Научная статья на тему 'Этика отношений между преподавателем и студентом при выполнении научно-исследовательского проекта'

Этика отношений между преподавателем и студентом при выполнении научно-исследовательского проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Л. Б., Парийская Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этика отношений между преподавателем и студентом при выполнении научно-исследовательского проекта»

Литература:

1. Ботяев, В.Л. Координационные способности, вестибулярная устойчивость и их роль в освоении программы по гимнастике студентами педвузов: Дис. ... канд. пед. Наук. Москва, 1999. - 127 c.

2. Вавилова, А.А. Об амбулаторной диагностике вестибулярных нарушений / А. А. Вавилова // Российская оториноларингология. 2006. № 5. С. 70-74.

3. Кулик, Л. И. Вестибулометрические пробы в практике работы Врачебно-экспертной комиссии / Л. И. Кулик // Практика i досвщ. 2004. № 3. С. 27-29.

4. Методы медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации (метод. пособие для врачебно-летных экспертных комиссий) / под ред. В.В. Книги. М.: Воздушный транспорт, 2004. С. 274-279.

5. Соколов, Ю. А. Вестибулометрия в практике врачебно-летной экспертизы: учеб.-метод. Пособие / Ю.А. Соколов, А.П. Пантюхов, М.В. Коршук. - Минск: БГМУ, 2014. - 60 с.

Ключевые слова: вестибулярная устойчивость, оценка, студент, пилот, тест. Keywords: vestibular stability, assessment, student, pilot, test.

УДК 174.4

Л.Б. Захарова, Е.Н. Парийская

ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, zakharova. l@unbox. ru

На кафедре физиологии Медицинского факультета СПбГУ разработана и успешно внедрена практика выполнения студентами 2 курса научно-исследовательских проектов по дисциплине «Нормальная физиология» в формате самостоятельной работы под руководством преподавателя [1, 2]. В состав формируемых исследовательских групп входят 2-3 студента и преподаватель. Залогом успешной реализации научно-исследовательского проекта и более глубокого изучения дисциплины является правильная организация этических отношений между преподавателем и студентами. Преподавателю важно найти

подход к каждому студенту, заинтересовать его и оценить его личный вклад в процесс выполнения работы. При этом, если необходимо, надо найти методы воздействия на студентов, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт. Необходимо создать дружескую атмосферу на основе взаимного доверия между всеми участниками проекта. При выборе темы проекта преподаватель должен провоцировать интерес к исследованию, затрагивая значимые для студентов проблемы. Одна из важнейших задач преподавателя на данном этапе - помочь студентам прийти к согласованному мнению, путем внимательного выслушивания различных предложений, поиска общих тенденций для принятия решений, стимулировать образовательные, а не соревновательные цели студентов. Руководитель проекта должен следить за тем, чтобы объектом критических замечаний являлось мнение, а не студент, выразивший его. В ходе выполнения научно-исследовательского проекта участники получают навыки работы с научной литературой, формулировки целей и задач, построения дизайна собственного исследования, обработки и анализа результатов, овладения речевой культурой, в частности, свободного и грамотного владения профессиональной терминологией, что необходимо для публичного представления полученных результатов [3]. Все выполненные проекты в обязательном порядке представляются на ежегодной отчётной конференции Студенческого научного общества кафедры физиологии в формате устных или стендовых докладов с последующим обсуждением. Наиболее удачные работы представляются авторами на различных научно-практических конференциях, в том числе и с международным участием («Фундаментальная наука и клиническая медицина -Человек и его здоровье», международный научный форум «Ломоносов» (МГУ), 8С1ЕКСЕ4ИЕЛЬТИ (РУДН, г. Москва), а также за рубежом (Киев, Минск, Стокгольм и др).

Выполнение научно-исследовательских проектов на 2 курсе для многих студентов является первым опытом научно-исследовательской деятельности, позволяет не только научиться её началам, но и получить творческую заинтересованность и мотивацию, ощущение авторства, почувствовать собственный исследовательский потенциал. Участие в конференциях позволяет общаться с товарищами по интересам, расширять круг профессиональных контактов и профессиональных интересов. На данном этапе задача преподавателя добиться чувства удовлетворения у всех участников проекта и поблагодарить их за активную работу, проявленный интерес, выделить наиболее отличившихся, вру-

чить им сертификаты, дипломы, памятные подарки и грамоты [4]. Список литературы:

1. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Петрова О.П. Учебная лаборатория как необходимая форма интерактивного обучения // Врач и информационные технологии. 2012. С 65-69.

2. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Петрова О.П. Фундаментальное образование — лифт в профессию врача: Преподавание физиологии на Медицинском факультете СПбГУ // Вестник СПБГУ. Серия 11: Медицина. 2013. №1. С.200-204.

3. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Ковалева Т.В. Междисцип-линарность: решение проблем преподавания биоэтики и физиологии в СПбГУ//Вестник СПбГУ. Серия 11: Медицина, 2014. № 3. С. 209-215.

4. Ерофеев Н.П.,. Парийская Е.Н.Трансляция фундаментальных знаний в клиническую практику // Вестник СПбГУ. Сер. 11. Медицина. 2016. Вып.1. С. 134-139.

УДК 612+378.1+37.01+174.4+177

Л.Б. Захарова, Т.В. Ковалева, Е.Н. Парийская

ПРИМЕНЕНИЕ БИОЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ3

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, [email protected]

На кафедре физиологии Медицинского факультета СПбГУ разработана и успешно внедрена практика выполнения студентами практических работ и научно-исследовательских проектов (НИП) по дисциплине «Нормальная физиология» в формате аудиторной и самостоятельной работы под руководством преподавателя [1-3]. Практические работы и НИП выполняются студентами под девизом «изучи физиологию на себе», используя клинико-физиологическое оборудование, что является адекватной и достойной заменой старых методов обучения, когда использовали, в качестве объекта эксперимента, животных.

"3

Zakharova L., Kovaleva T., Parijskaya E. Application of bioethical principles in the implementation of research work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.