Научная статья на тему 'ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАНТЫЙСКИЕ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ'

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАНТЫЙСКИЕ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА / СЮЖЕТ / МОТИВ / ЖИВОТНЫЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новьюхова Галина Борисовна

В статье рассматриваются животные в хантыйских этиологических сказках. Этиологические объяснения демонстрируют характеристику нарратива сказки. Происхождение объекта мотивирует субъект. В текстах анализируются разные атрибуции, отражены ареалы распространения этиологических мотивов, описывается появление определенных внешних признаков у отдельного животного. Персонажами хантыйских сказок выступают следующие животные: медведь, бурундук, также насекомые, птицы и домашние животные. Они обладают присущим им этиологический характер. В них поясняется поведение животных, птиц, рыб, и помимо этого объясняется их воспитательная функция. Народ ханты занимался охотой в первые годы своей повседневной жизни, что подтверждает о том, что животные были объектами поклонения, являясь важнейшими обитателями земли и ее защитниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETIOLOGICAL KHANTY TALES ABOUT ANIMALS

The article deals with animals in Khanty etiological tales. Etiological explanations demonstrate the characteristics of the narrative of the fairy tale. The origin of the object motivates the subject. The texts analyze different attributions, reflect the areas of distribution of etiological motives, and describe the appearance of certain external signs in an individual animal. The characters of Khanty fairy tales are the following animals: a bear, a chipmunk, also insects, birds and pets. They have an inherent etiological character. They explain the behavior of animals, birds, fish, and in addition their educational function is explained. The Khanty people were engaged in hunting in the first years of their daily life, which confirms that animals were objects of worship, being the most important inhabitants of the earth and its defenders.

Текст научной работы на тему «ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАНТЫЙСКИЕ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ»

Этиологические хантыйские сказки о животных

Новьюхова Галина Борисовна,

научный сотрудник, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок E-mail: Novyukhova.galya@mail.ru

В статье рассматриваются животные в хантыйских этиологических сказках. Этиологические объяснения демонстрируют характеристику нарратива сказки. Происхождение объекта мотивирует субъект. В текстах анализируются разные атрибуции, отражены ареалы распространения этиологических мотивов, описывается появление определенных внешних признаков у отдельного животного. Персонажами хантыйских сказок выступают следующие животные: медведь, бурундук, также насекомые, птицы и домашние животные. Они обладают присущим им этиологический характер. В них поясняется поведение животных, птиц, рыб, и помимо этого объясняется их воспитательная функция. Народ ханты занимался охотой в первые годы своей повседневной жизни, что подтверждает о том, что животные были объектами поклонения, являясь важнейшими обитателями земли и ее защитниками.

Ключевые слова: этиологическая сказка, сюжет, мотив, животные.

о с

CJ

см <о

Хантыйские сказки - один из самых богатых жанров в устном поэтическом народном наследии. Обыденная форма сказки описывает «Картину мира», ведь она имеет место в религиозной жизни людей. Главными элементами сказок - это вымысел и фантазия, они возникли из реалистичной жизни и озаряли самые общепринятые вопросы повседневной жизни. В.А. Пропп отмечает, что сказки «несомненно, отражают представления народа, но они не обязательно являются сказками в прямом смысле слова».

В.Н. Соловар рассматривает этиологические сказки, в частности, сказки о рыбах. Автор пишет, что в сказках есть зачин и развязка, кульминация. Сами поступки начинаются с конфликта, что приводят к перемене образа рыбы. Причиной нового облика рыбы является наказание или осуждение со стороны Небесного Отца или общества животных за эгоистичность, предательство, зависть, высокомерие, хвастливость [8].

Из-за различий в культуре и деятельности людей сказки имеют разные характеристики. Они иллюстрируют особенности человеческих взаимоотношений и поведения в обществе, показывают хорошее и плохое поведение и учат своим примером. Животные дают «сказочное» представление о природных явлениях и особенностях окружающего мира. Такие истории являются своего рода подготовкой для будущих охотников и рыболовов.

Окраска исполняет главную роль в жизни животных, они узнают друг друга по цвету: они, таким образом, прячутся, чтобы быть невидимым, убегают от хищников или же наоборот ловят добычу. Бывают пятнистые и полосатые звери, рыбы, насекомые, при необходимости пятен и полос они могут прятаться.

Большинство сказочные повествования начинаются с вступления. Такие вступления являются характерной чертой всех сказок о животных. Они доказывают существование этиологических сказок в широком пространстве и показывают древность происхождения самого сюжета вместе с объяснениями о природе. Эти краткие сказки отвечают на такие вопросы, как «Как это произошло, как это возникло, почему?».

Итак, переходим к хантыйским сказкам о происхождения животных, их окраске и т.д.

Отличительной особенностью бурундуков является наличие тёмных полосок на спинке. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему у бурундука полоски на спине и сколько их? Попробуем разобраться в этом вопросе. Существует хантыйская сказка Хутиса кущар шаншэл пантэца йис 'Как у бурундука спина полосатой стала'. Полосы на спине бурундука оставил разъяренный мед-

ведь. В этой истории описываются предположения людей о происхождении полос на спине бурундука.

Медведь и бурундук были хорошими друзьями, но однажды они решили поспорить, в какую сторону взойдет солнце, и бурундук победил, тогда медведь рассердился и попытался поймать бурундука, но бурундуку удалось отскочить от медведя, но когти медведя оставили на бурундуке полосы. Так спина бурундука стала полосатой, а медведь тем временем стал плохо относиться к бурундуку, как показано в тексте: Щи вуш эваут мойпар па ку-щар уикащса/ан па лдхса/а ант вдууа/ан. А мойпар куш пантат кущар шашан хууна вдууат, кущар шашауан пантат тайау 'С тех пор медведь и бурундук друг на друга сердиты и больше не дружат. А полоски от медвежьих когтей так на спине бурундука и остались, теперь спина бурундука с пятью былыми полосками'.

Благодаря характерному окрасу шерсти бурундука, его трудно спутать с другими животными. Весь мех коричневый, с пятью темными полосами на спине, которые дополняются более светлыми участками. Полосы на спине не нарисованы природой сами по себе. Ученые считают, что они появляются для маскировки животного и защиты от внешних врагов. Благодаря характерному окрасу шерсти его трудно спутать с другими животными. Вся шкурка коричневая, с пятью темными полосами на спине, дополняющими более светлые участки.

Следует отметить, что в сказках о животных персонажи отождествляются с людьми, общаются так же, как и люди, и имеют семьи. Это особенно заметно в сказках о животных и людях. Между главными героями развиваются взаимные отношения, которые, как правило, имеют место и в реальном мире.

Следующая хантыйская сказка Муй щирэн Хо/храйэн ухэу вурта йис 'Почему у дятла голова красная', похожая ситуация произошла, когда дятел пообещал чайке сплести клубок ниток для невода за зиму, но к прилету чайки он сплел только один клубок, потому что у него не было времени сделать это за зиму. Когда прилетела чайка, дятел обманом заставил чайку отдать ему один клубок. Чайка подлетела к дятлу и попросила еще один клубок, но дятел признался, что у него только один клубок ниток. Чайка взяла палку и ударила дятла по голове, и у дятла пошла кровь, так что это пятно осталось навсегда: Халэв уыкащэс па Хо/хралс ух эвэут хатщэсуэ. Хо/хра ухэу кауыйа тохнсмэс. Щи вуш эвэут ин венты Хо/хра вурты ухэп щи 'Разозлилась Чайка и ударила Дятла по голове. У Дятла на голове кровь выступила. С тех пор у Дятла на голове осталось большое красное пятно' [7].

У дятла красная шапочка на голове оттого, что самец дятла защищает свою семью. А красный цвет - это цвет опасности. Он говорит: «Опасайтесь, меня!» - Дятел является отличным строителем дупел, которые впоследствии служат убежищем и превосходным местом для гнездования

других птиц, селящихся в дуплах, но не способных построить себе дом самостоятельно.

В сказке Кура/ вой па свх 'Лось и осётр', сюжет начинается с того что лось приходит на берег попить воды, в речке он видит осетра, так он решили подружится, осётр отдал лосю своё красное мясо из под жабер, лось в свою очередь отдаёт кончик носа с белым мясом. Так они подружились, обменявшись мясом: А Свхэу вмпал пу/ау эваутхуу нух вус - Кура/ вой ьуууа, Кура/ вой икэу ьуу тыйау нух вусуэ, Свхэу вмпал пу/уа щив хвнтсауэ, щи.

- Ин щи, - лупийау, - и неуы, и хвуы питты ввнта увхаса щи ввууаман. На/ хууэн ма, - лупийау, - гьуу тыйэман тайуем, аутуем, твъуауем, на/ ма ьухем па вмпал пу/ауан тайуэн.

Щи, Кура/ вой ьухи щи уера/.

'А Осетр из-под жабры мясо рыбы достал -приклеил в нос Лося, Лось свой кончик носа вынул, в сторону жабры Осетра туда приклеил.

- Ну все, - говорит, - до тех пор, пока хоть одна женщина живет, пока хоть один мужчина живет, мы будем друзьями. Я твое рыбье мясо, - говорит, - на моем кончике носа ношу, а ты мое мясо в боку жабры носишь.

Вот, мясо Лося приросло'.

Небольшая по объёму сказка состоит из ряда интересных мотивов и композиционных элементов, среди которых мы бы выделили следующие особенности: мощь и напористость, преданность и надёжность - вот качества этого сильного животного. Лось не замечает преград, когда идет к цели. Во многих северных племенах этого зверя приравнивали к божеству и делали тотемом, чтобы обрести защиту от болезней и стать сильнее. Лось и его длинный нос, приспособленный для кормления под водой. Осетра люди издавна считали самой главной, самой вкусной и питательной рыбой. «Осетр - князь рыбий!» - так говорили о нем. «Красны промыслы осетром» - примечали рыбаки.

В сказке «Почему у глухаря глаза красные», повествуется о том, о птицах, которые искали теплые края. Глухарь всегда отдельно находится от всех птиц. Когда птицы улетели, глухарь очень долго плакал, так у него глаза от слез покраснели. Весной с юга птицы вернулись, глухарь рассказал, что зимой можно перезимовать, но птицы не поняли его, от чего глухарь опять начал плакать.

Осенью появляются лесные птицы, готовящиеся к перелету в теплые края, но с ними нет глухаря. Известно, что этиологические сказки тесно переплетаются с аллегорией. В сказках о животных важно само происхождение, например, почему птицы не говорят, а поют, почему звери не смеются, а рычат, почему насекомые не поют и т.д. И не все виды концовок фигурируют во всех сказках, они могут фигурировать в одном, но отсутствовать в других вариантах - это отражение «вкусовых» качеств рассказчика.

В сказке Пастэк 'Рябчик', белое мясо рябчика, повествуется рябчик раньше был большой птицей. Однажды он внезапно вспорхнул и напугал Торума.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Торум рассердился и порвал его на семь частей, на семь сторон света раскидал по кусочку. Из одного кусочка стал теперешний рябчик. И с тех пор белое мясо рябчиковое мясо есть у всех зверей и птиц. У глухаря есть белое мясо, у лося вдоль хребта тоже идет белое мясо рябчика.

Описанный в тексте рябчик - самый маленький представитель семейства тетеревиных. Они широко распространены в лесных и таежных районах. Даже самый крупный рябчик редко весит более 500 г. В лесу его трудно спутать с другими тетеревами, которые не только меньше, но и отличаются от него окраской. Свое название рябчик получил благодаря пятнистому «взъерошенному» оперению.

В сказке Муй вуран сорт ух йоша павтас сообщается о том, как у щуки появилась голова. В начале сказки поясняется, что в древние времена у щуки не было головы. Она обратилась к Водному духу с просьбой сделать ей голову. Он отказал ей, считая, что она злая, вдруг всех рыб вокруг съест. Однажды Водный дух отправился в гости. В это время Щука проглотила девочку, рыбака с лодкой, лося, мужчину Мощ, старуху, ворону, лопату, нож в ножнах, палку для выбивания снега, деталь нарт, кукушку, чайку, ковшик, палец бабы Яги. Окрепла от этих костей голова Щуки, большие зубы у неё выросли. Утром вернулся Водный дух и увидел в озере существо с большой головой. Обратился Водный дух к Солнцу, чтобы оно нагрело эту голову, пусть она станет короткой и маленькой. Солнце нагрело голову Щуки так, что она стала уменьшаться и сохнуть. Уменьшилась голова щуки. Водный дух попросил Солнце, чтоб оно нагрело большой живот Щуке, чтобы все живые существа вышли оттуда. Голова Щуки уменьшилась, но зубы у неё остались. В концовке сказки говорится, что с тех пор коварная Щука съедает всякую рыбу. И после смерти может укусить человека. Мораль сказки: упрямство в достижении цели, конечно, допустимо. Однако, это должно быть допустимо до определённого уровня, иначе это опасно для окружающих, необходимо останавливать чрезмерные желания и алчность кого-либо [8].

Хантыйская легенда о появлении оленей гласит, что Казым-ях и Ахыс-ях поссорились из-за того, кому достанется больше оленей. Хозяйкой всех оленей была Казым-ими. Было два больших оленя, Важенка и Хор, но все олени у них пропали. Люди хотели устроить праздник, чтобы принести оленя в жертву. Люди стали обсуждать, кому достанутся эти два оленя. Когда оленей связали четырьмя слоями веревки, они начали прыгать. Олени сорвали свои упряжки и быстро убежали. Все оленята последовали за ними. Ночью половину стада привели обратно, и от этого стада родились хантыйские оленята [4, С. 78-79]. о Наши наблюдения показывают, что хан-£ ты очень привязаны к своим оленям и относятся ся к ним с большой заботой, называя их своими друзьями. Оленеводство наложило определенный ^ отпечаток на характер людей. Северные олени -

удивительные животные. Кстати, северные олени маленькие, размером примерно с годовалого теленка. Они не привыкли к шуму большого количества людей, поэтому ведут себя тихо, спокойно и боязливо. Они часами стоят там, где их оставили погонщики, и не двигаются. Это млекопитающее, копытное жвачное животное и одно из первых животных, одомашненных человеком. Их используют как транспортное средство, для получения мяса и меха. Они живут стадами круглый год, питаясь лишайником на открытой местности.

Далее перейдем к преданию Хет курап курац вой Шестиногий лось'. Лось предстает умным животным. Мотив обретения священного шестино-гого лося явно связан с космологическими легендами, что является очевидным следствием. Бог создал лося шестиногим, шестируким. Младший сын Бога отправился на лосиную охоту со своим тестем. Он подошел к лосиному пастбищу и подкрался ближе. Лось заметил и испугался. И побежал, что лишь следы остались. Кончиком лука он потрогал следы, они уже давно затвердели [4, С. 66-69].

Согласно мифологии, шестиногий лось - это большая медведица с четырьмя задними лапами с большими звездами по вертикали. Млечный путь - это след охотника, который преследовал шестиногого лося с неба и отрубил ему две задние ноги, чтобы в будущем, когда люди появятся на земле, они могли охотиться на него, с этого начинается сказка: Оцац Тераман муфтаман курац войэн хет курап-йошап вес 'Бог создал лося шестиногим-шестируким', Лось - это животное, связанное с небесным миром, небом и имеет небесное происхождение, поразительную скорость, дар к предсказанию, связь с верховным божеством, которому он предназначался в качестве жертвы: Хенты йисан ханнехе муцаттыйан, немхуй-атан н>ухэц ант цэцы, щи мурт пастыйа муцатса» 'Когда появятся люди на свете, никто не сможет есть его мяса, настолько быстрым он сотворен'.

В этиологических сказках разъясняется происхождение или особенности внешнего вида какого-либо животного, явления природы, возможно, поэтому они распространены именно среди народов, занимающихся охотой и рыбалкой.

Сказочные сюжеты объясняются с практической точки зрения: почему и как возник мир и ее обитатели, которые в нем проживают, и как они появились. Тексты посвящены как природе, так и отношение людей к окружающим их животных. Этиологические хантыйские сказки с участием главных героев повествуют об их сотворении на Земле, именно в них отражается размышление людей о мироздании.

Литература

1. Белова О.В., Кабакова Г.И. Народная этиология и фольклор (проблемы изучения и классификация этиологических легенд и сказок) /

традиционная культура. - № 2 (58). - 2025. -С. 78-87.

2. Капланова А.И. Этиологические сказки о животных в ногайском фольклоре / Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации. - № 5. - 2019. - С. 92-97.

3. Лукина Н.В. Материалы по оленеводству восточных хантов (конец XIX - 70-е годы XX в.) / Советская этнография. - 1979. - № 6. - С. 110121.

4. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной, под общей редакцией Е.С. Новик. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 568 с.

5. Новьюхова Г.Б. К вопросу об образах животных в хантыйском фольклоре // Роль инноваций в трансформации в современной науки: мат-лы Международной научно-практической конференции. Аэтерна (Уфа). в 6 ч. Т. 5. 2017. -С. 101-106.

6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1986. - 368 с.

7. Почему у Дятла голова красная. Хантыйская народная сказка (казымский диалект) / Сост., пер. на рус. яз. С.Д. Дядюн; ред. хант. текста д.ф.н. В.Н. Соловар; пер. на англ. яз. М.Г. Вол-дина; ред. англ. текста Т.Г. Соловар. - Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2016-12 с.

8. Соловар В.Н. Хантыйские этиологические сказки о рыбах / Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: мат-лы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 2021.- С. 125-127.

ETIOLOGICAL KHANTY TALES ABOUT ANIMALS

Novyukhova G.B.

Ob -Ugric Institute of Applied Research and Development

The article deals with animals in Khanty etiological tales. Etiological explanations demonstrate the characteristics of the narrative of the fairy tale. The origin of the object motivates the subject. The texts analyze different attributions, reflect the areas of distribution of etiological motives, and describe the appearance of certain external signs in an individual animal. The characters of Khanty fairy tales are the following animals: a bear, a chipmunk, also insects, birds and pets. They have an inherent etiological character. They explain the behavior of animals, birds, fish, and in addition their educational function is explained. The Khanty people were engaged in hunting in the first years of their daily life, which confirms that animals were objects of worship, being the most important inhabitants of the earth and its defenders.

Keywords: etiological fairy tale, plot, motive, animals. References

1. Kaplanova A. I. Etiological tales about animals in Nogai folklore / Narthology in the XXI century: modern paradigms and interpretations. - No. 5. - 2019. - pp. 92-97.

2. Myths, legends, tales of the Khanty and Mansi / Translated from the Khanty, Mansi, German languages. Comp., preface and note by N.V. Lukina, under the general editorship of E.S. No-vik. M.: Nauka. The main editorial office of Oriental literature, 1990. - 568 p.

3. Novyukhova G.B. On the question of animal images in Khanty folklore // The role of innovations in transformation in modern science: materials of the International Scientific and Practical Conference. Aeterna (Ufa). at 6 p.m. 5. 2017. - pp. 101-106.

4. Propp V. Ya. Historical roots of a fairy tale. Leningrad: Leningrad University Press, 1986. - 368 p

5. Why the Woodpecker's head is red. Khanty folk tale (Kazym dialect) / Comp., translated into Russian by S.D. Dyadyun; ed. hunt. text by D.F.N. V.N. Solovar; trans. in the English language of M.G. Voldin; ed. text by T.G. Solovar. - Khanty-Mansiysk: LLC "Printing world of Khanty-Mansiysk", 2016-12 p.

6. Solovar V. N. Khanty etiological tales about fish / High technologies, science and education: current issues, achievements and innovations: materials of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference, Penza, 2021. - pp.125-127.

7. Belova O.V., Kabakova G.I. Folk etiology and folklore (problems of studying and classification of etiological legends and fairy tales) / traditional culture. - № 2 (58). - 2025. - Pp. 78-87.

8. Lukina N.V. Materials on reindeer husbandry of the Eastern Khants (late XIX - 70s of the XX century) / Soviet ethnography. - 1979. - No. 6. - pp. 110-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.