Научная статья на тему 'Концепт "любовь" в кумыкской языковой картине мира'

Концепт "любовь" в кумыкской языковой картине мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / CULTURE / КОНЦЕПТ / CONCEPT / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЛЮБОВЬ / LOVE / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / ЯЗЫКОЗНАНИЕ / LINGUISTICS / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / CONCEPTUAL ANALYSIS / KUMYK LANGUAGE / LINGO-CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чаптиева Юлдуз Шамиловна

Статья посвящена изучению концепта «любовь» в кумыкской языковой картине мира на материале пословиц и поговорок на кумыкском языке. В ней также рассматриваются поэтические произведения современных кумыкских авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the concept «love» in the Kumyk language picture of the world based on the proverbs and saying in the Kumyk language. There is considered also poetic works of modern Kumyk writers.

Текст научной работы на тему «Концепт "любовь" в кумыкской языковой картине мира»

ный ник. Таким образом, виртуальное имя собственное является одним из важнейших инструментов межкультурной коммуникации, это единственно возможный в сети способ первичной самопрезентации. Виртуальная реальность позволяет, минуя все запреты и ограничения реальной жизни, в полной мере реализовать творческий потенциал, воплотить в жизнь «виртуально» все то, что не всегда возможно в жизни реальной. В интернет пространстве действует продуктивная антропонимическая система. Ник - это не только новые тенденции создания имен собственных, связанные с глобальными изменениями в окружающем мире. Ник это продолжение исконной традиции имянаречения.

Литература

1. Горшкова Е.И. Коммуникативные тактики согласия в Интернет-коммуникации ( на примере блогов ) //

Вопросы когнитивной лингвистики. 2012, №3. С.107-113.

2. Гукосьянс О.Ю. Когнитивная интерпретация языковой игры в современной англоязычной интернет-коммуникации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012, №3. С.113-116.

3. Хвесько Т.В. Дихотомия апеллятив/онома в языке и речи (на материале русского и английского языков): Монография. - Тюмень: ООО «Сити пресс», 2007. 192 с.

4. Хвесько Т.В. Лингвокреативные аспекты топонимической номинации. Вестник Челябинского государственного университета. 2011, № 33 (248). Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 271-273.

5. Хвесько Т.В. Страноведение: Этимология топонимов Великобрита-нии: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ООО «Сити-пресс», 2007. 96 с.

КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В КУМЫКСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

Чаптиева Юлдуз Шамиловна

Аспирант 2 года обучения ДГПУ, документовед Отдела международных связей ДГПУ, г. Махачкала

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению концепта «любовь» в кумыкской языковой картине мира на материале пословиц и поговорок на кумыкском языке. В ней также рассматриваются поэтические произведения современных кумыкских авторов.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the concept «love» in the Kumyk language picture of the world based on the proverbs and saying in the Kumyk language. There is considered also poetic works of modern Kumyk writers.

Ключевые слова: язык, культура, концепт, лингвокультурология, любовь, языковая картина мира, языкознание, концептуальный анализ

Keywords: Kumyk language, culture, concept, lingo-culture, love, language picture of the world, linguistics, conceptual analysis

Язык во все времена оставался наиболее яркой идентифицирующей характеристикой этноса. Он самым непосредственным образом связан с выражением личностных качеств человека. Язык - зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Известно, что человек только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа. Все тонкости культуры народа отражаются в его языке, который специфичен и уникален, так как по-разному фиксирует в себе мир и человека в нем. Язык - ценнейший источник формирования и проявления ментальности народа, через его посредство культура сохраняется и передается другим поколениям. Будучи общественным достоянием, язык «присваивается» каждым представителем сообщества, дает возможность формировать себя, свое представление о мире.

Концепт относится к числу базовых понятий линг-вокультурологии, который реализуется в словесном знаке и в языке в целом. В лингвокультурологической трактовке термина «концепт» отражается попытка современных исследователей преодолеть односторонность чисто рациональной интерпретации мира, связанной с понятийным способом его освоения, и продемонстрировать сложную природу концепта, в которой сочетаются самые различ-

ные формы отражения действительности, как рациональные, так и чувственные. Многокомпонентная и многослойная структура концепта может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации. Как «дискретная единица коллективного сознания», отражающая предмет реального или идеального мира, концепт присутствует в национальной памяти носителей языка в виде «познанного вербального обозначенного субстрата», что обеспечивает хранение полученных знаний и их передачу от человека к человеку и от поколения к поколению [3]

Концепт является единицей описания картины мира - ментальной единицей, содержащей языковые и культурные знания, представления, оценки.

Ю. С. Степанов дает определение, связывающее концепт с культурой: «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не "творец культурных ценностей" - сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее» [7].

Важнейшей задачей современного языкознания является осмысление языковых и речевых фактов через призму лингвокультурологических методов анализа, через концептуальный анализ ключевых понятий, формирующих языковую картину мира. К таким понятиям относятся эмоциональные концепты «любовь» и «ненависть». Наиболее полным представляется изучение такого сложного явления как человеческая любовь в языковой картине

при помощи категории концепта, так как именно концептуальный анализ способен выявить некие смыслы, интегрированные словом и объясняющие особенности его использования в языке. Огромный массив текстов позволяет проводить исследования концепта любви. В истории любой национальной культуры вопросы, касающиеся человеческих взаимоотношений, таких как любовь и ненависть, всегда имели и до сих пор имеют первостепенное значение. Люди пытаются выяснить, в чем заключается смысл любви, почему любовь так необходима, почему

... «Гьуя, о чу бир ишхынсыз балив!» - деп

Ондан гёнгюм чыгъармагъа къарайлар.

«Арив: арив тюгюл, сюйген - арив» - деп

Айтыв барны билмей болма ярайлар.

Любовь погружает объект, на каком бы расстоянии он ни находился, в благоприятную атмосферу ласки, нежности, довольства - одним словом, блаженства. Любовь обволакивает предмет любви теплотой и довольством, а ненависть сочится едкой злобой. Область чувств и эмоций является именно той областью, где наиболее четко проявляется духовная культура народа, и изучение семантического состава лексических единиц, передающих их в языке, предоставляет возможность выявить и оценить национально-культурную специфику языкового сознания. Представление понятий в словаре формально должно стремиться к дефиниции, сохраняя при этом языковую специфику толкования. Словарные дефиниции любви и ненависти

жизнь без любви не мила. Однако эти вечные вопросы, не имеющие однозначного толкования, вызывают множество споров. Тем не менее человечество не оставляет упорных попыток осмыслить феномен любви.

Любовь - активно действующая субстанция, которая влияет на окружающих и способна кардинально изменить человека. Однако, влюбившись, человек часто теряет способность мыслить и рассуждать разумно. Такую попытку можно заметить и в стихотворении Шарипа Альбе-риева «Сюйген арив»:

Не красавицей слыла избранница моя.

Желают многие нас рассорить зря,

Но почему-то золотые забыли все слова,

Хоть ты и зрячий, любовь ведь слепа.

отражают не столько фактические черты и признаки этих чувств, к чему стремится их научное понятие, сколько представления о них «обыденного сознания» -способ языковой концептуализации.

Можно выделить следующие концептуальные признаки концепта «любовь»:

1) любовь может быть самоотверженной

(Любовь к родине): Эл намусун кютмеген эл

арада абур-сыйгъа етмеген - Береги честь Родины, защити ее, тогда ты станешь истинным сыном всего; атангны уланы болма - элингни уланы бол - Не будь опорой отца - будь опорой страны.

2) любовь может быть инстинктивной (Материнская любовь):

Ананы бир яшы болгъан, Сыну - долю искать, Башлап гезю-къашы болгъан. Ей - свой век коротать Йыллар гетип, яш нарт бола Только бросил он мать Анна буса бек къарт бола. У чужих помирать. Яшы ташлап сокъур бола, .И решила она. Гезю къайта, сокъур бола.. Гневно сына проклясть... Авур сезлер излей ташдай ... .Но забыла свой гнев, Тек нетесен, баласына К небу руки воздев, Ана алгъыш этме башлай. И взмолилась большой А. Жачаев «Анна юрек» Материнской душой-

Чтобы до самых седин

Был у матери сын, Счастлив был ее сын Ненаглядный, один.

3) любовь может проявляться в форме склонности, влечения к чему-либо (Любовь к искусству) «Бурлиятны йыры» Магомед Атабаев.

Дюньягъа мен йылай туруп гелсем де, Йырлай туруп гетип бара йылларым, Сизин къоюп гетме гезик гелсе де, Сизин булан къалар бугъай йырларым.

Таким образом, несмотря на наличие большого количества разных признаков любви, все они имеют один объединяющий признак - любовь всегда социальна. Любовь - ведущая потребность человека и главный аспект его существования в человеческом обществе. Наши исследования в интересующей нас проблематике (концепт «любовь» в кумыкской языковой картине мира) будут развернуты посредством анализа произведений таких писателей, как Ш. Альбериева, М. Атабаева, У. Мантаевой, М-С Ягьияева и т.д.

Литература

1. Альбериев Ш. «Сердце поет». Сборник стихов (на кумыкском языке). Махачкала, 1956

2. Джачаев А. М. Избранные произведения в двух томах. Том второй. Стихотворения, сонеты и поэмы. Даг. кн. изд-во, 1994-608с.

Хоть с плачем прихожу я в этот мир, С песней уходят годы мои в далекий «пир» Жалко мне расставаться с вами друзья Но надеюсь, что песни мои останутся в памяти навсегда

3. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико- фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: Автореф. дис. .д-ра филол. наук.- Воронеж, 1998.-366с.

4. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки - 2001 - № 1. - С. 64-72.

5. Ибрагимова Б.А. Откровение. - Махачкала: Издательский дом «Новый день», 2001.- 214с.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1984.Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 588 с.

7. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.