Научная статья на тему 'Учебная лаборатория как необходимая форма интерактивного обучения'

Учебная лаборатория как необходимая форма интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / ФИЗИОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРОФЕССИЯ / PHYSIOLOGY / EDUCATION / INTERACTIVE METHODS / PROFESSION / LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова О. П., Ерофеев Н. П., Захарова Л. Б., Парийская Е. Н.

Современное конкурентоспособное медицинское образование требует адекватных подходов в обучении студентов и высокотехнологичной материально-технической базы. На кафедре физиологии медицинского факультета СПбГУ созданы дополнительные возможности информационного и методического воздействия на аудиторию с обратной связью и учетом уровня подготовки студентов по специальности. Создание учебной научно-исследовательской лаборатории и использование интерактивных методов обучения являются дополнительной мотивацией к самостоятельной творческой деятельности студентов, приобретению ими практических навыков научно-исследовательской работы в рамках студенческого научного общества (СНО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова О. П., Ерофеев Н. П., Захарова Л. Б., Парийская Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific-research laboratory as a necessary form of interactive education

The modern medical education needs the latest adequate approaches and high-technology practical base. On the medical faculty of Saint-Petersburg State University there are a lot of supplemented opportunities. These are: informational and interactive methodological influences on the students when you have a feedback from them. Moreover, the level of their readiness is also important. The creation of academic research laboratory is also an extra motivation for students to do the research work. The students also develop the practical skills of research while working in the student scientific society

Текст научной работы на тему «Учебная лаборатория как необходимая форма интерактивного обучения»

I/IT в образовании

Н.П. ЕРОФЕЕВ,

Л.Б. ЗАХАРОВА,

Е.Н. ПАРИЙСКАЯ,

О.П. ПЕТРОВА,

кафедра физиологии медицинского факультета, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия

www.idmz.ru

гол г, №6

■■■■

гш

УЧЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК 378.147.88

Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Петрова О.П. Учебная лаборатория как необходимая

форма интерактивного обучения (Санкт-Петербургский государственный университет, Россия)

Аннотация. Современное конкурентоспособное медицинское образование требует адекватных подходов в обучении студентов и высокотехнологичной материально-технической базы. На кафедре физиологии медицинского факультета СПбГУ созданы дополнительные возможности информационного и методического воздействия на аудиторию с обратной связью и учетом уровня подготовки студентов по специальности. Создание учебной научно-исследовательской лаборатории и использование интерактивных методов обучения являются дополнительной мотивацией к самостоятельной творческой деятельности студентов, приобретению ими практических навыков научно-исследовательской работы в рамках студенческого научного общества (СНО).

Ключевые слова: преподавание; физиология; образование; интерактивные методы; профессия.

UDC 378.147.88

Erofeev N.P., Zakcharova L.B., Parijskaya E.N., Petrova O.P. The scientific-research laboratory as a necessary

form of interactive education (Saint-Petersburg state university, St.-Petersburg, Russia)

Abstract. The modern medical education needs the latest adequate approaches and high-technology practical base. On the medical faculty of Saint-Petersburg State University there are a lot of supplemented opportunities. These are: informational and interactive methodological influences on the students when you have a feedback from them. Moreover, the level of their readiness is also important. The creation of academic research laboratory is also an extra motivation for students to do the research work. The students also develop the practical skills of research while working in the student scientific society.

Keywords: learning; physiology; education; interactive methods; profession.

Введение

Преподавание физиологии как самостоятельной дисциплины на медицинском факультете началось в 1765-1766 гг. впервые в России в Московском университете [4]. Курс физиологии читался один раз в три года для студентов первого года обучения. Преподавание велось сугубо теоретически и состояло в чтении публичных лекций по проблемам общей и частной физиологии [1].

Преподавание физиологии как части опытно-экспериментального знания проводилось усилиями профессоров М.И. Скиадана [3], Ф.И. Барсука-Моисеева, Ф.Ф. Керестури [6].

До настоящего времени многие кафедры осуществляют преподавание дисциплины в рамках давно сложившихся традиций: лек-

© Н.П. Ерофеев, Л.Б. Захарова, Е.Н. Парийская, О.П. Петрова, 2012 г.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 65 ■

Врач :::: ит в образовании

™ и информационные

технологии

Шь

>ция и лабораторное занятие (семинар, коллоквиум) вслед за ней по той же теме. Познавательная деятельность студентов при таком построении занятий имеет только один вектор — устное сообщение учебного материала лектором (преподавателем) студенту. Сложившаяся форма обучения не позволяет получить надежную обратную связь непосредственно в ходе обсуждаемой проблемы. Достижение учебных целей, по существу, откладывается до момента зачетных занятий. Более того, применяемая традиционная система не позволяет в полной форме выявить индивидуальные особенности студента.

За время с момента появления компьютеров и программных обеспечений к различным разделам физиологии в значительной мере повысилась эффективность использования IT-технологий. Использование их трактуется довольно широко: от создания электронной базы учебно-методического комплекса, включающего учебные, методические и дидактические материалы, до формирования фонда тестовых заданий [5].

Опытно-экспериментальная деятельность студентов на кафедре физиологии при любых модернизациях учебного процесса остается приоритетом получения знаний о функциях организма. Сложившийся подход в преподавании, на наш взгляд, может являться лишь составной частью единого комплексного процесса обучения физиологии с обязательным использованием интерактивных приемов контактов студентов с преподавателями, друг с другом и обучающими системами. Тем более, что интерактивная форма обучения включена в рамки обязательного образовательного стандарта подготовки специалистов по учебной дисциплине «Нормальная физиология».

Под интерактивным обучением авторы понимают несколько уровней взаимодействий студентов:

• креативное взаимодействие между преподавателями и студентами, результатом которого является создание нового содержа-

тельного продукта, полученного в процессе обучения учебной дисциплине «Физиология»: знаний, умений и навыков;

• анализ и обсуждение между собой (студентами) учебных онлайн-материалов, созданных преподавательским коллективом для подготовки студентов к семинарским и зачетным занятиям;

• совместный доступ и обсуждение между преподавателями и студентами Интернет-информационных учебных материалов, что позволяет и тем, и другим актуально пользоваться новейшими знаниями и практическими достижениями теоретической и клинической медицины;

• создание и реализация проектов экспериментальных исследовательских работ с ежегодной защитой их на итоговой кафедральной конференции в конце учебного года и других конференциях разных уровней — от регионального до международного.

Цель: создание интерактивной образовательной среды, позволяющей сочетать классические формы обучения на 1-2 курсах по учебной дисциплине «Нормальная физиология» с получением практических умений и навыков работы на современном клинико-диагностическом оборудовании.

Результаты работы

В течение восьми лет (2004-2012 гг.) на кафедре физиологии медицинского факультета СПбГУ формировалась интерактивная образовательная среда.

Формирование ее подразумевало единство двух составляющих учебного процесса — классического курса современной теории физиологии и лабораторных занятий в аудиторное и внеаудиторное время с обязательным включением (использованием) интерактивных компонентов.

Классический лекционный курс и семинары для студентов медицинского факультета по физиологии содержат новейшие знания регу-

66

I/IT в образовании

ляторных процессов организма на молекулярном уровне. Теоретические занятия проводят работающие в научно-исследовательских учреждениях Санкт-Петербурга авторитетные специалисты. Так, лекции по физиологии почки читает академик РАН Ю.В. Наточин; лекции по вопросам общей и частной физиологии центральной нервной системы читает академик РАН Н.П. Веселкин; по проблемам синаптической передачи — чл.-корр. РАН Л.Г. Магазаник, по физиологии кровообращения — проф. В.А. Цырлин. Лекции по другим разделам учебной программы ведет руководитель учебной дисциплины «Нормальная физиология», проф. Н.П. Ерофеев. В процессе лекционных занятий моделируются клинические ситуации, решить которые предлагается слушателям. Диалог студентов с лектором требует постоянного умственного напряжения мыслительной активности. Во время такой формы общения преподаватель задает вопросы таким образом, чтобы привлечь внимание студентов к наиболее важным аспектам темы лекции. Интерактивное общение во время лекции требует от студентов применения при обсуждении темы лекции знаний, ранее полученных из предыдущих смежных дисциплин. Данная форма проведения лекции, используемая лекторами кафедры физиологии в течение последних лет, нацеливает студентов самостоятельно формулировать выводы и обобщать узловые моменты прослушанной лекции. При таком методе общения лектор следит за тем, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они носили бы риторический характер и не обеспечивали бы достаточной активизации мышления обучающихся. Таким образом, уже на данном начальном этапе формируется среда интерактивного контакта преподавателя (лектора) и студентов. Создаваемая лекторами атмосфера профессионализма увлекает студентов в совместное творчество, что повышает значимость фундаментальных знаний для последующего формирования клинического мышле-

www.idmz.ru

гол г, №6

■■■■

гш

ния. Построенная таким образом лекционная составляющая образовательной среды позволяет студентам креативно и компетентно анализировать суть функциональных и/или органических перестроек конкретных функций в конкретных условиях жизнедеятельности организма человека.

Для реализации второй составляющей образовательной среды в 2004 году на кафедре физиологии медицинского факультета СПбГУ создана учебная исследовательская лаборатория. Организация лаборатории позволила, во-первых, создать ресурс аппаратуры, необходимой для исследования систем организма, традиционно изучаемых по курсу физиологии. Во-вторых, приобрести современные приборы клинико-диагностического комплекса для оценки не только нормальных показателей жизнедеятельности человека, но и его адаптивных возможностей в экстраординарных условиях (в различных стрессовых ситуациях, спортивных нагрузках, и пр.). Лаборатория оснащена современными сертифицированными приборами для функциональной оценки систем кровообращения и дыхания, сенсорных систем (зрения, слуха, вестибулярного аппарата и др.), психо-физиологических и психологических реакций психосоматической регуляции и пр.

Самостоятельная (или/и под руководством преподавателей) деятельность в учебно-исследовательской лаборатории позволяет студентам решать следующие задачи:

• углубление и расширение знаний теоретических и клинических основ функционирования органов, систем и целого организма в рамках учебного плана;

• обучение методам и способам самостоятельного решения конкретных учебных задач путем овладения умениями и навыками работы по современным технологиям, используемым в современной научной и практической функциональной диагностике;

• овладение методикой и навыками проведения самостоятельных научных эксперимен-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 67 ■

Врач :::: ит в образовании

™ и информационные

технологии

Шь

>тальных исследований по темам курсовых и выпускных классификационных работ и других разработок научных и прикладных проектов и тем в рамках факультета, Университета, региона, Федерации и международных организаций.

На сегодняшний день лаборатория успешно функционирует, результатом работы студентов в лаборатории являются следующие примеры.

Так, студентами 1-3 курсов под руководством и в соавторстве с научными руководителями и врачами-клиницистами были выполнены, например, следующие исследования. Студент Васильев Петр при участии сотрудников кафедры физиологии и общей хирургии, а также группы сотрудников ИТМО (ст. преподаватель Маргарянц Н.Б.) обосновал применение метода допплеровской флоуметрии для диагностики степени отека нижней конечности человека при недостаточности лимфотока и контроля лечебных мероприятий. Студентка Шишкова Анастасия при участии врачей федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова и сотрудников кафедры физиологии доказала адекватность использования неинвазивного способа (тест 6-минутной ходьбы) для диагностики легочной гипертензии по сравнению с дорогостоящими инвазивными методами. Результаты приведенных и других исследований стали предметом публикаций в отечественной и зарубежной научной литературе [2]. Такой педагогический прием позволил привлечь студентов младших курсов к участию во «взрослой» работе на равных. На наш взгляд, такое участие студентов имеет большое значение для их персонализации, формирования «Я-кон-цепции», позиционирования себя как личности в реальном коллективе учреждения здравоохранения федерального значения.

Ресурсы учебной лаборатории кафедры физиологии медицинского факультета СПбГУ эффективно используются для организации и проведения мастер-классов для учащихся

9-11 классов школ и гимназий медико-биологического и других профилей, семинаров руководителей ведущих физиологических лабораторий НИИ. Этим достигаются PR-решения, реализуются маркетинговые цели.

Значимым показателем эффективности организации учебного процесса в виде создания интерактивной среды на кафедре физиологии медицинского факультета служат показатели успеваемости. В период с 2007 года по 2011 год количество студентов, сдавшие государственные экзамен по физиологии на хорошо и отлично, увеличилось на 14%.

Заключение

Интерактивное построение практикума и лекционного курса нацеливает студента на конечный результат обучения физиологии на 1-2 курсе: уметь анализировать нормальные показатели физиологических систем тела человека, сравнивать их с нагрузочными тестами и измененными параметрами в результате патологии. Важной особенностью реализуемого проекта как продукта деятельности является то, что объектом исследования на лабораторных занятиях служит организм человека.

Выполнение самостоятельных исследовательских работ на младших курсах становится результативным заделом для написания выпускной квалификационной работы. Умения и навыки вычленять, ставить и реализовывать цель, вырабатывать обобщенные приемы действий, адекватно оценивать результаты самостоятельной научно-исследовательской работы позволяют студентам наработать практику формирования отчетов, подготовку докладов для публичных выступлений и выступлений в дискуссиях и пр. Когнитивные умения вычленять причинно-следственные взаимосвязи процессов и явлений и аргументированно отстаивать свою точку зрения являются необходимыми в последипломном обучении, а также в будущей профессиональной деятельности.

68

I/IT в образовании

Таким образом, созданная учебно-научная лабораторная база в полной мере обеспечивает получение новых знаний и формирование у студентов профессиональных умений и навыков использования различных методов при работе с клинико-диагностическими комплексами, программными и доказательными математическими приемами обработки полученных результатов.

Созданная в 2007 году как учебная, лаборатория сейчас является основой сформированного единого образовательного пространства для проведения учебного процесса на кафедре физиологии медицинского факультета

www.idmz.ru

гол г, №6

■■■■

гш

СПбГУ. Лаборатория позволяет освоить навыки работы на клинико-диагностическом оборудовании, аналогичном тому, которое применяется в клиниках, и выполнить большой объем разнообразных научно-исследовательских (экспериментальных) работ, обеспечивая когнитивную составляющую мотиваций студентов. При этом происходит реализация теоретических знаний в практике, помогая студентам проникнуть в суть регуляторных механизмов организма человека. Учебная лаборатория используется в качестве своеобразного «форпоста» выдвижения учебного процесса непосредственно в клинику (производство).

ЛИТЕРАТУРА

1. КоштоянцХ.С. Очерки по истории физиологии в России. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946. — 494 c.

2. Лазуко С.С., Городецкая И.В., Солодков А.П. Опыт использования полианализатора в физиологическом практикуме//Вестник ВГМУ. — 2009. — Т. 8. — №3. — С. 1-11.

3. Мейер-Штейнег Т, Зудгоф К. История медицины. — М., 1925.

4. Пальцев М.А., Сточик А.М, Затравкин С.Н. Физиология и ее преподавание на медицинском факультете в Московском университете в XVIII веке//Вестник Российской академии наук. — 2008. — Т. 78. — № 7. — С. 635-641.

5. Самойлов В.О., Голубев Н.Н. Современные компьютерные и Интернет-технологии в преподавании физиологии//Вестник Российской военно-медицинской академии. — 2008. — №3. — С. 165-169.

6. СточикА.М., Затравкин С.Н. Преподавание на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке//Исторический вестник Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. — 1995. — Т. 4. — С. 83-158.

>

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 69 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.