Научная статья на тему ' к вопросу о сакральной символике имен числительных в фольклорном тексте'

к вопросу о сакральной символике имен числительных в фольклорном тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
381
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нартовский эпос / осетины / осетинский язык / мифология / картина мира / текст / имя числительное. / Nart saga / Ossetians / Ossetian language / mythology / worldview / text / numeral.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л Б. Гацалова, Л К. Парсиева

Одним из источников культурной информации этноса является фольклорный текст. Для осетин это героический Нартовский эпос, начало создания которого относится к ХVIII–ХVII вв. до н. э. Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную картину того, как происходило развитие и формирование эпоса. Рассматриваются древнейшие пласты эпоса, в результате лингвистического и историко-культурного анализа делается вывод о том, что в осетинском нартовском эпосе значительное место занимает число двенадцать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE SACRAL SYMBOLISM OF THE NAMES OF NUMERALS IN THE FOLKLORE TEXT

One of the sources of ethnic group’s cultural information is the folklore text. For the Ossetians, this is a heroic Nart saga, the beginning of which refers to the XVIII–XVII centuries BC. Due to the lack of written sources, it is impossible to restore the full picture of how the development and formation of the epic took place. The earliest epic layers were considered and it was concluded by linguistic and historicalcultural analysis that the number “12” takes a very important place in the Ossetian Nart saga.

Текст научной работы на тему « к вопросу о сакральной символике имен числительных в фольклорном тексте»

УДК 81:811.11

Л. Б. Гацалова, Л. К. Парсиева

ГацаловаЛ. Б., доктор филологических наук; ведущий научный сотрудник СОИГСИ им. В. И. Абаева ВНЦ РАН, профессор Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия; e-maiL: [email protected]

Парсиева Л. К., доктор филологических наук; ведущий научный сотрудник СОИГСИ им. В. И. Абаева ВНЦ РАН, профессор Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия; e-maiL: [email protected]

К ВОПРОСУ О САКРАЛЬНОЙ СИМВОЛИКЕ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В ФОЛЬКЛОРНОМ ТЕКСТЕ1

Одним из источников культурной информации этноса является фольклорный текст. Для осетин это героический Нартовский эпос, начало создания которого относится к XVIII-XVII вв. до н. э. Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную картину того, как происходило развитие и формирование эпоса. Рассматриваются древнейшие пласты эпоса, в результате лингвистического и историко-культурного анализа делается вывод о том, что в осетинском нартов-ском эпосе значительное место занимает число двенадцать.

Ключевые слова: нартовский эпос; осетины; осетинский язык; мифология; картина мира; текст; имя числительное.

L. B. Gatsalova, L. K. Parsieva

Gatsalova L. B., Doctor of PhiLoLogy; Leading researcher,

V. I. Abaev North-Ossetian Institute for Humanitarian and SociaL Studies

of the VLadikavkaz Scientific Centre of RAS; Head of the Department

of the Ossetian Language and Literature, K. L. Khetagurov North Ossetian State

University (VLadikavkaz, Russia); e-maiL: [email protected]

Parsieva L. K., Doctor of PhiLoLogy; Leading researcher,

V. I. Abaev North-Ossetian Institute for Humanitarian and SociaL Studies

of the VLadikavkaz Scientific Centre of RAS; Professor at the Department

of the Ossetian Language and Literature, K. L. Khetagurov North Ossetian State

University (VLadikavkaz, Russia); e-maiL: [email protected]

TO THE QUESTION OF THE SACRAL SYMBOLISM OF THE NAMES OF NUMERALS IN THE FOLKLORE TEXT

One of the sources of ethnic group's cuLturaL information is the foLkLore text. For the Ossetians, this is a heroic Nart saga, the beginning of which refers to the

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00440 «Активные процессы в лексике разноструктурных языков: внутреннее развитие и внешнее взаимодействие».

XVIII-XVII centuries BC. Due to the Lack of written sources, it is impossibLe to restore the fuLL picture of how the development and formation of the epic took pLace. The earLiest epic Layers were considered and it was concLuded by Linguistic and historicaL-cuLturaL anaLysis that the number "12" takes a very important pLace in the Ossetian Nart saga.

Key words: Nart saga; Ossetians; Ossetian Language; mythoLogy; worLdview; text; numeraL.

Введение

Одной из жемчужин фольклора является Нартовский эпос, имеющийся у осетин, адыгов, абхазцев и др. По мнению ученых-исследователей, зарождение эпоса относится к VIII-VII вв. до н. э., а в XIII-XIV вв. из разрозненных сказаний постепенно сформировались циклы об определенных героях или событиях.

Из-за отсутствия письменных источников очень сложно воссоздать весь путь зарождения, формирования и развития эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Аммиана Марцеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.

Вс. Ф. Миллеру и Ж. Дюмезилю путем вычленения древнейших пластов эпоса и последующего лингвистического и историко-культурного анализа удалось показать, что у истоков его были, по-видимому, племена североиранских скифо-сарматов и аланов, населявшие территорию нынешнего юга России в 1-м тысячелетии до н. э., а также племена, создавшие кобанскую культуру Центрального Кавказа (бронзовый век). Детали, характеризующие быт этих племен, описание которых можно найти у историков и географов древности, встречаются в нартовских преданиях либо в художественно переработанном, либо почти в том же виде, в каком были зафиксированы еще римлянами и греками. Даже имена старейших героев сказаний (Ужрхжг, ^хсжртжг, Уырызмжг, Сырдон) имеют иранское происхождение. Исследователи указывают на ряд сюжетных параллелей между нартовским эпосом и кельтскими и скандинавскими легендами.

Глубокое изучение нартовского эпоса приводит выдающегося французского кавказоведа Жоржа Дюмезиля к выводу, что «многие группы нартовских сказаний, многие образы нартов идут из аланского

фонда, т. е. сармато-скифского, европейско-иранского, стало быть, в конечном счете, осетинского» («l'une des concbisions de се travail sera que plusieurs groupes de légendes nartes, plusieurs figures de Nartes semblent venir d'un fond alain, sarmato-scythe, "iraniens d'Europe", c'est a dire, en definitive - osse») [цит. по: Абаев 1967, с. 13]. Ту же точку зрения он высказал через 35 лет в предисловии к своему переводу на-ртовских сказаний на французский язык.

На сегодняшний день Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева (СОИГСИ) издано 7 томов Нартовских сказаний (осет. Нарты кадджытж), но еще многие записи, собранные от сказителей, хранятся в Научном архиве института.

Числовой код в хронотопе мифологического нарратива

По утверждению исследователей, время, пространство и число являются важнейшими концептами культуры. Это система координат, при помощи которых люди, принадлежащие к той или к иной культуре, воспринимают мир и создают его [Гуревич 1984, с. 15].

Для символического толкования событий в романтической сказке используется «числовой код».

Числительные в фольклорном и художественном тексте нередко несут дополнительную смысловую нагрузку. Необходимо заметить, что во многих произведениях немецких романтиков имена числительные выполняют несколько функций: они передают конкретную числовую информацию и служат средством создания иллюзии точности и достоверности излагаемых в сказке событий, а также реализуют сложную сказочную символику, предоставляя читателю возможность расшифровать числовой код, оказывающий влияние на дальнейший ход сюжета и отражающий слияние временных и пространственных примет [Соколова 2014].

Имена числительные составляют широкий пласт фольклорной лексики и представляются важнейшим изобразительным средством устного народного творчества. В мифопоэтических традициях раннего периода особое место занимают числа и их сакральное значение, предстающее как божественный символ Вселенной.

В мифологии нартовского эпоса осетин значительное место занимает культ числа «12» - производное 3 и 4. В сборнике «Ирон хжзнатж»

(«Осетинский клад») М. Казиев приводит пословицу: «Нартжн "жртж" жмж "дыууаджс" Хуыцауы лжвжрд уыдысты. - «Нартам "три" и "двенадцать" подарил Бог» [Хъазиты 2013, с. 222].

Множество примеров употребления числа «12» в нартовских сказаниях осетин находим у Ю. А. Дзиццойты [Дзиццойты 2017]. Например, на охоту или в походы один из главных персонажей эпоса нарт Сослан часто отправляется вместе с двенадцатью спутниками (ирон-ский вариант осетинского языка «дыууаджс жмбалимж», дигорский вариант - «дууаджс жмбалей хжццж»). Или же Сослан (Созрыко) является двенадцатым членом группы охотников или военного похода.

В одном сказании нарт Сослан грозится наложить штраф на ту семью, которая не выставит воина в собираемую им военную группу. Штраф этот представлял собой «дыууаджс дисны уацайрагжй» (букв. 'двенадцать диснов пленник') [НК 2004, с. 177]. Вероятно, речь идет о росте пленника - «в 12 диснов», что свыше 2,5 метров:

Сослан ын йж хабар куы базыдта, ужд хжст сфжнд кодта Худ-зы фидары Боржфжрныджимж, афтжмжй нжртон аджмжн фидиужг ныхъхъжр кжнын кодта, хжстмж, дам, чи нж рацжуа, уый дыууаджс дисны уацайрагжй - ивар [там же].

Двенадцать работников оказываются у недруга нарта Сослана -Деденага / Мукары [там же, с. 117, 341].

В одном сказании душа противника нарта Созырыко хранится внутри чудесного оленя, которого обслуживают двенадцать косарей и двенадцать сборщиков сена:

Быдыры астжу хизы саг, жмж йын дыууаджсжй хос кжрдынц, дыууаджсжй та ссивгж кжнынц, жмж бон-изжрмж кжй ныккжрдынц, уый цъынатж самайынц, жмж сж бахжры изжры... [там же, с. 271].

Иногда же двенадцать противников оказываются убийцами отца одного из воинов в войске нарта Сослана [НК 2004, с. 253]. А у противника Сослана, Нокары, было двенадцать борзых [там же, с. 314].

Согласно сказанию, Сослан доставляет к месту своих игрищ речной камень на двенадцати парах быков, а также дрова на восемнадцати парах:

Дыууаджс цжджй дойнаг дуртж жржфтауц кжны, стджс цжджй та суг жржввонг кжны, стжй дуртыл бандзары жмж сжм сждж куынцжй фждымы. [там же, с. 309].

В другом варианте этого же сказания Сослан велит двенадцати помощникам, вооруженным двенадцатью ломами, откалывать и скатывать с горы камни, которые разбиваются о лоб Сослана, стоящего у подножия горы:

Дыууаджс лжджы дыууаджс мжцъисимж сжрвиты Уазайы хохмж, жмж уырдыгжй дуртж жфтауынц жмж сж джлжмж тулынц, жмж сжм Сослан йж ных дары, жмж дзы йж ныхыл чи сжмбжлы, уый фжфжнык вжййы жмж фжныкжй фжйнжрджм кжлы. [там же, с. 338].

А когда он ложится в море, его помощники на двенадцати арбах доставляют к нему солому или колючки с кустарником и наваливают на героя:

...денджызы ныббады, жмж дыууаджс ужрдонжй хъжмп фжласынц жмж йын жй йж ужлж ныццырхынц, жмж уый куы ныйих вжййы, ужд ыл хжрдмж схжцы жмж йж йж ужхсчытжй стоны. [там же, с. 338, 355].

Одним из наиболее трагичных мотивов нартовского эпоса осетин является кадаг о двенадцатиструнной арфе одного из главных персонажей эпоса - Сырдона. Ю. А. Дзиццойты пишет, что Сырдон в эпосе выступает как первый рапсод-kadжggжnжg и создатель фандыра. По некоторым версиям благодаря фандыру Сырдон и был принят в общество нартов. Помимо сложения кадагов призванием Сырдона являются всевозможные козни и хитрости, в которых проявляются его сверхъестественные способности. Некоторые особенности (происхождение от речного духа, способность к оборотничеству, проживание вне нартовского селения, склонность к травестизму) позволяют рассматривать этот персонаж в свете шаманистских представлений, что, в свою очередь, дает основание для постановки вопроса об отношении арфы и поэтических упражнений Сырдона к его магической практике [Дзиццойты 2017].

Совмещение функций рапсода, шамана и прорицателя в древности было широко распространено, более того, «у народов, где шаманство - очень древнее явление, шамана можно считать предтечей сказителя и поэта, а шаманизм - источником различных эпических и поэтических жанров» [Ревуненкова 1984, с. 36].

Для полноты характеристики арфы в контексте осетинской идеологии следует отметить, что 12 - число струн идеального фанды-ра (встречаются и экземпляры с числом струн 10 или 11, но и они

называются дыууаджстжнон фжндыр - двенадцатиструнный фан-дыр) - считалось совершенным числом и Отцом счета. Оно понималось как сумма или произведение других сакральных чисел (3, 4, 5, 7, 8) и выполняло в осетинской мифологической традиции роль ключевой числовой характеристики универсума в пространственном и временном континууме. С большой долей уверенности можно предположить, что в комплексе представлений о двенадцатиструнном фандыре это обстоятельство имело определенное значение: скорее всего оно обыгрывалось в связи с ролью инструмента как магического средства космической коммуникации [Дзиццойты 2017].

В сказании, известном по литературно обработанной записи Б. Ан-диева [НК 1942], Сырдон, потрясенный гибелью своих сыновей, делает из костей руки старшего сына фандыр, натягивает на него струны из жил убитых сыновей и в звуках арфы изливает свое горе.

Встречаются и такие сказания, в которых число 12 сопровождает других нартовских героев. В одном из них родоначальник нартовских воинов, Уархаг, отправился проведать аварского хана в сопровождении своей свиты на двенадцати арбах [НК 2004, с. 391].

В другом сказании нарт Сослан, вернувшись из похода, застал в стране нартов только двенадцать стариков, а все остальные нарты отправились на охоту [там же, с. 642].

В третьем нарт Ставд-жнгуылдз-Абыдах каждый день «ездил в Тарковские колючки за дровами на двенадцати ослах» [там же, с. 720].

В сказании о нартах Ахсаре и Ахсартаге, охранявших чудесный яблоневый сад, ночью пришли двенадцать оленей, чтобы похитить яблони [НК, I, с. 49, 69].

В одном сказании нарт Уырызмаг является одним из двенадцати братьев [там же, с. 455].

Мать нартов, вещая Шатана, в армянской традиции Сатеник, хранит ритуальные подношения нартов в двенадцати кладовых, причем объясняет это тем, что жертвенное животное также делится на двенадцать частей («кусжрттаг дыууаджс ужнджы у») [там же, с. 461, 364]. Мальчика, рожденного у Шатаны от черного ногайца, воспитал некий правитель, который отправил его к родителям в сопровождении двенадцати всадников [НК 2010, с. 117]. В другом варианте этого сказания мальчик сам возвращается в страну нартов в сопровождении двенадцати товарищей [там же, с. 123]. И в дальнейшем

этого мальчика мы видим в окружении двенадцати всадников [НК, V, с. 126, 132].

Возможно, прототипом Шатаны была царица Сатеник (армянская транскрипция имени), в I веке прибывшая из Алании в Армению в сопровождении царской свиты, во главе с Баракадом, для бракосочетания с царем Армении Арташесом. Схожие мотивы прослеживаются в нартах и армянском героическом эпосе «Випасанк». Армянским историком Моисеем Хоренским (Мовсес Хоренаци) было написано несколько легенд о царице Сатеник, в которых есть отдельные сюжеты, совпадающие с нартовскими сюжетами о Шатане. Жорж Дю-мезиль указывал на общие элементы в легендах о Сатеник Моисея Хоренского и Шатане в нартовском эпосе.

Шатана - дочь Уастырджи, рожденная Дзерассой (дочерью подводного царя Донбеттыра) в мире мертвых (загробное царство). За месяц вырастала как за год, а за год - как за три года. Ни одна из нар-товских девушек не могла сравниться с ней по красоте. От света ее лица темная ночь превращалась в день, а ее слова были острее меча и прямее солнечных лучей. Шатана, обманув Эльду, получает себе в мужья доблестного и умного Урузмага.

Она считается матерью Сослана. Шатана отличалась щедростью и гостеприимством, многократно спасала нартов от голодной смерти и прочих бед. Именно она является изобретательницей знаменитых напитков осетин (аланов) - пива и алутона, а также чудесного хмельного медового напитка - ронга.

Заключение

Как видим, культ числа «12» широко распространен по всем циклам нартовского эпоса, однако особо прочное место он занял в цикле сказаний о Сослане / Созрыко. Сакральное значение этого числа хорошо видно и из осетинской поговорки «нымжцы фыд - дыууаджс», что означает «двенадцать - отец счета».

В. Н. Топоров, интерпретируя числовую символику в мифопоэ-тической традиции, отмечает, что двенадцать - это счастливое число и наиболее употребительный шаблон в мифопоэтических культурах [Топоров 2010, с. 40].

В Нартиаде прослеживается, с одной стороны, характерное для фольклорных произведений триединство, с другой - соединение времени и пространства: в эпосе постоянно встречается число 12.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно охватить весь спектр иллюстративного материала с числом 12, но те примеры, которые мы здесь привели, несомненно, являются свидетельством сакрализации данного числового символа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абаев В. И. Происхождение осетин по данным языка // Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной проблеме этногенеза осетин. Орджоникидзе : Северо-Осетинское книжное издательство, 1967. С. 5-14.

Аверинцев С. С. Двенадцать апостолов // Мифы народов мира. Т. I. М. : Советская энциклопедия, 1974. С. 355-357.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры : в 2 т. М. : Искусство, 1984. 350 с.

Дзиццойты Ю. А. К осетинско-персидским фольклорным связям // Narta-mongffi. 2017. Vol. XII, № 1, 2. С. 234-267.

Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М. : Наука, 1976. 276 с.

Дюмезиль Ж. Скифы и нарты / под ред. Б. А. Калоева. М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. 231 с.

Миллер Вс. Ф. Осетинские этюды. Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований, 1992. 713 с.

Нарты кадджытж. Орджоникидзе. Дзжуджыхъжу, 1946.

Нарты кадджытж. Ирон аджмы эпос. Владикавказ. Дзжуджыхъжу. Т. I. 2003. 592 ф. ; Т. II. 2004. 896 ф. ; Т. III. 2005. 712 ф. ; Т. IV. 2007. 544 ф. ; Т. V. 2010. 768 ф.

Ревуненкова Е. В. Фольклор и этнография: У этнографических истоков сюжетов и образов. Л. : Наука, Ленинградское отд-ние, 1984. С. 35-41.

Сокаева Д. В. Сакральные персонажи и символы фольклорной прозы осетин: генезис, семантика, этнографический контекст : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2017. 555 с.

Соколова Г. А. «Числовой код» как ключ к интерпретации событий в немецкой романтической сказке // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2014. № 691. С. 138-152.

Топоров В. Н. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 450 с.

Хъазиты М. Ирон хжзна: жмбисжндтж. Цхинвал : Цыкура - Дзжуджыхъжу: Орион, 2013. 352 с.

REFERENCES

Abaev V. I. Proishozhdenie osetin po dannym jazyka // Proishozhdenie osetinskogo naroda. Materialy nauchnoj sessii, posvjashhennoj probleme jetnogeneza osetin. Ordzhonikidze, Izd-vo 1967. S. 5-14.

Averincev S. S. Dvenadcat' apostolov // Mify narodov mira. T. I. M. : Sovetskaja jenciklopedija, 1974. S. 355-357.

Gurevich A. Ja. Kategorii srednevekovoj kul'tury : 2 t. M. : Iskusstvo, 1984. 350 s.

Dziccojty Ju. A. K osetinsko-persidskim fol'klornym svjazjam // Nartamongœ. 2017. Vol. XII, №1, 2. S. 234-267.

Djumezil'Zh. Osetinskij jepos i mifologija. M. : Nauka, 1976. 276 s.

Djumezil'Zh. Skify i narty / pod red. B. A. Kaloeva. M. : Nauka, Glavnaja redak-cija vostochnoj literatury, 1990. 231 s.

Miller Vs. F. Osetinskie jetjudy. Vladikavkaz : Severo-Osetinskij institut gumani-tarnyh issledovanij, 1992. 713 s.

Narty kaddzhytœ. Ordzhonikidze. Dzœudzhyhjœu, 1946.

Narty kaddzhytœ. Iron adœmy jepos. Vladikavkaz. Dzœudzhyhjœu. Т. I. 2003. 592 f. ; Т. II. 2004. 896 f. ; Т. III. 2005. 712 f. ; Т. IV. 2007. 544 f. ; Т. V. 2010. 768 f.

Revunenkova E. V. Fol'klor i jetnografija: U jetnograficheskih istokov sjuzhetov i obrazov. L. : Nauka, Leningradskoe otd-nie, 1984. S. 35-41.

Sokaeva D. V. Sakral'nye personazhi i simvoly fol'klornoj prozy osetin: gene-zis, semantika, jetnograficheskij kontekst : dis. ...d-ra filol. nauk. M., 2017. 555 s.

Sokolova G. A. «Chislovoj kod» kak kljuch k interpretacii sobytij v nemeckoj romanticheskoj skazke // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisti-cheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2014. № 691. S. 138-152.

Toporov V. N. Mirovoe derevo. Universal'nye znakovye kompleksy. T. 1. M. : Rukopisnye pamjatniki Drevnej Rusi, 2010. 450 s.

Hjazity M. Iron hœzna: œmbisœndtœ. Chinval : Cykura - Dzœudzhyhjœu : Orion, 2013. 352 s.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НК - Нарты кадджыга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.