Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве...
Lyudmila V. Sekretova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
ETHNIC AND CULTURAL EDUCATIONAL PROCESS MODELS AND METHODICAL FORMS IMPROVEMENT
Abstract. Correct organizational and pedagogical support of multilateral ethnic dialogue are the critically important conditions for harmonizing interethnic relationships in today's youth environment. Annihilation of conflict potential of interethnic contacts is one of the key priorities of ethnic and cultural communication development in space of interstate interaction between countries of the contemporary Eurasian region. The author consider the experience of modelling ethno-oriented programs presented during the 1st Cultural and Educational Forum "Academy of Russian Culture' (Omsk, March 22-25, 2018) organized by State Center of Folk Creative Work with the support of Ministry of Culture of the Omsk Oblast, Vassily Polenov State Russian Arts Center, Omsk Eparchy of the Russian Orthodox Church.
Keywords: education (upbringing), models, organizational and methodical forms, (enlightenment), social and cultural activity, ethnic-orientated technologies.
УДК 808.5:81'355:792-057
Р. С. Семыкина, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
bazuurita@mail .ru
ОРФОЭПИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования культуры сценической речи участников театрального коллектива. Актуальность выбранной темы объясняется низким уровнем культуры речи в обществе, недостаточным вниманием к звучащему слову со стороны молодого поколения. Автор рассматривает причины неблагоприятной речевой ситуации, анализирует орфоэпические отклонения в речи участников театрального коллектива и даёт рекомендации по их исправлению.
Ключевые слова: культура речи, театральный коллектив, орфоэпия, нормы произношения, литературный язык, постановка ударения.
В настоящее время различные средства коммуникации: телевидение, радио, Интернет оказывают отрицательное воздействие на культуру речи молодого поколения. Несколько лет назад речь ведущего теле-радиопрограмм была эталоном речевого мастерства. Текст, произносимый в эфире, подвергался цензуре. Дикторы в затруднительных случаях обязательно обращались к словарям. Современные ведущие не задумываются о качестве своей звучащей речи. Они используют в речевом общении слова-паразиты, сленг, неверно ставят ударения в словах, допускают орфоэпические ошибки. Речь в прямом эфире приближена к бытовой, невнятна, тороплива, носит развлекательный характер. Российские СМИ постепенно теряют своё значение по формированию всесторонне развитой личности, а, наоборот, способствуют падению уровня культуры речи молодёжи.
Современные молодые люди мало читают художественную литературу, предпочитая проводить свободное время на просторах сети Интернет. Общаясь в социальных сетях, они пользуются ограниченным словарным запасом, игнорируют знаки препинания, сокращают слова до минимума. Результатом такого интернет-общения становятся неудачи при установлении личного контакта с реальными людьми.
Театр в большей степени придерживается орфоэпических традиций. Различные языковые новшества приживаются в сценической речи медленнее, чем в реальной жизни. Одним из
основных требований, предъявляемых к культуре речи участников театрального коллектива, является владение орфоэпическими нормами русского языка. Текст, который произносят со сцены участники театрального коллектива, должен легко восприниматься зрительской аудиторией. Однако, многие участники не акцентируют своё внимание на произносительной стороне речи, считая важным только её содержательный аспект. Они полагаются на свой жизненный опыт, не считая нужным в сложных ситуациях обращаться к словарям или специалистам. Различные отклонения от литературной нормы, орфоэпические ошибки приводят к тому, что зрители не могут вникнуть в суть повествования. Неверно поставленные ударения, говорные отклонения отвлекают внимание аудитории от звучащего текста, создают психологический дискомфорт.
Эталоном литературного произношения всегда считалась московская речь. В настоящее время термин «московская речь» относится к старомосковской норме произношения. Орфоэпия - это раздел языкознания, который устанавливает нормы и правила литературного произношения. Работа по формированию орфоэпической культуры требует от участников театрального коллектива определённых знаний в этой области. Рассмотрим основные законы и правила произношения гласных и согласных звуков.
Произношение гласных звуков.
Основной закон орфоэпии - это редукция (ослабление звучания безударных гласных). Ударные гласные в русском языке должны произноситься полноценно, в соответствии с написанием, а безударные гласные подвергаться редукции, то есть звучать менее полно и ясно. Если в речи участника театрального коллектива отсутствует редукция гласных, это проявляется в виде говорных отклонений («окающий» или «акающий» говор).
Правило 1.
Безударные гласные О и А в первом предударном слоге произносятся как звук А (обозначается А), во всех остальных предударных и в заударных слогах как звук, средний между А и Ы (обозначается Ъ).
Правило 2.
Безударные гласные О и А в начале слова произносятся как А, не зависимо от удалённости от ударения.
Правило 3.
Безударные гласные Е и Я в первом предударном слоге произносятся как звук, средний между И и Е, в транскрипции обозначается - ИЕ; во втором, третьем и т. д. предударных и во всех заударных слогах произносятся как сильно короткий звук, близкий к И, в транскрипции обозначается - Ь. В начале слова Е и Я приобретают йотацию, обозначаются ИИЕ или ЙЬ.
Правило 4.
Предлоги, частицы, союзы произносятся слитно со словом и редуцируются по общим правилам.
Правило 5.
Предударный звук А, стоящий после Ч, Щ, произносится как средний между И и Е.
Правило 6.
В иностранных именах собственных, географических названиях, названиях фирм, отелей и т. д. сохраняется нередуцированное произношение гласных звуков. Это связано со стремлением сохранить в русском языке национальный колорит звучания слова.
Правило 7.
Сочетания гласных АО, ОА, ОО, АА в безударных положениях произносятся как двойной звук А.
Правило 8.
Безударные сочетания звуков ЕИ, ЕУ, ЕА, ЕО, ЕЁ произносятся как ЬИ, ЬУ, ЬА, а в ЕЁ сохраняется йотация.
Правило 9.
В сочетаниях ОУ, АУ - О и А редуцируются Ъ, а звук У не меняет звучания. В случае, когда звук У находится под ударением, то гласные О и А оказываются в первом предударном положении и произносятся как А.
Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве...
Правило 10.
Гласные О и А в безударных положениях сочетаний ОИ, АИ редуцируются Ъ.
Правило 11 .
Окончания прилагательных, оканчивающиеся на ЫЕ, ИЕ, произносятся как ЫИ, ИИ.
Произношение согласных звуков.
Правило 1 .
В русском языке звонкие согласные в конце слова оглушаются и переходят в парные глухие согласные.
Правило 2.
Если в слове или на стыке двух слов встречаются два, рядом стоящих согласных звука, один из них звонкий, а другой глухой, то первый всегда уподобляется второму и переходит в парный звук (закон уподобления согласных звуков по звонкости - глухости).
Правило 3.
Некоторые твёрдые согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся со смягчением (закон уподобления согласных звуков по мягкости - твёрдости).
Правило 4.
Звукосочетания ЗЖ и ЖЖ в корне слова произносятся как двойной мягкий - ^КЬ^КЬ.
Правило 5.
Звукосочетания СШ, ЗШ в словах, на стыке предлога и слова, на стыке слов произносятся как долгий двойной Ш - ТТТТТТ
Правило 6.
Звукосочетания СЖ, ЗЖ на стыке двух слов, а так же на стыке приставки и корня, предлога и слова произносятся как долгий двойной звук Ж - ЖЖ.
Правило 7.
Звукосочетания СЧ, ЗЧ, ЖЧ внутри слова, на стыке корня и суффикса произносятся как долгий звук Щ, однако на стыке приставки и корня или предлога и слова произносятся как ЩЧ.
Правило 8.
Звукосочетания СЩ, ЗЩ внутри слова и на стыке слов произносятся как ЩЩ.
Правило 9.
Звукосочетания ТЦ, ДЦ в слове и на стыке слов произносятся как двойной ЦЦ.
Правило 10.
Двойные согласные в большинстве русских слов и на стыке слов требуют более длительного звучания.
Правило 11 .
Глагольные окончания на ТСЯ и ТЬСЯ произносятся как Ц и редуцированный гласный А [Ъ].
Правило 12.
Звукосочетания ТЧ, ДЧ в слове и на стыке слов произносятся как ЧЧ:
Орфоэпическая норма представляет собой исторически сложившееся явление. Утрачивая со временем некоторые особенности, она вырабатывает новые нормы произношения. Когда «старшие» нормы еще не исчезли, а «младшие» не укоренились, совершенно естественно и закономерно существование в русском языке двух вариантов произношения.
В произношении участников театральных коллективов можно выделить следующие отклонения от орфоэпических норм:
1) ы - образное произношение предударных О и А: пЫшёл (пАшёл) скЫзал (скАзал);
2) ы - образное произношение О и А во втором предударном слоге: дЫрогой (дорогой) или утрата его до нуля (драгой);
3) равновеликость - выражается в равномерности произношения ударного и безударного слогов по длительности и силе. В литературной речи ударный слог должен звучать длиннее, чем безударный: мАгАзин (мЪгАзин).
Постановка ударения в словах также вызывает трудности у участников театрального коллектива. Это связано с тем, что ударение в русском языке подвижное и разноместное (может падать на любой слог). С одной стороны, это способствует интонационному разнообразию фразы,
а с другой стороны, обязывает выступающего быть внимательным и не допускать ошибок при постановке ударений.
Обязательным условием в работе над орфоэпическим аспектом культуры речи участников театрального коллектива является использование рисунков, таблиц, схем и карточек для транскрибирования текста, так как зрительная и графическая память является активным помощником речевого слуха. Прослушивание аудиозаписей с эталонной речью помогает участникам соединить теоретические знания по орфоэпии с практическими. А запись собственной речи на диктофон дает возможность услышать себя со стороны, сравнить с другими и найти разницу в произношении.
Необходимо мотивировать участников театрального коллектива к повышению уровня культуры речи. Они должны понимать, что грамотная речь является необходимым условием для успешной творческой самореализации. Участники должны научиться анализировать собственную речь и речь окружающих, слышать отклонения от литературных норм, уметь работать со справочной литературой, тем самым совершенствуя культуру речи.
Формирование культуры речи участников театрального коллектива - процесс длительный и сложный. Успех в приобретении орфоэпических произносительных навыков зависит от состояния речевого слуха, речевой среды, в которой находится участник, мотивации, целеустремлённости и систематичности занятий.
Список литературы
1. Сценическая речь: орфоэпия : сб. лекций / сост. Г. А. Тумашова ; Алт. гос. ин-т культуры, каф. сценической речи. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2015. - 74 с.
Rita S. Semykina, Senior Lecturer Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
bazuurita@mail .ru
ORTHOEPIC ASPECT OF THEATRICAL TROUPE PARTICIPANTS' SPEECH CULTURE
Abstract. The paper is devoted to an issue of forming a theatrical troupe participants' stage speech culture. The author notes low level of public speech culture, the youth's insufficient attention to a spoken word. Also, the researcher considers several reasons of an unfavorable speech situation, analyses some orthoepic deviations of a theatrical troupe participants' stage speech culture, and gives some advises for correction the problems.
Keywords: speech culture, theatrical troupe, orthoepy, norms of pronunciation, standard (literature) language, accentuation.
УДК 316.61:159.922.4-057.875
С. П. Татарова, доктор социологических наук, доцент Восточно-Сибирский государственный институт культуры (Улан-Удэ, Россия)
Н. Т. Татаров, кандидат технических наук, доцент Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова (Улан-Удэ, Россия)
ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Аннотация. Рассмотрены проблемы этнической социализации молодёжи в условиях современной отечественной образовательной организации высшего образования. Изложены авторские