Научная статья на тему 'Применение биоэтических принципов при выполнении научно-исследовательской работы'

Применение биоэтических принципов при выполнении научно-исследовательской работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИОЛОГИЯ / БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / MEDICAL EDUCATION / PHYSIOLOGY / BIOETHICS PRINCIPLES / TRAINING / SCIENTIFIC RESEARCH
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Л. Б., Ковалева Т. В., Парийская Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение биоэтических принципов при выполнении научно-исследовательской работы»

чить им сертификаты, дипломы, памятные подарки и грамоты [4]. Список литературы:

1. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Петрова О.П. Учебная лаборатория как необходимая форма интерактивного обучения // Врач и информационные технологии. 2012. С 65-69.

2. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Петрова О.П. Фундаментальное образование — лифт в профессию врача: Преподавание физиологии на Медицинском факультете СПбГУ // Вестник СПБГУ. Серия 11: Медицина. 2013. №1. С.200-204.

3. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Ковалева Т.В. Междисцип-линарность: решение проблем преподавания биоэтики и физиологии в СПбГУ//Вестник СПбГУ. Серия 11: Медицина, 2014. № 3. С. 209-215.

4. Ерофеев Н.П.,. Парийская Е.Н.Трансляция фундаментальных знаний в клиническую практику // Вестник СПбГУ. Сер. 11. Медицина. 2016. Вып.1. С. 134-139.

УДК 612+378.1+37.01+174.4+177

Л.Б. Захарова, Т.В. Ковалева, Е.Н. Парийская

ПРИМЕНЕНИЕ БИОЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ3

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, [email protected]

На кафедре физиологии Медицинского факультета СПбГУ разработана и успешно внедрена практика выполнения студентами практических работ и научно-исследовательских проектов (НИП) по дисциплине «Нормальная физиология» в формате аудиторной и самостоятельной работы под руководством преподавателя [1 -3]. Практические работы и НИП выполняются студентами под девизом «изучи физиологию на себе», используя клинико-физиологическое оборудование, что является адекватной и достойной заменой старых методов обучения, когда использовали, в качестве объекта эксперимента, животных.

"3

Zakharova L., Kovaleva T., Parijskaya E. Application of bioethical principles in the implementation of research work.

Для реализации каждого научно-исследовательского проекта формируется исследовательская группа из 2-3 студентов и преподавателя. Залогом успешного взаимодействия студентов и преподавателей для достижения поставленной цели и более глубокого изучения дисциплины является использование биоэтических принципов: автономия личности, информированное согласие, добровольность, целостность личности и справедливость [4,6,7]. Эти универсальные этические принципы, основанные на фундаментальных исследованиях биомедицинской этики, регулируют взаимоотношения «исследователь - испытуемый». Поскольку любое лечение в клинической медицине можно рассматривать как эксперимент, а основу экспериментальной медицины составляет исключительно эксперимент, авторы считают необходимым соблюсти условие, при котором в процессе обучения студент освоил на себе как роль исследователя, так и испытуемого. В этой связи преподаватель должен найти подход к каждому студенту, заинтересовать его и оценить личный вклад каждого в процесс выполнения экспериментальной работы. Поскольку биоэтические принципы основаны на моральных нормах поведения врача и медика-исследователя, то необходимо каждый из вышеизложенных принципов отработать на практике для их полного осознания и закрепления студентами.

Для соблюдения принципа автономии личности во время выполнения работы осуществляется взаимный диалог между преподавателем и студентами. При этом ответственность за правильность выбора методик и технологий при выполнении эксперимента лежит на преподавателе - кураторе проекта. Согласно этому принципу закладывается основа совместного взаимодействия участников исследовательской работы, которая формирует у студентов требуемые общекультурные и профессиональные компетенции.

Принцип автономии личности тесно связан с информированным согласием, которое необходимо, для того чтобы студент заранее осознавал характер проводимого эксперимента [8]. В процессе выполнения лабораторных работ или НИП, студенты получают информированное согласие у участников эксперимента, после чего последние осознанно выполняют требования предъявляемые исследователем, благодаря чему исключается возникновение конфликта. Соблюдение этого принципа создает условие для возникновения коммуникативного и конструктивного диалога между всеми участниками эксперимента, что в дальнейшей практике помогает выпускникам правильно выстраивать диалог врача с пациентом и коллегами по медицинскому сообществу.

Добровольность, как этический принцип, тесно связана с деонтологиче-ским характером медицинской профессии, поэтому студентам прививается понятие уважения свободы волеизъявления личности и добровольное согласие или несогласие на проведение эксперимента с его участием. Этот навык позволит практикующему врачу - исследователю никогда не применять внешнее принуждение [9].

При выполнении НИП в группе преподаватель стимулирует образовательные и соревновательные цели студентов, но при этом он учитывает самоидентификацию каждого студента, его жизненный опыт, индивидуальность и уникальность, в соответствии с принципом целостности. Руководитель проекта следит за конструктивной критикой участников эксперимента, не позволяя перемещать ее на личность. В результате этого создается творческая атмосфера на основе взаимодоверия, что сохраняет психофизическую целостность студента в роли испытуемого.

В рамках гуманистической парадигмы соблюдение принципа справедливости заключается в многоаспектном подходе в оценке полученных результатов. Многоаспектность и справедливость оценки выполненной работы заключается не только в получении научных результатов, но и в соблюдении биоэтических принципов и этическом поведении исследователей в ходе эксперимента. Для преподавателя, курирующего выполнение научной работы, важен не только конечный результат, но и воспитательная часть процесса обучения, которая базируется на известном постулате - «Не навреди»!

В ходе выполнения НИП его участники получают навыки работы с научной литературой, учатся формулировать цели и задачи, строить дизайн собственного исследования, осуществлять обработку и анализ полученных результатов [3]. Все выполненные проекты в обязательном порядке представляются на ежегодной отчётной конференции Студенческого научного общества кафедры физиологии в формате устных или стендовых докладов с последующим обсуждением. Это помогает студентам овладеть речевой культурой, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией, что необходимо для публичного представления полученных результатов. На данном этапе преподаватели помогают всем участникам проекта осознать значимость проделанной работы и благодарят их за проявленную активность, научный интерес, поощряя наиболее отличившихся сертификатами, дипломами, памятными подарками и грамотами [4].

Наиболее удачные работы представляются авторами на различных научно-практических конференциях, в том числе и с международным участием («Фундаментальная наука и клиническая медицина - Человек и его здоровье», международный научный форум «Ломоносов» (МГУ), SCIENCE4HEALTH (РУДН, г. Москва), а также за рубежом (Киев, Минск, Стокгольм и др). Участие в конференциях дает студентам понимание коллегиальности и причастности к профессиональному сообществу врачей, позволяет общаться с единомышленниками, расширяя круг междисциплинарных контактов и интересов.

Выполнение научно-исследовательских проектов для многих студентов является первым опытом научно-исследовательской деятельности, которая позволяет не только научиться её основам, но и получить творческую заинтересованность и мотивацию, ощущение авторства, почувствовать собственный исследовательский потенциал.

Литература:

1. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Петрова О.П. Учебная лаборатория как необходимая форма интерактивного обучения // Врач и информационные технологии. 2012. С 65-69.

2. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Петрова О.П. Фундаментальное образование — лифт в профессию врача: Преподавание физиологии на Медицинском факультете СПбГУ // Вестник СПБГУ. Серия 11: Медицина. 2013. №1. С.200-204.

3. Ерофеев Н.П., Парийская Е.Н Трансляция фундаментальных знаний в клиническую практику // Вестник СПбГУ. Сер. 11. Медицина. 2016. Вып.1. С. 134-139.

4. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Ковалева Т.В. Междисцип-линарность: решение проблем преподавания биоэтики и физиологии в СПбГУ // Вестник СПбГУ. Серия 11: Медицина, 2014. № 3. С. 209-215.

5. Ковалева Т.В., Парийская Е.Н. Трансляционная медицина как возможная модель медицинского образования в СПбГУ в современных условиях стремительного изменения научной картины мира // Inter-Medical М., 2015. № 4(10). С. 62-65

6. Ковалева Т.В. Биоэтика. — Санкт-Петербург: Издательство СпецЛит, 2015. 87 С.

7. Ковалева Т.В. Биоэтические методы и технологии в российском образовании // Дискурсы этики. СПб., 2014. № 2 (7). С. 61-78

8. Ковалева Т.В. Этическая рецепция информированного согласия // Вестник СПбГУ. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. СПб., 2011. № 2. С. 25-30

9. Хельсинская декларация. URL: www. http://acto-russia.org/files/WMA Helsinki.doc (дата доступа - 11.09.2016).

Ключевые слова: медицинское образование, физиология, биоэтические принципы, профессиональное обучение, научно- исследовательская работа. Keywords: medical education, physiology, bioethics principles, training, scientific research.

УДК 378.147

Зуйкова Е.Г., Бушма Т.В.

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ4

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, [email protected]

В наше время востребованы исследовательские работы, направленные на изучение современных подходов к планированию, содержанию и реализации самостоятельной работы (СР) студентов в практической деятельности. Аэробика как учебный предмет обладает большими возможностями по реализации самостоятельной деятельности студентов на практических занятиях. Выполнение СР по заданию и под руководством преподавателя - одна из активных форм обучения, нацеленная на инициативное и творческое освоение практического курса, формирование навыков межличностного общения, повышение интереса к обучению.

Актуальность данной работы связана с совершенствованием управления технологиями обучения в условиях возрастания роли СР студентов.

Цель работы: совершенствование системы управления подготовкой СР студентов за счет образовательной направленности практических заданий (ПЗ)

4Zuikova E.G., Bushma T.V.Management independent work of students to the educational aerobics/ St.-Petersburg State Polytechnical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.