Научная статья на тему 'Этический кодекс “æгьдау” (mos maiorum) и посвящения Нартиады'

Этический кодекс “æгьдау” (mos maiorum) и посвящения Нартиады Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE OSSETIANS / AGHDAW / MYTHOLOGY / EPIC / NARTS / THE NARTS' EPIC / ETHICAL CODE / INITIATION / THE HIEROPHANT / NEOPHYTE / ОСЕТИНЫ / ÆГЬДАУ / МИФОЛОГИЯ / НАРТЫ / ЭПОС / НАРТОВСКИЙ ЭПОС / ЭТИКА / ИНИЦИАЦИЯ / РИТУАЛ / НЕОФИТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цховребова Мира Валентиновна

В статье рассматривается система этических представлений осетинского народа, выраженная в народной традиции и в системе образов и сюжетов Нартовского эпоса. Обосновывается утверждение о том, что этика предков осетинского народа, создателей Нартовского эпоса, представляет собой цельную мифо-поэтическую систему, ориентированную на “совершенного человека” Нарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ÆGHDAW” (MOS MAIORUM) AS THE CODE OF ETHICS AND THE NARTIAD'S INITIATIONS

The article studies the ethical code of the ancestors of the Osset-Allanian people conveyed in the folk tradition and in the system of mythological images and plotlines of The Narts' epic. It maintains the view upon the ethical code of the Narts' epic as an integral mytho-poetical system targeted at the perfect man Nart.

Текст научной работы на тему «Этический кодекс “æгьдау” (mos maiorum) и посвящения Нартиады»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС "ДГЬДАУ" (MOS MAIORUM) И ПОСВЯЩЕНИЯ НАРТИАДЫ

Цховребова Мира Валентиновна

к.ф.н., доц., зав. кафедрой английского языка Юго-осетинского Государственного университета им. А. Тибилова.

Алания - Республика Южная Осетия, г. Цхинвал,

"^GHDAW" (MOS MAIORUM) AS THE CODE OF ETHICS AND THE NARTIAD'S INITIATIONS

Tskhurbaty M. V.

Cand.of Philol. Sc., Associate Professor, Head of the English language department, South Ossetia University named after A. Tybylty, Tskhinval, Alania - The Republic of South Ossetia.

SUMMAR

The article studies the ethical code of the ancestors of the Osset-Allanian people conveyed in the folk tradition and in the system of mythological images and plotlines of The Narts' epic. It maintains the view upon the ethical code of the Narts' epic as an integral mytho-poetical system targeted at the perfect man - Nart.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается система этических представлений осетинского народа, выраженная в народной традиции и в системе образов и сюжетов Нартовского эпоса. Обосновывается утверждение о том, что этика предков осетинского народа, создателей Нартовского эпоса, представляет собой цельную мифо-поэтическую систему, ориентированную на "совершенного человека" - Нарта.

Key-words: the Ossetians, aghdaw, mythology, epic, Narts, the Narts' epic, ethical code, initiation, the hierophant, neophyte.

Ключевые слова: осетины, ^гьдау, мифология, нарты, эпос, Нартовский эпос, этика, инициация, ритуал, неофит.

Этическая доктрина осетинского народа воплощена в древнейшем комплексе "Жгьдау" -mos maiorum ("обычай предков"). Центральный нравственный концепт ^гьдау - "жфсжрм" включает в свое семантическое поле понятия "стыд", "уважение","сдержанность". Их противовесом на другой чаше этических весов выступает понятие "худинаг". Бинарное единство "жфсжрм" и "худинаг" регулирует социальные отношения и задает правила этики. Выход за пределы ^гьдау неприемлем и карается общественным осуждением, вплоть до высшего наказания - "хъодЫ", т.е. бесславного отлучения от общества, что традиционно считалось несоизмеримо большим наказанием, чем смерть (ср. с аналогичной этической системой друидов). Точно так же в древнегреческом обществе "санкцией айдоса (общественное мнение) является немесис (общественное осуждение)" [21; 46].

Принимая во внимание естество человека, ^гьдау не осуждает его животную природу, подобно, к примеру, орфическому учению или христианству, настаивающим на первородном грехе, но "приручает" ее, помещая в универсальную рационально-прагматичную

систему правил-запретов, тем обучая культуре человечности. Достижение этических стандартов ^гьдау в "обществе стыда" (определение Эрика Доддса со ссылкой на работу американского антрополога Рут Бенедикт "Хризантема и меч" [21; 36, 46]) традиционно обеспечивалось строгой

дисциплиной, которая, в итоге, становилась (и сегодня остается) нормой жизни и бесспорным идентификатором принадлежности к этносу.

Блюстителем ^гьдау выступает само общество, таким образом, он существует как саморегулируемый живой организм, который выводит свои рациональные нравственные императивы безотносительно к внешней сверхъестественной опоре. Как писал Эмиль Дюркгейм в "Элементарных формах религиозной жизни": "нравственное сообщество, то есть группы людей, приверженные общей этической системе, ... не придают особого значения фигуре некоего божественного существа". (Отсюда -несколько панибратские отношения нартов со своими божествами вплоть до манифестации независимости в быту - к примеру, устройство высоких входных дверей, дабы на небесах не решили, что переступающий порог кланяется).

Вместе с тем, незыблемость правил ^гьдау подкреплена всевозможными ритуалами от колыбели до могилы - подобная тотальная ритуализация всех вех жизни человека встроена в общую мифологическую картину мира и работает как необходимое и постоянное условие для поддержания порядка бытия/космоса vs. хаоса.

В Нартовском эпосе воплощением образа миропорядка, "храмом ^гьдау" предстает большой Дом Клятвы Боратж (Бораты ардамонга хадзар), где устраиваются общенартовские мистические пиры-агапе. Заметим, как ^гьдау и Дом Клятвы

спонтанно ассоциациируются с этикой митраизма -в этой значительно более молодой этической системе ярко выражены следы моральных принципов ^гьдау: уважение к договору, правдивость, верность слову, почитание старших как носителей mos maiorum и т.д.

В массовых Средиземноморских мистериях допуск к посвящению требовал, как известно, предварительного прохождения через ритуалы очищения. Подобные ритуалы люстрации включены в сакральное подразделение ^гъдау и характерны для культов святилищ народной традиции. В эпосе, кажется, они слабо выражены, что, возможно, связано с тем, что соблюдение ^гъдау уже являлось достаточным условием допуска к посвящению - т.е. ^гьдау возможно рассматривать как первую ступень посвящения, подобно Малым мистериям Элевсина.

Освоив правила ^гъдау, нарт добровольно берется за решение более продвинутой задачи - он осуществляет так называемый «выбор Геракла» и вступает в особое элитное сообщество героев-Нартов. Он живет в селении Нартов, где неофиты из родов ^хсжртжггатж и Боратж проходят дальнейшее обучение военному искусству и выносливости ("Сослан Косеры куыд ракуырдта"/"Как Сослан женился на Косер", "Сослан - тыхагур"/ "Сослан ищет того, кто сильнее его"), участвуют в походах, выполняют задания старших нартов-мистагогов, вызволяют их из опасных ситуаций ("Батрадз Нарты Гуыппырсарты куыд фервжзын кодта" /"Как Батрадз спас именитых нартов", "Сослан Сатанайы зындоны цаджй куыд фервжзын кодта"/ "Как Сослан спас Сатану из озера ада"), сражаются с врагами ("Батрадз Бурждзжгайы куыд ссардта"/"Как Нарт Батрадз нашел Бурадзага", "Батрадз жмж Тыхы фырт Мукара"/"Батрадз и Тыхыфырт Мукара", "Нарты Батрадз жмж Хъулонзачъе Ужйыг"/" Батрадз и пестробородый Уаиг") и т.д. Иными словами, проходят специальные испытания-инициации. Мотив закалки героя в циклах сказаний о Сослане и Батрадзе связан с одним из таких специальных и необходимых инициаций: «...Если вы хотите, чтобы я стал настоящим человеком, отдайте меня Курдалагону, пусть он закалит меня в молоке волчицы» ["Рождение Сослана и его закалка". 8,74]. " - ^з жнжсжрстжй куы баззайон, ужд нж аййафдзынжн аджмы. Жмж ныффжнд кодта ужларв Куырдалагонмж йжхи байсжрынмж". ["Батрадзы равзжрд" т.3, 70] /«Нельзя мне оставаться таким, как я есть. Если я не закалюсь, то какой-нибудь враг непременно осилит меня. Пойду-ка я к небесному кузнецу Курдалагону, пусть он закалит меня ["Как Батрадз закалил себя". 8,255 ].

Из каждого похода-испытания герой возращается обогащенным новыми знаниями и новым опытом. Так в сказании "Сослан - тыхагур» однорукий уаиг преподает Сослану урок: "Ацу, <...> жмж-иу афтж макуыуал зжгъ, мжхицжй тыхджынджр никуы уыдзжни, зжгъгж" [т. 2, 42, 45] /"Возвращайся домой, <... > и никогда не говори

больше, что нет на свете человека сильнее тебя"[8,40].

Сказания показывают, что в сообществе нартов-неофитов (в эпосе "нарты скуыхт фасивад" - умелые, просвещенные, славные), более других (У/Ацамаза, Саууайа, Маргудза, Бзара) отличаются Сослан и Батрадз - главные герои третьего и четвертого поколения Нартиады. На стадии обучения и прохождения ступеней посвящения они, как правило, отправляются в походы в одиночку, что подтверждает инициационный характер балца ("Сослан мжрдты бжсты'7"Сослан в стране мертвых", "Хжмыцы фырт Батрадз жмж Деденжджы фырт Аржхдзау"/"Сын Бедзенага, маленький Арахдзау", "Сослан ищет того, кто сильнее его", "Тотрадз жмж Сослан"/"Сослан и Тотрадз", "Батрадз жмж Нарты Уацамонгж"/"Батрадз и Чаша нартов Уацамонга", "Батрадз нарты дзуары куыд фжнадта"/"Как Батрадз избил дзуара нартов" и др).

Характер инициаций, как правило, связан со спецификацией мифологического образа и его функциями. Так, главная инициация Уырызмжга состояла в охране склепа Дзерассы и испытании его функции "стража порядка" самим Уастырджы. Другим значимым испытанием Уырызмжга/Кагога как сына вепря/волка Ужрхжга является обучение его воздержанности (в пище и в желаниях): "Ус мжм дзуры: «Цы кжныс, Уырызмжг? Цы дж хъуыди хжрджй, нозтжй, - уыдон дж хъуыры куы ацыдысты, ужд жнцад цжуылнж хуыссыс дж бынаты, ужлдай митж цжмжн агурыс?".[т.1, ] ¡"Что ты хочешь Урызмаг? Ведь все, в чем ты нуждался — вкусные яства и хмельные напитки, — все прошло через твое горло. Почему ты не лежишь спокойно? Зачем ищешь лишнего?" [8,31].

Страсть к пирам и обжорству - хорошо известная Сырдону слабость нартовских героев: "Цы фестут, Нарты хъалтж! Сжржй та уж гуыбыны куыст куы кжнут" - насмехается Сырдон в сказании "Нарты балц" /"Куда вы делись, гордые нарты? Видно, опять набиваете свои животы". ["Поход нартов"8,84]

В сказании "Нарты сау рувасдзарм"/ "Кому досталась черная лисица" Уырызмжг наказан за свою невоздержанность превращением в пса (по другой версии - в ослицу): "Уастырджийы усмж ссыдтжн, хорз минас мын фжкжнын кодта. ^з ын загътон: "Мж зжрдж джм бахъазыдис!" Уымж хъыг фжкастис уыцы ныхас жмж бацыди уатмж, райста нымжтын ехс жмж мж куы ныццавта, ужд жз фестадтжн гжбжр гадза" [т.1, 205] / "Зашел я в гости к супруге Уастырджы и она подала мне хорошее угощение. И сказал я ей: "Нравишься ты мне!". Обидными показались ей мои слова, зашла она в комнату, достала свою войлочную плеть, хлестнула меня и превратился я в паршивую собаку"(здесь и далее без примечаний перевод мой -М.Ц.)

Инициацию Урызмжг проходит, одолев Хжржн-Хуага: "Цас хжры, уыйас та стонг кжны. Къада куыройау иугжндзон жнжрлжугж йж

гуыбынмж жссы." [т.5, 50] / " <...> Харан-Хуаг, что значит «ненасытный». Чем больше он ест, тем голоднее становится. Так, без передышки, наполняет он свою утробу, подобно горной мельнице, которая вертится без остановки" /"Уырызмжг Хжржн-Хуагы куыд амардта"[т.5, 49] /"Как Уырызмаг истребил Харан-Хуага" [8,22]. Эта инициация Уырызмжга аналогична той, которую проходит сын вепря-Хамыца Батрадз в сказании "Нарты жмбырд "/ "Собрание Нартов": "чысыл хызынгонд" /" небольшой мешок", в который Батрадз набирает воду, оказывается человеческим желудком:

"Араст стжм донагуржг. Фжндагыл нж чиджр иу хызынгонд скьуырдтайж кьахжй. Айстжм жй немж. Кжсжм, жмж иу кьждзжхжй тждзы сыгъджг дон. Тждзжнмж байдыдтам дарын нж хызынгонд. Даржм жй, даржм, фжлж йын байдзаг кжнынжн амал нал ис: хызынгонд ивжзы жмж ивжзы. ^рхастам дон; аджм басастой сж дойны; фжрсжм сж: «Цавжр мигжнжн у ацы хызынгонд, уыцы ивжзт чи кжны?» Фжтжрхон кодтой уыцы ран, бирж чи фжцард, бирж чи 'мбжрста, уыдон жмж загьтой цжхгжр: «Уый лжджы ужцьжфы йеттжмж ницы уыдзжн! Уымжн нжй байдзаг кжнжн, ничима йын базыдта жгас дунейыл джр никуы йе 'фсис".[т.3, 207] /" <...> Катится вода в мешок, и чем больше наливается в него воды, тем больше он растягивается, но доверху так и не налился. Долго рассуждали бывалые люди и рассматривали этот мешочек. И решили они, что это человеческий желудок" [8,111]. С тех самых пор Батрадз приучил себя к воздержанности в еде: "Ужджй фжстжмж никуыуал байдзаг кодтон жз мж гуыбын: фыр хжрд — фыд рын. Фжлтжрын байдыдтон мжхи". [т.3, 208] / "Чрезмерная еда — лютая чума!» — сказал я [Батрадз - М.Ц.] себе и стал приучать себя с тех пор к умеренности, стал закалять свой желудок"[8,111].

Таким образом, оба героя проходят одну и ту же инициацию, при том, Хжржн-Хуаг сказания о Уырызмжге - антропоморфная аллегория ненасытности "ладжы уацъаф" (человеческого желудка) в сказании о Батрадзе.

В кельтской мифологии мы находим замечательную параллель с приведенным нартовским сказанием. В "Пуйл, Король Дифеда" -первом сказании из "Четырех ветвей Мабиноги", богиня-волшебница Рианнон вручает Пуйлу маленький мешок, поразительно напоминающий тот, который Батрадз нашел во время охоты: «Я дам тебе маленький мешочек <...>И когда начнется пир, войди в одежде нищего и с этим мешком в руках и попроси лишь наполнить этот мешок едой. Я же, - сказала она, - сделаю так, что вся еда и питье в этих семи землях не заполнят его. <... > многие слуги принялись наполнять мешок, но, сколько они туда ни клали, мешок не становился полнее'. [2,15] Мешочек Рианнон используется в сказании как ловушка для нежеланного жениха Гуала: «Друг мой, - спросил Гуал, - твой мешок еще не полон?» - «Он не наполнится ничем, что в него ни положишь, клянусь Богом, - сказал Пуйл, -

пока владеющий землями и богатствами не встанет сверху и не придавит еду ногами». - «О мой друг, - сказала Рианнон Гуалу, сыну Клида, -стань скорее на этот мешок». И он поднялся с места и стал обеими ногами в мешок. Тогда Пуйл поднял мешок так, что Гуал оказался в нем с головой, и быстро затянул мешок ремнем, и завязал его, и протрубил в рог. И вот во дворец вбежали его люди, и они схватили тех, кто был с Гуалом, и бросили их в темницу". [2,16]

Здесь нет открытого уподобления мешка желудку, как в Нартиаде, но действие саги происходит на пиру, что дает повод для аналогии -Гуал стал пленником своего желудка, позабыв о цели своего присутствия.

Главной инициацией Сослана/Созырыхъо является катабасис, непосредственно связанный с солярной природой героя (закат Солнца как схождение светила в подземный мир). Умудренность многими знаниями стала его наградой, а возвращение - удостоверенное Барастром подтверждение успешного прохождения Сосланом смертельной инициации. В сказании "Сослан Сатанайы зындоны цаджй куыд фервжзын кодта"/"Как Сослан спас Сатану из озера Ада" Барастр отпускает Сатану в знак признания благородства Сослана, сохранившего человеческое достоинство в испытаниях: "Тжригъждджын хъуыдджгтж джр бирж кжныс, фжлж, дж мадмж фждисы цжугжйж, стонг лжджы адзалжй кжй фервжзын кодтай, стжй мжгуыр сидзжргжсы сывжллоны цжргжсы ныхтжй кжй байстай, уымж гжсгж дын дждтын дж мады". [т. 2, 492] / "Немало свершил ты грешных дел, нарт Сослан. Но за то, что, торопясь на помощь к матери своей, ты не отказал голодному человеку и спас его от смерти, и вырвал сына бедной вдовы из когтей орла, я отдаю тебе твою мать" [8,63].

Отметим, что все инициации Сослана, в том числе, и брачные, связаны с его солярной природой. В соответствие с характером и внутренней логикой мифологического природы Сослана именно Барастыр, а не Уацамонга является "иерофантом" его главной инициации - катабасиса.

Передвижения Сослана в эпосе, как правило, соответствуют его естественной солярной траектории - от восхода до заката, из верхнего и срединного мира в подземный. На линии движения Сослана осуществляются его приключения и брачные союзы, каждый из которых обусловлен выполнением смертельно опасного задания-инициации. Так в сказании "Созырыхъо мжрдтай йжхицжн усжн Азаухан-ржсугъды куыд ракодта, уый каджг"/ "Сказание о том, как Созырыхъо привел себе жену из страны мертвых" герой должен вынести из страны мертвых в качестве выкупа за невесту перстень Бедухи [т.2.168]. В сказании "Нарты Сослан - мжрдты Барастыры сиахс" / "Нарт Сослан - зять Барастыра" брак Сослана на дочери Барастыра совершается в потустороннем мире [т.2, 578]. Его другие испытания связаны с брачными союзами с солярными героинями - Бедухой, хозяйкой "тжхгж

мжсыг" /"летающей башни" ("Созырыхъо ус куыд ракуырдта"/ "Как женился Созырыхъо"[т.2, 49]), дочерьми Солнца Хуры чызг, Ацырухс-Уацырухс, [т. 2, 536] и Азаухан в варианте сюжета "Как Сослан женился на дочери солнца и как он умер" [т.2, 769], с дочерью Колеса Балсага ("уаларвы Балсаджы чызг") в сказании "Нжртон Сослан", [т.2, 645], дочерью солярного Челжхсжртонж ("Нарты Сослан жмж Сжлхж-ржсугъд" - [т.2, 237]), дочерью солярного Бурафарныга ("Созырыхъо жмж Буржфжрныджы чызг Ацжра" [т.2, 234]: "Ацжрамж Созырыхъо рагай хъавыди"), солярной Агуындой ("Созырыхъо жмж Агуындж" [т.2, 214]) Инициации грозового Батрадза (сына вепря Хамыца и волшебницы Быценон из рода Донбеттыров) и достоинство его подвигов связаны с рыцарственным образом героя нового поколения ^хсжртжггатж и подтверждаются Чашей Нартамонгж. В сказании "Батрадз и Чаша нартов Уацамонга" Сырдон - он здесь выступает в роли мистагога - отправляет Батрадза на поиски Божьего поля ("Хуыцауы быдыр агураг"), чтобы доказать, что он лучший из Нартов: "Хуызджр уый уыдзжн, <...>Хуыцауы быдырмж чи ацжуид жмж уырдыгжй Хуыцауы сконд чызджы чи жрхжссид, гъе уый". [т.3, 219] Батрадз встречает одноглазого уаига, который рассказывает ему о дороге и испытаниях, через которые ему придется пройти, прежде чем он найдет Хуыцауы быдыр:

"- Тжригжд дын кжнын, - загъта ужйыг, -цжмжн дж зжрдыл ахжм хъуыддаг жрлжууыд? Мах уыдыстжм фараст жфсымжры жмж уыцы хъуыддаджы фждыл фесжфтыстжм, жз ма баззадтжн, жмж мжнжн джр мж иу цжст нал ис. <....> Бирж фжцжудзынж, - загъта ужйыг, - жмж бахжццж уыдзынж жндон быдырмж: дойныйж мжлынмж жрцжудзынж джхжджг джр, дж бжх джр. Бирж фыджбон фжкжндзынж жмж, куы аирвжзай уырдыгжй, ужд бахжццж уыдзынж иу бжстжм, уым хур зжххыл цалхау тулы, бжстж судзы, жмж зжхх скъуыдтж кжны. Уым дж бжхимж кжнж судзгж кжндзынж, кжнж зжххы скъуыдты сжфдзынж. Уырдыгжй джр куы аирвжзай, ужд бахжццж уыдзынж жнжкжрон денджызмж, уыцы денджызы джр бирж фесжфт. Уырдыгжй джр аирвжздзынж, ужд бахжццж уыдзынж ахжм стыр цжргасмж, жмж йж базырты аууонжй арвжй ницы зындзжн, уый дж жгасжй нж ауадздзжни. Чи зоны, куы аирвжзай уымжй джр, ужд бахжццж уыдзынж иу ранмж - уым дыууж хохы фырыты хжст кжнынц, се 'хсжнты иедджмж та ацжужн никжуылты ис. Уыдоны жхсан джр биржтж ныцъцъист ис. Фжлж уырдыгжй джр аирвжзтж, ужд бахжццж уыдзынж Хуыцауы быдырмж". [т.3, 219-220] /"Одноглазый Уаиг поведал Батрадзу об испытаниях, которые ему предстоят в его поисках: Поезжай дальше по этой дороге, долго будешь ехать, попадешь в безводную степь. Плохо тебе придется. И ты, и конь твой дойдете до того, что от жажды будете умирать. Много испытаешь ты мук, но если проедешь пустыню и останешься живой, то попадешь в такую страну, где солнце подобно колесу, катится по земле, где все горит и вся земля пошла глубокими

морщинами. В этой стране ты с конем своим или сгоришь, или провалишься в трещину. И найдешь ты там свою смерть. Но если ты и там спасешься, то достигнешь безбрежного моря. Много людей в этом море погибло. Перелететь через него и орел не может. А если переберешься ты через море, то увидишь такую огромную птицу, что крылья ее закроют от тебя небесный свет. Живым она тебя не выпустит. Но чего не бывает! Может быть, и от нее ты спасешься. Тогда доедешь туда, где две горы сталкиваются одна с другой, подобно бодающимся баранам. Проехать можно только между ними. Немало храбрецов насмерть придавили эти горы. Но если благополучно минуешь их, тогда очутишься на небесной равнине Бога".[8,112]

Смертельные испытания, через которые в этом сказании проходит Батрадз, чтобы достичь небесной равнины Бога - ордалии, типичные для мистерий: испытания жаждой, огонем, а также пребывание во мраке (аналог катабасиса), обучение преодолению препятствий, контролю над природными явлениями и т.д.

В сказании "Хуыцауы лжвжрттж Нартжн"/ "Дары Бога Нартам" [т.2, 28-37] пятерых именитых Нартов - Уырызмжга, Хамыца, Сослана, Батрадза и Ацамаза - испытывает сам Хуыцау, призвав в качестве свидетелей пятерых небожителей - ^фсати, Уастырджы, Тутыра, Уацилла и Фжлвжра: "Зжгъы Уастырджийжн Хуыцау: "Фжцу мын Нарты разагъдатжм <...> жмж сын мж номай зжгъ: "Хуыцау фондз лжвары рахицжн кодта, жмж уж чи куыд сысгуыха, афта йын хуызджр лжвар ратдзынан"/ "Сказал Бог Уастырджы: "Отправляйся к именитым Нартам... и скажи им от моего имени: "Бог выделил пять даров и вручит их каждому по его достоинствам". Герои расскажут о своих приключениях по дороге к Тугъаны фаз / поляне Тугана, где небожители подтвердят и оценят их по достоинству. Уырызмаг получает от Бога в дар чудесного коня ("саргъы бах"), преодолевающего любые препятствия, за то, что "помог бедному человеку в беде"/ "мжгуыр лжгжн йа тыхст заманы кжй феххуыс кодтай". Хамыц награжден чудесным непробиваемым щитом ("къандзжг уарт"), за то, что накормил голодных детей бедной вдовы ("стонг сабиты жххормаг кжй нж ныууагътай"), Сослану -свои волшебные доспехи ("мж хжстон згъжр") за то, что вступился за женщину, проучил и проклял ее обидчика: "Абонжй фжстжма сылгоймагжн нжмыны бар мауал ужд. Йа бинонтжн жнжхъуаджы маст чи уынын кжны, уый гоппы ржгътыл жрра куыдзау фжхауад, хъжужй хъодыгонд ужд, аджмжн жнжуарзон ужд, дзжгъжлжй та йж мжлжт ужд"/ "Отныне никто не имеет права поднимать руку на женщину. Пусть тот, кто причиняет зло своей семье, станет скитаться в горах бешенным псом, пусть откажется от него вся деревня, возненавидят люди и некому будет его похоронить". Батрадзу - меч, разящий точно в цель ("жндон фжринк кард"), за то, что не позволил насильнику надругаться над телом мертвой

красавицы / "мард чызгы буары хынджылаггаган на радтай" (сюжет поразительно напоминает космогонический миф о Уастырджы и Дзерассе). Ацамаза Бог одаряет золотой свирелью ( "сыгьзарин уадындз"), которая "своим звучание исцеляет болезни и возвращает к жизни даже высохшее дерево' / "йж цагьджй рынчын дзжбжх фжкжны, хуыскь бжлас та ужд сыфтжр фжуадзы", чтобы мог услаждать он слух народа и дарить радость.

Так именитые Нарты проходят испытание своих человеческих качеств. Так эпос задает парадигму правильной нравственной жизни, парадигму гуманного отношения к людям, освящая ее императивы авторитетами Хуыцау и сонма небожителей.

К теме человеческого достоинства и базовых нравственных принципов эпос вновь возвращается в сказании "Нарты жмбырд" [т.3, 205]. Здесь уже старейшины испытывают нартовскую молодежь (неофитов), обещая в награду "жртж тыны, фыджлты кадджын жмж зынаргъ хжзнатж" /"три куска сукна - славное сокровище, сохранившееся от предков". Первый - тому из молодых нартов, "кто обладает наибольшей мудростью, отвагой и благородством" /"ждзонд хъжбатырджр жмж хжрзжгъдауджр". Второй - тому, кто наиболее воздержан в пище и питье, кто от рождения и до конца жизни своей, как бы тяжело ни сложилась судьба его, с честью и славой пронес имя человека"/"хуызджр чи разына йж гуыбыныл, лжджы уаргь зынжй джр хжссын чи бафжраза кжржй-кжронмж, кад жмж раджй". Третий - тому, "кто из молодежи нашей больше всего благородства проявил по отношению к женщинам и был наиболее снисходителен к ошибкам жены своей" /"фылджр чи ныббара йж сылгоймагжн".

Отметим, что в варианте этого сюжета ("Нарты Батрадзы хъжбатырдзинад" / "Мужество Нарта Батрадза" [т. 3, 216]) сукно из золотого овечьего руна заменено тремя почетными кубками "арта нуазаны". Такая замена только усиливает сакральную символику "славного сокровища, сохранившегося от предков"

"Сукно из золотого овечьего руна" относится к ряду мифологических чудесных предметов нартов и является материальным символом Фарна - одного из древнейших и важнейших концептов мифологии осетин. Народная традиция понимает Фарн как бессмертную животворящую энергию,

пронизывающую все мироздание и каждого человека. Фарн - Вселенская Благодать, транслируемая Солнцем, отсюда - богатство и разнообразий солярных мифов, символики и солярных героев эпоса. Материальный символ Фарна - Золотое Руно (знак Солнца), его сущность - Душа Жизни в ее бессмертии и вечном становлении. Как писал С. Энгус: "Единство всей Жизни, таинственная гармония мельчайшего и ближайшего с величайшим и отдаленнейшим, убеждение, что жизнь Вселенной пульсирует во всех ее частях, были так же знакомы для древнего

космического сознания, как и для современной биологии и психологии".[27]

Сложно удержаться от искушения провести параллель между сутью Фарна (вероятно, некогда цельного учения творцов Нартовского эпоса) и учением о Душе в космологии Платона: "И вот душа, простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне, сама в себе вращаясь, вступила в божественное начало непреходящей и разумной жизни на все времена. Притом, тело неба родилось видимым, а душа -невидимой, и, как причастная рассуждению и гармонии, рожденная совершеннейшим из всего мыслимого и вечно пребывающего, она сама совершеннее всего рожденного'. [20]

С представлением о невидимом присутствии бессмертной частицы Фарна в каждом живом существе связана вера в бессмертие. Как сказал Платон: "подобает, чтобы в них присутствовало нечто, соименное бессмертным, называемое божественным [началом], и чтобы оно вело тех, кто всегда и с охотой будет следовать справедливости". [ibid, 20] Вспомним, что в и Элевсине миста усаживали на шкуру принесенной в жертву овцы - ритуал, в котором слышны отголоски более древних, домикенских и общеиндоарийских представлений. [19]

Возможно, исполненный испытаний большой инициационный балц Нартов, завершавщийся главной мистерией Нартиады - предстоянием у Чаши, есть не что иное, как поход за Фарном или за Золотым Руном. Возможно, тайна, которую Нарт постигает в ^цжг дуне, связана с созерцанием лика Фарна - как Души или начала Жизни. Здесь мы попадаем в область предположений или "всего лишь мнения", как говорил Ксенофонт. Чаша хранит свою тайну.

Скрытность Чаши компенсирует открытость эпоса в том, что касается нравственных координат и условий teletei (посвящения):

1. "афта макуыуал загъ, махицай тыхджындар никуы уыдзани, загъга"- умерь горыню;

2. "хуыздар чи разына йа гуыбыныл" / "гуыбыны уаздан" - будь воздержан в еде, контролируй свои инстинкты;

3. "ладжы уаргъ зынай дар хассын чи бафараза карай-каронма, кад ама радай" -сохраняй человеческое достоинство в любых обстоятельствах;

4. "адзонд хъабатырдар ама харзагъдаудар " - учись мыслить стратегически;

5. "фылдар чи ныббара йа сылгоймаган"/ "у&здандзинад сылгоймагмж"— проявляй великодушие к женщине и к тем, кто послабее;

6. "бинонтан анахъуаджы маст чи уынын каны,<...>, хъауай хъодыгондуад" - унижающего женщину отлучайте от общества;

7. "магуыр лаган йа тыхст заманы феххуыс канын" - не оставляй в беде, не отказывай в помощи нуждающемуся;

8. чти мертвых, не оскорбляй их память.

Излюбленная тема сказаний - сражения нартов с уаигами - мифологическими существами хтонической или титанической природы. Как и другие существа подобной природы, уаиги, случается, проявляют светлую сторону своей природы и симпатизируют нартам (Однорукий Уаиг в сказании "Сослан - тыхагур" или Одноглазый Уаиг в "Батрадз и Чаша нартов Уацамонга"). Мотивацию дружелюбия этих уаигов к нартам, следует, по-видимому, искать в их ущербности (однорукий, одноглазый),

намекающей на неполноту их хтонической или титанической природы. Однако, в большинстве случаев уаиги враждебны нартам. Сражения нартов с уаигами, в системе нравственных устремлений Нартиады, интерпретируются как инициации, как аллегория борьбы человека с реликтовыми остатками своей титанической природы. В более широком понимании - как героическое действие, как Подвиг, восстанавливающий и поддерживающий вселенское равновесие в аллегорическом противостоянии Космоса Хаосу.

Сослан и Батрадз сражаются с уаигами, подобно героям древнегреческой мифологии. Так, Тесей сражается с Минотавром перед вступлением во власть в Афинах, чтобы пройти последнюю инициацию - испытание на лидерство в мистическом подвиге преодоления Тавра, обитающего в лабиринте Дедала (или в глубинах подсознания Тесея?).Так герои Нартиады проходят через испытания, чтобы, преодолев титанические элементы своей природы, вступить в чертоги ^цжг дуне и обрести бессмертие.

В сказаниях о Нартах древнейшая этическая философия осетинского аланского народа предстает как цельная мифо-поэтическая система, в идеале ориентированная на "совершенного человека" - Homo moralis, av0prano<;, Нарта. В практической жизни, для всех и каждого она реализуется как всеобщий ^гьдау, на идеальном или мифологическом уровне - как Нартиада.

Список литературы:

1.Ирон тауржгътж (Осетинские легенды). /Сост. Ш.Ф. Джикаев/. - Орджоникидзе, 1989.

2.Кельтские мифы: Валлийские сказания; Ирландские сказания /пер. с англ. Л.И. Володарской. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 492 с.

3.Мифы и легенды древней Греции. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. 480 с

4.Нарты. Осетинский героический эпос. - М.: Главная редакция восточной литературы. Кн.1. 1990; кн.2. 1989.

5.Нарты кадджытж. Ирон аджмы эпос (Нартовские сказания. Эпос осетинского народа). Кн. 1.(Составитель Хамицаева Т.А.). - Владикавказ, 2003. Кн. 2. 2004. Кн. 3. 2005. Кн. 4. 2007. Кн. 5. 2010. Кн. 6. 2011. (на осет. яз.)

6.Нарты кадджытж. Гасситы Викторы номыл рауагъдадон-полиграфион куыстуат. -Дзжуджыхъжу, 1995 г.[Электронный ресурс] - код доступа - http://biblio.darial-online.ru/

7.Предания кельтов Бретани. /пер. с бретонского и латыни А. Мурадовой. - М.: Менеджер, 2001. 320 с.

8.Сказания о нартах. Осетинский эпос. Издание переработанное и дополненное. Перевод с осетинского Ю. Либединского. С вводной статьёй

B. И. Абаева. М, «Советская Россия», 1978. [Электронный ресурс] - код доступа: https://ironau.ru/

Список литературы

9.Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. -Цхинвал, 1982.

10.Абаев В. Шаман сильнее воина //Дохристианская религия алан// Миф и история в сказаниях о нартах [Электронный ресурс] - код доступа: http://apsnyteka.org/1132-abaev_v_stati.html

П.Гаглойти Ю. С. О происхождении термина НАРТ [Электронный ресурс] - код доступа: http://www.darial-online.ru/2001_3/gagloiti.shtml

12.Дзиццойты Ю.А. Вопросы осетинской филологии. T.I. - Цхинвал: Республика, 2017. -

C.267-285

13.Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / пер. с англ., коммент.и указатель С. В. Пахомова; послесл. Ф. X. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2000 . - 507 с. - (Античная библиотека). [Электронный ресурс] - код доступа: https://litvek.com/book-read/414048-kniga-erik-robertson-dodds-greki-i-irratsionalnoe-chitat-online.

14.Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. - М.: Наука, 1976. 276 с.

15.Кереньи, К. Элевсин. - М.: "Рефл-бук", 2000. - 288 с.

16.Кюмон, Франц. Мистерии Митры. Перевод с французского Цветковой С. О. - СПб. Евразия, 2000. [Электронный ресурс] - код доступа: http://uhimik.ru/franc-kyumon-misterii-mitri-v2/index.html

17.Леру, Ф. Кельтские друиды. [Электронный ресурс] - код доступа: http://ru-sled.ru/druid/

18.Милонас, Г. Элевсин и Элевсинские мистерии. [Электронный ресурс] - код доступа: https://castalia.ru/perewody/eranos-perevody/4113-georg-milonas-elevsin-i-elevsinskie-misterii- -elevsinskie-misterii. html

19.Новосадский Н.И. Елевсинские мистерии. -СПб.: тип. В.С. Балашева, 1887. [Электронный ресурс] - код доступа: https://www.litres.ru /nikolay-novosadskiy/elevsinskie-misterii/

20.Платон. Тимей // комм. и примеч. С.С. Аверинцева// С.С. Аверинцев: Преамбула к Диалогу Тимей. Мифологическая диалектика космоса. [Электронный ресурс] - код доступа: https://royallib. com/comment/_platon/timey.html

21.Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. - М.:Наука, 1977. 216 с.

22.Таказов Ф.М. Признаки инициаций в цикле Батраза нартовского эпоса осетин // Гуманитарный научный вестник. 2017. №12. С. 8-12. [Электронный ресурс] - код доступа: http://naukavestnik.ru /doc /gv1712Takazov.pdf

23.Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. - Цхинвал, 1984.

24.Эвола, Юлиус. О мистериях Митры. /пер. с англ. А. Шмакова [Электронный ресурс] - код доступа: https://philologist. 1^оита1. сот/ 8566829.html

25.Элиаде М. История

веры и религиозных идей. Том второй: От Гаутамы Будды до триумфа христианства /пер. Н.Б.

Абалаковой, С.Г. Балашовой, H.H. Кулаковой и A.A. Старостиной. - М.: Критерион, 2002 [Электронный ресурс] - код доступа: http://psylib.org.ua/books /eliad03/index.htm

26.Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. /пер. с анг. - М.: Ладомир 1999

27.Энгус С. Тайные культы древних. Религии мистерий [Электронный ресурс] - код доступа: https://history .wikireading. ru/187785

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.