Научная статья на тему 'Этиология самоубийств сотрудников органов внутренних дел'

Этиология самоубийств сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1755
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этиология самоубийств сотрудников органов внутренних дел»

Психологические аспекты

напряженности,

конфликтологии

ЭТИОЛОГИЯ САМОУБИЙСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Доктор юрид. наук Т.Н.Кильмашкина

г.Москва

Этиология суицидальных явлений рассматривает комплекс психопатологических, патопсихологических, социально-психологических и ситуационных факторов, приводящих к расправе над собой (4; 7; 8). На языке медиков суицид означает намеренное лишение себя жизни. Специалисты констатируют: “Как индивидуальный поведенческий акт и как относительно устойчивое социальное явление самоубийство — сложная, многогранная проблема, которая является результатом взаимодействия различного рода психофизических, социальных, экологических и культурных причин, следствием физических и эмоциональных перегрузок, дефектов нравственного воспитания сотрудников” (1).

Сотрудники ОВД принадлежат к профессиональной группе, на которую постоянно воздействуют факторы, вызывающие стресс и повышающие суицидальный риск. До середины 80-х годов случаи самоубийств среди сотрудников ОВД были редкими. Современный период, словно стремясь наверстать упущенное, умножает мрачную статистику. Суициды, в частности в среде сотрудников ОВД, бросают тень на все общество: при такой тенденции роста самоубийств цивилизованным, социально благополучным его не назовешь. Самоубийства свидетельствуют не только о социальной и нравственной деградации личности, но и государства в целом.

Распространенность суицида среди сотрудников органов внутренних дел приобретает характер актуальной проблемы во всем мире. Так, по данным средств массовой информации, в США ежегодно около 300 стражей порядка кончают жизнь самоубийством. Газета “Ю-ЭС-Эй тудей” сообщает, что полицейские почти вдвое

чаще сводят счеты с жизнью, чем простые американцы — 22 случая на 100 тысяч человек против 12 случаев среди такого же числа гражданских лиц. Этот факт настолько встревожил общество, что во многих полицейских управлениях страны в 1999 г. штатные психиатры стали проводить специальные занятия по профилактике самоубийств, которые обязаны посещать все сотрудники, независимо от выслуги лет. Но до серьезного подхода к решению проблемы, как полагают американские специалисты, далеко. Главным образом этому мешает позиция самих полицейских, которые не хотят расписываться в собственной слабости и предпочитают замалчивать личные трудности. Они опасаются, что любое обращение за психологической помощью может негативно сказаться на их карьере. Высокий уровень самоубийств среди полицейских специалисты объясняют постоянными стрессами, с которыми сопряжена служба блюстителей закона. Некоторые полицейские с трудом отвлекаются от негативных служебных проблем, в результате возникает хроническая депрессия. Добровольный уход полицейского из жизни неофициально считается позорным пятном для полицейского управления. Самоубийц, как и у нас, редко хоронят с почестями. Семьи погибших при этом, как правило, лишаются права на социальную денежную компенсацию. Часто от семьи полицейского-само-убийцы отворачиваются бывшие друзья и сослуживцы. У некоторых стражей порядка такое общение вызывает суеверный страх или считается плохой приметой (5).

Службы профилактики суицидальных явлений есть во Франции, Италии и других странах. У нас в некоторых поликлиниках есть психотерапевтические кабинеты, кое-где в городах работают психологические консультации. Однако, к сожалению, они не в состоянии выполнять так необходимые сегодня антисуицидные функции хотя бы потому, что обращение к психиатру, психотерапевту или психологу, являющееся нормой за рубежом, нашими гражданами традиционно игнорируется из-за боязни оговора, порицания и последующего неприятия ок-

ружающими. Тем самым человек лишает себя возможности квалифицированной помощи в поисках продуктивного выхода из кризисной, кажущейся безвыходной и неразрешимой, ситуации.

Проблеме изучения причин суицидов среди сотрудников органов внутренних дел посвящено ряд работ, раскрывающих основные причины, мотивы и поводы, подталкивающие стражей закона к принятию решения уйти из жизни (1; 2; 6).

Инспекцией по личному составу Департамента кадровой и воспитательной работы МВД Республики Казахстан проведено изучение отдельных фактов и статистики самоубийств сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан в соответствии со стажем службы, способами совершения суицида (Обзор МВД РК от 14.10.1998 г.). В документе показана тенденция роста суицида работников полиции за последние годы. Предпринята попытка определения мотивации суицидальных явлений, проиллюстрированная конкретными примерами. Так, число самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел в 1993 г. составляет 26 случаев, в 1994 г. — 28, 1995 г. — 26, 1996 г. — 24, 1997 г. — 33, 1998 г.(за 9 месяцев) — 30. В обзоре отмечается неблагоприятная ситуация в вопросе самоубийств сотрудников в подразделениях департамента Государственной службы охраны, где в 1998 г. зарегистрировано 10 самоубийств сотрудников ОВД (для сравнения — в Департаменте дорожной полиции — 4, ДУИС — 2, ДАП — 2).

Проведен анализ суицида сотрудников в соответствии со стажем их службы.

Группу риска составляют сотрудники органов внутренних дел из числа младшего и среднего начальствующего состава. Значительно меньше число самоубийц среди сотрудников старшего начальствующего состава.

Рассмотрены также используемые сотрудниками полиции способы суицида.

Эксперты суицидальных явлений считают, что мотивы самоубийства сотрудников складывались из двух форм кризисного поведения личности: конфликта и неблагополучия.

В обзоре приведены конкретные примеры суицидальных явлений. Так, сотрудник Жак-сынского РОВД Акмолинской области сержант милиции А. 11.07.1998 г. покончил жизнь самоубийством через повешение. Причиной послужила его длительная болезнь. Несколько человек совершили суицид, находясь в той или иной стадии алкогольного опьянения. Один из них убил себя, ударив ножом в сердце. Известно, что лица, склонные к употреблению алкоголя, в кризисной ситуации не способны к адекватному реагированию на психотравму, тем более — к быстрой адаптации, основанной на образова-

нии и включении компенсаторных механизмов. По этой причине они должны наблюдаться в группе риска у психиатра. Однако в служебных характеристиках, представляемых начальниками в медицинские учреждения при прохождении ежегодных профилактических осмотров, факт злоупотребления алкоголем упускается даже в случаях суицида. Следовательно, данная группа лиц уходит из-под контроля врачей-психи-атров. Подчеркивается, что самоубийства чаще всего совершены вне служебного времени.

В заключении документа делается вывод, что за 9 месяцев 1998 г. покончили с собой:

— 73,3 % — в результате конфликтов на семейно-бытовой почве;

— 20% — из-за тяжелых материально-бытовых условий;

— 6,67% — из-за наличия психических расстройств;

— 70% — путем повешения;

— 20% — застрелились из табельного оружия;

— 10% — применили охотничье или холод-ноего оружие;

— 23,3% — совершили суицид в состоянии алкогольного опьянения;

Из общего числа самоубийц 50% имели стаж службы в органах внутренних дел до пяти лет.

Основываясь на данных рассмотренного обзора, предпримем собственную попытку конкретизации социально-психологических причин суицидальных явлений. Как видно из обзора, группу риска составляют сотрудники со стажем службы в органах внутренних дел от 1 до 10 лет. В основном это молодые люди, на которых возлагаются самые большие физические и психоэмоциональные нагрузки и на работе, и дома. Именно на данной возрастной группе лежит основная ответственность за решение социальных проблем общества, в том числе — служебных и семейных. Именно на эту возрастную группу падает боязнь потерять работу, тревожность за неспособность прокормить семью, служебные и бытовые конфликты. В крайних случаях они приводят к последней черте — самоуничтожению. Следовательно, группу риска составляют сотрудники ОВД из числа младшего и среднего начальствующего состава, значительно меньше самоубийств среди старшего начальствующего состава.

Эти тенденции объясняются тем, что представители младшего и среднего начальствующего состава находятся в крайне невыгодной позиции — меж двух огней. С одной стороны — подчиненные, справедливо требующие, но не получающие вовремя зарплату, выходные и отпуска, с другой — вышестоящие руководители, которые, независимо от экономического положения и социально-психологического состояния

подчиненных, требуют быстрого и качественного решения служебных задач. На практике нередко статус “слуги двух господ” одновременно выливается в положение “мальчика для порки”. Постоянное противоречие между “хочу” и “не могу”, “надо” и “не имею возможности” обостряют внутриличностные, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты. Они оборачиваются большой нагрузкой для личности, особенно, если сотрудник обладает чувством большой ответственности за себя, подчиненных, порученное дело. Среди старшего начальствующего состава группа суицидального риска значительно меньше, так как позиция “сам себе господин” во многом определяет качественность и продуктивность адаптивных механизмов и защитных реакций.

Таким образом, трудно согласиться с однозначностью и категоричностью в определении мотивов самоубийств, сделанных Инспекцией по личному составу Департамента кадровой и воспитательной работы МВД РК. Приведенный в обзоре нулевой показатель конфликтов на службе означает не что иное как стремление руководителей ОВД снять с себя ответственность за суицидальные проявления среди сотрудников. Тенденция связывать причины суицидальных случаев только с конфликтами в семье является ошибочной. Результаты исследований показывают, что этиологию добровольного ухода из жизни составляет комплекс причин, которые должны быть рассмотрены отдельно.

Литература

1. Волина В.Н., Козлов С.А. Методические рекомендации по предупреждению самоубийств сотрудников ОВД. — М.: МВД России, 1994. — 23 с.

2. Волина Л.Н., Козлов С.А. Мероприятия по предупреждению самоубийств // Психопедагогика в правоохранительных органах: Научно-практический журнал. — Омск, 1995. — № 2. — С. 91-93.

3. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. — 1989. — № 5. — С. 95-102.

4. Комплексные исследования в суицидологии / Под ред. В.В.Ковалева. — М.: НИИ психиатрии Минздрава РСФСР, 1986.— 218 с.

5. “Копы” жить не хотят // Караван. — 1999. — № 63 (483). — С. 76.

6. Методические рекомендации по диагностике и профилактике суицидального поведения сотрудников ОВД / Под ред. Г.И.Варзиевой. — Ростов н/Д: УВД Ростовской области, 1993. — 17 с.

7. Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидологической практике. — М: Всесоюзный научно-методический суицидологический центр Минздрава РСФСР, 1986. — 25 с.

8. Профилактика самоубийств среди военнослужащих / Под ред. А.Н.Калиты. — М.: Комитет по работе с личным составом Объединенных Вооруженных Сил СНГ, 1992. — 28 с.

ПРОБЛЕМА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Преподаватель А.С.Петрова

Тюменский юридический институт МВД России

Повышение степени криминализации повседневных социально-экономических отношений, возрастание правового нигилизма, падение уровня нравственности граждан, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, негативно воздействует на возможность реального восстановления должного правопорядка. Изменения, которые происходят с работниками ОВД, требуют особого внимания, поскольку эта работа предъявляет особые требования с точки зрения нравственности, психологической устойчивости. В связи с определенной спецификой деятельности сотрудников ОВД постоянно существует реальная опасность нежелательных изменений в системе нравственных ценностей, в их мировоззрении, психическом и физическом состоянии. Совокупность этих изменений принято называть профессиональной деформацией.

Надо отметить, что проблема нравственного потенциала кадров сотрудников специальных служб оперативных аппаратов во многом схожа для всех развитых стран. Так, в книге “ФБР: Взгляд изнутри на самое мощное в мире правоохранительное агентство” прослеживается тот факт, что, несмотря на жесткий отбор кандидатов на службу, в ведомстве далеко не все обстоит благополучно с дисциплиной сотрудников, их отношением к службе, моральным обликом. Отмечаются также наиболее распространенные проступки сотрудников ФБР: употребление спиртных напитков на службе; использование информации расследуемых дел в корыстных целях; представление докладов о вымышленных расследованиях; приписки к расходам; потребление наркотиков; установление “деловых” отношений с торговцами наркотиками; аморальное поведение в быту (личной жизни) и др. Как отмечает руководство ФБР, только 20% оперативного состава работают с инициативой и полной отдачей, 60 — относятся к категории “середнячков”, а остальные 20% — просто балласт. Последние и составляют наибольшую часть нарушителей.

Такие же проблемы волнуют и отечественные правоохранительные органы. Приспосабливаясь к окружающей среде, сотрудники пы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.