Научная статья на тему 'Лютеровское наследие в немецком краеведении'

Лютеровское наследие в немецком краеведении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕФОРМАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЛЮТЕРОВСКИЕ МЕСТА / COUNTRY-SPECIFIC STUDIES / INTERCULTURAL COMMUNICATION / THE REFORMATION / CULTURAL AND HISTORICAL VALUES / MARTIN LUTHER SITES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Толстова Елена Владимировна

Рассмотрено значение усвоения национально-исторических особенностей страны для изучения иностранных языков. Особое внимание уделено периоду Реформации, эпохальной личности Мартина Лютера и лютеровским памятным местам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HERITAGE OF MARTIN LUTHER IN STUDY OF GERMANY

The importance of mastering the national and historical features of the country for the study of foreign languages is considered in this article​​. Particular attention is given to the period of the Reformation, the epochal personality of Martin Luther and Luther's memorable places.

Текст научной работы на тему «Лютеровское наследие в немецком краеведении»

УДК 37.03:355.233(430)

ББК Ч400.522г(4Гем)

Е.В. ТОЛСТОВА ЛЮТЕРОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ В НЕМЕЦКОМ КРАЕВЕДЕНИИ

Ключевые слова: страноведение, интеркультурная коммуникация, Реформация, культурно-исторические ценности, лютеровские места.

Рассмотрено значение усвоения национально-исторических особенностей страны для изучения иностранных языков. Особое внимание уделено периоду Реформации, эпохальной личности Мартина Лютера и лютеровским памятным местам.

E.V. TOLSTOVA THE HERITAGE OF MARTIN LUTHER IN STUDY OF GERMANY

Key words: country-specific studies, intercultural communication, the Reformation, cultural and historical values, Martin Luther sites.

The importance of mastering the national and historical features of the country for the study of foreign languages is considered in this article. Particular attention is given to the period of the Reformation, the epochal personality of Martin Luther and Luther's memorable places.

Страноведение входит в содержание предмета иностранный язык, оно является условием развития интеркультурной коммуникации, а понимание национально-исторических особенностей, свойственных иной социокультуре, заложит основы коммуникативной компетенции. При изучении немецкого языка доступом к внутреннему миру немцев станет знакомство с различными специфическими явлениями их страны, отношением к ним в разные периоды истории. Одним из таких явлений является период Реформации, а ее вождь -Мартин Лютер, названный одной из главных фигур немецкой истории [2], заслуживает пристального внимания.

Краеведческий компонент предусматривает знакомство с лютеровскими местами, стремлением поддерживать их в достойном состоянии. Прагматичность немцев иллюстрирует такой факт: чтобы сообщить, закрепить, постоянно напоминать о значении эпохальной личности М. Лютера, немцы ввели его имя в название некоторых городов, таких как Lutherstadt Eisleben (место рождения и смерти реформатора), Lutherstadt Wittenberg (в котором он провел 37 лет своей жизни и захоронен), Mansfeld - Lutherstadt (здесь прошла большая часть его детства). Luthertourismus (лютеровский туризм) приносит пользу бизнесу: на улицах 700-летнего Виттенберга изображения Лютера можно увидеть практически на каждом шагу - начиная с памятников Лютеру и Меланхтону на центральной площади Marktplatz и заканчивая витринами магазинов, меню ресторанов.

Другая немецкая черта - преданность традициям - в ежегодном праздновании связанных с Лютером и Реформацией событий. В Виттенберге даже проводятся праздники в годовщину женитьбы Лютера. Во времена существования двух немецких государств в социалистической ГДР отношение к Лютеру было неоднозначно, но тем не менее в 1983 г. власти этого государства профинансировали торжества в честь 500-летия реформатора. Старинные памятные здания регулярно реставрируются: церковь замка Schlosskirche с бронзовой дверью, на которой изображены 95 прибитых тезисов как напоминание о начале Реформации 31 октября 1517 г., за 500 лет своего существования служила и университетской церковью, и гробницей саксонских курфюрстов, и местом упокоения для профессоров университета. Когда Лютер навеки закрыл глаза в родном городе Айслебен, его привезли сюда в Виттенберг в скромную могилу рядом с церковной кафедрой. Хотя в XVIII и XIX вв. замко-

вую церковь использовали не по назначению (в качестве крепости, хранилища сена, мельницы) и она страдала от обстрелов, пожаров, ограблений [3. С. 16], память о мужественном поступке Лютера всегда приводила к восстановлению знаменательного здания и после Семилетней войны, и после войны с Наполеоном, несмотря на послевоенную нужду. Исторические деревянные двери, к которым Лютер прикрепил свои тезисы, сгорели в 1760 г., в 1858 г. они были заменены на бронзовые двери. К 2015 г. церковь будет отреставрирована, на проект выделено 45 млн долл.

В Eisleben - городе, где он родился и умер, ежегодно день рождения Лютера отмечают на главной рыночной площади в виде средневековой ярмарки, где одетые в исторические костюмы горожане демонстрируют средневековые ремесла (плетение, прядение, кузнечное дело и пр.), скоморохи и музыканты развлекают народ, продавцы на глазах у людей готовят национальные блюда - разнообразные лепешки, изделия из картофеля, продают издавна приготовлявшиеся в этой местности напитки. Экскурсия по «лютеровской» дорожке в Eisleben - вкраплениям из металлического круга с лютеровской розой на мостовой - заканчивается в доме-музее, где родился великий сын города. Магистрат неоднократно пытался выкупить из частных рук этот дом. После пожара 1689 г., спалившего почти весь город, удалось приобрести участок земли, где стоял дом Лютера, и построить здесь памятное место в честь великого реформатора, где разместили школу для бедных, небольшой музей и зал для торжеств и раздачи подаяний. В течение XVIII в. прусский король пожертвовал средства для нового здания на задней части участка. С 1996 г. оба здания находятся в списке мирового культурного наследия ЮНЕСКО, а позже, в 2007 г., было выстроено здание, соединившее дом Лютера со школой для бедных, чтобы дополнить архитектурный ансамбль [6. С. 7]. Фундаментальность созданного музея, усилия, прилагаемые всемирными фондами и городскими властями, убеждают в том, что память немцев о Лютере жива.

31 октября 2017 г. Германия будет праздновать 500-летие Реформации. Живой памятник этому событию - Lutherpark из 500 деревьев - свидетельствует об оригинальности немцев и их любви к природе. Представителям разных христианских направлений со всех концов земли предложено выбрать и посадить дерево в этом саду. План сада напоминает лютеровскую розу -знак, который он использовал в качестве печати, сегодня символ протестантской церкви. Примечательно, что сам Лютер считал дерево символом надежды и говорил: «Даже если бы я знал, что завтра наступит конец света, я бы все равно посадил яблоню» [1].

Общеизвестна и любовь немцев к музыке, почти каждый играет на инструменте или поет в хоре, нередко музыкальные занятия продолжаются и в пенсионном возрасте. В честь грядущего юбилея события, которое заложило основу европейской музыкальной культуре, и в честь новатора церковной музыки, введшего традицию пения общиной на немецком языке, был провозглашен тематический год «Реформация и музыка». В день Реформации 2012 г. в церкви города Eisenach, где Лютер пел ребенком и где крестили И.С. Баха, был дан старт году, в котором каждый день в новом месте Германии звучали музыкальные сокровища в исполнении как церковных хоров, так и джазовых коллективов. Многие мероприятия на местах, многие актеры получили поддержку церкви, федерации, земель, коммун. И в этом чувствуется рука Лютера, объявившего, что короли, князья и господа должны сохранить музыку, великому правителю следует обязательно заботиться о хороших свободных искусствах. Смелость Лютера - посметь не только подать голос в церкви, но

и петь в ней - привело к установлению традиции совместного пения и музицирования общины. «Дар и подарок Бога, она прогоняет черта и делает людей радостными», «лучшее утешение для опечаленного человека», - так отзывался он о музыке. За многие написанные им песни Лютера прозвали «вит-тенбергский соловей» [5].

Типичное для немцев трудолюбие - главная черта самого великого немца - Лютера, чтобы удостовериться в этом, достаточно посетить Lutherhaus в Виттенберге. Здесь узнаёшь, что после женитьбы в 1525 г. реформатор жил в большом монастыре, который покинули монахи и который в 1532 г. был передан ему в собственность курфюрстом. Если в начале своей семейной жизни Лютер был почти без средств к существованию, то к концу жизни он стал одним из самых состоятельных бюргеров Виттенберга. Домашнее хозяйство Лютеров было одним из крупнейших в городе. У Лютеров были свиньи, коровы, козы, поросята, они даже разводили пчел. В музее есть композиции, где продемонстрировано, как перерабатывали молоко, ловили рыбу, получали мед и пр. [4. С. 7-47]. Появлявшиеся наличные деньги жена Лютера вкладывала в недвижимость - луга, поля, сады, пруды. Ее можно понять - кроме пятерых своих детей, в доме жили шестеро осиротевших племянников и племянниц, около 10 домашних служащих. Студенты, снимавшие комнаты под крышей, столовались в семье, часто в доме гостили друзья, так что за обеденным столом одновременно сидело 35-50 человек.

Знакомство с лютеровскими местами как один из компонентов краеведения на уроках немецкого языка способствует усвоению национальных культурно-исторических ценностей, расширяет объем фоновых знаний, помогает понять немецкий менталитет.

Литература

1. Лютеру - на юбилей! [Электронный ресурс]. URL: http://www.lutheran.ru/forum/view-topic.php?p=2123 (дата обращения: 03.11.2013).

2. Уитлок К. Германия: возрождается интерес к родине Реформации [Электронный ресурс]. URL: http://www.tvoyavera.ru/statii/history/272-martin-lyuter-opyat-v-rodnom-gorode.html (дата обращения: 03.11.2013).

3. Bernhard G. Lutherstadt Wittenberg, Schlosskirche. Regensburg: Verlag Schnell & Steiner GmbH Regensburg, 2009. 42 S.

4. Heling A. Zu Haus bei Martin Luther. Ein alltagsgeschichtlicher Rundgang. Wittenberg: Verlag Stiftung Luthergedenkstätten in Sachsen-Anhalt, 2003. 96 S.

5. Reformatution und Musik. URL: http://www.luther2017.de/luthderdekade/themenjahr-2012 (дата обращения: 03.11.2013).

6. Treu M. Martin Luther und Eislben. Ein Rundgang durch die Austellung im Geburtshaus. Wittenberg: Stiftung Luthergedenkstätten in Sachsen-Anhalt, 2007. 112 S.

ТОЛСТОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (bella-lucia@rocketmail.com).

TOLSTOVA ELENA VLADIMIROVNA - candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.