Научная статья на тему 'Преподавание физилогии в СПбГУ путь трансляции фундаментальных знаний в клиническую практику'

Преподавание физилогии в СПбГУ путь трансляции фундаментальных знаний в клиническую практику Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСЛЯЦИОННАЯ МЕДИЦИНА / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИОЛОГИЯ / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRANSLATIONAL MEDICINE / MEDICAL EDUCATION / PHYSIOLOGY / PROJECTBASED LEARNING
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание физилогии в СПбГУ путь трансляции фундаментальных знаний в клиническую практику»

помещений; иммунизация личного состава; закаливающие процедуры; санитарно-гигиенические мероприятия.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют об удовлетворительном качестве предварительного и окончательного медицинского отбора военнослужащих по контракту, а также хорошей организации их лечебно-профилактического обеспечения.

Ключевые слова: военнослужащие по контракту, состояние здоровья, заболеваемость.

Keywords: contract servicemen, health status, morbidity. УДК 612+378.1+37.01

Н.П. Ерофеев, Е.Н. Парийская

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЛОГИИ В СПБГУ ПУТЬ ТРАНСЛЯЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ8

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, proffnp@list.ru

Стремительно пополняющийся уровень теоретических знаний в области биологии, химии, физики, математики позволяет вскрывать недоступные ранее механизмы химического сигналинга регуляторных процессов, рецепторные механизмы действия нейротрансмиттеров и гормонов, но и постоянно увеличивает разрыв внедрения этих достижений в клиническую практику для улучшения диагностики и лечения. Загруженность практикующих врачей рутинной диагностической и лечебной работой не позволяет им в полной мере сочетать клиническую работу с проведением фундаментальных и экспериментальных исследований в рамках лечебного учреждения. Решение упомянутого противоречия решает трансляционная медицина, созданная для обеспечения высокой эффективности клинической деятельности врачей на основе достижений физиологии и других

8 N.P. Erofeev, E.N. Parijskaya Fiziоogiya's teaching in St.Petersburg state university a way of broadcast of fundamental knowledge to clinical practice.

теоретических дисциплин. Авторы высказываются о необходимости органического слияния фундаментального и клинического образования у будущих врачей [1]. Необходимо внедрять новые методы в подготовке врачей, сочетающие в себе профессиональную компетенцию «врача - клинициста» и врача, владеющего инструментами и методами исследовательской работы. На кафедре физиологии СПбГУ накоплен собственный опыт преподавания физиологии. Создан инновационный научный комплекс «Научно - исследовательские проекты студентов младших курсов - лифт в профессию врача» [2]. Деятельность этого комплекса направлена на соединение теории и практики, выработки знаний и умений необходимых в будущей работе выпускника. Проектно-ориентированное обучение -это взаимосвязь образовательного процесса и научно-исследовательской работы. Выполнение студентами обязательной курсовой работы в виде научно-исследовательских проектов на современном высокотехнологичном оборудовании, самостоятельное получение результатов экспериментов, а также осознание того, что аналогичные методы используются в клинической диагностике и контроле эффективности лечения, мотивирует их к инновационной деятельности, саморазвитию, осознанному выбору специализации, понимания места теоретических знаний в будущей профессиональной деятельности, способствует выработке у них клинического мышления [3]. Приведем примеры научно-исследовательских работ, которые реализованы как курсовое исследование студентами второго курса и будут продолжены ими при обучении на старших курсах: «Связь концентрации кортизола в слюне человека с неочевидными физиологическими проявлениями эмоций», «Изучение влияния препарата простатилена на сократительную активность изолированных гладкомышечных препаратов воротной вены», «Отражение патогенетических механизмов развития вторичной лимфедемы нижних конечностей в особенностях сигнала лазерной доплеровской флоумет-рии», «Измерение показателей микроциркуляции методом лазерной доплеров-ской флоуметрии». Научно-исследовательская работа учит развивать индивидуальное понимание востребованности на рынке труда, воспитательные черты: взаимодействие с преподавателями во время планирования и реализации научно -исследовательского проекта, взаимодействие внутри исследовательской группы.

Предлагаемый авторами статьи путь в обучении дает возможность студенту и выпускнику использовать фундаментальные знания для успешной клинической деятельности, поскольку он уже в ходе обучения овладел современ-

ными аппаратными и информационными технологиями исследования, применяемыми в медицине.

1. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Ковалева Т.В., Парийская Е.Н., Петрова О.П. Междисциплинарность: решение проблем преподавания биоэтики и физиологии в СПбГУ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина, 2014. № 3. С. 209.

2. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Петрова О.П. Фундаментальное образование — лифт в профессию врача: Преподавание физиологии на Медицинском факультете СПбГУ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина. 2013. №1. С.200.

3. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н., Петрова О.П. Учебная лаборатория как необходимая форма интерактивного обучения // Врач и информационные технологии. 2012. С 65.

Ключевые слова: трансляционная медицина, медицинское образование, физиология, проектно-ориентированное образование.

Keywords: Translational medicine, medical education, physiology, project- based learning.

УДК 340.6:378.661

Зарафьянц Г.Н., Чурилов Л.П., Круть М.И.,

Сашко С.Ю., Хохлов В.Д.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ В СПБГУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ДОДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ9

Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра патологии, Санкт-Петербург, Россия, zaraf_home@,mail.ru

Введение. Стратегическая программа медицинского образования в вузах -кардинальное повышение качества здравоохранения через значительное усиле-

9 Zarafiants G. N., Churilov L. P., Krut M. I., Sashko S.Yu., Hokhlov V. D. Frontiers in current forensic medicine teaching to graduate students of Saint Petersburg state university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.