Научная статья на тему 'Медиаобразование этнических общностей в многонациональном регионе (на примере Астраханской области)'

Медиаобразование этнических общностей в многонациональном регионе (на примере Астраханской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
261
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН / АСТРАХАНЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Байбатырова Наиля Мунировна

Статья посвящена образовательной функции национальной прессы в полиэтнической и поликонфессиональной Астраханской области. Развитие национального самосознания происходит посредством современных медиа. Региональные СМИ играют важную роль в усилении связей между нациями и устранении различных национальных барьеров. Автор анализирует национальную политику Астраханской области, реализуемую в том числе посредством областной русскоязычной и национальной прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование этнических общностей в многонациональном регионе (на примере Астраханской области)»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.01

Н. М. Байбатырова

Астраханский государственный университет, Астрахань

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья посвящена образовательной функции национальной прессы в полиэтнической и поликонфессиональной Астраханской области. Развитие национального самосознания происходит посредством современных медиа. Региональные СМИ играют важную роль в усилении связей между нациями и устранении различных национальных барьеров. Автор анализирует национальную политику Астраханской области, реализуемую в том числе посредством областной русскоязычной и национальной прессы.

Ключевые слова: этнические общности, медиаобразование, полиэтнический регион, Астрахань, национальная пресса.

Национально-этнические проблемы заняли одно из первых мест в длинном перечне забот человечества. Одной из главных причин роста напряженности в области национально-этнических отношений является конфликт между двумя историческими процессами: медленным, очень постепенным и трудным изменением существующих государственно-политических структур с их крайне жестким характером, с одной стороны, и тоже постепенным, но все же более быстрым, более взрывным ходом этнических трансформаций, с другой стороны. Теоретическую базу исследования составили труды об особенностях функционирования этнической прессы таких авторов, как И. Н. Блохин [3], Р. Л. Исхаков [8], В. К. Малькова [9, 10]. Проблемы освещения межнациональных отношений в СМИ рассматривали И. М. Дзялошинский [5], Т. В. Поликанова [11]. Работы по изучению истории астраханской журналистики Г. С. Белолипской [2], А. А. Давыдовой [4] посвящены вопросам традиций и новаторства в освещении темы межнациональных отношений в региональных СМИ.

Цель исследования - изучить специфику образовательной и воспитательной функций региональной прессы в медиаобразовании этнических обществ в полиэтническом регионе. В задачи исследования входит рассмотрение роли областной прессы, а также прессы национальных диаспор астраханского региона в формировании этнического самосознания и стабилизации межэтнических отношений. Материалом для анализа послужили региональные печатные СМИ Астраханской области, в том числе пресса национальных диаспор. Эмпирической базой исследования являются публикации областных газет, в частности татарской газеты «Идель» («Волга»), а также прикладные данные социологических исследований. Результаты исследования могут представлять интерес для руководителей областных средств массовой информации, журналистов, интересующихся этнической проблематикой.

В Астраханской области проживают представители более 140 этнических общностей. Историк А. В. Сызранов пишет об изменениях в национальном составе, произошедших в результате процессов внутренней и внешней миграции: «Преобладающее население -русские (70 %), казахи (14,2 %) и татары (7 %), однако вследствие миграций неуклонно возрастает численность народов Кавказа» [12. С. 19]. В масштабе астраханского региона национальный вопрос встает в противоборстве двух тенденций. Обе они объективны. Первая - в движении наций к самоопределению и независимости, вторая, напротив, в движении к образованию крупных полиэтнических общностей, где органично сращены этносы различных традиций и культур. Однако у обеих тенденций есть общая цель -демократизация межнациональных и межэтнических отношений и их гуманизация. Перекос в каждой тенденции чреват развитием ксенофобских настроений, опасностью ущемления прав национально-этнических меньшинств. При этом велик риск этнических столкновений.

Существует полемика между сторонниками этнического размежевания и сторонниками надэтнических формирований.

В 1990-х - начале 2000-х годов в Астраханской области резко обострилось противоречие между отношениями этносов к своим правам и степенью их готовности признавать права других этносов. Демократизация межэтнических отношений в регионе остается наилучшим найденным историей способом подхода к национальному вопросу. Начиная с эпохи новой государственности России зафиксирован всплеск активности в Астрахани национально-культурных движений. Главной целью они объявили возрождение родного языка и культуры. Некоторые общества стали издавать свои газеты. Среди них - татарская «Идель» («Волга»), казахская «Ак Арна» («Чистый родник»), немецкая «Астраханское обозрение».

Национальная пресса служит целям выработки этнической самобытности, неповторимости этнического характера. Ощущение этнической солидарности подкрепляется представлениями народа о своеобразии его исторического пути, о его месте среди других народов. Как подчеркивает ученый и журналист В. Б. Иорданский, «первый признак, свидетельствующий о богатстве и зрелости любой этнической культуры, - разнообразие ее творческих заимствований у соседей, ее открытость внешним воздействиям» [7. С. 305]. Этнические СМИ связаны с основными ценностями культуры. Главной культурно-просветительской функцией СМИ является развитие аудитории через ее знакомство и разговор о культурах - национальной, массовой, суб- и контркультурах. Аксиологическая составляющая обусловливает тематическую направленность прессы. «На протяжении многих лет СМИ прямо влияют на формирование массовых представлений людей, в том числе и в области межэтнических отношений», - пишут исследователи Ю. З. Иванова и Е. С. Бабкина [6. С. 163]. Пресса национальных диаспор освещает и раскрывает темы как способ сохранения языка и самобытности.

Примером региональной газеты национальных диаспор может служить билингвальное татарское издание «Идель» («Волга»). Газета успешно реализует задачу медиаобразования татарского населения. Периодическое издание основано более 110 лет назад, однако история функционирования газеты связана с большим периодом забвения. После закрытия в 1914 году она начала новую жизнь только в 1991 году. Сейчас издание выходит на двух языках: русском и татарском. На территории Нижнего Поволжья, Кавказа, кубанских и калмыцких степей проживает немалое количество татар, говорящих на родном языке или только его понимающих. «Идель» является единственным периодическим изданием для татар на этой территории и одним из старейших и уважаемых этнических изданий России. Изначально газета зарекомендовала себя просветительским изданием, выполняя функции медиобразования татарского населения.

Учредителями «Идель» являются Агентство по печати и массовым коммуникациям Астраханской области и астраханская общественная организация - общество татарской культуры «Дуслык» («Дружба»). Одна из важнейших задач газеты «Идель» - развитие и сохранение татарского языка, поскольку в настоящее время уверенными носителями родного языка являются в основном люди старшего поколения, а молодое татарское население владеет им в меньшей степени. Традиционная рубрика изучения родного языка под названием «Мин татарча сейляшам» («Я говорю по-татарски») пользуется у читателей большой популярностью. Медиаобразование -это непрерывный процесс социального развития личности, и с помощью материалов подобных рубрик у представителей этнической группы появляется возможность расширять словарный запас родного языка и совершенствовать родную речь.

Медиаобразование допустимо рассматривать и как долговременную общественно-просветительскую деятельность, направленную на различные возрастные группы. Образовательная функция медиа может выражаться в приобщении подрастающего поколения к национальному языку и культуре. Редакция газеты «Идель» совместно с педагогами родных языков неоднократно проводила конкурсы творческих работ для школьников. В данный момент редакция работает в тесной связи с администрациями области и города, Думой Астраханской области, советами районов и сел. В издании регулярно печатаются статьи о культуре, людях, которые сохраняют своеобразие татарской культуры.

Развитие национального самосознания, являющегося одной из фундаментальных основ формирования социально-этнических общностей, происходит посредством современных медиа. Национальная пресса помогает этническим группам осознавать свою принадлежность к некоему

коллективу не столько через общность языка и территории, сколько через общность обычаев, образа жизни и социально-психологических ценностей. Важно, чтобы региональная пресса постоянно формировала и совершенствовала этническое самосознание народов Астраханской области, поскольку оно динамично, а не является застывшим, раз и навсегда данным элементом социальной идентификации. Задача прессы национальных диаспор - снижение социально-психологической напряженности в обществе.

В современной действительности вопрос о межэтнических отношениях звучит остро, инициируя поиск решений конфликтных ситуаций. Издание прессы на национальных языках служит профилактикой возможных проявлений этнической нетерпимости в регионе. Происходит формирование толерантности как особого качества социума, когда задаются нормы отношений. Сегодня медиаобразование способствует установлению диалога культур, проявляясь в различных областях: культурологии и лингвистике, искусствоведении и литературоведении, социологии и педагогике. «Диалог культур - одна из форм существования культуры, которая, актуализируясь в период межкультурного взаимодействия на основе принятия специфики жизнеустройства иного сообщества, особо выделяется в конфликтогенных ситуациях, пронизывающих общество в результате доминирования центристских настроений», - пишет С. Д. Бакулина [1. С. 24]. В нашем государстве принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактика экстремизма в российском обществе». Основная установка -снижение социально-психологической напряженности в обществе, противостояние экстремизму в результате «формирования установок толерантного, то есть терпимого поведения по отношению к представителям других конфессий, национальностей и даже идейным оппозициям» [1. С. 24-25].

Региональные СМИ играют важную роль в усилении связей между нациями и устранении различных национальных барьеров. Национальная политика астраханского региона, реализуемая в том числе посредством областной русскоязычной и национальной прессы, имеет стратегические цели, связанные с решением долгосрочных задач, и оперативные, рассчитанные на решение текущих проблем. В Астрахани функционирует отделение Гильдии межэтнической журналистики. В его составе - работники региональных национальных печатных, аудиовизуальных и интернет-СМИ, область профессиональных интересов которых связана с межэтнической проблематикой. Гильдия межэтнической журналистики объединяет специалистов, занимающихся освещением межнациональной тематики в СМИ, и активно участвует в реализации задач и идей Государственной национальной политики.

Таким образом, ключевой функцией журналистики в полиэтническом медиапространстве является обеспечение этнически толерантной информацией общества, состоящего из представителей разных этнических групп. Недостаточная же информированность о культурном многообразии замедляет процесс формирования в сознании общества идей толерантности. Речь идет не только о новостных сообщениях, информирующих о деятельности национальных объединений, но и об аналитической информации, раскрывающей особенности быта, традиций, обрядов различных этносов. Медиаобразование связано с формированием в сознании людей системы взглядов, основанных на уважении к иным этническим культурам, создание особой картины мира, основанной на межэтнической гармонии в обществе.

Список литературы

1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учебное пособие [Текст] / С. Д. Бакулина. - 4-е изд., стер. - М. : Флинта: Наука, 2017. -112 с.

2. Белолипская, Г. С. СМИ и этническая составляющая их деятельности [Текст] / Г. С. Белолипская // Медийные стратегии современного мира: Материалы III Международной научно-практической конференции. - 2009. - С. 229-230.

3. Блохин, И. Н. Этнологическая культура журналиста [Текст] / И. Н. Блохин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. -2008. - № 2. - С. 302-307.

4. Давыдова, А. А. Формирование национальной печати в Астраханской губернии начала XX века [Текст] / А. А. Давыдова // Информационное поле современной России: практики и

эффекты. Сборник статей XI международной научно-практической конференции. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. - С. 69-75.

5. Дзялошинский, И. М. Кому выгодно тиражирование нетерпимости [Текст] / И. М. Дзялошинский // Язык мой... Проблемы этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. - М.: Панорама, 2002. - 199 с.

6. Иванова, Ю. З., Бабкина, Е. С. Этнические СМИ России: Типологические особенности функционирования [Текст] / Ю. З. Иванова, Е. С. Бабкина // Литература и журналистика стран азиатско-тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации ХХ-ХХ1 вв. - Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2017. - С. 163-167.

7. Иорданский, В. Б. Два круга солидарности. Этнический и национальный факторы в современном мире [Текст] / В. Б. Иорданский. - М.: Алгоритм, 2012. - 432 с.

8. Исхаков, Р. Л. Феномен этнической журналистики (к определению понятия) [Текст] / Р. Л. Исхаков // Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. - 2008. - № 60. -С. 93-98.

9. Малькова, В. К. Не допускается разжигание межнациональной розни. Книга об этнической журналистике: из анализа российской прессы [Текст] / В. К. Малькова. - М. : Академия, 2005. -225 с.

10. Малькова, В. К. Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы [Текст] / В. К. Малькова. - М.: ИЭА РАН - ТАСИС, 2004. - 278 с.

11. Поликанова, Т. В. Информационное обеспечение оптимизации межнациональных отношений в России: дис. ... канд. полит. наук [Текст] / Т. В. Поликанова. - М., 2007. - 166 с.

12. Сызранов, А. В. Этносы и этнические группы Астраханской области: справочное пособие [Текст] / А. В. Сызранов. - Астрахань: ОМЦ НК, 2008. - 72 с.

MEDIA EDUCATION OF ETHNIC COMMUNITIES IN A POLYETHNIC REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN REGION)

Baybatyrova N. M., Astrakhan State University, Astrakhan, aulova83@mail.ru

The article is devoted to the education function of the national press in a polyethnic and polyconfessional Astrakhan region. The development of national self-consciousness takes place through modern media. Regional media play an important role in strengthening the links between nations and eliminating various national barriers. The author analyzes the national policy of the Astrakhan region, which is implemented through the regional Russian-language and national press. The function of media education of ethnic groups in the context of multinationality is very important. Astrakhan regional journalism serves as a tool for the education and development of information literacy ethnic groups. The publication of the press in the national languages is prevention of possible manifestations of the ethnic intolerance in the region. The significant educational task of the press ofnational diasporas is the reduction of social and psychological tension in society. The national press serves the purposes of the development of ethnic identity, the uniqueness of the ethnic character.

Key words: ethnic communities, media education, polyethnic region, Astrakhan, national press.

References

1. Bakulina, S. D. (2017), Tolerantnost': ot istorii ponyatiya k sovremennym sotsiocul'turnym smyslam [=Tolerance: from the history of the concept to modern sociocultural meanings], Moscow, Flinta: Nauka, 112 p. (in Russ.).

2. Belolipskaya, G. S. (2009), "SMI i etnicheskaya sostavlyayushchaya ikh deyatelnosti" [=Media and ethnic component of their activities], in: Mediynyye strategii sovremennogo mira: Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferensii [=Media strategies of the modern world: Materials of the III International scientific and practical conference], pp. 229-230 (in Russ.).

3. Blohin, I. N. (2008), "Etnologicheskaya kul'tura zhurnalista" [=Ethnological culture of journalist], in: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9. Filologiya. Vostokovedeniye. Zhurnalistika [=Bulletin of St. Petersburg University. Series 9. Philology. Orientalism. Journalism], St. Petersburg: St. Petersburg State University, №2-2, pp. 302-307. (in Russ.).

4. Davydova, A. A. (2014), "Formirovaniye natsional'noy pechati v astrakhanskoy gubernii nachala 20 veka" [=Formation of the national press in the Astrakhan province of the early 20th century], in: Informatsionnoye pole sovremennoy Rossii: praktiki i effekty. Sbornik statey XI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Information field of modern Russia: practices and effects. Collection of articles of the XI international scientific-practical conference], Kazan: Kazan (Volga Region) Federal University, pp. 69-75. (in Russ.).

5. Dzyaloshinskiy, I. M. (2002), "Komu vygodno tirazhirovanie neterpimosti" [=Who benefits from replicating intolerance], in: Yazyk moy... Problemy etnicheskoy I religioznoy neterpimosty v rossiyskikh SMI [=My language... Problems of ethnic and religious intolerance in Russian media], Moscow, 199 p. (in Russ.).

6. Ivanova, Yu. Z., Babkina, E. S. (2017), "Etnicheskiye SMI Rossii: Tipologicheskiye osobennosti funktsionirovaniya" [=Ethnic mass media: Typological features of functioning], in: Literatura i zhurnalistika stran aziatsko-tikhookeanskogo regiona v mezhkul'turnoy kommunikatsii XX-XI vv. [=Literature and journalism of the countries of the Asia-Pacific region in intercultural communication of the 20-21 centuries], Khabarovsk, pp. 163-167 (in Russ.).

7. Iordanskiy, V. B. (2012), Dva kruga solidarnosti. Etnicheskiy I natsional'nyy factory v sovremennom mire [=Two circles of solidarity. Ethnic and national factors in the modern world], Moscow, 432 p. (in Russ.).

8. Iskhakov, R. L. (2008), "Fenomen etnicheskoy zhurnalistiki (k opredeleniyu ponyatiya)" [=The phenomenon of ethnic journalism (to the definition of the concept)], in: Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [=News of the Ural State University], Ekateringurg, pp. 93-98. (in Russ).

9. Malkova, V. K. (2005), Ne dopuskayetsya razzhiganiye mezhnatsional'noy rozni [=Inciting ethnic hatred is not allowed], Moscow, 225 p. (in Russ.).

10. Malkova, V. K. (2004), Etnicheskiye aspekty zhurnalistiki. Iz opyta analiza rossiyskoy pressy [=Ethnic aspects of journalism. From the experience of the analysis of the Russian press], Moscow, 278 p. (in Russ.).

11. Polikanova, T. V. (2007), Infomatsionnoye obespecheniye optimizatsii mezhnatsional'nykh otnosheniy v Rossii [=Information support of optimization of interethnic relations in Russia]: dis. . kand. polit. nauk, Moscow, 166 p. (in Russ.).

12. Syzranov, A. V. (2008), Etnosy i etnicheskiye gruppy Astrakhanskoy oblasti: spravochnoe posobiye [=Ethnoses and ethnic groups of Astrakhan region reference guide: reference book], Astrakhan, 72 p. (in Russ.).

Байбатырова Наиля Мунировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики факультета филологии и журналистики, Астраханский государственный университет.

aulova83@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.