Научная статья на тему 'Социально-экономические традиции эпохи Реформации как современность'

Социально-экономические традиции эпохи Реформации как современность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
487
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая мораль / рыночная экономика / капитализм / социальное государство / этические границы / Реформация. / economic morality / market economy / capitalism / social state / ethical boundaries / Reformation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстова Елена Владимировна

В статье проанализированы малоизвестные произведения реформатора М. Лютера на экономические темы, критикующие «торгашеский» феодализм и ранний капитализм. Они содержат социально-этические идеи об ограничении рынка и повышении ответственности государства. Основанные на заботе о ближнем, его идеи о торговле, монополиях, справедливой цене, ограничении ссудного процента, труде и светской профессии как призвании задают этические границы рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-ECONOMIC IDEAS OF THE REFORMATION AS MODERNITY

The article analyzes little-known works by the reformer M. Luther on economic topics that criticize «huckstering» feudalism and early capitalism. They contain social and ethical ideas about the limitation of the market and increasing the responsibility of the state. Based on caring for the neighbor, his ideas about trade, monopolies, fair price, limited loan interest, labor and secular profession as vocations set ethical boundaries for the market economy.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические традиции эпохи Реформации как современность»

УДК 37.01:330.8

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ КАК СОВРЕМЕННОСТЬ

Е.В. Толстова

В статье проанализированы малоизвестные произведения реформатора М. Лютера на экономические темы, критикующие «торгашеский» феодализм и ранний капитализм. Они содержат социально-этические идеи об ограничении рынка и повышении ответственности государства. Основанные на заботе о ближнем, его идеи о торговле, монополиях, справедливой цене, ограничении ссудного процента, труде и светской профессии как призвании задают этические границы рыночной экономике.

Ключевые слова: экономическая мораль; рыночная экономика; капитализм; социальное государство; этические границы; Реформация.

E.V. Tolstova. SOCIAL-ECONOMIC IDEAS OF THE REFORMATION AS MODERNITY

The article analyzes little-known works by the reformer M. Luther on economic topics that criticize «huckstering» feudalism and early capitalism. They contain social and ethical ideas about the limitation of the market and increasing the responsibility of the state. Based on caring for the neighbor, his ideas about trade, monopolies, fair price, limited loan interest, labor and secular profession as vocations set ethical boundaries for the market economy.

Keywords: economic morality; market economy; capitalism; social state; ethical boundaries; Reformation.

Критикой того, что можно было бы назвать первой глобализацией, характеризуются взгляды инициатора Реформации М. Лютера на этические вопросы экономики. Мир в XVI в. стал чрезвычайно динамичен: корабли развозили золото и пряности по всему миру, заморская торговля породила крупные акционерные компании, как например Fugger, Welser, Medici, которые заключали сделки со всем миром. Сильный прирост населения, географические открытия и переориентация основных торговых путей пагубно сказались на немецкой промышленности и торговле. Время Мартина Лютера (1483-1546) было также эпохой всевозможных потрясений: раскол в вере, наступление турков, открытие Нового Света. Приток южноамериканского серебра подстегивал инфляцию, даже незначительные неурожаи могли вылиться в голод. Положение усугублялось феодальной раздробленностью страны. Будни людей были пронизаны экономикой, все в их жизни имело цену, все покупалось и продавалось. Дух торгашества проник всюду, даже в церковные учреждения. С согласия церкви размывались библейские заповеди, например о запрете процентов. Феодалы, епископы, кардиналы всячески приспосабливались к новым условиям, их жажда наживы переплеталась с ростовщичеством. Бюргерам не хватало денег для основания своего дела, ибо финансы уходили за границу, на них покупали предметы роскоши, кормили папский двор, строили храмы. Натуральное хозяйство окончательно было вытеснено денеж-

ным хозяйством, возникла ранняя форма банковского дела, усложнились кредитные банковские расчеты. Застой в зарплате и растущие цены на основные продукты питания свидетельствовали о кризисе денежной и валютной системы. Люди жили в ожидании конца света, царила полнейшая неуверенность.

Просветитель Мартин Лютер систематически высказывался по экономическим вопросам, например о торговле, ростовщичестве и проценте, о ценообразовании, о монополиях, о профессиональной деятельности, об экономической морали. В ряде работ он специально осветил эти темы: в малой, а затем и большой «Проповеди о ростовщичестве» (1520), в почти в то же время вышедшей книге «К христианскому дворянству немецкой нации». Важными произведениями М. Лютера по экономике являются: «О торговле и ростовщичестве» (1524) и «Наказ приходским священникам выступать с проповедями против ростовщичества» (1540). Всякий раз для написания был повод: в 1520 г началось охватившее все сословия антимонопольное движение, оказавшее давление и на кайзера, и на Фуггера. В 1530 г. стихла оппозиция против аккумулирования финансов и имущества, зато небывалых размеров достигли развитие процента и рост цен. Цель последней названной работы М. Лютера - программа для священников, обязывающая проповедовать против укоренения стяжательства, ростовщичества как нормы, обмана и нечестных кредитных сделок.

86

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 2(32)

Интеграция Европы и формирование мировой торговли вследствие открытия новых стран привели к глобализации торговли. Не отрицая последнюю, Лютер одобрял внутреннюю торговлю, но осуждал внешнюю, прежде всего предметами роскоши. Он порицал стремление приобретать их из-за рубежа: «Нельзя отрицать, что купля и продажа - вещь нужная, без которой нельзя обойтись, и нужно покупать по-христиански, особенно вещи, служащие потребностям и приличию, ибо и патриархи покупали и продавали таким образом скот, шерсть, хлеб, масло, молоко и пр. блага... Но внешняя торговля, которая из Калькутты и Индии и т.д. привозит товары вроде драгоценных шелков, золотых изделий и пряностей, служащих роскоши, а не пользе, и высасывает из страны и населения деньги, не должна была бы допускаться, если бы мы имели единое правление и государя» [4].

Экономика раннего капитализма вызвала максимизацию прибыли. Дальновидный Лютер неустанно призывал проповедовать против того, чтобы из денег делалось еще больше денег без труда. «По какому божественному или человеческому праву может происходить так, что кто-то за короткое время станет настолько богат, что может скупать королей и кайзеров» [4], вскоре они присвоят все богатства мира. И он как хозяйственник-просветитель выступал за умеренный доход соразмерно тому, сколько нужно людям, и тому, сколько труда они вкладывают: за благосостоянием должна стоять работа, здесь Лютер нам вполне понятен.

Провозглашая экономику, основанную на труде, он не приемлет обогащения без труда, особенно ростовщичество. Маркс говорил: «Лютер знал капитал, естественно, только в двух его допотопных формах: в форме капитала, приносящего проценты, и торгового капитала» [1]. В работах «О торговле и ростовщичестве» и «Наказ приходским священникам выступать с проповедями против ростовщичества» он высказывается о ссудном проценте. Взгляды Лютера эволюционировали соответственно времени, его жизненному опыту. Вначале он призывал бескорыстно отдавать, давать в долг, не требуя возврата, верить только в одного Бога: wir sollen geben frei umsonst jedermann, der dessen bedarf oder begehret [2]. Согласно заповеди проценты не должны вообще взыматься, это Лютер считал смертным грехом. Но чем больше времени проходит с того периода, когда он был монахом-отшельником, не имеющим собственных средств и имущества, тем больше приходит к нему понимание, что в реальном мире невозможно жить в строгом соответствии со Священным Писанием, поэтому в концепции Лютера по-

является теория двух порядков. По ней обеспечивать социальный, в том числе и экономический порядок призвана светская власть. Она должна бороться с ростовщичеством и может действовать силой, в то время как церкви следует советовать и убеждать. М. Лютер ограничивает готовность к отречению не на все имущество, а только на то, что у тебя лишнее, от чего можно отказаться, что выше твоих потребностей. Однако он считает, что в раздробленной Германии «светская власть слишком нерадива и ленива» [3, с. 296], слаба для защиты от ростовщиков, потому в «Наказе» убеждает священников «учить народ и приучать его к тому, чтобы ростовщиков и скряг принимать за живых чертей» [3, с. 323], ведь использование процентов есть не что иное, как присвоение результатов чужого труда, прирост стоимости без работы, что экономически абсурдно. Он требует от священников обвинять ростовщиков в греховности и убеждать их не грешить. Что касается светской жизни, то стало очевидно, что уже не остановить взятие процентов, потому Лютер отошел от абсолютного их неприятия к ограничению. Он выступал за абсолютную границу - 6 %, ибо его главной заботой всегда была защита слабых.

Лютер резко критиковал ценообразование по принципу спроса и предложения, потому что торговцы именно тогда запрашивали заоблачные цены, когда потенциальный клиент находился в бедственном положении. Он порицает ростовщика, считающего, что может продавать свой товар за сколько хочет: «Это открывает все окна и двери в ад» [4], свидетельствует о беспощадном эгоизме, отсутствии интереса к ближнему своему, потому Лютер называет такую торговлю грабежом и воровством. Если торговец бесстыдно пользуется нуждой покупателя, которому, например, срочно нужен хлеб или какие-то продукты, и он вынужден покупать по взвинченным ценам, то это «не по-христиански и не по-человечески». Торговец должен бы спросить: «За сколько я должен это продать..., чтобы и ближнего своего не обсчитать и не завысить цену?» [4]. Понимая, что это зависит от многих факторов (место и время, накладные расходы, ситуация со снабжением), Лютер призывал найти правильную меру. Из-за сложности проблемы он требует от властей ввести справедливое ограничение для рынка. Данное требование звучит современно, как будто он предвосхищал не только то, что мы понимаем под социальной рыночной экономикой, но и ответственностью государства. Сегодня нередки спекуляции на рынке продовольственной продукции, значит актуально звучит Лютер, призывавший защищать слабых, не блокируя при этом

экономический прогресс и не требуя уравнивания имущества или заработка, хотя он отвергал большие различия в этом.

Оправдывая мелкое ростовщичество сирот, вдов и стариков, он призывал законодательно ограничить процентную ставку по ссудам, приводя в пример античные государства. Мартин Лютер критикует причины для изъятия процента, показывает замаскированные формы ростовщичества, называет капитал ростовщика накопленным процентом. В целом он дает дельный совет относительно покупки и продажи: не занимать деньги, не покупать в кредит, а по возможности оплачивать все сразу наличными, чтобы в будущем избежать споров. Лютер отвергает картели и монополии, которые наделяют продавца неограниченной властью, т.е. пытается снова сделать деньги средством обмена и избежать спекуляций.

Лютер критикует торгашеский феодализм: «Князья твои стали сообщниками воров. Ибо они вешают воров, укравших гульден или полгульдена, и якшаются с теми, которые грабят весь мир и воруют с большей безопасностью, чем все другие...: крупные воры вешают мелких воров, и, как говорил римский сенатор Ка-тон: простые воры сидят в тюрьмах и закованы в цепи, а государственные воры расхаживают в золоте и шелках» [4]. Развенчивая союз ростовщиков и дворян, он выступил на стороне бюргера - предприимчивого делового хозяина, который превращался в мелкого буржуа.

С ростом торговли и капитализма сформировалось новое мышление, христианская точка зрения на труд и производственную деятельность претерпевает изменения в теологии Лютера. Центральным понятием в его этике является Beruf - профессия, которую он наделил новым значением и связал с призванием (Berufung). Светская профессия объявлялась духовным призванием. Каждое честно выполненное дело становилось угодным Богу, но труд для Лютера - служение ближнему, оно никак не связано с понятием стоимости. В целом Лютер вторит Цицерону, который провозгласил: «Лень - мать всех пороков, труд - отец всех добродетелей». Критикуя праздность, осуждая сословную иерархию, ибо «между людьми есть только различие по должности и делу, а не по званию», он поддерживает предприимчивого бюргера. Лень и праздность объявлялись тяжкими грехами. Мысль М. Лютера такова: человек должен смириться с участью, отпущенной ему Богом, и должен сам теперь работать над своим социальным и хозяйственным подъемом: чем большего он добьется, тем большее благословение от Бога он получит.

«С осознанием того, что он находится в милости у Господа и благословен им, буржуазный предприниматель способен следовать своим ремесленным интересам и должен продолжать делать это» [2]. К сожалению, экономика, базирующаяся на труде и трудовых добродетелях, когда люди без принуждения бежали на работу и работали честно и в полную силу, в настоящее время трансформировалась в экономику желания и страсти. Люди больше не работают лишь потому, что этого от них требует их мораль, чтобы быть угодными Богу. Прежние моральные идеалы больше не мотивируют человека. В принципе, последний финансовый кризис и оказался больше кризисом сознания. Современные деньги поддержаны одной только верой - верой в вечный рост. Постоянное требование роста на уже насыщенных рынках ведет к оттоку денег из реальных экономических циклов в область спекуляций 10 % населения, которые и дальше, не трудясь, будут накапливать богатство, а 90 % окажутся в числе проигравших. Поэтому сегодня как никогда нужно осознание того, что, как учил Лютер, деньги сами по себе не могут расти. Его идеи о труде, потому что это правильно и морально, о снижении прибылей, о справедливом проценте, помощи ближнему звучат актуально именно сегодня. Не зря Карл Маркс называл его der älteste deutsche Ökonom и часто цитировал в своих трудах [5].

Таким образом, хотя М. Лютер радикально отвергал ранний капитализм, считая, что «der Markt ein einziges Raubsystem geworden ist», а все общество - «ein weiter Stall von grossen Dieben» [1], однако он проложил путь к капиталистическому хозяйствованию, потому что изобрел Beruf. Следовательно, разрешалось использовать рабочих для достижения своих производственных целей, накапливать капитал выше того, что нужно для удовлетворения своих жизненных потребностей. Английские переселенцы увезли с собой наследие Лютера и Кальвина в Новый Свет, основали университеты и создали капитализм нового вида, который тогда помог людям уйти от бедности, улучшил их жизнь. Но нельзя его идеализировать и верить только в рынки и концерны, нужны правила и ограничения, иначе в погоне за прибылью можно потерять из виду самих людей, перестать замечать слабых и немощных, их беды и страдания. Когда судят только по полезности и возможности использования, человек перестает быть личностью. Это экономика должна служить людям, а не люди быть ее служками. Очевидно, Лютер в своих духовных размышлениях ближе подошел к вопросам господства денег над трудом, человеком и природой, чем сегодняшние

88

вестник Российского университета кооперации. 2018. № 2(32)

экономисты. Базируясь на заботе о ближнем, его социально-этические идеи получили конкретное воплощение - общественный ящик города Лейсниг, посредством которого осуществлялась в городах коллективная социальная помощь. В этом примере просматриваются черты социального государства, каким его видел Лютер. Этот принцип, кстати, был реализован только со второй половины XIX в. в государственных законах социальной помощи. Достаток возникает, по Лютеру, благодаря труду и должен служить обществу. Он требует справедливой цены, а не той, что ориентирована на рынок, выступает за ограничение процента и задает этические границы рыночной экономике.

В 2017 г. - в год празднования 500-летия Реформации - не только вспоминают, но и заново открывают М. Лютера, который радикально отвергал ранний капитализм и невольно способствовал его реформированию и превращению в капитализм европейского типа в виде социальной рыночной экономики. Его труды на экономические темы были мало известны, несмотря на то, что он многократно страстно выступал и

писал об этом. Библейские ориентиры Мартина Лютера и сегодня посылают гуманные импульсы для усовершенствования негуманной глобальной экономики, поэтому имеет смысл вспоминать о них.

Список литературы

1. Duchrow U. Mit Luther, Marx und Papst Franziskus gegen Kapitalismus. URL: http://re-ligionskritik.blog.rosalux.de (дата обращения: 12.04.2018).

2. Keller C. Wie Martin Luther den Kapitalismus reformierte. URL: https://www.tagesspiegel.de/ Wirtschaft (дата обращения: 12.04.2018).

3. Luther M. Vermahnung an die Pfarrherrn wider den Wucher zu predigen. In: Dr. Martin Luther's sämmtliche Werke. 23. Band, Verlag von Carl Heyden, 1838. 344 s.

4. Luther M. Von Kaufshandlung und Wucher. URL: http://www.martinluther.dk/wucher.html (дата обращения: 12.04.2018).

5. Prien Hans-Jürgen. Luthers Wirtschaftsethik. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1992. 261 s.

ТОЛСТОВА Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: bella-lucia@rocketmail.com.

TOLSTOVA, Elena Vladimirovna - Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor of the Department оf Humanities and Foreign Languages. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: bella-lucia@rocketmail.com.

УДК 334.012.63/64 (510)

О СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КИТАЕ

А.Д. Чемлякова

В статье рассматриваются особенности малого и среднего предпринимательства в Китае, обусловленные процессами глобализации в современном мире и заключающиеся в изменении сетевых отношений как основы предпринимательства. Анализируется соотношение роли государства и конфуцианских ценностей в различных моделях китайского бизнеса, направленное на повышение устойчивости предпринимательских структур.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; семейное предпринимательство; сетевые отношения; «конфуцианский капитализм»; модели бизнеса; стратегии бизнеса.

А.а Chemlyakova. ON MODERN FEATURES OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRE-NEURSHIP IN CHINA

The features of small and medium business in China caused by processes of globalization in the modern world and consisting in change of the network relations as business bases and also the ratio of a role of the state and Confucian values in various models of the Chinese business directed to increase the stability of enterprise structures are considered.

Keywords: small and medium business; family business; network relations; «^n^^an capitalism»; business model; business strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.