Е. А. Овчинникова, А. С. Сергеев
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Информационная этика является одним из направлений современных прикладных этических исследований. При всей очевидности этических проблем, возникающих в этой сфере, теоретически информационная этика еще достаточно фрагментарна и концептуально не завершена. Концепция информационного общества до сих пор выглядит для многих не более чем изысканной и в некоторых отношениях довольно утопической теоретической конструкцией. Никто не поспорит с тем, что мы еще далеки от того, чтобы провозгласить переход всего человечества к новому типу общества. Тем не менее в наше время бурного развития телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий, которые позволили объединить разбросанные по всему миру информационные ресурсы в некое единое целое, время, когда средства электронной коммуникации уже стали неотъемлемой составляющей нашего существования и постепенно становятся ядром функционирования всего общества, бесполезно отрицать наличие некоторых отличительных черт, присущих информационному обществу и сформулированных в рамках этой концепции.
Во-первых, это нарастающая информатизация общества, протекающая не столько как технологический, сколько как социальный процесс, затрагивающий многие аспекты человеческого существования (культурные, экономические и т. п.). Во-вторых, появление глобального информационного пространства. Той среды, которая смогла обеспечить эффективное взаимодействие на информационном уровне, предоставляя доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворяя информационные потребности. Зачатки этой идеи возникли в 70-х годах XX в. параллельно с разработкой теории постиндустриального общества. Ученые, конечно, не могли предвидеть всю глубину и размах технологических инноваций и социальных последствий от их внедрения, последствия компьютеризации и информатизации различных сфер жизнедеятельности общества, и все-таки некое предчувствие грядущих свершений оказалось концептуально выражено. Интернет как всемирная система объединенных компьютерных сетей — воплотившаяся реалия идеи глобального информационного пространства. Без сомнения, можно констатировать, что человек сменил ареал своего обитания, заселив новое, созданное им самим пространство — пространство информационной реальности. В связи с этим переходом многие аспекты человеческого существования подверглись изменениям: изменилась специфика коммуникативного процесса, трансформировались ценностные структуры, оказалась затронута и нормативно-регулятивная сфера.
Приоритетность этической составляющей информационных процессов обусловлена возрастанием ответственности субъекта и необходимостью выработки моральных регулятивов виртуальной сферы, информационных технологий и опосредованных процессов коммуникации.
© Е. А. Овчинникова, А. С. Сергеев, 2011
Более того, можно с уверенностью утверждать, что в современном информационном пространстве формируется новая социальная реальность, требующая осмысления процессов моральной регуляции. Поскольку процесс незавершенный, динамический, то осмысление моральных ценностей, норм, регулятивов возможно, преимущественно, при помощи моральных дилемм и кейс-стади. Использование данных методов позволит выявить разные подходы к этическим проблемам, изучить специфику морального, императивно-ценностного воздействия.
Пребывание в информационном пространстве задало новые координаты человеческого существования. Неоднозначное положение, которое занимает в нем человек, вносит сильный резонанс в казалось бы оформленный пласт этической проблематики. Этот факт, несомненно, требует более пристального взгляда и переосмысления существующих положений в новом контексте. Одной из наиболее сложных и подвижных (в социальном отношении) сфер человеческой деятельности являются коммуникационные процессы.
Специфика коммуникативного процесса, демаркация приватного и публичного
Человек всегда пребывает в двух реальностях — физической и символической. Вторая реальность играет все больший вес в жизни людей, создавая возможности для расширения коммуникационной деятельности, связанной с созданием и распространением знаков, которые оказывают все усиливающееся влияние на жизнь. По сути, усиливается виртуализация общественной жизни. Физические «коммуникации» уступают место «виртуальным». Интернет на сегодняшний день — это наиболее мощная и интенсивная платформа виртуальной коммуникации, та метасреда, в которой реализуются разнообразные процессы и структуры.
Рассматривая специфику коммуникативного процесса в информационном пространстве, можно отметить ряд характеристик.
Прежде всего, это общение, при котором стираются территориальные, а вслед за ними и культурные границы. И здесь мы сразу сталкиваемся с проблемой обнаружения возможных критериев для дифференциации трансляционного пространства сети Интернет на разные зоны по степени значимости и воздействия. Что такое собственная страничка в Сети —тетрадь для избранных или подпольное СМИ? Чем следует руководствоваться, чтобы провести четкие границы, разделяющие личное пространство одного, где он вправе высказаться как того захочет и по любому желаемому поводу, и пространство общественное, где его высказывание будет воспринято массой, которая окажется под влиянием его выраженного мнения?
Далее, для превалирующих форм коммуникации в Сети характерно отсутствие невербальных средств для самопрезентации. Межличностные коммуникации в основном осуществляются за счет невербальных средств — параллельного и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а мимика и жестикуляция, пространственные и временные рамки, интонационные и темпо-ритмические характеристики речи, символические коммуникативные знаки (поза, глаза, одежда, движения). На невербальную часть приходится гораздо больше информации, чем на вербальную. Так, «при воздействии информации сила влияния распределяется следующим образом: на язык приходится 7%, на голос — 38%, а остальные 55% — на невербальные средства»
[1, с. 78]. Человек, реализующий коммуникацию в виртуальной среде, оказывается отрезан от объемного информационного канала.
Однако существует ряд компенсирующих это обстоятельство средств. К примеру, так называемые смайлики — специальные значки-символы, применяемые для индикации своего состояния и выражения различной гаммы эмоций. При всем при этом, как показывает непосредственная практика, большинство подобных средств играет весьма посредственную роль — этого крайне мало, чтобы восполнить данный пробел.
И наконец, отсутствие идентификации с реальностью, или, по меньшей мере, не-тождественность реальности личностей собеседников, т. е. анонимность и абсолютная условность. Ведь даже при наличии каких-либо сведений или указанных данных, отсутствует гарантия их достоверности.
Такая характеристика, как условность, в Интернете, как в никакой другой среде, располагает к проявлениям игровых моментов в коммуникации, одновременно размывая границы идентичности и жестко ограничивая нас в возможности верификации получаемых о собеседнике сведений.
Что же касается анонимности, то здесь она ведет к целому ряду неизбежных последствий — теряют свое значение определенные барьеры общения. Имеются в виду ограничения, обусловленные репрезентацией внешних характеристик (пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или не привлекательность и др.) партнеров по коммуникации. В результате возникает эффект своего рода «открытости», содержащий в себе ассиметрично-дуальные аспекты.
С одной стороны, это способствует снятию напряжения, предрасполагая к «доверительной беседе», дает возможность человеку высказаться, снижая риск разоблачения и порицания окружающими. С другой стороны, отсутствие барьеров приводит к аффективной разнузданности людей. Анонимность порождает ощущение вседозволенности и безнаказанности, что приводит к безответственности, активизируя в человеке некоторые психологические «атавизмы», провоцирует людей на грубость, хамство, агрессию.
Стоит затронуть и рассмотреть еще один феномен, который имеет место в виртуальной среде — это подчас возникающее чувство неестественности. Невзирая на огромные возможности, которые предоставляет виртуальная коммуникация посредством высоких технологий, она выхолащивает человеческие взаимоотношения. Тяжело обозначить, в чем конкретно это выражается, однако наблюдается присутствие чего-то незримого, ощущение, что чего-то не хватает, что есть некоторый недостающий компонент, отсутствующее звено. Не видеть лица собеседника, не слышать его голоса — как-то неестественно для человеческого общения. Но даже в телеконференциях, в режиме онлайн трансляции, когда в «живом» потоке видео можно видеть и слышать друг друга, собеседник не воспринимает другого во всей полноте. Подобное ощущение псевдореальности — это недостаток любой дистанционной коммуникации, который с развитием технических средств только достигает своей кульминации.
Ценностные метаморфозы
В современном обществе информация наделяется все большей ценностью. Человек начинает в какой-то мере отождествлять себя с информацией, которой он владеет, и предметными носителями, на которых эта информация содержится (жесткий диск компьютера, флэш-накопитель и др.). Обладание информацией становится равнознач-
ным обладанию предметом, если не превышает это ощущение обладания по степени интенсивности. Все это говорит о постепенном, но неуклонном размывании границ между информационным/цифровым пространством и реальной действительностью, существенном сдвиге в ценностных ориентирах.
Возникает ситуация, когда люди приходят к осознанию того, что цифровые файлы им важнее, чем физическое имущество. К примеру, 27-летний американец Крис Юриста (Chris Yurista), работающий ди-джеем, продал квартиру, мебель и остальное свое имущество. Вся его модная одежда помещается в рюкзак, а сам Крис утверждает, что обрел истинную свободу — он может ехать куда угодно и работать в любом месте. Главное, чтобы рядом были велосипед, ноутбук и маленькая клавиатура цифрового пианино.
И это не единичный случай. 22-летний программист Келли Саттон (Kelly Sutton) тоже продал все свое имущество, кроме ноутбука, двух внешних дисков для резервного копирования и пары других вещей, после чего снял комнату в Бруклине. Он основал целое сетевое сообщество на своем сайте CultofLess.com, на котором он помогает единомышленникам избавиться от имущества и обрести свободу настоящего цифрового минимализма.
В этом новом образе жизни главным беспокойством становится надежность жесткого диска, от него начинает зависеть вся жизнь. Информация о счетах в банке. Семейные фото. Рабочие данные. Американские психологи говорят, что в США уже зарегистрированы первые случаи суицида по причине потери всех своих файлов.
Ценность оффлайновых артефактов снижается вполне естественным образом, если учитывать, что топос информационного пространства занимает все больше места в нашей жизни. Если мы проводим большую часть времени в онлайне, то какая разница, как выглядит наша квартира, в каком она городе, какая там мебель? Главное, чтобы обеспечить бесперебойный и скоростной доступ в Интернет. Так что фактически уже неважно, где жить. Про словам Саттона, разнообразные веб-сервисы (сетевые службы, социальные сети) и цифровые медиа полностью заменяют ему реальный/оффлайновый мир. Он ведет полноценную жизнь, работая и отдыхая в виртуальной среде.
Аналогична история Джошуа Кляйна (Joshua Klein), нью-йоркского консультанта по технологическим инновациям. Они вместе с женой продали две трети своего имущества, переведя деньги на электронный счет. По мнению доктора Сандберга из Future of Humanity Institute, идея цифрового минимализма представляет собой переходной этап на пути к цифровой форме существования человеческого разума. По его словам, если в будущем человеческое сознание можно будет скопировать в компьютер, то человек точно так же может продолжать смотреть фильмы, слушать музыку, читать электронные книги и общаться в социальных сетях, как и раньше.
Регулятивные механизмы и нормативная сфера
Совокупность описанных выше особенностей существования в виртуальном пространстве обусловила выработку в Сети новых форм и моделей взаимодействия и формирование собственных механизмов регуляции. Процесс этого формирования отражен в Сети созданием различных регламентов, сводов пользовательских правил, набора рекомендаций и возникновением своего рода этикета среди участников коммуникации. Несмотря на то, что Интернет представляет собой новое и по-своему уникальное
пространство для коммуникации, механизмы регуляции были спроецированы в него напрямую из реальной социальной среды.
Если смотреть в целом, то существует всего два универсальных базовых механизма регуляции человеческого поведения в социуме, которые удерживают людей от совершения неправомерных действий и побуждают к действиям благовидным.
Первый механизм — это некий внешний регулятор. В качестве такого внешнего регулятора выступают законодательно-правовая база со списком соответствующих санкций за те или иные правонарушения, с одной стороны, и институт общественного мнения, осуждающий (на основе кодекса обоюдно соблюдаемых норм и правил) отдельного индивида, лишая его каких-либо привилегий или даже возможности быть причастным к данному сообществу, — с другой. Законодательная база формируется за счет постановлений государства, институт общественного мнения складывается из общих представлений о допустимости или неприемлемости тех или иных действий.
Второй механизм — это моральные принципы, нравственные императивы, собственно тот фундамент, который закладывается в процессе социализации личности и формируется за счет воспитания, влияния окружения, получаемого образования и т. п.
Правовая база, ориентированная на регуляцию взаимодействия пользователей в виртуальном пространстве, только оформляется, таким образом первый механизм регуляции оказывается почти вычеркнутым, и вся нагрузка за регулирование процесса общения практически целиком оказалась возложена на второй механизм. Однако внутренний регулятор в ситуации виртуального общения оказывается недееспособным — моральная культура у большинства пользователей, даже в случае, когда люди обладают достаточно развитыми навыками общения, на время как бы «выключается». Сказывается аффективное воздействие анонимности и игровой компонент условности. Поводом к такому внезапному «сбою» служит сознательное разграничение для себя участниками коммуникативного процесса реальной жизни, где этот механизм инициируется, и онлайн среды как игровой зоны, где он «выключается».
«Там, где поведение человека не регламентировано, а главное, не ограничено сильной репрессивной властью, там имеет место то, что русские называют состоянием воли, а не свободы, т. е. исполнением некоторых внутренних желаний, чего бы это ни стоило. И поскольку в обществе всегда достаточно много мест, которые не просматриваются властью и не контролируются полицией, постольку нельзя говорить о полном охвате репрессивным правом всех сфер жизнедеятельности людей. Однако несовершенство контролирующих и репрессивных органов еще не дает оснований говорить о наличии оазисов свободы. На самом деле все зоны “приватного” поведения тоже по-своему регламентированы и, какую бы из зон неофициального пространства мы ни взяли, везде — от воров в законе до молодых людей, объединившихся в “системы” — мы найдем свои структуры порядка подчас не менее жесткие, чем принятые в обществе» [2, с. 344]. Интернет в данном случае как раз и является новой зоной приватного общения. Но как провести четкие границы в информационном пространстве, когда приватная зона становится публичной?
Развитие информационных технологий оказывает очевидное воздействие на коммуникационные процессы, трансформирует ценностные установки, открывает перед человеком новые перспективы его социального бытия, предполагая увеличение ответственности. В информационном обществе, с одной стороны, возрастает роль человека,
человеческого фактора, с другой — развитие техники приводит к замещению человека и вытеснению его из сфер общественного бытия. Моральная проблематика, ее уникальность в информационном пространстве порождена иной комбинацией, сочетанием ценностных установок и нормативных представлений, задаваемых человеку информационной средой.
Таким образом, анализируя специфику, своеобразие информационного пространства, можно выделить ряд этических проблем, требующих дальнейшего анализа, осмысления. Прежде всего, проблема выявления и обоснования моральных регулятивов, охватывающих все сферы Интернет-реальности, и поиски механизмов реализации моральной нормативности в информационном пространстве, этический анализ ценностных метаморфоз и коммуникативных трансформаций, обусловленных изменениями среды обитания человека.
Литература
1. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб., 2006.
2. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997.
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2010 г.