Научная статья на тему 'Этические противовесы Мартина Лютера для гуманизации экономики'

Этические противовесы Мартина Лютера для гуманизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая этика / Реформация / гуманизация экономики / кредит / прибыль / рыночная экономика / глобализация. / economic ethics / Reformation / humanization of economy / credit / profit / market econo- my / globalization.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстова Елена Владимировна

В статье анализируются трактаты Мартина Лютера о ссудном проценте, внесшие значительный вклад в разработку данной обширной темы в христианской этике. В средневековом представлении проценты как рост благосостояния без труда противоречат смыслу экономической этики, кредитор присваивал себе часть заработка должника, что считалось безнравственным. Прослеживается эволюция взглядов Лютера, называвшего ростовщиков разбойниками и убийцами, отбирающими у бедняка имущество и пищу: от призывов к бесплатной помощи нуждающимся, исходя из любви к ближнему, через признание сделок под небольшой процент до высказываний об установлении максимальной ставки в 6 %, требований справедливого процента и критики неравного распределения риска между кредиторами и должниками. Проанализированы его предложения по ценообразованию, усовершенствованию кредитной системы, применению этических принципов для преодоления абсолютизации чисто производственно-экономического мышления, нацеленного на прибыль. Вопреки разрыву во времени обнаруживается актуальность основного этического правила Лютера – защита слабого, раскрывается потенциал христианской этики для гуманизации рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL BALANCES OF MARTIN LUTER FOR HUMANIZATION OF ECONOMICS

The article analyzes Martin Luther's tracts on loan interest, which were a significant contribution to the development of this extensive topic in the Christian ethics. In the medieval view, interest as an increase in welfare without labour contradicted the sense of economic ethics, the creditor appropriated a part of the debtor’s earnings which was considered immoral. The article observes the evolution of Luther’s views who called money lenders robbers and murderers taking away property and food from the poor: from calls for free help to people in need based on love for their neighbour, through recognition of transactions at a small percentage to statements about setting a maximum rate of 6%, requirements of fair interest and critique of the unequal risk distribution between creditors and debtors. Analyzed are his proposals for pricing, improvement of the credit system, application of ethical principles to overcome the absolutization of purely industrial and economic thinking aimed at profits. The relevance of Luther's basic ethical rule despite the time lapse, i.e. protection of the weak and the potential of the Christian ethics for the humanization of the market economy are revealed.

Текст научной работы на тему «Этические противовесы Мартина Лютера для гуманизации экономики»

80

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2019. № 1(35)

Administration; Expert of the Expert Center ADPO (Arctic Development Project Office). Russia. Moscow. E-mail: vdep14@yandex.ru.

TARASOV, Boris Alexandrovich - Candidate ofSciences (Medicine), General Director of the Expert Center ADPO (Arctic Development Project Office). Russia. Moscow. E-mail: tarasov@porarctic.ru.

УДК 330.8:37.01

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОВЕСЫ МАРТИНА ЛЮТЕРА ДЛЯ ГУМАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Е.В. Толстова

В статье анализируются трактаты Мартина Лютера о ссудном проценте, внесшие значительный вклад в разработку данной обширной темы в христианской этике. В средневековом представлении проценты как рост благосостояния без труда противоречат смыслу экономической этики, кредитор присваивал себе часть заработка должника, что считалось безнравственным. Прослеживается эволюция взглядов Лютера, называвшего ростовщиков разбойниками и убийцами, отбирающими у бедняка имущество и пищу: от призывов к бесплатной помощи нуждающимся, исходя из любви к ближнему, через признание сделок под небольшой процент до высказываний об установлении максимальной ставки в 6 %, требований справедливого процента и критики неравного распределения риска между кредиторами и должниками. Проанализированы его предложения по ценообразованию, усовершенствованию кредитной системы, применению этических принципов для преодоления абсолютизации чисто производственно-экономического мышления, нацеленного на прибыль. Вопреки разрыву во времени обнаруживается актуальность основного этического правила Лютера - защита слабого, раскрывается потенциал христианской этики для гуманизации рыночной экономики.

Ключевые слова: экономическая этика; Реформация; гуманизация экономики; кредит; прибыль; рыночная экономика; глобализация.

E.V. Tolstova. ETHICAL BALANCES OF MARTIN LUTER FOR HUMANIZATION OF ECONOMICS

The article analyzes Martin Luther's tracts on loan interest, which were a significant contribution to the development of this extensive topic in the Christian ethics. In the medieval view, interest as an increase in welfare without labour contradicted the sense of economic ethics, the creditor appropriated a part of the debtor's earnings which was considered immoral. The article observes the evolution of Luther's views who called money lenders robbers and murderers taking away property and food from the poor: from calls for free help to people in need based on love for their neighbour, through recognition of transactions at a small percentage to statements about setting a maximum rate of 6%, requirements of fair interest and critique of the unequal risk distribution between creditors and debtors. Analyzed are his proposals for pricing, improvement of the credit system, application of ethical principles to overcome the absolutization of purely industrial and economic thinking aimed at profits. The relevance of Luther's basic ethical rule despite the time lapse, i.e. protection of the weak and the potential of the Christian ethics for the humanization of the market economy are revealed.

Keywords: economic ethics; Reformation; humanization of economy; credit; profit; market economy; globalization.

Реформация, 500-летний юбилей которой праздновался в 2017 г., породила гигантский объем нового духовного, нравственного, интеллектуального, политико-экономического опыта. Этот огромный ресурс востребован и российским гуманитарным сознанием, в нем обнаруживается богатый материал для размышлений не только о вечных вопросах бытия, но и о сугубо современных проблемах жизни вопреки разрыву во времени.

Политико-экономическая ситуация в Германии накануне Реформации характеризовалась, с одной стороны, формированием и укреплением территориального государства, кризисом денежной и валютной системы; с другой стороны, это была первая глобализация в начале Нового времени, но, в отличие от традиционной глобализации производства, капитала и ноу-хау, она была глобализацией торговли. Экономика раннего капитализма

обусловила максимизацию прибыли, деньги в ней играют не только функцию средства обмена, но и приобретают собственное значение, поскольку их можно обменять на товар, а товар - на большее количество денег, в банковском деле - деньги обменять на другие по определенному курсу. Эта экономическая система, где произошло разделение капитала и труда, породила инфляционное умножение алчности и ростовщичества и воспринималась тогда как признак конца света.

Ключевым вопросом для Лютера, давшим толчок к тому, чтобы он стал заниматься вопросами экономики, был вопрос процентов. В 1519, 1520 и 1524 гг. Лютер опубликовал три трактата о ссудном проценте и таким образом принял участие в набирающей обороты дискуссии по этой теме [1]. Запрет процентов во времена зарождения капитализма многие считали устаревшим, хотя, согласно каноническому праву, брать их нельзя. Жизнь демонстрировала парадокс - проценты запрещены, однако стали вполне естественным явлением. Ярчайший пример - крупнейший банкир Якоб Фуггер, финансировавший самого кайзера, Папу Римского и курию, дал, к примеру, Альбрехту Бранденбургскому кредит в размере 29 тыс. золотых гульденов, который последний никогда бы не выплатил.

Лютер одобряет использование денег как средство обращения, но отрицает их обособление в виде капитала, антитезис «Бог или богатство (мамон)» определяет экономико-этическое мышление Лютера. Высокомерие ^ирегЫа) и алчность (avaritia), названные Лютером в 1539 г. главным грехом, мешают человеку служить Богу и окружающим, как требовал Господь. Geizwanste (скряги) хотят править людьми, они даже требуют почитания их как богов, чем нарушают Первую заповедь.

Взимание процента является обширной темой в христианской этике, затрагивающей фундаментальные нравственные вопросы. Эпохи беспроцентной экономики считаются временем удачного общественного распределения богатства и культурного расцвета. Процентная система привела как к экономической динамике, так и расслоению на бедных и богатых, преступлениям против человека и экологии. По сути, проценты - это присвоение результатов чужого труда, рост личного благосостояния без работы, что противоречит смыслу экономической этики, так как собственность или заработок только тогда оправданы, когда являются результатом труда. В средневековом представлении существовало два фактора производства: земля и труд, и поскольку к земле

нужно было приложить труд, чтобы она приносила пользу, то только в труде видели право на получение дохода. Деньги считались предпосылкой для прибыли, но собственно причиной/ основанием для получения прибыли является работа. Получение ссудного процента очевидно было эксплуатацией труда должника, ибо кредитор присваивал себе часть его заработка, что считалось безнравственным. Лютер называл ростовщиков разбойниками и убийцами, отбирающими у бедняка имущество и пищу: Die solches tun sind so fromm wie Räuber und Mörder und entreißen dem Armen sein Gut und seine Nahrung. Wehe ihnen! [3]. Потому он мечтал о бескредитной экономике, делал конкретные предложения по коммерческому ценообразованию согласно принципу справедливости с учетом интересов ближнего, которого нельзя обсчитывать в торговле.

Целью хозяйствования издревле было удовлетворение потребностей, и все, кто их удовлетворил и имел излишки, могли помочь нуждающимся и слабым. Чтобы брать за это проценты, нужно было придумать новую теологию. Во времена Лютера велись споры о том, как обойти запрет. Реформатор видел изменение общих условий и признал, что дифференцированная реальность капиталистического денежного обращения не может регулироваться применением неизменных норм раннего христианства. Исходя из любви к ближнему, по Лютеру wir sollen geben fry umbsonst yder-mann, der seyn bedaff odder begeret [4, c. 20] (мы должны давать добровольно и безвозмездно каждому, кто в этом нуждается или желает этого), ведь оказавшемуся в затруднительном положении человеку следует помогать по возможности бесплатно, здесь не может быть речи о кредите - христианин обязан давать беспроцентную ссуду. Но если у помогающего нет собственных денежных средств, то актуальным становится вопрос о передаче денег на время - ссуда, кредит, капитал.

Сила этики Лютера заключается в том, что он никогда не понимает под правом строго нормативное применение принципов, признанных правильными, а больше пытается учесть справедливость их воздействия в отдельном случае. Потому Лютер не выступает за обязательный запрет взимания процентов, а уже в 1519 г. в «Маленькой проповеди» (Eyn Sermon vom Wucher, 1519) объявил сделки под 4-6 % при определенных обстоятельствах приемлемыми, но все время считал важным, чтобы проценты не наносили ущерб ближнему. В 1525 г. он отметил, что проценты должны ориентироваться на правомерность, т.е. их величина должна зависеть

82

вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1(35)

не от рынка, а быть справедливой для обеих сторон. В практике XVI в. закрепилась ставка максимум в 5 %. Понимая, что не сможет остановить рост процентного капитализма, Лютер говорил о максимальной границе для кредитов - 6 % [2].

Реформатор требовал участия кредитора в риске во избежание сползания заемщика вниз по долговой спирали. В случае 7-10 % Лютер требует вмешательства политиков: сильные мира сего должны понимать, что hier wird das arme gemeine Volk heimlich ausgesogen und schwer unterdrückt (из бедного народа высасывают все соки и нещадно подавляют) [2, с. 40]. Имплицитно высказанное реформатором требование «справедливого процента» достойно внимания, тем более что большая часть долгов связана с резко подскочившими процентами.

Исходя из заповеди любви к ближнему, Лютер приходит к выводу, что кредитор хочет обсчитать своего ближнего, потому что к себе он применяет другие условия. Лютер установил неравное распределение риска между кредиторами и должниками. Гарантии, которые нужны банкам для создания денег, заемщики должны предоставлять в первую очередь. Если последних постигнет неудача, и они не смогут выплачивать проценты и гасить кредит, то их имущество будет взято в залог, они будут уничтожены, в то время как у другого окажется и его прибыль, и гарантированное преимущество, т.е. налицо асимметрия: кредитор получает максимальные гарантии, а заемщик со своей стороны - только величайший риск. Реформатор вскрывает корысть и экономический эгоизм тех, кто обременяет нуждающихся, крадет в случае неплатежеспособности у них основу для существования - землю, средства производства. Со стороны кредиторов Лютер видит опасность эксплуатации, со стороны заемщиков - опасность спекуляции, банкротства и долгов, что проясняет для него аморальность кредитных сделок.

Сегодня точку зрения Лютера относительно использования нужды для обогащения полезно вспомнить в отношении системы предоставления кредитов между частными банками и правительствами третьего мира как на индивидуальном, так и государственном уровне. Можно переосмыслить основное требование Лютера о том, что кредитор тоже должен участвовать в финансовом риске. Если частные банки во время бума нефтяного доллара легкомысленно раздавали, даже навязывали развивающимся странам кредиты, которые были непродуктивно инвестированы, то проценты с таких кредитов не должны выбиваться силой еще и с при-

влечением интернациональных финансовых механизмов, таких как МВФ, с ущербом для массы бедного населения. Лютер бы поставил под вопрос мировую экономическую систему, которая приговаривает государства быть вечными должниками. Если в этой связи существует моральная вина, которая является выражением глубоко личного обязательства, то ее надо искать в равной степени и среди кредиторов, и среди должников.

Слова Лютера звучат как призыв чаще применять христианское понимание труда и экономики, справедливости и ответственности за мироздание в диалоге с представителями экономических структур. Основное этическое правило Лютера - защита слабого - должно оставаться целью экономической деятельности. Хотя из мыслей реформатора не получится вывести конкретные советы, ибо его мир - не наш мир, но некоторые высказывания, например о работе и профессии, переходят узкие рамки его времени. Его этические принципы и в совершенно изменившейся ситуации содержат потенциал для сопротивления определенным тенденциям и односторонности. В первую очередь следует услышать принципиальные предостережения Лютера относительно богатства как абсолютизации мышления, нацеленного на прибыль. Если бы через полтысячи лет после своей смерти Мартин Лютер взглянул на наш мир, он бы в нем быстро сориентировался и повторил главное: «Деньги никого не делают радостным, наоборот, они делают человека печальнее и озабоченнее, ибо его колют шипы, которые Христос назвал богатством. А мир все еще настолько глуп, что мы все пытаемся найти в этом радость» [6, с. 4]. Этот и другие вопросы христианской экономической этики дополняются проблемами бедности и безработицы, голода и нищеты.

Итак, борьба Лютера с античеловеческой жаждой прибыли соответствует этически обоснованной ориентации, не потерявшей актуальности. Мысли Лютера о справедливости полезно дополнить экологическим вопросом: совместимы ли экономические цели с задачей человечества сохранить мироздание? Как преодолеть чисто производственно-экономическое мышление? Ведь безудержное стремление к прибыли привело не только к благосостоянию, но и к экологически разрушенным ландшафтам, озерам, рекам, морям, небу без спасительного озонового слоя. Многие уже говорят о глобализационной ловушке. Озабоченность вызывает, что решения исходят во все большей степени от международных финансовых рынков, где прокручивается столько денег, что

соответствует стоимости мирового товарооборота. Ульрих фон Вайцзеккер говорил: «Едва коммунизм как реальная сила покинул сцену мировой истории, как кажется, что все этические противовесы «голому капитализму» преданы забвенью» [5, с. 88].

Этические доводы Мартина Лютера, интерес к которым, судя по количеству публикаций, постоянен и даже усилился, помогают преодолеть кризис доверия в экономике, дают импульсы рыночной экономике, где приличия, мораль, забота о ближнем и будущем человечества как конкурентное преимущество начинают приобретать все большее значение.

Список литературы

1. Толстова Е.В. Социально-экономические традиции эпохи Реформации как современность // Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 2 (32). С. 85-88.

2. Bedford-Strohm Heinrich. Martin Luthers Wirtschaftsethik // Politische Studien. Themenheft. München: Hanns-Seidel Stiftung, 2013. № 2. S.30-42.

3. Luther M. Von Kaufshandlung und Wucher. URL: http://www.martinluther.dk/wucher.html (дата обращения: 14.04.2018)

4. Pawlas A. Luther zu Geld und Zins. Uppsala: Universitet, 2013.

5. Prien H.J. Lieber mit Gott arm denn mit dem Teufel reich sein. Überlegngen zu einer Wirtschaftsethik Martin Luthers // Wach auf, wach auf, du deutsches Land! Martin Luther -Angst und Zuversicht in der Zeitwende / Evangelisches Predigerseminar, Lutherstadt Wittenberg.

Peter Freybe. 1. Aufl. Wittenberg: Drei-Kastanien-Verl., 2000.

6. Reimers H. Luther und das Geld. URL: https://www.kirchliche-dienste.de/damfiles/default/ haus_kirchlicher_dienste/arbeitsfelder/fundraising/ service/fuer_beauftragte_download_geschuetzt (дата обращения: 10.01.2019).

References

1. Tolstova E.V. SotsiaFno-e'konomicheskie traditsii e'pokhi Reformatsii kak sovremennost [Social-economic ideas of the Reformation as a modernity] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2018. № 2 (32). S. 85-88.

2. Bedford-Strohm Heinrich. Martin Luthers Wirtschaftsethik // Politische Studien. Themenheft. München: Hanns-Seidel Stiftung, 2013. № 2. S.30-42.

3. Luther M. Von Kaufshandlung und Wucher. URL: http://www.martinluther.dk/wucher.html (data obrashcheniya: 14.04.2018)

4. Pawlas A. Luther zu Geld und Zins. Uppsala: Universitet, 2013.

5. Prien H.J. Lieber mit Gott arm denn mit dem Teufel reich sein. Überlegngen zu einer Wirtschaftsethik Martin Luthers // Wach auf, wach auf, du deutsches Land! Martin Luther - Angst und Zuversicht in der Zeitwende / Evangelisches Predigerseminar, Lutherstadt Wittenberg. Peter Freybe. 1. Aufl. Wittenberg: Drei-Kastanien-Verl., 2000.

6. Reimers H. Luther und das Geld. URL: https://www.kirchliche-dienste.de/damfiles/default/ haus_kirchlicher_dienste/arbeitsfelder/fundraising/ service/fuer_beauftragte_download_geschuetzt (data obrashcheniya: 10.01.2019).

ТОЛСТОВА Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: bella-lucia@rocketmail. com.

TOLSTOVA, Elena Vladimirovna - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Humanities and Foreign Languages. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: bella-lucia@rocketmail. com.

УДК 631.1(470.344)

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА

Н.В. Федорова, Н.П. Зыряева

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности земледелия и зернового производства в сельском хозяйстве регионов России. Проводится сравнительная оценка показателей ресурсообеспеченности и эффективности производственного потенциала в регионах Цент-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.