Матолыгина Наталия Витальевна
Natalia Matolygina
Кафедра гостеприимства и межкультурной коммуникации Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета Saint Petersburg State University of Engineering and Economics,
St.Petersburg, Russia Доцент/Aassociate Professor E-Mail: [email protected]
Руглова Лидия Владимировна
Lidia Ruglova
Кафедра экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета Saint Petersburg State University of Engineering and Economics,
St.Petersburg, Russia Доцент/Associate Professor E-Mail: lidiya47 @mail .ru
Этика предпринимательства в современной России
Enterprise ethics in modern Russia
Аннотация: Статья рассматривает проблему этики предпринимательства в России. Этика предпринимательства в современной России начала формироваться в конце прошлого столетия. Данный процесс сложный и долгий. Для его успешности необходимы: сильная исполнительная и законодательная власть, политическая и экономическая свобода и стабильность, обязательная недопустимость коррупции. Кроме того, формирование профессиональной этической ответственности - важнейшая задача всех учебных заведений.
The Abstract: The article raises the problem of enterprise ethics in Russia. The enterprise ethics in Russia of today began to form at the end of the last century. This process is complicated and long. In order to make it successful, it is necessary to have strong executive and legislative power, political and economical freedom and stability, compulsory impossibility of corruption. Besides the professional ethical responsibility formation is the most important task of all educational establishments.
Ключевые слова: Этика предпринимательства, сильная исполнительная и законодательная власть, политическая и экономическая стабильность, недопустимость коррупции, этические и этикетные нормы, формирование профессиональной этической ответственности.
Keywords: Enterprise ethics, strong executive and legislative power, political and economical freedom and stability, compulsory impossibility of corruption, ethics standards and etiquette, the professional ethical responsibility formation.
* * *
В профессиональной подготовке студентов высшей школы в настоящее время обязательной составляющей каждой учебной дисциплины должно быть изучение и принятие базисных ценностей профессии, её этических и этикетных стандартов и принципов, формирование и совершенствование этического поведения и общения в профессиональной деятельности, формирование профессионально-этической ответственности, повышение общекультурного и профессионального уровня студентов.
Любая профессия предъявляет к людям, её избравшим, определённые моральные требования. И человеку, чтобы соответствовать высоким стандартам в своей профессиональной деятельности, следует не только знать этические и этикетные нормы своей профессии, но и в совершенстве владеть ими, так как в сегодняшнем мире всё больше возрастает значимость этики и этикета в профессиональной деятельности. Причин для этого несколько, но главная причина - это общее снижение этических стандартов поведения людей в их личной жизни и профессиональной деятельности по сравнению с прошлым вследствие уменьшения значения религиозной и традиционной морали, что проявляется в профессиональной деятельности на уровне личной этики (этики человека-работника) и на уровне корпоративной этики (этики организации). Кроме того, современное население, значительно активнее и образованнее чем предшествующие ему поколения. Оно предъявляет повышенные требования к профессиональной сфере деятельности и её правовой регламентации, а это, несомненно, способствует возрастанию интереса к этическим и этикетным вопросам.
Данная ситуация актуальна и для сегодняшней России, в которой, если говорить словами Шекспировского Гамлета, «прервалась связь времён». Как отмечают современные исследователи (Берулава М.Н., Вульфсон Б.Л., Запесоцкий А.С., Никандров Н.Д., Руглова Л.В. и др.) в стране наблюдаются симптомы снижения «этической планки», обесцениваются такие понятия, как труд, честность, патриотизм, дружба, любовь, профессиональный долг, уважение к истории, почитание старших.
Профессиональная этика и этикет играют большую воспитательную роль в современной действительности, требуя от каждого специалиста необходимого уровня образования, творческого отношения к делу, объективной оценки своего труда, внутренней моральной убеждённости.
В своей профессиональной деятельности человек выступает в разных ролях. Он может быть руководителем и одновременно в иерархической лестнице подчинённым, специалистом и членом команды или профессиональной группы, участником переговоров и т. д. В своём поведении в каждой из этих ролей он должен проявлять определённые нормы поведения, ожидаемые людьми и включённые в деловые отношения. Именно профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определённых видов деятельности. Несоблюдение этих норм препятствует деловому общению, успеху профессиональной деятельности.
Особым видом профессиональной этики является этика сферы предпринимательства. В развитых экономических странах считается естественным и необходимым соблюдение этики предпринимательства, т. к. неэтичное поведение предпринимателя снижает авторитет его самого и его организации. А в результате - значительное уменьшение объёма продаж и прибыли. Таким образом, в неписаных законах и правилах игры цивилизованного рынка присутствуют и такие моральные категории, как надёжность, порядочность, благородство, солидарность.
В современной России предпринимательская этика начала формироваться в конце прошлого столетия. Тогда российские компании довольно часто воспринимались в западных странах как ненадёжные партнёры, использующие нечестные способы конкуренции и по-
грязшие в коррупции. И такие опасения были реально обоснованы, т. к. у многих российских бизнесменов того времени главными были принципы: «Прибыль любой ценой», «Не обманешь - не продашь». Большинству начинающих российских деловых людей ещё нужно было понять и усвоить, что рынок - это, прежде всего, особая логика, психология, этика, культура.
Конечно, за последние годы в российском предпринимательстве произошли значительные изменения в лучшую сторону, но и в настоящее время, к сожалению, многое из вышеперечисленных положений сохранилось и всё ещё проявляется в ведении бизнеса и его морали. Один из современных поэтов Н. Переяслав так пишет об этом:
«Мораль перевёрнута.
Нравственность лжива.
И всюду - нажива, нажива, нажива».
Но вспомним дореволюционную Россию, где часто честное купеческое слово было гарантом сделок на огромные денежные суммы.
Современные исследователи (Блинов А. и др.) указывают, что причинами низкой этики российского бизнеса 90-х годов является ряд факторов, влияющих как на этику предпринимательства, так и на само предпринимательство, придавая ему иногда довольно уродливые формы.
Это, в первую очередь, практически полное отсутствие у первых российских предпринимателей привычки услужить, обслужить. Традиционно это наиболее ярко проявлялось у работников сферы сервиса. Не случайно при наборе персонала в многочисленные первые совместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам являлось отсутствие опыта работы в государственной торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве.
К сожалению, отсутствие желания, стремления, помочь, услужить довольно распространённое явление, и часто встречается и в других профессиональных сферах.
Кроме того, у российских предпринимателей был распространён комплекс «неполноценности», покорность, боязнь пойти «до конца», рискуя по крупному, психология не победителя, а вечно проигрывающего до начала игры. Надежда на вечное «авось», а не опора на собственные силы.
Обратная сторона этого - повышенная конфликтность наших людей, нежелание искать компромиссы.
Среди других причин следует указать психологию рантье, имеющую в своей основе неуверенность в завтрашнем дне и низкий уровень жизни населения России 90-х годов.
И, конечно, необходимо указать стремление к ограничению конкуренции, монополизму с использованием личных связей, так называемого «блата».
Помимо этого, влияло отсутствие имиджа делового человека, что проявлялось в стиле мышления, манере одеваться, в поведении и общении.
И обязательно, с нашей стороны, следует указать, что в 90-е годы в бизнес предпринимательства пришли разные люди, и не всегда самые порядочные. Не будем также забывать криминальную обстановку этих лет, оказывающую негативное влияние на всю атмосферу предпринимательства.
Цивилизованная этика предпринимательства в России активно формируется, но это -процесс сложный и долгий, т. к. в этом процессе участвуют не только предприниматели. Как показывает практика других стран, для формирования цивилизованной этики предпринима-
тельства необходимы: сильная исполнительная власть, что проявляется в политической и экономической свободе и стабильности, устойчивость законодательства. Необходима также обязательная популяризация при помощи СМИ образа бизнесмена, не просто успешного, но высоконравственного. Обязательны недопустимость нечестной конкуренции, коррупции и мошенничества, жизнеспособное право, т.е. борьба с нарушениями законности в отечественном предпринимательстве, принятие законов, чётко регламентирующих отечественное предпринимательство. И конечно, реальная возможность создания профессиональных объединений предпринимателей. Именно эти объединения (ассоциации) должны чётко отслеживать уровень нравственности их членов и в случае нарушения групповой морали применять самые строгие санкции. Главным стержнем этики бизнеса считается неприемлемость коррупции.
В деловой обстановке существуют свои профессиональные этические и этикетные нормы и требования, определяющие основу поведения людей. Эти нормы и правила обычно закреплены в этическом кодексе организации, её правилах и требованиях и т.д. Довольно часто эти нормы и правила предприниматель рассматривает лишь как желаемые, но необязательные рекомендации. Он может их выполнять по нескольким причинам: просто потому, что так делают другие предприниматели, из-за боязни неприятных последствий, иногда, чтобы произвести положительное впечатление на партнёров и клиентов и т.д. Но довольно часто у него отсутствует внутренняя убеждённость в необходимости выполнения этих правил. Здесь мы имеем проявление этической незрелости в бизнесе. Иногда в тех случаях, когда нет опасности наказания за несоблюдение служебной этики, такой человек пренебрегает моральными принципами, что может привести к негативным последствиям для него лично, а также для всей организации в целом.
Вот почему формирование этической ответственности, знание этикетных норм и стандартов как признака профессиональной зрелости и надёжности предпринимателя, его положительного имиджа является важнейшей задачей бизнеса, а также всех учебных заведений, готовящих будущих профессионалов экономической сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вульфсон Б.Л. Кризис воспитания. - Педагогика. - № 5. 2006. - С.3-10.
2. Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учеб. для вузов / А. О. Блинов, И. Н. Шапкин. - М. : Дашков и К°, 2003. - С.134.
3. Берулава М.Н. Нация в опасности // Педагогика. - 2009. - № 5. - С.3-6
4. Запесоцкий А. С. Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни // Социологические исследования. - № 7 (315). - 2010. - С.14-15.
4. Никандров Н. Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований //Педагогика. - № 1. - 2009. - С. 7.
5. Руглова Л.В. Профессиональное становление студентов в условиях образовательного пространства университета: коллективная монография/ О.В. Архипова, Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 187 с.