Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,
№ 3. С. 35-44. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 35-44.
ISSN 2073-1426
Научная статья
УДК 355
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-35-44
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Смирнова Евгения Сергеевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена определению уровня этнической идентичности и проявлению толерантности у иностранных курсантов российского военного вуза в условиях межкультурного взаимодействия; отмечено, что среда военного образовательного учреждения характеризуется депривационностью. В статье представлены результаты проведенного исследования. Выборку составили 38 иностранных курсантов дальнего зарубежья подготовительного, первого и второго курсов, обучающихся в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко г. Костромы. В исследуемых показателях у обучающихся разных курсов выявлена динамика. Положительная динамика установлена по показателям этнической индифферентности, позитивной этнической идентичности, этноэгоизма, этнофанатизма, однако по показателям этнической и социальной толерантности, этнонигилизма, этноизоляционизма отмечена отрицательная динамика. С одной стороны, растет уровень терпимости, уважения к другим нациям, готовность к сотрудничеству; с другой стороны, существует риск конфликтов, автономизации. Именно поэтому необходимо создавать специальные педагогические условия для развития межкультурной толерантности и этнической идентичности к образовательной поликультурной среде, базирующихся на учете национального, социально-психологического, военно-служебного факторов, а также на использовании возможностей дисциплины «Русский язык».
Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, этническая идентичность, военный вуз, поликультурная среда, иностранные курсанты.
Для цитирования: Смирнова Е.С. Этническая идентичность и толерантность иностранных курсантов в поликультурной среде военного вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 35-44. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-35-44
Research Article
ETHNIC IDENTITY AND TOLERANCE OF FOREIGN STUDENTS IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Evgeniya S. Smirnova, Kostroma State University, Kostroma, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to determining the level of ethnic identity and the manifestation of tolerance among foreign military students of a Russian military higher education institution in the context of intercultural interaction; it is noted that the environment of a military educational institution is characterised by deprivation. The article presents the results of the study. The sample consisted of 38 students from the countries far enough from Russia, studying on the preparatory, first and second years, at the Military Academy of Radiation, Chemical & Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, in the City of Kostroma. Dynamics was revealed in the studied indicators among students of different courses. Positive dynamics was revealed in terms of ethnic indifference, positive ethnic identity, ethno-egoism, ethno-fanaticism, with negative dynamics noted in terms of ethnic and social tolerance, ethno-nihilism, ethno-isolationism. On the one hand, the level of tolerance, respect for other nations, readiness for cooperation enhances; on the other hand, there is a risk of conflicts, autonomisation. It is thus necessary to create special pedagogic conditions for the development of intercultural tolerance and ethnic identity to the educational multicultural environment, based on taking into account national, socio-psychological, military service factors, as well as using the possibilities of the discipline "The Russian language".
Keywords: tolerance, interethnic tolerance, ethnic identity, military higher education institution, multicultural environment, foreign military students.
For citation: Smirnova E.S. Ethnic identity and tolerance of foreign students in the multicultural environment of a military higher education institution. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 35-44. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-35-44
© Смирнова Е.С., 2022
Педагогика. Психология. Социокинетика S. № 3 35
Введение
Одной из характерных черт современного мира является его поликультурность. В таких условиях выстраивание взаимодействия людей разных национальностей является важным вектором развития во многих областях жизнедеятельности. Вступающие в коммуникацию представители разных культур, с одной стороны, сталкиваются с культурой новой, с другой - репрезентируют культуру свою. В первом случае значимым становится формирование у коммуникантов межкультурной толерантности, во втором - выражение национальной самоидентичности. Закономерно усматривается тот факт, что существует социальный запрос на формирование межкультурной компетентности и толерантности у молодежи.
Поведение человека в различных ситуациях общения зависит от его личностных характеристик, от среды, в которой происходит это общение, и является одним из факторов, влияющих на успешность коммуникации. Особенно данный аспект актуализируется в условиях межкультурного взаимодействия, при котором участники коммуникации принадлежат разным культурам. Межкультурная коммуникация - общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам [Гудков: 10]. А.П. Садохин трактует понятие межкультурной коммуникации как «совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» [Основы: 116]. Анализ работ, посвященных межкультурной коммуникации, позволяет говорить о том, что важными для исследования в этом контексте являются такие факторы, как толерантность и идентичность, приобретающие в современных условиях все большую значимость. Для современного общества с осложнившейся обстановкой в многочисленных сферах важнейшим фактором становится толерантность. Согласно «Толковому словарю иноязычных слов» толерантный «(фр. Tolerant < лат. tolerans (tolerantis) - терпеливо переносящий) - терпимый, снисходительный к кому-чему-н.» [Крысин: 778]. Как отмечает А.М. Лощаков, формирование толерантного отношения друг к другу является одним из факторов, через который сохраняются ценности обучающихся, создается конструктивное взаимопонимание, «обеспечивается гармоничное взаимодействие студентов друг с другом, с профессорско-преподавательским составом, с окружающим вуз пространством» [Лощаков: 123].
Формированию толерантности, заключающейся в способности и готовности к равноправному диалогу, уделяют внимание такие исследователи, как А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, Б.З. Вульфов, В.А. Лекторский, О.Б. Скрябина и другие. Толерант-
ность определяется А.Г. Асмоловым как «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» [Ас-молов: 152]. По мнению психолога, толерантность помогает человеку вступать в диалог с другими культурами, воспринимать все богатства этих культур. По утверждению М.Л. Ариповой, «толерантность -это в первую очередь воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного», это качество личности, выражающееся «в поведении и поступках» [Арипова: 13]. Б.З. Вульфов трактует толерантность как способность человека или группы сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет и образ жизни [Вульфов: 12]. По мнению С.Л. Братченко, толерантность - это готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире [Братченко: 104]. Толерантность личности в межкультурном общении выражается в способности принимать мнение другого как данность, как объективно существующую реальность, в умении не раздражаться, не испытывать чувства унижения, обиды, превосходства в процессе взаимодействия [Развитие: 10-11]. Понятие толерантности в военном вузе «должно включать в себя прежде всего понимающее и принимающее отношение к расовым (национальным), религиозным и политическим различиям» [Кульбашная: 2020].
Таким образом, толерантность является одним из факторов установления гармонических отношений в поликультурном обществе. Контрадикторным (противоположным) понятием толерантности в науке является интолерантность.
Проявляя толерантность, с одной стороны, личность сохраняет свою национальную, этническую идентичность, с другой - и баланс между ними, который должна найти личность, имеет важное значение в процессе жизнедеятельности в поликультурном обществе. В процессе взаимодействия с представителями других культур человек, конечно, сталкивается с тем, что отличается от его привычного мира (привычек, поведения и др.), что не соответствует аналогичному в его культуре. Отношение личности к таким отличиям, реакция на них, безусловно, оказывают влияние на адаптацию в новом обществе, на успешность функционирования в нем.
Проблема формирования и проявления толерантности связана с процессом идентичности, при этом толерантным является лишь тот, кто внутренне готов принять, ассимилировать чужое, новое, не поступаясь своей идентичностью и целостностью [Развитие: 133].
Идентичность - это 1) устойчивое представление индивида о самом себе; 2) устойчивое и непосредственное самоощущение и самоосознавание [Энциклопедический словарь]. Этническая идентичность является одним из важнейших факторов самобытности личности, ее культурной индивидуальности, субъектности [Германов, Силиванова, Васенин: 429] и определяется как «осознание своей принадлежности к этнической общности» [Хотинец: 32-33]. Этническая идентичность является важным и актуальным для изучения явлением в связи с поликультурным характером среды образовательного учреждения. Согласимся с исследователями, которые замечают, что «тип этнической идентичности, этническая толерантность выступают в качестве личностных детерминант межкультурного взаимодействия» [Цветкова, Эгамберди-ева: 82].
Проблема этнической идентичности и толерантности в студенческой среде активно изучается. В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалее-ва исследовали этническую идентичность студентов педагогического вуза. Исследование Н.А. Цветковой, Е.В. Эгамбердиевой посвящено изучению взаимосвязи этнической идентичности, толерантности и авторитарности у студентов, обучающихся в условиях межкультурного взаимодействия (на примере Московского государственного института международных отношений). Результаты исследования выявили наличие проблемы формирования позитивной этнической идентичности, а также показали, что представленная в работе выборка не может быть охарактеризована как толерантная. Т.В. Боброва и С.А. Дранишников по результатам своего исследования подчеркивают, что для эффективного развития толерантности личности иностранных студентов в процессе обучения важно создание комплекса условий, направленных на преодоление негативных проявлений интолерантных установок. В исследованиях подчеркивается, что основой этнической толерантности и балансом толерантности по отношению к иным общностям является позитивная этническая идентичность.
Иностранные обучающиеся, приехав в Россию для получения образования, попадают в поликультурное пространство, где бок о бок находятся друг с другом представители разных культур. Как для учебного заведения (в том числе для руководства и преподавателей), так и для обучающихся в нем важно создание таких условий, при которых взаимодействие в поликультурной среде являлось бы безопасным, было бы успешным и эффективным.
Еще более актуальным вопрос изучения личности в условиях межкультурного взаимодействия становится тогда, когда речь идет об иностранных курсантах, обучающихся в высшем военном учебном
заведении. Такая актуальность и интерес обусловлены тем, что образовательная среда военного вуза в некоторой степени есть среда депривационная, что обусловлено особенностями данного образовательного учреждения, которые описаны в некоторых работах (А.С. Коротаев, Д.В. Соловей, В.И. Спирина). По замечанию А.Г. Самохваловой, депривационная среда выступает как «фактор риска», который «отчасти ограничивает свободу жизни и может оказать негативное влияние на процесс онтогенеза» [Самохвалова: 707].
Проблема формирования толерантности и этнической идентичности среди курсантов военного вуза также изучается, о чем свидетельствуют исследования последних лет (С.Б. Калинина; И.В. Каре-ева, Е.В. Сергеева; А.В. Туарменская; Н.В. Шемет и др.). По справедливому замечанию С.Б. Калининой, в практике обучения военного вуза реализация принципов толерантности играет особую роль, главным образом потому, что «общение и взаимодействие между курсантами, по сравнению со студентами гражданского вуза, имеет длительный и более тесный характер» [Калинина]. Одной из важнейших задач образования, в том числе военного образования, С.Б. Калинина считает формирование установок межэтнической толерантности, которое, по замечанию Е.В. Сергеевой, играет большую роль в создании благоприятного социально-психологического климата в полиэтнической среде военного вуза [Сергеева: 5].
Согласно методу типологизации образовательной среды В.А. Ясвина, образовательная среда военного вуза отнесена к среде, называемой ученым догматической. Догматическая среда характеризуется В.А. Ясвиным следующим образом: «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопре-одолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык» [Ясвин: 14-15]. Очевидно, что в таких условиях поведение личности характеризуется некоторой пассивностью, что нельзя оценить однозначно. С одной стороны, курсанты находятся под постоянным контролем, что позволяет предупредить зарождающиеся конфликты, с другой - нарушается личное пространство обучающегося, ограничивается его свобода, а круглосуточное нахождение в закрытом пространстве требует эмоциональной, психологической устойчивости. Проблема исследования
Насколько развита и как проявляется этническая идентичность и толерантность иностранных курсантов в поликультурной среде вуза?
Цель и организация исследования
Цель исследования заключалась в выявлении уровней и особенностей толерантности и ведущего типа этнической идентичности у иностранных курсантов, обучающихся в условиях межкультурного взаимодействия, а также определении динамики развития этих качеств в процессе обучения в военном вузе.
Исходя из цели исследования, были отобраны методики для диагностики уровня толерантности и типа этнической идентичности иностранных курсантов:
1. Особенности толерантности изучались по методике Г.У Солдатовой, О.В. Кравцовой, О.Е. Хухлае-ва, Л.А. Шайгеровой «Индекс толерантности» [Психодиагностика]. Данная методика позволяет выявлять уровень этнической, социальной толерантности и толерантности как черты личности.
2. Опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У Солдатова, С.В. Рыжова) [Солдатова], который позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности по шести шкалам, соответствующим следующим типам этнической идентичности: этнони-гилизм, этническая индифферентность, норма (позитивная этническая идентичность), этноэгоизм, этнои-золяционизм, этнофанатизм.
Исследование проводилось на базе Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко. В нем приняли участие иностранные обучающиеся дальнего зарубежья подготовительного, первого и второго курсов (всего 38 человек, все респонденты мужского пола). Социально-демографиче-
ские характеристики выборки мы не можем представить в соответствии с п. 58 и п. 469 приказа министра обороны Российской Федерации от 17 января 2022 г. № 22 «Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны» [Приказ]. Данные обучающиеся находятся в ситуациях непосредственного контакта друг с другом, проживают на территории образовательного учреждения. С помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности» были получены данные, определяющие общий уровень толерантности респондентов, а также виды толерантности (рис. 1).
Обработка результатов по количественному показателю выявила, что уровень этнической толерантности, показывающий отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия, с переходом обучающихся на первый, а затем на второй курс снижается. По мнению М.П. Кулаченко, этническая толерантность личности обычно проявляется в проблемных и конфликтных ситуациях с представителями других национальных и этнических групп [Кулаченко: 58], она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям.
Данные, полученные по шкале «Этническая толерантность», свидетельствуют о том, что курсанты подготовительного курса способны проявлять большее терпение к малознакомому образу жизни представителей других национальностей, их поведению, традициям и т. д. Средние показатели этнической то-
Рис. 1. Динамика уровня развития толерантности у иностранных курсантов
лерантности говорят о том, что для всех иностранных обучающихся характерно сочетание как толерантных (уважение к мнению других, снисходительность, доброжелательность, открытость), так и интолерант-ных (непонимание, равнодушие) черт.
Как видно из диаграммы, исследование показателя «Этническая толерантность» по курсам выявило незначительную отрицательную динамику. Представляется, что курсанты подготовительного курса, только что приехавшие в новую страну, попавшие в новые условия, привыкают к новой для них среде, наблюдают за поведением, привычками людей - представителей иной культуры, следовательно, готовы проявлять большую терпимость к ним. На подготовительном курсе важной задачей, стоящей как перед обучающимися, так и перед преподавателями, работающими с ними, является приспособление, вхождение иностранцев в условия новой среды, формирование понимания того, что они стали частью этой среды. Обучающиеся подготовительного курса более сдержанны в проявлении своих чувств, способны в течение более длительного времени выдерживать непривычные воздействия со стороны чужой культуры. С течением времени начинает проявляться «этническая обособленность», «этническая отделенность», то есть попытка отделиться, выделиться в качестве национальной группы. Поэтому снижение уровня по шкале «Этническая толерантность» может быть связано с желанием этнически отделиться, выделиться, при этом негативного отношения между группами не наблюдается.
По шкале «Социальная толерантность» динамика практически отсутствует, на всех курсах зафикси-
рован средний уровень данного показателя. Эти результаты свидетельствуют о готовности иностранных курсантов к конструктивному решению конфликтов, проявлению уважения к мнению собеседника в процессе межкультурного взаимодействия. Однако нужно помнить: социальные группы, с которыми взаимодействуют курсанты основную часть времени, не отличаются многообразием, и, как следствие, респондентам сложно в полной мере на собственном опыте оценить свое поведение в отношении той или иной социальной группы (например, демографической, профессиональной, территориальной и иных групп). Кроме того, социальная толерантность зависит от общительности [Валиуллина: 205] и предполагает непосредственно общение - речевой акт. И здесь также следует помнить, что наши респонденты являются гражданами, для которых русский язык не является родным. Указанные факторы могут послужить причиной среднего (а не высокого) показателя по данной шкале.
Анализ результатов по шкале «Толерантность как черта личности» показал средний уровень у 100 % респондентов. Данный показатель характеризует отношение личности к ее окружению. Как качество человека толерантность формируется с детства в процессе воспитания и социализации и проявляется в разных сферах. В нашем случае мы рассматриваем сферу образования, которая в формировании толерантности личности играет немаловажную роль. Одной из ярких отличительных черт военной сферы является дисциплинированность, требующая соблюдения устава, правил поведения, в том числе уважения друг к другу. Можно говорить о том, что формирование толе-
Рис. 2. Динамика выраженности типов этнической идентичности у курсантов разных курсов
рантности отчасти происходит и благодаря соблюдению дисциплины. Как правило, многие иностранные курсанты, прибывшие для получения образования в Россию, обучались на родине в военной школе, военном лицее либо уже проходили службу в течение недолгого времени. Находясь в стенах военного вуза, иностранцы имеют четкое представление о том, где и в каких условиях проходит основная часть их времени. Относительная устойчивость показателя по шкале «Толерантность как черта личности» свидетельствует о том, что в учебном заведении создана толерантная образовательная среда, в учебном процессе преподаватели соблюдают общедидактические принципы и используют те методы и средства формирования толерантности, которые соответствуют возрасту и национальности обучающихся, а командиры сплачивают воинский коллектив и укрепляют дружбу между военнослужащими разных национальностей.
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что толерантность личности в рамках исследуемой выборки иностранных курсантов характеризуется сочетанием интолерантных и толерантных черт, средним уровнем социальной толерантности и высоким уровнем этнической толерантности.
Результаты исследования по методике «Типы этнической идентичности» представлены на рисунке 2.
Пониженный и низкий показатели по шкале «Эт-нонигилизм» говорят о том, что курсанты принимают и поддерживают культурные ценности своего этноса, отличаются неравнодушием по отношению к своему народу. Тем не менее видны изменения данного показателя от пониженного на подготовительном курсе к низкому на первом. Причиной тому может служить полинациональный характер групп. В таких условиях иностранец острее и сильнее ощущает свою национальную принадлежность и пытается «выделить» свою нацию среди остальных. Привыкание к смешению групп, адаптация, сплоченность коллектива приводят вновь к пониженному показателю этнонигилиз-ма на втором курсе.
По шкале «Этническая индифферентность» на всех курсах наблюдается пониженный показатель, что говорит о понимании курсантами значимости этнических особенностей своей группы в процессе межличностной, межкультурной коммуникации, об осознании своей этнической принадлежности. Обучаясь как в моно-, так и полинациональных группах, курсанты стремятся проявлять небезразличие к проблемам отношений между нациями.
Для выборки характерен повышенный и высокий уровень позитивной этнической идентичности. Такие показатели позволяют сделать вывод о том, что все респонденты позитивно относятся как к собственному народу, так и к представителям других культур. При этом максимальный показатель (высокий уро-
вень) продемонстрировали курсанты первого курса. Начиная обучаться в многонациональной группе (а это, как правило, происходит на первом курсе), курсанты находятся в мирном контакте внутри своей этнической группы и в то же время готовы к мирному межэтническому взаимодействию.
Результаты показателей по шкале «Этноэгоизм» у студентов на разных курсах обучения разнятся незначительно. Меньший показатель (низкий уровень) выявлен у второкурсников. Данные изменения говорят о том, что, пройдя определенный период адаптации, обучающиеся со временем более спокойно относятся к представителям других этносов, проявляют этническую терпимость, уважение к представителям других культур. В межличностных отношениях курсантов проявление напряженности и раздражительности минимально.
По шкале «Этноизоляционизм» скачок показателя с низкого уровня на подготовительном до среднего уровня на первом курсе может быть обусловлен тем, что некоторые из первокурсников - представителей одной национальности (что не раз отмечали преподаватели) не всегда благожелательно настроены по отношению к окружающим, в некоторой степени негативно относятся к другим, демонстрируя «уникальность» своей нации, но при этом не проявляют физической агрессии. С другой стороны, если обратить внимание на показатели по шкале «этноизоляционизм» курсантов-второкурсников этой же национальности, то стоит отметить, что они показали иные результаты, в которых не выявлено проявления такого превосходства своей нации. В случае с показателями первого курса можно назвать такое проявление своеобразным единичным эпизодом, который тем не менее требует должного внимания со стороны как офицеров, так и преподавателей. На втором курсе показатель этноизоляционизма пониженный; это говорит о том, что для респондентов данной группы не свойственна идейность, связанная с превосходством своего народа.
Этнофанатизм выражается в готовности идти на любые действия во имя этнических интересов. Если на подготовительном и первом курсах данный показатель находится на нижней границе среднего уровня, то на втором курсе он становится пониженным. Это значит, что обучающиеся не ставят интересы своего народа выше интересов других народов, готовы приспосабливаться к новой культуре и проявлять уважение к ее представителям.
Таким образом, у иностранных курсантов на всех курсах наиболее проявляется позитивная этническая идентичность (норма), что говорит о мирном межкультурном взаимодействии в полиэтнической среде вуза. Но вместе с тем существует риск этнической изоляции, этноизоляционизма у представителей неко-
торых национальностей, что может спровоцировать межэтнические конфликты, непонимание. Это требует своевременного педагогического вмешательства и реализации следующих педагогических условий.
Во-первых, учета социально-психологического и служебного факторов, обусловленных закрытостью образовательной среды военного вуза и необходимостью безоговорочного подчинения. В таких условиях важно создание благоприятного климата, психологически комфортной среды, где, с одной стороны, регламентируются социальные отношения и не нарушаются воинский устав и жесткая дисциплина, а с другой - проявляется толерантное поведение. Примером, демонстрирующим такое поведение, в первую очередь должен стать офицерский и профессорско-преподавательский состав. Во-вторых, использование возможностей дисциплины «Русский язык»: применение парных и коллективных форм работы, проведение уроков-дискуссий для получения опыта толерантного взаимодействия, а также включение в учебные занятия заданий, расширяющих знания о различных культурах. В-третьих, интеграция этнической идентичности иностранных курсантов и их благожелательного отношения к представителям иных культур посредством проведения таких мероприятий, как «Фестиваль культур», «Тотальный диктант», языковой клуб, с целью формирования уважительного отношения к другим культурам. Выводы
Иностранные курсанты, прибывшие на обучение в российский военный вуз, попадают в абсолютно новые для них условия учебы, быта, службы, носящие к тому же депривационный характер. В таких обстоятельствах межкультурного взаимодействия создание благоприятной, комфортной, толерантной атмосферы, уважительное отношение со стороны офицерского и профессорско-преподавательского состава к иностранным военнослужащим имеют важнейшее значение.
По результатам исследования выявлено, что показатели этнической идентичности изменяются, уменьшаясь с высокого уровня до среднего (при этом средний уровень приближается к верхней границе). Такая отрицательная динамика объясняется желанием обучающихся выделить свою этническую группу внутри многонациональной группы. Уровни социальной толерантности и толерантности как черты личности почти не изменяются. Это говорит, во-первых, о том, что курсант, прибывающий на обучение в Россию, практически не изменяет своих толерантных установок, во-вторых, о том, что в академии создана толерантная образовательная среда, располагающая к межкультурному взаимодействию.
Доминирующим типом на всех курсах выборки является позитивная этническая идентичность (нор-
ма), что свидетельствует о мирном межкультурном взаимодействии в полиэтнической среде, о балансе толерантности в отношении к своей и другим этническим группам. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что личность с позитивной этнической идентичностью толерантна, проявляет толерантное отношение к представителям других этнокультур, а также к представителям различных социальных групп. Динамика изменения значений уровней толерантности и типов этнической идентичности по группам несущественна, но свидетельствует о том, что первый курс является переходным в процессе формирования и проявления этнической идентичности и толерантности.
Целенаправленная работа, связанная с этнической адаптацией и формированием этнической толерантности, предполагает последовательную реализацию следующих педагогических условий: учет социально-психологического и военно-служебного факторов, национальных особенностей, проявление уважения к каждой культуре, проявление толерантности к каждой личности, грамотная организация учебной деятельности и активное привлечение иностранных курсантов к участию во внеучебной деятельности.
Список литературы
Арипова М.Л. Современный мир и проблема толерантности // Проблемы педагогики. 2018. № 1. С. 13-15.
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Москва: Смысл, 2001. 416 с.
Бильданова В.Р., Бисерова Г.К., Шагивалеева Г.Р. Исследование этнической идентичности в поликультурной студенческой среде // Вестник ЮУрГГПУ 2015. № 6. С. 141-145.
Боброва Т.В., Дранишников С.А. Развитие идентичности и толерантности личности иностранных студентов в условиях образовательного процесса // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4, № 3. С. 187-197.
Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003. С. 104-117.
Валиуллина Е.В. Социальная толерантность и уровень общительности // Аллея науки. 2018. Т. 4, № 8 (24). С. 205-209.
Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. № 6. С. 12-16.
Германов Г.Н., Силиванова К.В., Васенин Г.А., Хао-шуан Ван, Цзюань Ян. Диагностика этнической идентичности русских и китайских школьников в контексте формирования межнациональной толерантности //
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1. С. 427-436.
Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. Москва: Гнозис, 2003. 288 с.
Калинина С.Б. Межэтническая толерантность как задача обучения и воспитания курсантов военного вуза // Наука. Общество. Оборона. 2018. № 1. URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2018-1-14/article-0133/ (дата обращения: 19.05.2022).
Коротаев А.С. Специфика образовательной среды современного военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4. С. 78-85.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. Москва: Эксмо, 2005.
Кулаченко М.П. Этническая толерантность как объективная потребность современного общества // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы науч.-практ. конф. Москва, 2015. С. 58-60.
Кульбашная Е.В. Принцип языковой толерантности в преподавании русского языка как иностранного // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 231-237.
Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.
Лощаков А.М. Психолого-педагогическое сопровождение гармонизации межнациональных отношений студентов в структуре курса «Безопасность жизнедеятельности» // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. С. 123-126.
Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны: Приказ министра обороны Российской Федерации от 17 января 2022 г. № 22. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202202280067 (дата обращения: 17.07.2022).
Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А.П. Садохина. Москва: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2003. 352 с.
Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. Москва: Смысл, 2008. 172 с.
Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков / А.Г. Самохвало-ва, О.Б. Скрябина, М.В. Метц, Н.М. Иванова. Кострома: Костромской государственный университет, 2018. 172 с.
Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности воспитанников кадетского корпуса и способы их преодоления // Социализация человека в совре-
менном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. С. 699-708.
Сергеева Е.В. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 28 с.
Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2000. 22 с.
Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. Москва: Смысл, 1998. 389 с.
Соловей Д.В., Спирина В.И. Особенности образовательной среды военного вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 36-43.
Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 124 с.
Цветкова Н.А., Эгамбердиева Е.В. Взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и авторитарности у студентов, обучающихся в условиях межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 1. С. 81-99.
Шемет Н.В. Модель формирования межэтнической толерантности курсантов военного вуза // Казанский педагогический журнал. 2021. № 1. С. 183-188.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный). URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/ psychology-and-pedagogy/index.htm (дата обращения: 25.05.2022).
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.
References
Aripova M.L. Sovremennyi mir i problema tolerant-nosti [The modern world and the problem of tolerance]. Problemy pedagogiki [Problems of Pedagogy], 2018, № 1, pp. 13-15. (In Russ.)
Asmolov A.G. Psikhologiia lichnosti: printsipy ob-shchepsikhologicheskogo analiza [Psychology of personality: principles of general psychological analysis]. Moscow, Smysl Publ., 2001, 416 p. (In Russ.)
Bil'danova V.R., Biserova G.K., Shagivaleeva G.R. Issledovanie etnicheskoi identichnosti v polikul'turnoi studencheskoi srede [The study of ethnic identity in a multicultural student environment]. Vestnik IuUrGGPU [Bulletin of the South Ural State University], 2015, № 6, pp. 141-145. (In Russ.)
Bobrova T.V., Dranishnikov S.A. Razvitie identichnosti i tolerantnosti lichnosti inostrannykh studentov v usloviiakh obrazovatel'nogo protsessa [Development of Identity and Personality Tolerance of Foreign Students in the Conditions of the Educational Process]. Vestnik
Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and social sciences], 2020, vol. 4, № 3, pp. 187-197. (In Russ.)
Bratchenko S.L. Psikhologicheskie osnovaniia issledovaniia tolerantnosti v obrazovanii [Psychological foundations for the study of tolerance in education]. Pedagogika razvitiia: kliuchevye kompetentnosti i ikh stanovlenie [Development pedagogy: key competencies and their formation]. Krasnoiarsk, Krasnoiar. gos. un-t Publ., 2003, pp. 104-117. (In Russ.)
Valiullina E.V. Sotsial'naia tolerantnost' i uroven' obshchitel'nosti [Social tolerance and level of sociability]. Alleia nauki [Alley of Science], 2018, vol. 4, № 8 (24), pp. 205-209. (In Russ.)
Vul'fov B.Z. Vospitanie tolerantnosti: sushchnost' i sredstva [Education of tolerance: essence and means]. Vneshkol'nik [Out-of-school student], 2002, № 6, pp. 1216. (In Russ.)
Germanov G.N., Silivanova K.V., Vasenin G.A., Khaoshuan Van, Tsziuan' Ian. Diagnostika etnicheskoi identichnosti russkikh i kitaiskikh shkol'nikov v kontek-ste formirovaniia mezhnatsional'noi tolerantnosti [Diagnostics of the ethnic identity of Russian and Chinese schoolchildren in the context of the formation of in-terethnic tolerance]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft], 2021, № 1, pp. 427-436. (In Russ.)
Gudkov D.B. Teoriia i praktika mezhkul'turnoi kom-munikatsii [Theory and practice of intercultural communication]. Moscow, Gnozis Publ., 2003, 288 p. (In Russ.)
Kalinina S.B. Mezhetnicheskaia tolerantnost' kak zadacha obucheniia i vospitaniia kursantov voennogo vuza [Interethnic tolerance as a task of training and education of cadets of a military university]. Nauka. Ob-shchestvo. Oborona [The science. Society. Defense], 2018, № 1. URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-ob-shestvo-oborona/2018-1-14/article-0133/ (access date: 19.05.2022). (In Russ.)
Korotaev A.S. Spetsifika obrazovatel'noi sredy sovre-mennogo voennogo vuza [The specifics of the educational environment of a modern military university]. Iaros-lavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2019, № 4, pp. 78-85. (In Russ.)
Krysin L.P. Tolkovyi slovar' inoiazychnykh slov [Explanatory dictionary of foreign words]. Moscow, Eksmo Publ., 2005. (In Russ.)
Kulachenko M.P. Etnicheskaia tolerantnost' kak ob"ektivnaia potrebnost' sovremennogo obshchest-va [Ethnic tolerance as an objective need of modern society]. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniia: materialy nauch.-prakt. konf. [Theoretical and methodological problems of modern education: materials of scientific-practical. conf.]. Moscow, 2015, pp. 58-60. (In Russ.)
Kul'bashnaia E.V. Printsip iazykovoi tolerantnosti v prepodavanii russkogo iazyka kak inostrannogo [Principle of language tolerance in the method of teaching RFL]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26, № 2, pp. 231237. (In Russ.)
Lektorskii V.A. O tolerantnosti, pliuralizme i kriti-tsizme [On Tolerance, Pluralism and Criticism]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 1997, № 11, pp. 4654. (In Russ.)
Loshchakov A.M. Psikhologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie garmonizatsii mezhnatsional'nykh ot-noshenii studentov v strukture kursa "Bezopasnost' zhiznedeiatel'nosti" [Psychological and pedagogical support for the harmonization of interethnic relations of students in the structure of the course "Life Safety"], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. : Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2019, № 2, pp. 123-126. (In Russ.)
Osnovy mezhkul'turnoi kommunikatsii: uchebnik dlia vuzov [Fundamentals of Intercultural Communication: Textbook for Universities, ed. by A.P. Sadokhin]. Moscow, IuNITI-DANA Publ., 2003, 352 p. (In Russ.)
Ob utverzhdenii Perechnia svedenii Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii, podlezhashchikh otneseniiu k sluzhebnoi taine v oblasti oborony: Prikaz ministra oborony Rossiiskoi Federatsii ot 17 ianvaria 2022 g. № 22 [On approval of the List of information of the Armed Forces of the Russian Federation subject to classification as official secrets in the field of defense: Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated January 17, 2022 No. 22]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202202280067 (access date: 17.07.2022). (In Russ.)
Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnostics of personality tolerance], ed. by G.U. Solda-tovoi, L.A. Shaigerovoi. Moscow, Smysl Publ., 2008, 172 p. (In Russ.)
Razvitie mezhkul'turnoi kommunikativnoi kompetentnosti detei ipodrostkov, A.G. Samokhvalova, O.B. Skria-bina, M.V. Metts, N.M. Ivanova [Development of intercultural communicative competence of children and adolescents]. Kostroma, Kostromskoi gosudarstvennyi universitet Publ., 2018, 172 p. (In Russ.)
Samokhvalova A.G. Kommunikativnye trudnosti vos-pitannikov kadetskogo korpusa i sposoby ikh preodo-leniia [Communication difficulties of pupils of the cadet corps and ways to overcome them]. Sotsializatsiia cheloveka v sovremennom mire v interesakh ustoichi-vogo razvitiia obshchestva: mezhdistsiplinarnyi pod-khod [Socialization of a person in the modern world in the interests of sustainable development of society: an
interdisciplinary approach]. Kaluga, KSU named after K.E. Tsiolkovsky, 2017, pp. 699-708. (In Russ.)
Sergeeva E.V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviia formirovaniia etnicheskoi tolerantnosti u kur-santov voennogo vuza: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions for the formation of ethnic tolerance among cadets of a military university: PhD thesis, summary]. Ulyanovsk, 2009, 28 p. (In Russ.)
Skriabina O.B. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia kommunikativnoi tolerantnosti u starsheklassnikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of communicative tolerance among high school students: PhD thesis, summary]. Kostroma, 2000, 22 p. (In Russ.)
Soldatova G.U. Psikhologiia mezhetnicheskoi nap-riazhennosti [Psychology of interethnic tension]. Moscow, Smysl Publ., 1998, 389 p. (In Russ.)
Solovei D.V., Spirina V.I. Osobennosti obrazova-tel'noi sredy voennogo vuza [Features of the educational environment of a military university]. Vestnik Armavir-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta [Bulletin of Armavir State Pedagogical University], 2019, № 2, pp. 36-43. (In Russ.)
Khotinets V.Iu. Etnicheskaia identichnost' i tolerant-nost' [Ethnic identity and tolerance]. Ekaterinburg, Izd-vo Ural. un-ta Publ., 2002, 124 p. (In Russ.)
Tsvetkova N.A., Egamberdieva E.V. Vzaimosviaz' etnicheskoi identichnosti, tolerantnosti i avtoritarnosti u stu-
dentov, obuchaiushchikhsia v usloviiakh mezhkul'turnogo vzaimodeistviia [The relationship of ethnic identity, tolerance and authoritarianism among students studying in the context of intercultural interaction]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser.: Psikho-logicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences], 2022, № 1, pp. 81-99. (In Russ.)
Shemet N.V. Model' formirovaniia mezhetnicheskoi tolerantnosti kursantov voennogo vuza [Model of the formation of interethnic tolerance of cadets of a military university]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2021, № 1, pp. 183-188. (In Russ.)
Entsiklopedicheskii slovar' po psikhologii i peda-gogike (svodnyi) [Encyclopedic Dictionary of Psychology and Pedagogy (consolidated)]. URL: http://med. niv.ru/doc/dictionary/psychology-and-pedagogy/index. htm (access date: 25.05.2022). (In Russ.)
Iasvin V.A. Obrazovatel'naia sreda: ot modeliro-vaniia k proektirovaniiu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow, Smysl Publ., 2001, 365 p. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 15.08.2022; одобрена после рецензирования 10.09.2022; принята к публикации 16.09.2022.
The article was submitted 15.08.2022; approved after reviewing 10.09.2022; accepted for publication 16.09.2022.