УДК 37.013.78 Т.В. Ширипова
Этническая социализация учащихся в условиях поликультурной среды
В статье представлены материалы опытно-экспериментальной работы в республиканском бурятском национальном лицее-интернате №1 по проблеме этнической социализации учащихся в поликультурной среде.
Ключевые слова: этническая идентичность, социализация, этнокультурная компетентность,
поликультурная среда.
T V SAiripova
Ethnic socialization of pupils in the conditions of polycultural environment
The article presents the materials of skilled-experimental work in Republican Buryat national lyceum-boarding school №1 on the problem of ethnic socialization of pupils in polycultural environment.
Key words: ethnic identity, socialization, ethnic-cultural competence, polycultural environment.
Россия - полиэтническое государство, на территории которого веками живут представители разных этнокультурных групп. Целенаправленное создание и поддержание позитивной этнической идентичности российской молодежи в условиях кризиса идентичности и ценностных ориентаций становятся одной из приоритетных проблем современного отечественного образования.
Всестороннее развитие концепция идентичности получает в работах американского социального психолога Э. Эриксона. Эриксон особо подчеркивает адаптивный характер поведения индивида, центральным интегративным качеством которого и выступает идентичность. В современной интерпретации понятие идентичности является основным элементом этничности и близко по смыслу понятию этническое самосознание. В эпоху перемен именно этническая идентичность наиболее устойчива и значима для большинства людей. Восприятие своей этнической принадлежности обусловлено тем, что ее человек не выбирает, она «задается» вместе с ее рождением [6].
Социализация как педагогический процесс также приобретает качественные отличия, когда его субъектом становится учащийся. При построении осознанной деятельности по социализации человечество в первую очередь преследовало цель социальной адаптации, вписывания нового поколения в существующее общество, т.е. в уже имеющуюся к этому времени систему общественных отношений, ценностей, норм. Это должно было гарантировать выживаемость и эффективность деятельности молодежи, но прежде всего - сохранение и воспроизводство самого общественного организма. Формы и функции социализации исторически менялись, развивались, дифференцировались, но ее смысловой стержень, ее социальное назначение, сложившееся на заре социогенеза, остается и по сей день. Это, с одной стороны, социальная адаптация, т.е. сохранение и защита общества от потрясений, связанных с вхождением в него новых поколений, а также вписывание молодежи в сложившиеся социальные реалии. С другой стороны - наделение новых поколений социальным ресурсом выживания, снабжение их материальным и духовным потенциалом исторически накопленного опыта человечества [1].
В период опытно-экспериментальной работы в республиканском бурятском национальном лицее-интернате № 1 по проблеме этнической социализации учащихся в поликультурной среде были поставлены следующие задачи:
- создание условий для этнической социализации учащихся в поликультурной среде;
- выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ребенка на основе индивидуализации, дифференциации в обучении и воспитании через разработку индивидуальных образовательных программ, в том числе для одаренных детей;
- профилизация на основе свободного выбора ребенком и его семьей собственного пути в образовании и учета различных видов одаренности (академическая, творческая, лидерская и т.д.);
- овладение современными образовательными технологиями: технологии по развитию различных видов одаренности детей, технология проектной деятельности и т.д.;
- совершенствование научно-методической работы с целью повышения квалификации педагогических работников путем развития рефлексии и вовлечения педагогов в проектирование собственной профессиональной успешности;
- выстраивание сетевого взаимодействия РБНЛ-И №1 с различными социальными институтами;
- расширение гражданского участия в управлении образовательным учреждением;
- системная интеграция всех ресурсов локальной образовательной среды лицея-интерната и ее органичное подключение к информационному полю полиэтнического общества Республики Бурятия и российского государства, позволяющая воспринимать ее как специфическое этнокультурное образовательное пространство, и эффективно решать задачи современного национального образования;
- разработка нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность всех субъектов образовательной деятельности, осуществляющейся в рамках образовательного учреждения для одаренных детей.
Идея концепции развития лицея-интерната заключается в создании оптимальных условий для формирования успешной личности в моноэтнической школе, обеспечивающей наличие, с одной стороны, «собственной национальной территории» и, с другой стороны, единого полиэтнического пространства, способствующего овладению способами эффективного межкультурного общения и интеграции учащихся в современное индустриальное общество.
Под этнической социализацией понимаем процесс приобщения учащихся к нормам, ценностям своей этнической культуры, т.е. бурятской культуры, процесс становления личности ребенка как представителя своей этнической группы, процесс поддержки ученика в осознании им себя в качестве части полиэтнического российского общества.
Разрабатывая инновационное направление, мы исходили из следующих теоретических положений:
В процессе этнической социализации учащихся формируется этническая идентичность, этнокультурная компетентность, предполагающая этноинтеграцию в полиэтнические сообщества и адаптацию к эффективному межкультурному взаимодействию.
Управление процессом этнической социализации предполагает включение ребенка, его «Я» в культуру своего этноса, этносов поликультурного общества.
Цели реализации инновационного направления:
• формирование у лицеистов системы этнокультурных норм;
• развитие у учащихся саморегуляции этнокультурного поведения;
• формирование у лицеистов культуры межэтнических взаимоотношений;
• формирование установок толерантного поведения, веротерпимости и миролюбия;
• стимулирование позитивной этнической самоидентификации.
Содержательный аспект реализации направления раскрывается через авторский учебный план, составленный на основе Базисного учебного плана и дополненный предметами национальнорегионального и школьного компонентов, воспитательными программами, программами дополнительного образования.
Педагогический коллектив работает над созданием образовательной среды, где национальнорегиональный компонент реализуется через содержание и структуру образовательных программ на всех ступенях и уровнях образования и воспитания. Выпущены учебники, хрестоматии, учебнометодические пособия. Уникальность разработанных педагогами пособий в том, что здесь не только материалы по собственно бурятскому языку, здесь имеются и разделы об исторической судьбе бурятского народа, о материальной и духовной культуре.
Выпуск учителями методического объединения бурятского языка и литературы учебника по бурятскому языку в электронном формате был очень своевремен, им активно пользуются не только учащиеся, но и родители, в особенности молодого возраста.
Особое место в образовательном процессе лицея занимает Программа дополнительного образования, реализуемая совместно со школой искусств №8. Учащиеся с 1 по 7 класс проходят через общеэстетический курс, затем распределяются по специальностям. Вот некоторые результаты деятельности:
- Сибирский международный фестиваль творчества детей и молодежи «Надежды планеты», г. Новосибирск, «Гран-при» фестиваля;
- международный конкурс - фестиваль детского и молодежного творчества «Московские звездочки», г. Москва, диплом 1-й степени;
- республиканский конкурс «Юный Гэсэр», «Юная Дангина», «Гэсэр», «Дангина», призовые места на протяжении многих лет.
Важно отметить, что мы не замыкаем лицеистов только на культуре этноса бурятского народа. Мы стараемся обучать наших воспитанников основам этнокультурного взаимодействия с представителями других этносов.
Так, организуются выезды, экскурсии, встречи учащихся с представителями других этнических групп. Каждый класс знакомился с культурой проживающих рядом народов. К примеру, ученики выезжали в места компактного проживания старообрядцев (семейские - местное самоназвание) в с. Тарбагатай.
Ознакомительные мероприятия происходили также в культурных национальных объединениях, действующих на территории Бурятии, частности в г. Улан-Удэ. Учащиеся лицея познакомились с культурой азербайджанцев, армян, бурят из КНР, евреев, киргизов, немцев, поляков, сойотов, татар, эвенков.
Целью этих посещений было знакомство наших воспитанников с материальной и духовной культурой других народов. В частности, наши ученики открыли для себя огромный мир устного народного творчества, народных знаний, мудрости, разнообразие национальных кухонь. Приобретенные знания дают детям бесценные навыки общения с иноэтничным окружением. Это также позволило ученикам не только расширить общий кругозор, но сделать с помощью педагогов, сравнительный анализ и прийти к выводу, что традиции и обычаи окружающих народов разнообразны, но имеют одно общее начало - воспитание нравственности у молодого поколения, независимо от национальности. А нравственное начало дает благодатную почву для толерантного проживания в любой среде.
Исследование этнической идентичности тех, кто идентифицирует себя с бурятским этносом, имеет свои особенности. За последние 100 лет бурятский этнос претерпел большие изменения, теперь это двуязычный этнос. Есть определенные основания утверждать, что у подрастающего поколения возможно формирование биэтнической идентичности. Для этого нужно, чтобы этническая идентичность со своей этнической группой была позитивной, когда человек доволен своей этнической принадлежностью, испытывает гордость за свой народ без нетерпимости к другой культуре [5].
Реализация направления «этническая социализация учащихся в поликультурной среде» представляет собой систему методов и методик целенаправленного формирования позитивной этнической идентичности и выработки навыков конструктивного межкультурного взаимодействия: дискуссии, беседы, проекты, экскурсии, выезды, творческие встречи.
Одним из ярких мероприятий по реализации данного инновационного направления стал фестиваль национальных культур с исследовательским компонентом, в котором приняло участие 216 учащихся и педагогов лицея, 122 представителя культурных центров республики. В рамках работы фестиваля ребята представили на заседаниях секций свои доклады по изучению истории, культуры, традиций своего народа. Была организована работа 18 мастер-классов. Участники фестиваля познакомились с традициями бисероплетения, изготовления изделий из бересты. Представителями культурных центров совместно с учащимися лицея были организованы выставки, отражающие культурное своеобразие народов, проживающих в нашей республике.
Об успешности реализации данного направления свидетельствуют результаты диагностики.
В качестве критериев сформированности этнического самосознания нами определены следующие: знание родного языка, отношение к языку, отношение к истории, традициям своего народа, использование знаний о культуре народа в практике жизнедеятельности.
В качестве критериев сформированности этнокультурной компетентности нами обозначены следующие: готовность актуализации компетентности, знания, опыт этнотолерантного
взаимодействия, эмоционально-ценностное отношение к содержанию и процессу этнотолерантного взаимодействия, эмоционально-волевая саморегуляция в ходе этнотолерантного взаимодействия.
В качестве методов диагностики использовались следующие: наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, метод проблемных ситуаций, опрос, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с учащимися и др.
По результатам диагностических исследований, проведенных ВСГАКИ, БГУ у учащихся лицея зафиксирован высокий уровень сформированности этнического самосознания, а также
межкультурной компетентности, толерантности. Это свидетельствует о результативности реализации инновационного направления в образовательной практике лицея «Этническая социализация учащихся в условиях поликультурной среды».
Литература
1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практики педагогической работы с детьми мигрантами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.portalus.ru
2. Голавская Н.И., Ширипова Т.В., Цыренова М.Г. Первые шаги в науку // Материалы научно- практической конференции, посвященной 15- летию лицея. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2009.
3. Голавская Н.И., Ширипова Т.В., Цыренова М.Г., Цыренжапова Л.Б. Калейдоскоп обычаев и традиций // Материалы фестиваля национальных культур с исследовательским компонентом. - Улан-Удэ: Бэлиг. 2010.
4. Жалсанов Б.Б. Республиканский бурятский национальный лицей- интернат №1: традиции и инновации / Б.Б.
Жалсанов, Т.Е. Вежевич, Т.В. Ширипова. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2008.
5. Очиров М.Н. Самоидентификация человека и образование // Материалы межрег. науч. конф. - 2010. - С.6.
6. Хилханов Д.Л. Этническая идентичность и этносоциальные процессы в Бурятии: история и современность. - Улан-
Удэ: Издательско- полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. - С.9.
Ширипова Туяна Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе, ГОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1».
Shiripova Tuyana Vladimirovna, deputy director on scientific and methodical work, Republican Buryat national lyceum-boarding school №1.
Улан-Удэ, ул. Чертенкова, 30, e-mail: tuyana shiripova@mail.ru.
УДК 378.146:517.9 Г.А. Шишкин
Сравнительный анализ применения двух рейтинговых систем оценки знаний студентов при изучении дифференциальных уравнений
В статье описывается опыт применения автором двух рейтинговых систем оценки знаний студентов при изучении дифференциальных уравнений и приведен сравнительный анализ применения этих систем на основе конкретных данных за шесть последних лет.
Ключевые слова: рейтинг, знания студентов, дифференциальные уравнения.
G.A. Shishkin
The comparative analysis of two rating systems of students’ knowledge evaluation while studying
differential equations
The article describes the authors' experience in application of two rating systems of students' knowledge evaluation while studying differential equations. Also the comparative analysis of the application of these systems on the base of statistical data of the last six years is given.
Key words: rating, students’ knowledge, differential equations.
В работе [1] рассмотрена стобалльная рейтинговая система оценки знаний студентов при изучении дисциплины «Дифференциальные уравнения», в основу которой положена обычная стандартная четырехбалльная вузовская система оценки знаний «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Эта система применяется лектором и ассистентами, ведущими практические занятия, в течение трех учебных лет начиная с 2007/08 учебного года.
Прежде чем приступить к сравнительному анализу двух рейтинговых систем, применявшихся при изучении дифференциальных уравнений, кратко напомним их суть. До 2007 г. применялась