Научная статья на тему 'Этническая обусловленность картины мира'

Этническая обусловленность картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ПАРЕМИОЛОГИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / WORLD PICTURE / PROVERBS / MENTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашуров Б. Ш., Шаропова Н. Б.

This article is based on the different aspects of parameological funds of the language, the world in proverbs and archetypes of the language realization of ethnic in it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая обусловленность картины мира»

Ашуров Б.Ш.1, Шаропова Н.Б.2 ©

1Кандидат филологических наук, доцент Навоийского государственного педагогического института; 2магистрант Навоийского государственного педагогического института

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КАРТИНЫ МИРА Ключевые слова: картина мира, паремиология, менталитет.

Summary

This article is based on the different aspects of parameological funds of the language, the world in proverbs and archetypes of the language realization of ethnic in it.

Keywords: world picture, Proverbs, mentality.

В понятийном и терминологическом аппарате психологии, философии, лингвистики и психолингвистики для отображения в психике, в сознании человека окружающего предметного мира используются такие термины как "образ мира", "картина мира", "модель мира", представления о себе и вселенной", "диалог человеком с миром". Полагаем, что нельзя не согласиться с точкой зрения, согласно которой все вышеперечисленное выражения допустимо принимать и использовать как синонимы [1.36].

В обстановке все растущих международных контактов люди, даже придерживающиеся одной идеологии наталкиваются на какой-то предел понимания. Произносятся те же слова, формулировки, а мыслится и понимается под ними весьма разное-и главное «беда» в том, что коммуниканты об этом часто и ре подозревают. Чтобы мнимое взаимопонимание максимально приближалось к действительному, надо делать поправку на смещение национально-исторической системы понятий и ценностей, т.е. учитывать, то, что представитель другого народа может видеть мир несколько иначе.

«Образ мира» в силу своей недоступности прямому изучению может изучаться только через различные формы своего овнешения. Одной из таких форм является языковое сознание - опосредованный языком образ мира той или иной культуры, т.е. «совокупность перцептивных, концептуальных знаний носителя культуры об объектах реального мира»[2.302].

Другими словами, образ мира, как он понимается сегодня психологами, - это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии[2.304].

Проблема изучения языковой картины мира - зафиксированной в языке и специфической для каждого этноса схемы восприятия действительности - имеет свою давнюю историю. Язык не является единственным манифестантом концептуальной картины мира, которая проявляется также в поведении, мимике, жестах, мифах, изобразительном искусстве, ритуалах, традициях и т.д. Но язык обеспечивает наиболее очевидный и естественный доступ к когнитивным процессам и механизмам[3.83]. Одновременно язык выступает в качестве зеркала национальной культуры, ее хранителя. Языковые единицы -слова, фразеологические единицы, пословицы и поговорки - фиксируют содержание, которое в той или иной мере восходит к условиям жизни народа - носителя и создателя языка.

Строевые единицы языка, являясь результатом длительного развития, фиксируют и передают от одного поколения к другому общественный опыт, поэтому они важны не только как средство коммуникации, но и как источники различных общесттвенно значимых сведений. Можно утверждать, что национально-культурная семантика языка - это продукт

© Ашуров Б.Ш., Шаропова Н.Б., 2016 г.

истории, включающий в себя также прошлое культуры. И чем богаче история народа, тем ярче и содержательнее строевые единицы языка.

Постоянно меняющаяся реальность - это проблема специфичности образа "своего" мира, которая возникает у определенного поколения и возраста. Именно "свой" образ мира, который включает в себя осознаваемый и неосознаваемый уровни, играет определеяющую роль в развитии личности, а также влияет на регуляцию всей жизндеятельности человека. Формирование и содержательное наполнение образы мира берет свое начало в ранние годы развития человека. "Какими свидениями о нашем мире обладает ребенок, зависит, прежде всего, от социального окружения: семьи или взрослых, заменивших семью; национальных традиций ближайшего окружения; места жительства и других факторов. Блогодаря особенностям той культуры, в которую вошел ребенок фактом своего рождения, у него особенностям той культуры, в которую вошел ребенок фактом своего рождения, у него формируется особенное представление о мире"[4.47].

Рассмотрим понятия «образ мира», «картина мира» и «языковые сознание» в интерпретации и понимании современных психолингвистических теорий познания. Когда человек взаимодействует с окружающим миром, возникает психологическая реальность -образ мира или картина мира. Ещё с древних времен человек обладал целостной системой представлений о себе и об окружающим мире, о своей роли и своем месте в этом мире, о временной и пространственной последовательности событий, об их причинах и следствиях, значениях и целях. Такой целостной системой представлений об окружающем мире обладает каждая культура, и уже внутри этой культуры формируются мировоззрение отдельной личности. Но с развитием цивилизации, с приобретением новых знаний и новой информации путем научных исследований и новых открытий, образ мира потерял свою внутрикультурную целостность и стал чрезвычайно вариативен. Он стал представлять собой целостную конструкцию мира из выделенных сознанием элементов, актуально значимых, ценностных и относительно непротиворечевых для отдельной человеческой личности. Каждый человек является создателем своего собственного образа мира, и поэтому образов мира существует столько, сколько их носителей. В повседневной, обыденной жизни мир и образ мира объединены в одно целое.

Объективный образ мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех ее носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт каждого субъекта. Инвариантная часть формируется в контексте культуры, отражая ее систему значений и смыслов. Изменчивость ее определяется той социокультурной реальностью, в которую погружен человек. Реалии современного мира затрудняют использование традиционных символов культуры вследствие его изменчивости. Поэтому каждое новое поколение «создает» такой образ мира, который позволяет ему адекватно адаптироваться в мире и адекватно воздействовать на этот мир.

Человек ощущает мир, созерцает его, постигает, познает, понимает, осмысляет, интерпретирует, отражает, пребывает в нем, воображает, представляет себе «возможные миры». Образ мира возникает в различных актах мироощущения, мирочувствия, миросозерцания, мировосприятия, мировидения, миропонимания, миропредставления, мирооценки, в актах переживания мира к целостности, в актах миродействия.[5.68].

Картина мира - широкое понятие и, соответственно, определений, приложимых к этому понятию, много. Картина мира может быт концептуальной, национальной, философской, мифологической, обыденной, абстрактной, научной, языковой и т.п.

Языковая картина мира - это исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, осуществляемая посредством человеческого менталитета этого языкового коллектива. Языковая картина мира формируются языковыми средствами, концептуальная -ментальными .[6.18].

Понятие «менталитет» объединяет способы постижения мира с результатами его постижения, иными словами, склад ума, манеру видения мира с образами и представлениями

этого мира, охватывая при этом и поведенческую сторону человеческой деятельности, так как в понятие «менталитет» входит в поступки. Следовательно, говоря о менталитете той или иной нации, народа затрагивается сложную, многослойную совокупность механизмов и способов действия, тесно связанных с многовековой культурой народа, ее обретенными способами реагирования на изменения внешнего мира, определяющими поведение нации.

Таким образом, подводя итог нашим рассуждениям, отметим, что языковая картина мира - это своего рода особый промежуточный мир, создаваемый языком, который в силу этого всегда имеет характер родного языка.

Литература

1. Дмитрюк Н.В. Формы существования и функционирования языкового сознания в негомоганной лингвокультурной среде: автореф.докт.филол.наук. - М.: ИР РАН, 2000, 46.

2. Тарасов Е.Ф.Языковое сознание и его познавательный статус// Проблемы психолингвистики: Теория и эксперемент. Сборник научных трудов.- М.: Я.РАН, 2001 с.301-308.

3. Телия В.Н.Роль образных средств языка в культурно-национальной окраске миропонимания// Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М.: 1998.

4. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. - М.: «Академия», 1998, с.432.

5. Поставалова В.И. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: «Наука». 1988. 216 с.

6. Колесов В.В. Ментальные характеристики русского слова в языке и в философской интуиции// Язык и этнический менталитет. -Петрозаводск: ПГУ, 1995 14-22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.