временный переход на другую работу. В рамках данного направления практический интерес представляет идея о наличии сенситивных периодов, на протяжении которых сотрудник ОВД оказывается повышенно чувствительным и предрасположенным к деформирующему воздействию служебной деятельности;
— организация кабинетов психологической подготовки, включающих медико-психологическую релаксацию и поддержку, проведение на их базе сеансов социально-психологического тренинга.
Очевидно, что в полном объеме такую работу на уровне конкретных учреждений может успешно проводить только специальная психологическая служба. Все это говорит о необходимости создания реабилитационных центов дня профилактики профессиональной деформации сотрудников ОВД.
Представляется, что это наиболее оптимальный и экономичный путь достижения позитивного результата. Об этом свидетельствует и опыт широкого применения психологических тестов в развитых странах при прогнозировании деятельности сотрудников полиции, профилактике профессиональной деформации.
Это не исключает учета объективно существующих факторов, детерминирующих формирование профессиональной деформации сотрудников ОВД, включая большие эмоциональные и физические перегрузки, бытовую неустроенность.
Совершенно очевидно, что в первую очередь в реабилитационные центры должны направляться те, кто в этом больше всего нуждается. И сам сотрудник должен сознавать необходимость профилактики и преодоления профессиональной деформации, в отдельных же случаях ему должен подсказать специалист. Канадский психолог Роберт Лу считает, что через реабилитационные центры должны проходить все сотрудники полиции без исключения.
Кроме того, в России в системе МВД разработаны (и подтвердили свою педагогическую эффективность) такие формы и методы подготовки: психологический тренинг профессиональной наблюдательности и памяти; тренинг психологической наблюдательности; тренинг профессионального общения; практические занятия по формированию профессионально-психологической устойчивости.
Таким образом, психологическая подготовка сотрудника ОВД — это то новое, передовое, проверенное наукой и практикой, что является одним из интенсивных средств ныне нового качественного состояния подготовки кадров правоохранительных органов, перестройки их работы, предотвращения их профессиональной деформации.
Психологическая защита сотрудников ОВД
Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н.Кильмашкина Кустанайская высшая школа МВД Республики Казахстан
В последние годы от сотрудников ОВД требуется мобилизация физического и психического потенциала. Рост преступности последних лет, обострение криминогенной обстановки в Республике Казахстан и странах СНГ в целом, снижение жизненного уровня и ухудшение материального положения работников правопорядка, делающее неблагоприятными условия несения службы, повышение требовательности к профессиональным качествам сотрудников делают актуальной проблему выработки навыков психологической зашиты в контексте психолого-педагогичес-кой подготовки слушателей высших учебных заведений МВД. Важность этого вопроса в служебной деятельности подчеркивается различного рода экстремальными, "трудными" ситуациями. К ним относят ситуации стресса, конфликта, фрустрации, кризиса и т.п. Все они характеризуются как критические для человека, и их следствием является несоответствие между требованиями психосоциальной среды и возможностями личности. Проявляется несоответствие в виде препятствия, отсутствия средств или отсрочек реализации цели, необходимости интенсификации деятельности (не только оперативного, но и продуктивного реагирования), депривации (невозможности удовлетворения биологических потребностей или утраты чувства собственной значимости) и др.
Специалисты выделяют такие механизмы поведения человека в трудных ситуациях, как защиту, совладание, разрядку, манипуляцию, компенсацию. Все они в основном направлены на снижение эмоционального напряжения.
Остановимся на вопросах психологической защиты. Они широко представлены в психоанализе: З.Фрейд (1900, 1905) выделил такие механизмы защиты, как вытеснение, проекцию, смещение, идентификацию, регрессию, фиксацию, реактивное образование; Э.Джонсон (1908) — рационализацию, К.Юнг (1924) — подавление и др. А.Фрейд разделила защитные механизмы на две группы, в зависимости от направленности — "борьба с внутренней" и "борьба с внешней угрозой". Она полагала, что механизмы психологической защиты не являются врожденными, а формируются постепенно.
Современные зарубежные авторы Д.Ихиле-вич и Г.Глезер (1971) среди защитных механизмов называют смещение (обращение против носителя зла), проекцию (гетероагрессию), принци-пиализацию (интеллектуализацию, рационализацию), обращение против себя (аутоагрессию), нейтрализацию (вытеснение, отрицание).
Отечественные ученые В.Е.Рожнов и М.Е.Бурно (1978) предлагают различать среди защитных механизмов деперсонализацию-дереали-зацию (уход от себя — уход от действительности), вытеснение из сознания психотравмирукяцих элементов ("ничего не случилось"), отрешение от забот (бегство от проблем), злобно-агрессивную (дисфорическую) и пассивно-оборонитель-ную (астеническую) позиции. А.Т.Филатов, А.С.Кочарян, Г.С.Кочарян (1986) достаточно подробно описывают такие механизмы психологической защиты, как вытеснение, регрессию, отрицание мыслей и фактов, отрицание аффекта, реактивное образование. Э.Цветков (1993) среди реакций сопротивления и защиты называет отрицание, реактивное образование, обратное чувство, подавление, рационализацию, идентификацию с агрессором, аскетизм, изоляцию аффекта, регрессию, расщепление, проекцию, интроекцию, всемогущество, девальвацию, примитивную идеализацию, прожективную идентификацию, перемещение и сублимацию.
Таким образом, общепринятая классификация психологических защит пока не выделена, отсутствует и единая оценка их позитивного практического применения.
Нами была предпринята попытка изучить способы психологической защиты сотрудников ОВД в различных конфликтных ситуациях. Конфликты свойственны как служебному, так и неофициальному общению. Они охватывают взаимоотношения -сотрудников ОВД друг с другом, с гражданами, членами семьи, а нередко с учреждениями и организациями. Анкетирование более 500 слушателей I, II и III курсов факультета заочного обучения (в основном, представителей младшего офицерского состава различных подразделений в возрасте от 25 до 35 лет, семейных, имеющих стаж службы в органах не менее трех лет), показало, что в большинстве иснытуе-' мые ежедневно переживают как мелкие, так и крупные (по их оценке) конфликты на работе, в семье и вне службы, вне дома (например, на отдыхе, в процессе занятий спортом и др.). 100% слушателей отметили, что в ситуации конфликта имеет место достаточно сильное психоэмоциональное напряжение, независимо оттого, что именно подвергло человека испытанию — служебная деятельность, личная драма или социальная неустроенность. Лишь 5% заочников подчеркнули в анкетах позитивное, мобилизующее значение конфликтов. Остальные 95% обозначили его негативное, дестабилизирующее влияние.
Указанные испытуемыми причины конфликтов мы условно объединили в несколько групп. Самая многочисленная из них обусловлена социально-экономическими трудностями, харак-
терными для современного общества. Смена формаций, сопровождающаяся изменениями идеологии, потерей нравственных ценностей, ориентиров, привычных устоев жизни, порождает психический дискомфорт личности. Несвоевременная выплата зарплаты, отсутствие жилья, дороговизна продуктов, товаров первой необходимости, лекарств у большинства сотрудников ОВД вызывает неуверенность в завтрашнем дне, защищенности их родителей и детей.
Следующая большая группа причин возникновения противоборств продиктована трудностями коммуникации, неумением налаживать деловые и неофициальные контакты. Это результат низкой управленческой культуры руководителей служб, с одной стороны, слабой исполнительской дисциплины сотрудников ОВД — с другой, а нередко следствие несовпадения самооценки личности с оценкой окружающих, в первую очередь — сослуживцев и членов семьи. Межличностные конфликты возникают там, где отсутствует уважение, понимание, взаимоподдержка в от- . ношениях между людьми.
Последняя группа причин конфликтных ситуаций сугубо специфична, так как свойственна в основном правоохранительным органам. Необходимость постоянного контактирования с преступным миром, негативными проявлениями социума приводит к постоянному психоэмоциональному напряжению. Ненормированный рабочий день, необходимость несения службы в выходные, праздничные дни, ночное время усиливают физические перегрузки. Нарушение нормального ритма труда и отдыха, сна и бодрствования, режима питания ухудшают здоровье. Ситуация усугубляется тем, что в конфликтных ситуациях работники ОВД далеко не всегда выбирают правильный стиль поведения.
Тестирование этих же 500 испытуемых с целью выявления уровня их тревожности показало, что третья часть из них — с высокой личностной и реактивной тревожностью, у 56% их — умеренная личностная и реактивная тревожность. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Высокая реактивная тревожность вызывает снижение познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти и др.). Повышенная личностная тревожность — показатель наличия невротического конфликта с психоэмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями. (Тестирование проводилось по тестам шкалы самооценки (Ч.Д.Спилбергера, ЮЛ.Хннина), личностной шкале проявлений тревоги (1.Теу1ог, 1953)1.
В ходе последующего собеседования выяснилось, что у большинства испытуемых доминируют иррациональные формы реагирования на конфликты, среди которых лидируют:
бесконтрольное употребление алкоголя — 41%, курение — 39, частые вспышки гнева — 27, немотивированная бдительность — 15, нарушение сна — 9, депрессия — 7, желание уйти от решения назревших проблем — 5, притупленность эмоций — 4%..
В процессе изучения спецкурса "Конфликтология" мы задались целью сформулировать у слушателей-заочников продуктивные способы психологической защиты. Для реализации цели были Конкретизированы задачи преподавания конфликтологии. Ими явились:
— формирование теоретических знаний о природе конфликтов, их функциях, условиях и причинах возникновения, динамике развития;
— вооружение умениями конструирования конфликтов с целью реализации их положительного потенциала;
— закрепление навыков профилактики, преодоления, разрешения конфликтов;
— развитие эффективных способов психологической защиты.
Расширению информационного поля слушателей способствовало изучение учебной, научной, научно-популярной литературы по психологии конфликта. Мы использовали опыт служебных и семейных отношений сотрудником, обменивались положительными и отрицательными приемами предупреждения и преодоления противоборств.
В результате такой работы слушатели-заоч-ники сделали основной вывод о том, что все имеющиеся в арсенале человеческой коммуникации способы психологической защиты можно дифференцировать как продуктивные (плодотворные, оптимальные, эффективные, конструкгивные) и непродуктивные (неплодотворные, не-оптималь-ные, неэффектив!гые, неконструктивные). Как всякая другая, данная классификация условна в силу ситуативности. Один и тот же способ реагирова-
ния на конфликт в одном случае может иметь положительный, в другом — отрицательный оттенок. В качестве критерия оценки качества выбранного способа психологической защиты мы выдвигаем следующие условия:
1. Способствует ли выбранная психозащита социально-трудовой адаптации личности и окружающих ее людей.
2. Содействует ли укреплению здоровья, под которым понимаются социальное благополучие, а также физическое, психическое состояние организма человека, т.е. реализуется ли принцип "не навреди ближнему".
Ярким примером положительного приема психологической защиты в контексте противоборства является вербализация — словесное оформление возникшей проблемы. Вербализация проста, предполагает естественный, общедоступный выход из любой ситуации. Вместе с тем она полиморфна и многофункциональна. Через вербализацию достигается дистанцирование ситуации ("со стороны виднее"); ее структурирование (что? отчего? как? для чего? и т.п.); программирова-I ше (построение планов, нахождение выходов), что даст возможность более глубоко, детально, осознанно проанализировать конфликт и с честью выйти из него, подключив ранее не реализованные способности.
Примером деконструктивного способа психозащиты служит всякого рода агрессия — физическая или психическая, прямая или косвенная, осознанная или неосознанная, направленная на себя или окружающих.
Способность эффективно пользоваться приемами психозащиты служит показателем зрелости личности. Зрелая личность осознает мотивы своего поведения, способна выбирать средства реагирования, бра ть ответствен! юсть за осуществленный выбор на себя. Незрелая личность искаженно представляет мотивы своего поведения, зачастую пользуется непродуктивными методами психозащиты, являющимися не разрядкой, а уходом от решения проблем.
1 Психологические тесты / Э.Р.Ахмеджанов. Составление, подготовка текста, библиография. — М.: Лист, 19%. —С. 3-11.