Научная статья на тему 'ЭТИКА В КУЛЬТУРЕ ВНЕШНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГА-ПЕДАГОГА'

ЭТИКА В КУЛЬТУРЕ ВНЕШНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГА-ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ETHICS / MORALITY / BEHAVIOR / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина А.В., Комарова В.А.

В данной статье рассматриваются структурные компоненты профессионального имиджа, этические нормы и принципы в психолого-педагогической сфере. Профессиональный имидж- это прежде всего образ, который соответствует специфики той или иной профессиональной деятельности. Этические нормы, являются базой профессионализма педагога-психолога. Профессиональная этика-это руководство к общим морально-нравственным принципам и формирования на их основе правил поведения и общения в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICS IN THE CULTURE OF EXTERNAL AND BEHAVIOR PSYCHOLOGIST-TEACHER

This article examines the meaning of the concept of "ethics" in the psychological and educational sphere. Ethics is primarily an understanding of the ideals, moral qualities and norms of human behavior, the purpose of man and the meaning of his life. Ethical standards are the basis of the professionalism of the educational psychologist. Professional ethics is a guide to general moral principles and the formation because of the rules of behavior and communication in the profession.

Текст научной работы на тему «ЭТИКА В КУЛЬТУРЕ ВНЕШНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГА-ПЕДАГОГА»

УДК 740

Лапина А.В. студент 2 курса факультет гуманитарный Комарова В.А. студент 2 курса факультет гуманитарный Муромский институт (филиал)ВлГУ научный руководитель: Романова Н.В., канд. Культурологии

доцент МИВлГУ Россия, г. Муром

ЭТИКА В КУЛЬТУРЕ ВНЕШНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГА-

ПЕДАГОГА

Аннотация:

В данной статье рассматриваются структурные компоненты профессионального имиджа, этические нормы и принципы в психолого -педагогической сфере. Профессиональный имидж- это прежде всего образ, который соответствует специфики той или иной профессиональной деятельности. Этические нормы, являются базой профессионализма педагога-психолога. Профессиональная этика-это руководство к общим морально-нравственным принципам и формирования на их основе правил поведения и общения в профессии.

Ключевые слова: профессиональный имидж, мораль, нравственность, поведение, профессионализм.

Lapina A. V. Student

2nd year, Faculty of Humanities Murom Institute (branch) VlSU Russia, Murom Komarova V.A. Student

2nd year, Faculty of Humanities Murom Institute (branch) VlSU Russia, Murom

Scientific adviser: Ph.D. in cultural science, docent MIVlSU

Romanova N.V.

Abstract:

This article examines the meaning of the concept of "ethics" in the psychological and educational sphere. Ethics is primarily an understanding of the ideals, moral qualities and norms of human behavior, the purpose of man and the meaning of his life. Ethical standards are the basis of the professionalism of the educational psychologist. Professional ethics is a guide to general moral principles

and the formation because of the rules of behavior and communication in the profession.

Key words: ethics, morality, morality, behavior, professionalism.

Ни для кого не секрет, что в любой профессии существует своя определённая этика в культуре внешности и поведении. Разумеется, как таковых конкретных требований к имиджу человека не существует. Но успешность специалистов социальной сферы (социальный педагог, педагог -психолог) заключается в представлении о нём и о его деятельности. Однако, профессиональная деятельность педагога, предполагает уметь распознавать общность и различие в представлении об имидже.

Рассматривая учебные пособия по данному вопросу, определённо можно говорить о том, что в основе деятельности педагога лежит взаимодействие с другими людьми. Исходя из этого, ему необходимо координировать социальные нормы и правила поведения, установленные в обществе. Согласно книге «Педагогика имиджа» Симонова И.Ф., огромное значение имеет формирование вербальных и невербальных компонентов имиджа113. Эти компоненты складываются на основе личностных качеств, интересов, а так же ценностных ориентаций.

Важным аспектом в профессиональной деятельности психолога-педагога, является его внешний облик114. Поскольку образ говорит о человеке, как о личности в целом, его предпочтениях, так и о профессиональных навыках. Иными словами имидж создает эффект первого впечатления, который оказывает влияние на развитие успешных отношений между людьми.

Профессиональный образ содержит следующие компоненты:

- внешний вид (одежда, причёска, макияж должны быть сдержанными);

- вербальный имидж (тембр и манера общения -последовательны, логичны, убедительны);

-невербальный имидж (осанка, походка и мимика должны быть умеренными);

-ментальный имидж (мировоззрение и этические установки должны соответствовать норме).

Все вышеперечисленные компоненты подразумевают наличие личностных качеств, которые описываются в работах многих зарубежных и отечественных учёных: А.Ф. Бондаренко, Р.Б. Кеттелла, А.А. Бодалева и др. Подтвержденные авторами качества, отмечают способность к чуткости, доброжелательности и положительному отношению к другим людям, тем самым располагая их к себе. Одним из основных элементом образа психолога-педагога являются педагогическая этика, педагогический этикет, внешний

113 Симонова И.Ф. «Педагогика имиджа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1207453/

114 Структурные компоненты профессионального имиджа педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/47/5827/

облик, обаяние.

Внешний облик выступает одним из ведущих компонентов в имидже педагога. Он должен внушать уважение и доверие. В это случае, будет уместен классический и немного строгий вид. Грамотно подобранная форма для педагога, является, та, которая помогает сосредоточить внимание учеников на усвоение материала, а не на исследование деталей в одежде. Подобной одеждой, может выступать классический костюм, который в свою очередь будет акцентировать внимание на профессиональных качествах психолога-педагога.

К классическому костюму можно отнести юбку-карандаш или брюки, блузку и пиджак. Для женщины, это может быть ещё и элегантное платье. Что касается цветовой палитры в одежде то цвета могут быть чёрными, коричневыми, серыми, бежевыми, белыми и тёмно-синими. Блузки желательно выбирать светлых тонов. Делать акцент на украшения - не рекомендуется. Важно позаботиться о макияже, маникюре и причёске, они должны быть максимально естественными.

Вербальный имидж включает в себя, не только тембр голоса и манеру общения, но и соблюдение делового этикета, который в свою очередь помогает оградиться от ошибок и конфликтных ситуаций в работе с учащимися и коллегами.

Невербальный имидж предполагает многогранный спектр характеристик, включающих в себя осанку, походку, мимику, психическое состояние человека.

Ментальный имидж заключается в идеологии конкретного человека, которая определяет его этические взгляды, религиозные и политические установки. Для педагога важно, чтобы его личные взгляды не приносили дискомфорт в его профессиональную деятельность.

Профессиональная деятельность психолога подразумевает соблюдение нравственных и этических принципов в поведении, что так же является составляющей имиджа115:

- принцип конфиденциальности (информация не подлежит сознательному и непредумышленному распространению);

-принцип компетентности (усовершенствование уровня своей профессиональной деятельности, четко определять и учитывать границы собственной компетентности);

- принцип ответственности (ответственность за высказывания на публичных выступлениях);

- принцип этической и юридической правомочности (проводить исследования в соответствии с действующим законодательством);

-принцип квалифицированной пропаганды психологии (отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным

115 Этический кодекс психолога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychologiya.com.ua/kodeks-psixologa.html

положением дел);

- принцип благополучия клиента (руководствоваться принципом «не навреди»);

- принцип профессиональной кооперации (проявление уважения к другим специалистам и методам их работы);

- принцип информирования клиента о целях и результатах обследования (информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним).

Подводя итоги всего высшее сказанного, можно утверждать, что современному специалисту необходимо владение этическими качествами. Опираясь на функции этикета, педагог-психолог владеет возможностями здраво строить своё отношение к жизненным обстоятельствам и при этом создавать разумные для педагогического общения условия. Всё это способствует улучшению качеств его работы, развитию дружеских отношений с коллегами и повышение его авторитета.

Соблюдение этических правил успешно сказывается на образовательном процессе, так как современное образовательное учреждение является открытой воспитательной системой, по многочисленным человеческим показателям (национальность, пол, возраст, религиозные взгляды и т. д.).

Учитывая этику в культуре внешности и поведении, специалист может определить, как оптимально вести себя в той или иной возрастной группе детей или взрослых людей. Обучающиеся должны видеть, как преподаватель справляется с возникшими ситуациями в профессиональной деятельности.

Правила этикета опираются на нравственно-организованных основах. Они несут в себе нравственные основы, базируются на моральных устоях общества, тем самым является отражением в поведении личности. Все это дает педагогу определённую технику поведения, которая дает возможность ему выражать свои профессионально- нравственные отношения к своей профессиональной деятельности и окружающим его людям.

Использованные источники:

1. Симонова И.Ф. «Педагогика имиджа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1207453/

2. Структурные компоненты профессионального имиджа педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/47/5827/

3. Этический кодекс психолога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //psychologiya.com.ua/kodeks-psixolo ga.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.