Научная статья на тему ' о современных особенностях малого и среднего предпринимательства в Китае'

о современных особенностях малого и среднего предпринимательства в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
760
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / семейное предпринимательство / сетевые отношения / «конфуцианский капитализм» / модели бизнеса / стратегии бизнеса. / small and medium business / family business / network relations / «сonfucian capitalism» / business model / business strategy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чемлякова Ася Дмитриевна

В статье рассматриваются особенности малого и среднего предпринимательства в Китае, обусловленные процессами глобализации в современном мире и заключающиеся в изменении сетевых отношений как основы предпринимательства. Анализируется соотношение роли государства и конфуцианских ценностей в различных моделях китайского бизнеса, направленное на повышение устойчивости предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MODERN FEATURES OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRE- NEURSHIP IN CHINA

The features of small and medium business in China caused by processes of globalization in the modern world and consisting in change of the network relations as business bases and also the ratio of a role of the state and Confucian values in various models of the Chinese business directed to increase the stability of enterprise structures are considered.

Текст научной работы на тему « о современных особенностях малого и среднего предпринимательства в Китае»

экономисты. Базируясь на заботе о ближнем, его социально-этические идеи получили конкретное воплощение - общественный ящик города Лейсниг, посредством которого осуществлялась в городах коллективная социальная помощь. В этом примере просматриваются черты социального государства, каким его видел Лютер. Этот принцип, кстати, был реализован только со второй половины XIX в. в государственных законах социальной помощи. Достаток возникает, по Лютеру, благодаря труду и должен служить обществу. Он требует справедливой цены, а не той, что ориентирована на рынок, выступает за ограничение процента и задает этические границы рыночной экономике.

В 2017 г. - в год празднования 500-летия Реформации - не только вспоминают, но и заново открывают М. Лютера, который радикально отвергал ранний капитализм и невольно способствовал его реформированию и превращению в капитализм европейского типа в виде социальной рыночной экономики. Его труды на экономические темы были мало известны, несмотря на то, что он многократно страстно выступал и

писал об этом. Библейские ориентиры Мартина Лютера и сегодня посылают гуманные импульсы для усовершенствования негуманной глобальной экономики, поэтому имеет смысл вспоминать о них.

Список литературы

1. Duchrow U. Mit Luther, Marx und Papst Franziskus gegen Kapitalismus. URL: http://re-ligionskritik.blog.rosalux.de (дата обращения: 12.04.2018).

2. Keller C. Wie Martin Luther den Kapitalismus reformierte. URL: https://www.tagesspiegel.de/ Wirtschaft (дата обращения: 12.04.2018).

3. Luther M. Vermahnung an die Pfarrherrn wider den Wucher zu predigen. In: Dr. Martin Luther's sämmtliche Werke. 23. Band, Verlag von Carl Heyden, 1838. 344 s.

4. Luther M. Von Kaufshandlung und Wucher. URL: http://www.martinluther.dk/wucher.html (дата обращения: 12.04.2018).

5. Prien Hans-Jürgen. Luthers Wirtschaftsethik. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1992. 261 s.

ТОЛСТОВА Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: bella-lucia@rocketmail.com.

TOLSTOVA, Elena Vladimirovna - Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor of the Department оf Humanities and Foreign Languages. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: bella-lucia@rocketmail.com.

УДК 334.012.63/64 (510)

О СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КИТАЕ

А.Д. Чемлякова

В статье рассматриваются особенности малого и среднего предпринимательства в Китае, обусловленные процессами глобализации в современном мире и заключающиеся в изменении сетевых отношений как основы предпринимательства. Анализируется соотношение роли государства и конфуцианских ценностей в различных моделях китайского бизнеса, направленное на повышение устойчивости предпринимательских структур.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; семейное предпринимательство; сетевые отношения; «конфуцианский капитализм»; модели бизнеса; стратегии бизнеса.

А.а Chemlyakova. ON MODERN FEATURES OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRE-NEURSHIP IN CHINA

The features of small and medium business in China caused by processes of globalization in the modern world and consisting in change of the network relations as business bases and also the ratio of a role of the state and Confucian values in various models of the Chinese business directed to increase the stability of enterprise structures are considered.

Keywords: small and medium business; family business; network relations; «^n^^an capitalism»; business model; business strategy.

Семейное предпринимательство в виде мелких и средних семейных предприятий традиционно было исторически первой и органически присущей Китаю, ввиду большой численности населения, формой предпринимательства. Это были мелкотоварные и технически отсталые кустарные предприятия с широким применением ручного труда, специализирующиеся на производстве одного или двух видов продукции или оказания услуг, что обуславливало их экономическую устойчивость. Следует учесть, что во многих других странах предпринимательство, также начинавшееся с семейных форм, оказалось явлением неустойчивым и потому временным.

Сохранение семейной формы предпринимательства в современном Китае обусловлено, во-первых, историческими условиями его развития, а именно многочисленностью китайского населения, и, во-вторых, тем, что семья с конфуцианских позиций была и остается главной ценностью общества. При этом под семьей понимаются особые родственные и земляческие взаимоотношения ее членов. Семья есть продукт определенной культурной традиции китайцев и потому является наиболее жизнеспособной формой деловой деятельности, обуславливающей малые и мельчайшие по размерам формы этой деятельности. Личные родственные отношения в семейных предприятиях зачастую являются более важными, чем отношения с государством и другими предприятиями (поставщиками и покупателями).

Власть в семейных предприятиях сосредоточена в руках хозяина, занимающего исключительно авторитарное положение доброго и строгого отца, наставника и старшего друга, монопольно владеющего полной информацией о положении дел, мотивах и целях предприятия [4]. Члены семейного бизнеса ведут себя тоже соответственно конфуцианским добродетелям, что стимулирует их трудовую и предпринимательскую активность, обеспечивая устойчивость бизнеса.

В условиях глобализации и вызванным ею успешным проникновением китайского бизнеса на рынки других регионов мира, особенно США и Западной Европы, в китайском бизнесе появились некоторые особенности. Прежде всего это касается семейного предпринимательства и отношений, им обусловленных, как основы предпринимательской деятельности в Китае, которая не вполне соответствует современным реалиям. Не отрицая, а сохраняя опору на родственные и земляческие, клановые связи, происходит некоторая модификация семейного предпринимательства. Во-первых,

расширяется сфера семейного предпринимательства, когда отношения семейных связей, основанные на конфуцианской концепции важности семьи и родственных положительных отношениях между ее членами и вытекающих из этих отношений чувств верности, долга и ответственности, переносятся сегодня на отношения между структурами сектора малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по поводу создания сети производств, использования технологий, опыта организации совместной работы; между производителями и поставщиками, малыми и средними структурами с крупными, хотя все они являются между собой конкурентами. Эти отношения называются сетевыми и выражаются в виде различного рода помощи, хороших советов, субподрядных отношений, передачи части заказов на основе доверия и уважения друг к другу [8]. Эти отношения способствуют ритуальной традиции китайцев, сохранению или повышению своей или чужой репутации («лица») как отдельных личностей, так и всей компании, сохранение гармоничных бесконфликтных отношений в обществе в целом [8].

Из истории известно, что семейные отношения появились как форма разрешения существовавших еще в VП-ХХ вв. противоречий в Юго-Восточном Китае между государством и предпринимательским слоем в виде создания предпринимателями независимых от государства тайных обществ, впоследствии преобразованных в «гуанси», или в дословном переводе «связи», для борьбы с центральной властью. Эти общества явились важным фактором успеха китайских предпринимателей в Азиатско-Тихоокеанском регионе [2]. Сегодня сетевые отношения стали культурой или способом эффективного поведения в бизнесе, чему государство всячески способствует.

Во-вторых, на современном этапе глобализации происходит сращивание семейного предпринимательства с элементами западного предпринимательского менеджмента, поэтому возникают гибридные китайско-западные предприятия. Профессиональные менеджеры, привнося свои знания и опыт, осуществляя диверсификацию деятельности предприятия, применяя меры стимулирования повышения профессионализма и проявление предпринимательской инициативы работников, добиваются повышения конкурентоспособности и экономической устойчивости предпринимательской структуры.

В-третьих, происходит объединение малых предпринимательских структур в группы, что обусловлено появлением определенных

трудностей ведения предпринимательства, лишающих их конкурентных преимуществ по сравнению с крупными. Хотя Ф. Фукуяма, характеризуя три этапа развития семейных предприятий, отмечал их слабую сторону -невозможность перерастания рамок малых и средних предприятий и потому невозможность полного использования своего рыночного и делового потенциала в виду отсутствия знания рыночных технологий, что снижает их устойчивость и конкурентоспособность [7]. Сегодня в противовес этому мнению в Китае образуются финансово-промышленные группы, по сути являющиеся не национальными, а транснациональными. Создаются ассоциации китайцев, носящих одинаковую фамилию и включающих в себя несколько сотен кланов. По сути, также являясь транснациональными, они сохраняют приверженность клановой психологии китайцев - чисто китайское по этническому составу руководящее звено, состоящее из близких родственников. Образуются также промышленные кластеры, существующие в большинстве традиционных отраслей, а также в таких высокотехнологичных и новых отраслях, как информационные технологии, биоинженерия, производство новых материалов, а также культурная и творческая индустрия. Однако эти объединенные группы МСП продолжают считать главными факторами своего экономического успеха неформальные надежные связи, прочное доверие между партнерами и другие конфуцианские ценности, обуславливающие более низкий уровень транзакционных издержек, легкость получения достоверной информации и возможность принимать верные решения, привлекая минимальное число работников [4].

Практика изучения современных особенностей предпринимательства в Китае позволяет полнее осознать появившееся в 90-х гг. ХХ в. понятие «конфуцианский капитализм» и природу китайского бизнеса. Сторонники этого термина считают, что китайский бизнес - это прежде всего этнический клановый бизнес, обязанный своему конфуцианскому происхождению и основанный на конфуцианских ценностях [9]. Так, модель «социальной гармонии» в бизнесе основана на конфуцианском и буддистском (вторая по численности и значению религия в Китае) понимании гармонии как высшей ценности жизни, как достижение единства семьи в ее китайском понимании через соблюдение меры, стремление к средин-ности, внутреннему самоусовершенствованию, отсутствию чрезмерности, крайностей и насилия. Социальная гармония, как главенствующая в бизнесе, понимается в виде гармоничных,

основанных на взаимоуважении, взаимопомощи, взаимопонимании отношений, возникающих при разрешении конфликтов, достижении социальной справедливости при честной конкуренции, обуславливая устойчивые связи между элементами той или иной социальной структуры [1]. Известная модель «сяокан», лежащая в основе «социализма с китайской спецификой для новой эры» - это модель идеального (разумного) общества или общества малого благоденствия или «малого процветания» (приемлемого состояния уютного упорядоченного общества, основанного на семейных отношениях). Такое общество должно быть построено в годы текущей 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) и базироваться на помощи самым обездоленным и слабым, на социальной поддержке, системе прогрессивного налогообложения, активной государственной политике трудоустройства граждан, переселении людей из бедных районов в более благополучные, развитии образования. Построение среднезажиточного общества «сяокан» будет означать формирование «модернизированного социалистического государства», где не будет классового расслоения и все будут равны и свободны [6].

«Выталкивающая» модель бизнеса предполагает нахождение в мире необходимых технологий, их копирование, а потом «выталкивание» создателей этих технологий, используя с помощью государства все возможные для этого способы. В рамках «выталкивающей» модели создаются совместные с иностранным капиталом предприятия для изучения зарубежный технологий, методов менеджмента. Затем предприниматели-китайцы либо выходят из бизнеса, либо доводят его до несостоятельности, перекупают или открывают на основе совместного новое предприятие, выступая конкурентом совместного.

Этнический клановый характер бизнеса делит предпринимателей на «своих» и «чужих». «Свои» - это те китайцы, которых объединяет иероглифическая письменность. Они часто жертвуют прибыльностью, но предпочитают вести дело только со «своими». «Чужими» являются иностранцы, инвестирующие в китайскую экономику. Государство, несмотря на политику открытости экономики и активное участие Китая в мирохозяйственном обороте, относится к «своим» и «чужим» по-разному. В отличие от «своих», у которых очень облегчена процедура регистрации и функционирования бизнеса, «чужим» для открытия бизнеса, даже совместного со «своими», требуется обязательное разрешение государства. Кроме того, инвестиции иностранцев делятся на три

категории. Первая - поощряемая, когда иностранные или совместные предприятия получают определенные преференции, например освобождение от налога на экспорт. Вторая категория - ограниченная, когда для открытия в совместных предприятиях требуется большая доля китайского капитала. И, наконец, к третьей категории (запрещенной) относятся военные, химические предприятия и масс-медиа. Такое деление соответствует национальной ориентированности бизнеса по-китайски, основанного на превосходстве китайской нации, а заодно устраняет с рынка возможных конкурентов.

Кроме понимания китайской модели экономики как «конфуцианского капитализма» существует трактовка, объясняющая успех китайской экономики не столько конфуцианскими добродетелями, сколько наличием в Китае сильного национального государства, проводящего научно обоснованную экономическую политику, и благоприятными историческими обстоятельствами. Так, этатистская (от слова etat - государство) модель китайского бизнеса основана на главенствующей роли государства в развитии бизнеса, поскольку сознание китайцев всегда этатированное, основанное на уважении и доверии к власти, их готовности жертвовать собой, а потому бизнес всегда государственный [5]. Именно государство, как активный партнер предпринимателей, позволяет им выбирать ту или иную стратегию роста: стратегию концентрированного роста, стратегию интегрированного роста, стратегию диверсифицированного роста, стратегию сокращения, каждая из которых имеет свои разновидности и особенности [9]. Выбор стратегии зависит также от существующих конкурентных преимуществ самих предпринимательских структур, учета факторов внешней и внутренней предпринимательской среды, типа предпринимательского поведения и менталитета руководителя, конкретной ситуации. На выбор стратегии влияет и существующее или новое состояние каждого элемента: продукта, рынка, отрасли, положение фирмы внутри отрасли, технологии [9].

Поведение государства по отношению к предпринимательству наряду с планированием экономики позволяет считать его активным участником рыночных отношений в интересах многообразных предпринимательских структур как движущей силы экономического роста за счет его количественных и качественных характеристик (динамизма, открытости, устойчивости, инновационной и социальной направленности) [3], что также составляет одну из современных особенностей китайской экономики.

Список литературы

1. Бодрова И.О. Опыт Китая в построении культуры «гармоничного мира» // Вестник ВСГУТУ. 2013. № 3. С. 139-144.

2. Веселова Л.С. Понятие и роль неформальных отношений «гуанси» в экономической жизни современного Китая. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.11.2017).

3. Галочкина О.А. Свобода предпринимательства как форма взаимоотношений общества и предпринимательства: сб. материалов науч.-практ. конф. «Царскосельские чтения» (16 апреля 2013 г.). СПб., 2013.

4. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: «Издательство Астрель»; ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»; ООО «Издательство АСТ», 2001. 632 с.

5. Соловьев В. Хитрые китайцы или добро пожаловать в новую бизнес-реальность. URL: http:// www.tuning.ru (дата обращения: 16.11.2017).

6. «Сяокан» - это модель идеального общества. Китай от Конфуция до Цзян Цзэми-ня. Синьхуа URL: http://www.centrasia.ru (дата обращения: 16.11.2017).

7. Фукуяма Ф. Доверие, социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ; ЗАО НПП «Ермак», 2004.

8. Чэнь Чун. Сетевые отношения - основа предпринимательской деятельности в Китае // Известия Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. 2015. № 2 (89). С. 182.

9. Шуньхуэй Чжань. Особенности организации предпринимательства в Китае // Экономические науки. 2007. № 2. С. 21.

ЧЕМЛЯКОВА Ася Дмитриевна - аспирант. Российский государственный гидрометеорологический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: olgagalo4@mail.ru.

CHEMLYAKOVA, Asya Dmitriyevna - Graduate Student. Russian State Hydrometeorological University. Russia. Saint-Petersburg. E-mail: olgagalo4@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.