УДК 316.7 Хайруллина В.К., Павлова О.А.
Хайруллина В.К.
студентка 2 курса факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
Научный руководитель: Павлова О.А.
доктор филологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
ЭТИКА И КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация: в статье представлена роль этики и культуры делового общения в управленческой деятельности учреждений социокультурной сферы. Этика как главный инструмент менеджмента заключается в специфике определения правильного поведения в культурном учреждении.
Ключевые слова: этика, этикет, деловое общение, коммуникативная культура, коммуникационный менеджмент.
Совокупность нравственных принципов, сложившихся в обществе, есть основополагающая черта становления взаимоотношений между людьми. Общение в профессиональной деятельности отражает соблюдение этических правил и норм. Они заключаются в проявлении взаимоуважения, вежливости и тактичности по отношению к каждому из сотрудников независимо от социального статуса и положения. В процессе деловой коммуникации
происходит «организация и оптимизация» различного рода предметной деятельности.
Деловое общение и этикет играют важную роль в основе менеджмента социально-культурной деятельности.
В современном обществе уровень важности соблюдения этикета, касающегося управленческой деятельности в социокультурной организации, сравнительно велик. В сфере менеджмента культура делового этикета - это совокупность норм и правил поведения в обществе. Манера общения, поведения, соблюдение ролевого амплуа, формально-ролевой характер - одни из главных составляющих норм и правил, принятых в обществе. Данные нормы и правила регламентированы и требуют чёткого соблюдения и исполнения.
Этический аспект является неотъемлемой частью в организации социального управления. По сути, социальное управление предполагает грамотное формирование организационной структуры и эффективное ведение управленческой деятельности. Для определения образцового поведения руководителя в любом социокультурном учреждении важно учитывать следующие этические составляющие деловой культуры: соблюдение правил поведения; соблюдение речевого этикета; воспитание в себе интеллигентности
[5].
В организации социокультурной сферы правильное поведение или этикет означает важную позицию в определении человека как руководителя того или иного учреждения культуры. В первую очередь, это манеры поведения. Они определяются соответствующим уровнем воспитания и умением вести себя в обществе. Культура поведения выражается в сохранении и поддержании нравственных ценностей и принципов, господствующих в организации, уважении к подчинённым и искренний интерес к их профессиональной деятельности. Владение манерами поведения показывает истинную природу воспитанной личности и умение успешно вести управленческую деятельность в рамках социокультурной сферы [2].
Следующий аспект, определяющий важную составляющую, является речевой этикет. В процессе делового общения устанавливается контакт и развивается коммуникация, необходимая для решения совместных задач. Для успешного ведения управленческой деятельности важна форма подачи информации. Формами реализации делового общения могут выступать: деловые беседы и совещания, публичные выступления, пресс-конференции, дискуссии, презентации, деловые завтраки [1].
Деловое общение включает в себя установление психологического контакта с деловым партнёром. В процессе делового взаимодействия менеджер социокультурной сферы обязан уметь выстраивать отношения с людьми, находить индивидуальный подход к каждому из сотрудников, коллег и подчинённых.
Этика делового общения проявляется, во-первых, в обращении к человеку. Предпочтительнее обращаться к собеседнику по имени и отчеству в независимости от его социального статуса и роли. Такое обращение подчёркивает значимость предмета общения и включение партнёра в активный диалог.
Во-вторых, к этикетным правилам делового общения относится уместное использование «ты - вы» форм. Степень официальности общения, характер взаимоотношений, степень знакомства, а также соотношение социального статуса собеседников — основные критерии, определяющие выбор формы обращения. Как правило, более старший сотрудник выбирает и определяет подходящую форму обращения и считает возможным обращаться к более молодому сотруднику на «ты», однако это противоречит правилам этикета.
Деловое общение требует от участников строгое соблюдение ролевого амплуа. Данная особенность подчёркивает принадлежность сотрудника к определённой социальной роли. Менеджер социокультурного учреждения может выступать как в роли руководителя, так и в роли подчинённого. Необходимо учитывать данный аспект и вести деловые переговоры в соответствии с регламентом, учитывать соблюдение речевого этикета,
придерживаться официально-делового стиля в общении. Информация, донесённая до коллег, сотрудников, подчинённых, должна быть чётко сформулированной, краткой, ясной. Так, соблюдение вышеперечисленных требований обеспечивает эффективное управление информацией и успешное установление контакта с деловым партнёром [4].
Деловой этикет также предъявляет определённые требования к внешнему виду и имиджу руководителя. Культура одежды создаёт общее впечатление о человеке, склонность к тем или иным чертам характера, манере поведения.[3]
Внешний вид и манера держаться являются общими условиями для реализации карьерного роста. Менеджер в социокультурной сфере должен соответствовать уровню культурного человека: выглядеть опрятно, придерживаться официально-деловому стилю. Осуществляя подбор костюма, необходимо знать и учитывать некоторые правила:
1. Стиль управляющего должен быть единым, гармоничным и строгим.
2. Сочетание и подбор цветов костюма указывает на наличие вкуса («правило трёх цветов»).
3. Создание общего впечатления опрятности и аккуратности.
Исходя из вышеперечисленных критериев, правил и аспектов, можно сказать следующее. Манера поведения и общения так или иначе определяет имидж и в значительной степени влияет на формирование и ведение управленческой деятельности в социокультурной организации. Этикет профессиональных отношений требует деликатности, тактичности и вежливости по отношению к коллегам и вышестоящим должностям. Данные характерные черты и составляют основу менеджмента, элементы которого тесно или напрямую связаны с культурным поведением человека. Устойчивая форма культурного взаимодействия людей, основанная на установлении нормальной морально-психологической атмосферы в организации, создаёт благоприятные условия для сотрудничества со стороны менеджмента. Это и определяет соответствующее поддержание культуры общения и этикета в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акопов, Г. Л. Коммуникационный менеджмент - СПб.: Питер, 2020. - 304
с;
2. Антипкина, Е. С., Крылова, А. А., Пацук, О. В. Культура общения в менеджменте - 2016, с. 89-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-obscheniya-v-menedzhmente;
3. Кондратьева, Л. Н. Основы делового общения: учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, 2019. - 82 с;
4. Мартиросян, К. М., Янковская, Л. В. Основы социокультурного менеджмента: учебное пособие для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 и 51.04.03 - Социально-культурная деятельность, 2016 - 156 с;
5. Садовская, В. С. Основы коммуникационной культуры. Психология общения: учебник и практикум для вузов, 2023. - 169 с
Khairullina V.K., Pavlova O.A.
Khairullina V.K.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
Scientific advisor: Pavlova O.A.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
ETHICS AND CULTURE OF BUSINESS COMMUNICATION AS MANAGEMENT TOOLS IN SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS
Abstract: the article presents the role of ethics and culture of business communication in the management activities of institutions of the socio-cultural sphere. Ethics as the main management tool lies in the specifics of determining the correct behavior in a cultural institution.
Keywords: ethics, etiquette, business communication, communicative culture, communication management.