своих многочисленных потребностей, но и из самих объективных возможностей их реализации, поскольку имеющиеся фактические условия предоставляют возможность поставить и реализовать только ограниченные цели.
В возникновении и развитии конфликта часто можно обнаружить те или иные объективные причины, способствовавшие столкновению интересов социальных субъектов. Многие конфликты основаны на противоречиях, закономерно вытекающих их объективно сложившейся ситуации, в которой вступают в противодействие реальные потребности каждой из сторон. Этим объясняется наличие содержательно-операционного компонента, характеризующего умение руководителя организовать процесс педагогического управления конфликтом, основываясь на принципах формирования антиконфликтной направленности сотрудников.
Проведенный нами конфликтологический анализ ситуации в органах внутренних дел (1) показывает, что неуправляемое развитие организационных конфликтов в правоохранительной деятельности инициирует девиантное поведение сотрудников, которое носит опасный характер в силу их особого социального статуса, сопряженного с наличием властных полномочий, вооруженностью и специальной подготовкой.
В связи с этим в правоохранительных органах, действующих в условиях чрезвычайной ситуации, целесообразно использование стратегии диспозитивного вмешательства. Ведущими методами реализации данной стратегии являются сегментация конфликта, т.е. разделение конфликтного пространства на выявленные зоны ответственности (целевые сегменты), состоящие из однородных факторов, а также позиционирование — оптимальное размещение способов разрешения конфликта в конфликтном пространстве в зависимости от их соответствия тому или иному целевому сегменту.
Значительную роль в практическом осуществлении стратегии диспозитивного вмешательства может сыграть конфликтологическая служба органов внутренних дел, необходимость создания которой подтверждается результатами проведенного нами исследования.
Таковы, в общих чертах, некоторые концептуальные основы педагогического управления конфликтами в правоохранительных органах. Смысловое содержание предложенной концепции ориентировано не на субординационное подавление волевых устремлений сотрудников, а на предоставление им возможности творческой самореализации в процессе оперативно-служебной деятельности, направленной на выполнение задач, поставленных государством перед правоохранительными органами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тонков Е.Е. Педагогическое управление конфликтом: Монография. — Москва-Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. — 268 с.
ЭТИОЛОГИЯ САМОУБИЙСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Доктор юрид. наук Т.Н.Кнльмашкнна,
г.Москва
Общеизвестно, что сотрудники ОВД принадлежат к профессиональной группе, для которой характерно наличие постоянно действующих факторов, вызывающих стресс и повышающих суицидальный риск. Ежедневное наблюдение поведения сотрудников полиции и проведенные экспериментальные исследования показали повышенную тревожность и конфликтность сотрудников органов внутренних дел (1, 117-119; 2, 17-19; 3, 162-167), что также провоцируют деструктивные формы реагирования на психотравмы, крайним проявлением чего является самоубийство. Среди выявленных нами причин тревожности и конфликтности на первый план выступают социально-экономические, связанные с реформированием общественных отношений и вытекающими изменениями идеологических ориентиров и нравственных ценностей, материальными трудностями. Смена формаций пошатнула привычный жизненный уклад, обострила социальную и психологическую незащищенность сотрудников органов внутренних дел. На указанные психотравмирующие факторы ссылались 92% из 600 испытуемых — слушателей факультета заочного обучения Кустанайс-кой высшей школы МВД Республики Казахстан (в основном представителей младшего офицерского состава, являющихся носителями субъектнообъектных управленческих отношений, в возрасте от 23 до 35 лет, семейных, имеющих стаж службы в органах не менее трех лет).
Множество причин конфликтов обусловлено непосредственно особенностями службы в органах. Необходимость постоянного контактирования с преступным миром, негативными проявлениями социума, профессиональная обязанность постоянно контролировать, регламентировать, оценивать поведение других с позиций соблюдения правовых предписаний влекут за собой психоэмоциональные перегрузки, дистрофируют общечеловеческие ценности любви, терпимости, приятия, прощения ближнего.
Слабая профессионально-психологическая подготовленностью, низкая общая и управленческая культура участников внутрисистемных управленческих отношений в системе ОВД обусловливает трудности коммуникации сотрудников милиции, неумение налаживать деловые и неофициальные отношения с начальниками, коллегами, подчиненными, гражданами, членами семьи. Особенно часто трудности общения приводят к психотравмам, сбоям в служебной деятельности и в семье, когда самооценка личности (самоперцепция) не совпадает с оценкой (перцепцией) окружающих, в первую очередь —
руководителей, сослуживцев или людей ближайшего окружения. Отсутствие взаимопонимания, взаимоуважения, взаимоподдержки в милицейском коллективе или семье порождают внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгруппо-вые проблемы сотрудников. Об этом говорили 85% респондентов.
Ненормированный рабочий день, несение дежурства ночью, в выходные, праздничные дни порождают дефицит личного времени, затрудняют общение с членами семьи. Нарушение нормального ритма труда и отдыха, сна и бодрствования, режима питания приводит к хроническому психофизическому переутомлению, обострению проблем, связанных со здоровьем. Все это ухудшает общее самочувствие организма. На данные факторы сослались 69% исследуемых.
Необходимость принятия важных решений в самые короткие сроки, постоянное общение с людьми разного склада и ранга, государственными чиновниками, огромное количество ежедневно воспринимаемой и передаваемой информации, ощущение личной ответственности за происходящее у 83% сотрудников милиции приводит к колоссальному нервному напряжению и, как следствие, к нарушению всей системы биологической и социально-психологической адаптации, к дисгармоничному состоянию личности, т.е. к неврозам или к психогениям — невротическим симптомам, нередко обнаруживаемым у здоровых людей.
“Неврозы (от греч. neuron — нерв) — группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерациональ-
Шкала опасений сотрудни]
но разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворенности потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д... Затруднение с поиском выхода из переживаний влечет за собой психическую и физическую дезорганизацию личности...” (4, 220).
“Психогении (от греч. psyche — душа и gemao — порождаю) — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования. В возникновении психогении существенную роль играет определенная готовность к “психическому срыву”, развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт” (4, 285).
С целью перепроверки результатов исследования был предпринят социологический замер, целью которого было выявление личностных проблем сотрудников полиции, влияющих на их психическое благополучие.
Первый вопрос анкеты — “Что вас больше всего беспокоит?” — содержал перечень из 20 проблем, среди которых необходимо было выбрать не более пяти, особенно беспокоящих респондентов.
Результаты анкетирования мы поместили в таблицу. В итоге выстроилась ранжированная “шкала опасений”.
Таблица 1
ов органов внутренних дел
Проблема Место Удельный вес, %
Задержка выплаты заработной платы 1 87
Боязнь потерять работу 2 83
Инфляция и рост цен 3 75
Семейные проблемы 4 70
Неприятности на работе 5 68
Конфликт с руководством 6 64
Жилищные вопросы 7 55
Сексуальные проблемы 8 43
Политическая и общественно-экономическая нестабильность 9 40
Проблема государственного языка 10 37
Межнациональные конфликты 11 33
Общественные беспорядки 12 25
Стихийные бедствия 13 22
Загрязнение окружающей среды 14 20
Кризис власти 15 15
Невозможность дать желаемое образование детям 16 12
Переезд на новое место жительства 17 8
Болезни 18 5
Потеря близких 19 4
Личная безопасность 20 3
Обращает на себя внимание небольшое число затруднившихся ответить — всего 1%. Это можно расценивать как высокую степень определенности сотрудников милиции по волнующим их вопросам. Если условно классифицировать проблемы, то можно выделить следующие блоки: личностный, семейный, социальный, социально-экономический и социально-политический. Симптоматично, что лидирующие позиции, наиболее беспокоящие сотрудников органов внутренних дел, занимают социальный и социально-экономический блоки. Данный факт свидетельствует о сильной зависимости личного самочувствия работника полиции от социально-экономических факторов, являющихся гарантом благополучия.
Второй вопрос анкеты — “С какими из перечисленных проблем вам приходится встречаться в жизни?” — содержал перечень проблем, совпадающих с перечнем по первому вопросу. Сравнительный анализ ответов показал идентичность проблем и аналогичность их позиций. Лидируют также социально-экономические, семейные и служебные проблемы, связанные с материальным и морально-психологическим климатом дома и на работе.
Вопрос, касающийся поведенческих стереотипов — “На кого вы надеетесь в трудной ситуации?” — содержал несколько вариантов ответов:
1. Только на себя.
2. На родственников и друзей.
3. На государство.
4. На непосредственных руководителей по службе.
5. На посторонних людей (общество).
6. На помощь иностранных государств.
7. На случай.
Выявилось доминирование установки на четыре объекта:
1. На себя — 98%.
2. На государство — 70%.
3. На случай — 54%.
4. На родственников и друзей — 26%.
Прослеживается тенденция относительно того,
что большинство респондентов полагаются на себя в случаях воспитания детей и в решении трудностей, связанных с образованием детей, потерей работы, семейными проблемами и конфликтами с руководством. Надежда на государство доминирует в случае стихийных бедствий, загрязнении окружающей среды, общественных беспорядках, межнациональных конфликтов и в регулировании проблем, связанных с государственным языком. Абсолютное большинство анкетируемых уповают на государство в контексте инфляции и роста цен, выплаты заработанной платы. “На случай” ориентируются во всех жизненных ситуациях. Опора на родственников и людей приоритетна в случаях сильной болезни, потери жилья, смерти близких. На непосредственных руководителей по службе в трудных ситуациях ориентируются лишь 3% респондентов. В основном это ситуации, связанные с решением служебных проблем, в том числе служебных конфликтов, и борьбой с преступностью. Самый низкий уровень ориентации в кризисных ситуациях на иностранную
помощь и на помощь посторонних (общества). Данный факт объясняется легко: помощь иностранных государств дискредитировала себя поставкой некачественных товаров и продуктов питания. Отсутствие надежды на общество в вопросах обеспечения жильем, работой, образованием, общей социальной защищенности объясняется отходом государства от активной роли в социальной сфере.
В этих условиях вполне можно говорить о профессиональном состоянии беспокойства работников милиции, живущих на грани опасного нервного срыва — о “синдроме милиционеров”. Именно такое состояние нередко приводит к невротическим расстройствам, при неблагоприятном стечении обстоятельств, стимулирующих суициды.
Основными проявлениями наиболее распространенного невротического расстройства — астенического невроза или неврастении являются общая слабость, физическая и умственная утомляемость (так называемый синдром хронической усталости) вкупе с раздражительностью, вспыльчивостью, нетерпимостью. Все эти явления сопровождаются частыми головными болями, нарушениями засыпания и ночного сна с повышенной сонливостью днем, чувством внутреннего беспокойства, напряженной тревожности и скованности, неспособностью расслабления. Состояние полной взвинченности, пребывания на грани нервного срыва не позволяет сконцентрироваться на решении необходимых проблем. Это неизбежно ведет к обострению личностного кризиса.
Ситуацию усугубляет тот факт, что основной части сотрудников трудно адекватно реагировать на конфликты и психотравмы. В ходе последующего собеседования и интервьюирования выяснилось, что большинству участников субъектно-объектных управленческих отношений свойственны иррациональные формы поведения в трудных служебных и семейно-бытовых ситуациях, особенно когда они остаются непонятыми руководителями, коллегами или близкими людьми. Среди неадекватных форм реагирования лидируют обида (60% опрошенных), употребление алкоголя (41%), курение (39%), частые вспышки гнева (27%), немотивированная бдительность (15%), нарушение сна (9%), депрессия (7%), притупленность эмоций (5%), уход от разрешения назревших проблем (5%), использование транквилизаторов (3%) и пр.
Психологи отмечают особую опасность самой распространенной реакции на психотравму — обиды. Именно обида чаще всего выливается в аутоагрессию (агрессию против самого себя) или гетероагрессию (агрессию против окружающих). Аутоагрессия приводит к различным психосоматическим расстройствам — в организме “рвется там, где тонко”. Обостряются язвы в пищеварительном тракте, бурно реагирует сердечно-сосудистая система — поднимается давление, появляются аллергические реакции. Если человек не может изменить психотравмирующую ситуацию или отношение к ней, болезнь затягивается, приобретает хронический характер, делает кризисными межличностные отношения. Гетероагрессия обостряет разного рода конфликты.
Сопутствующая аутоагрессии и гетероагрессии депрессия также нередко приводит к самоубийству.
Следующий, часто скрываемый, враг благополучия сотрудников органов внутренних дел — пьянство. На третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний выходят психические заболевания в виде алкоголизма, наркомании и др.
Однократное доведение себя до средней или тяжелой степени алкогольного опьянения расценивается как случай пьянства, а систематическое считается привычным или бытовым пьянством . Даже специалисту трудно провести грань между алкоголизмом и простым бытовым пьянством. Пьянство, несмотря на материальные трудности, финансовые потрясения, принимает катастрофические темпы роста и в среде сотрудников органов внутренних дел. По мнению специалистов, сегодня людей заставляет употреблять алкоголь неуверенность в завтрашнем дне, безденежье, семейные неурядицы, мелкие, неразрешимые проблемы, умноженные национальными традициями “прикладываться к рюмке”. По данным исследований французских социологов, в результате пьянства семья теряет от 40 до 70% семейного бюджета.
Проанкетированные нами сотрудники милиции (тот же контингент слушателей-заочников) называют следующие причины бытового пьянства (расположены по убывающей): средство расслабиться — 88%, праздники — 72%, семейные торжества — 53%, общение с друзьями — 47%, неурядицы в семье, связанные как с материальным достатком, так и с психологической несовместимостью, назвали 43% опрошенных, проблемы на работе — 13%, конфликты с начальниками — 9%, неорганизованный досуг — 3%.
Результаты анкетирования показывают, что могут употреблять алкоголь в небольших количествах ежедневно 64%, несколько дней в неделю — 79%, один-два раза в неделю — 44%, несколько раз в месяц — 36%, раз в месяц — 12% респондентов. “В больших количествах алкоголь употребляю редко”, — констатируют большинство опрошенных слушателей-заочников. И только 0,5% признались, что лишь иногда могут быть “сильно пьяными”.
Приведенные данные позволяют констатировать достаточно частое употребление алкоголя сотрудниками милиции и вытекающую отсюда острую необходимость оздоровления их образа жизни. Повседневная практика показывает, что именно алкогольное опьянение провоцирует неадекватные, нередко патологические реакции личности на жизненные трудности, к числу которых относится самоубийство.
Таким образом, анализируя проблему суицида сотрудников органов внутренних дел, мы пришли к выводу, что основной причиной трагических случаев самоубийства является совокупность переживаемых ими семейных и служебных конфликтов внутрилич-ностного, межличностного, личностно-группового, межгруппового характера. Действующие в комплексе на фоне общественно-политического и социально-экономического кризиса общества, они способны до предела обострить кризис личности. В случае
неправильного воспитания, неадекватных взглядов на мир, на общество, на самого себя, при несформи-рованности соответствующих психозащитных механизмов, отсутствии здорового образа жизни они способны подвести личность к крайнему проявлению деструктивного поведения — добровольному уходу их жизни. Данный факт актуализирует проблему психогигиены и психопрофилактики суицидов в среде сотрудников полиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кильмашкина Т.Н. Опыт преподавания конфликтологии в Костанайской высшей школе МВД Республики Казахстан // Материалы республиканской научно-практической конференции “Актуальные проблемы высшей школы в современных условиях”. — Т.1. — Петропавловск, 1997.
2. Кильмашкина Т.Н. Психологическая защита сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах: Научно-практический журнал. — Омск, 1997.— № 1.
3. Кильмашкина Т.Н. Вопросы психологической защиты сотрудников органов внутренних дел // Вестник Севе-ро-Казахстанского университета. — 1998. — № 3.
4. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д, 1998. — 512 с.
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОВД: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Канд. мед. наук Г.Б.Калманов
НИИ МВД России, г. Москва.
Канд. педаг. наук, доцент А.Ф.Караваев
Омская академия МВД России
Врач Ю.К.Лебедева,
г.Омск
Особенности деятельности сотрудников ОВД предъявляют высокие требования к их моральнонравственному облику и общественно-правовому сознанию, поэтому любые нарушения законности среди них не только отражают дефекты кадрововоспитательной работы, но и вызывают негативный резонанс в обществе, что весьма отрицательно сказывается на престиже и авторитете всей правоохранительной системы. В этой связи нелишне напомнить, что, по данным общественного мнения, не более 30% населения доверяет правоохранительным органам, в то время как в США эта цифра превышает 60%. Между тем, к настоящему времени количество противоправных действий возросло на треть. Впрочем, о осуществлением комплекса мер организационного и воспитательного характера, направленных на реализацию требований приказа МВД России № 501 от 19.11.1993 г., решений коллегии