2013
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 11
Вып. 1
ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 612.013
Н. П. Ерофеев, Л. Б. Захарова, Е. Н. Парийская, О. П. Петрова
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ЛИФТ В ПРОФЕССИЮ: ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИОЛОГИИ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ СПбГУ
Студенчество — это особый этап в жизни человека, стремящегося получить образование. Юноши и девушки студенческого возраста уже не дети, но еще и не взрослые. Молодые люди реализуют свою самостоятельность, выбирают цели и создают жизненные установки [1-3]. Эти устремления молодых людей необходимо использовать для мотивации к достижению поставленных ими целей. Важно уже в начале обучения создать условия, которые будут способствовать «переводу» студента из пассивного потребителя теоретических знаний в активного пользователя ими в будущей профессиональной практике.
На кафедре нормальной физиологии медицинского факультета СПбГУ поставлена цель создания инновационной и логически обоснованной организации учебной деятельности и формирование мотивации у студентов доминанты получения фундаментальных знаний. Для решения этой задачи коллективом кафедры разработана и создана система информационно-образовательной среды с использованием инновационных технологий.
Главной составляющей этой системы по-прежнему остается классический курс физиологии, который предусматривает традиционную форму обучения: лекции, практические занятия, что дает основу для приобретения базовых знаний, умений и навыков для использования в будущей профессии, а также освоения смежных дисциплин. Другой составляющей системы информационно-образовательной среды выступают интерактивные формы проведения занятий.
Интерактивные методы обучения — это процесс диалогового обучения, в ходе которого происходит взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (дискуссии, круглые столы, ролевые игры и иные формы взаимодействия преподавателя
Ерофеев Нинолай Павлович — д-р мед. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет
Захарова Лидия Борисовна — канд. биол. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет
Парийская Елена Николаевна — канд. биол. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет
Петрова Ольга Павловна — канд. биол. наук, ст. преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет
© Н. П. Ерофеев, Л. Б. Захарова, Е. Н. Парийская, О. П. Петрова, 2013
и/или между студентами в группе и пр.); взаимодействие между участниками учебного процесса с использованием мультимедийных технических средств, клинико-диагностического оборудования, а также практическая работа с испытуемыми на тренажерах и проведение экспериментов на животных.
Основу реализации интерактивных форм проведения занятий составляет учебная научно-исследовательская лаборатория, которая функционирует на кафедре с 2006 г. Лаборатория оснащена современным клинико-диагностическим оборудованием для исследования функционального состояния важнейших систем жизнеобеспечения человека:
• гемодинамики и основных показателей деятельности миокарда и резистивного и емкостного компартментов сосудистого русла, анализа волновой структуры сердечного ритма, скорости распространения пульсовой волны, оценки микроциркуляции практически любого участка тела здорового и больного человека;
• функции внешнего дыхания, его основных параметров и функциональных проб конвективных объемных потоков воздуха в трахеобронхиальном дереве человека;
• динамики биоэлектрической активности головного мозга человека в условиях фонового состояния и при проведении различных функциональных нагрузок;
• нейрофизиологических и психологических реакций человека путем тестирования;
• динамики транскутанного парциального давления кислорода в различных тканях человека и животных.
Интерактивный характер проведения учебных занятий и научно-исследовательской работы в лаборатории позволил решить две главные задачи учебного плана:
• привить студентам II курса практические навыки работы с современным (в некоторых случаях уникальным) оборудованием, которое используется в лечебных учреждениях в клинико-диагностических целях;
• выполнять курсовые работы только в виде научно-исследовательских экспериментов по разнообразным темам, в том числе предложенным самими студентами.
Для перестройки учебного процесса с целью выполнения курсовых работ на основе учебно-исследовательской работы (вместо написания рефератов) преподавателям пришлось проделать определенную работу.
В течение последних четырех лет профессорско-преподавательский состав кафедры выпустил оригинальные учебно-методические пособия [4-8]. Авторский подход, большой личный опыт преподавания предмета физиологии позволил подробно и в доступной форме изложить и иллюстрировать трудные вопросы отдельных разделов физиологии. Учебные пособия составлены таким образом, что при проработке нового материала во внеаудиторное время студенты отвечают на вопросы по теме предстоящего занятия и решают ситуационные задачи. Важным дидактическим шагом издания авторских материалов стал тот факт, что каждое учебное пособие получили все студенты курса.
Созданная кафедральная почта [email protected] позволяет студентам расширить возможности обратной связи с преподавателями, а также получить доступ к дополнительным обучающим материалам. Предметом обсуждения становятся трудные для понимания физиологические механизмы, например возвратного, латерального, реципрокного торможения в ЦНС, и другие актуальные вопросы.
В одной из учебных аудиторий кафедры установлена интерактивная доска. Преподаватели используют возможности этого электронного гаджета для демонстрации Flash-тестов, анимаций и пр., что позволяет визуально осмыслить трудные интимные процессы отдельных физиологических функций тела человека.
В последние годы преподаватели физиологии сталкиваются с серьезной проблемой негативного восприятия частью студентов вивисекционных экспериментов на живых животных (например, лягушках). Для решения этой проблемы на кафедре активно используется виртуальный практикум по ключевым разделам физиологии, который имитирует все классические эксперименты на животных. При работе с виртуальной программой студент получает объем информации, сравнимый с объемом практических знаний, получаемых во время лабораторной работы с подопытными животными. Виртуальный практикум также позволяет:
• повторять практическую работу так часто, как необходимо студентам;
• исключить вероятность неудачного эксперимента;
• выполнять практические задания пошагово, что способствует обучению студентов методике и технике проведения экспериментов;
• изменять различные параметры экспериментов, чтобы видеть их влияние на результаты.
Методика проведения лабораторных работ и выполнение курсовых экспериментальных исследований на современном оборудовании обусловила реальные результаты. С момента создания учебной лаборатории кафедры (2006 г.) и по настоящее время (2012 г.) успеваемость студентов-лечебников повысилась на 15%.
Дополнительной мотивацией к самостоятельной творческой деятельности по ознакомлению с методиками функциональных исследований стало приобретение практических навыков научно-исследовательской работы в студенческом научном обществе (СНО). Кафедральный коллектив в течение последних пяти лет организует и проводит ежегодные научно-практические конференции по итогам работы студентов в СНО. Результаты экспериментальных исследований студентов публикуются в Трудах международной практической конференции «Перспективы развития науки и образования», а также в Трудах медико-биологических конференций молодых исследователей «Фундаментальная наука и клиническая медицина — человек и его здоровье». Так, на конференции «Фундаментальная наука и клиническая медицина — человек и его здоровье», проходившей в 2012 г., прозвучали доклады по результатам исследований, проводившимся по различным темам десятью студенческими коллективами. Доклад по исследованиям студентки II курса А. Шишковой был удостоен диплома II степени. Результаты работы студента П. Васильева отмечены дипломом международной академии «World Academy of Sciens Engeneering and Thechnology» (Швеция, 2012 г.).
Коллектив кафедры делился опытом создания оригинальной образовательной среды на Второй международной научно-практической конференции «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине», Physiomedi (26-28.10.2011 г., Санкт-Петербург); в Школе физиологии кровообращения на факультете фундаментальной медицины МГУ (31.01-3.02.2012 г., Москва).
Создание инновационной образовательной среды и были предметом заинтересованного обсуждения в ходе визита заместителя декана факультета фундаментальной медицины МГУ, заведующего кафедрой физиологии проф. В. Б. Кошелева (2008 и 2012 гг.). Положительную оценку инновационного и интерактивного применения
клинико-диагностического оборудования в учебном процессе дал профессор О. Н. До-рошкевич (Институт физиологии НАН Белоруссии). Результатом визита О. Н. Дорош-кевича стало приглашение двух наших студентов (М. Пойда и Ф. Кейер) для изучения реологических свойств крови при плазмаферезе с помощью кафедрального прибора по оценке емкостного русла кровотока (2010-2011 гг.). Отдельные курсовые работы проводились в лабораториях Научно-исследовательского института эволюционной биохимии и физиологии имени И. М. Сеченова, Центра сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова и др. Студенты П. Васильев и М. Снегирев получили две премии правительства Санкт-Петербурга, присуждаемые на конкурсной основе молодым ученым за 2012 г.
Таким образом, применяемый на кафедре подход к созданию оригинальной образовательной обучающей среды не имеет аналогов в других медицинских вузах страны.
Новый уровень развития медицины, ее оснащенность диагностической аппаратурой требует от студентов знания принципов получения достоверной информации о деятельности органов и систем, грамотной ее интерпретации [4; 5] и создает новые условия для методической подготовки будущего врача [9-11]. Создание инновационной образовательной среды формирует у студентов-медиков образ не только практикующего врача, но и врача-исследователя.
Литература
1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л.: ЛГУ 1974. С. 3-11.
2. Захарова Л. Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессиональной самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 12-17.
3. Зимняя И. А., Малахова В. А., Путиловская Т. С., Хараева Л. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. 187 с.
4. Внутренняя среда организма человека. Механизмы регуляции функций. Раздел 1: Структура и организация тела человека. Регуляция функций. Гомеостаз. Раздел 2: Физиология жидких сред организма (кровь, лимфа и интерстициальная жидкость): учеб. пособие и практикум по физиологии для студентов медицинских вузов / под общ. ред. проф. Н. П. Ерофеева; ред. О. П. Петрова. СПб.: «ИнформМед», 2010. 72 с.
5. Современный курс классической физиологии / под ред. Ю. В. Наточина, В. А. Ткачука. М.: Изд-во ГОЭТАР-Медиа, 2007. 388 с.
6. Физиология возбудимых мембран: учеб. пособие и практикум по физиологии для студентов медицинских факультетов университетов и вузов / под общ. ред. проф. Н. П. Ерофеева. СПб.: Спецлит, 2011. 121 с.
7. Руководство по написанию курсовых работ по фундаментальным дисциплинам: учеб. пос. / сост. Н. П. Ерофеев, О. В. Рыбальченко, А. В. Балахонов, Е. Н. Парийская, Л. Б. Захарова, О. П. Петрова, О. Г. Орлова, И. Ю. Карягина. СПб., 2010. 48 с.
8. Ерофеев Н. П., Радченко В. Г., Селиверстов П. В. Клиническая физиология толстой кишки. Механизмы действия короткоцепочечных жирных кислот в норме и патологии. СПб.: Форте Принт, 2012. 56 с.
9. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968. 197 с.
10. Ерофеев Н. П., Захарова Л. Б., Парийская Е. Н., Петрова О. П. Инновационные образовательные технологии: преподавание физиологии на медицинском факультете // Матер. II Междунар. заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки». Россия, Тамбов, 30 мая 2011 г. Тамбов: Изд-во Тамбовск. ун-та, 2011. С. 28.
11. Ерофеев Н. П., Захарова Л. Б., Парийская Е. Н., Вчерашний Д. Б. Инновационное обучение на кафедре физиологии создает основу клинического мышления // Медицина XXI век. 2008. № 9 (10). С. 25-28.
Статья поступила в редакцию 5 декабря 2012 г.