УДК 174
Соколов Д.О. студент 2 курса бакалавриата
МИВлГУ Россия, г.Муром Научный руководитель: Романова Н.В., кандидат культурологии
доцент кафедра СГПД Муромский институт Владимирский государственный университет
МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Аннотация: Статья посвящена значению этических норм и правил в профессии психолога - педагога, анализу стиля поведения, внешнего вида и личностных качеств.
Ключевые слова: педагог-психолог, имидж, моральный облик, этический кодекс.
Sokolov D.O.
2nd year undergraduate student
MIVlSU Russia, Murom
Scientific adviser: Romanova N.V., candidate of cultural studies
assistant professor Department of SRS Murom Institute Vladimir State University
MORAL IMAGE OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST
The article is devoted to the importance of ethical norms and rules in the profession of a psychologist-teacher, the analysis of the style of behavior, appearance and personal qualities.
Keywords: teacher-psychologist, image, moral image, code of ethics.
Проблема соблюдения педагогом-психологом этических принципов и этического кодекса сейчас достаточно распространена.
А.А. Крылов, А.И Юрьев отмечают, что «этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее
уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества, являются определяющими для деятельности психолога»208.
Манера поведения и внешний вид человека формируют представление общества о нем как о специалисте. Строго прописанных норм, касаемых внешнего облика, нет. Однако существуют общие морально - этические требования, из которых складывается имидж специалиста.
Имидж - это своего рода призма, через которую преломляется каждое слово и действие субъекта. Важно подчеркнуть, что внешний имидж, то есть то, как другие воспринимают человека, может существенно отличаться от его истинных личностных качеств. При этом особую роль в формировании имиджа занимает восприятие человеком своих внутренних и внешних характеристик
Образ педагога-психолога должен располагать к себе людей, вызывать симпатию и помогать выстраивать доброжелательные отношения. Первое впечатление играет важную роль, поскольку именно восприятие и оценка происходит при первой встрече.
Педагог-психолог не должен быть одет в совершенно официальном костюме уровнем не ниже BT (business traditional), требования к этой профессии немного иные.
Свежая рубашка белого, голубого, серого цвета - универсальное решение. Женщинам всего лишь нужно смягчить этот образ легким макияжем и любым украшением - небольших сережек или демократичной подвески вполне хватит. Мужчинам можно дополнить такую рубашку неярким галстуком с нейтральным рисунком или, расстегнув верхнюю пуговицу рубашки, демократизировать свой образ отсутствием галстука.
Мужчины могут дополнить рубашку мягким пиджаком или трикотажным кардиганом. Женщины могут воспользоваться плюсами трикотажных водолазок или кашемировых твинсетов. С одной стороны, они могут некую неформальность общения, а с другой - будет держать ситуацию в рамках норм цивилизации.
Эти детали способствуют сосредоточению внимания собеседника на основной проблеме.
Немалую роль в психолого-педагогическом сообществе играет стиль поведения. Он складывается из системы ценностей человека, уровня образования, психологических особенностей и общей культуры личности.
Для педагога-психолога особенно важно проявлять такие качества как корректность, чувство такта, внимательность и уважение к участникам
208 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. _Учебное пособие -СПб., 2003. - С.540.
образовательных отношений, открытость для общения и доброжелательность. При общении тембр голоса, интонация должны быть мягкими, что свидетельствует о дружелюбии и стремлении помочь.
В данной профессии порой сложно бывает вызвать на контакт детей или их родителей, однако профессионально выстроенное поведение педагога-психолога может помочь собеседникам раскрыться и создаст благоприятный психологический микроклимат.
Специалист должен обладать моральной зрелостью, а именно уметь брать на себя ответственность за принятые решения, обладать смелостью в самом факте принятия таких решений. Также педагог-психолог должен вызывать доверие и искренне сопереживать собеседнику.
Грубость пренебрежительность предвзятость недопустимы в поведении. Это говорит об озлобленности, что противоречит образу педагога-психолога и может нанести вред окружающим.
Психологу - педагогу следует избегать любых поступков и высказываний, которые могут отразиться негативно на его репутации. Об этом следует помнить не только на работе, но и вне нее.
Одним из компонентов имиджа педагога-психолога - это культура речи, которая отражает уровень образования и воспитания и является своеобразной визитной карточкой.
Речь является важнейшим профессиональным инструментом педагога-психолога, через который можно донести до слушателя необходимую информацию. В речи педагога-психолога реализуется воспитательная функция, поскольку его речь воспринимается как образец для подражания.
В заключении хотелось бы отметить момент, без соблюдения которого невозможно представить работу деятельность педагога-психолога - это конфиденциальность. Принцип секретности должен быть соблюден всегда. Перед началом работы необходимо лично обсудить с клиентом тему сохранения конфиденциальности, получить разрешение на использование средств записи, согласовать особенности обработки, хранения и сроки уничтожения полученной информации. Исключение составляют только результаты экспериментальной диагностики, которые публикуются без персональных данных.
Таким образом, следование постулатам этического кодекса педагога-психолога является неотъемлемым элементом его социального статуса. Стиль должен быть сдержанным, способствовать уважительному отношению, ориентировать на открытое и доброжелательное общение.
Использованные источники: 1. Овсянникова О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности педагога - психолога // Социально - гуманитарные знания. 2014. № 1. С. 154 - 162.
2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. _Учебное пособие -СПб., 2003. -560 с.
3. Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога : учебное пособие / Е. С. Протанская ; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусства. -Санкт-Петербург : изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. - 173 с.