том, что авторы текстов, как правило, односторонне опираются на научные исследования, которые тоже иногда бывают политизированы и тенденциозны. Вообще, про-

блема этногенеза любого народа - это очень серьезная вещь, и журналистам лучше от нее отходить, поскольку массовое сознание, с которым они работают, - это не поле для научных дискуссий, тем более на такие болезненные для нашего общества темы. А происхождение и развитие народа-этноса - это очень зыбкая почва для возбуждения национальных (этнических) чувств. Но, кроме проблем этногенеза, в прессе нередко обсуждаются и проблемы этнической демографии, проблемы этнического возрождения титульных этносов в республиках, проблемы русского и других народов. То есть освещается все, что связано не только с прошлым, но и с настоящим этнокультурным состоянием российских этносов. Очень большой популярностью в последние десятилетия стали пользоваться публикации (в том числе и передачи) о путешествиях, о туризме, об экзотических странах и народах.

Несколько реже в последнее время, чем в 90-е годы, журналисты стали затрагивать проблемы межэтнических отношений (если не случаются конфликты). Эта тематика актуальна для многих регионов страны и особенно для российских республик. Здесь много важных моментов для обсуждения их в СМИ. В республиках - это взаимоотношения так называемых титульных этносов и русского населения, также издавна там проживающего, это споры о приоритетах и доминировании этнических культур, языков и образования, это и взаимодействие местного населения с новыми инокультурными мигрантами. И в крупных российских городах также остро стоят вопросы, связанные с инокультурными мигрантами. Это довольно конфликтная тематика и для самой реальности, и для СМИ, и ее следует крайне осторожно обсуждать публично. Тема ино-культурных мигрантов в России чаще всего представляется в СМИ как конфликтная, однако и при ее освещении в СМИ можно найти немало позитивных моментов. Это, например, информация о том, что получает страна и ее регионы от трудовой миграции, рассказы о способах адаптации представителей разных народов к совместной жизни в новых условиях, о культуре и этнических особенностях новых поселенцев, о взаимодействии и взаимовлиянии местных и пришлых культур, о появлении межэтнических семей, о формировании в российских городах новой полиэтничной культурной и социальной инфраструктуры.

Горячие межэтнические конфликты. Эта тема, связанная с этническими и религиозными аспектами жизни, в последнее время стала значительно реже освещаться нашими СМИ. Время от времени сообщается о контртерористических операциях (в основном на Северном Кавказе), которые, в основном, согласно переданным сведениям, успешно завершаются. Приходят сообщения и о далеких для россиян событиях в других горячих точках мира - в Сирии, Ливии, Египте, Тунисе и т.д. Но вот теперь, в 2014-м году возник еще один тревожный конфликт и у нас - между Россией и Украиной. Тревожными, а иногда и радостными публикациями (о возвращении Крыма и Севастополя России) уже несколько месяцев переполнены все наши СМИ. В рамках этой тематики тоже могут быть довольно острые и спорные публикации, например, как бы шутливые просьбы к президенту страны принять в состав России несколько наших областей, якобы долгое время остающихся без помощи и заботы властей. Складывающаяся ситуация в отношениях России и Украины пока довольно серьезная, и роль наших средств массовой информации, интернет высказываний может сыграть здесь как позитивную, так и деструктивную роль.

Проблемы этнического криминала. Эта тематика также является «горячей» для современных информационных каналов. Более того, именно с этнокриминальных сюжетов, как все помнят, начинались в стране очень неприглядные события - на Манеж-

ной площади в Москве, в знаменитой теперь Кондопоге и в других местах. Одно время в наших СМИ отрицалось само существование этнической организованной преступности, но со временем, с притоком в города больших масс инокультурных приезжих, реальность оказалась сильнее. И теперь из прессы можно узнать о многочисленных этнических криминальных объединениях, которые распространились и ведут противоправную деятельность в разных регионах страны. В обществе давно идут дискуссии о том, надо ли упоминать в СМИ национальность преступников, надо ли называть место, откуда этот человек прибыл. Мнений по этому поводу немало. Одни считают, что этническую принадлежность указывать нельзя, так как это противоречит правам человека и может разжечь массовый гнев против конкретного этнического сообщества. Другие настаивают на том, что называть национальность преступника необходимо, так как его община (диаспора) должна отвечать за своих соплеменников, приехавших на новое место. Споров и даже спекуляций по этому поводу в прессе немало, а журналисты тем временем, легко обходят все запреты, сообщая, что преступник - это уроженец или выходец из той или иной республики или «гость с юга».

Взаимоотношения республик и других субъектов федерации с федеральным центром. Это еще одна очень большая тема, в которой также затрагиваются этнические моменты. Во многих регионах порой случалось некоторое несогласие и даже противостояние местных элит с федеральным центром. Кто здесь прав, кто виноват - со стороны судить очень сложно, так как ситуации бывают конкретные, в каждом случае свои скрытые нюансы, и публике они могут быть неизвестны. А журналисты, нередко подталкиваемые политиками, встают на сторону "своих", также, не всегда до конца разбираясь, кто прав, кто виноват. И это означает, что именно журналисты, использующие и в данном случае этнорегиональный фактор, подчеркивая его, возбуждают массовые этнические чувства людей, инициируют (или поддерживают) массовое недовольство против центральной власти, а не обсуждают саму проблему. Поэтому, упоминая о противоречиях между местными и федеральными властями, важно смотреть в суть проблемы, а не на этнические различия участников споров, не делить их на «своих» и «чужих». К слову сказать, в последние годы таких конфликтных взаимоотношений между центром и регионами практически не случается или они не проникают в СМИ.

Еще одна огромная тема, связанная с освещением этничности в СМИ, - это обсуждение проблем национал-экстремизма и различных этнических фобий. Она также остра для современного общества и поэтому очень активно освещается, особенно в центральной прессе. Скинхеды, неофашисты, шовинисты, антисемиты и ксенофобы, их акции и другая деятельность - основные сюжеты, обсуждаемые в этом ключе на страницах прессы. Рассказывая про их деяния или рассуждая о различных этнических фобиях и национал-экстремистских взглядах, важно проявлять сугубую осторожность. Здесь журналистам порой трудно разобраться в самом вопросе и однозначно (с толерантных позиций) осветить факты. Проблема видится и в том, что, даже обсуждая и осуждая позиции так называемых "идеологов" национал-фашизма, нельзя давать им трибуну, нельзя тиражировать их высказывания в информационном пространстве. Но все же иногда и это случается. То же относится и к публикациям некоторых писем читателей. Отдельные из них нельзя цитировать дословно, так как нередко именно так и происходит распространение определенных интолерантных этнических идей и образов.

Еще одна важная тема - освещение этноконфессиональных проблем. Когда речь идет о церкви, о разных конфессиях, то здесь чаще всего смысл публикации или

выступления переносится и на этничность. И это тоже острая и конфликтная тематика, особенно потому, что в последние годы заметно усилилось соперничество между разными конфессиями. Нередко представители разных религий обижаются на то, что им, якобы, уделяют меньше внимания, их реже показывают по телевидению, реже строят их культовые сооружения... Задача СМИ здесь - не противопоставлять в своих материалах представителей разных конфессий и их иерархов. То есть, освещая подобные проблемы, нередко сопряженные с этнополитикой, а также с межрелигиозным и межэтническим миром в регионе, нужно быть осторожным. Это вовсе не значит, что об этом нельзя писать. Но писать так, чтобы не задеть и не возбудить негативно религиозные и этнические чувства тех людей, которые будут все это читать.

Таким образом, освещение этничности - это один из интереснейших видов деятельности средств массовой информации, способный обучать, просвещать и развлекать читателей, слушателей и зрителей. Перечисленные выше этнические проблемы, освещаемые современной российской прессой, так же, как и многие другие, неупомянутые здесь, свидетельствуют о сложности, а порой и взрывоопасности подобной информации для полиэтничного (многонационального) населения России и мира. Подчеркивая нормальный толерантный потенциал этнической информации, помогающий читателям, слушателям и зрителям узнать об этнокультурном многообразии нашего мира, обогатить свои знания и использовать позитивный опыт разных народов, важно помнить, что этническая информация, поданная в определенном ракурсе, способна играть и деструктивную роль. Используя невинные на первый взгляд материалы, такие, как этнические идеи, мифы, стереотипы, лексемы, иллюстрации с этнической окраской, можно позитивно или негативно влиять на формирование этнических представлений реципиентов. Журналисты и другие авторы через средства массовой информации могут вместе с политиками способствовать повышению или понижению накала массового этнического и гражданского самосознания, могут затрагивать и возбуждать чувства этнической гордости и достоинства у больших групп людей, наносить массовые этнические обиды, разжигать этнические страсти, провоцировать массы обиженных и возмущенных людей на защиту своих этнических и религиозных ценностей. Поэтому, независимо от политических подсказок и подталкиваний, журналистам и другим авторам, освещающим этнокультурную тематику, важно помнить, о своей гражданской ответственности.

Список литературы

1. Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. НИК. М., 2002;

2. Макарова Л.С. «Язык вражды» и конструирование «образа врага» в центральных и нижегородских СМИ. // Язык современных СМИ. Проблемы языковой культуры. Отв. Ред. О.Н.Савинова. Нижегородский Госуниверситет. Н.Новгород, 2004;

3. Малькова В.К. Письма-заявки радиослушателей как источник для изучения этномузыкальных вкусов населения. // Вопросы методики этнографических и этносоциологических исследований. Отв. Ред. С.Б.Рождественская. ИЭ АН СССР. М., 1970;

4. Малькова В.К. Культурные и экономические связи советских наций на страницах республиканской прессы. // Современные этнические процессы (материалы молодежной научной конференции). ИЭ АН СССР. М., 1975 г.

5. Гакаев З.Ж. Особенности освещения чеченского конфликта в СМИ/ Диагностика толерантности в средствах массовой информации. Под. Ред. В.К.Мальковой. ИЭА РАН, 2002;

6. Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. ИЭА РАН. М. 2002, 348 стр.;

7. Малькова В.К. Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. ИЭА РАН-ЕС. М. 2004, 278 стр.;

8. Малькова В.К. Полиэтничная Москва в начале нового тысячелетия. Как видит и показывает ее столичная пресса. ИЭА РАН, 2007, 347 стр.;

9. Малькова В.К. Мобилизация этнических сообществ в современной России. По материалам этнических СМИ. ИЭА РАН. М. 2011, 210стр.;

10. Малькова В.К. Полиэтничная Москва 2011-2012гг. Тревожные звонки в информационном пространстве. Изд-во: Palmarium Academic Publishing. 2013. 84 стр.;

11. Тишков В.А. Чеченский дискурс как идеология крайностей (анализ СМИ в условиях конфликта). // Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. ИЭА РАН. М., 2002.

12. Jonas, George. “The Problem With “Multikulti.” The National Post, 23 October 2010. Available: (http://www.nationalpost.com/opinion/columnists/problem+with+multikulti/3715905/story.html).

13. Murray, Catherine and Sherry Yu, Daniel Ahadi. Cultural Diversity and Ethnic Media in BC. A report to Canadian Heritage Western Regional Office. October, 2007. (Available: /http://bcethnicmedia.ca/Research/cul-tural-diversity-report-oct-07.pdf ).

14. Murray, Catherine. “Media Infrastructure for Multicultural Diversity”. The Media, April, 2008. (Available: http://www.irpp.org/po/archive/apr08/murray.pdf ).

15. Thomas, Eric. “Canadian Broadcasting and Multiculturalism: Attempts to Accommodate Ethnic Minorities.” Canadian Journal of Communication, (1992) Available: http://cjc-online.ca/index.php/journal/ article/viewArticle/676/582.

■ ■ ■ ETHNIC THEMES IN THE RUSSIAN INFORMATON SPACE

Author: MALKOVA, V.K.

MALKOVA Vera Konstantinovna, Doctor of Historical Sciences, Senior Researcher at the Center for Ethnopolitical Studies, Institute of Ethnology and Anthropology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Address: Leninsky Prospect, 32-A., Moscow, Russian Federation, 119991.

Tel.: 7(499)617-82-44. E-mail: veramalk@mail.ru

Annotation: the article, is based on a large empirical material, covers the basic directions of studying ethnicity in modern Russian media. The author shows the Russian media as an important factor of the formation of civil and ethnic identity, as a factor of integration of the polyethnic population into a single nation. The article deals with the main nodes of intersection of ethnicity and the media, highlights markers and forms of ethnic information, distributed in media, shows how it could be presented in the information space. She presents the main themes of publications with ethnic coloring and emphasizes the public danger of the ambiguous using of the conflict information with ethnic (and religion) coloring, shows how modern politicians sometimes manipulate by this information to spread their views and to form public opinion they desired. The article outlined the ways and perspectives for further study of ethnic information in the media.

Keywords: multi-ethnic communities; mass media (media); ethnical information, mass consciousness, mobilization of ethnicity; interethnic relations; civil and ethnic identity; ethnic minorities; migratory communities; tolerance

1. Rossiskaya pressa v polikulturnon objestve: tolerantnost I multikulturalizm kak orientiri professionalnogo pove-deniya. M., 2002 [The Russian press in a multicultural society: tolerance and multiculturalism as landmarks of professional conduct. Moscow, 2002].

2. Makarova, L.S. “Yazik vrajdi” I konstruirovanie “obraz vraga” v tcentralnih I nijegorodskih SMI/ Yazik sovremennih SMI. Problemi yazikovoy kulturi. Otv. Red. O.N. Savinova. Nijegorodskii Gosuniversitet. N. Novgorod, 2004 [ Makarova L.S. " Hate speech " and the construction of an "enemy image " in the central and Nizhny Novgorod media. // Language of modern media . Problems of language culture. Editor O.N.Savinova . Nizhny Novgorod State University. Nizhni Novgorod, 2004].

3. Malkova, V.K. Pisma-zayavki radioslushateley kak istochnik izucheniya etnomuzikalnih vkusov naseleniya. // Vo-prosi metodiki etnograficheskih I etnosociologicheskih issledovanii. Otv. Red. S.B. Rojdestvenskaya. IE AN SSSR. M., 1970 [Malkova, V.K. (1970). Letters to radio as a source for the study of population ethnomusical tastes. // Methodology of ethnographic and ethnosociological research. Ed. S.B.Rozhdestvenskaya . IE AS USSR. M., 1970].

4. Malkova, V.K. Kulturnie I ekonomicheskie sviazi sovetskih natcii na stranitsah respublikankoy pressi.// Sovre-mennie etnicheskie protsessi (materiali molodejnoy nauchnoy konfeentcii). IA AN SSSR M., 1975. [V.K.Malkova, V.K. (1975). The cultural and economic ties of Soviet nations in the pages of the national press. // Modern Ethnic Processes (Materials of youth scientific conference ). IE USSR. M., 1975].

5. Gakaev, Z.J.. Osobennosti osvejeniya chechenskogo konflikta v SMI // Diagnostika tolerantnosti v sredstvah massovoy informatcii. Pod red. V.K. Malkovoy. IEA RAN, 2002. [Gakaev Z.Zh. (2002). The features of Chechen conflict in the media. // Tolerance diagnostics in the media . Ed. V.K.Malkova. IEA RAN, Moscow, 2002].

6. Malkova, V.K., Tishkov, V.A. Etnichnost I tolerantnost v sredstvah massovoy informatcii. RAS., Moscow, p.348. [Malkova, V.K., Tishkov, V.A. (2002) Ethnicity and tolerance in the media . IEA. M., 2002, p.348].

7. Malkova, V.K. Etnicheskie aspekty jurnalistiki. Iz opyta analiza rossiskoy pressi. IEA RAN -ES. M., 2004, str. 278. [Malkova,V.K. (2004). Ethnic aspects of journalism. Analysis of the experience of the Russian press. IEA and the EU. Moscow, 2004].

8. Malkova, V.K. Polietnichnaya Moskva v nachale novogo tisyacheletiya. Kak vidit I pokazivaet ee stolichnaya pressa. IEA RAS, 2007, str.347. [Malkova, V.K. (2007) Moscow at the beginning of the new millennium. How does the metropolitan press see Moscow. IEA , 2007, 347 pp.].

9. Malkova, V.K. Mobilizatciya etnicheskih soobjestv v sovremennoy Rossii. Po materialam etnicheskih SMI. IEA RAN. M., 2011. str. 210. [Malkova,V.K. (2011) Mobilization of ethnic communities in modern Russia. Based on materials from ethnic media. IEA. M., 2011].

10. Malkova, V.K.. Polietnichnaya Moskva 2011-2012. Trevojnie zvonki v infomationnom prostranstve. Izd-vo: Pal-marium Academic Publishing. M., 2013, s. 84. [Malkova, V.K. (2013). Moscow in 2011 -2012 . Alarming pattern in the information space. Palmarium Academic Publishing. M., 2013, p. 84].

11. Tishkov V.A. Chechenskii diskurs kaka ideokogiya krainostei (analiz SMI v usloviyah konflikta). // Malkova V.K., Tishkov V.A. Etnichnost I tolerantnost v SMI. IAE RAN. M., 2002.[Tishkov, V.A. (2002). Chechen discourse as an ideology of extremes (analysis of media in conflict situations). // V.K Malkova, V.K., Tishkov, V.A. Ethnicity and tolerance in the media. IEA . M., 2002].

12. Jonas, G. (2010) The Problem With “Multikulti”. The National Post, 23 October 2010. Available: (http://www.na-tionalpost.com/opinion/columnists/problem+with+multikulti/3715905/story.html

13. Murray, C., Sherry Yu, and Ahadi, D. (2007) Cultural Diversity and Ethnic Media in BC. A report to Canadian Heritage Western Regional Office. Available: /http://bcethnicmedia.ca/Research/cultural-diversity-report-oct-07.pdf.

14. Murray, C. (2008) Media Infrastructure for Multicultural Diversity. The Media, April, 2008. Available: http://www.irpp.org/po/archive/apr08/murray.pdf

15. Thomas, E. (1992) Canadian Broadcasting and Multiculturalism: Attempts to Accommodate Ethnic Minorities. Canadian Journal of Communication, (1992). Available: http://cjc-online.ca/index.php/journal/article/viewArticle/676/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.