Научная статья на тему 'Эволюция лютеровской картины мира и ее роль в религиозном просвещении: от всеобщего священства к Краткому катехизису '

Эволюция лютеровской картины мира и ее роль в религиозном просвещении: от всеобщего священства к Краткому катехизису Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
436
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
картина мира / всеобщее священство / Краткий катехизис / проповедь / Священное писание / призвание. / view of the world / the universal priesthood / Small catechism / preaching / Scripture / calling

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полякова М. А.

Вступление. Статья посвящена анализу картины мира родоначальника Реформации Мартина Лютера. Для него единственным источником веры было Слово Божье, выраженное через Священное Писание. Поэтому особое значение Лютер придавал языкам, на которых оно было написано (древнееврейский, древнегреческий) и на которых использовалось (латинский, немецкий). Тем самым можно говорить собственно о религиозно-языковой картине мира, отраженной в произведениях реформатора. Основная часть. Наиболее показательным сочинением Лютера, с точки зрения отражения его картины мира, является комплекс катехизисов, особое место среди которых занимает Краткий катехизис — ясное и доступное пособие по основам веры. Этот катехизис использовался в практике обучения, как дома (отцом семейства), так и в приходе (пастором) и в школе (учителем). В то же время катехизис представляет собой экспозицию спасения верующего человека, что также отражает лютеровскую картину мира. Краткий катехизис является зрелым произведением реформатора, неким итогом эволюции его мировоззрения, идущим еще с начала Реформации (идея всеобщего священства). Заключение. Тем самым автор статьи приходит к выводу, что Краткий катехизис Лютера, представляя собой пошаговую экспозицию обучения христианина в вопросах веры, является самым популярным произведением реформатора. Массовому распространению лютеровского катехизиса, а значит, и его картины мира, способствовало быстро развивающееся книгопечатание. То, что Краткий катехизис предназначался именно детской аудитории, говорит о том, насколько большое значение Лютер придавал образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of Luther's view of the world and its role in religious education: from the universal priesthood to the small catechism

Introduction.The article is devoted to analysis of the world picture of the founder of the reformation of Martin Luther. His only source of faith was the Word of God expressed through Scripture. Therefore, of particular importance Luther gave the languages in which it was written (Hebrew, Greek) and which was used (Latin, German). Thus, we can talk actually about religious language picture of the world reflected in the works of the reformer. Main part.The most revealing writing of Luther from the perspective of the reflection of his picture of the world is a set of catechisms, special place among which occupies the shorter catechism is clear and accessible guide on the basics of the faith. This catechism was used in the practice of teaching as home (family) and ward (pastor) and at school (teacher). At the same time, the catechism is an exposition of the salvation of the believer, which also reflects Luther’s view of the world. Shorter catechism is a mature work of the reformer, a certain result of the evolution of his world, running from the beginning of the reformation (the idea of Universal Priesthood). Conclusion.Thus the author comes to the conclusion that the Short catechism of Luther, presenting a step-by-step exposition of Christian teaching in matters of faith, is the most popular product of the reformer. Mass distribution Luther’s of the catechism, and hence his view of the world, contributed to a fast growing printing press. The fact that the shorter catechism was meant for an audience of children, suggests the importance Luther gave to education.

Текст научной работы на тему «Эволюция лютеровской картины мира и ее роль в религиозном просвещении: от всеобщего священства к Краткому катехизису »

ИСТОРИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОТ РЕФОРМАЦИИ ДО МОДЕРНА

ЭВОЛЮЦИЯ ЛЮТЕРОВСКОИ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ РОЛЬ В РЕЛИГИОЗНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ: ОТ ВСЕОБЩЕГО СВЯЩЕНСТВА К КРАТКОМУ КАТЕХИЗИСУ1

Вступление. Статья посвящена анализу картины мира родоначальника Реформации Мартина Лютера. Для него единственным источником веры было Слово Божье, выраженное через Священное Писание. Поэтому особое значение Лютер придавал языкам, на которых оно было написано (древнееврейский, древнегреческий) и на которых использовалось (латинский, немецкий). Тем самым можно говорить собственно о религиозно-языковой картине мира, отраженной в произведениях реформатора.

Основная часть. Наиболее показательным сочинением Лютера, с точки зрения отражения его картины мира, является комплекс катехизисов, особое место среди которых занимает Краткий катехизис — ясное и доступное пособие по основам веры. Этот катехизис использовался в практике обучения, как дома (отцом семейства), так и в приходе (пастором) и в школе (учителем). В то же время катехизис представляет собой экспозицию спасения верующего человека, что также отражает лютеровскую картину мира. Краткий катехизис является зрелым произведением реформатора, неким итогом эволюции его мировоззрения, идущим еще с начала Реформации (идея всеобщего священства).

Заключение. Тем самым автор статьи при-

М. А. Полякова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, Калужский филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» E-mail: mail@bmstu-kaluga.ru; mariap71@ rambler.ru

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 15-06-10121а

Как цитировать статью: Полякова М. А. Эволюция лютеровской картины мира и ее роль в религиозном просвещении: от всеобщего священства к Краткому катехизису // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 3 (39). С. 141-153.

ходит к выводу, что Краткий катехизис Лютера, представляя собой пошаговую экспозицию обучения христианина в вопросах веры, является самым популярным произведением реформатора. Массовому распространению лютеровского катехизиса, а значит, и его картины мира, способствовало быстро развивающееся книгопечатание. То, что Краткий катехизис предназначался именно детской аудитории, говорит о том, насколько большое значение Лютер придавал образованию.

Ключевые слова: картина мира, всеобщее священство, Краткий катехизис, проповедь, Священное писание, призвание.

Вступление

В настоящее время педагогическая наука становится полем активного «внедрения» таких терминов, как парадигма (napâôety^a), дискурс (discours) и картина мира (das Weltbild), хотя далеко не всякий специалист в области педагогики осознает их этимологические корни. Термин картина мира как «.. .система интуитивных, полуинтуитивных представлений о реальности» [1, с. 149] является наиболее сложной и многослойной категорией, требующей осмысления в силу широких возможностей психологической, лингвистической, социальной и исто-рико-педагогической интерпретаций.

Роль языка в распространении культуры и образования, формирования картины мира, социального и религиозного «я» во многом предвосхитил Мартин Лютер (1483-1546). По его мнению, «Языки — это ножны, в которых хранится меч Духа. Они — ларец, в котором переносится это сокровище. Они — сосуд, вмещающий этот напиток. Они — хранилище, где лежит эта пища» [7, с. 103]. Для Лютера владение древними языками (латинским, древнегреческим и древнееврейским) важно именно с точки зрения понимания Божьего слова без посредников [7, с. 102]. Причину многих современных ему несчастий он видел в пренебрежении древними языками, а в их изучении — спасение. Теория спасения в понимании реформатора непосредственно связана с «языковой парадигмой» и, по существу, образует основу его собственной картины мира, основанной на учении об оправдании верой, и идеи всеобщего священства, которое делало ответственным за спасение души самого человека.

Основная часть

Мысль о всеобщем священстве (Priestertum aller Getauften), впервые прозвучавшая еще в «95 Тезисах» (1517), где подвергалась критике

средневековая традиция деления человечества на духовное и светское сословия, была позднее обоснована в сочинении «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520). В нем реформатор пишет о трех стенах, которые сторонники «Вечного города» Рима воздвигли для своей защиты от настоящих христиан. Первая и вторая стены связаны с проблемой всеобщего священства.

Первая стена касается превосходства духовного сословия над светским. В этой связи Лютер пишет, что «...все христиане принадлежат к духовному сословию, и между ними нет никакого иного различия, кроме только различия должностей» [5, с. 15]. Принадлежность к духовному сословию обусловлена таинством Крещения, которое делает всех людей равными перед Богом. А значит, все христиане суть истинные священники, епископы и папы [5, с. 16], хотя у всех у них разная служба. Это и есть всеобщее священство — организация людей, где каждый, кроме того, что является священником, выполняет еще какое-нибудь дело, занятие, чтобы служить другим людям и быть им полезным.

Лютер сравнивает всех членов человеческого сообщества с единым телом: «.мы все составляем одно тело, но каждый член имеет свое особое дело, которым он должен служить другим» [5, с. 18]. Утверждая так, он подчеркивает значимость каждой отдельной профессии, и светская власть является в его понимании не более чем частью христианского тела.

Однако исполнять свое ремесло люди давно научились или знают — по крайней мере, — как этому научиться, а как общаться с Богом без посредства церкви, они не знают. Лютер считал, что такое общение возможно лишь в том случае, если человек сможет сам познакомиться со Священным Писанием. На это указывают его следующие слова: «... не лучше ли было бы, если бы каждый христианин девяти или десяти лет от роду знал все Святое Евангелие, в котором говорится об его призвании и жизни?» [5, с. 71]. Но препятствием здесь встает вторая стена сторонников Рима (католической церкви), претендующих на истолкование Писания. Исходя из своего первого тезиса, согласно которому все христиане являются священниками, реформатор утверждает, что каждый человек (христианин) может «воспринимать и судить, что истинно или неистинно в вере» [5, с. 21].

Тем самым всеобщее священство представляет собой некую идеализированную модель общества, основанного на четком разделении труда и взаимопомощи, а также на стремлении членов сообщества распознать

Божественный замысел в отношении себя и обрести спасение. Однако Лютер вовсе не был идеалистом.

Подобные отношения делали человека ответственным за свою собственную судьбу. Распознать замысел Бога в отношении себя можно только через выраженное в Священном Писании послание и на основе собственной праведной жизни. Однако для этого надо сделать Слово Божье доступным для людей, научить их услышать его (через проповедь), увидеть его (через чтение), а также соблюдать Божьи законы и установления. Уже с первых шагов лютеровские реформы были направлены на претворение в жизнь этого грандиозного плана. Примечательно, что подготовка Лютером перевода Библии, активное проповедование и толкование отдельных частей Священного Писания, а также его редукция до краткого изложения через создание катехизиса (комментарий 1) идут параллельно, тесно взаимосвязаны и служат общей цели религиозного просвещения населения.

Исследователи Реформации и протестантизма, как правило, отмечают их преимущественно проповеднический характер [15, р. 5-19]. Ф. Феррарио использует для обозначения такой его ориентации термин «практическая теология», который как нельзя лучше отражает суть идеологических изменений, происходивших в эпоху Лютера. Реформатор, предприимчивый и деятельный, большое значение придавал проповеди и именно в процессе проповедования «оттачивал» свои идеи и педагогические навыки, что позволило ему в дальнейшем выработать действительно лаконичную и доступную версию катехизиса, который может рассматриваться как своего рода сумма, итог религиозного и проповеднического опыта [15, р. 6]. Проповедование и катехизация тесно связаны друг с другом, представляют собой «...систематизированную экспозицию истории спасения» [15, р. 6] и отражают эволюцию лютеровской картины мира.

Составление Лютером катехизиса имеет свою историю. Задолго до его написания реформатор проповедовал отдельные его части: разъяснял суть десяти Заповедей, Символа веры и Господней молитвы («Отче наш») и тем самым уже в 1517-1518 годах «предсказал метод, который в дальнейшем собирался использовать» [15, р. 6]. Явно для практической деятельности верующих он составил сборник основных молитв (1522) и руководство по проведению обряда крещения (1523). В 1520-е годы Лютер включал в перечень базовых христианских молитв также «Ave

Maria», в дальнейшем исключенную им из текста катехизиса.

До Лютера катехизисы были в основном ориентированы на взрослую аудиторию. Честь создания детской религиозной литературы принадлежит, по-видимому, гуманистам с «Диспутами Эразма» и «чешским братьям» (комментарий 2) с их детским религиозным вопросником (Kinderfragen). Проблема религиозного воспитания молодого поколения к началу Реформации уже была обозначена. Но, несомненно, именно Лютер предложил своего рода модель молодежной религиозной литературы, которая явилась в дальнейшем образцом для его последователей, а также и для его оппонентов.

О большом значении, которое реформатор придавал катехизису, свидетельствует тот факт, что, предприняв несколько попыток поручить его написание своим сподвижникам (комментарий 3), он, в конце концов, взялся за дело сам, так как их сочинения отличались, с его точки зрения, известным примитивизмом и чрезмерной нравоучительностью.

Другой причиной, побудившей Лютера к составлению и опубликованию собственного катехизиса, явилась визитация им церковных приходов в Саксонии в 1527 г. В ходе этих инспекторских акций реформатор обнаружил, что большинство мирян «даже понятия никакого не имеют о христианском учении», а «многие пасторы совершенно не способны и не готовы учить» [6, с. 1].

Все это Лютер изложил в своем предисловии к Краткому катехизису (Kleiner Katechismus) [14] и определил целью его написания исправление сложившегося положения. Подобные задачи реформатор выдвигает и в предисловии к своему Большому катехизису (Großer Katechismus) [13]. В последнем, подчеркивая неспособность и нежелание проповедников и пасторов распространять катехизис, он тем не менее призывает их к исполнению долга и ежедневному повторению основных положений христианства. Кроме проповедников к обучению основам веры призывались отцы семейства, а также имевшие работников и слуг хозяева, подтверждением чему служит указание, предваряющее каждый раздел Краткого катехизиса: «Представлено так просто, как глава семейства должен учить своих домочадцев» (wie sie ein Hausvater seinem Gesinde einfeltiglich fürhalten sol). Оно привлекало внимание учителя, подчеркивало доступность материала.

Два варианта лютеровского катехизиса появились в один и тот же год — 1529. Краткий катехизис для детей и слуг, которых должны

были обучать прежде всего родители и хозяева. Большой катехизис для пасторов и других учителей, явившийся своего рода методическим пособием для постоянно наставлявших в христианском учении, что было новшеством в педагогике.

Первоначально произведения имели другие названия. Краткий катехизис именовался в первом издании Enchiridion (комментарий 4) и представлял собой серию таблиц (плакатов), первые три из которых вышли в январе 1529 года, а остальные — в середине марта того же года вместе с переизданием опубликованных раньше [3, с. 105] (комментарий 5). Эти таблицы в целях обучения можно было развешивать на стенах церкви или школы, а также осваивать в кругу семьи [15, р. 10]. В мае 1529 года в Виттенберге Краткий катехизис был опубликован в виде брошюры со Скрижалью (Haustafel). Издание было дополнено предисловием автора и иллюстрациями [15, р. 10].

Большой катехизис сначала назывался «немецким» (Deutscher Katechismus), что, видимо, по замыслу Лютера должно было подчеркнуть его общенациональный, в известном смысле слова объединительный (для немцев) характер.

Краткий катехизис Лютера получил наибольшую популярность в протестантском мире в силу своей доступности и понятности, так как был составлен с целью разъяснения ключевых положений христианского учения. Катехизис состоит из пяти глав (десять заповедей, Символ веры, молитва Господня, таинства Крещения и Причащения, ежедневные молитвы и наставления), содержащих основы христианского вероучения, изложенные в простой форме. В предисловии Лютер призывает пасторов и проповедников «от всего сердца посвятить себя служению, иметь сострадание к людям, доверившимся им, и помогать в насаждении сего Катехизиса среди людей, особенно молодежи» [6, с. 1-2]. Тем самым он в первую очередь ставит задачу распространения христианского учения, однако не ограничивается только этим. Обосновывая необходимость изучения основ веры, реформатор подчеркивает, что «хотя мы не можем и не должны никого принуждать к вере, все же нам следует настойчиво побуждать людей к познанию того, что считается хорошим, а что плохим у людей, среди которых они живут и хотят жить. Ибо всякий, желающий жить в каком-то городе, должен знать и соблюдать законы этого города, под защитою которых он хочет находиться, независимо от того, является ли он верующим, или же он отъявленный плут и негодяй» [6, с. 2].

В этой формулировке явно прослеживается не только общественная направленность катехизиса и требование к людям соблюдать правила окружающего социума, но и четкое представление Лютером того, как вообще должен функционировать мир, в чем состоит справедливый миропорядок. Кроме того, здесь реформатор проявляет себя умелым педагогом, способным применять в процессе обучения различные приемы и методы убеждения, направленные прежде всего на священнослужителей, и, через их посредничество, на воспитуемую молодежь.

Вывод этот подтверждается и его дальнейшими рекомендациями по поводу разъяснения катехизиса. В частности, он призывает пасторов «побуждать городские советы и родителей править хорошо и посылать детей в школу, объясняя им, почему они должны делать это и какой ужасный, достойный всяческого проклятия грех они совершают, не делая этого. Ибо этим пренебрежением они опрокидывают и уничтожают как Царство Божие, так и царство мира сего, поступая как самые злейшие враги Бога и людей» [6, с. 2]. Хорошее правление и всеобщее обучение заявлены двумя сторонами одной медали.

Можно сказать, что Краткий катехизис Лютера был призван решить не только проблемы разъяснения основ христианского учения, но и задачи формирования общественно-активной личности, способной нести ответ за свои поступки и перед Богом, и пред людьми, а значит, и перед государством. Реализуется принцип всеобщего священства, который, по Э. Ю. Соловьеву, представляет собой идею «равнодостоинства людей, выраженную на религиозно-теологическом языке» [8, с. 83]. Примечательно также, что, обращаясь к проблемам веры и познания Бога, Лютер каждый раз приходит к мысли о необходимости образования людей, прежде всего молодежи, и об ответственности властей за этот процесс. Таково его видение общественных отношений и, говоря современным языком, он пропагандирует на страницах катехизиса-учебника собственную религиозную и социальную картину мира посредством разъяснения основ христианской веры и экспозиции спасения.

Структура катехизиса позволяет увидеть и понять процесс спасения с точки зрения Лютера. На первое место он намеренно ставит Декалог (Закон Божий), так как считает, что знакомство со Священным Писанием должно начинаться именно с закона. Человек должен знать, что он может и должен делать. В своем предисловии к Краткому катехизису Лютер указывает, каким заповедям при проповедовании христианских прин-

ципов следует уделять больше внимания, разъясняя их тем или иным представителям рода человеческого. Например, Седьмую заповедь, о воровстве, он предлагает наиболее настойчиво разъяснять ремесленникам и торговцам, а также фермерам и слугам, так как — с его точки зрения — в этой среде существует больше нечестности и воровства. Четвертую же заповедь — о почитании родителей — он адресует прежде всего детям и людям малообразованным.

Тем самым Лютер, по существу, дает методические рекомендации действующим или будущим проповедникам в искусстве гомилетики (проповедования), что позволяет видеть в нем не только теолога, но и педагога. Неслучаен, по всей видимости, и тот факт, что примерно в это время была написана «Проповедь о том, что надо посылать детей в школу» (1530), посвященная прежде всего обучению проповедников. Все это говорит о том, насколько большое значение придавал Лютер своему катехизису в деле распространения христианской веры, спасения человека и сохранения существующего общественного порядка.

Декалог, по замыслу реформатора, должен был решить проблему прозрения для человека. Когда же человек осознает, насколько неправедно он жил с точки зрения Закона, ему остается лишь уповать на милость Божью и верить в Него. Поэтому вторая часть катехизиса включает в себя Символ веры — молитвы, которая, по мнению Лютера, доносит до человека слово Божье, так как именно эту молитву впервые произнес Иисус.

Благодарить Бога человек должен также посредством молитвы («Отче наш» — третья часть катехизиса). Разъяснение реформатором господней молитвы также показательно для понимания его картины мира. Для Лютера Бог действительно отец (как это, собственно, и следует из названия молитвы), реформатор призывает обращаться к Нему так, «как любимые дети обращаются к своему возлюбленному отцу» (wie die lieben Kinder ihren lieben Vater bitten sollen) [6, с. 6]. Каждое прошение к Господу в расшифровке Лютера проникнуто неподдельной любовью и преданностью. По всей видимости, подобное отечески теплое понимание взаимоотношений между Богом и христианами является проявлением все той же идеи всеобщего священства и попыткой устроить религиозный миропорядок как общественный институт без посредства церкви, заменив ее отношениями большой патриархальной семьи.

Кроме традиционных частей реформатор включил в свой катехизис также разъяснение таинств, следуя в этом примеру своего пастора

Иоганна Бугенхагена [10, S. 17], активно этим занимавшегося с 1525 года. Отказавшись от большей части католических таинств, Лютер особое значение придавал двум — Крещению и Причастию. Крещение важно для него именно потому, что благодаря ему люди становятся христианами и, следовательно, получают возможность спасения и участия во всеобщем священстве. Также на спасение и избавление от грехов направлено таинство Святого Причастия. Разъяснение этих таинств имеет своей задачей еще раз обозначить для христиан путь их спасения. Лютер, по существу, разными методами проводит в этих частях катехизиса важную мысль: изучение христианского учения направлено именно на обретение христианином спокойствия и уверенности в том, что посредством веры в слово Божье (через воду или Причастие) возможно обрести вечное спасение. Кроме нравственного содержания этого положения, здесь отчетливо видна реализация дидактического принципа связи обучения с практикой в повседневной жизни христианина, руководствующегося идеями катехизиса.

Далее в Кратком катехизисе Лютера следуют приложения. Первое из них, содержащее ряд молитв (Gebete), которым глава семейства должен учить своих домашних, носит скорее прикладной характер. Различные издания катехизиса предлагают неодинаковый набор молитв, но обязательными здесь являются Утренняя молитва (Morgensegen), Вечерняя молитва (Abendsegen) и застольные молитвы (Bittgebet vor dem Essen и Dankgebet nach dem Essen). Наличие в катехизисе этого раздела показывает, насколько большое значение Лютер придавал не только массовому обучению основам христианской веры, но и семейному воспитанию. По существу, молитвы, связанные с распорядком дня, служат реализации не только принципа связи обучения с практикой, но и принципа социокультурного характера обучения, потому что они направлены на формирование у молодежи и домочадцев принятого в христианской семье и христианском обществе образа поведения.

Представленная программа должна была приблизить, согласно Лютеру, человека к спасению, которое возможно только посредством безграничной веры в благодать Бога и самореализации себя в мирских делах. В Кратком катехизисе он резюмирует свое представление о человеческом сообществе и «достойных» профессиях (призваниях) в виде некоторых рекомендаций, изложенных в заключительной части «Скрижали об обязанностях» (Haustafel). Епископам, пастырям и проповедникам он

советует быть непорочными, целомудренными, честными; мужьям — любить жен и быть с ними благоразумными; женам — подчиняться мужьям; родителям — воспитывать детей в наставлении Господнем; детям — повиноваться родителям [6, с. 13-15]. Всех членов человеческого сообщества он призывает подчиняться мирским властям, которые также являются Божественным установлением. Содержание этого раздела непосредственно связано с пониманием лютеровской концепции призвания человека (Beruf) и может рассматриваться как концентрированное изложение его интерпретации социума и отношений внутри последнего.

Заключение

Таким образом, Краткий катехизис Мартина Лютера представляет собой действительно экспозицию пошагового обучения христианина, при этом он включает в себя все необходимые компоненты учебного пособия: теоретическое обоснование с элементами индивидуального участия обучающегося в достижении спасения (Декалог, Символ веры, Отче наш), практику христианской жизни (разъяснение основных таинств и ежедневные молитвы), критерии социального соответствия (Скрижаль) — то, к чему в конечном счете должен прийти христианин в соответствии со своим положением в христианском обществе. Иными словами, в катехизисе совершенно четко прослеживается ход формирования христианской картины мира на примере воспитания отдельно взятого человека, воспитания, возможного, однако, только в христианском сообществе.

Краткий катехизис Лютера был и остается одним из самых популярных и издаваемых его произведений. Несомненным подспорьем в деятельности реформаторов благодаря книгопечатанию оказалась возможность преобразования устной проповеди и наставления в печатное слово, в книгу, которая стала также одним из первых учебников в современном понимании этого слова, доступным широким слоям населения [3, с. 13]. Несмотря на то, что культура XVI века оставалась еще преимущественно связанной с устной речью, сам факт тиражирования и массового распространения произведений реформаторов нельзя недооценивать. Книгопечатание во многом способствовало успеху Реформации, явившись своего рода «массмедиа» XVI столетия. Подтверждением этому можно считать хотя бы то, что аналогичные лютеровским выступления против засилья католической церкви и папства (например, в лице

Джона Уиклифа и Яна Гуса) происходили и раньше, однако широкого распространения они не получили.

Роль печатного слова в деле Лютера подтверждается многочисленными изданиями и переизданиями его произведений, начавшимися с первых дней Реформации. Напомним, что те же «95 тезисов» распространились по всем немецким землям в течение нескольких дней, и это убедило самого августинского монаха в том, что его религиозные и политические взгляды актуальны и требуют дальнейшего развития. Практически все проповеди Лютера, разъяснения им десяти заповедей, молитвенники с комментариями записывались его учениками и издавались. В Баварской государственной библиотеке содержится более тысячи полностью оцифрованных работ реформатора, изданных только в период с 1518 по 1600 годы, и подавляющее большинство их составляют проповеди, комментарии к отдельным разделам Библии, толкования десяти заповедей, правила и рекомендации по совершению таинства крещения, катехизисы (на немецком и латинском языках) [12].

Ф. Феррарио подчеркивает роль протестантского священника, помогающего общине читать Священное Писание, и в этой связи оценивает Краткий катехизис Лютера как «одно из наиболее ярких свидетельств теологии, в одно и то же время рафинированной и простой, обращенной напрямую к практике повседневной проповеднической службы» [15, р. 13]. Т. Н. Таценко отмечает, что появление такого учебника (катехизиса) оценивается в протестантской литературе как большое достижение лютеранской школы [9, с. 144]. Сподвижник Лютера, гуманист и реформатор Филипп Меланхтон, уже в 1530 году обосновывая в «Апологии аугсбургского вероисповедания» преимущества лютеранства, в качестве большого недостатка католических школ называл отсутствие у них подобного пособия [9, с. 144].

Существенным моментом является, на наш взгляд, то, что свою религиозную и социальную картину мира Лютер в конечном итоге изложил на страницах учебного пособия (катехизиса), изъяв ее из прокламаций (типа «К христианскому дворянству...») и других программных документов. Он следовал мысли о том, что наиболее прочно и надежно мировоззренческие парадигмы закладываются в обучающей форме и скорее всего в детском возрасте — потому Краткий катехизис был адресован прежде всего детям. Всеобщее священство как красивая идея праведного общества трансформировалось и эволюционировало в наставления «Скрижали об

обязанностях», а все остальные части катехизиса направлены именно на формирование, воспитание этого идеального христианского общества.

Комментарии

1. О катехизисе см.: Полякова М. А. Краткий катехизис Мартина Лютера как методическое пособие по воспитанию христианина // Almamater: Вестник высшей школы. 2013. № 6. С. 118-120; Полякова М. А. «Золотое сокровище» детской литературы XVI века: Краткий катехизис Мартина Лютера // Проблемы современного образования. 2014. № 6. С. 38-52.

2. Моравские братья, протестантская деноминация, выросшая из движения гуситов. Организационно религиозная община Чешских братьев оформилась в 1457 под названием «Братское единение» (Unitas fratrum). Единственным авторитетом в вопросах веры, религиозной практики и церковного устройства считали Библию и не признавали Римско-католическую церковь.

3. К моменту создания Лютером Краткого катехизиса у протестантов южных областей Германии был в ходу и использовался в обучении (в том числе и в школах) катехизис швабского реформатора и создателя знаменитого Вюртембергского Церковного (и Школьного) устава Иоганна Бренца.

4. Enchiridion (eyxeipiSiov) — в переводе с греч. означает 'учебник', 'руководство' (что само по себе примечательно). Но также может переводиться как 'оружие' (ср.: «Оружие христианского воина» Эразма Роттердамского). Под таким названием Краткий катехизис также фигурирует в более поздних изданиях, однако гораздо реже, чем под своим привычным для нас именем.

5. Наглядное представление об иллюстрированных таблицах дает Веймарское издание катехизиса 1537 года: [11].

Литература

1. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Обучение грамоте в учебных пособиях по чтению Валентина Икельзамера // Историко-педагогический журнал. 2014. № 4. С. 147-158.

2. Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. M. : Учпедгиз, 1960. 331 с.

3. Корзо М. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI-XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. M. : «Канон+», 2007. 672 с.

4. Куровская Ю. Г., Безрогов В. Г. Учебники Валентина Икельзамера: когнитивно-лингвистический анализ школьных пособий раннего Нового времени // Вестник ПСТГУ — IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 19-31.

5. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Мартин Лютер — реформатор, проповедник, педагог / сост. Курило О. В. M. : Издательство РОУ, 1996. С. 12-90.

6. Лютер М. Краткий катехизис / пер. К. Комарова. Минск : Фонд «Лютеранское наследие», 1996. 320 с.

7. Лютер М. Послание к советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы // Мартин Лютер — реформатор, проповедник, педагог / сост. Курило О. В. M. : Издательство РОУ, 1996. С. 91-118.

8. Соловьев Э. Ю. Мартин Лютер — выдающийся деятель немецкой и европейской истории // Вопросы истории. 1983. № 10. С. 33-54.

9. Таценко Т. Н. Реформация и начальное образование в немецких городах XVI века // Городская культура. Средневековье и начало нового времени / под ред. чл.- кор. АН СССР В. И. Рутенбурга. Л.: Наука, 1986. С. 127-151.

10. Das Leben des Johannes Bugenhagen nebst einem vollständigen Abdruck seiner Braunschweigischen Kirchenordnung vom 1528. Berlin, 1859.

11. Luther Martin. Enchiridion. Der kleine Catechismus für die gemeine pfarherr vnd Prediger.

Wittenberg, 1537 // Digitale Bibliothek — Münchener Digitalisierungszentrum [electronic resource] URL: http://www.digitale-sammlungen.de/index.html?c=suchen&ab= kirchenjrdnung&kl=&l=de (date of access: 16.01.2014).

12. Luther Martin. Parvus catechismus. Norimberga, 1532 // Digitale Bibliothek — Münchener Digitalisierungszentrum [electronic resource] URL: http: (date of access: 18.01.2014).

13. Luther Martin: Der Große Katechismus [electronic resource] URL: http://gutenberg.spiegel.de/ buch/der-grosse-katechismus-266/2 (date of access: 07.10.2015).

14. Luther Martin: Kleiner Katechismus [electronic resource] URL: http://gutenberg.spiegel.de/ buch/martin-luther-sonstige-texte-270/2 (date of access: 08.10.2015).

15. Lutero Martin. Il Piccolo Catechismo / A cura di Fulvio Ferrario. Torino, 2004. p. 5-19.

References

1. Das Leben des Johannes Bugenhagen nebst einem vollständigen Abdruck seiner Braunschweigischen Kirchenordnung vom 1528. (Berlin, 1859).

2. Bezrogov V. G., Yu. G. Kurovskaja, Obuchenie gramote v uchebnyh posobijah po chteniyu Valentina Ikelzamera (Istoriko-pedagogicheskij jurnal, 2014. 4. 147-158) [In Rus].

3. Korzo M., Ukrainskaja i belorusskaja kateheticheskaja tradizija konza 16-18 vv.: stanovlenie, evolyutija i problema zaimstvovanii ("Kanon+", Moscow, 2007) [In Rus].

4. Kurovskaja Yu.G., V. G. Bezrogov, Uchebniki Valentina Ikelzamera: kognitivno-lingvisticheskij analiz sckolnyh posobij rannego novogo vremeni (Vestnik PSTGU — IV: Pedagogika. Psihologija, 2015. Vip. 1(36). 19-31) [InRus].

5. Luther M., K hristianskomu dvorjanstvu nemezkoj nazii ob ispravlenii hristianstva (Martin Luther — reformator, propovednik, pedagog. Izdatelstvo ROU, Moscow, 1996. 12-90) [In Rus].

6. Luther M, Kratkij katehizis (Minsk, 1996) [In Rus].

7. Luther M., Poslanie k sovetnikam vseh gorodov zemli nemezkoj. O tom, chto im nadlejit uchrejdat' i podedderjivat' hristianskie sckoly (Martin Luther — reformator, propovednik, pedagog. Izdatelstvo ROU, Moscow, 1996. 91-118) [In Rus].

8. Lutero Martin, Il Piccolo Catechismo. (Torino, 2004).

9. Luther Martin, Enchiridion. Der kleine Catechismus für die gemeine pfarherr vnd Prediger. (Wittenberg, 1537. Digitale Bibliothek — Münchener Digitalisierungszentrum [electronic resource] URL: http://www.digitale-sammlungen.de/index.html?c=suchen&ab= kirchenjrdnung&kl=&l=de) (date of access: 16.01.2014).

10. Luther Martin, Parvus catechismus. (Norimberga, 1532. Digitale Bibliothek — Münchener Digitalisierungszentrum [electronic resource] URL: http:) (date of access: 18.01.2014).

11. Luther Martin: Der Große Katechismus ([electronic resource] URL: http://gutenberg.spiegel.de/ buch/der-grosse-katechismus-266/2) (date of access: 07.10.2015).

12. Luther Martin: Kleiner Katechismus ([electronic resource] URL: http://gutenberg.spiegel.de/ buch/martin-luther-sonstige-texte-270/2) (date of access: 08.10.2015).

13. Soloviev E. Yu., Martin Luther — vydayushijsja dejatel nemezkoj I evropejskoj istorii (Voprosy istorii, 1983, 10. 33-54) [In Rus].

14. Tazenko T. N., Reformazija i nachalnoe obrazovanie v nemezkih gorodah 16 veka (Goroskaja kultura. Srednevekovie i nachalo novogo vremeni. Nauka, Leningrad, 1986. 127-151) [In Rus].

15. Zveginzev V. A., Istorija iazykoznanija 19-20 vekov v ocherkah i izvlechenijah (Uchpedgiz, Moscow, 1960) [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.