Научная статья на тему 'Актуальные проблемы медиапсихологии в условиях системы Web 2. 0'

Актуальные проблемы медиапсихологии в условиях системы Web 2. 0 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
516
105
Поделиться
Ключевые слова
WEB 2.0 / "НОВЫЕ МЕДИА" / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА / СЕТЕВОЕ РАСТОРМАЖИВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТРОЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бейненсон В. А.

Выделяются социально-психологические проблемы, связанные с цифровой интерактивной медиасредой, известной как система Web 2.0. Среди них зависимость от виртуального общения, информационная перегрузка, проблема интернет-жаргона, размывание системы социальных и этических ценностей.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бейненсон В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CURRENT ISSUES IN MEDIA PSYCHOLOGY IN Web 2.0 SYSTEM

The paper outlines some sociopsychological problems, connected with the interactive digital media environment known as Web 2.0. These include addiction to virtual communication, information overload, internet slang, and the corrosion of social and ethical values.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы медиапсихологии в условиях системы Web 2. 0»

Социология. Психология. Философия Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (2), с. 409-412

УДК 070

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИАПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ WEB 2.0

© 2014 г. В.А. Бейненсон

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

shachkovava@yandex. ru

Поступила в редакцию 27.09.2013

Выделяются социально-психологические проблемы, связанные с цифровой интерактивной ме-диасредой, известной как система Web 2.0. Среди них - зависимость от виртуального общения, информационная перегрузка, проблема интернет-жаргона, размывание системы социальных и этических ценностей.

Ключевые слова: Web 2.0, «новые медиа», интернет-зависимость, информационная перегрузка, сетевое растормаживание, интернет-троллинг.

Система Web 2.0 и порожденные ее техническими возможностями так называемые «новые медиа» обладают двумя атрибутивными признаками: интерактивностью и цифровым способом передачи данных. Пользователь, получив возможность размещения собственного контента в различных форматах, выступает как полноправный участник в процессе массовой коммуникации. Подобное расширение возможностей влечет формирование новых социально-психологических проблем.

1. Происходит стирание границ социальных и психологических ролей «автор-адресат», исчезает различие статусов (ранее коммуникатор воспринимался как более компетентная, авторитетная фигура). Взаимосвязь участников коммуникативного процесса становится не двусторонней и однонаправленной, а многосторонней. Каждый пользователь является и источником, и адресатом; количество возможных взаимных связей возрастает до бесконечности.

2. Может формироваться зависимость от соцсетей и доминирование собственного виртуального образа над прочими социальными ролями. Фактически складывается новая сфера существования личности - «публичная субъективность», которая воплощается в многочисленных вариантах «виртуальной идентичности», которая становится и дополнением, и способом развития личности [1, с. 86]. Формирование так называемого киберобраза является процессом естественным и даже необходимым в ходе социализации современной личности, однако здесь может возникать ряд новых проблем:

- происходит «раскол» личности на виртуальную и реальную составляющие и противопоставление этих образов;

- как следствие может возникать преобладание виртуального образа над реальной личностью (человек интереснее, полнее и ярче живет в форме своего киберобраза, совершает больше действий, испытывает более сильные эмоции);

- в результате может формироваться зависимость от виртуальной жизни в различных ее проявлениях - от активного общения в социальных сетях и на форумах, графомании в бло-гах до разнообразных сетевых игр.

Вопрос о том, действительно ли активная виртуальная жизнь обедняет жизнь реальную, остается открытым. С одной стороны, чем больше сил и времени человек посвящает общению в Сети, тем меньше их остается на реальные отношения. С другой стороны, коммуникации через Интернет являются продолжением живого общения, Сеть предоставляет лишь новые возможности для этого. Коммуникабельные люди легко заводят много новых знакомств и в Интернете. У тех же, для кого общение вне Сети являлось проблемой, онлайн-отношения также вызывают сложности [2, с. 17].

3. Возникает проблема регулирования массовых коммуникативных процессов и поиск способов подчинения «сетевого разума».

В системе Web 2.0 каждый имеет возможность проявить себя как в качестве индивидуального автора, так и в качестве коллективного соавтора. Путем воздействия на мнения и настроения внутри своей группы пользователь получает до недавней поры невиданные воз-

410

В.А. Бейненсон

можности влияния на широкую общественность.

В результате спонтанного творчества всех участников в рамках системы Web 2.0 процессы становятся более хаотичными, а вся система труднодоступной для внешнего воздействия. Механизмы влияния в рамках Web 2.0 из-за бесконечного количества источников оказываются намного сложнее, чем в традиционной системе медиакоммуникации. Нагнетание истерии, шантаж, протесты, открытая агитация - все эти приемы широко используются в «новых медиа». Более того, новая интерактивная система дает инструменты в руки не только адекватным социально активным личностям, но и пользователям, одержимым распространением подчас сомнительных идей или просто опьяненным властью новых виртуальных возможностей.

4. В условиях системы Web 2.0 приобретает актуальность проблема языка интернет-коммуникации. Она является не только лингвистической, культурологической, но и социально-психологической. Желание приобщиться к новой среде и освоить ее язык мотивирует пользователя проявлять все большую коммуникативную активность, чтобы приобщиться к системе культурных кодов и уметь переключаться между ними [3, с. 47]. Стремление быть принятым в интернет-сообщество требует приложения определенных усилий, и человек вовлекается в процесс освоения и использования новых языковых навыков. Освоение нового жаргона является своего рода получением секретного знания для проникновения в ранее закрытую сферу. Пользователь начинает нарочито демонстрировать умение владения интернет-языком как в рамках сетевой коммуникации, так и при личном общении. Когда язык освоен, удовольствие от его применения и ощущения принадлежности сообществу «не отпускает» пользователя из Сети.

5. Особую остроту в условиях интерактивной цифровой медиасистемы приобретает проблема информационной перегрузки. По сравнению с традиционным Web 1.0 количество связей между пользователями в новой системе значительно возросло, каждый день объем размещаемой в сети информации увеличивается в геометрической прогрессии и превосходит возможности ее восприятия человеком. Мгновенный доступ к неограниченному количеству информации из огромного количества источников сомнительной надежности подрывает доверие к информационному потоку в целом.

Одной из причин информационной перегрузки является интернет-зависимость и неумеренное телесмотрение как компенсация личной и житейской неустроенности [4, с. 12].

Кроме того, перегрузка информацией возникает не только из-за неограниченного количества источников и медиазависимости, но и главным образом из-за неупорядоченности информационного потока. Именно хаос, отсутствие структуры поступающей информации вызывает переутомление пользователя.

6. Основной проблемой в условиях «новых медиа» становится размывание системы ценностей, стирание этических и социальных норм. В киберпространстве люди позволяют себе говорить и делать то, что, как правило, не говорят и не делают в реальной жизни. Они игнорируют нормы и правила, которыми руководствуются вне Сети.

6.1. Человек в Интернете чувствует себя свободнее, выражается более открыто. Возникает, так называемый «эффект растормажива-ния» [5].

Растормаживание может быть благоприятным - в виде проявления различного рода великодушия и доброты. К этому относится, например, участие в рассылке просьб о помощи или перечисление средств в различные благотворительные фонды. Люди в Сети не становятся добрее, Интернет лишь предлагает простые, удобные способы выполнить действие, которое приносит моральное удовлетворение и требует потратить лишь несколько секунд.

Часто растормаживание приобретает неблагоприятные последствия, когда проявляются грубость, злость, ненависть и даже угрозы. Люди исследуют темную сторону Интернета: порнографию и насилие - области, которых никогда бы не коснулись в реальной жизни.

Далее рассмотрим причины сетевого рас-тормаживания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.1.1. Диссоциативная анонимность, которая может быть выражена в виде установки «вы меня не знаете».

Общение в Интернете располагает к анонимности, и рядовой пользователь обычно не может выяснить, кто на самом деле является его собеседником. Подобная анонимность позволяет пользователю, проявляя враждебность, не брать на себя ответственность за это. Фактически люди готовы убедить себя, что подобное поведение это «совсем не я».

6.1.2. Невидимость - установка «вы меня не видите».

Здесь есть сходство с анонимностью, но есть и отличия. В процессе переписки (особенно в социальных сетях, блогах) собеседники могут получать много информации друг о друге, не скрывать свою идентичность, оставаясь однако при этом невидимыми. Текстовая коммуникация изначально позволяет не смотреть в лицо собеседнику и скрывать свои эмоции.

Актуальные проблемы медиапсихологии в условиях системы Web 2.0

411

6.1.3. Асинхронность - установка «увидимся позже».

При переписке нет необходимости в немедленной реакции собеседника, что способствует растормаживанию. Всегда есть время обдумать свой виртуальный ответ, тщательно сформулировать его или вовсе отложить на довольно продолжительное время, в любой момент отключившись от разговора.

6.1.4. Солипсическая интроекция - установка «все это только в моей голове».

Собеседника пользователь не видел и не слышал, постепенно он конструирует его образ в своей голове, при этом наделяя его реплики собственными интонациями. Постепенно возникает ощущение, что это диалог с собой, что дает ощущение безопасности и возможность вести разговоры на любые темы без культурных ограничений.

6.1.5. Диссоциативное воображение - установка «это всего лишь игра».

В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним в Сети так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Может казаться, что созданные его воображением персонажи, живут в другой вселенной, где не действуют требования и обязательства реального мира. Создается впечатление, что все виртуальные собеседники, проблемы и ответственность, с ними связанная, исчезают при выключении компьютера вместе с их отдельным виртуальным миром, исключительно в котором они существуют.

Данная установка порождает не просто проблему самоидентификации личности и раскола собственного образа, как это происходит в случае анонимности и невидимости. Диссоциативное воображение порождает более сложную психологическую и этическую проблему своего рода «создания и уничтожения» новых реальностей для личности.

6.1.6. Минимизация власти - установка «мы равны».

Любой пользователь в Сети имеет равные условия, чтобы заработать виртуальный статус, приобрести влияние, часто не связанное с уровнем заслуг в реальности. В сети, где есть ощущение равноправных отношений и авторитаризм

сведен к минимуму, люди гораздо более склонны высказываться откровенно и нарушать нормы приличия.

6.2. Проблемой, порожденной общением в системе Web 2.0, стал так называемый интернет-троллинг. Так в современном интернет-сообществе называют размещение в Сети провокационных и грубых сообщений с целью вызвать конфликты между участниками дискуссий. Общаясь онлайн, люди теряют ощущение моральных норм и социальных запретов. Они начинают вести себя в соответствии со своими инстинктивными побуждениями. Такое состояние не только пагубно с социальной и этической точки зрения. Оно играет деструктивную роль прежде всего для самого «тролля» и может являться признаком раздвоения личности. В подобном состоянии человек наиболее подвержен влиянию, легко поддается внушению и убеждению [6]. Трол-линг можно назвать частным случаем явления сетевого растормаживания.

Решение упомянутых проблем может лежать не столько в рамках психологии, сколько в сфере медиапедагогики, ориентирующей пользователя на грамотное и осознанное использование преимуществ системы Web 2.0.

Список литературы

1. Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии // Проблемы медиапсихологии. М.: РИП-Холдинг, 2002. С. 19-21.

2. Авербух Н.В., Щербинин А.А. Общение в Интернете: реальность или уход от нее? // Научные материалы V съезда Российского психологического общества. Том III. М.: Изд-во ИП РАН, 2012. С. 399.

3. Белинская Е.П. Язык Интернет-коммуникации: социально-психологические проблемы и следствия // Научные материалы V съезда Российского психологического общества. Том III. М.: Изд-во ИП РАН, 2012. С. 405-406.

4. Войскунский А.Е. Вместо предисловия: «за» и «против» интернет-зависимости // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития. М., 2009. 279 с.

5. Suler J. The Online Disinhibition Effect // Cy-berPsychology & Behavior. 2004. Vol. 7. № 3. Р. 321326.

6. Кросс Д. «Интернет-троллинг» — свидетельство раздвоения личности. - URL: psyfactor.org (дата обращения 20.08.2013).

CURRENT ISSUES IN MEDIA PSYCHOLOGY IN Web 2.0 SYSTEM

V.A. Beynenson

The paper outlines some sociopsychological problems, connected with the interactive digital media environment known as Web 2.0. These include addiction to virtual communication, information overload, internet slang, and the corrosion of social and ethical values.

Keywords: Web 2.0, "new media", internet addiction, information overload, online disinhibition, internet trolling.

412

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.A. EeûHeHCOH

References

1. Pronina E.E. Kategorii mediapsikhologii // Prob-lemy mediapsikhologii. M.: RIP-Kholding, 2002. S. 1921.

2. Averbukh N.V., Shcherbinin A.A. Obshchenie v Internete: real'nost' ili ukhod ot nee? // Nauchnye materi-aly V s"ezda Rossiiskogo psikhologicheskogo ob-shchestva. Tom III. M.: Izd-vo IP RAN, 2012. S. 399.

3. Belinskaia E.P. Iazyk Internet-kommunikatsii: sotsial'no-psikhologicheskie problemy i sledstviia // Nauchnye materialy V s"ezda Rossiiskogo psikholog-

icheskogo obshchestva. Tom III. M.: Izd-vo IP RAN, 2012. S. 405-406.

4. Voiskunskii A.E. Vmesto predisloviia: «za» i «protiv» internet-zavisimosti // Internet-zavisimost'. Psikhologicheskaia priroda i dinamika razvitiia. M., 2009. 279 s.

5. Suler J. The Online Disinhibition Effect // Cy-berPsychology & Behavior. 2004. Vol. 7. № 3. P. 321326.

Kross D. «Internet-trolling» — svidetel'stvo razdvoeniia lichnosti. - URL: psyfactor.org (data obrashcheniia 20.08.2013).