Научная статья на тему 'Этническая социализация молодёжи в условиях вуза'

Этническая социализация молодёжи в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ETHNIC SOCIALIZATION / FACTORS OF SOCIALIZATION PROCESS / ETHNIC TOLERANCE / MULTICULTURAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татарова С.П., Татаров Н.Т.

Рассмотрены проблемы этнической социализации молодёжи в условиях совре-менной отечественной образовательной организации высшего образования. Изложены авторские наблюдения влияния образовательно-воспитательной среды образовательной организации выс-шего образования на ход процесса этнической социализации студентов в ходе учебной и внеучеб-ной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YOUTH’S ETHNIC SOCIALIZATION IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Difficulties of ethnic socialization of a today’s youth studying at a Russian educational institution of higher education are considered. The authors’ look at the influence of educational environ-ment upon the youth’s ethnic socialization process in class hours and extracurricular time is outlined.

Текст научной работы на тему «Этническая социализация молодёжи в условиях вуза»

а с другой стороны, обязывает выступающего быть внимательным и не допускать ошибок при постановке ударений.

Обязательным условием в работе над орфоэпическим аспектом культуры речи участников театрального коллектива является использование рисунков, таблиц, схем и карточек для транскрибирования текста, так как зрительная и графическая память является активным помощником речевого слуха. Прослушивание аудиозаписей с эталонной речью помогает участникам соединить теоретические знания по орфоэпии с практическими. А запись собственной речи на диктофон дает возможность услышать себя со стороны, сравнить с другими и найти разницу в произношении.

Необходимо мотивировать участников театрального коллектива к повышению уровня культуры речи. Они должны понимать, что грамотная речь является необходимым условием для успешной творческой самореализации. Участники должны научиться анализировать собственную речь и речь окружающих, слышать отклонения от литературных норм, уметь работать со справочной литературой, тем самым совершенствуя культуру речи.

Формирование культуры речи участников театрального коллектива - процесс длительный и сложный. Успех в приобретении орфоэпических произносительных навыков зависит от состояния речевого слуха, речевой среды, в которой находится участник, мотивации, целеустремлённости и систематичности занятий.

Список литературы

1. Сценическая речь: орфоэпия : сб. лекций / сост. Г. А. Тумашова ; Алт. гос. ин-т культуры, каф. сценической речи. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2015. - 74 с.

Rita S. Semykina, Senior Lecturer Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

bazuurita@mail .ru

ORTHOEPIC ASPECT OF THEATRICAL TROUPE PARTICIPANTS' SPEECH CULTURE

Abstract. The paper is devoted to an issue of forming a theatrical troupe participants' stage speech culture. The author notes low level of public speech culture, the youth's insufficient attention to a spoken word. Also, the researcher considers several reasons of an unfavorable speech situation, analyses some orthoepic deviations of a theatrical troupe participants' stage speech culture, and gives some advises for correction the problems.

Keywords: speech culture, theatrical troupe, orthoepy, norms of pronunciation, standard (literature) language, accentuation.

УДК 316.61:159.922.4-057.875

С. П. Татарова, доктор социологических наук, доцент Восточно-Сибирский государственный институт культуры (Улан-Удэ, Россия)

svetlana.tatar@inbox.ru

Н. Т. Татаров, кандидат технических наук, доцент Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова (Улан-Удэ, Россия)

tnt-bur@mail.ru

ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Аннотация. Рассмотрены проблемы этнической социализации молодёжи в условиях современной отечественной образовательной организации высшего образования. Изложены авторские

Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве...

наблюдения влияния образовательно-воспитательной среды образовательной организации высшего образования на ход процесса этнической социализации студентов в ходе учебной и внеучеб-ной деятельности.

Ключевые слова: этническая социализация, факторы социализации, этническая толерантность, поликультурное общество.

В условиях поликультурного общества, к коим относится Республика Бурятия, важным становится воспитание молодёжи в духе этнической толерантности. Одним из важных аспектов, обеспечивающих эффективность данного процесса, является этническая социализация.

Обобщая многообразие подходов к понятию социализации, определим данный термин как процесс освоения человеком ценностей, культурных норм, социальных ролей, позволяющих личности становиться субъектом общения, деятельности, т. е. полноценным членом общества. Данный процесс протекает в течение всей жизни человека, и на его эффективность влияют воспитание, обучение, собственный опыт, микро и макроокружение, все многообразие факторов социокультурной среды. В отличие от дефиниции «социализация» термин «этническая социализация» вошел в научный оборот сравнительно недавно и рассматривается как одно из направлений процесса социализации. Обобщая имеющиеся работы по данной теме, определяем, что этническая социализация предусматривает «включение личности в сферу этнических отношений» [1, 2], освоение «традиционной культуры народа, интериоризацию её ценностей, оснований и смыслов» [3], рассматривается как «система межпоколенной трансляции сложившегося этнического опыта социума» [4]. Несмотря на достаточно высокую теоретическую разработанность вопросов, касающихся этнической социализации, тем не менее, по сей день остаются недостаточно изученными такие аспекты проблемы, как формы и методы работы с молодёжью по этнической социализации, педагогические условия по реализации данного процесса. Кроме того, можно отметить, что отсутствуют методические разработки по организации работы в данном направлении, недостаточно разработаны педагогические технологии по формированию толерантного поведения.

Стоит отметить тот факт, что обострение межнациональных отношений, развитие экстремизма в отношении представителей различных национальностей происходит в условиях экономического, социального кризиса в стране и регионах. Велик риск обострения межнациональных отношений в условиях маргинальной среды, на формирование которой серьезно влияют неопределенность положения молодёжи и её несформировавшиеся взгляды на происходящее. Кроме того, в качестве значимых факторов, провоцирующих межнациональную рознь, могут выступать: обострение социальной напряженности в молодёжной среде, распространение негативной информации в сети Интернет, пропаганда чуждых российскому обществу ценностей и т. д. Возможны подобные появления и в группах, где проявляется низкий уровень самоуважения, происходит игнорирование интересов и прав личности.

Все многообразие форм и видов учебной, воспитательной работы, безусловно, прямо или косвенно влияет на данный процесс и может быть представлено как совокупность двух основных компонентов: образовательная и внеучебная работа. На примере двух вузов (ВСГИК - ВосточноСибирский государственный институт культуры, и БГСХА - Бурятская государственная сельскохозяйственная академия) рассмотрим, как образовательно-воспитательная среда вуза влияет на этническую социализацию молодёжи.

Во-первых, стоит отметить, что формирование поликультурного сознания и межэтнической толерантности происходит во время учебных занятий. Данный процесс осуществляется посредством разъяснительной работы во время учебных занятий в рамках дисциплин гуманитарного цикла: «Социология», «Политология», «Религиоведение», «Культурология», спецкурса «Основы государственной культурной политики» и, безусловно, на занятиях профессионального цикла и факультативных предметах. В рамках учебных занятий студенты знакомятся с особенностями проживания, общения, ментальности народов, проживающих в Восточно-Сибирском регионе. В рефератах, самостоятельных научных изысканиях студенты раскрывают влияние географических, климатических условий на формирование характера, стилей общения, этнокультурных ценностей, социокультурных норм, нравов, стереотипов поведения, факторов объединения / разъединения народов. Безусловно, данной теме не посвящаются дисциплины целиком,

однако в каждом из перечисленных курсов имеются темы, наполненные этнокультурным содержанием, способствующие освоению этнокультурных знаний, умений и навыков.

Стоит отметить, что полиэтничность вузовской среды, многонациональный состав студенческих групп ставят участников учебного процесса в условия постоянного межэтнического общения, разнообразных поликультурных контактов. Все это в совокупности предопределяет восприятие культурных образцов и ценностей представителей различных этносов, стимулирует демонстрацию собственных культурных достижений. Эффективность процесса этнической социализации у молодёжи может быть оценена как формирование этнокультурной компетентности, суть которой сводится к умению человека легко вступать в межкультурное общение, осуществлять взаимодействие и сотрудничество с представителями различных этнических групп. При этом отметим, что для студентов, которые родились и выросли в республике, это, как правило, не составляет никакого труда, потому как подобное межкультурное общение складывается у них с самого раннего детства.

Если рассматривать влияние внеучебной деятельности в вузе на этническую социализацию молодёжи, можно отметить, что ежегодно в вузах проходят разного рода этнически окрашенные развлечения, формы отдыха и общения, отражающие самобытность народов, их историческое прошлое, подчеркивающие специфичность праздничной культуры, обрядовой стилистики. Традиционными в вузе стали программы, вечера, посвященные национальным праздникам. Элементы национальной культуры, фольклора, игры, песни, танцы народов региона постоянно включаются в репертуар выступлений, посвященных различным событиям в жизни институтов, академии, города и республики. Причем, стоит отметить, что подобного рода мероприятия очень нравятся студентам. Независимо от национальной принадлежности студенты с интересом и удовольствием принимают участие в их подготовке и проведении [5].

Так, одними из наиболее востребованных в вузе культуры мероприятий этнической направленности стали такие: Дни национальной кухни народов Восточной Сибири, «Игры Баторов», празднование «Сагаалгаан», участие в фестивалях и конкурсах национальных культур. Кроме того, в анализируемых вузах функционируют творческие коллективы (в ФГБОУ ВО БГСХА -народный ансамбль песни и танца «Алтан-Булаг», народный ансамбль песни и танца «Раздолье», студия эстрадного танца «Амвитей» входят в структуру Центра эстетического воспитания, в котором происходит развитие молодёжи в нескольких творческих направлениях; в ФГБОУ ВО ВСГИК - ансамбль народной музыки и танца «Сибирский сувенир», творческая лаборатория им. нар. артиста России П. Т. Абашеева, этно-экологический театр «Душа Байкала», оркестр бурятских народных инструментов, концертный русский оркестр «Забайкалье» и др.). Этнокультурное воспитание в творческих коллективах реализуется через подбор репертуара, включение в него произведений различных национальных культур, через сохранение и популяризацию песенных и танцевальных традиций народов Восточной Сибири.

Кроме того, все перечисленные выше коллективы являются достаточно частыми гостями на самых различных городских и республиканских площадках с концертными номерами, прославляющими культуру народов мира.

Кроме того, реализация данного направления осуществляется через организацию встреч с представителями национальных культурных центров, экскурсии и совместные мероприятия с Домом дружбы народов Республики Бурятия, в деятельности которого задействовано свыше двадцати общественных организаций.

Все это происходит в рамках организованной, целенаправленной воспитательной деятельности в вузе. Однако можно отметить, что нередко студенты самостоятельно становятся инициаторами, организаторами различных видов работ за пределами вуза. Так, стали традиционными проведение этноквестов для школьников города, для детей и их родителей из национально-культурных центров в уже указанном нами Доме дружбы.

Вследствие всех перечисленных видов работ у студента формируется этнокультурный социальный опыт, вырабатывается собственное отношение студента к этнокультурным нормам и ценностям других народов, вырабатывается определенный стиль общения и деятельности, способствующие взаимодействию между людьми различных этнических групп, к взаимопониманию и этнокультурной толератности.

Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве...

В ходе активного процесса познания этнической культуры своего народа происходит этнокультурная самоидентификация, вырабатываются культурные потребности и установки, жизненные ориентации, патриотизм, любовь к своей этнической культуре, что способствует успеху в личностном самоопределении, успешной жизнедеятельности в обществе.

Познание культуры других этнических групп способствует оптимальному включению в систему социокультурных отношений с представителями других национальностей, детерминирует эффективность процесса адаптации в поликультурной среде. В ходе взаимодействия в образовательно-воспитательной среде вуза у студентов формируется уважение к национальным культурам, вырабатывается толерантная установка на этнокультурные ценности народов, проживающих в регионе, стране в целом. Важным аспектом поликультурного воспитания является то, что происходит формирование мотивов и потребностей студентов к этнокультурному сотрудничеству с населением как будущих специалистов.

Таким образом, резюмируя данную работу, отметим, что на сегодняшний день в вузовской практике анализируемых учебных заведений (БГСХА и ВСГИК) накоплен достаточно разнообразный опыт, способствующий этнокультурной социализации студенческой молодёжи. Весь комплекс наработанных педагогических условий направлен на эффективное формирование этнокультурной компетентности будущего специалиста для работы и общения в поликультурном пространстве. Однако, невозможно утверждать что аналогично обстоят дела и в других вузах. Поэтому все многообразие используемых форм, методов, средств этнокультурной социализации, применяемых в поликультурной образовательной, среде важно проанализировать, описать и сделать достоянием всех специалистов, занимающихся вопросами этнокультурного воспитания молодёжи.

Список литературы

1. Кожанов, И. В. Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты / И. В. Кожанов, М. Б. Кожанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 2. - С. 64-70.

2. Кожанова, М. Б. Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении : [моногр.]. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та, 2006. - 264 с.

3. Ахмерова, Н. М. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Москва, 2004. - 282 с.

4. Филиппов, Ю. В. Взаимосвязь этнической социализации и этнической педагогики : [моногр.]. -Нижний Новгород : ННГАСУ ГХИ, 2008. - 242 с.

5. Татарова, С. П. Современное состояние межнациональных отношений и толерантности в вузе культуры: оценка, модели и технологии формирования: анализ результатов социологического исследования. -Улан-Удэ : Изд-во Вост.-Сиб. гос. академии культуры и искусств, 2014. - 42 с.

Svetlana P. Tatarova, Dr. Of Sociological Sciences, Associate Professor East-Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russia)

svetlana.tatar@inbox.ru

Nikolai T. Tatarov, Ph. D. of Technics, Associate Professor Philippov Buryat State Agrarian Academy (Ulan-Ude, Russia)

tnt-bur@mail.ru

THE YOUTH'S ETHNIC SOCIALIZATION IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Abstract. Difficulties of ethnic socialization of a today's youth studying at a Russian educational institution of higher education are considered. The authors' look at the influence of educational environment upon the youth's ethnic socialization process in class hours and extracurricular time is outlined.

Keywords: ethnic socialization, factors of socialization process, ethnic tolerance, multicultural society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.