Научная статья на тему 'Этические проблемы информационного пространства'

Этические проблемы информационного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3378
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА / МОРАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВЫ / КОММУНИКАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / INFORMATION ETHICS / MORAL REGULATORS / COMMUNICATION / VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овчинникова Елена Анатольевна, Сергеев Александр Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы информационной этики, одного из направлений современных прикладных этических исследований. Приоритетность этической составляющей информационных процессов обусловлена возрастанием ответственности субъекта и необходимостью выработки моральных регулятивов виртуальной сферы, информационных технологий и опосредованных процессов коммуникации. Авторы анализируют трансформацию коммуникационных процессов, регулятивных механизмов и ценностей, обусловленную спецификой информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical issues of information space

The article is devoted to the problems of information ethics, which is one of the areas of modern applied ethics researches. The priority of the ethical component of information processes is due to the increase of subject`s responsibility and the need for moral regulators in the virtual sphere, information technology and indirect communication. The authors analyze the transformation of communication processes, regulatory frameworks and values derived from the specific characters of the information space.

Текст научной работы на тему «Этические проблемы информационного пространства»

Е. А. Овчинникова, А. С. Сергеев

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Информационная этика является одним из направлений современных прикладных этических исследований. При всей очевидности этических проблем, возникающих в этой сфере, теоретически информационная этика еще достаточно фрагментарна и концептуально не завершена. Концепция информационного общества до сих пор выглядит для многих не более чем изысканной и в некоторых отношениях довольно утопической теоретической конструкцией. Никто не поспорит с тем, что мы еще далеки от того, чтобы провозгласить переход всего человечества к новому типу общества. Тем не менее в наше время бурного развития телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий, которые позволили объединить разбросанные по всему миру информационные ресурсы в некое единое целое, время, когда средства электронной коммуникации уже стали неотъемлемой составляющей нашего существования и постепенно становятся ядром функционирования всего общества, бесполезно отрицать наличие некоторых отличительных черт, присущих информационному обществу и сформулированных в рамках этой концепции.

Во-первых, это нарастающая информатизация общества, протекающая не столько как технологический, сколько как социальный процесс, затрагивающий многие аспекты человеческого существования (культурные, экономические и т. п.). Во-вторых, появление глобального информационного пространства. Той среды, которая смогла обеспечить эффективное взаимодействие на информационном уровне, предоставляя доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворяя информационные потребности. Зачатки этой идеи возникли в 70-х годах XX в. параллельно с разработкой теории постиндустриального общества. Ученые, конечно, не могли предвидеть всю глубину и размах технологических инноваций и социальных последствий от их внедрения, последствия компьютеризации и информатизации различных сфер жизнедеятельности общества, и все-таки некое предчувствие грядущих свершений оказалось концептуально выражено. Интернет как всемирная система объединенных компьютерных сетей — воплотившаяся реалия идеи глобального информационного пространства. Без сомнения, можно констатировать, что человек сменил ареал своего обитания, заселив новое, созданное им самим пространство — пространство информационной реальности. В связи с этим переходом многие аспекты человеческого существования подверглись изменениям: изменилась специфика коммуникативного процесса, трансформировались ценностные структуры, оказалась затронута и нормативно-регулятивная сфера.

Приоритетность этической составляющей информационных процессов обусловлена возрастанием ответственности субъекта и необходимостью выработки моральных регулятивов виртуальной сферы, информационных технологий и опосредованных процессов коммуникации.

© Е. А. Овчинникова, А. С. Сергеев, 2011

Более того, можно с уверенностью утверждать, что в современном информационном пространстве формируется новая социальная реальность, требующая осмысления процессов моральной регуляции. Поскольку процесс незавершенный, динамический, то осмысление моральных ценностей, норм, регулятивов возможно, преимущественно, при помощи моральных дилемм и кейс-стади. Использование данных методов позволит выявить разные подходы к этическим проблемам, изучить специфику морального, императивно-ценностного воздействия.

Пребывание в информационном пространстве задало новые координаты человеческого существования. Неоднозначное положение, которое занимает в нем человек, вносит сильный резонанс в казалось бы оформленный пласт этической проблематики. Этот факт, несомненно, требует более пристального взгляда и переосмысления существующих положений в новом контексте. Одной из наиболее сложных и подвижных (в социальном отношении) сфер человеческой деятельности являются коммуникационные процессы.

Специфика коммуникативного процесса, демаркация приватного и публичного

Человек всегда пребывает в двух реальностях — физической и символической. Вторая реальность играет все больший вес в жизни людей, создавая возможности для расширения коммуникационной деятельности, связанной с созданием и распространением знаков, которые оказывают все усиливающееся влияние на жизнь. По сути, усиливается виртуализация общественной жизни. Физические «коммуникации» уступают место «виртуальным». Интернет на сегодняшний день — это наиболее мощная и интенсивная платформа виртуальной коммуникации, та метасреда, в которой реализуются разнообразные процессы и структуры.

Рассматривая специфику коммуникативного процесса в информационном пространстве, можно отметить ряд характеристик.

Прежде всего, это общение, при котором стираются территориальные, а вслед за ними и культурные границы. И здесь мы сразу сталкиваемся с проблемой обнаружения возможных критериев для дифференциации трансляционного пространства сети Интернет на разные зоны по степени значимости и воздействия. Что такое собственная страничка в Сети —тетрадь для избранных или подпольное СМИ? Чем следует руководствоваться, чтобы провести четкие границы, разделяющие личное пространство одного, где он вправе высказаться как того захочет и по любому желаемому поводу, и пространство общественное, где его высказывание будет воспринято массой, которая окажется под влиянием его выраженного мнения?

Далее, для превалирующих форм коммуникации в Сети характерно отсутствие невербальных средств для самопрезентации. Межличностные коммуникации в основном осуществляются за счет невербальных средств — параллельного и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а мимика и жестикуляция, пространственные и временные рамки, интонационные и темпо-ритмические характеристики речи, символические коммуникативные знаки (поза, глаза, одежда, движения). На невербальную часть приходится гораздо больше информации, чем на вербальную. Так, «при воздействии информации сила влияния распределяется следующим образом: на язык приходится 7%, на голос — 38%, а остальные 55% — на невербальные средства»

[1, с. 78]. Человек, реализующий коммуникацию в виртуальной среде, оказывается отрезан от объемного информационного канала.

Однако существует ряд компенсирующих это обстоятельство средств. К примеру, так называемые смайлики — специальные значки-символы, применяемые для индикации своего состояния и выражения различной гаммы эмоций. При всем при этом, как показывает непосредственная практика, большинство подобных средств играет весьма посредственную роль — этого крайне мало, чтобы восполнить данный пробел.

И наконец, отсутствие идентификации с реальностью, или, по меньшей мере, не-тождественность реальности личностей собеседников, т. е. анонимность и абсолютная условность. Ведь даже при наличии каких-либо сведений или указанных данных, отсутствует гарантия их достоверности.

Такая характеристика, как условность, в Интернете, как в никакой другой среде, располагает к проявлениям игровых моментов в коммуникации, одновременно размывая границы идентичности и жестко ограничивая нас в возможности верификации получаемых о собеседнике сведений.

Что же касается анонимности, то здесь она ведет к целому ряду неизбежных последствий — теряют свое значение определенные барьеры общения. Имеются в виду ограничения, обусловленные репрезентацией внешних характеристик (пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или не привлекательность и др.) партнеров по коммуникации. В результате возникает эффект своего рода «открытости», содержащий в себе ассиметрично-дуальные аспекты.

С одной стороны, это способствует снятию напряжения, предрасполагая к «доверительной беседе», дает возможность человеку высказаться, снижая риск разоблачения и порицания окружающими. С другой стороны, отсутствие барьеров приводит к аффективной разнузданности людей. Анонимность порождает ощущение вседозволенности и безнаказанности, что приводит к безответственности, активизируя в человеке некоторые психологические «атавизмы», провоцирует людей на грубость, хамство, агрессию.

Стоит затронуть и рассмотреть еще один феномен, который имеет место в виртуальной среде — это подчас возникающее чувство неестественности. Невзирая на огромные возможности, которые предоставляет виртуальная коммуникация посредством высоких технологий, она выхолащивает человеческие взаимоотношения. Тяжело обозначить, в чем конкретно это выражается, однако наблюдается присутствие чего-то незримого, ощущение, что чего-то не хватает, что есть некоторый недостающий компонент, отсутствующее звено. Не видеть лица собеседника, не слышать его голоса — как-то неестественно для человеческого общения. Но даже в телеконференциях, в режиме онлайн трансляции, когда в «живом» потоке видео можно видеть и слышать друг друга, собеседник не воспринимает другого во всей полноте. Подобное ощущение псевдореальности — это недостаток любой дистанционной коммуникации, который с развитием технических средств только достигает своей кульминации.

Ценностные метаморфозы

В современном обществе информация наделяется все большей ценностью. Человек начинает в какой-то мере отождествлять себя с информацией, которой он владеет, и предметными носителями, на которых эта информация содержится (жесткий диск компьютера, флэш-накопитель и др.). Обладание информацией становится равнознач-

ным обладанию предметом, если не превышает это ощущение обладания по степени интенсивности. Все это говорит о постепенном, но неуклонном размывании границ между информационным/цифровым пространством и реальной действительностью, существенном сдвиге в ценностных ориентирах.

Возникает ситуация, когда люди приходят к осознанию того, что цифровые файлы им важнее, чем физическое имущество. К примеру, 27-летний американец Крис Юриста (Chris Yurista), работающий ди-джеем, продал квартиру, мебель и остальное свое имущество. Вся его модная одежда помещается в рюкзак, а сам Крис утверждает, что обрел истинную свободу — он может ехать куда угодно и работать в любом месте. Главное, чтобы рядом были велосипед, ноутбук и маленькая клавиатура цифрового пианино.

И это не единичный случай. 22-летний программист Келли Саттон (Kelly Sutton) тоже продал все свое имущество, кроме ноутбука, двух внешних дисков для резервного копирования и пары других вещей, после чего снял комнату в Бруклине. Он основал целое сетевое сообщество на своем сайте CultofLess.com, на котором он помогает единомышленникам избавиться от имущества и обрести свободу настоящего цифрового минимализма.

В этом новом образе жизни главным беспокойством становится надежность жесткого диска, от него начинает зависеть вся жизнь. Информация о счетах в банке. Семейные фото. Рабочие данные. Американские психологи говорят, что в США уже зарегистрированы первые случаи суицида по причине потери всех своих файлов.

Ценность оффлайновых артефактов снижается вполне естественным образом, если учитывать, что топос информационного пространства занимает все больше места в нашей жизни. Если мы проводим большую часть времени в онлайне, то какая разница, как выглядит наша квартира, в каком она городе, какая там мебель? Главное, чтобы обеспечить бесперебойный и скоростной доступ в Интернет. Так что фактически уже неважно, где жить. Про словам Саттона, разнообразные веб-сервисы (сетевые службы, социальные сети) и цифровые медиа полностью заменяют ему реальный/оффлайновый мир. Он ведет полноценную жизнь, работая и отдыхая в виртуальной среде.

Аналогична история Джошуа Кляйна (Joshua Klein), нью-йоркского консультанта по технологическим инновациям. Они вместе с женой продали две трети своего имущества, переведя деньги на электронный счет. По мнению доктора Сандберга из Future of Humanity Institute, идея цифрового минимализма представляет собой переходной этап на пути к цифровой форме существования человеческого разума. По его словам, если в будущем человеческое сознание можно будет скопировать в компьютер, то человек точно так же может продолжать смотреть фильмы, слушать музыку, читать электронные книги и общаться в социальных сетях, как и раньше.

Регулятивные механизмы и нормативная сфера

Совокупность описанных выше особенностей существования в виртуальном пространстве обусловила выработку в Сети новых форм и моделей взаимодействия и формирование собственных механизмов регуляции. Процесс этого формирования отражен в Сети созданием различных регламентов, сводов пользовательских правил, набора рекомендаций и возникновением своего рода этикета среди участников коммуникации. Несмотря на то, что Интернет представляет собой новое и по-своему уникальное

пространство для коммуникации, механизмы регуляции были спроецированы в него напрямую из реальной социальной среды.

Если смотреть в целом, то существует всего два универсальных базовых механизма регуляции человеческого поведения в социуме, которые удерживают людей от совершения неправомерных действий и побуждают к действиям благовидным.

Первый механизм — это некий внешний регулятор. В качестве такого внешнего регулятора выступают законодательно-правовая база со списком соответствующих санкций за те или иные правонарушения, с одной стороны, и институт общественного мнения, осуждающий (на основе кодекса обоюдно соблюдаемых норм и правил) отдельного индивида, лишая его каких-либо привилегий или даже возможности быть причастным к данному сообществу, — с другой. Законодательная база формируется за счет постановлений государства, институт общественного мнения складывается из общих представлений о допустимости или неприемлемости тех или иных действий.

Второй механизм — это моральные принципы, нравственные императивы, собственно тот фундамент, который закладывается в процессе социализации личности и формируется за счет воспитания, влияния окружения, получаемого образования и т. п.

Правовая база, ориентированная на регуляцию взаимодействия пользователей в виртуальном пространстве, только оформляется, таким образом первый механизм регуляции оказывается почти вычеркнутым, и вся нагрузка за регулирование процесса общения практически целиком оказалась возложена на второй механизм. Однако внутренний регулятор в ситуации виртуального общения оказывается недееспособным — моральная культура у большинства пользователей, даже в случае, когда люди обладают достаточно развитыми навыками общения, на время как бы «выключается». Сказывается аффективное воздействие анонимности и игровой компонент условности. Поводом к такому внезапному «сбою» служит сознательное разграничение для себя участниками коммуникативного процесса реальной жизни, где этот механизм инициируется, и онлайн среды как игровой зоны, где он «выключается».

«Там, где поведение человека не регламентировано, а главное, не ограничено сильной репрессивной властью, там имеет место то, что русские называют состоянием воли, а не свободы, т. е. исполнением некоторых внутренних желаний, чего бы это ни стоило. И поскольку в обществе всегда достаточно много мест, которые не просматриваются властью и не контролируются полицией, постольку нельзя говорить о полном охвате репрессивным правом всех сфер жизнедеятельности людей. Однако несовершенство контролирующих и репрессивных органов еще не дает оснований говорить о наличии оазисов свободы. На самом деле все зоны “приватного” поведения тоже по-своему регламентированы и, какую бы из зон неофициального пространства мы ни взяли, везде — от воров в законе до молодых людей, объединившихся в “системы” — мы найдем свои структуры порядка подчас не менее жесткие, чем принятые в обществе» [2, с. 344]. Интернет в данном случае как раз и является новой зоной приватного общения. Но как провести четкие границы в информационном пространстве, когда приватная зона становится публичной?

Развитие информационных технологий оказывает очевидное воздействие на коммуникационные процессы, трансформирует ценностные установки, открывает перед человеком новые перспективы его социального бытия, предполагая увеличение ответственности. В информационном обществе, с одной стороны, возрастает роль человека,

человеческого фактора, с другой — развитие техники приводит к замещению человека и вытеснению его из сфер общественного бытия. Моральная проблематика, ее уникальность в информационном пространстве порождена иной комбинацией, сочетанием ценностных установок и нормативных представлений, задаваемых человеку информационной средой.

Таким образом, анализируя специфику, своеобразие информационного пространства, можно выделить ряд этических проблем, требующих дальнейшего анализа, осмысления. Прежде всего, проблема выявления и обоснования моральных регулятивов, охватывающих все сферы Интернет-реальности, и поиски механизмов реализации моральной нормативности в информационном пространстве, этический анализ ценностных метаморфоз и коммуникативных трансформаций, обусловленных изменениями среды обитания человека.

Литература

1. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб., 2006.

2. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997.

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.